Внешнеэкономическая деятельность

Дисциплина «Внешнеэкономическая деятельность»

По материалам: Э.А. Арустамов, д-р эконом. Наук, проф. Засл. Деятель науки РФ. Р.С. Андреева, канд. Эконом. Наук. Внешнеэкономическая деятельность. Учебник/ Э.А. Арустамов, Р.С. Андреева – М.: КНОРУС, 2016, - 168 с.

 

Лекция № 10

 

ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НА МИРОВОМ РЫНКЕ

 

Валютное регулирование

 

Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Банк России и Правительство Российской Федерации согласно Закону о валютном регулировании и валютном контроле.

Для реализации функций, предусмотренных Законом о валютном регулировании и валютном контроле, Банк России и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов. Если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования, валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений. При установлении требования об использовании специального счета органы валютного регулирования не вправе вводить ограничения.

Не допускается установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений.

Банк России устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям. Банк России, Правительство Российской Федерации, а также специально уполномоченные на то Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти осуществляют все виды валютных операций без ограничений.

Валютный курс — цена денежной единицы данной национальной валюты, выраженная в денежных единицах валюты другой страны.

Валютный курс необходим:

1)    для взаимного обмена валютами;

2)    сравнения цен мирового и национального рынков;

3)   разница процентных ставок по странам:

    Краткосрочные (повышение ставок способствует повышению курса национальной валюты),

    Долгосрочные (в процессе постоянных обсуждений);

4) деятельность валютных рисков и спекулятивные валютные операции (если прогнозируется понижение курса, то фирмы стараются избавиться от этой валюты, что способствует еще большему падению валюты);

5) степень использования определенной валюты на еврорынке и в международных расчетах (чем выше степень использования, тем выше курс валюты);

6) степень доверия к валюте на национальном и мировом рынке (чем выше степень доверия, тем выше курс валюты);

7) валютная политика страны (выражается в осуществлении государственными органами определенной совокупности мер в сфере валютно-финансовых и кредитных отношений).

Виды валютных курсов:

■     фиксированный — в основе лежит валютный паритет, т.е. официально установленное соотношение денежных единиц разных стран;

■     плавающий — зависит от рыночного спроса и предложения на валюту и может значительно колебаться по величине.

Режимы валютных курсов:

■     независимое плавание (59 стран) — основано на том, что курс валют складывается под влиянием спроса и предложения на девизном рынке при умеренных интервенциях центрального банка;

■     управляемое плавание (36 стран) — большее вмешательство государства в функционирование девизных рынков, чем при независимом плавании;

■     совместное плавание — страны ЕС.

Виды валютных рынков:

1)    по сфере распространения:

■     международный — охватывает валютные рынки всех стран мира,

■     внутренний валютный рынок одного государства;

2)    по отношению к валютным ограничениям:

■     свободный,

■     занятый;

3)    по видам применяемых валютных курсов:

■     с одним режимом,

■     с двойным режимом;

4)    по степени организованности:

■     биржевой рынок — представлен биржей.

 

Валютные операции

 

Валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются в основном без ограничений в соответствии с Законом о валютном регулировании и валютном контроле. В отношении некоторых сделок ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.

Валютные операции движения капитала между резидентами и не-резидентами регулируются Банком России, который может устанавливать только требование об использовании специального счета.

Требование об использовании специального счета может быть установлено Банком России при регулировании следующих валютных операций, осуществляемых между резидентами и нерезидентами:

1)    расчетов и переводов при предоставлении кредитов и займов в валюте Российской Федерации резидентами нерезидентам;

2 ) расчетов и переводов при получении кредитов и займов в валюте Российской Федерации резидентами от нерезидентов;

3)    операций с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами);

4)    исполнения резидентами обязательств по внешним ценным бумагам;

5)    операций, связанных с приобретением нерезидентами у резидентов прав на внутренние ценные бумаги, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внутренних ценных бумаг (прав, удостоверенных внутренними ценными бумагами);

6)    операций, связанных с приобретением резидентами у нерезидентов прав на внутренние ценные бумаги, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внутренних ценных бумаг (прав, удостоверенных внутренними ценными бумагами), а также исполнением резидентами обязательств по внутренним ценным бумагам.

Расчеты и переводы при предоставлении кредитов и займов в валюте Российской Федерации резидентами нерезидентам осуществляются путем зачисления суммы кредита или займа на банковский счет нерезидента в валюте Российской Федерации, открытый в уполномоченном банке.

Денежные расчеты между резидентами и нерезидентами но операциям с внутренними ценными бумагами осуществляются в валюте российской Федерации, если иное не установлено Банком России в целом или применительно к отдельным видам внутренних ценных бумаг. Денежные расчеты между резидентами и нерезидентами по операциям с внешними ценными бумагами могут осуществляться в валюте Российской Федерации и иностранной валюте, если иное не установлено Банком России в целом или применительно к отдельным видам внешних ценных бумаг.

Валютные операции между резидентами запрещены, за исключением:

1)    операций, связанных с расчетами в магазинах беспошлинной торговли, а также с расчетами при реализации товаров и оказании услуг пассажирам в пути следования транспортных средств при международных перевозках;

2)    операций между комиссионерами (агентами, поверенными) и комитентами (принципалами, доверителями) при оказании комиссионерами (агентами, поверенными) услуг, связанных с заключением и исполнением договоров с нерезидентами о передаче товаров, выполнении работ, об оказании услуг, о передаче информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;

3)    операций по договорам транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования (чартера) при оказании экспедитором, перевозчиком и фрахтовщиком услуг, связанных с перевозкой вывозимого из Российской Федерации или ввозимого в Российскую Федерацию груза, транзитной перевозкой груза по территории Российской Федерации, а также по договорам страхования указанных грузов;

4)    операций с внешними ценными бумагами, осуществляемых через организаторов торговли на рынке ценных бумаг Российской Федерации, при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5)    операций с внешними ценными бумагами при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

6)    операций, связанных с осуществлением обязательных платежей (налогов, сборов и других платежей) в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет в иностранной валюте в соответствии с законодательством Российской Федерации;

7)    переводов физическим лицом — резидентом из Российской Федерации в пользу иных физических лиц — резидентов на их счета, открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в суммах, не превышающих в течение одного операционного дня через один уполномоченный банк суммы, равной в эквиваленте 5000 дол. США по официальному курсу,  установленному Банком России на дату списания денежных средств со счета физического лица — резидента;

8)    операций по оплате и (или) возмещению расходов, связанных со служебными поездками за пределы территории Российской Федерации работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер.

Валютные операции по сделкам между уполномоченными банками, совершаемым ими от своего имени и за свой счет, осуществляются в порядке, установленном Банком России.

Без ограничений осуществляются валютные операции между резидентами и уполномоченными банками, связанные:

1)    с получением и возвратом кредитов и займов, уплатой сумм про-центов и штрафных санкций по соответствующим договорам;

2)    внесением денежных средств резидентов на банковские счета (в банковские вклады) (до востребования и на определенный срок) и получением денежных средств резидентов с банковских счетов (банковских вкладов) (до востребования и на определенный срок);

3)    банковскими гарантиями, а также с исполнением резидентами обязательств по договорам поручительства и залога;

4)    приобретением резидентами у уполномоченных банков векселей, выписанных этими или другими уполномоченными банками, предъявлением их к платежу, получением по ним платежа, в том числе в порядке регресса, взысканием по ним штрафных санкций, а также с отчуждением резидентами указанных векселей уполномоченным банкам (Федеральный закон от 11.03.97 № 48-ФЗ «О переводном и простом векселе»);

5)    куплей-продажей физическими лицами наличной и безналичной иностранной валюты и чеков, в том числе дорожных чеков, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, за валюту Российской Федерации и иностранную ва¬люту, а также с обменом, заменой денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств), приемом для направления на инкассо в банки за пределами территории Российской Федерации наличной иностранной валюты и чеков,

в том числе дорожных чеков, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, не для целей осуществления физическими лицами предпринимательской деятельности;

6)    уплатой уполномоченным банкам комиссионного вознаграждения;

7)    иными валютными операциями, отнесенными к банковским операциям в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Валютные операции между нерезидентами предусматривают следующие особенности:

1)    нерезиденты вправе без ограничений осуществлять между собой переводы иностранной валюты со счетов (с вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации на банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченных банках или с банковских счетов (банковских вкладов) в уполномоченных банках на счета (во вклады) в банках за пределами территории Российской Федерации или в уполномоченных банках;

2)    нерезиденты вправе осуществлять между собой валютные операции с внутренними ценными бумагами на территории Российской Федерации с учетом требований, установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о рынке ценных бумаг;

3)    валютные операции между нерезидентами на территории Российской Федерации в валюте Российской Федерации осуществляются через банковские счета (банковские вклады), открытые на территории Российской Федерации. Банк России вправе устанавливать особенности применения требований к банковским операциям кредитных организаций.

 

Валютный контроль

 

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля в соответствии с Законом о валютном регулировании и валютном контроле.

Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Банк России, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации.

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Банку России, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы.

Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами осуществляет Банк России.

Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

Правительство Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Банком России.

Правительство Российской Федерации обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Банком России.

Банк России осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними, а также с таможенными и налоговыми органами уполномоченных банков как агентов валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленным Банком России.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право:

1)    проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

2)    проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

3)    запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается:

1)    для представления агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков, — Правительством Российской Федерации;

2)    для представления уполномоченным банкам — Банком России;

3)    в целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов;

4)    документы, удостоверяющие личность физического лица;

5)    документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

6)    документы, удостоверяющие статус юридического лица, — для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица — для резидентов;

7)    свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

8)    документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;

9)    документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства;

10)  уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации;

11)  регистрационные документы в случаях, когда предварительная регистрация предусмотрена в соответствии с Законом о валютном регулировании и валютном контроле;

12)  документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов;

13)  документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций;

14)  таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме;

15)  паспорт сделки.

Агенты валютного контроля вправе требовать представления толь-ко тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции.

Все документы должны быть действительными надень представления агентам валютного контроля. По запросу агента валютного контроля представляются надлежащим образом заверенные переводы на русский язык документов, исполненных полностью или в какой-либо их части на иностранном языке. Документы, исходящие от государственных органов иностранных государств, подтверждающие статус юридических лиц — нерезидентов, должны быть легализованы в установленном порядке. Иностранные официальные документы могут быть представлены без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

Документы представляются агентам валютного контроля в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к проведению валютной операции или открытию счета имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.

Уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции в случае непредставления лицом документов либо представления им недостоверных документов.

Оригиналы документов принимаются агентами валютного контроля для ознакомления и возвращаются представившим их лицам. В материалы валютного контроля в этом случае помещаются заверенные агентом валютного контроля копии.

Налоговые органы, осуществляющие в соответствии с Законом о валютном регулировании и валютном контроле предварительную регистрацию, в пределах своей компетенции обязаны рассматривать заявления резидентов и принимать решение о предварительной регистрации либо об отказе в ней.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять в соответствии с законодательством Российской Федерации коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении своих полномочий.

Органы и агенты валютного контроля при наличии информации о нарушении актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования лицом, осуществляющим ва-лютные операции, или об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации, санкции к которому применяются в соответствии с законодательством Российской Федерации иным органом валютного контроля, передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу, следующую информацию:

1)    в отношении юридического лица — наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место государственной регистрации, его юридический и почтовый адреса, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или нарушения;

2)    в отношении физического лица — фамилию, имя, отчество, данные о документе, удостоверяющем личность, адрес места жительства, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму неза-конной валютной операции или указанного нарушения.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за неисполнение функций, установленных Законом о валютном регулировании и валютном контроле, а также за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов.

Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, имеют право:

1)    знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля;

2)    обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

3)    на возмещение в установленном законодательством Российской Федерации порядке реального ущерба, причиненного неправо-мерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.

Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны:

1)    представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию;

2)    вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;

3) выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Регулирование лизинговой деятельности

 

Лизинговая деятельность — вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг. В Российской Феде-рации лизинговая деятельность регулируется Федеральным законом от 29.10.98 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (далее — Закон о лизинге).

Под лизинговыми платежами понимается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок его действия, в которую входит возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг, а также доход лизингодателя. В общую сумму договора лизинга может включаться выкупная цена предмета лизинга, если договором лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю.

Размер, способ осуществления и периодичность лизинговых платежей определяются договором с учетом Закона о лизинге. Если лизингополучатель и лизингодатель осуществляют расчеты по лизинговым платежам продукцией (в натуральной форме), производимой с помощью предмета лизинга, цена на такую продукцию определяется по соглашению сторон договора.

Если иное не предусмотрено договором лизинга, размер платежей может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные данным договором, но не чаще чем один раз в три месяца. Обязательства лизингополучателя по уплате платежей наступают с момента начала использования лизингополучателем предмета лизинга, если иное не предусмотрено договором.

Предмет лизинга, переданный лизингополучателю по договору, учитывается на балансе лизингодателя или лизингополучателя по взаимному соглашению.

Стороны договора лизинга имеют право по взаимному соглашению применять ускоренную амортизацию предмета лизинга.

Амортизационные отчисления производит сторона договора лизинга, на балансе которой находится предмет лизинга.

Мерами государственной поддержки деятельности лизинговых организаций (компаний, фирм), установленными законами Российской Федерации и решениями Правительства Российской Федерации, а также решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции, могут быть:

■     разработка и реализация федеральной программы развития лизинговой деятельности в Российской Федерации или в от-дельном регионе как части программы среднесрочного и долго-срочного социально-экономического развития Российской Федерации или региона;

■     создание залоговых фондов для обеспечения банковских инвестиций в лизинг с использованием государственного имущества;

■     долевое участие государственного капитала в создании инфраструктуры лизинговой деятельности в отдельных целевых инвестиционно-лизинговых проектах;

■     финансирование из федерального бюджета и предоставление государственных гарантий в целях реализации лизинговых проектов (Бюджет развития Российской Федерации), в том числе с участием фирм-нерезидентов;

■     предоставление инвестиционных кредитов для реализации лизинговых проектов;

■     предоставление банкам и другим кредитным учреждениям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, освобождения от уплаты налога на прибыль, получаемую ими от предоставления кредитов субъектам лизинга, на срок не менее чем три года для реализации договора лизинга;

■     предоставление в законодательном порядке налоговых и кредитных льгот лизинговым компаниям в целях создания благо-приятных экономических условий для их деятельности;

■     предоставление лизингополучателям, ведущим переработку или заготовку сельскохозяйственной продукции, права осуществлять лизинговые платежи поставками продукции на условиях, предусмотренных договорами лизинга; ■ отнесение при осуществлении лизинговых операций в агро-промышленном комплексе к предмету лизинга племенных

животных.

Право на инспекцию по лизинговой сделке. Лизингодатель имеет право осуществлять контроль за соблюдением лизингополучателем Условий договора лизинга и других сопутствующих договоров.

Цели и порядок инспектирования оговариваются в договоре лизинга и других сопутствующих договорах между участниками. Лизингополучатель обязан обеспечить лизингодателю беспрепятственный Доступ к финансовым документам и предмету лизинга. Лизингодатель имеет право на финансовый контроль за деятельностью лизингополучателя в той ее части, которая относится к предмету лизинга, формированием финансовых результатов деятельности лизингополучателя и выполнением лизингополучателем обязательств по договору лизинга. Цель и порядок финансового контроля предусматриваются договором лизинга Лизингодатель имеет право направлять лизингополучателю в письменной форме запросы о предоставлении информации, необходимой для осуществления финансового контроля, а лизингополучатель обязан удовлетворять такие запросы.

 

Контрольные вопросы по теме лекции:                 

      

1 Какие основные нормативно-правовые акты регламентируют валютное регулирование на мировом рынке?

2.  Что такое «валютный курс»?

3.  Кем осуществляются валютные операции по сделкам?

4.  Какие права имеют органы и агенты валютного контроля?

5.  Как осуществляется регулирование лизинговой деятельности?

 

Главная

О фирме

Статьи из газеты "ИЛИГА"

Лекции Галяутдинова

Аренда помещений

Вакансии

Контакты