Внешнеэкономическая деятельность

Дисциплина «Внешнеэкономическая деятельность»

По материалам: Э.А. Арустамов, д-р эконом. Наук, проф. Засл. Деятель науки РФ. Р.С. Андреева, канд. Эконом. Наук. Внешнеэкономическая деятельность. Учебник/ Э.А. Арустамов, Р.С. Андреева – М.: КНОРУС, 2016, - 168 с.

 

Лекция № 7

 

ТОВАРНАЯ НОМЕНКЛАТУРА

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Назначение товарной номенклатуры

 

При переходе к новым рыночным инструментам регулирования ВЭД. применяемым в мировой практике, возникла необходимость изменения организации таможенного контроля за товарами, находящимися во внешнеторговом обороте. Если раньше, до конца 1980-х гг., режим и процедура пропуска товаров определялись в зависимости от того, кто являлся субъектом внешнеторговой сделки, то сейчас главным критерием является объект сделки, т.е. конкретный товар. В связи с этим для государственного регулирования ВЭД используется Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, разработанная на базе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС) и Комбинированной тарифно-статистической номенклатуры Европейского экономического сообщества (КН ЕЭС).

Девятизначный цифровой код ТН ВЭД означает:

■     первые шесть цифр — код товара по ГС;

■     первые шесть цифр плюс седьмая и восьмая цифры — код товара по КН ЕЭС;

■     девятая цифра — возможную детализацию в будущем тех или иных товарных позиций с учетом интересов России.

Чем больше цифр в коде присутствует, тем детальнее описание, например:

Ь 22 — напитки и табак;

2208 — спирт и крепкие алкогольные напитки;

220820 — крепкие напитки из винограда;

220830 — виски.

Правильное определение положение товара в номенклатуре (его классификация) имеет решающее значение для установления режима государственного регулирования ВЭД, под который этот товар попадает.

Уклонение от установленного порядка перемещения через границу конкретного товара путем его неправильной классификации и (или) указания неверных данных в таможенной декларации рассматриваются таможенными органами как нарушение, влекущее за собой ответственность в соответствии с действующим законодательством.

В ТН ВЭД строго соблюдается принцип однозначного отнесения товаров к классификационным группировкам в соответствии с примечаниями и основными правилами интерпретации ТН ВЭД. Однозначное понимание классификационных группировок является необходимым условием при определении ставок таможенных пошлин и иных платежей, сопоставлении данных о внешней торговле различных стран и др. Единицы измерения, используемые в ТН ВЭД, соответствуют международным стандартам.

ТН ВЭД практически полностью совпадает с ГС описания и кодирования товаров, поэтому ее применение в таможенно-тарифных и статистических целях осуществляется в соответствии с основными правилами классификации, а также пояснениями и примечаниями, которые являются неотъемлемой и главной частью ГС. Существует шесть основных правил.

1.    Наименования разделов, групп, подгрупп даны только для удобства пользования. С правовой точки зрения классификация товаров по группам должна осуществляться в соответствии с пояснениями и примечаниями к разделам, группам, позициям ГС.

2.    Товар должен включаться в позицию независимо от того, находится ли он в комплектном или законченном производством виде. При этом комплектный или незаконченный производством товар должен иметь все основные признаки комплектного или законченного производством изделия. В товарную позицию, к которой относятся комплектные или законченные производством изделия, должны также включаться товары в несобранном или разобранном состоянии, например поставка мебели «жилая комната» в разобранном виде.

Согласно этому правилу товар, состоящий частично из смеси или соединений с другим материалом, при сохранении его целостности должен учитываться в той же позиции, что и товар без смеси и соединений. Например, йогурт в смеси с добавками сахара и фруктов должен включаться в товарную субпозицию 040310 «Йогурт».

Необходимо учитывать, что применение данного правила возможно только с учетом примечаний и пояснений к разделам и группам ГС. Например, в пояснении к разделу XV «Черные и цветные металлы и изделия из них» определено:

■ сплав черных и цветных металлов должен классифицироваться по металлу, который по весу в данном сплаве преобладает над весом любого другого металла;

 

■     сплав, состоящий из черных или цветных металлов с драгоценными металлами (серебро, золото, платина), вес которых в общем весе сплава превышает 2%, должен учитываться в группе 71 «Драгоценные металлы».

3.    Если по каким-либо причинам товар можно классифицировать по двум или более позициям, то в этих случаях следует:

■     отдать предпочтение тому виду, который имеет более конкретное по сравнению с другими наименование. Например, ворсяные текстильные коврики для салона автомобиля должны включаться в товарную позицию 5703 «Ковры и другие текстильные напольные покрытия», а не в позицию 8708 «Запасные части и принадлежности к автомобилям», так как они конкретно описаны как «коврики», а не «принадлежности для автомобиля»;

■     товары, состоящие из различных материалов или различных компонентов, а также товары в виде наборов, которые предназначены для их реализации через розничную торговлю и не могут быть классифицированы согласно пункту «а» данного правила, должны классифицироваться по тому материалу или компоненту, признаки которого наиболее полно отражают специфический характер или назначение товара. Например, комплект подарочного набора, состоящий из ножниц (8213), расчески (9616), зубной щетки (960321), мыла туалетного (340111), туалетной воды (3303), зубной пасты (3306), уложенных в косметическую сумочку из текстильного материала (420212), должен включаться в товарную позицию 9605 «Несессеры дорожные для личного туалета».

Однако это правило не распространяется на «комплект» продуктов, состоящий из одной банки креветок (160520), 1 кг пряников (190520) и 1 кг свежих огурцов (0707), уложенных в хозяйственную сумку (4202), так как ни один из перечисленных товаров не может являться компонентом, отражающим специфический характер данного набора.

В тех случаях, когда к товарам при их классификации не может быть применено правило 3, их следует включать в ту позицию, код которой является последним в цифровом ряду среди товаров, которым в равной степени отдается предпочтение.

4.    Товары, которые не могут быть классифицированы в соответствии с тремя вышеперечисленными правилами, должны включаться в те позиции, которые наиболее близки им по содержанию или по назначению.

Это правило введено в номенклатуру для того, чтобы предоставить возможность классифицировать новые товары в международной торговле. 5.        По данному правилу определяется классификация Футляр^

ящиков и подобных им упаковочных изделий, специально приспособленных для хранения и транспортировки определенного товара и, набора товаров:    .          

■     футляры для фотоаппаратов, музыкальных инструментов, оружия, чертежно-художественных инструментов, ювелирных изделий и другие подобные упаковки, специально приспособленные для данного товара или набора товаров, рассчитанные на длительное использование, поставляются и продаются обычно вместе с товарами, для которых они предназначены, и классифицируются одним кодом вместе с товаром. Это правило применяется в тех случаях, когда упаковочные изделия поставляются вместе с их содержимым, хотя для удобства транспортировки они могут быть разделены.

Если же поставка подобных товаров осуществляется отдельно от изделий, для которых они предназначены, тогда они должны включаться в соответствующие их назначению товарные позиции. Например, чемоданы, футляры, атташе-кейсы и другие подобные им изделия, поставка которых осуществляется в качестве самостоятельных, должны учитываться в позиции «Чемоданы, атташе-кейсы, футляры».

Это правило также не распространяется на упаковочные материалы, которые не соответствуют основному характеру товара. Например, серебряные конфетницы должны учитываться в позиции 711311 «Ювелирные изделия из серебра», а не в позиции 1704 «Кондитерские изделия»;

■     исключением из правила 5 является тара и подобные ей товары многоразового использования. Например, канистры для бензина должны учитываться в позиции 7310 «Цистерны, бачки, аналогичные емкости из черных металлов».

6.    Классификация товаров в субпозициях должна производиться по их наименованиям и с учетом пояснений и примечаний к разделам, группам ГС. Например, необходимо классифицировать «галстук мужской трикотажный». Казалось бы, что его надо отнести к товарной позиции 6215 «Галстуки, галстуки-бабочки и шейные платки», но в пояснениях к этой товарной позиции определено, что «галстуки, галстуки- бабочки из трикотажа или ручной вязки» должны включаться в позицию 617 «Прочие готовые принадлежности одежды, трикотажные, детали одежды или принадлежности одежды, трикотажные».

Содержание перечисленных шести основных правил дополняется детальными пояснениями и примечаниями к разделам, группам, отдельным товарным позициям, регламентированным Государственным таможенным комитетом РФ на основе приказа от 23.04.01 № 388 «Об утверждении Инструкции о порядке классификации в соответствии номенклатурой внешнеэкономической деятельности, таможенном оформлении и таможенном контроле машин, поставляемых виде отдельных компонентов».

 

             

Таможенные режимы пропуска товаров

 

 Основным документом, определяющим порядок внешнеторгового регулирования в Российской Федерации в современных условиях, является Таможенный кодекс Российской Федерации.

В соответствии с ТК РФ установлено несколько режимов пропуска товаров через таможенную границу Российской Федерации, которые различаются порядком оформления и, самое главное, предусматривают различный порядок и объемы таможенных платежей. Поэтому правильное применение того или иного таможенного режима позволит предпринимателю избежать чрезмерных финансовых затрат.

Выпуск товаров для свободного обращения — режим, при котором ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары остаются постоянно на этой территории без обязательства об их вывозе с территории.

Выпуск товаров для свободного обращения предусматривает уплату таможенных пошлин, налогов и внесение иных таможенных платежей, а также соблюдение мер экономической политики и других ограничений.

Реимпорт товаров — режим, при котором российские товары, вывезенные с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом экспорта товаров, ввозятся обратно в установленные сроки без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики.

Под режим реимпорта товары могут быть помещены при следующих условиях:

■     товары должны быть ввезены на таможенную территорию в течение 10 лет с момента вывоза;

■     товары должны находиться в том же состоянии, в котором они были в момент вывоза, кроме изменений вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения и в других случаях.

При реимпорте товаров в течение трех лет с момента вывоза таможенные органы возвращают уплаченные суммы вывозных (экспортных) таможенных пошлин и налогов. В то же время лицо, перемещающее товары, возвращает суммы, полученные в качестве выплат или в результате иных льгот, предоставленных при вывозе товара. Транзит товаров — режим, при котором товары перемещают под таможенным контролем между двумя таможенными органах  Российской Федерации, в том числе через территорию иностранно 1 государства, без взимания таможенных пошлин и налогов, а также применения к ним мер экономической политики.

Таможенный склад — режим, при котором ввезенные товары хранятся под таможенным контролем без взимания таможенных пошлин и налогов и без применения к ним мер экономической политики в период хранения, а товары, предназначенные для вывоза в соответствий с таможенным режимом экспорта, хранятся под таможенным контроле с предоставлением льгот.

Под режим таможенного склада могут помещаться любые товары за исключением товаров, запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию, вывозу из Российской Федерации, а также иных товаров, перечень  которых определяется ФТС России. Товары могут находиться в режиме! таможенного склада в течение трех лет.

Магазин беспошлинной торговли — режим, при котором товары реализуются под таможенным контролем на таможенной территории Российской Федерации (в аэропортах, портах, открытых для международного сообщения, и иных местах, определяемых таможенными! органами Российской Федерации) без взимания таможенных пошлин, налогов и без применения к ним мер экономической политики.

В таможенном режиме магазина беспошлинной торговли могут! реализовываться любые товары, за исключением товаров:

■     запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию;

■     запрещенных к вывозу из Российской Федерации;

■     запрещенных к реализации на территории Российской Федерации;

■     иных товаров, определенных законодательством.

Переработка товаров на таможенной территории — режим, при

котором иностранные товары используются в установленном порядке для переработки на таможенной территории Российской Федерации без применения мер экономической политики и с возвратом сумм ввозных (импортных) таможенных пошлин и налогов при условии вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта продуктов переработк за пределы таможенной территории Российской Федерации.

Иностранные товары и продукты их переработки освобождают от вывозных (экспортных) таможенных пошлин и налогов.

Переработка товаров под таможенным контролем — режим, при котором иностранные товары используются в установленном порядке на таможенной территории Российской Федерации без взимания таможенных пошлин и ценных пошлин и налогов, а также без применения к ним мер экономической политики для переработки под таможенным контролем с последующим выпуском для свободного обращения или помещения  продуктов переработки под иной таможенный режим.

Временный ввоз {вывоз) — режим, при котором использование товаров на таможенной территории Российской Федерации или за ее пределами допускается с полным или частичным освобождением от Таможенных пошлин, налогов и без применения к ним мер экономической политики.

Временно ввозимые (вывозимые) товары подлежат возврату в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения.

Свободная таможенная зона и свободный склад (СС) — режимы, при которых иностранные товары размещаются и используются в со-ответствующих территориальных границах или помещениях (местах) без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к ним мер экономической политики, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта.

Для учреждения свободного склада требуется лицензия ФТС России. Товары могут находиться в свободных таможенных зонах и на свободных складах без ограничения сроков. В соответствии с этими режимами с товарами допускается совершение производственных и иных коммерческих операций, за исключением розничной продажи. Также сюда следует отнести и свободный склад с особым таможенным режимом (ССОТР).

Попробуем дать сравнительную характеристику основных положений СС и ССОТР:

1)    при помещении, ввозе иностранных и российских товаров на свободные склады таможенные пошлины, налоги и меры экономической политики не применяются;

2)    владельцами свободных таможенных складов могут быть только российские лица;

3)    на свободных складах допускается совершение производственных и иных коммерческих операций с товарами за исключением розничной продажи;

4)    виды деятельности определяются Правительством Российской Федерации;

5) при ввозе товаров со свободного склада на остальную территорию России взимаются таможенные пошлины, налоги и применяются меры экономической политики в зависимости от страны происхождения товаров;

6)    порядок взимания или не взимания таможенных платежей при ввозе товаров на территорию России определяется Правительством Российской Федерации;

7)    срок деятельности свободного склада определяется лицензией;

8)    сроки лицензии определяются Правительством Российской Федерации.

Для применения льгот по уплате таможенных платежей за товары следует руководствоваться следующим правилами:

■     льготы могут быть предоставлены только в отношении машины, указанной в классификационном решении, в соответствии с действующим законодательством;

■     началом таможенного оформления машины считается день принятия к оформлению Заявления на условный выпуск, поданного в отношении первой ввозимой партии компонентов машины.

Правила заполнения списка товаров

Список товаров (табл. 7.1) заполняется в строгом соответствии со спецификацией машины к внешнеторговому договору. Указывается номер товара функционального блока или компонента. Номер товара формируется по следующим правилам. Функциональные блоки нумеруются по порядку. При поставке функционального блока в виде отдельных компонентов компоненты, из которых состоит данный блок, нумеруются по порядку. Номер конкретного компонента состоит из номера функционального блока и номера компонента, разделенных точкой.                      

 

Таможенный тариф товаров

 

Основной правовой базой для взимания таможенных пошлин р российской Федерации является Таможенный кодекс Российской федерации.

Таможенный тариф Российской Федерации представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированным в соответствии с ТН ВЭД. При формировании импортного таможенного тарифа базовые ставки ввозных таможенных пошлин устанавливаются на товары, происходящие из стран, в торгово-политических отношениях с которыми Российская Федерация применяет режим наиболее благоприятствуемой нации.

К товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации либо страна происхождения которых не установлена, ставки ввозных таможенных пошлин увеличиваются в 2 раза. По товарам, происходящим из развивающихся стран, используется схема преференций Российской Федерации и применяется импортная пошлина в размере 75% от базовых. К товарам, происходящим из наименее развитых стран, импортные таможенные пошлины не применяются.

В Российской Федерации применяются следующие виды ставок пошлин:

■     адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;

■     специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;

■     комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.

; Специальные пошлины применяются:

■     в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации в количестве и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров;

■     как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы Российской Федерации, со стороны других государств или их союзов.

Антидемпинговые пошлины применяются при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товаров по цене более низкой, чем их стоимость в стране, из которой они вывозятся, если такой в, наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации и  расширению их производства в Российской Федерации.

Компенсационные пошлины применяются при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товаров, при производстве или вы возе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой  ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению их производства в Российской Федерации.

Применению особых видов пошлин предшествует расследование проводимое в соответствии с законодательством Российской Федерации. Размер ставок пошлин должен быть соотносим с величиной установленного расследованием демпингового занижения цены, субсидий и выявленного ущерба.

При осуществлении торгово-политических отношений Российской Федерации с иностранными государствами допускается предоставление льгот (преференций) по Таможенному тарифу Российской Федерации в виде:

■     установления тарифных квот на преференциальный ввоз сельскохозяйственных товаров, аналоги которых производятся (добываются, выращиваются) в Российской Федерации;

■     освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, снижения ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров:

—   происходящих из государств, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли или таможенный союз либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны или такого союза,

—   происходящих из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций Российской Федерации, пересматриваемой Правительством Российской Федерации периодически, но не реже чем один раз в пять лет.

Под тарифной квотой понимается установление пониженных по сравнению со ставками ввозных таможенных пошлин, применяемых в соответствии с Таможенным тарифом Российской Федерации, ставок ввозных таможенных пошлин на определенное количество товара, ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации в течение определенного периода.

К товарам, ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации свыше установленного количества (квоты), применяются ставки ввозных таможенных пошлин в соответствии с Таможенным тарифом Российской Федерации на уровнях, достаточных для обеспечения эффективности тарифной квоты и достижения целей. В данном случае под сельскохозяйственными товарами понимаются товары, тор1,1е классифицируются в 1—24 группах ТЫ ВЭД, а также такие вары. как маннит, D-глюцит (сорбит), масла эфирные, казеин, альбумины, желатин, декстрины, модифицированные крахмалы, сорбит, шкуры, кожа, сырье пушно-меховое, шелк-сырец, отходы шелковые, шерсть животных, хлопок-сырец, отходы хлопка, волокно хлопковое чесаное, лен-сырец, пенька-сырец.

Объем тарифной квоты, устанавливаемой на ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации, не может превышать разницу между объемом потребления такого товара на территории Российской Федерации и объемом производства аналогичного российского товара.

Если объем производства аналогичного российского товара равен объему потребления товара на территории Российской Федерации или превышает его, установление тарифной квоты не допускается.

Ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации в рамках тарифных квот осуществляется в соответствии с таможенным режимом выпуска для внутреннего потребления на основании лицензий на ввоз таких товаров, выдаваемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование внешнеторговой деятельности.

Если товар, происходящий из иностранного государства, в предыдущем календарном году не ввозился на таможенную территорию Российской Федерации либо если при пропорциональном распределении долей тарифной квоты на ввоз товара в текущем году остается ее нераспределенная часть, определение долей тарифной квоты, в том числе ее нераспределенной части, для заявителей осуществляется на конкурсной основе. При принятии решения об установлении тарифной квоты Правительство Российской Федерации определяет метод и порядок распределения долей тарифной квоты.

Выдача указанных лицензий осуществляется на основании заявлений участников внешнеторговой деятельности (далее — заявители). Доли тарифной квоты распределяются между заявителями по результатам конкурсов (аукционов) или пропорционально объему ввоза на таможенную территорию Российской Федерации заявителем товара, происходящего из иностранного государства в предыдущем календарном году.

 

Начисление, уплата и взимание пошлины на товар производятся на основе его таможенной стоимости в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации. Таможенная стоимость определяется декларантом с помощью методов определения таможенной стоимости и заявляется (декларируется) им таможенному органу Российской Федерации при перемещении товара через таможенную границу Российской Федерации.

Таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, определяется следующими методами оценки:

■     по цене сделки с ввозимыми товарами;

■     по цене сделки с идентичными товарами;

■     по цене сделки с однородными товарами;

■     на основе вычитания стоимости;

■     на основе сложения стоимости;

■     на основе резервного метода.

Основным является метод оценки по цене сделки с ввозимыми товарами. В том случае, если основной метод не может быть использован, применяется последовательно каждый из перечисленных выше методов.

В соответствии с основным методом таможенной стоимостью ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации товара является цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимый товар на момент пересечения им таможенной границы Российской Федерации (до порта или иного места ввоза).

При определении таможенной стоимости в цену сделки включаются следующие компоненты, если они не были ранее в нее включены:

1)    расходы по доставке товара до аэропорта, порта или иного

места ввоза товара на таможенную территорию Российской

Федерации:

■     стоимость транспортировки,

■     расходы по погрузке, выгрузке, перегрузке и перевалке то-варов,

■     страховая сумма;

2)    расходы, понесенные покупателем:

■     комиссионные и брокерские вознаграждения, за исключением комиссионных по закупке товара,

■     стоимость контейнеров и (или) другой многооборотной тары, если в соответствии с ТН ВЭД они рассматриваются

 

■     как единое целое с оцениваемыми товарами,

■     стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;

1)    соответствующая часть стоимости товаров и услуг, которые прямо или косвенно были предоставлены покупателем бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством или продажей на вывоз:

■     сырья, материалов, деталей, полуфабрикатов и других комплектующих изделий, являющихся составной частью оцениваемых товаров,

■     инструментов, штампов, форм и других подобных предметов, использованных при производстве оцениваемых товаров,

■     материалов, израсходованных при производстве оцениваемых товаров (смазочных материалов, топлива и др.),

■     инженерной проработки, опытно-конструкторской работы, дизайна, художественного оформления, эскизов и чертежей, выполненных вне территории Российской Федерации и не-обходимых для производства оцениваемых товаров;

2)    лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые покупатель должен прямо или косвенно осуществить в качестве условия продажи оцениваемых товаров;

3)    часть прямого или косвенного дохода продавца от любых последующих перепродаж, передачи или использования оцениваемых товаров на территории Российской Федерации.

Представленный метод не может быть использован для определения таможенной стоимости товара:

1)    если существуют ограничения в отношении прав покупателя на оцениваемый товар, за исключением:

■     ограничений, установленных законодательством Российской Федерации,

■     ограничений географического региона, в котором товары могут быть перепроданы,

■     ограничений, существенно не влияющих на цену товара;

2)    продажа и цена сделки зависят от соблюдения условий, влияние которых не может быть учтено;

3)    данные, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости, не подтверждены документально либо не являются количественно определенными и достоверными;

под взаимозависимыми лицами понимаются лица, которым присущ хотя бы один из следующих признаков:

■     один из участников сделки (физическое лицо) или должностное лицо одного из участников сделки является одновременно должностным лицом другого участника сделки,

■     участники сделки являются совладельцами предприятия,

■     участники сделки связаны трудовыми отношениями,

■     один из участников сделки является владельцем вклада (пая) или обладателем акций с правом голоса в уставном капитале другого участника сделки, составляющих не менее 5% уставного капитала,

■     оба участника сделки находятся под непосредственным либо косвенным контролем третьего лица,

■     участники сделки совместно контролируют, непосредственно или косвенно, третье лицо,

■     один из участников сделки находится под непосредственным или косвенным контролем другого участника сделки,

■     участники сделки или должностные лица являются родственниками.

При методе оценки по цене сделки с идентичными товарами в качестве основы для определения таможенной стоимости товара принимается цена сделки с идентичными товарами при соблюдении некоторых условий. При этом под идентичными понимаются товары, одинаковые во всех отношениях с оцениваемыми, в том числе по следующим признакам:

■     физические характеристики;

■     качество и репутация на рынке;

■     страна происхождения;

■     производитель.

Цена сделки с идентичными товарами принимается в качестве основы для определения таможенной стоимости, если эти товары:

1)    проданы для ввоза на территорию Российской Федерации;

2)    ввезены примерно в том же количестве и (или) на тех же коммерческих условиях. В случае если идентичные товары ввозились в ином количестве и (или) на других коммерческих условиях, декларант должен произвести соответствующую корректировку их цены с учетом этих различий и документально подтвердить ее обоснованность.

При определении таможенной стоимости по цене сделки с идентичными товарами должны учитываться расходы, указанные в основном методе. В случае если при этом методе выявляется более одной цены сделки по идентичным товарам, то для определения таможенной стоимости ввозимых товаров применяется самая низкая из них.

При методе оценки по цене сделки с однородными товарами за основу для определения таможенной стоимости товара принимается цена сделки по товарам, однородным с ввозимыми при соблюдении ряда условий. При этом под однородными понимаются товары, которые хотя и не являются одинаковыми по всех отношениях, но имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые товары и быть коммерчески взаимозаменимыми.

При определении однородности товаров учитываются следующие их признаки:

■     качество, наличие товарного знака и репутация на рынке;

■     страна происхождения;

■     производитель.

Данный метод применяется при тех же условиях, что и метод оценки по цене сделки с идентичными товарами.

Согласно этим методам таможенной оценки

1)    товары не считаются идентичными оцениваемым или однородными с ними, если они не были произведены в той же стране, что и оцениваемые товары;

2)    товары, произведенные не производителем оцениваемых товаров, а другим лицом, принимаются во внимание только в том случае, если не имеется ни идентичных, ни однородных товаров, произведенных лицом — производителем оцениваемых товаров;

3)    товары не считаются идентичными или однородными, если их проектирование, опытно-конструкторские работы, художественное оформление, дизайн, эскизы и чертежи и иные аналогичные работы выполнены в Российской Федерации.

Таможенная стоимость по методу оценки на основе вычитания стоимости определяется в том случае, если оцениваемые, идентичные или однородные товары будут продаваться на территории Российской Федерации без изменения своего первоначального состояния.

При этом методе в качестве основы для определения таможенной стоимости товара принимается цена единицы товара, по которой оцениваемые, идентичные или однородные товары продаются наибольшей партией на территории Российской Федерации не позднее 90 дней с даты их ввоза участнику сделки, не являющемуся взаимозависимым с продавцом лицом.

Из цены единицы товара вычитаются следующие компоненты:

1)    расходы на выплату комиссионных вознаграждений, обычные надбавки на прибыль и общие расходы в связи с продажей в Российской Федерации ввозимых товаров того же класса и вида;

2)    суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, сборов и иных платежей, подлежащих уплате в Российской Федерации в связи с ввозом или продажей товаров;

3)    обычные расходы, понесенные в Российской Федерации на транспортировку, страхование, погрузочные и разгрузочные работы.

При методе оценки на основе сложения стоимости за основу для определения таможенной стоимости товара принимается цена товара, рассчитанная путем сложения:

1)    стоимости материалов и издержек, понесенных изготовителем в связи с производством оцениваемого товара;

2)    общих затрат, характерных для продажи в Российскую Федерацию из страны вывоза товаров того же вида, в том числе расходов:

■     на транспортировку,

■     погрузочные и разгрузочные работы,

■     страхование до места пересечения таможенной границы Российской Федерации;

3)    прибыли, обычно получаемой экспортером в результате поставки в Российскую Федерацию таких товаров.

В случаях если таможенная стоимость товара не может быть определена декларантом в результате последовательного применения предыдущих методов либо если таможенный орган аргументированно считает, что эти методы оценки таможенной стоимости не могут быть использованы, таможенная стоимость оцениваемых товаров определяется с учетом мировой практики.

В качестве основы для определения таможенной стоимости товара по резервному методу не могут быть использованы:

1)    цена товара на внутреннем рынке Российской Федерации;

2)    цена товара, поставляемого из страны его вывоза в третьи страны;

3)    цена на внутреннем рынке Российской Федерации на товары

. российского происхождения;

4)    произвольно установленная или достоверно не подтвержденная цена товара.

Страна происхождения товара определяется согласно существующей международной практике с целью осуществления тарифных и нетарифных мер регулирования ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации и его вывоза с этой территории.

Страной происхождения товара считается страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в соответствии с определенными критериями. При этом под страной происхождения товара может пониматься группа стран, таможенные союзы стран, регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения происхождения товара.

Товарами, полностью произведенными в данной стране, считаются:

■ полезные ископаемые, добытые на ее территории, или в ее

 

       территориальных водах, или на ее континентальном шельфе

и в морских недрах, если страна имеет исключительные    права

       на разработку этих недр;

ш растительная продукция, выращенная или собранная на ее территории;

■ живые животные, родившиеся и выращенные в ней;

■ продукция, полученная в этой стране от выращенных     в ней

       животных;

■ произведенная в ней продукция охотничьего, рыболовного и морского промыслов;

■ продукция морского промысла, добытая и (или) произведенная в мировом океане ее судами либо судами, арендованными (застрахтованными) ею;

■ вторичное сырье и отходы, являющиеся результатом производственных и иных операций, осуществляемых в ней.

Если в производстве товара участвуют две страны и более, его происхождение определяется в соответствии с критериями достаточной переработки товара в данной стране:

1)    изменение товарной позиции (классификационного кода товара) по ТН ВЭД на уровне любого из первых четырех знаков, произошедшее в результате переработки товара. Например, из сусла (0410 — сусло для приготовления алкогольных напитков, виноградное вино) получают коньяк (0820). Эта методика верна практически для всех товаров, кроме нефтепродуктов. Предприятие нефтеотрасли должно так переработать сырье, чтобы код ТН ВЭД изменился в последних трех цифрах;

2)    выполнение производственных или технологических операций, достаточных или недостаточных для того, чтобы товар считался происходящим из той страны, где эти операции имели место;

3)    правило адвалорной доли, т.е. изменение стоимости товара, когда процентная доля стоимости использованных материалов или добавленной стоимости достигает фиксированной доли цены поставляемого товара.

 

При этом считаются не отвечающими критерию достаточной переработки:

■     операции по обеспечению сохранности товаров во время хранения или транспортировки;

■     операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (дробление партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка);

■     простые сборочные операции;

■     смешивание товаров (компонентов) без придания полученной продукции характеристик, существенно отличающих ее от исходных составляющих.

Для подтверждения происхождения товара из данной страны таможенный орган Российской Федерации вправе требовать представления сертификата о его происхождении.

Рассмотрим подробнее платежи, которые осуществляет импортер. Ставки импортных таможенных пошлин устанавливаются в процентах от таможенной стоимости либо в ЭКЮ от единицы измерения. Акцизами облагаются отдельные товары (алкогольные напитки, автомобили и т.д.). Перечни этих товаров и часто меняющиеся ставки публикуются. Сумма акциза (Ас) определяется по формуле

В настоящее время при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации подакцизных товаров на депозит внутренней таможни вносится залоговая сумма для обеспечения таможенных платежей. Товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, облагаются также НДС по установленным ставкам. Сумма НДС в рублях определяется по формуле:

[(С + А +Ас) хН]

100

где П — сумма таможенной стоимости;

Н — ставка НДС.

Все таможенные платежи и сборы уплачиваются до или в момент принятия грузовой таможенной декларации (ГТД) к оформлению.

Ввоз товаров на территорию Российской Федерации, не подлежащий налогообложению (освобождаемый от налогообложения).

От пошлины освобождаются следующие виды товаров:

1)    транспортные средства, осуществляющие международные перевозки грузов, багажа и пассажиров, а также предметы 

материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, необходимое для их нормальной эксплуатации на время следования в пути, в пунктах промежуточной остановки или приобретенное за границей в связи с ликвидацией аварии (поломки) данных транспортных средств;

2)    предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, вывозимое за пределы таможенной территории Российской Федерации для обеспечения деятельности российских и арендованных (за-фрахтованных) российскими лицами судов, ведущих морской промысел, а также продукция их промысла, ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации;

3)    товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимые с этой территории для официального или личного пользования представителями иностранных государств, физическими лицами, имеющими право на бес-пошлинный ввоз таких предметов на основании международных соглашений Российской Федерации или законодательства Российской Федерации;

4)    валюта Российской Федерации, иностранная валюта (кроме используемой для нумизматических целей), а также ценные бумаги в соответствии с законодательными актами Российской Федерации;

5)    товары, подлежащие обращению в собственность государства в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

6)    товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации и вывозимые с этой территории в качестве гуманитарной помощи; в целях ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий; учебные пособия для бесплатных учебных, дошкольных и лечебных учреждений;

7)    товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в качестве безвозмездной помощи (содействия), а также ввозимые на эту территорию и (или) вывозимые с этой территории в благотворительных целях по линии государств, международных организаций, правительств, в том числе в целях оказания технической помощи (содействия);

8)    товары, перемещаемые под таможенным контролем в режиме транзита через таможенную территорию Российской Федерации и предназначенные для третьих стран;

 

9)    товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами и не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности;

10)  периодические печатные издания и книжная продукция, связанная с образованием, наукой и культурой, ввозимые редакциями средств массовой информации и издательствами на таможенную территорию Российской Федерации и вывозимые с этой территории;

11)  бумага, полиграфические материалы и полиграфические носители, носители аудио- и видеоинформации, технологическое и инженерное оборудование, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации редакциями средств массовой информации, издательствами, информационными агентствами, телерадиовещательными компаниями, полиграфическими пред-приятиями и организациями и используемые ими для производства продукции средств массовой информации и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой. Льготы, предусмотренные выше, не распространяются на книжные и периодические печатные издания рекламного и эротического характера и средства массовой информации рекламного и эротического характера;

12)  оборудование, включая машины, механизмы, а также материалы, входящие в комплект поставки соответствующего оборудования, и комплектующие изделия (за исключением подакцизных), ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в счет кредитов, предоставленных иностранными государствами и международными финансовыми организациями в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

 

Вопросы по теме лекции:

 

1.    Что такое ТН ВЭД?

2.    Каковы основные правила ТН ВЭД?

3.    Каковы основные таможенные режимы пропуска товаров?

4.    Какие виды ставок пошлин применяют в ВЭД?

5.    Что понимают под «тарифной квотой»?

6.    Какими методами оценки определяется стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации?

Главная

О фирме

Статьи из газеты "ИЛИГА"

Лекции Галяутдинова

Аренда помещений

Вакансии

Контакты