Внешнеэкономическая деятельность

Дисциплина «Внешнеэкономическая деятельность»

По материалам: Э.А. Арустамов, д-р эконом. Наук, проф. Засл. Деятель науки РФ. Р.С. Андреева, канд. Эконом. Наук. Внешнеэкономическая деятельность. Учебник/ Э.А. Арустамов, Р.С. Андреева – М.: КНОРУС, 2016, - 168 с.

 

Лекция № 3

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

Сущность и принципы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

 

Основные цели государственного регулирования ВЭД:

■ использование внешнеэкономических связей для ускорения создания в России рыночной экономики;

■  содействие повышению производительности труда и качества национальной продукции путем приобретения лицензий и патентов, закупок новых технологий, качественных комплектующих, сырья и материалов, включения российских предприятий в мировую конкуренцию;

■  создание условий доступа российских предпринимателей на мировые рынки посредством оказания государственного, организационного, финансового, информационного содействия;

■  защита национальных внешнеэкономических интересов и внутреннего рынка;

■  создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями.

Государственное регулирование ВЭД в России в условиях переходной экономики должно осуществляться в соответствии со следующими основными принципами:

■  единство внешнеэкономической и национальной (внутренней) экономической политики;

■  единство системы государственного регулирования и контроля за его реализацией;

ш перенос центра тяжести регулирования с административных на экономические методы;

■  четкое разграничение прав и ответственности Российской Федерации и ее субъектов;

■  обеспечение равенства всех участников.

Особое значение сегодня имеет четкое разграничение компетенции Федерации и ее субъектов в сфере ВЭД. В компетенции федеральных законов должно и впредь оставаться решение следующих вопросов:

■  определение основных принципов осуществления ВЭД и внешнеэкономической политики России в целом;

в разработка соответствующих федеральных программ;

■  защита экономических интересов страны в сфере ВЭД, ее отдельных субъектов и граждан в частности;

■  разработка важнейших инструментов регулирования ВЭД;

■  подготовка и заключение между народных договоров и государственных соглашений, контроль за их исполнением;

■  организация и контроль деятельности торговых представительств Российской Федерации за рубежом;

■  определение и реализация валютной политики страны;

■  формирование и использование золотовалютных резервов Российской Федерации;

■  контроль за порядком купли-продажи отдельных (выделенных) товарных групп (экологически опасных отходов, средств вооружений и т.д.);

■  разработка платежного баланса Российской Федерации и т.д.

Субъекты Российской Федерации в условиях формирующейся

рыночной экономики правомочны:

■  осуществлять ВЭД в пределах своей территории согласно законодательству;

■  контролировать и координировать деятельность участников ВЭД в рамках своих регионов, разрабатывать и реализовывать соответствующие региональные программы;

■  предоставлять участникам ВЭД дополнительные к федеральным льготы и гарантии, не противоречащие законам Российской Федерации (по ним Федерация не отвечает);

■  заключать соглашения по международному сотрудничеству в рамках своей компетенции, т.е. с субъектами зарубежных федеративных государств;

■  иметь представителей в торговых представительствах Российской Федерации за рубежом, которые содержатся за счет субъектов Федерации.

 Определенные вопросы находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В их числе:

■  координация действий участников ВЭД;

■  выполнение договоров Российской Федерации с зарубежными странами, если их выполнение касается интересов регионов;

■  разработка и выполнение межрегиональных и региональных программ ВЭД;

■  регулирование приграничной торговли;

■  информационное обеспечение ВЭД.

 

Международный опыт государственного регулирования ВЭД используется в настоящее время в России. Новое в государственно^ регулировании внешнеэкономической деятельности состоит в само\( подходе к роли государства. Этот новый подход кардинально меняет содержание роли государства, принципов, на которых регулирование основывается, содержание функций регулирования ВЭД и их соотношение; появляются новые задачи и методы их решения. Главной задачей государственного регулирования ВЭД является формирование законодательной базы, создание благоприятных экономических и организационных условий для развития всех видов и форм ВЭД и повышения ее эффективности. Одновременно усиливается функция контроля со | стороны государства за исполнением субъектами ВЭД действующего; законодательства, обеспечения национальной безопасности.

В условиях либерализации ВЭД, необходимости соблюдения международных норм и правил регулирующая роль государства основывается на иных, чем в условиях административно-командной экономики] принципах. Среди этих принципов есть следующие:

■  равенство участников ВЭД и их недискриминация;

■  защита государством прав и интересов участников ВЭД;

■  исключение неоправданного вмешательства государства и ею органов во внешнеторговую деятельность предприятий.

Государственное регулирование ВЭД включает ее финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование! обеспечение экспортного контроля; определение политики в области сертификации товаров в связи с их ввозом и вывозом. Все эти направления регулирования базируются на действующем законодательстве |

Одной из важнейших функций государства является разработка концепции ВЭД и внешнеэкономической политики, на основе которое строится сотрудничество с другими странами. Долгие годы в России господствовала государственная монополия внешней торговли, при которой выбор стран-партнеров определялся прежде всего политическими и идеологическими интересами. Переход к рыночной экономии означал признание во внешней торговле эквивалентности обмена, необходимости учитывать конкурентные преимущества России, анализировать состояние внешнеэкономического комплекса, разрабатывать стратегию развития ВЭД.

Совершенствование структуры российского экспорта понимается как длительный эволюционный процесс повышения эффективности масштабов экспортной деятельности на основе расширения ассортимента и улучшения качества экспортируемой продукции, совершенствования товарной и географической структуры экспорта, использования прогрессивных форм международного торгово-экономического сотрудничества. Для реализации этой цели необходимо решение комплекса задач не только во внешнеэкономической сфере, но и в законодательстве, во внешней политике, организации управления, подготовке кадров. При решении задач в названных сферах любое государство, в том числе и российское, должно учитывать следующие сложившиеся в международной практике принципы:

1) учет требований международных организаций, например:

■  ГАТТ/ВТО в отношении таможенно-тарифного регулирования;

■  Всемирной таможенной организации в отношении таможенных процедур и их унификации;

■  Европейского союза в отношении соблюдения квот экспорта отдельных видов товаров, например текстильных;

■  специализированных организаций ООН;

■  Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) по требованию к экспорту особых товаров — ядерных материалов и оборудования, которые могут быть использованы как в мирных, так и в военных целях;

2) либерализация внешней торговли;

3) торговля по мировым ценам;

4) введение реального валютного рынка;

5) сбалансирование платежного и торгового баланса со странами-

партнерами.

; В соответствии с международной практикой Российской Федерации необходимо решать задачи в области внешней политики, которые будут способствовать реализации стратегической цели. Подписание соглашений с зарубежными странами предусматривает либерализацию Взаимной торговли и решение на уровне межправительственных комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству проблем структуры Ц Динамики торговых потоков между заинтересованными странами.

0Дписанное между Российской Федерацией и странами — членами ЕС Оглашение о сотрудничестве способствует продвижению российских товаров на рынки стран — членов ЕС, на его базе подписано соглашение между Российской Федерацией и Европейским объединением угля

и стали о согласовании условий доступа российских изделий из стали на территорию ФРГ

Задачей в области внешней политики является формировании торгово-политических союзов, дающих возможность противостоять коллективному протекционизму стран — участниц региональных группировок.

Большое значение имеет подписание соглашений по вопросу исключения двойного налогообложения и защиты капиталовложений, расширение функций российских торговых представительств за рубежом по консультированию и информированию участников ВЭД, а также государственных органов и общественных объединений.

Особо следует выделить направления внешней политики по отношению к государствам — членам СНГ. Экономические интересы России во многом определяются сложившейся в предшествующие десятилетия глубокой взаимосвязью государств — бывших республик СССР. Экономическая политика России в отношении стран СНГ, как указано в Программе Правительства Российской Федерации, направлена:

■  на развитие и рационализацию кооперативных хозяйственных связей в масштабах, обеспечивающих поддержание российского I производства, снабжение (прежде всего продовольственное) населения;

■  сохранение ведущего положения на рынках СНГ, особенно в сфере сбыта российской готовой продукции;

■  обеспечение доступа к сырьевым ресурсам, которыми располагают бывшие союзные республики;

■  гарантированное и безопасное использование транзитных коммуникаций, обслуживающих экспортно-импортные товаропотоки России в третьи страны;

■  кооперацию и согласованность усилий стран СНГ в структурных преобразованиях производства, в оптимизации размещения производственных сил.

Активная экономическая политика в отношении стран 6лижнего зарубежья рассматривается правительством как один из рычагов оздоровления российской экономики и создания условий ее подъема в перспективе, достижения полноправного членства России в мировом сообществе. В этой связи предметом первостепенной важности в двусторонних отношениях России со странами СНГ должна стать:

■  выполнение обязательств по взаимным поставкам;

■  ликвидация задолженности по товарным поставкам;

■  возврат ранее предоставленных кредитов;

■  недискриминационный режим транзита российских товаров

■  по территориям этих стран.

В сфере торгово-экономических отношений реформирование будет осуществляться в процессе формирования зоны свободной торговли и создания Таможенного союза. Большое значение имеет Соглашение от 23.12-93 «Об общих условиях и механизме поддержки развития производственной кооперации предприятий и отраслей государств — членов СНГ». В соответствии с ним к поставке товаров и услуг в рамках производственной кооперации и специализации производства не применяются:

ш ввозные и вывозные пошлины;

■  налоги;

■  акцизы;

■  количественные ограничения.

Каждое из государств, подписавших названное Соглашение, определяет перечень предприятий, включенных в кооперационные поставки, и они заключают контракты с предприятиями — партнерами других государств.

В марте 1996 г. был подписан Договор между Республиками Беларусь, Казахстан, Киргизской Республикой и Российской Федера-ией (Федеральный закон от 06.12.2000 № 140-ФЗ «О ратификации Соглашения об основных принципах приграничного сотрудничества государств — участников Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 года»). Одна из целей интеграции — формирование единого экономического пространства.

Регулирование ВЭД государством означает не только поддержку и стимулирование, но и контроль за соблюдением национальных интересов, обеспечение экономической безопасности. В этих целях 8 числе других мер следует отметить необходимость усиления контроля за соблюдением российскими экспортерами правил международной торговли, например связанных с ценообразованием. Так, предусмотрены санкции к российским предприятиям, прибегающим Методам недобросовестной конкуренции и прежде всего к демпингу. Участники ВЭД должны получать квалифицированные кон- по мировым ценам на продукцию, предлагаемую ими к экспорту.

Валютное  регулирование — одна из форм государственного воздействия на участников ВЭД в целях защиты национальных интересов.

Это воздействие осуществляется на основе Закона о валютном регулировании и валютном контроле.

Наиболее распространенный метод валютного регулирование внешней торговли — обязательная продажа части валютной выручки за национальную валюту.

Методом валютного регулирования являются так называемы^ валютные ограничения: государственный контроль за валютными операциями, сосредоточение валютных операций в уполномоченных банках, ограничения на вывоз капитала и др.

Усиление контроля со стороны государства проявилось во введении паспортов сделок: экспортных — для контроля возврата валюты1 импортных — для контроля за обоснованностью перечисления валюты и паспортов бартерных сделок.

Государственное регулирование ВЭД во всех странах направлено на обеспечение в первую очередь национальной экономической безопасности, под которой понимается защищенность экономики от внутренних и внешних неблагоприятных факторов, которые нарушают нормальное функционирование процесса внутреннего воспроизводства, снижают жизненный уровень, порождая неблагоприятные социальные последствий. В Законе о валютном регулировании и валютном контроле экономическая безопасность определена как состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.

Регулирующая роль государства реализуется посредством приме-нения экономического и административного методов. Оба эти метода, их инструментарий, а также институциональные структуры, проводят!", их в жизнь, определены в Законе о валютном регулировании и валю' ном контроле и довольно подробно описаны в Федеральной программ развития экспорта.

К экономическому методу относятся меры, связанные с использованием стоимостных категорий — кредитов, налогов, таможен ни- пошлин, системы гарантий и страхования экспортных кредитов. Один  из важнейших направлений поддержки экспорта, особенно товар высокой степени обработки, связано с использованием мер налоговое регулирования, с возвратом НДС экспортерам. Экономический метод используется и при регулировании импорта посредством таможенных тарифов и ввозных пошлин и путем использования различных вил пошлин.

 

Органы, регулирующие и содействующие развитию внешнеэкономической деятельности

 

В настоящее время управлению и регулированию внешнеэкономических связей уделяют внимание правительственные органы, государственный аппарат и международные организации.

Энергичному и быстрому воздействию на регулирование различных форм ВЭД способствуют указы Президента Российской Федерации. В соответствии с законодательством Президент Российской Федерации выполняет следующие функции: осуществляет общее руководство государственной внешнеэкономической политикой (в частности, подписывает законы и издает указы по ключевым ее направлениям), подписывает международные соглашения, представляет Россию на соответствующих международных форумах, регулирует военно-техническое сотрудничество, определяет условия экспорта драгоценных камней, металлов, расщепляющихся материалов.

Высшими органами, осуществляющими государственное регулирование ВЭД, являются Совет Федерации и Государственная Дума, которые вправе принимать, изменять, отменять законы, регулирующие внешнюю торговлю, совместное предпринимательство и другие формы внешнеэкономического сотрудничества и взаимодействия.

Общее руководство внешнеэкономической деятельностью осуществляет Правительство Российской Федерации на основе принятия нормативных актов управления по вопросам ВЭД, координации деятельности министерств и ведомств в сфере ВЭД, проведения переговоров и заключения межправительственных договоров.

Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) регулирует кредитно-денежную сферу, по соглашению с другими ведомствами вносит в правительство предложения об изменении ставок импортных и экспортных таможенных пошлин. Оно регулирует систему налогообложения, в том числе при осуществлении ВЭД, определяет методические основы разработки платежного баланса.

I Центральным специальным государственным органом регулирования ВЭД является Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России). На него возложены следующие регулирующие функции:

■ выработка стратегии внешнеэкономической политики и обеспечение ее проведения всеми субъектами ВЭД на основе координации их действий в соответствии с международными договорами;

■ разработка единой валютной, кредитной, ценовой политики;

■ осуществление контроля за соблюдением всеми субъектами ВЭД законов и условий международных договоров;

■  сотрудничество с различными международными и межправительственными комиссиями по вопросам развития и регулирования ВЭД;

■  подготовка и заключение внешнеторговых договоров и соглашений с разными странами;

■  координация и согласование ВЭД с Минэкономразвития России, Минфином России и другими министерствами и ведомствами;

■  осуществление мер нетарифного регулирования ВЭД.

В систему Минэкономразвития России входят:

1) центральный аппарат (департаменты: поддержки промышленного экспорта; координации ВЭД; многостороннего экономического сотрудничества; регулирования ВЭД; экономики и информации; валютно-финансовый и др. Центральный аппарат имеет также ряд отделов и управлений);

2) внешнеэкономические объединения, осуществляющие внешнеторговую деятельность по определенной номенклатуре товаров;

3) Всероссийская академия внешней торговли, осуществляющая подготовку руководящих работников и специалистов в сфере ВЭД для работы в международных экономических организациях. На обучение принимаются, как правило, лица с высшим образованием, имеющие практический опыт работы в народном хозяйстве. При Академии имеется аспирантура, ее преподаватели активно занимаются консультационной деятельностью;

4) Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт (ВНИКИ). Его сотрудники изучают общие проблемы мирохозяйственных связей, конкретные конъюнктурные вопросы основных товарных рынков. Предоставляются платные информационно-консультационные услуги участникам ВЭД Выполняются соответствующие заказные работы, издается Бюллетень иностранной коммерческой информации, содержащий актуальную коммерческую информацию зарубежных информационных агентств;

5) Объединение информационного обеспечения и автоматизированной обработки данных (Информ ВЭС) является генеральным подрядчиком при разработке и внедрении информационных систем, обеспечивающих выполнение функций регулирования, координации ВЭД, внедрении автоматизированной системы валютного и экспортного контроля. Оно обеспечивает информационное обслуживание центрального аппарата Министерства

внешних экономических связей Российской Федерации и его уполномоченных на местах, снабжает информацией торгпредства Российской Федерации за рубежом, а также собственно участников ВЭД. Информ ВЭС имеет доступ к глобальным компьютерным сетям, располагает сервисным центром;

б) в условиях децентрализации управления ВЭД особую роль играют институты власти, уполномоченные Минэкономразвития России, в регионах. К их важнейшим функциям относятся: ш проведение общегосударственной политики в сфере ВЭД на всей территории России, общий государственный надзор;

■  обеспечение разграничения прав и ответственности в сфере ВЭД между Российской Федерацией и ее регионами;

■  оказание возможного содействия региональным участникам ВЭД в налаживании деловых контактов и выходе на внешние рынки;

■  помощь региональным властям в подготовке и осуществлении государственных и региональных программ международного сотрудничества;

■  регистрация экспортных контрактов для стратегически важных сырьевых товаров.

В структуре Минэкономразвития России важное место занимают торговые представительства за рубежом. Их задачи:

■  защита и представительство интересов российских участников ВЭД в стране пребывания, снабжение их необходимой информацией, оказание консультационных услуг;

■  контроль за соблюдением резидентами страны размещения торговых представительств и российскими участниками ВЭД межгосударственных соглашений;

■  содействие в установлении и расширении деловых контактов между фирмами соответствующих государств;

■  сбор и анализ конъюнктурной информации в стране пребывания.

Важная роль в регулировании ВЭД принадлежит Банку России, который заключает межбанковские соглашения, представляет интересы Государства в отношениях с национальными или центральными банками других государств, международными банками и другими финансово¬кредитными учреждениями. К основным функциям Банка России относятся: проведение всех видов валютных операций, разработка сферы 11 системы обращения в стране иностранной валюты и ценных бумаг, Издание нормативных актов, регулирование курса, выдача лицензий банкам на осуществление валютных операций.

Государственный комитет Российской Федерации по науке и технологиям призван контролировать и координировать международной научно-техническое сотрудничество, финансирование международных проектов, принимать участие в подготовке и подписании соответствующих межправительственных соглашений, в совершенствовании законодательной базы международных научно-технических связей.

Из негосударственных организаций наибольшее воздействие на развитие и осуществление ВЭД оказывают торгово-промышленные палаты (ТПГ1). Торгово-промышленная палата является негосударственной некоммерческой общественной организацией, объединяющей предприятия и предпринимателей. Она является юридическим лицом, создается в целях содействия развитию экономики страны, ее интегрированию в мировую хозяйственную систему, формированию современной промышленной и торговой инфраструктуры; всемирному развитию всех видов предпринимательства, торговых и научно-технических связей с зарубежными странами.

Торгово-промышленные палаты выполняют следующие задачи:

■  оказание помощи предпринимателям и предприятиям;

■  организация взаимодействия между субъектами предпринимательской деятельности и государством;

■  содействие развитию системы образования и подготовки кадров для предпринимательской деятельности;

■  оказание предпринимателям, их объединениям, союзам, ассоциациям информационных услуг;

■  содействие развитию экспорта товаров и услуг, оказание технической помощи субъектам предпринимательской деятельности I в проведении операций на внешнем рынке;

■  принятие мер к недопущению и пресечению недобросовестной  конкуренции, неделового партнерства;

■  содействие регулированию споров, возникающих между предприятиями, предпринимателями;

■  предоставление услуг для осуществления коммерческой деятельности иностранных фирм и организаций.

ТПП России активно содействует развитию экспорта российской продукции; оказывает помощь российским участникам ВЭД в их  внешнеторговых операциях, освоении новых форм международного  экономического и научно-технического сотрудничества. Она организует различные мероприятия по обучению и повышению квалификации  российских предпринимателей в сфере ВЭД. Важное значение имеет  ее помощь зарубежным предпринимателям в нахождении российских  партнеров.

ТПП России имеет 18 представительств за рубежом и участвует в деятельности восьми смешанных международных палат. Активное воздействие на регулирование ВЭД оказывают созданные при ТПП Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС), Третейский суд, Морская арбитражная комиссия, Ассоциация диспашеров. МКАС рассматривает и выносит решения по спорам, возникающим при Осуществлении внешней торговли, а также экономических, научных, технических отношений между фирмами, организациями разных стран. Морская арбитражная комиссия занята регулированием конфликтов, возникающих из отношений по фрахтованию судов, морскому страхованию, спасению получивших повреждение судов.

Банк внешней торговли России осуществляет все виды операций по внешнеторговым расчетам внутри страны и за рубежом: экспортно-импортные расчеты, кредитование, операции с ценными бумагами, открытие и ведение счетов как в валюте, так и в рублях, гарантийные операции, а также предоставление консультационных услуг.

Объединенный экспортно-импортный банк призван предоставлять долгосрочные кредиты российским экспортерам, кредитовать предприятия, способные выпускать экспортную продукцию, страховать кредиты.

Российский банк развития финансирует и кредитует инвестиционные проекты, обеспечивающие совершенствование отраслевой структуры экономики, в том числе путем стимулирования российского экспорта и развития импортозаменяющего производства.

Для стимулирования двусторонних и многосторонних международных экономических связей созданы разнообразные ассоциации делового сотрудничества, в том числе и двусторонние: России с США, ФРГ, Францией и т.д. Существуют и другие организации, в том числе и иностранные (консультативные, контактные и др.), призванные, с одной стороны, содействовать выходу российских участников ВЭД на •мировой рынок, с другой — информировать потенциальных зарубежных партнеров о перспективах развития российского рынка.

Федеральная таможенная служба (ФТС России) непосредственно подчинена Президенту Российской Федерации и выполняет следующие

Функции:

■  контроль за пересечением государственной границы России гражданами и грузами, декларирование соответствующих грузов и имущества;

■  участие в изменениях ставок таможенных пошлин и размеров таможенных сборов;

■  формирование доходной части федерального бюджета России посредством взимания таможенных пошлин, сборов, штрафов, конфискации грузов, финансовых средств и имуществу граждан;

■  защита экономических и иных интересов России через борьбу с незаконным вывозом грузов, ценностей из России и через предотвращение незаконного ввоза в страну оружия, вредных отходов и т.д.;

■  ведение таможенной статистики;

■  участие в валютном и экспортном контроле;

■  участие в разработке таможенного законодательства и таможенной политики России, обеспечение реализации последней.

За рубежом также производится регулирование ВЭД на государственном уровне, на уровне предприятий и, что особенно важно, большие  успехи достигнуты и на межгосударственном уровне, в странах ЕС.  Прежде всего это относится к инвестиционной политике и таможенной деятельности. В этих странах выработан довольно жесткий подход к поставкам сырья и, наоборот, либеральный, стимулирующий подход к готовой продукции.

При осуществлении ВЭД необходимо учитывать внешнеэкономическую политику различных государств, под влиянием которой формируются основные направления, регулирующие отношения с другими странами.

В странах с развитой рыночной экономикой отсутствует государственная монополия на внешнюю торговлю, тем не менее высшие государственные законодательные органы (парламенты, национальные собрания, конгрессы) определяют внешнеэкономическую политику стран, издают законы по регулированию торговли, ратифицируют государственные договоры.

Правительственные органы занимаются регулированием и реализацией ВЭД. В настоящее время в мире создано большое число между- народных организаций, осуществляющих регулирование разнообразных аспектов взаимодействия участников ВЭД из разных стран. При этом важно учесть, что большинство стран мира используют в своей практике основные правила, положения, различные нормативы и регламенты, выработанные этими международными организациями с целью развития международного экономического сотрудничества.

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России) подчиняется непосредственно Президенту Российской Федерации. К ее важнейшим задачам относятся:

■  защита интересов Российской Федерации;

■  реализация требований международных договоров Российской Федерации в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области контроля за экспортом продукции военного и двойного назначения;

■  создание условий для интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику;

■  межведомственный контроль за соблюдением всеми участниками ВЭД законодательства в сфере валютного и экспортного контроля;

■  аудиторская проверка отдельных участников ВЭД;

■  координация действий федеральных и региональных органов регулирования ВЭД в России;

■  содействие в создании единой российской информационной системы по валютному и экспортному контролю;

■  анализ эффективности и разработка мероприятий по совершенствованию системы валютного контроля Российской Федерации.

Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука) разрабатывает следующий ряд направлений ВЭД:

■  проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведение научно- исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности, в том числе для обеспечения нужд Роснауки;

■  организует разработку прогнозов развития научной, научно- технической и инновационной сферы, рынков наукоемкой продукции и услуг, экспертизу и подготовку заключений по проектам федеральных целевых программ, межотраслевых и межгосударственных научно-технических и инновационных программ;

■  выдает иностранным и российским заявителям разрешения на проведение морских научных исследований во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации, в ее исключительной экономической зоне и на ее континентальном шельфе.

Федеральное агентство по науке и инновациям ведет:

■  единый реестр результатов открытых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых за счет средств федерального бюджета;

■  реализация требований международных договоров Российской Федерации в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области контроля за экспортом продукции военного и двойного назначения;

■  создание условий для интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику;

■  межведомственный контроль за соблюдением всеми участниками ВЭД законодательства в сфере валютного и экспортного контроля;

■  аудиторская проверка отдельных участников ВЭД;

■  координация действий федеральных и региональных органов регулирования ВЭД в России;

■  содействие в создании единой российской информационной системы по валютному и экспортному контролю;

■  анализ эффективности и разработка мероприятий по совершенствованию системы валютного контроля Российской Федерации.

 

 

Методы регулирования внешнеэкономической деятельности

 

Государственное регулирование ВЭД осуществляется различными методами, которые в зависимости от классификационных признаков подразделяются на экономические и административные, тарифные и нетарифные.

Тарифные методы регулирования. В рыночной экономике государство осуществляет регулирование ВЭД в целях обеспечения безопасности страны и защиты общенациональных интересов. Деятельность государственных органов по регулированию ВЭД осуществляется практически во всех странах мира, но ее масштабы, формы и методы, конкретные цели и задачи определяются каждой страной исходя из масштабов, положения в современном мире, внешней и внутренней политики государства.

Нетарифные методы регулирования представляют не меньшую угрозу либерализации торговли. К нетарифным барьерам относятся разнообразные (насчитывают свыше 2000 различных видов) экономические, политические и административные методы прямого или косвенного ограничения внешнеэкономической деятельности.

Квотирование представляет собой ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу (экспортная квота) за определенный период.

Как правило, квотируется импорт товаров, и квота выполняет роль некой протекционистской пошлины, т.е. способствует снижению конкуренции на внутреннем рынке.

К нетарифным барьерам можно отнести также государственную монополию как исключительное право государства на осуществление определенных видов ВЭД, национальные налоговые системы, национальные стандарты и т.п.

Государственное воздействие распространяется и на регулирование ввоза и вывоза капитала. Государство, с одной стороны, должно обеспечить благоприятный инвестиционный климат с гарантией от национализации иностранной собственности, с другой — защитить собственные интересы, например, через установление максимальной доли иностранного капитала в совместных предприятиях, создание перечня отраслей, доступных для иностранных инвесторов, участие национальных кадров в управлении, доступность информации.

Как правило, квотирование внешней торговли осуществляется путем лицензирования, когда государство выдает лицензии на импорт или экспорт ограниченного объема продукции и одновременно запрещает нелицензированную торговлю. Лицензирование может иметь и самостоятельное значение как инструмент внешнеторговой политики, когда, например, государство предоставляет право какому-либо импортеру ввозить товары без ограничения или только из указанных стран (так называемая генеральная лицензия).

Существует также практика автоматического лицензирования, когда для ввоза или вывоза определенных товаров требуется получить лицензию, что позволяет государству осуществить наблюдение за торговлей этими товарами и в случае необходимости быстро вводить ограничительные меры. В настоящее время положения ГАТТ/ВТО разрешают вводить полные ограничения импорта в случае резкого неравновесного баланса.

Добровольные экспортные ограничения — страна-импортер устанавливает квоту, а страны-экспортеры сами берут на себя обязательства по ограничению экспорта в данную страну. Конечно, на деле такие экспортные ограничения являются не добровольными, а вынужденными: они вводятся либо в результате политического давления страны-импортера, либо под влиянием угроз применить более жесткие протекционистские меры, например возбудить антидемпинговое расследование. В настоящее время в рамках ГАТТ/ВТО поставлена задача отмены добровольных экспортных ограничений.

Экспортные субсидии — льготы финансового характера, предоставляемые государством экспортерам для расширения вывоза товаров за границу. В результате таких субсидий экспортеры получают возможность продавать товар на внешнем рынке по более низкой цене, чем на внутреннем.

Экспортные субсидии могут быть прямыми (выплата дотации производителю при его выходе на внешней рынок) и косвенными (путем льготного налогообложения, кредитования, страхования и т.п.).

Среди них можно отметить льготное государственное кредитование экспорта (уменьшение ставок и удлинение сроков кредита), государственное страхование экспортных кредитов, прямое субсидирование законодательства, таможенные кодексы, постановления, обязывающие импортеров и экспортеров соблюдать интересы государств, взаимодействующих на внешнем рынке.

Международные торговые договоры определяют общие пути раз-вития экономических отношений между государствами, устанавливают торгово-экономический, политический режим взаимодействия, предусматривают условия взаимных расчетов, сроки сотрудничества и т.д. В договорах могут быть зафиксированы долгосрочные соглашения на 5—10 лет и более. Также практикуется и заключение ежегодных протоколов о взаимных поставках товаров. Соглашения и протоколы, дополняя друг друга, способствуют развитию устойчивого взаимовыгодного сотрудничества.

В странах с рыночной экономикой условия международных договоров, соглашений и протоколов состоят из обязательной части, обеспечиваемой законодательными актами, и индикативной, определяемой экономической заинтересованностью предпринимателей.

Наилучшие условия для развития ВЭД обеспечиваются в тех случаях, когда страны предоставляют друг другу наиболее благоприятствуемый режим, при котором хозяйствующие субъекты договорившихся сторон пользуются таможенными, налоговыми и другими привилегиями в стране партнера.

Таможенные формальности. В их основе лежит Таможенный кодекс, утверждаемый законодательным органом. Таможенный кодекс создается в соответствии с таможенной политикой государства. Он определяет общие задачи и функции таможенных органов, порядок разработки, утверждения и использования тарифов, условия освобождения от уплаты пошлин, санкции за нарушение таможенных правил, порядок рассмотрения жалоб. Таможенные формальности являются одними из самых эффективных методов регулирования ВЭД.

Лицензирование — это система письменных разрешений, выдаваемых государственными органами на экспорт и импорт товаров. Лицензирование применяется на определенные периоды времени по отдельным товарам, включенным в перечень продукции общегосударственного назначения. Генеральные лицензии сроком до одного года получают специализированные внешнеэкономические организации в соответствии с государственными экспортно-импортными заданиями. Разовые лицензии выдаются по каждой отдельной сделке на срок, не-обходимый для ее реализации, но не более чем на один год.

Антидемпинговые процедуры представляют собой судебные и административные разбирательства претензий, которые предъявляют национальные предприниматели иностранным поставщикам, обвиняя в продаже товаров по заниженным ценам, которые наносят ущерб местным производителям аналогичной продукции. Органы власти, суды обязаны приостановить движение товара, обвиненного в демпинге, и разобраться по существу претензий.

Ценовые преференции устанавливают некоторые страны в законодательном порядке путем определения минимальной разницы в ценах, по которым товары и услуги импортера должны быть ниже цен национальных производителей. Например, энергетические компании США имеют право размещать заказы на импортное оборудование только в том случае, если цены на него будут ниже цен американских производителей как минимум на 6%.

Технические процедуры устанавливаются в законодательном порядке государственными организациями и представляют собой комплекс мероприятий по проверке соответствия импортируемой продукции требованиям международных и национальных стандартов, отраслевых норм и технических предписаний.

Одним из видов технических барьеров является требование сертификации продукции, товаров, ввозимых в страну, для чего их подвергают испытаниям в специализированных лабораториях на соответствие свойств требованиям стандартов по техническим, санитарным, технологическим показателям. Данная процедура может серьезно осложнить сбыт ряда товаров, если заблаговременно не осуществить их сертификацию.

Импортные процедуры представляют собой правила проведения импортных операций при государственных закупках. Во многих странах в этих случаях покупатель должен провести международные торги с целью выяснения наиболее выгодного продавца. Иногда покупателю выдают лицензию только в том случае, если он выполнил требования по осуществлению встречных экспортных операций.

Оперативное регулирование ВЭД. Правительство Российской Федерации, Минэкономразвития России могут приостановить операции участников ВЭД в случае поставки недоброкачественной продукции и товаров, невыполнения обязательных экспортных поставок при одновременном экспорте аналогичных товаров в других формах, экспорта по необоснованно низким ценам или импорта по завышенным ценам, сообщения ложной информации в рекламе, таможенной, валютно-финансовой и регистрационной документации. Приостановка внешнеэкономических операций применяется как к отечественным субъектам ВЭД, так и к зарубежным, допустившим нарушения законодательства. В Законе о регулировании ВЭД указано, что нетарифные ограничения во внешней торговле, в том числе лицензии на экспорт и импорт конкретных видов продукции и запреты на них, будут вводиться исключительно в целях обеспечения законности и правопорядка в стране, сохранения обороноспособности государства и международной безопасности, охраны здоровья населения, защиты окружающей среды, сохранения культурного, исторического и археологического наследия России.

В настоящее время в Российской Федерации подлежат лицензированию следующие группы товаров.

При экспорте:

■  товары и технологии двойного назначения, используемые как в мирных, так и в военных целях;

■  оборудование, материалы и технологии, применяемые при создании ракетного оружия;

■  наркотические средства, сильнодействующие и ядовитые вещества, минеральные удобрения;

■  ресурсы животного и растительного происхождения.

При импорте:

■  трансграничные перевозки опасных отходов;

■  озоноразрушающие вещества и содержащая их продукция;

■  этиловый спирт и водка.

При экспорте и импорте:

■  ядерные материалы, оборудование, специальные неядерные материалы и соответствующие технологии;

■  радиоактивные вещества и изделия на их основе;

■  драгоценные металлы;

■  лекарственные средства и фармацевтические субстанции;

■  химические вещества защиты растений.

Тарифные методы являются основой экономического регулирования ВЭД. Исключительная роль таможенных тарифов в регулировании ВЭД определила целесообразность их особого рассмотрения вне связи с другими методами экономического регулирования.

Тарифное регулирование направлено преимущественно на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции. В этой системе решающую роль играют ввозные пошлины.

Экспортные пошлины считаются противоречащими природе рыночных отношений, международные и региональные союзы и соглашения не рекомендуют использовать их в международной торговле.

Ассортимент товаров, ввозимых в Российскую Федерацию из разных стран, весьма разнообразен и постоянно обновляется. Многие

логичные или схожие по назначению, потребительским свойствам 3 качеству товары производятся российскими производителями или  производство их может быть организовано в нашей стране на экономически приемлемых условиях. Но некоторые товары поступают на российский рынок только за счет завоза их из других стран. К числу последних относятся: кофе, какао, натуральный каучук, цитрусовые, некоторые виды минеральных ресурсов и т.д.

В большинстве случаев импортные товары имеют отечественные аналоги и составляют конкуренцию последним. Ввозные таможенные пошлины на такие товары должны определяться с учетом складывающихся соотношений между мировыми и национальными издержками

и ценами.

Соотношения между этими издержками и ценами могут по группам и видам продукции, как правило, колебаться в весьма широком диапазоне, что предопределяет необходимость дифференциации ставок ввозных пошлин по группам и видам продукции.

При ограниченном ассортименте завозимой продукции и массовости завоза ставки таможенных пошлин могут устанавливаться индивидуально для конкретных изделий или с ориентацией на их индивидуальные выходные главные параметры.

Например, таможенные пошлины на автомобили и перевозочные средства устанавливаются с учетом объема цилиндров двигателя и количества лет с момента выпуска автомобиля, что может служить показателем морального и физического износа. Целесообразно при импорте товаров, бывших в употреблении и имеющих значительный моральный и физический износ, применять повышенные ставки ввозных пошлин, что ограничивает ввоз такой продукции, поскольку это не способствует научно-техническому прогрессу российского общества.

Таможенные пошлины являются важнейшим экономическим регулятором ВЭД, с помощью которого реализуется техническая политика государства в области внешнеэкономического обмена, и потому ставки ввозных пошлин не могут быть инертными к техническому уровню и физическому состоянию импортируемых машин и оборудования, затем более создавать преимущества для импорта морально устаревших 11 физически изношенных машин и оборудования.

В Российскую Федерацию разрешен беспошлинный ввоз печатных Книг, брошюр, листовок и аналогичных печатных материалов, газет, журналов, независимо от назначения этой продукции, ее художественной  ценности, соответствия принципам общественной морали и нравственности, состава читателей.

 

Внешнеторговая политика

 

Внешнеторговая политика — это целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами.

Основные цели внешнеторговой политики:

1) изменение степени и способов включения данной страны в международное разделение труда;

2) изменение объемов экспорта (импорта);

3) обеспечение страны необходимыми ресурсами;

4) изменение соотношения экспорта (импорта).

Группы инструментов регулирования внешнеторговой деятельности:

1) административные:

■  запреты (ограничения) экспорта (импорта),

■  лицензирование (квоты) экспорта (импорта),

■  добровольное ограничение экспорта (импорта);

2) экономические:

■  таможенные пошлины,

■  сборы,

■  акцизы,

■  внутреннее налогообложение,

■  уравнительное пограничное налогообложение;

3) технические барьеры в торговле:

■  стандарты и технические нормы,

■  методы определения соответствия стандартам,

■  нормы и правила безопасности,

■  системы сертификации,

■  санитарно-ветеринарные нормы,

■  нормы здравоохранения;

4) меры, содействующие национальным экспортерам и производителям товаров для экспорта:

■  различные субсидии;

5) валютно-финансовые инструменты:

■  маневрирование учетной ставкой Банка России,

■  направленное воздействие на повышение (понижение) курса валюты,

■  использование кредитных механизмов;

6) торгово-договорные и другие средства:

■  обеспечение правовых условий для развития внешней торговли (двусторонние и многосторонние соглашения).

Основные направления внешней торговли.

1.  Политика свободной торговли (freetrader) — отказ или воздержание государства от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю. При этом государство заключает договоры с другими странами с целью создания благоприятных условий за рубежом для национальной экономики.

Положительные стороны:

■  дает максимальную свободу для действия рыночных сил в стремлении получить максимальные выгоды из международного разделения труда и международного товарного обмена;

■  страны становятся более взаимосвязаны и политически развиты;

■  дает преимущество более сильным в экономическом плане странам или более сильным отраслям.

2.  Политика протекционизма (protectionism) — государственная политика, направленная на защиту национальной экономики от иностранной конкуренции. Исключает свободное действие рыночных сил, предпочитается слабыми странами.

Положительные стороны:

■  облегчает развитие молодых отраслей производства, которые лучше развиты в других странах;

■  является необходимым условием индустриализации в развивающихся странах;

■  сокращает безработицу.

Отрицательные стороны:

■  в длительной перспективе приводит к формированию неэффективной отраслевой структуры национальной экономики;

■  возможна автаркия — крайняя форма, стремление страны ограничить импорт только объемами экспорта, внешнеторговое сольдо стремится к нулю;

■  селективный протекционизм — защита не всей экономики, а отдельных отраслей;

■  коллективный протекционизм — протекционизм, проводимый интеграционными группировками по отношению к третьим странам.

Международный технологический обмен во внешнеторговой политике Российской Федерации — это широкий спектр международных экономических отношений, включающий международную торговлю технологиями, оборудованием и машинами, Субъекты международного технологического обмена:

1) государство;

2) коммерческие фирмы;

3) международные фонды.

Объекты международного технологического обмена — результаты интеллектуальной деятельности представлены в следующих формах:

1) овеществленная — оборудование, агрегаты, инструменты;

2) не овеществленная — техническая документация, знания, опыт, патенты и т.д.; в чистом виде не продаются.

Этапы жизненного цикла технологического оборудования:

1) экспорт технологий в общественной форме — сконцентрированные новые идеи, принципы;

2) прямые зарубежные инвестиции и создание за рубежом производств по выпуску продукции, технологии;

3) экспорт голых лицензий — уступка (продажа) прав собственности на запатентованные (не запатентованные) технологии. Часто в данном случае создаются совместные предприятия.

Классификация форм передачи технологий:

1) по масштабам:

■  международная,

■  национальная;

2) по каналам:

■  межфирменная,

■  внутрифирменная;

3) по способам передачи технологии:

■  на некоммерческой основе,

■  на коммерческой основе.

Формы передачи технологии на некоммерческой основе:

■  информационные массивы специальной литературы, компьютерные банки данных, патенты, справочники;

■  конференции, выставки, семинары, симпозиумы;

■  обучение, стажировки, практика студентов, специалистов на паритетной основе;

■  перекрестное лицензирование на паритетной основе;

■  миграция ученых, специалистов из научных в коммерческие структуры, из одной страны в другую;

■  основной поток передачи — непатентоспособная, некоммерческая информация, деловые игры, открытия и т.д.

Формы передачи технологии на коммерческой основе:

■  продажа технологий и техники в материализованной форме;

■  прямые зарубежные инвестиции и сопровождающие;

■  продажа патентов на коммерческой основе;

■  продажа лицензий (кроме торговых марок);

■  совместное проведение научно-исследовательских и опытных конструкторских разработок;

■  инжиниринг.

Торговля результатами интеллектуальной деятельности. Интеллектуальная собственность — это широкий спектр результатов творческой деятельности человека в области производства, науки, техники, культуры, искусства и аудиовизуальной техники.

Объекты интеллектуальной собственности — творения человеческого разума.

Законом о регулировании ВЭД вводятся следующие ограничения на интеллектуальную собственность:

■  срок действия (патент не более 20 лет);

■  охранные документы;

■  объемы производства;

■  вопросы тиражирования.

Интеллектуальная собственность охватывает как понятие две сферы прав.

1.  Права на промышленную собственность — объекты, являющиеся продуктом умственной деятельности и используемые в любых отраслях промышленности. Вопросами регулирования занимается Парижская конвенция 1883 г. и последующие акты.

Объекты промышленной собственности:

■  изобретения;

■  полезные модели;

■  промышленные образцы;

■  товарные знаки;

■  знаки обслуживания;

■  наименования мест происхождения товара;

2.  Авторское право — объекты, являющиеся продуктом умственной деятельности, используемые для интеллектуальных потребностей человека в науке, искусстве, литературе и архитектуре. Вопросами регулирования занимается Бернская конвенция. Объекты авторского права:

■  литературные и художественные произведения;

■  научные работы и научные труды;

■  музыкальные произведения;

■  исполнительная деятельность.

Международная лицензионная торговля. Лицензия — разрешение на использование другим лицом изобретения, технологии, ноу-хау бренда и др. в течение определенного срока и за вознаграждение.

Лицензиар — продавец лицензии.

Лицензиат — покупатель лицензии.

Виды лицензий:

1) по обеспеченности патентом:

■  патентная — выдается на патентные изобретения,

■  беспатентная — права обеспечиваются секретностью;

2) по характеру и объему прав на использование:

■  простая (не исключительная) — оставляет лицензиару возможность предоставлять лицензию на данную технологию и другим лицензиатам на определенной территории,

■  исключительная — предусматривает монопольное право лицензиата использовать лицензию и отказ лицензиара от самостоятельного использования на оговоренной территории,

■  полная — представляет лицензиату исключительное право на использование патента в течение срока действия и отказ лицензиара от самостоятельного использования в течение конкретного срока;

3) по условию предоставления и использования:

■  чистая — продается лицензия только на конкретное изобретение,

■  сопутствующая — продажа оборудования, машин с продажей лицензией,

■  возвратная — предоставление лицензиару для использования техники, разработанной лицензиатом по основному договору,

■  перекрестная — взаимное предоставление прав патентообладателя в тех случаях, когда невозможно осуществлять деятельность, не нарушая прав друг друга,

■  принудительная — используется, когда патентообладатель не использует лицензию эффективно, и его заставляют ее продать,

■  открытая — предоставление права на использование объекта на основании заявления патентообладателя о предоставлении лицензии любому заинтересованному лицу,

■  обязательная — разрешение на использование объекта промышленной собственности, выдаваемое по решению правительства без спроса патентообладателя,

             Сублицензия – предоставление лицензиатом прав на использование объекта третьим лицам при согласии лицензиара. Все условия оговариваются в основном договоре.

 

Вопросы по теме лекции:

 

1.  Какова основная цель государственного регулирования ВЭД?

2.  Определите основных субъектов, регулирующих и содействующих развитию ВЭД?

3.  Какой специальный государственный орган регулирует ВЭД?

4.  Какие функции выполняет ФТС России?

5.  Назовите основные методы регулирования ВЭД?

6.  Каковы особенности внешнеторговой политики России?

Главная

О фирме

Статьи из газеты "ИЛИГА"

Лекции Галяутдинова

Аренда помещений

Вакансии

Контакты