Дисциплина «Внешнеэкономическая деятельность»
По материалам: Э.А. Арустамов, д-р эконом. Наук, проф. Засл. Деятель науки РФ. Р.С. Андреева, канд. Эконом. Наук. Внешнеэкономическая деятельность. Учебник/ Э.А. Арустамов, Р.С. Андреева – М.: КНОРУС, 2016, - 168 с.
Лекция № 2
Правовое обеспечение внешнеэкономической деятельности
Начиная ВЭД, каждый должен знать, что он вступает в особую сферу отношений, регулируемых не только общим, но и специальным законодательством. Общее законодательство регулирует экономическую деятельность во всех ее видах и сферах. Радикальные изменения в экономике России, связанные с превращением в рыночную, происходят в рамках права, которое закрепляет такие важнейшие положения, как неприкосновенность собственности, новый метод регулирования предпринимательской деятельности — «дозволено все, что не запрещено», недопустимость вмешательства государства в хозяйственную деятельность субъектов. Эти и другие положения закреплены в Гражданском кодексе Российской Федерации, ряде Федеральных законов: от 25.02.99 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российское Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», от 26.12.95 N° 208-ФЗ «Об акционерных обществах», от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Изменения в экономике привели также к радикальным переменам во внешнеэкономической сфере: ликвидации монополии внешнее торговли, предоставлении права участия во ВЭД всем юридическим и физическим лицам, организации внутреннего валютного рынка, развитию иностранного предпринимательства, усилению контролирующей функции государства, расширению экономического метода регулирования ВЭД.
Интеграция России в мировое хозяйство невозможна без развития национального законодательства в соответствии с международным Правовое регулирование ВЭД — это совокупность нормативных актов, в рамках и на основе которых осуществляется ее практика. Эта совокупность представлена:
■ международными правилами и нормами, подписанными Россией, международными договорами с другими странами:
■ национальным законодательством по ВЭД, представленным законами, кодексами, а также подзаконными актами.
Создание системы правового регулирования ВЭД - длительный процесс, который несет на себе отпечаток развития как национальной экономики, так и международных обязательств России, а также предстоящего вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО).
ВЭД регулируется ТК РФ и федеральными законами: о регулировании ВЭД; о валютном регулировании и валютном контроле; о таможенном тарифе, а также Федеральным законом от 09.07.99 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (далее — Закон об иностранных инвестициях).
Особо остановимся на регулировании иностранного предпринимательства. Основой его является Закон об иностранных инвестициях в Российской Федерации, устанавливающий формы иностранных инвестиций, гарантии, правовое положение иностранных предпринимателей, правила регистрации. В соответствии с ним иностранное инвестирование может осуществляться не только путем долевого участия при создании совместных предприятий (СП), приобретения долей участия в существующих предприятиях, акций, паев, ценных бумаг, но и путем создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным предпринимателям.
Для практики важно и то, что законодательство прямо предусматривает возможность участия иностранных инвесторов в осуществлении разгосударствления и приватизации. Для иностранных предприятий исключительно важен вопрос о гарантиях. Для любого инвестора опасны национализация, т.е. возможность отчуждения его собственности и перехода ее в собственность государства, а также применение иных принудительных мер (например, национализация, проведенная в советской России и других странах Восточной Европы). Все это обостряет вопрос о гарантиях и делает необходимым их установление во внутреннем законодательстве и в международных договорах России с другими странами. Общее представление о гарантиях иностранных инвестиций дает следующий их перечень, предусмотренный российским законодательством. Это гарантии:
■ от изменения законодательства;
■ от национализации и реквизиции;
■ при прекращении инвестиционной деятельности;
■ перевода платежей в иностранной валюте, доходов;
■ сумм, полученных при исполнении договорных обязательств;
сумм, полученных в связи с ликвидацией или продажей
■ компенсаций при национализации;
■ компенсаций при возмещении убытков;
■ использования прибылей в национальной валюте каждого государства.
Определение круга лиц, которые являются иностранными инвесторами, имеет существенное практическое значение. Во-первых, от признания лица иностранным инвестором зависит предоставление ему соответствующих льгот, которые устанавливаются внутренним законодательством и международными договорами. Во-вторых, статус иностранного предпринимателя имеет значение при регистрации, допуске к осуществлению хозяйственной деятельности. В-третьих, если лицо признано инвестором в определенном государстве, на него могут распространяться гарантии и другие условия, предусмотренные международным договором с соответствующей страной, а также дипломатическая защита со стороны государства — страны инвестора.
К числу иностранных инвесторов в России относят следующие категории субъектов:
1) иностранные юридические лица;
2) иностранные физические лица:
а) иностранные граждане;
б) лица без гражданства;
3) отечественные граждане, проживающие за рубежом;
4) международные организации;
5) иностранные государства.
Предприятия с иностранными инвестициями создаются и действуют в тех организационно-правовых формах, которые предусмотрены для предприятий законодательством. В России на них распространяется действие Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
Предприятие с иностранными инвестициями может быть создано различными способами. Во-первых, путем его учреждения, во-вторых, в результате приобретения иностранным инвестором доли участия (пая, акции) в ранее учрежденном предприятии без иностранных инвестиций, в-третьих, путем приобретения такого предприятия полностью. Регистрация предприятий с иностранными инвестициями осуществляется Федеральной налоговой службой по месту его фактического нахождения или Государственной регистрационной палатой при Министерстве юстиции Российской Федерации. Необходимо подчеркнуть, что размер уставного капитала (фонда) предприятия с долевым участием иностранных инвестиций, независимо от организационно-правовой формы, не может быть менее 1000-кратного размера минимальной оплаты труда в месяц, который установлен законодательством Российской Федерации на дату представления учредительных документов для регистрации.
Кроме названных источников права (международные договоры н национальные законы) существуют негосударственные источники права, которые широко используются в практике ВЭД. К ним относятся:
1) публикации Международной торговой палаты, например международные торговые термины — «ИНКОТЕРМС 2000», «Унифицированные обычаи и практика для документарных аккредитивов»;
2) документы Европейской экономической комиссии ООН, напри-мер, общие условия поставок, проформы контрактов и т.п.;
3) обычное право (обычаи и обыкновения);
4) судебно-арбитражная практика.
Законодательство признает в качестве регулятора контракты между непосредственными участниками ВЭД. Этот регулятор основывается на нормах национального права, имеющих обязательный (императивный) характер, и нормах международного права, носящих диапозитивный характер, когда стороны имеют право отступать от этих норм. Диапозитивным характером обладают международные конвенции, например Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Венская конвенция 1980 г.). Диапозитивные нормы права играют большую роль во взаимоотношениях иностранных партнеров, так как способствуют единообразию в понимании самих терминов, прав и обязанностей сторон, не требуют знания законодательства страны иностранного партнера, способствуют ускорению проведения пере-говоров.
Все регуляторы ВЭД должны действовать в системе, не противоречить друг другу. Через нормы права осуществляется защита участников ВЭД, интересов общества в целом.
Любые внешнеэкономические операции оформляются международным контрактом. Обязательства по контракту могут быть одной из сторон не выполнены, что причинит ущерб второй стороне. И если Урегулировать спор не удается, потерпевшая сторона может обратиться 8 государственный суд или в арбитраж. Это может быть арбитраж или страны одной из сторон, или третьей стороны. Однако место арбитражного разбирательства определяется при подписании самого контракта, это так называемая арбитражная оговорка.
В России действует Закон Российской Федерации от 07.07.93 ^ 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже». Данный за кон соответствует типовому закону, разработанному комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). В России созданы также постоянно действующие третейские суды. Например, при Московской торгово-промышленной палате могут создаваться арбитражи для рассмотрения конкретного спора.
Законодательство, регулирующее внешнеэкономическую деятельность
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются:
1) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;
2) равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным за-коном;
3) единство таможенной территории Российской Федерации;
4) взаимность в отношении другого государства (группы государств);
5) обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации;
6) выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
7) гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
8) обоснованность и объективность применения мер 1) государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
рассмотрим основные правовые аспекты, регламентирующие ВЭД.
Закон о валютном контроле устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов 3 отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.
Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:
1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;
4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.
Закон об иностранных инвестициях регулирует отношения, связанные с государственными гарантиями прав иностранных инвесторов при осуществлении ими инвестиций на территории Российской Федерации. Действие закона не распространяется на отношения, связанные с вложениями иностранного капитала в банки и иные кредитные организации, а также в страховые организации, которые регулируются соответственно законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности и о доходах от страховой деятельности (Федеральный закон от 02.12.90 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее — Закон о банках и банковской деятельности), Федеральный закон от 13.12.91 №2028-1 «О налогообложении доходов от страховой деятельности»).
Субъекты Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие иностранные инвестиции, по вопросам, относящимся к их ведению, а также к инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами.
Закон об инвестиционной деятельности в Российской Феде-рации, осуществляемой в форме капитальных вложений определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.
Для целей настоящего федерального закона используются следующие основные понятия:
■ инвестиции — денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта;
■ инвестиционная деятельность — вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта;
■ капитальные вложения — инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты;
■ инвестиционный проект — обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).
Федеральный закон не распространяется на отношения, связанные с вложениями инвестиций в банки и иные кредитные организации, а также в страховые организации, которые регулируются соответственно
ном о банках и банковской деятельности и Законом о налогообложения и доходов от страховой деятельности.
Закон о таможенном тарифе устанавливает порядок формирована и применения таможенного тарифа Российской Федерации — инструмента государственного регулирования внутреннего рынка товаров при его взаимосвязи с мировым рынком, а также правила обложения пошлинами товаров при их перемещении через границу Российской федерации. Основными целями данного Закона являются:
■ рационализация товарной структуры ввоза товаров в Российскую Федерацию;
■ поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории Российской Федерации;
■ создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Российской Федерации;
■ защита экономики Российской Федерации от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;
■ обеспечение условий для эффективной интеграции Российской Федерации в мировую экономику.
Таможенный тариф Российской Федерации — свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой ВЭД (далее — Товарная номенклатура).
Товарная номенклатура Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации исходя из принятых в между-народной практике систем классификации товаров.
Таможенный тариф применяется в отношении ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации и вывоза товаров с этой территории.
Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможен-ную границу Российской Федерации, видов сделок и других факторов. Ставки ввозных таможенных пошлин определяются Правительством Российской Федерации.
В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, применяются ставки ввозных таможенных 11оШлин, установленные на основании Закона о таможенном тарифе.
В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, ставки ввозных таможенных пошлин, установленные на основании Закона о таможенном тарифе, увеличиваются вдвое, за исключением случаев предоставления Российской Федерацией тарифных льгот (преференций) на основании соответствующих положений данного Закона.
Таможенной стоимостью товаров является стоимость сделки при условии:
1) если не существует ограничений в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые:
■ установлены федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти,
■ ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы,
■ существенно не влияют на стоимость товаров;
2) продажа товаров или их цена не зависят от соблюдения условий или обязательств, влияние которых на стоимость товаров не может быть количественно определено;
3) любая часть дохода, полученного в результате последующих продажи товаров, распоряжения товарами иным способом или их использования, не будет причитаться прямо или косвенно продавцу, за исключением случаев, когда в соответствии со ст. 19.1 Закона о таможенном тарифе могут быть произведены дополнительные начисления;
4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, за исключением случаев, когда покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами, но стоимость сделки приемлема для таможенных целей.
При осуществлении продажи между взаимосвязанными лицами стоимость сделки должна быть принята таможенными органами и товары оценены в соответствии с условиями, а также если декларант путем сравнения докажет, что такая стоимость близка к имевшей место в тог же или соответствующий ему период времени:
■ стоимости сделки при продаже идентичных или однородных товаров на экспорт в Российскую Федерацию покупателям, не являющимся взаимосвязанными лицами с продавцом;
■ таможенной стоимости идентичных или однородных товаров.
Вопросы по материалам лекции:
1. Какие основные законы регулируют ВЭД?
2. Каковы основные принципы государственного регулирования внешне-торговой деятельности?
3. В чем необходимость создания системы правового регулирования ВЭД?
4. Каким образом законодательство, регламентирующее ВЭД, регулирует ее во всех видах и сферах?