Дисциплина «Внешнеэкономическая деятельность»
По материалам: Э.А. Арустамов, д-р эконом. Наук, проф. Засл. Деятель науки РФ. Р.С. Андреева, канд. Эконом. Наук. Внешнеэкономическая деятельность. Учебник/ Э.А. Арустамов, Р.С. Андреева – М.: КНОРУС, 2016, - 168 с.
Лекция № 1
Понятие внешнеэкономической деятельности
Под внешнеэкономической деятельностью (ВЭД) понимают сферу самостоятельного производства, организационно-экономической и коммерческой деятельности предприятий, связанную со взаимодействием с зарубежными партнерами. Осуществляется она на уровне предприятия, с полной самостоятельностью в выборе партнера, внешнего рынка, ассортимента позиций товара, в определении цены и стоимости контракта, объемов и сроков поставки.
Основными участниками ВЭД являются:
1) по профилю:
■ производители-экспортеры, работающие без посредников (промышленные предприятия и объединения, производственные кооперативы, консорциумы, совместные предприятия),
■ организации-посредники (агенты-представители, брокеры, маклеры комиссионеры, консигнаторы, агенты-поверенные, торговые агенты, дистрибьюторы, дилеры),
■ отраслевые объединения (импортные закупки, мероприятия по организации специализированных выставок, информационно-рекламная работа, посредничество во внешнеторговых перевозках и хранение грузов),
■ смешанные общества (создаются производителями экспорт-ной продукции за границей, выполняя следующие функции: торгово-сбытовая, предпродажная, производственная деятельность, предоставление услуг, торговые дома),
■ многофункциональные компании (ассоциации), занимающиеся торгово-посреднической, коммерческой, производственной деятельностью,
■ трейдинговые компании (сбыт кофе, какао), которые выполняют большое количество функций. Основными задачами данных организаций является: оказание услуг участникам ВЭД в изучении мировых рынков, правовое обеспечение внешнеторговых сделок, организация рекламных мероприятий, выработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности, проведение семинаров, конференций, консультаций и т.д.;
2) по характеру внешнеторговых операций:
■ экспортеры,
■ импортеры,
■ специализированные посредники,
■ комиссионеры,
■ таможенные брокеры,
■ агенты;
3) по организационно-правовым формам:
■ коммерческие организации,
■ некоммерческие организации,
■ хозяйственные товарищества,
■ общественные организации,
■ артели,
■ потребительские кооперативы,
■ государственные, муниципальные предприятия, объединения.
Формы внешнеэкономической деятельности
Различают две основные формы государственного регулирования ВЭД:
1) тарифная (экономическая);
2) нетарифная (административная).
Тарифная система представляет собой систему налогов и сборов.
Тарифное регулирование включает:
■ таможенную пошлину (экспортную или импортную);
■ таможенный сбор.
Таможенная пошлина — основной вид платежа, регулирующий ВЭД. Сумма пошлины рассчитывается исходя из объема перевозимого товара и ставок пошлины (таможенный тариф).
Законодательная база по взиманию пошлин — это Таможенный кодекс Российской Федерации (ТК РФ) и Федеральный закон от 21.05.93 № 5003-1 «О таможенном тарифе» (далее — Закон о таможенном тарифе). Таможенный тариф может быть установлен в следующих вариантах: в денежном варианте на физическую единицу (евро) — это тариф в процентах и в евро — это смешанный тариф. Средний уровень ставок около 20%. В развитых странах — 5—6%. Величина ставки определяется законом Российской Федерации (иногда пересматривается с учетом экономической политики).
Для России таможенные пошлины — это существенная добавка к бюджету. Ставки таможенной пошлины дифференцированы по видам товаров. Для того чтобы найти ставку для конкретного товара, надо знать его квалификацию по тарифной номенклатуре ВЭД (ТН ВЭД СНГ содержит 99 групп). Например: 44 группа — древесина и изделия из нее, 94 группа — мебель (существует дальнейшая квалификация: 44.1,44.2, 44.3 и т.д.).
Стран, с которыми Россия заключила договор о взаимном благоприятствовании в торговле, — 128 (базовые ставки базируются на соглашении по тарифам и торговле).
Развивающиеся страны — их 144 (ставка льготная — 75% от базовой ставки).
Наименее развитые страны — 47 государств Африки и Азии (ставка нулевая).
Режим преференции по всем товарам:
■ подакцизные товары;
■ электронно-бытовая техника;
■ одежда, обувь из синтетических материалов.
Этапы:
■ зона свободной торговли;
■ таможенный союз;
■ экономический союз;
■ валютный и политический союз.
Прочие страны облагаются пошлинами по удвоенной базовой ставке. Сумма экспортных пошлин устанавливается по относительно небольшому числу товаров примерно 50-ти наименований. В развитых странах экспортные пошлины практически отменены.
Таможенный сбор определяется по двум направлениям:
■ за оформлением документов (единая ставка 0,15% от таможенной стоимости);
■ другие услуги таможни (расценки устанавливает таможня) — например, за хранение, контроль и т.д.
Таможенные сборы поступают на нужды самой таможни в отличие от таможенной пошлины, которая уходит в федеральный бюджет.
При экспорте НДС не взимается. Взимание тарифных платежей определяется видом таможенного режима. При некоторых видах режима платежи не взимаются.
Нетарифное регулирование представляет собой систему разрешительно-запретительных мер (прямое вмешательство государства).
Нетарифные формы государственного регулирования внешне-экономической деятельности можно разделить на три группы:
1) меры прямого ограничения;
2) таможенные и административные формальности;
3) прочие нетарифные методы.
Меры прямого ограничения. К ним относятся лицензирование и квотирование.
Лицензирование. Лицензирование предполагает, что на экспорт и (или) импорт отдельных товаров необходимо получать у соответствующего государственного органа специальное разрешение (лицензию).
Лицензирование в сфере внешней торговли товарами устанавливается в следующих случаях:
■ введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров;
■ реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;
■ предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров (например, вооружения, военной техники).
Квотирование. Квота — это ограничение в стоимостном или физическом выражении, вводимое на импорт или экспорт конкретных товаров на определенный период времени (например, год, полугодие, квартал и другие периоды). В эту категорию входят глобальные квоты, квоты, действующие в отношении отдельных стран, сезонные и так называемые добровольные ограничения экспорта. Добровольное ограничение экспорта означает обязательство одного из государств-партнеров или взаимное обязательство ограничить торговлю путем введения квот на экспорт товаров. Специфика этого вида торговых ограничений состоит в том, что торговый барьер, защищающий страну-импортера, вводится на границе экспортирующей, а не импортирующей страны.
Среди мер нетарифного регулирования ВЭД можно выделить категорию мер, связанных с выполнением таможенных или административных формальностей.
Импортные налоги (не следует их смешивать с импортными пошлинами):
■ пограничный налог, которым облагаются товары за факт пере-сечения границы; ■ сборы, связанные с оформлением документов на таможне, таможенным досмотром товара, проверкой его качества;
■ другие сборы (портовые, статистические, фитосанитарные и т.п.).
Особой разновидностью импортного налога являются скользящие
импортные сборы, широко применяемые в странах Европейского союза (ЕС) в качестве протекционистской меры в аграрном секторе. По характеру своего действия скользящие импортные сборы близки к таможенным пошлинам, но в отличие от них постоянно меняют свой уровень в зависимости от соотношения внутренних и мировых цен на сельскохозяйственную продукцию.
Импортные депозиты представляют собой денежный залог под оплату таможенных пошлин, который импортер должен внести в местной или иностранной валюте в уполномоченный банк перед закупкой иностранного товара. Сумма импортного депозита устанавливается в виде определенного соотношения к стоимости импортируемого товара.
Одной из разновидностей административных и таможенных формальностей является сертификация ввозимых товаров и услуг. Ввозимые на территорию Российской Федерации товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным и экологическим стандартам и требованиям, установленным в Российской Федерации. Запрещается ввоз товаров, которые не соответствуют указанным выше стандартам и требованиям, не имеют сертификата, маркировки или знака соответствия в предусмотренных законодательством случаях, запрещены к использованию как опасные потребительские товары, имеют дефекты, представляющие опасность для потребителей.
Если сертификат о происхождении товара не является надлежащим образом оформленным (имеются подчистки, помарки или незаверенные исправления, отсутствуют необходимые подписи или печати, сведения в сертификате не позволяют установить их отношение к декларируемым товарам, в сертификате неоднозначно указаны страна происхождения товаров либо критерии, на основании которых сделан вывод о стране происхождения товаров, если указание таких критериев является обязательным в соответствии с международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации) либо если были обнаружены признаки того, что сертификат содержит недостоверные сведения, таможенный орган вправе обратиться к компетентным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения (согласно ТК РФ).
Особое место в ряду нетарифных инструментов регулирования ВЭД занимают валютные ограничения и валютный контроль. Валютные ограничения представляют собой регламентацию операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями. Основные понятия, права и обязанности, положения, регулирующие валютное обращение и контроль, содержатся в Федеральном законе от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее Закон о валютном регулировании и валютном контроле) и других нормативных актах.
Важной составной частью валютно-хозяйственного механизма управления внешнеэкономической деятельностью является установление курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам.
В Российской Федерации органом государственной власти, ответственным за обеспечение устойчивости рубля, является Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Он устанавливает официальный курс рубля по отношению к ведущим иностранным валютам, который используется для решения задач, связанных с таможенными платежами и сборами, обязательной продажей валютной выручки. Официальный курс устанавливается с учетом рыночного курса рубля, показателем которого могут служить котировки на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ). Банк России, являясь активным участников торгов на ММВБ и используя свои резервы национальной и иностранных валют, также оказывает существенное влияние на формирование рыночного курса рубля. Таким образом осуществляется влияние государства в лице Банка России на рыночный и официальный курс рубля, который в существенной мере будет определять поведение экспортеров, импортеров, инвесторов как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе.
К числу мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности следует отнести различные мероприятия, содействующие развитию внешнеторговой деятельности.
В соответствии с Федеральным законом от 08.12.2003 № 164- ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (далее — Закон о регулировании ВЭД) Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках своей компетенции осуществляют в соответствии с международными договорами Российской Федерации мероприятия (включая их финансирование), содействующие развитию внешнеторговой деятельности:
■ кредитование участников внешнеторговой деятельности;
■ функционирование системы гарантий и страхования экспортных кредитов;
■ организацию торговых выставок и ярмарок, специализированных симпозиумов и конференций и участие в них; ■ проведение кампаний, в том числе рекламных, по продвижению российских товаров, услуг, интеллектуальной собственности на мировые рынки. Ранее была разработана федеральная про-грамма развития экспорта, которая включала пять основных направлений:
— финансовую поддержку;
— налоговое стимулирование;
— таможенно-тарифное стимулирование;
— специальные мероприятия в поддержку экспорта;
— меры общеэкономического характера.
Законодательство в области внешнеэкономической деятельности
предоставляет большие возможности предпринимателям в проявлении инициативы и самостоятельности при работе на внешнем рынке. Однако их самостоятельность находится под влиянием регулирующего и координирующего воздействия государственной власти и органов ее управления.
Управление внешнеэкономической деятельностью РФ. Специфика, функции
Управление как общее и универсальное понятие означает воздействие на субъекты, а через них — на результаты их деятельности. Содержание управления определяется его сферой (ВЭД, промышленность, транспорт и др.), а также уровнем (государственный, региональный, отраслевой) предприятия. Управление в любой сфере и на любом уровне охватывает многообразие отношений и находится под воздействием совокупности объективных и субъективных факторов. Характер управления, его методы, принципы определяются конкретными экономическими, политическими, социальными условиями соответствующего этапа развития страны.
Усиление централизованного государственного управления ВЭД и монополизации этой сферы относится к 1930-м гг., когда существовало незначительное количество всесоюзных экспортно-импортных объединений, каждое из которых было монополистом-экспортером или монополистом-импортером того или иного товара.
Государственное управление, основанное на принципе монополии, осуществлялось административными методами. При таком управлении производитель не был заинтересован в экспортной деятельности. Стремление к увеличению и расширению импорта часто было необоснованным, не было четкого распределения функций между министерствами и ведомствами, ответственными за организацию и осуществление внешнеэкономических связей.
При оценке результатов экспортной деятельности не учитывался конечный результат, были слабы стимулы и недостаточна ответственность участников производства за поставки продукции для зарубежного потребителя. Прямые связи между производителями и потребителями практически отсутствовали; не было четкой концепции ВЭД с отражением стратегических целей, приоритетов, средств их достижения, что тормозило развитие этой сферы деятельности, а подчас наносило прямой ущерб государственным интересам.
В условиях рынка характер государственного воздействия на экономику в целом и ВЭД в частности меняется: оно принимает форму регулирования, т.е. создания определенных условий, обеспечивающих эффективное функционирование экономики в целом и ее составных частей с использованием главным образом экономических методов.
В исследованиях экономистов западных стран большое значение уделяется разработке практических рекомендаций по усилению роли государства в повышении конкурентоспособности национальных товаров и услуг на мировом рынке. В этом отношении представляет интерес книга известного американского ученого М. Портера, который отводит государству важную роль в создании условий для усиления конкурентных преимуществ нации в мировом хозяйстве .
Необходимость государственного регулирования ВЭД признана и подтверждена практикой хозяйствования промышленно развитых и новых индустриальных стран. Государственное регулирование ВЭД широко используется во всем мире. В условиях рыночного хозяйства оно представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, призванных совершенствовать ВЭД в интересах национальной экономики. Эти меры осуществляются как правомочными государственными учреждениями, так и общественными организациями. Целью регулирования является стабилизация и приспособление внешнеэкономического комплекса страны к изменившимся условиям международного разделения труда (МРТ), мирового рынка и форм международного сотрудничества, решения национальных стратегических и тактических задач.
Функцией государственного регулирования является прежде всего разработка концепций развития ВЭД. Концепция (стратегия) — это обший замысел развития внешнеэкономической сферы деятельности, включающий определение целей развития, задач, направлений достижения результатов и эффективности указанной сферы. Разработка концепции включает выбор внешнеэкономической политики, наиболее приемлемой на данный период развития, с учетом специфических условий внутреннего развития, а также международной экономической конъюнктуры.
Внутренние и внешние факторы всегда обусловливали два подхода во внешнеэкономической политике: свободу торговли и протекционизм. Под свободой торговли понимают свободу при принятии решений но вопросам внешней торговли самими предпринимателями внутри страны, а также неограниченный доступ на национальные рынки зарубежных товаров. Протекционизм предполагает вмешательство государства во внешнеэкономическую, в том числе и в первую очередь во внешнеторговую деятельность, осуществление различных ограничений по отношению к зарубежным товарам с целью поддержки национального производства. Во все времена и во всех странах эти два подхода существуют одновременно, различно только их соотношение, преобладание одного или другого, что также определяется внутренними и внешними факторами.
В современных условиях внешнеэкономическая политика — это система мероприятий государственной власти, направленных на наиболее благоприятное развитие экономических, научно-технических, производственных и других связей с зарубежными странами, углубление и расширение участия страны в МРТ с целью решения стратегических задач ее социально-экономического развития.
Каждая страна решает эти задачи в соответствии с конкретно-историческими условиями своего развития. Например, США, на протяжении нескольких десятков лет занимавшие ведущее положение в мировом хозяйстве, ведут сейчас борьбу за сохранение своих позиций: поощряется ввоз наукоемких товаров производственного назначения; стимулируется приток иностранных капиталов, которые используются главным образом для оплаты технической модернизации экономики. Решающую роль во внешнеэкономических связях страны играют транснациональные корпорации, имеющие во всем мире сеть предприятий, объединенных кооперационными связями. Американское правительство в последние годы очень интенсивно поддерживает ВЭД малых и средних предприятий.
Япония по причине крайней бедности природных ресурсов традиционно ориентируется на импорт необходимых топливных и сырьевых материалов. Ее успехи в экономии всех видов ресурсов позволили сократить традиционный импорт, а «сэкономленные» платежи экспортировать как капитал для увеличения производства готовой продукции за рубежом.
Внешнеэкономическая политика регулирует внешнюю торговлю, иностранные инвестиции, валютно-кредитные отношения, передачу новых технологий, а также миграцию рабочей силы. На формирование внешнеэкономической политики влияют объединения представителей капитала (национальные ассоциации промышленников, отраслевые объединения предпринимателей), транснациональные корпорации, малый и средний бизнес, торговые палаты и другие общественные объединения.
В промышленно развитых странах сложился механизм государственного регулирования, включающий цели, задачи, принципы, направления, организационные структуры. Современная внешнеэкономическая политика осуществляется с помощью ряда средств, контролирующих и стимулирующих внешнюю торговлю. Для регулирования внешнеэкономических связей во всех странах создаются специальные государственные структуры, например, в Италии — Министерство внешней торговли, Межминистерский комитет по внешней экономической политике, Главное управление таможни. Главное экономическое управление Министерства иностранных дел - Институт внешней торговли - имеет свои коммерческие представительства за рубежом, в том числе в России. Помощь при экспорте товаров оказывают находящиеся за рубежом посольства и консульства, имеющие экономические отделы.
Государственное регулирование ВЭД обладает своей спецификой по сравнению с регулированием других сфер национальной экономики, обусловленное необходимостью каждого государства считаться с между-народными нормами и принципами мировой торговли. Любое государство при регулировании внешнеэкономической деятельности с целью своего развития, повышения эффективности экономики, реализации своих национальных интересов не должно ущемлять интересы других стран и обязано действовать в рамках тех правил, которые выработаны международными организациями (ГАТТ — Генеральное соглашение о та-рифах и торговле), ВТО (Всемирная торговая организация), ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию).
Границы государственного регулирования ВЭД определяются, с одной стороны, потребностью расширения национального экспорта и развития форм международной кооперации, а с другой — правилами международных организаций. Это не такая простая задача, если учесть, что предметом регулирования ВЭД являются:
■ стимулирование национальных экспортеров:
■ осуществление различных организационных мер для укрепления ■ позиций национальных экспортеров на мировых рынках;
■ содействие росту заграничных капиталовложений национальными фирмами.
Кроме того, все государства используют различные методы ограничения действий конкурентов своих национальных фирм, например, препятствование их проникновению на внутренний рынок, более жесткие условия для их функционирования, запреты, повышенные экологические требования и т.д.
Образование региональных интеграционных группировок привело к тому, что наряду с регулированием на национальном уровне начало осуществляться регулирование ВЭД внутри региональных группировок, т.е. на региональном уровне. Так, в конце 50-60-х гг. XX в., после образования на основе Римского договора Европейского экономического сообщества (ЕЭС), начался процесс унификации, гармонизации нормативной базы стран — членов ЕЭС, осуществления единообразных форм оказания финансового и организационного содействия экспортерам, малому и среднему бизнесу, проведения единой антимонопольной политики. Так начала складываться политика коллективного протекционизма.
Отдельные государства, а также региональные интеграционные группировки для поддержки своих экспортеров активно используют политические средства. Так, США и ЕС заключили Соглашение о сотрудничестве по вопросам политики в области конкуренции. С обострением конкуренции на мировом рынке расширяется арсенал использования замаскированных средств поддержки своих экспортеров. Таким образом, выход российских экспортеров на рынки любой страны предполагает хорошее знание не только норм права, но и реальной практики государства по поддержке своих производителей и ограничению проникновения импортеров.
Вопросы по материалам лекции:
1. Каково определение понятия «внешнеэкономическая деятельность»?
2. Каковы основные участники, регулирующие ВЭД?
3. Какие формы государственного регулирования ВЭД существуют?
4. Что понимают под нетарифными формами государственного регулирования ВЭД?
5. В чем особенности системы управления ВЭД?