Данные о динамике развития менеджмента качества в общей системе менеджмента организации в новейшей истории (с начала XX в.) приведены в табл. 7.1.
1900—1920 гг. Концепция научного управления получила развитие в США в 1900-е гг. Ее основоположник -Фредерик У. Тейлор, с книги которого «Принципы научного управления» началось признание менеджмента как науки и самостоятельной области исследования. По словам Ф. Тейлора: «Научный менеджмент — искусство точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом».
Ф. Тейлор и его современники (Ф. Гилберт, Л. Гилберт, Г. Гантт) сформулировали важный вывод о том, что работа по управлению — это самостоятельная специальность и что фирма в целом выигрывает, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает лучше всего.
В разработанной концепции научного управления показано, что точные законы, правила, принципы и методы, используемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы в практике управленческой деятельности фирмы для достижения намеченных целей.
В качестве примера использования концепции научного управления рассмотрим сформировавшуюся в 1960-е гг. в Японии концепцию управления, основанную на принципе регулирования отношения сигнал/шум.
Таблица 7.1
Динамика развития менеджмента качества в общей системе менеджмента организации
Период | Концепция менеджментаорганизации | Основная идея концепцииМенеджмента организации | Концепция менеджмента качества | Основная идея концепция менеджмента качества |
1900-1920гг. | Концепция научного управления | Точные законы, правила, принципы и методы, используемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы в практике управленческой деятельности фирмы для достижения намеченных целей | Концепция научного управления | Необходимость учета вариативности характеристик производственного процесса и важность контроля продукции |
1920-1930гг. | Концепция административного управления | Фирма рассматривается как замкнутая система, состоящая из множества взаимосвязанных элементов, улучшение функционирования которой обеспечивается внутрифирменной рационализацией (административным ресурсом) без привлечения дополнительных ресурсов из внешней среды | Концепция статистических методов контроля качества | Подготовка всего персонала, воспитанного в духе статистики |
1930- 1950гг. | Концепция управления с позиций психологии и человеческих отношений | Производительность труда рабочих может увеличиваться не только в связи с увеличением заработной платы, но и в результате изменения отношений между рабочими менеджерами, повышения удовлетворенности рабочих своим трудом и отношениями в коллективе | Концепция теории надежности и планирования эксперимента | Теория надежности исследует способность технического объекта выполнять задание функции, сохраняя свои основные характеристики ( при определенных условиях эксплуатации) в установленных пределах. теория планирования экспериментов- составление планов испытания, которые, с одной стороны, обладали бы достаточно высокой информативностью и однородностью результатов, а с другой стороны, не были бы слишком громоздкими и обеспечивали бы малую трудоемкость при испытаниях и последующих расчетов |
1950-1960гг. | Концепция системного подхода | Руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, которые ориентированные на достижение, различных целей в условиях изменяющейся внешней среды | « Кружки качества» (QC,)семь основных инструментов качества (SBT), семь новых инструментов качества (SNT)? система нулевых дефектов, инжиниринг качества ( развертывания функций качества(QFD), анализ характера и последствия отказа( FMEA), методы надежного проектирования Тагути) | Практические формы реализации управленческих подходов к концепции контроля качества и повышения эффективности продукции на уровне цехов (QC). Инструменты. позволяющие облегчить задачу контроля протекающих процессов и предоставить различного рода факты для анализа, корректировки и улучшения качества процессов разработки и производства (SBT, SNT). самоконтроль качества ( ZD). использование инженерных принципов для управления качеством ( QFD,FMEA, методы надежного проектирования под Тагути ) |
1960-1970гг. | Концепция поведенческого подхода | Процесс управления рассматривается как последовательность циклически повторяющихся взаимосвязанных действий- функций управлений ( планирования, организация. контроль, мотивация и т. д.), образующих линию поведения организации | Всеобщие управления качеством (TQC) и комплексное управление качеством в масштабах компании (CWQC) | Объединение и корпорация работы всех подразделений предприятия, начиная от отделов маркетинга и производственных отделов и заканчивая работой по контролю качества при приемке продукции от поставщиков (TQC). Широкие границы использования деятельности по управлению качеством, стремление действовать совместно как единая команда не только во время производства и контроля, но и на других этапах производственного процесса от маркетинговых исследований до продаж и послепродажного обслуживания. тотальный обхват служащих для участия в действиях по управлению качеством ( CWQC) |
1970-1980гг. | Концепция ситуационного подхода | Обилия меняющихся во времени факторов в самой фирме и в окружающей среде приводит к тому, что не существует единого и неизменного оптимального способа управления фирмой. Самым эффективным в текущий момент становится метод, наиболее соответствующий данной ситуации | Концепция всеобщего менеджмента качества ( TQM) | Реализация и диалоги «quflity improvement» - постоянного улучшения качества |
1980-1990гг. | Концепция культуры управления | Повышения эффективности организации в результате повышения качества и ее человеческих ресурсов через оказания помощи работнику в осознании своих собственных возможностей в совершенствовании управления организацией | Концепция универсального менеджмента качества (UQM) | Универсальность проявляется в повышении качества обслуживания потребителей, повышении качества взаимоотношений внутри организации, реализации ее фирменного стиля |
1990-200гг. | Концепция инновационного подхода | Целевая ориентация на постоянное обновление через реализацию инновационных признаков:- создание нового товара;- использование нового сырья;- применение новых технологий;- формирование новых организационных структур;- основание новых рынков. | Концепция менеджмента на основе качества (MBQ) | Сформировавшийся мощный набор теоретических и практических средств, базирующийся:- на комплексе международных стандартов по менеджменту качества;- международной системе сертификации систем качества;- практически сложившийся системе аудита систем качества |
2000-2010гг. | Концепция управления по целям | Структуризации и развертывание глобальных целей организации до частных целей уровня компетенции конкретных исполнителей. последующее проектирования системы организации и мотивации достижения этих целей | Концепция управления по целям (MBO) | Выделение каждого участка работы по управлению качеством в качестве центра внимания ( фокусировка на всех элементах и процессах) |
2010-2020гг. | Концепция информационных технологий | Информатизация общества, базирующаяся на использовании информационных технологий, является необходимым условием успеха в деятельности любой организации | Концепция качества на основе информационных технологий (QIT) |
Перенося рассмотренный принцип на управление организацией, японские менеджеры в качестве базовой идеи рассматривали необходимость всего, что идет на благо организации (сигнал), выделять, сохранять и развивать, а все, что мешает развитию организации (шум), — исключить.
Основные принципы научного управления Тейлора заключаются в следующем:
- разработка оптимальных методов осуществления работы на базе научного изучения затрат времени, движений, усилий и т.п.;
- абсолютное следование разработанным стандартам;
- подбор, обучение и расстановка кадров на те рабочие места, где они могут принести наибольшую пользу;
- оплата по результатам труда;
- использование функциональных менеджеров, осуществляющих контроль по специализированным направлениям;
- поддержание дружеских отношений между рабочими и менеджерами с целью обеспечения возможности реализации научного управления.
Авторы концепции научного управления посвящали свои исследования в основном проблемам управления производством, и вопросам повышения эффективности производства в частности.
Важным вкладом авторов этой концепции явилось систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства.
Отправной точкой развития менеджмента качества, как и общего менеджмента, считается концепция научного управления Ф. У. Тейлора, в которой подчеркивается необходимость учета вариабельности производственного процесса и важность контроля. Система Тейлора включает понятия верхнего и нижнего пределов качества, а также поля допуска. В ней были введены такие измерительные инструменты, как шаблоны и калибры. В системе Тейлора были обоснованы: необходимость независимой должности инспектора по качеству; многообразная система штрафов для бракоделов; формы и методы воздействия на качество продукции.
В 1920—1930 гг. также получила развитие концепция административного управления, направленная на разработку общих проблем и универсальных принципов управления фирмой в целом. По мнению авторов концепции, следование предлагаемым принципам, несомненно, приведет организацию к успеху. В рамках концепции административного управления было сформулировано понятие организационной структуры фирмы как иерархической системы. Фирма рассматривалась как замкнутая система, улучшение функционирования которой обеспечивается внутрифирменной рационализацией деятельности без учета влияния внешней среды. В этой концепции, получившей название классической теории управления, появилось понимание того, что для более эффективного достижения целей фирмой нужно управлять систематизированно. Управление рассматривается как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование, организация, контроль.
В качестве базовых элементов любой системы в концепции административного управления рассматриваются цели, достигаемые путем решения совокупности задач, требующих применения соответствующих технологий, которые могут реализовать специалисты (люди) различных профессий в рамках определенной организационной структуры, построенной с учетом горизонтального (функционального) и вертикального (иерархического) разделения труда.
Главный принцип концепции административного управления заключается в рассмотрении исследуемого объекта как системы, состоящей из множества элементов, рациональное расположение которых, с учетом необходимых связей между элементами, позволяет повысить эффективность системы без дополнительного вложения ресурсов (материальных, финансовых, людских, временных).
По высказыванию одного из представителей классической теории управления Анри Файоля, сделанному в 1923 г., «управлять — это значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, согласовывать, контролировать». А. Файоль рассматривал административное управление как совокупность принципов, правил, приемов, направленных на осуществление предпринимательской деятельности, наиболее рационально (оптимально) используя ресурсы и возможности фирмы. Ему принадлежит также разработка принципов построения структуры организации и управления производством.
Рассматривая организацию как единый организм, Файоль считал, что для любой организации характерны шесть видов деятельности (функций):
- техническая деятельность (производство);
- коммерческая деятельность (закупка, сбыт);
- финансовая деятельность (поиск и рациональное использование финансовых ресурсов);
- деятельность безопасности (защита собственности организации);
- эккаунтинг (деятельность по анализу, учету, статистике);
- управление (планирование, организация, распорядительство, координация и контроль).
Классики научного управления Ф. Тейлор (1856—1915), А. Файоль (1841-1925), Г. Эмерсон (1853-1931), М. Вебер (1864—1920) сформулировали базовые принципы классического научного управления. Это отчетливо поставленные цели, экономический подход, четкое разделение труда, специализация работы, научный отбор кадров, полный контроль и учет, стандартизация операций, поощрение инициативы, индивидуальная ответственность за решение, иерархичность управления, подчиненность индивидуальных интересов общим (корпоративный дух), научное обучение, экономическая мотивация труда, соответствие работы и квалификации, стабильность персонала, привлечение специалистов, регулирование процессов, централизация.
Краткая характеристика принципов управления Анри Файоля представлена ниже.
Разделение труда — с целью выполнения большей по объему и лучшей по качеству работы при тех же условиях путем сокращения числа целей, на которые должны быть направлены усилия.
Полномочия и ответственность — как право отдавать приказы и необходимость отвечать за свои действия.
Дисциплина — как уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками.
Единоначалие ~ как получение приказаний только от одного непосредственного начальника.
Единство управления — когда каждая группа, действующая в рамках одной цели, объединена единым планом и имеет одного руководителя.
Подчиненность личных интересов общим — интересы одного работника или группы работников не должны превалировать над интересами организации.
Вознаграждение персонала — как справедливая оплата за работу с целью обеспечения верности и поддержки работников.
Централизация — как проблема определения меры, позволяющей обеспечить наилучшие возможные результаты.
Скалярная цепь — как ряд лиц, стоящих на руководящих должностях от высшего до низового звена.
Порядок — как определение своего места для всего и всех.
Справедливость — как сочетание доброты и правосудия.
Стабильность рабочего места для персонала — как фактор повышения эффективности организации.
Инициатива — как разработка планов и обеспечение их успешной реализации, придающие организации силу и энергию.
Корпоративный дух — как результат гармонии персонала в едином союзе.
Считая предложенные принципы универсальными, Фай-оль в то же время подчеркивал, что применение этих принципов на практике должно носить гибкий характер, зависеть от ситуации, в которой осуществляется управление.
На этом этапе (1920—1930 гг.) в менеджменте качества развитие получили статистические методы контроля качества (SQC- Statistic Quality Control), которые связывают с именами У. А. Шухарта, Г. Ф. Доджа, Г. Г. Ромига и др.
Один из основоположников применения статистических методов при серийном производстве американский математик У. А. Шухарт, которого на Западе называют отцом современной философии качества, писал: «В течение длительного времени эффективность статистики будет зависеть в меньшей степени от существования отряда статистиков, имеющих превосходную подготовку, чем от подготовки всего поколения, воспитанного в духе статистики, с физиками, химиками, инженерами и многими другими специалистами, которые будут отвечать в той или иной мере за подготовку и управление новыми процессами производства».
На этом этапе получили распространение контрольные карты и были обоснованы выборочные методы контроля качества продукции, теоретической основой для которых послужили работы российских ученых П. Л. Чебышева и А. М. Ляпунова.
Так, например, контрольные карты Шухарта предназначены для статистического анализа и управления качеством процесса. Контрольные карты используют для оценки того, находится или не находится исследуемый процесс в статистически управляемом состоянии. На графике значений контролируемого параметра во времени откладываются среднее значение и две контрольные границы (рис. 7.2): верхняя контрольная граница (ВКГ), равная среднему значению, плюс 3 среднеквадратичных отклонения (+3Sigma), и нижняя контрольная граница (НКГ), равная среднему значению, минус 3 среднеквадратичных отклонения (-3Sigma). В том случае, если значения графика не выходят за рамки этих контрольных границ, то с вероятностью 99,73% можно считать контролируемый процесс статистически стабильным и управляемым.
Рис. 7.2. График изменения значений контролируемого параметра по месяцам
В 1930—1950 гг. получила развитие концепция управления с позиций психологии и человеческих отношений, которая впервые определила менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц».
Американский психолог А. Маслоу (он же А. Маслов -русский эмигрант) показал, что мотивами поступков людей являются не экономические силы, как считали сторонники концепции научного управления, а различные потребности, которые не могут быть удовлетворены в денежном выражении.
В известной пирамиде человеческих потребностей А. Маслоу выделено пять уровней (табл. 7.2).
Таблица 7.2
Характеристика уровней пирамиды человеческих потребностей А. Маслоу
Согласно этой концепции производительность труда рабочих может увеличиваться не столько в связи с увеличением заработной платы, сколько в результате изменения отношений между рабочими и менеджерами, повышения удовлетворенности рабочих своим трудом и отношениями в коллективе.
Рассмотренная концепция базируется на положении о том, что основу увеличения производительности труда работников составляет применение приемов управления межличностными отношениями для повышения удовлетворенности работников результатами своего труда.
В этот период в менеджменте качества широкое распространение получило использование теории надежности, в которой исследуется способность технического объекта выполнять заданные функции, сохраняя свои основные характеристики (при определенных условиях эксплуатации) в установленных пределах, с использованием таких понятий, как безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость.
В период 1930—1950 гг. получила развитие и теория планирования экспериментов. История развития теории планирования испытаний и регрессионного анализа берет свое начало с формулировки, сделанной еще в конце XVIII в. немецким математиком К. Гауссом и французским математиком А. Лежандром, основных положений регрессионного анализа. Успешный опыт применения теории планирования испытаний и регрессионного анализа в виде, близком к современному, связывают с именем английского генетика и статистика Р. Фишера, который в начале XX в. решал задачу стабилизации урожайности культур в районах рискованного земледелия.
В последующем большое число отечественных (В. В. Налимов, Н. А. Чернова, Ю. П. Адлер, Ю. В. Грановский, Г. К. Круг, Э. К. Лецкой и др.) и зарубежных ученых направили свои усилия на составление планов многофакторных испытаний. Такие планы, с одной стороны, обладали бы достаточно высокой информативностью и однородностью на исследуемом факторном пространстве, а с другой стороны, не были бы слишком громоздкими (т.е. не очень дорогими и реализуемыми на существующем испытательном оборудовании) и обеспечивали бы малую трудоемкость при расчетах. В результате были созданы многоуровневые планы полного факторного эксперимента (ПФЭ), дробного факторного эксперимента (ДФЭ), отражающие линейную связь воздействующих факторов и реакции исследуемой системы на них. Далее были разработаны ортогональные и ротатабельные центральные композиционные планы (соответственно ОЦКП и РЦКП), описывающие нелинейные взаимосвязанные влияния факторов на исследуемую систему, методы эволюционного планирования и т.п.
Видными последователями А. Шухарта стали Э. У. Де-минг и Д. М. Джуран, которые активно пропагандировали статистические подходы к контролю качества продукции в процессе производства. Однако Деминг и Джуран развили и организационные вопросы обеспечения качества, сделали акцент на роли высшего руководства в решении проблем качества. Такой подход ознаменовал развитие четвертого этапа менеджмента качества, который начался в 1950-е гг.
Системный подход к управлению, получивший развитие в менеджменте в 1950-х гг., предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов (включая задачи, технологии, организационную структуру и людей), которые ориентированы на достижение различных целей в условиях изменяющейся внешней среды. Системный подход характеризуется использованием систематизирующих и интегрирующих принципов — разработку и применение теории систем, теории исследования операций, экономико-статистических методов и компьютеризации.
Рассмотрим деятельность организации с позиций теории исследования операций при совместном использовании положений концепции системного подхода и концепции научного управления (рис. 7.3).
При рассмотрении процесса функционирования организации с позиций теории исследования операций в качестве типового задания (заказа) X рассматривается востребованность на рынке определенной продукции (товара или услуги). Для выполнения задания X создается система Y, состоящая из множества взаимосвязанных функциональных элементов г/. (Y€{yi}).
Поскольку потребности рынка постоянно меняются (т.е. задание X является функцией времени — Х(0), то для выполнения конкретного задания X система Y должна соот ветствующим образом настраиваться с учетом специфики задания Х(t).
Подготовка системы У осуществляется с использованием параметров настройки Ух и проводится до начала выполнения операции (задания) X. Настройка системы Y заключается в определении необходимого уровня производственных мощностей, специфики их использования, требований к качеству продукции и т.д. В ходе выполнения операции (задания X) производится «подстройка» системы Y таким образом, чтобы оптимизировать процесс выполнения операции. Эти корректирующие воздействия осуществляются с помощью параметров управления Ux
В результате организация как система Y за счет использования параметров настойки Yх до начала выполнения задания X (процесса функционирования) и параметров управления Ux в процессе выполнения задания X на протяжении достаточно длительного времени может выполнять необходимые операции по предоставлению на рынок продукции, более или менее качественно отражающей выполнение рыночного заказа X — (X).
Принципиальной особенностью концепции системного подхода к управлению является учет многомерности организации и процессов управления ею. Поэтому подчеркивается необходимость учета в управленческой деятельности влияния и взаимодействия множества факторов, находящихся как внутри, так и вне организации и оказывающих прямое и косвенное воздействие на ее функционирование. При этом подчеркивается достижение системного (синергетического) эффекта, выражающегося в том, что целое всегда качественно отличается от простой суммы составляющих его частей.
На этом этапе развития общего менеджмента менеджмент качества характеризуется появлением и активным функционированием в Японии «кружков качества» (QC- Quality Circles), одним из главных организаторов которых считается профессор Исикава Каору. Кружки стали одной из тех практических форм, в которых начали реализовываться управленческие подходы к концепции контроля качества и повышения эффективности продукции. Программы QC были связаны не только с качеством продукции, но и имели целью совершить всеобщую революцию в организации работ на уровне цехов.
Для решения проблем, связанных с качеством продукции, на четвертом этапе развития менеджмента качества широкое применение нашли «семь основных инструментов качества». Это набор инструментов, позволяющих облегчить задачу контроля протекающих процессов и предоставить различного рода факты для анализа, корректировки и улучшения качества процессов, и «семь новых инструментов качества», обеспечивающих понимание сложных ситуаций и рационализацию решения задач управления качеством путем улучшения процессов на этапе проектирования продукции или услуг.
«Семь основных инструментов качества» составляют:
-контрольный листок — инструмент для сбора данных и их автоматического упорядочения для облегчения дальнейшего использования собранной информации;
-гистограмма — инструмент, позволяющий зрительно оценить распределение статистических данных, сгруппированных по частоте попадания данных в определенный (заранее заданный) интервал;
-диаграмма Парето — инструмент, позволяющий объективно представить и выявить основные факторы, влияющие на исследуемую проблему, и распределить усилия для ее эффективного разрешения;
-метод стратификации (расслаивания данных) — инструмент, позволяющий произвести разделение данных на подгруппы по определенному признаку;
-диаграмма разброса (рассеивания) — инструмент, позволяющий определить вид и тесноту связи между парами соответствующих переменных;
-диаграмма Исикавы (причинно-следственная диаграмма) — инструмент, который позволяет выявить наиболее существенные факторы (причины), влияющие на конечный результат (следствие);
— контрольная карта — инструмент, позволяющий отслеживать ход протекания процесса и воздействовать на него (с помощью соответствующей обратной связи), предупреждая его отклонения от предъявленных к процессу требований.
«Семь новых инструментов повышения качества» включают:
-диаграмму сродства — инструмент, позволяющий выявлять основные нарушения процесса путем обобщения и анализа близких устных данных;
-диаграмму связей — инструмент, позволяющий выявлять логические связи между основной идеей, проблемой и различными факторами влияния;
-диаграмму дерева — инструмент стимулирования процесса творческого мышления, способствующий систематическому поиску наиболее подходящих и эффективных средств решения проблем;
-матричную диаграмму — инструмент, позволяющий выявлять важность различных неочевидных (скрытых) связей между компонентами исследуемых объектов;
-матрицу приоритетов — инструмент для обработки большого количества числовых данных, полученных при построении матричных диаграмм, с целью выявления приоритетных данных;
-блок-схему процесса принятия решения — инструмент, который помогает запустить механизм непрерывного планирования, позволяющий сократить риск принимаемых решений;
-стрелочную диаграмму — инструмент, позволяющий планировать оптимальные сроки выполнения всех необходимых работ для реализации поставленной цели и эффективно их контролировать.
В США и странах Западной Европы в конце 1950-х гг. возникли различные формы самоконтроля качества (при которых контроль качества труда осуществлял сам исполнитель). Одна из форм самоконтроля получила название «нулевых дефектов» (ZD- Zero Defect), или «бездефектного труда». В системе 2О на основе введения определенных организационных мер, а также использования материального и морального стимулирования создавались предпосылки и условия для того, чтобы весь персонал выполнял свою работу качественно, без дефектов и переделок.
Четвертый этап развития менеджмента качества характеризуется также развитием инжиниринга качества, включающего в себя следующие подходы:
-развертывание функции качества (QFD – Quality Function Deployment) именуемый также «Голос клиента»;
-анализ характера и последствий отказа (FMEA – Failure Mode and Effects Analysis), известный как систематический метод профилактики дефектов;
-методы надежного проектирования по Тагути, в основе которых лежит концепция повышения качества с одновременным снижением стоимости, и др.
Поведенческий подход к управлению как к процессу, получивший развитие с 1960-х гг., рассматривает деятельность, направленную на достижение целей организации, не как авральный процесс, который необходимо использовать, когда ситуация уже выходит из-под контроля, а как серию последовательных, циклически повторяющихся, взаимосвязанных действий. Эти действия реализуют функции управления (маркетинг, планирование, организация, оперативное руководство, контроль, мотивация), образующие процесс управления как некоторую линию поведения организации на рынке.
Развитие в этот период менеджмента качества (пятый этап) ознаменовалось широким распространением внутрифирменных систем всеобщего управления качеством (TQC – Total Quality Control) и комплексного управления качеством в масштабах компании (CWQC – Company Wide Quality Control).
К этому периоду времени стало очевидно, что достижение высокого качества — задача каждого работника предприятия, а не только инспектора или инженера по качеству. Однако чтобы сделать это на практике, необходимы были определенные системы, которые распределяли бы обязанности, ответственность, полномочия и взаимодействия всех работников в части управления качеством. На этом этапе начали развиваться системные, комплексные принципы управления качеством, получившие название тотального управления качеством (TOC). Эти принципы объединили и скоординировали работу всех подразделений предприятий, начиная от отделов маркетинга и производственных отделов и заканчивая работой по контролю качества при приемке продукции от поставщиков.
Развитие кибернетики послужило основой появления концепции управления качеством, пришедшей на смену традиционной концепции контроля. Эта концепция появилась в начале 1960-х гг., и одним из ее основоположников был американский ученый А. В. Фейгенбаум, предложивший рассматривать каждый этап в процессе создания изделий, а не только его конечный результат. Такой подход позволяет не ограничиваться констатацией брака, а выявлять и анализировать причины его появления и разрабатывать меры по стабилизации уровня качества (управлять качеством). Предложенная Фейгенбаумом система управления качеством внесла значительные изменения во внутрифирменное управление. Изменились организационные структуры: появились центральные отделы управления качеством и соответствующие ячейки в научных, проектно-конструкторских, производственных, обеспечивающих и сбытовых подразделениях. Повысился статус работ по обеспечению качества: систему управления качеством возглавляет вице-президент фирмы по качеству. Практическую реализацию в полном объеме обоснованная А. Фейгенбаумом система всеобщего управления качеством (TQC) получила в Японии. В этой стране выдвинули концепцию полного управления качеством, более широкую по масштабу, в которой над повышением качества должен был работать каждый — от директора до уборщицы. Фактически разработанная американскими учеными концепция отсутствия недостатков была трансформирована в Японии в общенациональном движении.
По определению Арманда Фейгенбаума: «Всеобщее управление качеством — эффективная система для интегрирования усилий различных групп организации по разработке, поддержанию и улучшению качества с тем, чтобы осуществлять маркетинг, проектирование, производство и обслуживание на самом экономичном уровне, позволяющем получить полное удовлетворение потребителя».
Управление качеством в масштабе всей компании (CWQC) базируется на статистических методах контроля, деятельности кружков качества, использовании семи основных и семи новых инструментов качества, а также других подходах, характерных для этого этапа развития.
Для Японии — страны, не обладающей природными ресурсами, — улучшения качества продукции до уровня, позволяющего ее экспортировать, можно было достичь лишь при использовании CWQC, поэтому всеобщее управление качеством стало там национальной идеей.
Исторически основное значение TQC и CWQC состоит в том, что эти концепции помогли американским ( TQC) и японским (CWQC) фирмам сформировать мышление, ориентированное на процесс, и разработать стратегии непрерывного совершенствования, причем в этот процесс вовлечены сотрудники на всех уровнях организационной иерархии. Центральная идея кайдзен (концепция совершенствования) заключается в том, что без совершенствования в компании не должно проходить ни дня.
Ситуационный подход к управлению, получивший распространение в 1970-е гг., предполагает, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией -конкретным набором обстоятельств, которые оказывают воздействие на функционирование организации в данное время. Обилие меняющихся во времени факторов в самой фирме и в окружающей среде приводит к тому, что не существует единого и неизменного оптимального способа управления фирмой.
Самым эффективным в этот момент становится метод, наиболее соответствующий данной ситуации. Используя ситуационный подход, находят методы и средства, наилучшим образом способствующие достижению целей организации в конкретной ситуации. В концепции ситуационного подхода к управлению нашли свое отражение проблемы взаимодействия с внешней средой и ориентации фирм на учет изменений внешней среды в сложившихся условиях.
На этом (шестом) этапе развития менеджмента качества решение задач качества потребовало создание организационной структуры, в которую входят все подразделения, каждый работник компании, причем на всех стадиях жизненного цикла продукции и «петли качества». Этим качествам соответствовала концепция всеобщего менеджмента качества ( TQM – Total Quality Management)
Если TQC подразумевает управление качеством с целью выполнения установленных требований, тоTQM — еще и управление целями и самими требованиями, включая обеспечение качества.
Система TQM является комплексной, ориентированной на постоянное улучшение качества, минимизацию производственных затрат и поставку продукции точно в срок. Основная ее идеология базируется на принципе — улучшению нет предела. Применительно к качеству действует целевая установка стремления к отсутствию дефектов, отсутствию непроизводительных затрат, к поставкам точно в срок. При этом осознается, что достижение этих пределов невозможно, но к этому следует постоянно стремиться, не останавливаясь на достигнутых результатах. Такая идеология называется «quality improvement»— постоянное улучшение качества.
Одной из ключевых особенностей системы TQM является использование коллективных форм и методов поиска, анализа и решения проблем, постоянное участие в улучшении качества всего коллектива. TQM существенно возрастают роль человека и обучение персонала. Обучение является всеохватывающим и непрерывным, сопровождающим работников в течение всей их трудовой деятельности. Существенно изменились формы обучения — используются деловые игры, специальные тесты, компьютерные и другие методы и приемы развития творческих способностей работников. Обучение превращается в часть мотивации, так как хорошо обученный человек увереннее чувствует себя в коллективе, имеет преимущества в карьере.
Концепция управления с позиций науки о поведении (культуры управления), получившая развитие в 1980-е гг., основана на повышении эффективности организации в результате повышения эффективности ее человеческих ресурсов посредством исследования различных аспектов: социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменения содержания работы, качества трудовой жизни и т.д. Основной целью этой концепции является стремление оказать помощь работнику через создание своих собственных возможностей на основе применения положений науки о поведении к построению и управлению организациями. Таким образом, в этой концепции метод воздействия на людей рассматривается как мощный инструмент культуры управления (организационной культуры).
1980-е гг. охарактеризовались выходом из мирового экономического кризиса и насыщением рынка товарами и услугами. Большое количество однородных товаров, схожих по свойствам и цене, потребовало повысить культуру управления в организациях.
Культура управления включает три составляющие.
Во-первых, при одинаковых характеристиках товаров по критерию «цена — качество» преимущество получит та организация, у которой будет выше качество обслуживания потребителей.
Во-вторых, преимущество получит та организация, у которой будет выше качество взаимоотношений внутри организации, в том числе наблюдаемых потребителями.
В-третьих, в поисках конкурентных преимуществ организации стремятся найти какой-то фирменный стиль, почерк, позволяющий отличить их от других, занимающихся аналогичной деятельностью.
В этот период (седьмой этап) развития менеджмента получила развитие концепция универсального менеджмента качества(UQM – Universal Quality Management). сальность этой концепции означает, что она во многом инвариантна к изменению ассортимента товаров, работ и услуг, представляемых на рынок компанией как объектом управления качеством. Фактически в этой концепции и проявляется повышение качества обслуживания потребителей, повышение качества взаимоотношений внутри организации, реализация ее фирменного стиля.
В 1990-е гг. в менеджменте организации наибольшее распространение получила концепция инновационного подхода, для которой характерны: целевая ориентация на постоянное обновление моделей продукции (см. рис. 1.10). В системе координат «выполняемые функции — довольство клиентов (потребителей)» на рынке всегда существует товарная продукция, наиболее востребованная по критерию «цена — качество». Это продукция, обладающая линейными свойствами -- чем больше выполняемых функций, тем выше удовлетворенность потребителя. Часть товара обладает обязательными (основными) свойствами, благодаря которым и присутствует на рынке. Но эти товары в оценках потребителей не превосходят среднего уровня удовлетворения их спроса. Существует также группа товаров, которая только что появилась на рынке, — инновационная. Эта группа товаров характеризуется высокими, еще неизвестными (неожиданными) потребителям свойствами. Однако с течением времени, если потребители признают новый товар, он может перейти в разряд товаров с линейными свойствами, а из этой категории обязательно перейдет в разряд товаров с обязательными свойствами, после чего вообще уйдет с рынка.
Увеличение экономической активности в 1990-е гг., рост насыщения рынка товарами и услугами привели к тому, что продолжительность присутствия товаров на рынке определяется и их качеством, и их ценой. Для новых товаров выделяют следующие инновационные признаки:
-создание нового товара;
-использование нового сырья (более дешевого или более качественного);
-применение новых технологий;
-формирование новых (более рациональных) организационных структур;
-освоение новых рынков (сбыта продукции, капитала, более дешевой или более квалифицированной рабочей силы).
Именно в этот период в мире стали активно развиваться транснациональные корпорации (ТНК), стремящиеся сочетать в себе все вышеперечисленные инновационные преимущества. Развитие ТНК явилось одним из ключевых факторов глобализации мировой экономики.
В этот период развития менеджмента качества (восьмой этап) сформировался мощный набор теоретических и практических средств, получивший название менеджмента на основе качества(MBQ Management by Quality), базирующийся:
-на комплексе международных стандартов ИСО семейства 9000 по менеджменту качества и ИСО 14000 по экологическому менеджменту;
-международной системе сертификации систем качества, включая сотни аккредитованных органов по сертификации;
-практически сложившейся системе аудита менеджмента, включая сертифицированных на международном уровне аудиторов систем качества (IRCA).
Международный характер менеджмента на основе качества также явился важным фактором процесса глобализации мировой экономики.
На пороге XXI в. (2000-е гг.) наибольшее развитие получила концепция управления по целям. Основная идея концепции управления по целям (MBO – Management by Objectives) заключается в структуризации и завертывании целей с последующим проектированием системы организации и мотивации достижения этих целей.
МВО детализирует целевые установки, отражающие детализацию целей для отраслевого менеджмента, финансового менеджмента, управления персоналом, управления проектированием, маркетинга, управления производством и т.д. Концепция управления по целям ориентирована на инновационные и международные процессы, включая синтез деятельности людей и высоких технологий, демократизацию управления, участие работающих в прибылях, усиление международного характера управления.
Таким образом, концепция управления по целям предполагает трансформацию глобальной цели организации для конкретного исполнительского уровня соответственно выполняемым функциям: планирование, снабжение, сбыт, охрана, производство, бухгалтерский учет и т.д.
Иными словами, каждый сотрудник организации должен знать, каким образом, например, глобальная цель по удвоению ВВП трансформируется в его конкретную функциональную задачу.
Характеризуя менеджмент качества в начале XXI в. (девятый этап развития), можно говорить о том, что он становится ведущим менеджментом фирм. Происходит процесс сращивания менеджмента качества MBQ и менеджмента организации MBO(как было на первом этапе в системе Тейлора), но уже на новом, качественно другом уровне. Сегодня ни одна фирма, не продвинутая в области менеджмента качества и экологии, не может рассчитывать на успех в бизнесе и какое-либо общественное признание.
К началу 2010-х гг. активно формируется концепция информационных технологий, которые все больше проникают в современную жизнь человека.
Информатизация общества, базирующаяся на использовании информационных технологий, является необходимым условием научно-технического, экономического, политического и социально-культурного прогресса в обществе. Неизбежность быстрого развития процессов информатизации в обществе обусловлена следующими причинами:
-беспрецедентным усложнением социально-экономических процессов в результате увеличения масштабов и темпов общественного производства, углубления процессов разделения труда (специализации);
-необходимостью адекватно реагировать на возникающие изменения в мировом развитии, которые в общем виде можно охарактеризовать целым рядом признаков: сложность, подвижность, неопределенность, взаимосвязанность.
Создание единого информационного пространства, где информационная технология будет проявляться в синергетическом эффекте интеллектуальной базы и обеспечивающей ее технической базы.
В части развития менеджмента качества те фирмы, которые быстрее и эффективнее освоят и внедрят новейшие информационные технологии как интеллектуальный продукт, сопровождающий процесс создания основного продукта фирмы (товара, работы или услуги), получат приоритет на рынке.
Таким образом, менеджмент организации как наука управления и менеджмент качества как составляющая менеджмента организации, хронология развития которых представлена выше, разрабатывают средства и методы, способствующие наиболее эффективному достижению целей организации, повышению производительности труда, рентабельности производства, расширению рыночного спроса, росту рыночной доли компании исходя из сложившихся условий во внутренней и внешней среде. При этом исторические наработки в области управления качеством, описанные выше, в виде концептуальных подходов могут быть использованы предприятием (в различных комбинациях) в комплексе с учетом сильных и слабых сторон организации, внешних возможностей и угроз.
Вопросы и задания для самоконтроля
1.В чем заключается основная идея концепции научного управления?
2.Охарактеризуйте концепцию статистических методов контроля качества SQC.
3.В чем заключаются основные принципы теории надежности и теории планирования экспериментов?
4.Что представляет собой деятельность «кружков качества»QC?
5. Опишите семь основных инструментов качества.
6. Что представляют собой семь новых инструментов качества?
7.Опишите особенности формы самоконтроля Zero Defect..
8.Опишите подход развертывания функций качества QFD.
9.Охарактеризуйте подход анализа характера и последствий отказа FMEA.
10.В чем заключаются методы надежного проектирования по Тагути?
11.Опишите суть системы всеобщего управления качеством TQC.
12.В чем состоит концепция комплексного управления качеством в масштабах компании CWQC.
13.Опишите основную идею концепции всеобщего менеджмента качества TQM.
14.В чем заключается концепция универсального менеджмента качества UQM?
15.В чем заключается концепция менеджмента на основе качества MBO?
16.В чем состоит основная идея концепции управления по целям МВО?
17.Охарактеризуйте концепцию управления качеством на основе информационных технологий.