Управление качеством

Лекция Галяутдинова И.И. № 9 (Управление качеством)

РАЗВИТИЕ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

 

Данные о динамике развития менеджмента качества в общей системе менеджмента организации в новейшей истории (с начала XX в.) приведены в табл. 7.1.

1900—1920 гг. Концепция научного управления полу­чила развитие в США в 1900-е гг. Ее основоположник -Фредерик У. Тейлор, с книги которого «Принципы науч­ного управления» началось признание менеджмента как науки и самостоятельной области исследования. По сло­вам Ф. Тейлора: «Научный менеджмент — искусство точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым луч­шим и дешевым способом».

Ф. Тейлор и его современники (Ф. Гилберт, Л. Гилберт, Г. Гантт) сформулировали важный вывод о том, что работа по управлению — это самостоятельная специальность и что фирма в целом выигрывает, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает лучше всего.

В разработанной концепции научного управления пока­зано, что точные законы, правила, принципы и методы, используемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы в практике управленческой деятельности фирмы для достижения намеченных целей.

В качестве примера использования концепции научного управления рассмотрим сформировавшуюся в 1960-е гг. в Японии концепцию управления, основанную на принципе регулирования отношения сигнал/шум.

Таблица 7.1

Динамика развития менеджмента качества в общей системе менеджмента организации

Период Концепция менеджментаорганизации Основная идея концепцииМенеджмента организации Концепция менеджмента качества Основная идея концепция менеджмента качества
1900-1920гг. Концепция научного управления Точные законы, правила, принципы и методы, используемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы в практике управленческой деятельности фирмы для достижения намеченных целей Концепция научного управления Необходимость учета вариативности характеристик производственного процесса и важность контроля продукции
1920-1930гг. Концепция административного управления Фирма рассматривается как замкнутая система, состоящая из множества взаимосвязанных элементов, улучшение функционирования которой обеспечивается внутрифирменной рационализацией (административным ресурсом) без привлечения дополнительных ресурсов из внешней среды Концепция статистических методов контроля качества Подготовка всего персонала, воспитанного в духе статистики
1930- 1950гг. Концепция управления с позиций психологии и человеческих отношений Производительность труда рабочих может увеличиваться не только в связи с увеличением заработной платы, но и в результате изменения отношений между рабочими менеджерами, повышения удовлетворенности рабочих своим трудом и отношениями в коллективе Концепция теории надежности и планирования эксперимента Теория надежности исследует способность технического объекта выполнять задание функции, сохраняя свои основные характеристики ( при определенных условиях эксплуатации) в установленных пределах. теория планирования экспериментов- составление планов испытания, которые, с одной стороны, обладали бы достаточно высокой информативностью и однородностью результатов, а с другой стороны, не были бы слишком громоздкими и обеспечивали бы малую трудоемкость при испытаниях и последующих расчетов
1950-1960гг. Концепция системного подхода Руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, которые ориентированные на достижение, различных целей в условиях изменяющейся внешней среды « Кружки качества» (QC,)семь основных инструментов качества (SBT), семь новых инструментов качества (SNT)? система нулевых дефектов, инжиниринг качества ( развертывания функций качества(QFD), анализ характера и последствия отказа( FMEA), методы надежного проектирования Тагути) Практические формы реализации управленческих подходов к концепции контроля качества и повышения эффективности продукции на уровне цехов (QC). Инструменты. позволяющие облегчить задачу контроля протекающих процессов и предоставить различного рода факты для анализа, корректировки и улучшения качества процессов разработки и производства (SBT, SNT). самоконтроль качества ( ZD). использование инженерных принципов для управления  качеством ( QFD,FMEA, методы надежного проектирования под Тагути )
1960-1970гг. Концепция поведенческого подхода Процесс управления рассматривается как последовательность циклически повторяющихся взаимосвязанных действий- функций управлений ( планирования, организация. контроль, мотивация и т. д.), образующих линию поведения организации Всеобщие управления качеством (TQC) и комплексное управление качеством в масштабах компании (CWQC) Объединение и корпорация работы всех подразделений предприятия, начиная от отделов маркетинга и производственных отделов и заканчивая работой по контролю качества при приемке продукции от поставщиков (TQC). Широкие границы использования деятельности по управлению качеством, стремление действовать совместно как единая команда не только во время производства и контроля, но и на других этапах производственного процесса от маркетинговых исследований до продаж и послепродажного обслуживания. тотальный обхват служащих для участия в действиях по управлению качеством ( CWQC)
1970-1980гг. Концепция ситуационного подхода Обилия меняющихся во времени факторов в самой фирме и в окружающей среде приводит к тому, что не существует единого и неизменного оптимального способа управления фирмой. Самым эффективным в текущий момент становится метод, наиболее соответствующий данной ситуации Концепция всеобщего менеджмента качества ( TQM) Реализация и диалоги «quflity improvement» - постоянного улучшения качества
1980-1990гг. Концепция культуры управления Повышения эффективности организации в результате повышения качества и ее человеческих ресурсов через оказания помощи работнику в осознании своих собственных возможностей в совершенствовании управления организацией Концепция универсального менеджмента качества (UQM) Универсальность проявляется в повышении качества обслуживания потребителей, повышении качества взаимоотношений внутри организации, реализации ее фирменного стиля
1990-200гг. Концепция инновационного подхода Целевая ориентация на постоянное обновление через реализацию инновационных признаков:- создание нового товара;- использование нового сырья;- применение новых технологий;- формирование новых организационных структур;- основание новых рынков. Концепция менеджмента на основе качества (MBQ) Сформировавшийся мощный набор теоретических и практических средств, базирующийся:- на комплексе международных стандартов по менеджменту качества;- международной системе сертификации систем качества;- практически сложившийся системе аудита систем качества
2000-2010гг. Концепция управления по целям Структуризации и развертывание глобальных целей организации до частных целей уровня компетенции конкретных исполнителей. последующее проектирования системы организации и мотивации достижения этих целей Концепция управления по целям (MBO) Выделение каждого участка работы по управлению качеством в качестве центра внимания ( фокусировка на всех элементах и процессах)
2010-2020гг. Концепция информационных технологий Информатизация общества, базирующаяся на использовании информационных технологий, является необходимым условием успеха в деятельности любой организации Концепция качества на основе информационных технологий (QIT)  

 

Перенося рассмотренный принцип на управление орга­низацией, японские менеджеры в качестве базовой идеи рассматривали необходимость всего, что идет на благо орга­низации (сигнал), выделять, сохранять и развивать, а все, что мешает развитию организации (шум), — исключить.

Основные принципы научного управления Тейлора заключаются в следующем:

- разработка оптимальных методов осуществления работы на базе научного изучения затрат времени, движе­ний, усилий и т.п.;

-  абсолютное следование разработанным стандартам;

- подбор, обучение и расстановка кадров на те рабочие места, где они могут принести наибольшую пользу;

оплата по результатам труда;

- использование функциональных менеджеров, осу­ществляющих контроль по специализированным направ­лениям;

- поддержание дружеских отношений между рабочими и менеджерами с целью обеспечения возможности реализа­ции научного управления.

Авторы концепции научного управления посвящали свои исследования в основном проблемам управления про­изводством, и вопросам повышения эффективности произ­водства в частности.

Важным вкладом авторов этой концепции явилось систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производитель­ности и объема производства.

Отправной точкой развития менеджмента качества, как и общего менеджмента, считается концепция науч­ного управления Ф. У. Тейлора, в которой подчеркивается необходимость учета вариабельности производственного процесса и важность контроля. Система Тейлора включает понятия верхнего и нижнего пределов качества, а также поля допуска. В ней были введены такие измерительные инструменты, как шаблоны и калибры. В системе Тейлора были обоснованы: необходимость независимой должности инспектора по качеству; многообразная система штрафов для бракоделов; формы и методы воздействия на качество продукции.

В 1920—1930 гг. также получила развитие концепция административного управления, направленная на разра­ботку общих проблем и универсальных принципов управ­ления фирмой в целом. По мнению авторов концепции, сле­дование предлагаемым принципам, несомненно, приведет организацию к успеху. В рамках концепции административ­ного управления было сформулировано понятие организа­ционной структуры фирмы как иерархической системы. Фирма рассматривалась как замкнутая система, улучшение функционирования которой обеспечивается внутрифир­менной рационализацией деятельности без учета влияния внешней среды. В этой концепции, получившей название классической теории управления, появилось понимание того, что для более эффективного достижения целей фир­мой нужно управлять систематизированно. Управление рассматривается как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планиро­вание, организация, контроль.

В качестве базовых элементов любой системы в концеп­ции административного управления рассматриваются цели, достигаемые путем решения совокупности задач, требую­щих применения соответствующих технологий, которые могут реализовать специалисты (люди) различных профес­сий в рамках определенной организационной структуры, построенной с учетом горизонтального (функционального) и вертикального (иерархического) разделения труда.

Главный принцип концепции административного управ­ления заключается в рассмотрении исследуемого объекта как системы, состоящей из множества элементов, рацио­нальное расположение которых, с учетом необходимых свя­зей между элементами, позволяет повысить эффективность системы без дополнительного вложения ресурсов (матери­альных, финансовых, людских, временных).

По высказыванию одного из представителей классиче­ской теории управления Анри Файоля, сделанному в 1923 г., «управлять — это значит предвидеть, организовывать, рас­поряжаться, согласовывать, контролировать». А. Файоль рассматривал административное управление как совокуп­ность принципов, правил, приемов, направленных на осу­ществление предпринимательской деятельности, наиболее рационально (оптимально) используя ресурсы и возмож­ности фирмы. Ему принадлежит также разработка прин­ципов построения структуры организации и управления производством.

Рассматривая организацию как единый организм, Фай­оль считал, что для любой организации характерны шесть видов деятельности (функций):

- техническая деятельность (производство);

- коммерческая деятельность (закупка, сбыт);

- финансовая деятельность (поиск и рациональное ис­пользование финансовых ресурсов);

-  деятельность безопасности (защита собственности ор­ганизации);

-  эккаунтинг (деятельность по анализу, учету, стати­стике);

- управление (планирование, организация, распоряди­тельство, координация и контроль).

Классики научного управления Ф. Тейлор (1856—1915), А. Файоль (1841-1925), Г. Эмерсон (1853-1931), М. Вебер (1864—1920) сформулировали базовые принципы класси­ческого научного управления. Это отчетливо поставлен­ные цели, экономический подход, четкое разделение труда, специализация работы, научный отбор кадров, полный контроль и учет, стандартизация операций, поощрение инициативы, индивидуальная ответственность за решение, иерархичность управления, подчиненность индивидуаль­ных интересов общим (корпоративный дух), научное обуче­ние, экономическая мотивация труда, соответствие работы и квалификации, стабильность персонала, привлечение специалистов, регулирование процессов, централизация.

Краткая характеристика принципов управления Анри Файоля представлена ниже.

Разделение труда с целью выполнения большей по объему и лучшей по качеству работы при тех же условиях путем сокращения числа целей, на которые должны быть направлены усилия.

Полномочия и ответственность — как право отдавать приказы и необходимость отвечать за свои действия.

Дисциплина — как уважение к достигнутым соглаше­ниям между фирмой и ее работниками.

Единоначалие ~ как получение приказаний только от одного непосредственного начальника.

Единство управления когда каждая группа, действу­ющая в рамках одной цели, объединена единым планом и имеет одного руководителя.

Подчиненность личных интересов общим интересы одного работника или группы работников не должны пре­валировать над интересами организации.

Вознаграждение персонала как справедливая оплата за работу с целью обеспечения верности и поддержки работ­ников.

Централизация как проблема определения меры, позволяющей обеспечить наилучшие возможные резуль­таты.

Скалярная цепь — как ряд лиц, стоящих на руководя­щих должностях от высшего до низового звена.

Порядок как определение своего места для всего и всех.

Справедливость как сочетание доброты и право­судия.

Стабильность рабочего места для персонала как фактор повышения эффективности организации.

Инициатива как разработка планов и обеспечение их успешной реализации, придающие организации силу и энергию.

Корпоративный дух как результат гармонии персо­нала в едином союзе.

Считая предложенные принципы универсальными, Фай-оль в то же время подчеркивал, что применение этих прин­ципов на практике должно носить гибкий характер, зависеть от ситуации, в которой осуществляется управление.

На этом этапе (1920—1930 гг.) в менеджменте качества развитие получили статистические методы контроля каче­ства (SQC- Statistic Quality Control), которые связывают с именами У. А. Шухарта, Г. Ф. Доджа, Г. Г. Ромига и др.

Один из основоположников применения статистиче­ских методов при серийном производстве американский математик У. А. Шухарт, которого на Западе называют отцом современной философии качества, писал: «В тече­ние длительного времени эффективность статистики будет зависеть в меньшей степени от существования отряда ста­тистиков, имеющих превосходную подготовку, чем от под­готовки всего поколения, воспитанного в духе статистики, с физиками, химиками, инженерами и многими другими специалистами, которые будут отвечать в той или иной мере за подготовку и управление новыми процессами про­изводства».

На этом этапе получили распространение контрольные карты и были обоснованы выборочные методы контроля качества продукции, теоретической основой для которых послужили работы российских ученых П. Л. Чебышева и А. М. Ляпунова.

Так, например, контрольные карты Шухарта предназна­чены для статистического анализа и управления качеством процесса. Контрольные карты используют для оценки того, находится или не находится исследуемый процесс в ста­тистически управляемом состоянии. На графике значений контролируемого параметра во времени откладываются среднее значение и две контрольные границы (рис. 7.2): верхняя контрольная граница (ВКГ), равная среднему зна­чению, плюс 3 среднеквадратичных отклонения (+3Sigma), и нижняя контрольная граница (НКГ), равная среднему значению, минус 3 среднеквадратичных отклонения (-3Sigma). В том случае, если значения графика не выходят за рамки этих контрольных границ, то с вероятностью 99,73% можно считать контролируемый процесс статистически стабильным и управляемым.

Рис. 7.2. График изменения значений контролируемого параметра по месяцам

В 1930—1950 гг. получила развитие концепция управ­ления с позиций психологии и человеческих отношений, которая впервые определила менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц».

Американский психолог А. Маслоу (он же А. Маслов -русский эмигрант) показал, что мотивами поступков людей являются не экономические силы, как считали сторонники концепции научного управления, а различные потребности, которые не могут быть удовлетворены в денежном выра­жении.

В известной пирамиде человеческих потребностей А. Маслоу выделено пять уровней (табл. 7.2).

                                                                                                                     Таблица 7.2

Характеристика уровней пирамиды человеческих потребностей А. Маслоу

 

 

 

Согласно этой концепции производительность труда ра­бочих может увеличиваться не столько в связи с увеличе­нием заработной платы, сколько в результате изменения отношений между рабочими и менеджерами, повышения удовлетворенности рабочих своим трудом и отношениями в коллективе.

Рассмотренная концепция базируется на положении о том, что основу увеличения производительности труда работников составляет применение приемов управления межличностными отношениями для повышения удовлет­воренности работников результатами своего труда.

В этот период в менеджменте качества широкое распро­странение получило использование теории надежности, в которой исследуется способность технического объекта выполнять заданные функции, сохраняя свои основные характеристики (при определенных условиях эксплуата­ции) в установленных пределах, с использованием таких понятий, как безотказность, долговечность, ремонтопригод­ность и сохраняемость.

В период 1930—1950 гг. получила развитие и теория планирования экспериментов. История развития тео­рии планирования испытаний и регрессионного анализа берет свое начало с формулировки, сделанной еще в конце XVIII в. немецким математиком К. Гауссом и французским математиком А. Лежандром, основных положений регрес­сионного анализа. Успешный опыт применения теории планирования испытаний и регрессионного анализа в виде, близком к современному, связывают с именем английского генетика и статистика Р. Фишера, который в начале XX в. решал задачу стабилизации урожайности культур в райо­нах рискованного земледелия.

В последующем большое число отечественных (В. В. На­лимов, Н. А. Чернова, Ю. П. Адлер, Ю. В. Грановский, Г. К. Круг, Э. К. Лецкой и др.) и зарубежных ученых напра­вили свои усилия на составление планов многофактор­ных испытаний. Такие планы, с одной стороны, обладали бы достаточно высокой информативностью и однородно­стью на исследуемом факторном пространстве, а с другой стороны, не были бы слишком громоздкими (т.е. не очень дорогими и реализуемыми на существующем испытатель­ном оборудовании) и обеспечивали бы малую трудоемкость при расчетах. В результате были созданы многоуровневые планы полного факторного эксперимента (ПФЭ), дробного факторного эксперимента (ДФЭ), отражающие линейную связь воздействующих факторов и реакции исследуемой системы на них. Далее были разработаны ортогональные и ротатабельные центральные композиционные планы (соответственно ОЦКП и РЦКП), описывающие нелиней­ные взаимосвязанные влияния факторов на исследуемую систему, методы эволюционного планирования и т.п.

Видными последователями А. Шухарта стали Э. У. Де-минг и Д. М. Джуран, которые активно пропагандировали статистические подходы к контролю качества продукции в процессе производства. Однако Деминг и Джуран развили и организационные вопросы обеспечения качества, сделали акцент на роли высшего руководства в решении проблем качества. Такой подход ознаменовал развитие четвертого этапа менеджмента качества, который начался в 1950-е гг.

Системный подход к управлению, получивший разви­тие в менеджменте в 1950-х гг., предполагает, что руководи­тели должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов (включая задачи, технологии, организационную структуру и людей), которые ориентиро­ваны на достижение различных целей в условиях изменяю­щейся внешней среды. Системный подход характеризуется использованием систематизирующих и интегрирующих принципов — разработку и применение теории систем, тео­рии исследования операций, экономико-статистических методов и компьютеризации.

Рассмотрим деятельность организации с позиций теории исследования операций при совместном использовании положений концепции системного подхода и концепции научного управления (рис. 7.3).

 

При рассмотрении процесса функционирования органи­зации с позиций теории исследования операций в качестве типового задания (заказа) X рассматривается востребо­ванность на рынке определенной продукции (товара или услуги). Для выполнения задания X создается система Y, состоящая из множества взаимосвязанных функциональ­ных элементов г/. (Y€{yi}).

Поскольку потребности рынка постоянно меняются (т.е. задание X является функцией времени — Х(0), то для выполнения конкретного задания X система Y должна соот ветствующим образом настраиваться с учетом специфики задания Х(t).

Подготовка системы У осуществляется с использованием параметров настройки Ух и проводится до начала выполне­ния операции (задания) X. Настройка системы Y заключа­ется в определении необходимого уровня производствен­ных мощностей, специфики их использования, требований к качеству продукции и т.д. В ходе выполнения операции (задания X) производится «подстройка» системы Y таким образом, чтобы оптимизировать процесс выполнения опе­рации. Эти корректирующие воздействия осуществляются с помощью параметров управления Ux

В результате организация как система Y за счет исполь­зования параметров настойки Yх до начала выполнения задания X (процесса функционирования) и параметров управления Ux в процессе выполнения задания X на протя­жении достаточно длительного времени может выполнять необходимые операции по предоставлению на рынок про­дукции, более или менее качественно отражающей выпол­нение рыночного заказа X — (X).

Принципиальной особенностью концепции системного подхода к управлению является учет многомерности орга­низации и процессов управления ею. Поэтому подчеркива­ется необходимость учета в управленческой деятельности влияния и взаимодействия множества факторов, находя­щихся как внутри, так и вне организации и оказывающих прямое и косвенное воздействие на ее функционирование. При этом подчеркивается достижение системного (синергетического) эффекта, выражающегося в том, что целое всегда качественно отличается от простой суммы состав­ляющих его частей.

На этом этапе развития общего менеджмента менедж­мент качества характеризуется появлением и активным функционированием в Японии «кружков качества» (QC- Quality Circles), одним из главных организаторов которых считается профессор Исикава Каору. Кружки стали одной из тех практических форм, в которых начали реализовы­ваться управленческие подходы к концепции контроля качества и повышения эффективности продукции. Про­граммы QC были связаны не только с качеством продук­ции, но и имели целью совершить всеобщую революцию в организации работ на уровне цехов.

Для решения проблем, связанных с качеством продук­ции, на четвертом этапе развития менеджмента качества широкое применение нашли «семь основных инструментов качества». Это набор инструментов, позволяющих облег­чить задачу контроля протекающих процессов и предоста­вить различного рода факты для анализа, корректировки и улучшения качества процессов, и «семь новых инстру­ментов качества», обеспечивающих понимание сложных ситуаций и рационализацию решения задач управления качеством путем улучшения процессов на этапе проекти­рования продукции или услуг.

«Семь основных инструментов качества» составляют:

-контрольный листок — инструмент для сбора данных и их автоматического упорядочения для облегчения даль­нейшего использования собранной информации;

-гистограмма — инструмент, позволяющий зрительно оценить распределение статистических данных, сгруппи­рованных по частоте попадания данных в определенный (заранее заданный) интервал;

-диаграмма Парето — инструмент, позволяющий объ­ективно представить и выявить основные факторы, влияю­щие на исследуемую проблему, и распределить усилия для ее эффективного разрешения;

-метод стратификации (расслаивания данных) — инс­трумент, позволяющий произвести разделение данных на подгруппы по определенному признаку;

-диаграмма разброса (рассеивания) — инструмент, по­зволяющий определить вид и тесноту связи между парами соответствующих переменных;

-диаграмма Исикавы (причинно-следственная диаграм­ма) — инструмент, который позволяет выявить наиболее существенные факторы (причины), влияющие на конечный результат (следствие);

— контрольная карта — инструмент, позволяющий отсле­живать ход протекания процесса и воздействовать на него (с помощью соответствующей обратной связи), предупре­ждая его отклонения от предъявленных к процессу требо­ваний.

«Семь новых инструментов повышения качества» вклю­чают:

-диаграмму сродства — инструмент, позволяющий вы­являть основные нарушения процесса путем обобщения и анализа близких устных данных;

-диаграмму связей — инструмент, позволяющий выяв­лять логические связи между основной идеей, проблемой и различными факторами влияния;

-диаграмму дерева — инструмент стимулирования про­цесса творческого мышления, способствующий система­тическому поиску наиболее подходящих и эффективных средств решения проблем;

-матричную диаграмму — инструмент, позволяющий выявлять важность различных неочевидных (скрытых) связей между компонентами исследуемых объектов;

-матрицу приоритетов — инструмент для обработки большого количества числовых данных, полученных при построении матричных диаграмм, с целью выявления при­оритетных данных;

-блок-схему процесса принятия решения — инстру­мент, который помогает запустить механизм непрерывного планирования, позволяющий сократить риск принимаемых решений;

-стрелочную диаграмму — инструмент, позволяющий планировать оптимальные сроки выполнения всех необхо­димых работ для реализации поставленной цели и эффек­тивно их контролировать.

В США и странах Западной Европы в конце 1950-х гг. возникли различные формы самоконтроля качества (при которых контроль качества труда осуществлял сам испол­нитель). Одна из форм самоконтроля получила название «нулевых дефектов» (ZD- Zero Defect), или «бездефект­ного труда». В системе 2О на основе введения определенных организационных мер, а также использования материаль­ного и морального стимулирования создавались предпо­сылки и условия для того, чтобы весь персонал выполнял свою работу качественно, без дефектов и переделок.

Четвертый этап развития менеджмента качества харак­теризуется также развитием инжиниринга качества, вклю­чающего в себя следующие подходы:

-развертывание функции качества (QFDQuality Function Deployment) именуемый также «Голос клиента»;

-анализ характера и последствий отказа (FMEAFailure Mode and Effects Analysis),  известный как систематический метод профилактики дефектов;

-методы надежного проектирования по Тагути, в основе которых лежит концепция повышения качества с одновре­менным снижением стоимости, и др.

Поведенческий подход к управлению как к процессу, получивший развитие с 1960-х гг., рассматривает деятель­ность, направленную на достижение целей организации, не как авральный процесс, который необходимо использовать, когда ситуация уже выходит из-под контроля, а как серию последовательных, циклически повторяющихся, взаимо­связанных действий. Эти действия реализуют функции управления (маркетинг, планирование, организация, опе­ративное руководство, контроль, мотивация), образующие процесс управления как некоторую линию поведения орга­низации на рынке.

Развитие в этот период менеджмента качества (пятый этап) ознаменовалось широким распространением вну­трифирменных систем всеобщего управления качеством (TQCTotal Quality Control) и комплексного управления качеством в масштабах компании (CWQCCompany Wide Quality Control).

К этому периоду времени стало очевидно, что достиже­ние высокого качества — задача каждого работника пред­приятия, а не только инспектора или инженера по качеству. Однако чтобы сделать это на практике, необходимы были определенные системы, которые распределяли бы обязан­ности, ответственность, полномочия и взаимодействия всех работников в части управления качеством. На этом этапе начали развиваться системные, комплексные принципы управления качеством, получившие название тотального управления качеством (TOC). Эти принципы объединили и скоординировали работу всех подразделений предприятий, начиная от отделов маркетинга и производственных отде­лов и заканчивая работой по контролю качества при при­емке продукции от поставщиков.

Развитие кибернетики послужило основой появления концепции управления качеством, пришедшей на смену тра­диционной концепции контроля. Эта концепция появилась в начале 1960-х гг., и одним из ее основоположников был американский ученый А. В. Фейгенбаум, предложивший рассматривать каждый этап в процессе создания изделий, а не только его конечный результат. Такой подход позволяет не ограничиваться констатацией брака, а выявлять и ана­лизировать причины его появления и разрабатывать меры по стабилизации уровня качества (управлять качеством). Предложенная Фейгенбаумом система управления каче­ством внесла значительные изменения во внутрифирменное управление. Изменились организационные структуры: по­явились центральные отделы управления качеством и соот­ветствующие ячейки в научных, проектно-конструкторских, производственных, обеспечивающих и сбытовых подразде­лениях. Повысился статус работ по обеспечению качества: систему управления качеством возглавляет вице-президент фирмы по качеству. Практическую реализацию в полном объеме обоснованная А. Фейгенбаумом система всеобщего управления качеством (TQC) получила в Японии. В этой стране выдвинули концепцию полного управления каче­ством, более широкую по масштабу, в которой над повыше­нием качества должен был работать каждый — от директора до уборщицы. Фактически разработанная американскими учеными концепция отсутствия недостатков была транс­формирована в Японии в общенациональном движении.

По определению Арманда Фейгенбаума: «Всеобщее управление качеством — эффективная система для инте­грирования усилий различных групп организации по раз­работке, поддержанию и улучшению качества с тем, чтобы осуществлять маркетинг, проектирование, производство и обслуживание на самом экономичном уровне, позволяю­щем получить полное удовлетворение потребителя».

Управление качеством в масштабе всей компании (CWQC) базируется на статистических методах контроля, деятельности кружков качества, использовании семи основ­ных и семи новых инструментов качества, а также других подходах, характерных для этого этапа развития.

Для Японии — страны, не обладающей природными ресурсами, — улучшения качества продукции до уровня, позволяющего ее экспортировать, можно было достичь лишь при использовании CWQC, поэтому всеобщее управ­ление качеством стало там национальной идеей.

Исторически основное значение TQC и CWQC состоит в том, что эти концепции помогли американским ( TQC) и японским (CWQC) фирмам сформировать мышление, ориентированное на процесс, и разработать стратегии непрерывного совершенствования, причем в этот процесс вовлечены сотрудники на всех уровнях организационной иерархии. Центральная идея кайдзен (концепция совер­шенствования) заключается в том, что без совершенствова­ния в компании не должно проходить ни дня.

Ситуационный подход к управлению, получивший рас­пространение в 1970-е гг., предполагает, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией -конкретным набором обстоятельств, которые оказывают воздействие на функционирование организации в данное время. Обилие меняющихся во времени факторов в самой фирме и в окружающей среде приводит к тому, что не суще­ствует единого и неизменного оптимального способа управ­ления фирмой.

Самым эффективным в этот момент становится метод, наиболее соответствующий данной ситуации. Используя ситуационный подход, находят методы и средства, наилуч­шим образом способствующие достижению целей органи­зации в конкретной ситуации. В концепции ситуационного подхода к управлению нашли свое отражение проблемы взаимодействия с внешней средой и ориентации фирм на учет изменений внешней среды в сложившихся условиях.

На этом (шестом) этапе развития менеджмента качества решение задач качества потребовало создание организа­ционной структуры, в которую входят все подразделения, каждый работник компании, причем на всех стадиях жиз­ненного цикла продукции и «петли качества». Этим каче­ствам соответствовала концепция всеобщего менеджмента качества ( TQMTotal Quality Management)

Если TQC подразумевает управление качеством с целью выполнения установленных требований, тоTQM — еще и управление целями и самими требованиями, включая обе­спечение качества.

Система TQM является комплексной, ориентированной на постоянное улучшение качества, минимизацию произ­водственных затрат и поставку продукции точно в срок. Основная ее идеология базируется на принципе — улуч­шению нет предела. Применительно к качеству действует целевая установка стремления к отсутствию дефектов, отсутствию непроизводительных затрат, к поставкам точно в срок. При этом осознается, что достижение этих пределов невозможно, но к этому следует постоянно стремиться, не останавливаясь на достигнутых результатах. Такая идеоло­гия называется «quality improvement»— постоянное улуч­шение качества.

Одной из ключевых особенностей системы TQM явля­ется использование коллективных форм и методов поиска, анализа и решения проблем, постоянное участие в улучше­нии качества всего коллектива. TQM существенно воз­растают роль человека и обучение персонала. Обучение является всеохватывающим и непрерывным, сопровожда­ющим работников в течение всей их трудовой деятельно­сти. Существенно изменились формы обучения — исполь­зуются деловые игры, специальные тесты, компьютерные и другие методы и приемы развития творческих способностей работников. Обучение превращается в часть мотивации, так как хорошо обученный человек увереннее чувствует себя в коллективе, имеет преимущества в карьере.

Концепция управления с позиций науки о поведении (культуры управления), получившая развитие в 1980-е гг., основана на повышении эффективности организации в результате повышения эффективности ее человеческих ресурсов посредством исследования различных аспектов: социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменения содержания работы, качества трудовой жизни и т.д. Основной целью этой кон­цепции является стремление оказать помощь работнику через создание своих собственных возможностей на основе применения положений науки о поведении к построению и управлению организациями. Таким образом, в этой кон­цепции метод воздействия на людей рассматривается как мощный инструмент культуры управления (организацион­ной культуры).

1980-е гг. охарактеризовались выходом из мирового экономического кризиса и насыщением рынка товарами и услугами. Большое количество однородных товаров, схо­жих по свойствам и цене, потребовало повысить культуру управления в организациях.

Культура управления включает три составляющие.

Во-первых, при одинаковых характеристиках товаров по критерию «цена — качество» преимущество получит та организация, у которой будет выше качество обслуживания потребителей.

Во-вторых, преимущество получит та организация, у ко­торой будет выше качество взаимоотношений внутри орга­низации, в том числе наблюдаемых потребителями.

В-третьих, в поисках конкурентных преимуществ орга­низации стремятся найти какой-то фирменный стиль, по­черк, позволяющий отличить их от других, занимающихся аналогичной деятельностью.

В этот период (седьмой этап) развития менеджмента по­лучила развитие концепция универсального менеджмента качества(UQMUniversal Quality Management). сальность этой концепции означает, что она во многом инвариантна к изменению ассортимента товаров, работ и услуг, представляемых на рынок компанией как объектом управления качеством. Фактически в этой концепции и проявляется повышение качества обслуживания потреби­телей, повышение качества взаимоотношений внутри орга­низации, реализация ее фирменного стиля.

В 1990-е гг. в менеджменте организации наибольшее распространение получила концепция инновационного подхода, для которой характерны: целевая ориентация на постоянное обновление моделей продукции (см. рис. 1.10). В системе координат «выполняемые функции — доволь­ство клиентов (потребителей)» на рынке всегда существует товарная продукция, наиболее востребованная по критерию «цена — качество». Это продукция, обладающая линейными свойствами -- чем больше выполняемых функций, тем выше удовлетворенность потребителя. Часть товара обла­дает обязательными (основными) свойствами, благодаря которым и присутствует на рынке. Но эти товары в оцен­ках потребителей не превосходят среднего уровня удов­летворения их спроса. Существует также группа товаров, которая только что появилась на рынке, — инновацион­ная. Эта группа товаров характеризуется высокими, еще неизвестными (неожиданными) потребителям свойствами. Однако с течением времени, если потребители признают новый товар, он может перейти в разряд товаров с линей­ными свойствами, а из этой категории обязательно перей­дет в разряд товаров с обязательными свойствами, после чего вообще уйдет с рынка.

Увеличение экономической активности в 1990-е гг., рост насыщения рынка товарами и услугами привели к тому, что продолжительность присутствия товаров на рынке опре­деляется и их качеством, и их ценой. Для новых товаров выделяют следующие инновационные признаки:

-создание нового товара;

спользование нового сырья (более дешевого или более качественного);

-применение новых технологий;

-формирование новых (более рациональных) организа­ционных структур;

-освоение новых рынков (сбыта продукции, капитала, бо­лее дешевой или более квалифицированной рабочей силы).

Именно в этот период в мире стали активно развиваться транснациональные корпорации (ТНК), стремящиеся соче­тать в себе все вышеперечисленные инновационные пре­имущества. Развитие ТНК явилось одним из ключевых факторов глобализации мировой экономики.

В этот период развития менеджмента качества (вось­мой этап) сформировался мощный набор теоретических и практических средств, получивший название менеджмента на основе качества(MBQ Management by Quality), бази­рующийся:

-на комплексе международных стандартов ИСО семей­ства 9000 по менеджменту качества и ИСО 14000 по эколо­гическому менеджменту;

-международной системе сертификации систем каче­ства, включая сотни аккредитованных органов по сертифи­кации;

-практически сложившейся системе аудита менедж­мента, включая сертифицированных на международном уровне аудиторов систем качества (IRCA).

Международный характер менеджмента на основе каче­ства также явился важным фактором процесса глобализа­ции мировой экономики.

На пороге XXI в. (2000-е гг.) наибольшее развитие получила концепция управления по целям. Основная идея концепции управления по целям (MBOManagement by Objectives) заключается в структуризации и завертывании целей с последующим проектированием системы организа­ции и мотивации достижения этих целей.

МВО детализирует целевые установки, отражающие детализацию целей для отраслевого менеджмента, финан­сового менеджмента, управления персоналом, управления проектированием, маркетинга, управления производством и т.д. Концепция управления по целям ориентирована на инновационные и международные процессы, включая син­тез деятельности людей и высоких технологий, демократи­зацию управления, участие работающих в прибылях, усиле­ние международного характера управления.

Таким образом, концепция управления по целям пред­полагает трансформацию глобальной цели организации для конкретного исполнительского уровня соответственно выполняемым функциям: планирование, снабжение, сбыт, охрана, производство, бухгалтерский учет и т.д.

Иными словами, каждый сотрудник организации дол­жен знать, каким образом, например, глобальная цель по удвоению ВВП трансформируется в его конкретную функ­циональную задачу.

Характеризуя менеджмент качества в начале XXI в. (девятый этап развития), можно говорить о том, что он ста­новится ведущим менеджментом фирм. Происходит про­цесс сращивания менеджмента качества MBQ и менедж­мента организации MBO(как было на первом этапе в системе Тейлора), но уже на новом, качественно другом уровне. Сегодня ни одна фирма, не продвинутая в области менеджмента качества и экологии, не может рассчитывать на успех в бизнесе и какое-либо общественное признание.

К началу 2010-х гг. активно формируется концепция информационных технологий, которые все больше прони­кают в современную жизнь человека.

Информатизация общества, базирующаяся на исполь­зовании информационных технологий, является необходи­мым условием научно-технического, экономического, поли­тического и социально-культурного прогресса в обществе. Неизбежность быстрого развития процессов информатиза­ции в обществе обусловлена следующими причинами:

-беспрецедентным усложнением социально-экономиче­ских процессов в результате увеличения масштабов и тем­пов общественного производства, углубления процессов разделения труда (специализации);

-необходимостью адекватно реагировать на возника­ющие изменения в мировом развитии, которые в общем виде можно охарактеризовать целым рядом признаков: сложность, подвижность, неопределенность, взаимосвязанность.

Создание единого информационного пространства, где информационная технология будет проявляться в синергетическом эффекте интеллектуальной базы и обеспе­чивающей ее технической базы.

В части развития менеджмента качества те фирмы, кото­рые быстрее и эффективнее освоят и внедрят новейшие информационные технологии как интеллектуальный про­дукт, сопровождающий процесс создания основного про­дукта фирмы (товара, работы или услуги), получат приори­тет на рынке.

Таким образом, менеджмент организации как наука управления и менеджмент качества как составляющая менеджмента организации, хронология развития которых представлена выше, разрабатывают средства и методы, спо­собствующие наиболее эффективному достижению целей организации, повышению производительности труда, рен­табельности производства, расширению рыночного спроса, росту рыночной доли компании исходя из сложившихся условий во внутренней и внешней среде. При этом исто­рические наработки в области управления качеством, опи­санные выше, в виде концептуальных подходов могут быть использованы предприятием (в различных комбинациях) в комплексе с учетом сильных и слабых сторон организации, внешних возможностей и угроз.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1.В чем заключается основная идея концепции научного управ­ления?

2.Охарактеризуйте концепцию статистических методов кон­троля качества SQC.

3.В чем заключаются основные принципы теории надежности и теории планирования экспериментов?

4.Что представляет собой деятельность «кружков качества»QC?

5. Опишите семь основных инструментов качества.

6. Что представляют собой семь новых инструментов каче­ства?

7.Опишите особенности формы самоконтроля Zero Defect..

8.Опишите подход развертывания функций качества QFD.

9.Охарактеризуйте подход анализа характера и последствий отказа FMEA.

10.В чем заключаются методы надежного проектирования по Тагути?

11.Опишите суть системы всеобщего управления качеством TQC.

12.В чем состоит концепция комплексного управления каче­ством в масштабах компании CWQC.

13.Опишите основную идею концепции всеобщего менеджмента качества TQM.

14.В чем заключается концепция универсального менеджмента качества UQM?

15.В чем заключается концепция менеджмента на основе ка­чества MBO?

16.В чем состоит основная идея концепции управления по целям МВО?

17.Охарактеризуйте концепцию управления качеством на осно­ве информационных технологий.

Главная

О фирме

Статьи из газеты "ИЛИГА"

Лекции Галяутдинова

Аренда помещений

Вакансии

Контакты