Управление качеством

Лекция Галяутдинова И.И. № 10 (Управление качеством)

Общие сведения о квалиметрии

 

Влияние качества продукта на воспроизводственные процессы, на конкурентоспособность отдельного товара, отдельного товаропроизводителя и экономику в целом определяет позитивную роль качества в развитии обще­ства, его производительных сил, накоплении националь­ного богатства и обеспечении экономической, социальной стабильности и безопасности.

Именно научный взгляд на последовательное появление новых форм и методов организации работ по улучшению и обеспечению качества и познание тенденций преемственно­сти позволили создать в свое время комплексную систему управления качеством — КС УКП, а также разработать многочисленные модели систем качества.

Современная наука стремится к целостному и много­стороннему осмыслению, охвату изучаемых объектов. Аналогичный процесс идет и в области качества продукта. Достойной иллюстрацией такого процесса является отказ от одностороннего рассмотрения товара с позиций полити­ческой экономики (стоимость) или с позиций товароведе­ния (потребительная стоимость). Целостное рассмотрение товара с позиций критериальности управления качеством привело к формулированию и использованию понятия интегральное качество.

Стремление к целостному многостороннему рассмотре­нию объектов и явлений в области качества позволило зна­чительно продвинуться как в познании и развитии методов описания и анализа как самого объекта, т.е. качества продукта, так и в организации деятельности по улучшению качества. Разработка вопросов организации работ по улуч­шению и обеспечению качества с позиций целостности, многосторонности привела к применению идей системно-комплексного построения систем управления качеством.

Именно с позиций целостности, многосторонности уда­лось понять, что проблему качества нельзя разрешить про­ведением отдельных, даже крупных, разрозненных меро­приятий. Она разрешима только на основе разработки и реализации разумно сочетаемых технических, организа­ционных, экономических, правовых и социальных меро­приятий.

Для современной науки характерным является переход от предметной к проблемной ориентации. Новые области знания возникают в связи с выдвижением определенной крупной теоретической или практической задачи.

Глобальные факторы, преображающие жизнь на Земле, так или иначе связаны с качеством, с практической дея­тельностью людей в этой области.

Для науки о качестве ключевыми являются три проблемы:

а) появление сложных технических систем, эффектив­ность и работоспособность которых зависит от качества, надежности многих сотен и тысяч взаимосвязанных элемен­тов. Отказ одного из них выводит из строя всю систему;

б) стремительное увеличение количества и рост уровня личных потребностей огромной части населения и произ­водственных потребностей в связи с техническим и соци­альным прогрессом;

в) превращение качества продукта в главный фактор конкурентной борьбы на рынках как противовес цене.

Практические проблемы такого масштаба не могут успешно разрешаться без научной, теоретической и экспе­риментальной основы. Именно это обстоятельство вызы­вает к жизни и стимулирует развитие научной деятельно­сти в области качества.

Характерным для современной науки является широкое развитие междисциплинарных и комплексных исследова­ний, осуществляемых средствами нескольких различных научных дисциплин. Примером такой тенденции в обла­сти качества может служить переход от стандартизации требований к качеству конечной продукции к комплекс­ной стандартизации сырья, материалов, комплектующих изделий и затем уже к конечной продукции. Такой переход выдвинул целую серию новых проблем, начиная от мето­дов влияния показателей качества по всей конструктивно-технологической цепочке и их увязки и кончая установле­нием сроков внедрения отдельных стандартов программного комплекса.

В зависимости от характера продукта для исследований его качества привлекаются физика, химия, теория механиз­мов и машин, экономика, теория вероятностей, социология, теория спроса, предложений и воспроизводства, теоретиче­ская и прикладная статистика, системотехника и многие другие науки.

Все яснее становится не только факт существования науки о качестве, но и то, что она может быть отнесена к интегральным наукам, в которых синтезируются данные и методы различных дисциплин. В научной и практической деятельности в области качества продукта устойчиво и все шире применяются методы и принципы системного и структурного анализа, кибернетики, теории вероятностей, логистики, функционально-стоимостного анализа, инфор­матики, теории принятия решений и др.

Фундаментальной категорией науки о качестве является качество продуктов труда человеческой деятельности; сфор­мировался и получил широкое профессиональное исполь­зование устойчивый разветвленный понятийный аппарат, достаточно хорошо отражающий как природу качества про­дукта, его свойства, так и методы и способы его создания и использования.

Предметом науки о качестве являются свойства про­дукта труда, их соотношения и взаимосвязи с обществен­ными потребностями, платежеспособным спросом, а также организационно-технические и социально-экономические возможности эффективного создания и использования про­дукта.

Развитию науки свойственен кумулятивный характер, она постепенно накапливает знания, каждый новый резуль­тат входит составной частью в ее общий «фонд», кристал­лизуя прошлый опыт и полученное ранее знание.

В современной науке о качестве продукции выделяют несколько направлений (рис. 9.1). Рассмотрим их более подробно.

Исследования природы качества продукции.

Это направление изучает общие закономерности форми­рования, изменения и взаимодействия отдельных свойств и групп свойств качества продукции, а также природу каче­ства конкретных видов продукции, ее классов или отдельно взятых изделий. Качество — это динамическая система. Она постоянно, с разной скоростью и амплитудой меняет состав и структуру своих свойств. Происходит «живой» процесс изменения композиции качества. Изучение этих проблем позволяет понять механизм взаимодействия свойств каче­ства продукции, установить темпы, характер, величину их изменений. Все это в равной мере относится и к тем свой­ствам, которые определяют потребительную стоимость про­дукции, и к тем, которые влияют на издержки обществен­ного труда, расходуемого на придание продукции желаемых свойств.

Результаты и выводы исследований природы качества продукции служат предпосылкой для научно обоснован­ного проектирования и воздействия на свойства продукции при производстве и использовании, основой эффективного управления качеством продукции.

Исследования по управлению качеством продукции.

В рамках этого направления изучаются:

• качество продукции как объект управления;

• механизм управления качеством продукции;

• критерии управления качеством продукции;

• оптимизация уровня качества продукции;

• факторы, условия и методы воздействия на свойства продукции;

• организационные и методологические основы управ­ления качеством продукции;

• уровни управления и методы воздействия на качество продукции на каждом из них.

Исследования этого направления основываются на при­ложении принципов общей теории управления и прин­ципов иерархического построения всех элементов систем качества.

Исследование методов измерения качества продукции.

Для того чтобы управлять, необходимо измерять. Приме­нительно к управлению качеством продукции это известное положение означает, что надо уметь измерять как величину уровня качества продукции, так и различные отклонения от него, которые возникают при изготовлении и эксплуатации, при встрече товара и покупателя, в процессе использова­ния и потребления под воздействием всевозможных фак­торов. В настоящее время мы располагаем определенными методами и техническими средствами измерения отдель­ных свойств продукции, например ее физико-химических и эксплуатационных свойств — длины, веса, химического состава, надежности и т.п. Большинство таких задач успешно решает метрологическая наука. Вместе с тем такие свойства продукции, как красота формы, цветовая окраска, пропорциональность, вкус, запах и т.п. сложно измерить достаточно точно и однозначно.

Изучение информационных аспектов качества продук­ции.

Информация не только является обязательным элемен­том системы управления качеством продукции, но и сред­ством пропаганды продукции, организации ее объективной рекламы. Пропаганда свойств качества новой продукции в условиях стремительно возрастающей ее номенклатуры и быстрого технического и социального прогресса приоб­ретает роль инструментария, позволяющего потребителю быстро и правильно выбрать продукцию для удовлетворе­ния имеющихся или формирующихся потребностей.

Как элемент управления информация имеет формы пла­на, текущей информации, отчетов о выполнении плана по качеству продукции и т.п. Однако этим не исчерпывается весь объем информации о качестве продукции. Не ис­черпываются и объекты исследования такой информации. Эти исследования должны охватывать и решать вопросы об источниках, составе, полноте, периодичности и спо­собах передачи потоков информации, а также хранении информации. Информация о качестве продукта должна в недалеком будущем послужить созданию системы монито­ринга о качестве.

Динамика массива нормативно-технической документа­ции, фонд стандартов — важнейшие источники информа­ции о качестве.

Исследования экономических аспектов проблем каче­ства продукции.

Качество продукции теснейшим образом связано с эко­номикой. Назовем лишь некоторые экономические про­блемы качества:

• качество продукции и производительность обще­ственного труда;

• качество продукции и рост национального богатства России;

• качество продукции и темпы технического прогресса;

• качество продукции и организация конкурентоспо­собной деятельности предприятий;

• рыночное стимулирование выпуска высококачествен­ной продукции, аспекты механизма действия коллективных и индивидуальных стимулов, формы сочетания моральных, материальных и экономических стимулов.

Общество располагает определенными возможностями рынка труда и природного богатства. Оно их использует для обеспечения своего развития, удовлетворения своих потребностей. При определенной сумме общественного труда и природных ресурсов оно стремится получить мак­симальное количество потребительной стоимости. Какова роль качества продукции в этом процессе и процессе при­роста национального богатства?

Ответы на многие вопросы, связанные с получением в максимальной степени эффективного удовлетворения потребностей общества при имеющихся трудовых и при­родных ресурсах, должна дать наука о качестве продукции.

Исследования социологических проблем качества про­дукции.

В числе задач этого направления можно назвать задачи по изучению особенностей различных возрастных, социаль­ных, национальных потребностей, формирующих требова­ния к качеству продукции как индивидуального, личного потребления, так и к продукции, предназначенной для удов­летворения производственных нужд.

В поле зрения этого направления должна будет попасть проблематика о соотношении качества продукта труда, потребительства и духовности.

Особое место в методологии исследования проблем ка­чества продукции занимают методы социологических ис­следований, выявления мнения путем опросов различных групп населения и специалистов по вопросам оценки каче­ства продукции, определение путей ее улучшения.

Изучение проблем количественной оценки качества продукции.

Из перечисленных областей одной из важнейших явля­ется связанная с количественной оценкой качества про­дукции, необходимой для точной и объективной характе­ристики отдельных свойств качества при исследовании его природы. Эти оценки являются неотъемлемым элементом любой системы управления качеством, так как для того чтобы управлять каким-либо процессом, надо прежде всего уметь измерять его параметры. Без количественных оценок качества нельзя обойтись и при изучении информационных аспектов проблемы качества продукции. И, наконец, сама природа экономики предопределяет необходимость исполь­зования количественных методов описания качества.

Указанные обстоятельства привлекают внимание к нау­ке о количественной оценке качества продукции — квалиметрии.

Первые случаи оценки качества продукции относят к XV в. до н.э., когда гончары острова Крит маркировали свои изделия специальным знаком, свидетельствующим о высоком качестве продукции. Этот вид оценки качества, с указанием изготовителя, можно отнести к так называемой шкале наименований, или адресной шкале. Сегодня фир­менные знаки и знаки качества служат для потребителей важной оценкой продукции. В древности продукция оце­нивалась экспертным методом. До наших дней этот способ сохранился, например, при дегустации вин. Но с развитием товарно-денежных отношений нарастала потребность в классификации продукции по качественным категориям. При этом важно было оценить не только отдельные свой­ства продукции, но и количественно оценить всю совокуп­ность ее потребительских свойств. В связи с этим в Европе и США в конце XIX — начале XX в. широкое распростране­ние получили методы оценки качества продукции с помо­щью баллов.

В 1832 г. Р. Оуэном была предпринята попытка оценки товаров исходя из затрат рабочего времени с применением «трудовых бон». В России в 1918—1921 гг. осуществлялся продуктообмен на базе натуральных коэффициентов. Так, например, в 1921 г. применялись следующие натуральные коэффициенты обмена:

1 аршин ситца = 20 фунтам зерна;

1 пачка спичек = 13,5 фунтам зерна;

1 пуд гвоздей = 23 пудам 7 фунтам зерна.

С усложнением продукции возникла необходимость в комплексной оценке ее качества. При комплексной оценке стали активно применяться методы, учитывающие весомо­сти отдельных свойств качества, отражающих тот факт, что не все характеристики продукции имеют одинаковую ценность для потребителей. Ключевое достоинство ком­плексной оценки качества продукции (товара или услуги) заключается в возможности соединять воедино совершенно разнородные оценки, касающиеся функциональных, экс­плуатационных, стоимостных и иных свойств продукции.

Один из первых вариантов комплексной оценки каче­ства продукции был предложен в 1907 г. известным кора­блестроителем академиком А. Н. Крыловым. Он предложил для нескольких проектов боевого корабля определенного класса вычислить средние значения основных параметров, характеризующих его качество: огневой мощи, броневой защиты, скорости хода и дальности плавания. Получен­ные показатели, таким образом, характеризуют некоторый «средний корабль» этого класса. Затем расчетом опреде­лялось, на какую величину Pj (в %) необходимо было бы увеличить, например, водоизмещение «среднего корабля», чтобы увеличить на определенный процент его комплекс­ную оценку, сохраняя остальные параметры неизменными. Соотношение величин Р^ в этом случае и будет отображать соотношение весомостей М; отдельных показателей. Соот­ветствующие расчеты по определению весомостей отдель­ных свойств качества для различных классов боевых кора­блей и были произведены А. Н. Крыловым.

При формировании критерия комплексной оценки каче­ства продукции чаще всего используют среднюю арифме­тическую или среднюю геометрическую оценку. Вопрос об относительных преимуществах этих двух средних являлся предметом дискуссии между Галилеем и Ноццолино еще в XVII в. Галилей отдавал предпочтение средней арифме­тической оценке, а Ноццолино — средней геометрической. Итальянский ученый Дж. Тальякарне, пытаясь экспери­ментальным путем найти предпочтительную из этих двух средних, писал: «...Невозможно установить, какой тип сред­ней или какая величина может наилучшим образом пред­ставить... множество оценок. И, по-видимому, невозможно найти такое рациональное решение этого вопроса, которое бы имело всеобщую значимость. Возможно, такое решение может быть найдено эмпирическим путем, в каждом кон­кретном случае, при изучении характера явления и усло­вий, в которых выносится оценка».

Кстати, именно в Италии в 1549 г. была организована первая кафедра товароведения при Падуанском универси­тете. Товароведение как специальная научная дисциплина возникло в условиях возрастающей необходимости опреде­ления соответствия продуктов труда нуждам потребите­лей. Это было обусловлено появлением на рынке большого количества разнообразных товаров, требующих классифи­кации, оценки качества и стоимости.

В 1920—30-е гг. в СССР и других странах мира методы количественной оценки качества продукции успешно раз­вивались и активно использовались на практике. Так, в 1922 г. П. Бриджмент предложил способ сведения воедино к одному показателю нескольких количественных оценок различных параметров, характеризующих качество про­дукции. В 1928 г. свой способ решения этой же проблемы предложил М. Аранович. В этот период новые, оригиналь­ные способы обработки данных при количественной оценке качества продукции были предложены и иными исследова­телями, в частности П. Флоренским.

В целом в первой половине XX в. в экономически разви­тых странах мира появилось достаточно много различных эмпирических, преимущественно экспертных и статисти­ческих, методов оценки качества разнородной продукции. Однако для решения целого комплекса практических про­блем нужны были единые методики, позволяющие более достоверно и точно определять количественный уровень качества продукции, чтобы на этой основе принимать адек­ватные инженерно-технические, конструкторские, техно­логические и, в конечном счете, управленческие решения в отношении качества продукции.

Кроме того, решения различных специальных проблем в условиях усложнения самой создаваемой продукции, свя­занных с надежностью, безопасностью, эргономичностью, экологичностью, технической эстетикой, модульностью, унификацией и другими группами показателей, формиро­вали у ученых, разработчиков и производителей продукции сознание объективной необходимости проведения объеди­ненных комплексных оценок по всем важнейшим параме­трам. В первую очередь это касалось сложных технических систем. Одновременно с развитием рыночной конкуренции (включая монополистическую и практически свободную конкуренцию) требовались методики количественных оце­нок качества как однородной, так и разнородной, но сход­ной по функциональному назначению продукции. Все это привело к тому, что ученые, убедившись в методической общности разнообразных существующих способов количе­ственной оценки качества различной продукции, решили осуществить теоретическое обобщение этих способов путем разработки самостоятельной научной дисциплины под названием «квалиметрия».

Среди отечественных ученых, которые создали предпо­сылки к формированию науки о качестве продукта, следует упомянуть Азгальдова Г. Г., Антонова О. К., Бойцова В. В., Бойцова Б. В., Гнеденко Б. В., Клименко К. И., Круглова М. И., Луковенко Б. А., Седова В. И., Сисько В. И., Суббето А. И., Львова Д. С., Панова В. П., Райхмана Э. П., Солода Г. Н., Томашевича Д. Л., Шишкина И. Ф., Шора Я. Б., Шухгаль-тера Л. Я. и др.

Появление квалиметрии положило начало обоснован­ному применению численных, количественных методов в решении задач по оценке качества готовой продукции, обоснованию предпочтений при рассмотрении ассорти­ментных групп товаров, исчислению интегрального каче­ства, достоверности выборок при статистических оценках качества и многих других задач управления качеством.

В этом принципиальное значение квалиметрии как для практики, так и для науки о качестве продукта.

Первая публикация о квалиметрии как науке об изме­рении и оценке качества продукции принадлежит журналу «Стандарты и качество» (№ 1, 1968 г.). Авторами статьи были Г. Г. Азгальдов, А. В. Гличев, 3. Н. Крапивенский, Ю. П. Кураченко, В. П. Панов, М. В. Федоров, Д. М. Шпек-торов.

В статье отмечалось, что в нашей стране все чаще стали появляться исследования и практические рекоменда­ции, целью которых было найти способы количественной оценки качества продукции. Авторы отмечали, что при всей внешней разнице предлагаемых различными авторами под­ходов к измерению качества продукции в их основе лежат три принципиальные посылки:

1) подход к качеству как к единому динамическому соче­танию отдельных свойств, каждое из которых в силу своего характера и взаимосвязей с другими свойствами (с учетом их весомости и важности) оказывает влияние на формиро­вание иерархической структуры качества продукции;

2) теоретическое признание практической возможности (если не в настоящее время, то в будущем) измерения в количественной форме как любых отдельных свойств, так и их сочетаний, в том числе интегрального качества;

3) признание практической необходимости методов количественной оценки качества продукции для решения задач его планирования и контроля на различных уровнях управления народным хозяйством.

Авторы констатировали, что в то время практическая и исследовательская работа в нашей стране была направлена на установление принципов и закономерностей измерения качества продуктов труда вообще и на разработку конкрет­ных методик такого измерения применительно к отдель­ным видам продукции.

Они пришли к заключению, что все это свидетельство­вало о формировании самостоятельной отрасли науки о качестве, занимающейся разработкой теоретических основ и практических методов измерения качества продуктов труда.

Активно развивалась квалиметрия и в других странах. Так, например, в 1960-е гг. чехословацкие исследователи Г. Сташкова и Ю. Шиф разработали методику оценки каче­ства жилых домов.

В конце 1960-х — начале 1970-х гг. в журналах «Стан­дарты и качество», «Техническая эстетика», «Измеритель­ная техника» и других было опубликовано достаточно много статей, где квалиметрия была уже представлена как самостоятельная наука, в рамках которой изучается про­блематика измерений качества и разрабатываются методо­логия и методы количественной оценки качества объектов любой природы: материальных и нематериальных (соци­альных, духовных, эмоциональных и т.п.); одушевленных и неодушевленных; предметов и процессов; продуктов труда и продуктов природы и т.д. При этом была доказана прин­ципиальная возможность выражать качество объекта одним количественным показателем, несмотря на множествен­ность его количественных свойств и признаков.

В 1971 г. в СССР была издана первая «Методика оценки уровня качества промышленной продукции», в 1972 г. была проведена первая Всесоюзная научная конференция по квалиметрии. В 1979 г. Госстандарт издает руководящий документ РД 50-149-79 «Методические указания по оценке технического уровня и качества промышленной продук­ции». В 1979 г. термин «квалиметрия» был стандартизо­ван ГОСТом 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения». Начиная с 1971 г. Европейская организация по контролю качества (ЕОКК) на своих конференциях регулярно обсуждает вопросы квалиметрии.

Таким образом, окончательно квалиметрия как само­стоятельная наука об оценивании качества любых объектов сформировалась в конце 1960-х гг. Ее появление было обу­словлено объективной необходимостью более эффектив­ного и научно обоснованного управления качеством произ­водимой продукции.

Зародившись и активно развиваясь в нашей стране, квалиметрия сегодня активно развивается и за рубежом, в первую очередь в США, странах Евросоюза, странах Юго-Восточной Азии. При этом в большинстве случаев за базу принимаются разработки российских ученых, начиная от ключевых понятий квалиметрии и заканчивая алгорит­мами и методиками оценки качества.

Воспользуемся этой базой для дальнейшего рассмотре­ния и мы.

Итак: квалиметрия — это наука об измерении и количе­ственной оценке качества различной продукции (предметов и процессов) как объектов реального мира.

Квалиметрия является частью качествоведения (см. рис. 9.2).

Качествоведение — комплексная наука о качестве.

Квалитология — наука об общей теории качества.

Управление качеством — наука об организационных, статистических, экономических и иных методах и средствах влияния на качество продукции (товаров и услуг) с целью повышения их способности удовлетворять существующие и будущие потребности людей.

Объектом квалиметрии является продукция в виде пред­метов и процессов как результат человеческого труда.

Предметом квалиметрии являются измерение и количе­ственная оценка качества различной продукции.

Структурно квалиметрия состоит из трех частей.

Первая часть — это общая теория квалиметрии, где рассматриваются методологические вопросы измерения и количественной оценки качества.

Вторая часть — это групповая квалиметрия, в которой рассматриваются вопросы измерения и количественной оценки качества продукции (товаров и услуг), например в рамках общих технических условий (ОТУ) или групповых технических условий (ГТУ).

Третья часть — это предметная квалиметрия. Она свя­зана с оценкой качества отдельных видов продукции, в том числе специфических, в различных областях (информационные технологии, машиностроение, строительство, нефте­переработка, производство энергии, услуги сервиса, обра­зования и т.д.).

Первоначально квалиметрия определялась как наука об измерении и оценке качества продукции. Это было вполне естественно, потому что проблема качества продукции -одна из важнейших проблем. В настоящее время сфера приложения квалиметрии существенно расширилась. Со второй половины XX в. основные категории, относящиеся не только к техническим, но и к естественным, экономиче­ским и даже гуманитарным наукам, все в большей степени подвергаются не только формализации, но и количествен­ному выражению (квантификации). Вот что писал о необ­ходимости такого процесса применительно к экономике академик Н. П. Федоренко: «В течение ряда лет в... эконо­мической науке наблюдалась опасная тенденция к подмене количественной характеристики категорий качественным их описанием, к увлечению общими и несколько расплыв­чатыми формулировками, что в значительной степени огра­ничивало возможности выработки четких предпосылок для повсеместного введения строгих количественных методов анализа экономики... первым шагом для получения резуль­татов в экономических исследованиях является установле­ние тождества между словесно сформулированными пред­посылками, в которых протекает изучаемый экономический процесс, и исходной информацией математической модели, выраженной языком формул».

Естественным образом процесс квантификации понятий охватывает все более широкие аспекты и приложения.

В настоящее время комплексные количественные оценки качества все больше и шире внедряются в различные сферы человеческой деятельности. В отечественной и зарубежной научно-технической, научно-популярной, экономической, социально-психологической, общественно-политической и иной специализированной литературе все чаще затрагива­ются проблемы комплексной оценки качества разного рода объектов, в том числе не являющихся продуктами труда, либо оценки качества протекания различных процессов.

Существующие методики количественной оценки каче­ства (несмотря на значительное разнообразие объектов оценки) характеризуются внутренним единством — они базируются на общих принципах квалиметрии. Следователь­но, применительно к количественной оценке разнородных объектов и процессов можно говорить о единой методо­логии.

Рассматривая количественную оценку качества продук­ции как инструмент для принятия рациональных управлен­ческих решений, можно привести слова одного из основопо­ложников концепции научного управления в менеджменте Фредерика У. Тейлора. Он утверждал, что законы, правила, принципы и методы, используемые в точных, естественно­научных дисциплинах, в технике, могут быть эффективно использованы в практике управленческой деятельности фирмы для достижения намеченных целей.

Таким образом, говоря о развитии квалиметрии, можно сделать следующие предварительные выводы.

Во-первых, методы количественной оценки качества охватывают все новые области, в том числе выходящие за рамки их первоначального приложения — продукты чело­веческого труда.

Во-вторых, принципы этих методов, а следовательно, и алгоритмы, на которых они базируются по сути не отлича­ются от тех, которые приняты в классической теоретической квалиметрии. Это говорит о единстве методологии оценки различных продукции, объектов, процессов и явлений.

Исходя из вышеизложенного, можно говорить о том, что квалиметрия — межотраслевая научная дисциплина. На сегодняшний день категория «качество» прочно вошла в различные области наук, а формализация и квантификация оцениваемых категорий являются отличительной осо­бенностью всей современной науки.

В настоящее время общепризнанным стало то поло­жение, что эффективное управление качеством возможно лишь при наличии достаточно точных и объективных мето­дов измерения и оценки качества продукции. Это стимули­рует развитие квалиметрии и использование ее методов.

Иногда складывается впечатление, что квалиметрия имеет дело только с комплексными интегральными изме­рениями и оценками качества. Это неоправданно сужает круг задач и поле применения методов квалиметрии. Такой подход исключает из сферы квалиметрии дифференциаль­ные оценки и, что особенно плохо, оценки, основанные на изучении экономической эффективности повышения каче­ства продукции. Между тем само название «квалиметрия» показывает, что ее аппаратом являются все виды оценки, полученные различными способами.

Дифференциальные и экономические оценки не только являются инструментом квалиметрии. Без них невозможно получить комплексную оценку и определить интегральные показатели качества, которые основаны на сопоставлении полезных свойств и затрат. В самом деле, оценки отдель­ных свойств, на которых базируются комплексные оценки, есть не что иное, как дифференциальные оценки. Что каса­ется экспертного определения весомости свойства (наибо­лее распространенный прием для получения комплексной оценки), то здесь в первую очередь и в основном должно учитываться влияние этого свойства на экономическую эффективность использования данного вида продукции.

Следовательно, задачей квалиметрии является разра­ботка и развитие всех методов оценки качества — как ком­плексных, так и дифференциальных.

Любая оценка качества объекта зависит от того, для ка­кой цели и для каких условий делается эта оценка. Один и тот же объект может иметь несколько различных оценок качества, произведенных для различных целей и разных условий. Не может быть речи о количественной оценке ка­чества до тех пор, пока не установлены условия и цель этой оценки.

При квалиметрических измерениях и оценках качество следует рассматривать как иерархическую совокупность свойств, расположенных на различных уровнях. Каждое из свойств на одном уровне зависит от ряда других свойств, лежащих на более низких уровнях. Число уровней свойств по мере углубления наших знаний может неограниченно возрастать.

Таким образом, оценка каждого свойства на любом уровне рассмотрения зависит от совокупности оценок свойств более низких уровней.

По своей внутренней структуре и характеру задач квали­метрия подразделяется на теоретическую и прикладную.

Теоретическая квалиметрия абстрагируется от конкрет­ных объектов (предметов или процессов) и изучает только общие закономерности и математические модели, связан­ные с оценкой качества. Содержанием теоретической ква­лиметрии являются общие методологические проблемы количественной оценки качества, а также развитие мате­матических методов, направленных на преодоление общих трудностей, характерных для многих конкретных методик и математических моделей, предназначенных для количественной оценки качества конкретных объектов разного вида и назначения.

Как известно, математика принципиально абстрагиру­ется от свойств конкретных предметов и процессов и рас­сматривает только их математические модели и взаимосвязи между ними. Вероятно, модель процесса оценки в силу сво­его абстрактного характера в принципиальном отношении может быть общей для различных видов продукции. Ква-лиметрия должна разрабатывать математические модели рассматриваемых процессов и широко использовать мате­матический аппарат исследования операций, отражающий общие потребности количественных методов обоснования управляющих решений.

Большое место в квалиметрии занимают статистические методы исследования. Многие показатели качества продук­ции определяются при помощи статистических методов по опытным данным или по материалам эксплуатационной статистики. Это объясняется рядом обстоятельств.

Многие показатели качества продукции имеют стати­стический характер. Примерами таких показателей явля­ются показатели точности станков и приборов (дисперсия, среднее квадратическое отклонение, размах), показатели надежности (вероятность безотказной работы, наработка на отказ, интенсивность отказов), показатели долговечно­сти (средний ресурс, гаммапроцентный ресурс). В любой совокупности массовой продукции имеет место рассеива­ние показателей качества. Это рассеивание можно количе­ственно оценить при помощи показателей однородности, которые имеют статистический характер.

Важным показателем качества продукции, особенно при оптовых торговых операциях в условиях рыночных отноше­ний, является доля дефектных изделий в партии или среднее число дефектов, приходящихся на единицу продукции.

При определении показателей качества продукции органолептическим способом (при помощи органов чувств) производится статистическая обработка оценок экспертов или потребителей.

Многие показатели качества продукции в большой сте­пени зависят от условий и режимов эксплуатации. Условия и режимы эксплуатации часто можно оценить только стати­стически, так как они определяются случайными колебани­ями температуры, влажности, силой и направлением ветра, твердостью грунта, неровностями дорог и т.п.

Статистические методы широко используются при ана­лизе зависимостей между показателями качества продукции и конструктивными и технологическими параметрами, при различных формах и способах контроля качества продук­ции. При помощи статистического моделирования анали­зируются многие процессы изготовления и использования продукции. При этом значительно расширяются возмож­ности решения задач оптимизации показателей качества продукции.

Особое место в инструментарии квалиметрии занимают экспертные методы, весь их обширный арсенал.

При экспертной оценке качества оценки, даваемые отдельными экспертами, несут на себе печать субъекти­визма, зависящую от целого ряда индивидуальных при­чин: профессии и квалификации эксперта, его знакомства с условиями потребления, содержательности и количества информации, которой он пользуется, и т.д. Математическая обработка совокупности субъективных оценок позволяет получить более объективную оценку качества. Величина погрешности и надежность этой оценки в значительной степени зависят от точности оценок отдельных экспертов, числа экспертов и т.д.

Рассмотрение качества как системы и использование системного подхода для его изучения и оценки представ­ляется весьма перспективным направлением квалиметрии. Если принять, что система — это множество взаимосвя­занных элементов, выступающих как единое целое, то, как уже говорилось, качество продукции — типичный пример системы. Изучение взаимосвязи между элементами системы (свойствами, входящими в состав качества) должно теоре­тически обосновать правомочность разложения качества на свойства для целей оценки с последующим соединением оценок отдельных свойств в комплексные оценки.

Вопросы классификации имеют для квалиметрии как для сравнительно недавно сформировавшейся научной области первоочередное значение. Особенно важно в бли­жайшее время создать научно обоснованные специальные классификации промышленной продукции и ее свойств. Эти классификации должны быть разработаны по целому ряду признаков, например по цели оценки, методам оценки, назначению и условиям эксплуатации продукции и т.д. Такие классификации могут открыть интересные возможности для стандартизации продукции и для разработки методов оценки ее качества.

Рассмотрим кратко взаимосвязь квалиметрии с различ­ными областями науки.

Квалиметрия и метрология. В основе любых количест­венных оценок качества лежат значения абсолютных пока­зателей, которые во многих случаях получаются с помощью инструментальных измерений. Метрологические измере­ния — это измерения с помощью аттестованных (эталонных, образцовых и рабочих) средств измерений рабочих единиц физических величин для передачи их размера техническим средствам измерений, а также поверочные измерения для определения погрешности измерительных средств.

Таким образом, квалиметрия и метрология — тесно свя­занные научные дисциплины об измерениях. Их взаимос­вязь заключается в том, что метрология дает значительный исходный материал для оценки качества методами квалиме­трии. Различие же между ними заключается в следующем.

Метрология дает возможность осуществлять количе­ственную меру качественно различных физических свойств материи, предметов природы и предметов труда.

Квалиметрия стремится осуществлять количественную меру как физических, так и всех других (эстетических, эко­номических, социальных, потребительских и т.п.) свойств продуктов труда и их сочетаний. Квалиметрия стремится также давать им качественную оценку.

Метрология, занимаясь определением количественных характеристик различных объектов, занимается измерени­ями, но не оценками качества продукции. Эти характери­стики по самой своей сути являются социальными, потре­бительскими, экономическими, отражающими во многих случаях отношения купли-продажи. Пять килограмм веса какого-то предмета еще ничего не говорят о том, много это или мало, хорошо это или плохо и что целесообразно пред­принять для того, чтобы стало лучше. Метрология является измерительной базой, на которую опирается квалиметрия при построении части своих оценок.

Что касается квалиметрии, то ее задача в значительной степени состоит в нахождении количественных измерений и оценок, необходимых для обоснования качественного содержания объектов и принятия решений. Такие общест­венные квалиметрические оценки получаются часто путем измерения и сравнения физических, экономических, эстетических и других показателей с лучшими образцами, кото­рые формально такими не являются. Это говорит о том, что наряду с метрологическими эталонами в деятельности по качеству продукции существуют эталоны квалиметриче-ские, эталоны качества. В этой связи обратим внимание на то, что необходимо четко представлять различия между эталонами, используемыми в метрологии, и квалиметриче-скими эталонами. В отличие от первых, последние являются более многообразными и исторически более изменчивыми, определяемыми изменяющимися потребностями, т.е. явля­ются функцией времени, природной и социальной среды.

А. В. Гличев писал: «В связи с рождением дуализма "мет­рология — квалиметрия" имеют место не только новые воз­можности теоретического и прикладного характера, но можно ожидать и появления философских проблем».

В оценке качества, в связи со стремительным в послед­ние годы ростом требований потребителей к эстетическому оформлению продукции, дизайну, реально сталкиваются наука и искусство. Они стремятся к интеграции. Но они имеют разные способы отражения действительности. Если искусство отражает действительность в форме образов, то наука (а квалиметрия относится к научной области) стре­мится отобразить действительность в логической, макси­мально обобщенной форме. Часто искусство характеризу­ется как «мышление в образах», а наука — как «мышление в понятиях». При этом стремятся подчеркнуть, что искусство развивает преимущественно чувственно-образную сторону познания, а наука — интеллектуально-понятийную. Иногда люди стремятся противопоставить, воздвигнуть барьеры между этими двумя способами отражения и познания сущ­ности, природы качества продукта.

Квалиметрия и была вызвана к жизни, чтобы преодо­леть эти барьеры и интегрировать разнообразные подходы и методы применительно к качеству продукции, товаров и услуг.

Обеспечение единства измерений, гарантируемое метро­логией, крайне важно, поскольку позволяет сравнивать между собой различные образцы продукции.

В прежние времена на Руси применялись различные еди­ницы измерений. Например, длина измерялась в вершках, локтях, аршинах, саженях, верстах и т.д. Все эти единицы были различными у различных людей, поскольку отражали индивидуальные особенности метрики каждого. Подобные разнородные меры длины применялись и в других странах.

Лишь в 1575 г. Тит Буратини ввел универсальную единицу

длины под названием «метр» (от греческого те1гоп — мера).

За единицу длины была принята 1/3 длины маятника I с периодом колебаний Т, равным 1 секунде. Связь этих параметров определяется законом Гюйгенса, связывающим меру длины с мерой времени:

где q= const ускорение свободного падения тела.

В тот же период в качестве единицы веса был принят вес кубического дециметра воды при температуре +4°С (кило­грамм).

В 1736 г. в России была создана государственная комис­сия по мерам и весам. В 1799 г. во Франции были утверж­дены первые эталоны метра и килограмма. В 1872 г. рос­сийские ученые Б. С. Якоби и Д. И. Менделеев выступили с инициативой создания Международной комиссии по изучению системы измерений, а в 1875 г. семнадцать госу­дарств, включая Россию, подписали метрическую конвен­цию — соглашение по обеспечению международного един­ства мер. Первая международная Генеральная конференция по мерам и весам (ГКМВ) состоялась в 1889 г., а в 1960 г. на очередной ГКМВ были приняты основные международные единицы измерений СИ (СИ — система международная) и утверждены их эталоны, которые используются в настоя­щее время всеми странами мира.

Сегодня в России единство измерений обеспечивается и соответствующей законодательной базой. Федераль­ный закон от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» устанавливает правовые основы обе­спечения единства измерений в Российской Федерации, регулирует отношения государственных органов управле­ния с юридическими и физическими лицами по вопросам изготовления, выпуска, эксплуатации, ремонта, продажи и импорта средств измерений. Он направлен на защиту прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики нашей страны от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений.

В целом единство измерений обеспечивается комплек­сом правовых, организационных, технических и экономи­ческих мер.

Правовой основой для реализации единства измерений является законодательная метрология, создающая государ­ственные акты и нормативные документы различного уров­ня (государственные, отраслевые стандарты, стандарты пред­приятий, технические условия и т.д.), которые регламенти­руют метрологические правила, требования и нормы.

Организационное обеспечение единства измерений осу­ществляется Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) и его террито­риальными органами, а также ведомственными метрологи­ческими службами.

Технической базой для единства измерений является система хранения эталонов, а также система воспроизве­дения и распространения прототипов или эквивалентов (в виде образцовых рабочих средств измерения различной категории точности и т.д.) с передачей информации о них и обеспечиваемой ими точности всем заинтересованным пользователям.

Экономической основой обеспечения единства изме­рений является рынок, который в условиях жесткой кон­куренции предъявляет серьезные требования к товарам и услугам.

Квалиметрия и прикладная математика. Взаимосвязь квалиметрии и прикладной математики заключается в том, что квалиметрия использует методологические подходы, методы и приемы, разработанные в прикладной матема­тике. Часть проблем квалиметрии носит преимущественно математический характер. Некоторые из указанных про­блем квалиметрии решаются с использованием аппарата прикладной математики достаточно легко. К числу таких вопросов относится нахождение «коэффициента вето» как своеобразного рубежа, по достижении которого обнуля­ется интегральная оценка анализируемой продукции. Так, например, одним из вариантов «коэффициента вето» явля­ется запаздывающая единичная функция Хевисайда:

где Рiтекущее значение i'-го параметра; Рi min — минималь­но допустимое значение i-го параметра.

В то же время ряд других задач квалиметрии, в частно­сти связанных с учетом системной структуры качества оце­ниваемых объектов, являются гораздо более сложными и требуют разработки специализированных математических продуктов.

Таким образом, квалиметрия, как и многие другие науки, является потребителем «продукции», «производимой» при­кладной математикой.

Квалиметрия и эконометрика. Квалиметрия и экономет­рика очень похожи как науки. Эконометрика — это наука об измерениях в экономике, а, как известно, результаты любых измерений сопровождаются оценками. Характер­ным примером эконометрической оценки является произ­водственная функция Кобба — Дугласа. В 1927 г. экономист Пол Дуглас и математик Чарльз Кобб, анализируя в каче­стве функции индексы реального объема производства Y, а в качестве аргументов — индексы реальных капитальных затрат К и реальных затрат труда I по промышленности США в 1899—1922 гг., установили зависимость, которая при последующей доработке приобрела вид:

где А — коэффициент пропорциональности.

При логарифмировании этой функции соотношения объема производства У, капитальных затрат К и затрат труда I являются величинами постоянными (аир соответ­ственно). При этом а характеризует эластичность выпуска продукции по затратам капитала:

Параметр а демонстрирует, на сколько процентов вырастет выпуск продукции при увеличении затрат капитала на 1%.

В свою очередь параметр  демонстрирует, на сколько процентов вырастет выпуск продукции при увеличении затрат труда на 1%:

Производственная функция Кобба—Дугласа также дает возможность оценить эффект от масштабов производства.

Если ?+?>1, то наблюдается положительный эффект от увеличения масштабов производства, когда темпы роста объемов производства превосходят темпы роста затрат труда и капитала. В противном случае при ?+? < 1 ско­рость роста затрат труда и капитала превосходит скорость роста объемов производства.

Таким образом, эконометрика, так же как и квалиме­трия, демонстрирует, каким образом изменяется результат оцениваемой функции при определенном изменении того или иного воздействующего фактора.

Квалиметрия и экспериментальная психология. В экспе­риментальной психологии, так же как и в квалиметрии, мно­гие вопросы решаются с применением методов экспертных оценок. Это касается изучения: психологии толпы; проявле­ния человеческой индивидуальности и социальной психо­логии личности, межличностного восприятия событий; про­блем межличностных коммуникаций; эффектов социального влияния (убеждение, подчинение, сопротивление влиянию); социальных установок и поведения; процессов изменения социальных установок; психологии и поведения групп; меж­групповых отношений. При этом крайне важными являются изучение данных о психофизических возможностях человека (эксперта), формирование требований к психологическим характеристикам экспертов, выработка рекомендаций по процедурам проведения экспертного опроса с учетом требо­ваний стандартизации, надежности, валидности и совмести­мости; внесение поправок на систематические и случайные ошибки в оценках, даваемых экспертами, и т.д.

Таким образом, использование в квалиметрии эксперт­ных оценок невольно связано с необходимостью социально-психологических особенностей экспертов.

Квалиметрия и исследование операций. Классическая теория исследования операций рассматривает поиск рацио­нального варианта обслуживания заявки (заказа) X систе­мой У. Поскольку параметры заявки (заказа) X постоянно меняются во времени — Х(t), то для выполнения конкрет­ного задания X система y должна соответствующим обра­зом настраиваться с учетом специфики задания Х(t).

Настройка системы Y заключается в определении рацио­нальных параметров ее элементов yt Y, образующих систему, способную выполнить множество операций (зада­ний) {X}, но в то же время работающую в условиях наличия множества ограничений Dy.

Адаптация системы V к выполнению конкретного зада­ния X осуществляется с использованием параметров настрой­ки Yг и проводится до начала выполнения задания (опера­ции) X. В ходе выполнения операции (задания X) произво­дится дополнительная «подстройка» системы Y, позволяю­щая таким образом оптимизировать процесс выполнения операции. Эти корректирующие воздействия осуществля­ются с помощью параметров управления 11Х.

В результате сформированная система У за счет исполь­зования параметров настройки У. до начала выполнения опе­рации (задания) X и параметров управления Пх в процессе выполнения задания X в условиях заданных ограничений оу на протяжении достаточно длительного времени может выполнять необходимое множество операций {X}, выдавая на выходе системы обслуженные заявки (X) (рис. 9.3).

Рис. 93. Процесс обслуживания заявок в теории исследования операций

Моделируя рациональную систему Y с ее параметрами настройки Yх, управления Uх и множеством ограничений Dу в теории исследования операций, как правило, осуществля­ется поиск экстремума целевой функции, в качестве кото­рого обычно выступают либо максимальная выгода, либо минимальные потери:

Таким образом, в теории исследования операций поиск рационального варианта стратегии выполнения операции связан с определением критерия количественной оценки качества выполнения операции. Именно квалиметрия раз­рабатывает критерии оптимизации (критерии качества) систем, способных реализовывать операции наилучшим образом.

Квалиметрия и аксиология. Аксиология как наука о теории ценностей формирует методологические подходы к оценке всех категории, которые представляют ценность для человека: материальных (полезных предметов и явле­ний, предоставляемых ими благ и т.д.) и духовных (этиче­ских, эстетических и др.). Объекты материального и духов­ного мира, представляющие фактическую и потенциальную ценность для человека, нуждаются не только в качествен­ной, но и в количественной оценке. Количественные крите­рии оценки для аксиологии разрабатывает квалиметрия.

Квалиметрия и анализ хозяйственной деятельности. Анализ хозяйственной деятельности предполагает исследо­вание эффективности различных аспектов функционирова­ния предприятия с точки зрения затрат ресурсов с после­дующим сведением всех производимых частных оценок воедино. На основе этих оценок вырабатываются рекомен­дации по совершенствованию деятельности предприятия. Пример общей схемы формирования и анализа основных групп показателей в системе общего экономического ана­лиза хозяйственной деятельности приведен на рис. 9.4.

Как видно из рис. 9.4., подход к определению показате­лей хозяйственной деятельности соответствует принципам квалиметрической оценки, включая: выявление абсолютных величин, расчет относительных величин, вычисление произ­водных частных оценок и, наконец, вычисление обобщенных оценок эффективности хозяйственной деятельности.

Таким образом, комплексный анализ хозяйственной дея­тельности также базируется на принципах количественных оценок, присущих квалиметрии.

Квалиметрия и логистика. Принципиальной основой логистического подхода к управлению, например, матери­альными потоками заключается в выделении единой функ­ции управления прежде разрозненными материальными в технической, технологической, информационной, экономи­ческой и методологической интеграции отдельных звеньев товарообразующей материалопроводящей цепи в единую систему, обеспечивающую эффективное управление сквоз­ными материальными потоками.

Поэтому количественные оценки качества, заложенные в концепции логистики, охватывают все операции с матери­альными потоками в логистических системах, ими прони­зан весь методологический аппарат логистики, и они затра­гивают все функциональные области логистики, включая:

- закупочную логистику;

- производственную логистику;

Рис. 9.4. Общая схема формирования и анализа основных

групп показателей в системе общего экономического

анализа хозяйственной деятельности предприятия

- распределительную логистику;

- транспортную логистику;

информационную логистику;

- управление запасами ресурсов в логистике;

-  организацию процессов хранения в логистике;

определение количества и размещения складов;

-  логистический сервис;

- управление логистическими процессами с учетом фак­тора времени;

-совершенствование товаропроводящих торговых сис­тем на базе концепции логистики.

Таким образом, изучение вопросов, связанных с органи­зацией логистики, оптимизацией движения материальных и нематериальных потоков в условиях множества неопре­деленностей быстро меняющихся экономических ситуаций, невозможно без количественных оценок эффективности и качества, присущих квалиметрии.

Квалиметрия и оценка бизнеса. Как известно, оценка бизнеса базируется на трех группах взаимосвязанных прин­ципов оценки.

Первая группа принципов основана на представлении собственника и включает принцип полезности, принцип замещения и принцип ожидания. Принцип полезности за­ключается в том, что чем больше предприятие способно удовлетворять потребности собственника, тем выше его стоимость. Согласно принципу замещения максимальная стоимость предприятия определяется наименьшей ценой, по которой может быть приобретен другой объект с экви­валентной полезностью. Принцип ожидания (или предви­дения) связан с рассмотрением полезности любого пред­приятия с позиций того, во сколько сегодня оцениваются прогнозируемые будущие выгоды, включая величину, каче­ство и продолжительность ожидаемых будущих доходов.

Вторая группа принципов оценки бизнеса обусловлена эксплуатацией собственности и связана с представлением производителей. Эта группа включает принцип вклада, принцип остаточной продуктивности, принцип предель­ной производительности и принцип сбалансированности (пропорциональности). Принцип вклада состоит в том, что включение любого дополнительного актива в систему предприятия считается экономически целесообразным, если получаемый прирост стоимости предприятия больше затрат на приобретение этого актива. Принцип остаточной продуктивности базируется на оценке чистого дохода от бизнеса после того, как оплачены расходы на эксплуатацию капитала, рабочую силу, менеджмент (т.е. тех факторов, которые должны быть оплачены из доходов, создаваемых данной деятельностью). Принцип предельной произво­дительности заключается в том, что по мере добавления ресурсов к основным факторам производства чистая отдача имеет тенденцию увеличиваться быстрее темпа роста затрат. Однако по достижении определенного уровня отдача от бизнеса хотя и растет, но уже замедляющимися темпами. В свою очередь, это замедление может привести к тому, что темп роста отдачи при добавлении ресурсов будет медлен­нее, чем темп роста затрат на добавленные ресурсы.

Объем производства Q, при котором темп роста доходов D на единицу объема сравнивается с темпом роста затрат R на единицу объема

и является точкой предельной производительности.

Опираясь на принцип предельной производительности, можно сформулировать и принцип сбалансированности, согласно которому максимальный доход от предприятия можно получить при соблюдении оптимальных величин факторов производства.

Третья группа принципов обусловлена действием рыночной среды. В эту группу входят: принцип соответ­ствия, принцип регрессии и прогрессии, принцип конку­ренции, принцип зависимости от внешней среды, принцип изменения стоимости, принцип экономического разделения и принцип наилучшего и наиболее эффективного исполь­зования.

Принцип соответствия гласит, что если предприятие соответствует рыночным стандартам, характерным для конкретных условий места и времени, то цена на него будет колебаться вокруг среднерыночного значения. Если же предприятие по своим характеристикам (оснащенно­сти производства, технологии, уровню доходности и т.д.) не соответствует требованиям рынка, то это выражается в более низкой (чем среднерыночная) стоимости оценива­емого предприятия.

Принцип прогрессии и регрессии означает деление оценок предприятия на две категории. Если предприятие характеризуется излишними для данных рыночных уcловий улучшениями, то такие улучшения не принесут ожида­емого эффекта, а предприятие будет недооценено рынком на фоне вкладываемых в него средств (принцип регрессии). Принцип прогрессии означает, что затраты на улучшение деятельности предприятия невелики на фоне роста его рыночной стоимости.

Принцип конкуренции означает, что при обострении конкурентной борьбы прогнозируется либо прямое умень­шение доходов, либо увеличение риска получения ожидае­мого дохода. В обоих случаях оцениваемая рыночная стои­мость предприятия уменьшится.

Принцип зависимости от внешней среды гласит, что сто­имость предприятия определяется не только внутренними факторами, но и внешними факторами как микроэконо­мического, так и макроэкономического уровня (рыночной конкуренцией, политической, экономической и социальной стабильностью в стране и др.).

Принцип изменения стоимости гласит, что изменение рыночной конъюнктуры влечет за собой изменение уровня цен, а с ними и изменение стоимости предприятия. Поэтому оценка рыночной стоимости предприятия должна осущест­вляться на определенный момент времени (определенную дату).

Принцип экономического разделения утверждает, что имущественные права следует разделять или объединять в тех случаях, когда общая стоимость вновь созданных объ­ектов становится выше по сравнению с исходными.

Принцип наилучшего и наиболее эффективного исполь­зования заключается в определении такого технически и юридически осуществимого варианта использования соб­ственности предприятия, при котором его собственнику обеспечивается максимальная рыночная стоимость пред­приятия.

Таким образом, оценка бизнеса, сделанная с использо­ванием любого из приведенных принципов, базируется на относительных показателях, т.е. на сравнении рыноч­ной стоимости предприятия во времени или пространстве с самим собой или другими предприятиями. То есть для оценки бизнеса также используются принципы количе­ственной оценки качества, присущие квалиметрии.

Квалиметрия и антикризисное управление. Антикри­зисное управление часто рассматривают как установле­ние предбанкротного состояния предприятия, его финансовой несостоятельности, проведение внешней санации и выполнение ликвидационных мероприятий. На самом деле в антикризисном управлении огромное значение играет поиск причин возникновения кризисов, определяющих осо­бенности и виды экономических кризисов, потребность и необходимость в антикризисном управлении, а также меха­низмы антикризисного управления. Важную роль при этом играет диагностика кризисов (в том числе потенциального банкротства), позволяющая определить глубину кризиса, оценить рискованность ситуации, разработать стратегию и тактику антикризисного управления, сформировать меха­низмы повышения антикризисной устойчивости.

Для диагностики кризисных состояний на предприятии часто используют количественные критерии, по которым судят о качественном состоянии предприятий. Так Л-модель Дж. Аргенти основана на экспертных оценках недостатков, ошибок и симптомов финансовой деятельности предприя­тия, которые затем сравниваются с критическим значением показателя. 2-счет Э. Альтмана базируется на вычислении суммы взвешенных относительных оценок показателей (наиболее распространенными являются двухфакторная, пятифакторная и семифакторная модели):

где а0 — свободный член; а1эмпирически выведенная Э. Альтманом весомость г-го показателя; х-1относитель­ная оценка значения г-го показателя для конкретного пред­приятия.

Полученные количественные оценки значений 2-счета затем получают качественную интерпретацию вероятности банкротства предприятия (от очень низкой вероятности до очень высокой).

Структуру модели, аналогичную 2-счету Э. Альтмана, имеют и ряд других моделей зарубежных (например, девятифакторная модель Дж. Фулмера) и отечественных (Р. С. Сайфулина и Г. Г. Кадыкова, О. П. Зайцевой и др.) специали­стов.

Система диагностики У. Бивера, базирующаяся на ста­тистических данных, предусматривает расчет пяти относи­тельных финансовых показателей (включая коэффициент Бивера) с последущим сопоставлением их количественных оценок, характеризующих три состояния предприятия: благополучное; за 5 лет до банкротства; за 1 год до банкрот­ства.

Коэффициент Чессера рассчитывается по формуле

где е — основание натурального логарифма (число Эйлера е ~ 2,718); у — сумма взвешенных относительных оценок шести показателей, которая позволяет оценить не только вероятность риска банкротства, но и вероятность невыпол­нения предприятием обязательств по погашению задолжен­ности по кредитам.

Чем ближе значение коэффициента Чессера к нулю, тем устойчивее финансовое состояние анализируемого пред­приятия (критическим (удовлетворительным) состоянием предприятия считается уровень Р = 0,5).

Таким образом, антикризисное управление невозможно без диагностики кризисных ситуаций, в основе которой лежат квалиметрические принципы количественной оценки качества деятельности предприятий.

В целом можно сделать вывод, что квалиметрия как основа методологии исследований количественной оценки качества применяется в общенаучных, математических, естественно-научных, общепрофессиональных и специ­альных дисциплинах технической, экономической, психо­логической и иной направленности. Перспективы исполь­зования квалиметрии как составного элемента управления качеством связаны с ее междисциплинарным и межотрасле­вым характером. Главные направления ее использования -решение задач по планированию выпуска новых изделий, исследованию рынка и обеспечению конкурентоспособно­сти на внутреннем и внешнем рынках.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Как взаимосвязана квалиметрия с другими науками о каче­стве?

2. Каково структурное строение квалиметрии?

3. Опишите взаимосвязь квалиметрии и метрологии.

4.  Опишите взаимосвязь квалиметрии и прикладной матема­тики.

5.  Опишите взаимосвязь квалиметрии и эконометрики.

6.  Опишите взаимосвязь квалиметрии и экспериментальной психологии.

7.  Опишите взаимосвязь квалиметрии и теории исследования операций.

8. Опишите взаимосвязь квалиметрии и аксиологии.

9. Опишите взаимосвязь квалиметрии и анализа хозяйственной деятельности.

10.Опишите взаимосвязь квалиметрии и логистики.

11.Опишите взаимосвязь квалиметрии и оценки бизнеса.

12 Опишите взаимосвязь квалиметрии и антикризисного управления.

Главная

О фирме

Статьи из газеты "ИЛИГА"

Лекции Галяутдинова

Аренда помещений

Вакансии

Контакты