Лекция № 7. Дисциплина «Управление человеческими ресурсами»
К.Э. Завалишин
Управление человеческими ресурсами: конспект лекций
М.: Ритмик, 2014. - 105 с.
Данный конспект лекций базируется на двух учебных пособиях:
- Кафидов В. В. Управление человеческими ресурсами: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. — СПб.: Питер, 2012.– 208 c.
- Балашов А. И., Котляров И. Д., Санина А. Г. Управление человеческими ресурсами: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. — СПб.: Питер, 2012.
Тема 4. Оценка и аттестация персонала
4.1. Деловая оценка работников
Совершенствование практики подбора и расстановки кадров, стимулирования их труда, продвижения работников, повышения их квалификации связано с объективной, построенной на научной основе, деловой оценкой работников.
Оценка касается всех категорий работников, хотя значимость ее для отдельных категорий далеко не одинакова. Естественно, оценить деловые и личные качества человека при подборе директора предприятия, главных специалистов — несравненно более сложная задача, чем, например, при подборе рабочих для освоения профессий, даже требующих квалифицированного труда. То же относится и к оценке результатов труда. Поэтому оценка персонала как вид работ в составе управления персоналом касается прежде всего руководителей, специалистов и служащих.
При оценке персонала очень важно наладить обратную связь. Работник должен знать, как оцениваются результаты его труда, соответствует ли этой оценке получаемое вознаграждение и отношение руководства.
Оценка персонала осуществляется непрерывно, однако наиболее важной ее формой является аттестация, приводящаяся периодически. По результатам аттестации принимаются решения в отношении каждого аттестуемого.
Специалисты в области менеджмента обязаны разбираться в принципах и методах оценки и аттестации персонала.
Оценка работника представляет собой процедуру, проводимую с целью выявления степени соответствия личных качеств работника, количественных и качественных результатов его деятельности определенным требованиям, предъявляемым должностными обязанностями, характером и содержанием труда, а также требованиям, обусловленным эффективной организацией производства, использованием наиболее рациональных методов работы, технических средств и т. д.
Задачи оценки:
- оценка потенциальных возможностей работника;
- оценка профессиональной компетенции;
- оценка возможностей реализации потенций;
- оценка соответствия процесса выполнения работы запроектированному процессу;
- оценка соответствия результатов труда нормативным требованиям, запланированным показателям, поставленным целям;
- стимулирование работника.
Решение задач оценки позволяет:
- совершенствовать расстановку кадров путем подбора наиболее подходящих кандидатур на ту или иную должность;
- улучшать использование кадров, осуществлять их служебно-квалификационное продвижение;
- выявлять направленность повышения квалификации работников;
- стимулировать трудовую деятельность за счет более тесной увязки оплаты труда с результатами;
- формировать положительное отношение к труду, обеспечивать удовлетворенность трудом и др.
Деловая оценка должна соответствовать таким требованиям, как:
- объективность — достаточно полная система показателей, охват достаточно длительного периода работы и учет динамики результатов деятельности на его протяжении;
- оперативность — своевременность и быстрота оценки, регулярность ее проведения;
- гласность — широкое ознакомление работников с порядком и методами оценки, доведение ее результатов до всех заинтересованных лиц;
- демократизм — участие общественности, привлечение к оценке коллег и подчиненных;
- единство требований оценки для всех лиц однородной должности;
- простота, четкость и доступность процедуры оценки;
- результативность — обязательное и оперативное принятие действенных мер по результатам оценки;
- механизация и автоматизация процедуры оценки.
4.2. Методы и процедуры оценки
В процессе оценки кадров решаются три задачи:
- определяется содержание оценки;
- разрабатывается методика оценки;
- создается процедура оценки.
При решении перечисленных задач важно определить, что оценивать, как оценивать и по какому сценарию. В первом случае необходимо решить, должны ли оцениваться личные качества работника, или его труд, или результаты труда; оценивать ли эти показатели отдельно или в системе; должны ли показатели быть общими для всех групп оцениваемых или дифференцированными (следует учесть, что в последнем случае показатели будут несопоставимыми).
Для решения проблем оценки создается методика, которая включает:
- выделение необходимого и достаточного набора показателей, наиболее адекватно характеризующих наличие деловых и личных качеств у работника, результаты его деятельности, поведение;
- алгоритм расчета этих показателей, источники требуемой информации;
- обоснование нормативных значений показателей;
- агрегирование информации и построение индексов. Методы оценки должны позволять:
- выявить элементы, составляющие содержание оценки (методы сбора и обработки);
- измерить величину (или степень наличия) оцениваемых качеств с помощью показателей.
Процедура оценки решает вопросы о месте, частоте оценки, оценщиках, выборе технических средств и оформлении результатов.
Оценка работников по результатам труда
Труд совокупного работника — руководителя, специалиста, служащего — оценить гораздо сложнее, чем труд рабочего-сдельщика. При этом оценивается производительность и эффективность труда. Оценка опирается на гипотезу о связи уровня образования и подготовки с качеством управленческого труда. Наиболее распространен метод, основанный на соизмерении затрат времени и результатов деятельности.
Задачи оценки руководителей и специалистов по результатам труда:
- выявить соответствие работника занимаемой должности;
- определить трудовой вклад в коллективный результат с целью увязки общей эффективности труда работника и уровня его должностного оклада;
- повысить индивидуальную отдачу от работников, обеспечить ориентацию на конечный результат (или перспективу развития) с точки зрения цели или миссии организации.
Проблема оценки производительности труда (которая зависит не только от применения научно обоснованных приемов труда и использования современных инструментов и техники) особенно остро была обозначена Ф. Тейлором. Он поставил вопрос о нежелании рабочих работать производительно, о «работе с прохладцей», получившей название «рестрикционизм». Оказывается, эта проблема актуальна и для современных организаций, где работа зачастую имитируется. Имитировать работу может как автослесарь, так и чиновник или преподаватель. В любом случае нужна такая оценка, которая отражала бы специфику характера и содержания труда работника.
Имитация работы — малозаметный, но почти неизлечимый недуг большинства современных компаний, от монополистических гигантов до небольших предприятий, где и сотрудников-то кот наплакал.
Что такое имитация работы? Дать ответ на этот вопрос сложно, ведь она многообразна и трудноуловима: от попытки выдать ничтожную работу за великое свершение до искажения результатов деятельности предприятия со стороны топ-менеджера... Можно выделить как минимум три вида имитации.
Один из них действительно является результатом недостатка мотивации и, возможно, неправильного подбора сотрудников, которым просто не хочется работать (именно этот вид и можно условно назвать «имитация от лени»).
Другой вид имитации специфичен для России, прежде всего для больших компаний (особенно государственных или полугосударственных). Российский сотрудник часто полагает, что работа должна быть источником всякого рода «дополнительных удовольствий». Если это ожидание удается реализовать, то выполнение основных обязанностей становится лишь помехой для получения «главного удовольствия».
Кроме того, в крупных компаниях сотрудники часто принимаются на должности, которые просто не нужны или не очень нужны для реальной работы организации... Выясняется, что ваш собственный должностной функционал не определен или недостаточен для полной нагрузки, а переключиться на что-нибудь другое не позволяет жесткая бюрократическая структура компании.
Препятствием, которое окончательно ставит крест на всех ваших робких попытках включиться в настоящую работу, может оказаться окружающая вас «корпоративная культура». Работу можно изображать только тогда, когда она плохо спланирована. Если же перед сотрудником поставлены конкретные количественные задачи и указаны сроки, то имитировать становится гораздо сложнее.
...Любой количественный показатель, если от него зависит компенсация или карьерное продвижение сотрудника, сразу начинает искажаться самим сотрудником.
Поставленная проблема оказывается почти философской, ведь, в сущности, любое формализованное измерение результатов человеческого труда представляет собой искажение реальности. Еще Нортон и Каплан показали, что оценка деятельности как отдельного сотрудника, так и всей организации в целом по результату (например, финансовому) всегда отстает от настоящего, показывая скорее положение в недавнем прошлом. Такая оценка будет фактически основана на прошлых, а не на актуальных достижениях... По-настоящему объективная оценка должна учитывать не только результат, но и сам процесс, то есть тот способ, которым этот результат был получен.
В результате выходит так, что единственный эффективный способ борьбы с имитацией — это изменение корпоративной культуры компании, ее переориентация на измерение значимых процессов (обучение, удовлетворенность клиентов), а не достижение «результата любой ценой». Для этого требуется смена основной парадигмы бизнеса, поэтому трудно сказать, когда такие обучающие организации появятся в России.
Пока же многие компании возлагают основную надежду в борьбе с имитацией на создание «корпоративного ГУЛАГа». На сайтах компаний, производящих охранные системы, то и дело можно увидеть различные предложения пакетов программного обеспечения, позволяющих учитывать время прихода и ухода сотрудника, количество выходов в туалет, перекуров, обеденных перерывов и прочее. Тут же сложные системы отчетности по использованию рабочего времени (причем на заполнение всех форм у сотрудников уходит до 20 % самого рабочего времени), и в довершение всего — аппаратные средства.
Оценка труда специалистов
- Оценка результатов основной деятельности (выполнение прямых обязанностей) связана с производительностью, сложностью и качеством труда.
- Оценка деятельности, сопутствующей основной, связана с повышением квалификации, творческой и общественной активностью.
- Оценка поведения работника в коллективе связана с его авторитетом, влиянием на морально-психологический климат коллектива, характером и т. п.
Оценка труда руководителя
- Оценка результатов работы подчиненного коллектива с помощью системы количественных и качественных показателей, характеризующих выполнение заданий по объему, номенклатуре, качеству продукции, срокам выполнения работ, производительности труда и др.
- Оценка выполнения функций по руководству коллективом: планирование работы подразделения; подбор, расстановка и подготовка кадров; организации продуктивной деятельности работников; контроль и оценка деятельности подчиненных; стимулирование их творческой активности.
Для оценки нужно разработать профессионально-квалификационные модели, основанные на тарифно-квалификационных справочниках и про-фессиограммах. Технологии проведения оценки основываются на различных методах.
Одним из распространенных методов оценки кадров при аттестации является метод стандартных оценок. Руководитель оценивает отдельные элементы работы сотрудника в течение аттестационного периода по стандартной шкале. На каждого сотрудника заполняется специальный бланк.
Метод не требует специальной подготовки от руководителя, проводящего оценку. Основная ответственность ложится на специалистов, разрабатывающих систему показателей, подлежащих оценке.
В результате обеспечивается единый подход к оценке всех сотрудников. Однако именно это обстоятельство может быть и недостатком, так как стандартная шкала не учитывает особенностей профессиональной деятельности каждого отдельного работника. Кроме того, оценку проводит один человек — руководитель, что предполагает высокую степень субъективности оценки, связанную с влиянием личных взаимоотношений с подчиненными. Чтобы избежать указанных недостатков, форма оценки (несколько расширенная и углубленная) заполняется не самим руководителем, а специалистом кадровой службы, который предварительно проводит детальное собеседование с руководителем. Заполненная форма утверждается руководителем, при этом он может внести в нее свои коррективы. С целью обеспечения единообразия оценки необходимо, чтобы ею занимался один и тот же специалист. Привлечение сторонних специалистов существенно удорожает использование этого метода.
Не менее распространенным методом оценки сотрудников является сравнение. Руководитель сравнивает результаты работы одного сотрудника своего подразделения с результатами других. Затем производится ранжирование сотрудников от лучшего к худшему по результатам работы за аттестационный период. После ранжирования выделяются группы сотрудников, например 10 % лучших, 10 % худших и т. д.
Сравнительный метод очень прост, но односторонен и приблизителен. Кроме того, сравнение сотрудников — достаточно жесткая форма оценки, использование которой может повлечь за собой трения внутри подразделения, обиды и недоверие к руководителю.
Пользуется популярностью и применяется как дополнительный к традиционным методам оценки метод управления посредством установки целей (Management by Objectives, МВО). Сотрудник и его руководитель совместно определяют ключевые цели сотрудника на определенный период (год или полгода). Целей должно быть немного, и они должны отражать наиболее важные задачи деятельности сотрудника на следующий период. Цели должны быть:
- конкретными, то есть предметными и специфическими;
- измеримыми, то есть поддающимися количественной оценке;
- достижимыми, но напряженными (по мнению психологов, наибольшее стимулирующее воздействие на работника оказывает цель, вероятность достижения которой составляет 50 %);
- значимыми, то есть относящимися к профессиональной деятельности сотрудника и связанными с задачами организации в целом;
- ориентированными во времени, то есть для каждой цели должен быть определен срок ее исполнения.
По истечении аттестационного периода сотрудник и руководитель оценивают выполнение каждой цели (как правило, в процентах) и всего личного плана сотрудника (набора целей). Руководитель обладает решающим голосом при принятии окончательного решения.
Специалисты по управлению персоналом отмечают, что участие сотрудника в определении ключевых целей значительно повышает в его глазах объективность процесса оценки, обеспечивает понимание того, по каким критериям его будут оценивать, а также усиливает мотивацию. Многие компании используют МВО, чтобы определять величину переменной части вознаграждения сотрудника (по результатам работы).
Основной недостаток метода заключается в том, что оценивается только степень выполнения сотрудником ключевых задач. Узость оцениваемых качеств ограничивает объективность оценки и возможности ее использования для принятия решений о назначении на новую должность, профессиональной подготовке, повышении заработной платы и т. д.
Нетрадиционные подходы к оценке персонала
Методы аттестации, при которых сотрудников оценивает непосредственный руководитель, традиционные для большинства современных компаний. Они эффективны в крупных организациях, действующих в достаточно стабильной внешней среде. В то же время они:
- сфокусированы на отдельном работнике, не учитывают его роль в организации и вклад в конечный результат;
- основываются только на оценке руководителя;
- ориентированы в прошлое (на достигнутые результаты) и не учитывают долгосрочные перспективы развития организации и сотрудника.
Многие организации ищут новые подходы к оценке персонала, в большей степени соответствующие реалиям сегодняшнего дня. В развитии нетрадиционных методов выделяется несколько направлений. Во-первых, такие методы аттестации рассматривают в качестве основной единицы первичную группу (подразделение, бригаду, временный коллектив), делают акцент на оценку работника его коллегами и способность работать в группе. Такая оценка может проводиться по завершении проекта, а не только через определенные периоды времени. Во-вторых, оценка отдельного сотрудника и рабочей группы может производиться с учетом результатов всей организации. В-третьих, оценивается не только (и не столько) успешное выполнение сегодняшних функций, сколько способность к профессиональному развитию и освоению новых профессий и навыков.
Решение о повышении заработной платы возможно на основании оценки степени овладения новыми специальностями и методами работы.
Нетрадиционные методы аттестации начали распространяться довольно недавно. Однако некоторые из них уже нашли широкое применение и прочно утвердились в качестве «стандартных» методов оценки персонала компаний. К числу таких методов относится 360-градусная аттестация.
При 360-градусной аттестации сотрудник оценивается руководителем, коллегами и подчиненными. Конкретные механизмы аттестации могут быть различными (все аттестующие заполняют одну и ту же форму оценки; каждая категория заполняет особую форму; аттестация коллегами и подчиненными проводится с помощью компьютера и т. д.), однако суть метода четко отражена в его названии, а именно получение всесторонней оценки сотрудника. Такой метод аттестации давно и успешно применялся в НПО «Взлет».
Нетрадиционные методы аттестации позволяют преодолеть присущие традиционной системе недостатки, но их использование может создавать определенные проблемы для организации. Прежде всего, расширение состава и неоднородность сотрудников, оценивающих аттестуемого, может привести к смещению оценки в зависимости от состава оценивающих и стать причиной ряда конфликтов. Оценка, данная сотрудниками, может расходиться с миссией и стратегией организации. Поэтому новые методы аттестации должны быть понятны всем сотрудникам организации.
Психологические методы оценки являются разновидностью нетрадиционных методов аттестации. Профессиональные психологи с помощью специальных тестов, собеседований, упражнений оценивают наличие и степень развития определенных качеств у сотрудника, его потенциал. Психологические методы позволяют добиться высокой степени точности и детализации оценки при условии привлечения высокопрофессиональных психологов, что сопряжено с дополнительными затратами. В современных организациях эти методы используются в основном для выявления сотрудников с лидерским потенциалом — будущих руководителей. Крупные компании создают специальные программы и подразделения по оценке потенциала (Assessment Center) своих сотрудников с помощью психологических методов.
Вопросы по теме лекции:
1. Опишите принципы, цели и задачи деловой оценки работников.
2. Опишите методы и процедуры деловой оценки работников.