Лекция № 5 (материал лекции взят из источника – Есипов В.Е. «Коммерческая оценка инвестиций»: учебное пособие/ В.Е. Есипов, Г.А. Маховикова, Т.Г. Касьяненко, С.К. Мирзажанов, - М.: КНОРУС. 2012.- 698с.
Тема «ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ: ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА, РЕГУЛИРОВАНИЕ, ОЦЕНКА»
Особая роль принадлежит государству в сфере привлечения иностранного капитала в национальную экономику. Целью привлечения иностранного капитала является подъем и развитие собственного производства, в связи с чем необходима налаженная система контроля за потоками иностранного капитала, чтобы не допустить угрозы национальной безопасности (в том числе экономической).
Иностранные инвестиции представляют собой капитальные средства, вывезенные из одной страны и вложенные в различные виды предпринимательской деятельности за рубежом с целью извлечения предпринимательской прибыли или процента.
Иностранные инвестиции могут осуществляться в различных формах. Так, по формам собственности на инвестиционные ресурсы иностранные инвестиции могут быть государственными, частными и смешанными. Государственные инвестиции могут предоставляться в виде государственных займов, кредитов, грантов и помощи. Частные инвестиции - это средства частных инвесторов; смешанные иностранные инвестиции - вложения, осуществляемые за рубеж совместно государством и частными инвесторами.
В зависимости от характера использования иностранные инвестиции подразделяются на предпринимательские и ссудные. Предпринимательские инвестиции - прямые и косвенные вложения в различные виды бизнеса; ссудные инвестиции связаны с предоставлением средств на заемной основе с целью получения процента.
Особое значение при анализе иностранных инвестиций имеет выделение прямых, портфельных и прочих инвестиций.
Прямые иностранные инвестиции выступают как вложения иностранных инвесторов, дающие им право контроля и активного участия в управлении предприятием на территории другого государства.
Согласно классификации ЮНКТАД, к прямым иностранным инвестициям относят зарубежные вложения, предполагающие долговременные отношения между партнерами с устойчивым вовлечением в них экономических агентов одной страны (иностранный инвестор или «материнская» фирма) с их контролем за хозяйственной организацией, расположенной в принимающей стране. Соответственно к ним рекомендуется причислять:
К разряду портфельных инвестиций относят вложения иностранных инвесторов, осуществляемые с целью получения не права контроля за объектом вложения, а определенного дохода.
В соответствии с положениями ЮНКТАД портфельные инвестиции, в отличие от прямых, представляют собой вложения в покупку акций, не дающих права вкладчикам влиять на деятельность предприятия и составляющих менее 10% общего объема акционерного капитала. К ним также относят вложения зарубежных инвесторов в облигации, векселя, другие долговые обязательства, государственные муниципальные ценные бумаги. В большинстве случаев такие инвестиции производятся на рынке свободно обращающихся ценных бумаг.
Под прочими инвестициями понимаются вклады в банки, товарные кредиты и т.п.
Приоритетное значение среди рассмотренных форм иностранных инвестиций имеют прямые инвестиции, поскольку они оказывают существенное воздействие на национальные экономики и международный бизнес в целом.
Важным условием привлечения иностранных инвестиций, способствующим
минимизации рисков зарубежных инвесторов, является государственное гарантирование прав и интересов зарубежных инвесторов.
Принятый в 1999 г. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» направлен на создание благоприятного инвестиционного климата, привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций, предусматривает предоставление осуществляющим их субъектам гарантий стабильности условий деятельности в России, а также констатирует соответствие правового режима иностранного инвестирования в РФ нормам международного права. Закон содержит ряд принципиально новых положений в сравнении с ранее действовавшим Законом РФ «Об иностранных инвестициях в РСФСР» (4 июля 1991 г.). Прежде всего расширено понятие «иностранный инвестор»: под него теперь подпадает и не являющаяся юридическим лицом «иностранная организация», гражданская правоспособность которой определяется законодательством государства, где она учреждена, и которая в соответствии с ним в праве инвестировать на территории РФ.
На стабилизацию условий деятельности иностранных инвесторов и коммерческих организаций с иностранными инвестициями направлена норма, в которой прописано, что в случае принятия новых законодательных актов или внесения в действующие акты изменений, ухудшающих условия реализации и технико-экономические показатели инвестиционных проектов, иностранным инвесторам предоставляется право не применять эти акты в течение срока окупаемости данных проектов. Но не более семи лет со дня начала их финансирования; а по особо крупным инвестиционным проектам -более 50 млн дол. - предусмотрена возможность индивидуального определения срока действия «дедушкиной оговорки». Предоставление такого стабилизационного преимущества оговорено рядом обстоятельств, связанных с участием иностранного инвестора в реализации приоритетного инвестиционного проекта, наличием более чем 25%-ной его доли в уставном капитале. Кроме того, предусмотрено право Правительства РФ определять критерии оценки неблагоприятных условий режима запретов и ограничений, установления порядка регистрации приоритетных проектов.
Законодательство предусматривает, что иностранное инвестирование может осуществляться не только путем долевого участия при создании СП, приобретения долей участия в существующих предприятиях, акций, паев, ценных бумаг, но и путем создания предприятий, которые полностью принадлежат иностранным инвесторам, а также филиалов иностранных юридических лиц, приобретения прав пользования землей и иными природными ресурсами, приобретения иных имущественных прав и осуществления иной, не запрещенной действующим законодательством инвестиционной деятельности.
Для практики важно и то, что инвестиционное законодательств о прямо предусматривает возможность участия иностранных инвесторов в осуществлении разгосударствления и приватизации.
Государственное регулирование иностранных инвестиций в России ведется не только на федеральном уровне, но и органами власти субъектов Федерации, а также органами местного самоуправления.
Органы власти субъектов Федерации осуществляют правовое регулирование иностранного инвестирования на своей территории. В настоящее время примерно в 50 российских регионах действуют специальные законы об иностранных капиталовложениях, в остальных они регулируются общими инвестиционными законами, принятыми практически повсеместно.
Однако пока еще не все принятые в регионах законы об иностранных инвестициях приведены в полное соответствие с федеральным законодательством. Имеется разнобой в законах и между самими регионами. В некоторых из них пытаются зарегулировать деятельность иностранных инвесторов, наделив местные органы власти избыточными бюрократическими прерогативами и осуществляя излишний административный контроль.
Территориальное распределение прямых иностранных инвестиций в стране остается крайне неравномерным. Примерно половина их общего объема концентрируется в городах-мегаполисах и прилегающих к ним областях, свыше 1/ 3 - в Москве. Что касается восточных (зауральских) регионов, располагающих наиболее значительными природными ресурсами и одновременно остронуждающихся в инвестициях, то они до сих пор получают менее 1/ 5 поступающего в страну иностранного капитала.
В 2007 г. в экономику России поступило 120,9 млрд дол. иностранных инвестиций, что в 2,2 раза больше, чем в 2006 г.
По состоянию на конец 2007 r. накопленный иностранный катал в экономике России составил 220,6 :млрд дол., что на 54,3% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе (кредиты международных финансовых организаций, торговые кредиты и пр.) - 50,2% (на конец 2006 r. - 49,1%), доля прямых инвестиций составила 46,7% (47,5%), портфельных - 3,1% (3,4%).
Основные страны-инвесторы в 2007 г. - Соединенное Королевство (Великобритания), Кипр, Нидерланды, Люксембург, Франция, Швейцария, Ирландия, Германия, США. На долю этих стран приходилось 84% от общего объема накопленных иностранных инвестиций, на долю прямых - 84% общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций.
В Российской Федерации инвестиции могут осуществляться путем создания предприятий с долевым участием иностранного капитала (совместных предприятий):
• создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, их филиалов и представительств;
• приобретения иностранным инвестором в собственность предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений, долей участий в предприятиях, акций, облигаций и других ценных бумаг;
• приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами, а также иных имущественных прав;
• предоставления займов, кредитов, имущества и имущественных прав.
Проблема состоит в стимулировании эффективного притока иностранного капитала. Иностранный капитал может привлекаться в форме частных зарубежных инвестиций - прямых и портфельных, а также в форме кредитов и займов. Инвестиции могут считаться прямыми, если иностранный инвестор владеет не менее чем 25% акций предприятия, или их контрольным пакетом, величина которого может варьироваться в достаточно широких пределах в зависимости от распределения акций среди акционеров.
Прямые зарубежные инвестиции - это нечто большее, чем простое финансирование капиталовложений в экономику. Прямые зарубежные инвестиции представляют также способ повышения производительности и технического уровня российских предприятий. Размещая свой капитал в России, иностранная компания приносит с собой новые технологии, новые способы организации производства и прямой выход на мировой рынок.
Портфельными инвестициями принято называть капиталовложения в акции зарубежных предприятий, которые не дают права контроля над ними, в облигации и другие ценные бумаги иностранного государства и международных· валютно-финансовых организаций.
Существуют и реальные инвестиции. Это капитальные вложения в землю, недвижимость, машины и оборудование, запасные части и т.д. Реальные инвестиции включают в себя и затраты оборотного капитала.
Два вида инвестиций (прямые и портфельные) движимы аналогичными, но не одинаковыми мотивами. В обоих случаях инвестор желает получить прибыль за счет владения акциями доходной компании. Однако при осуществлении портфельных инвестиций инвестор заинтересован не в том, чтобы руководить компанией, а в том, чтобы получать доход за счет будущих дивидендов. Предпринимая прямые капиталовложения, иностранный инвестор (как правило, крупная компания) стремится взять в свои руки руководство предприятием. Вкладывая капитал, он считает, что Россия - самое подходящее место для выпуска его продукции, которая будет реализовываться либо на российском потребительском рынке (пример ресторанов « Макдональдс »), либо на мировом рынке (как в случае с некоторыми зарубежными инвестициями в российскую авиационно-космическую промышленность). России необходимо прилагать все усилия к привлечению обоих видов инвестиций, ибо каждая из них способствует будущему увеличению производительной мощи экономики.
Очевиден тот факт, что объем привлекаемых иностранных инвестиций, их структура и динамика определяются прежде всего привлекательностью той или иной страны как для отечественных, так и иностранных инвесторов, т.е. состоянием инвестиционного климата в стране.
Вопросы по лекции: