Основы предпринимательства

Лекция Галяутдинова И.И. № 12  (Конспект)

Материал лекций взят из: Матвеев Николай Владимирович. Основы предпринимательства. Курс лекций: Учебное пособие. - Изд.2, испр. и доп. - Иркутск, 2008. - 254 с.

Налогообложение предпринимательской деятельности

Важнейшее место в деловой жизни предпринимателя занимают налоги. Они являются неотъемлемым элементом государства и его влияния на
хозяйственную жизнь. Через механизм налогообложения государство имеет возможность регулировать экономические процессы, поощрять или сдерживать деловую активность. Знание законодательства о налогах необходимо каждому предпринимателю с самого начала его деятельности: какие налоги платить, когда и сколько.

Разные величины уплачиваемых налогов и сборов, порядок их исчисления и уплаты, наличие или отсутствие налоговых льгот создают дифференцированные условия для осуществления предпринимательской деятельности, для инвестиций   и приобретения недвижимости, операций с ценными бумагами и проведения других коммерческих проектов. В каждой сфере приложения предпринимательской активности, отрасли и конкретном регионе может быть свой порядок уплаты налогов, степень налогообложения, т.е. свой налоговый климат. Он обязательно анализируется предпринимателем и учитывается при принятии важнейших экономических решений.

Под налогами понимаются обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Налоговое законодательство   Российской Федерации устанавливает систему налогов, сборов и других платежей, взимаемых в бюджеты разных уровней и во внебюджетные фонды, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. Главным правовым документом является Налоговый Кодекс РФ.

В основу построения налоговой системы страны заложены два принципа. В соответствии с функциональным принципом выделяются налоги с доходов физических лиц (личный подоходный налог и налог на имущество) и налоги с доходов юридических лиц (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налоги, связанные с внешнеэкономической деятельностью, социальные выплаты). По территориальному принципу разделяют налоги и сборы, формирующие централизованный федеральный бюджет страны (согласно первой части Налогового Кодекса РФ, всего их 16), региональные (7) и местные бюджеты (соответственно 5 налогов и сборов). В настоящее время налоги и сборы как обязательные взносы в бюджеты разного уровня выполняют две основные функции.

  • Фискальная функция налогов формирует денежные доходы государства, необходимые для развития экономики, содержание государственных структур, поддержание социальной сферы.
  • Экономическая функция предполагает воздействие на социально-экономические процессы в стране, перераспределение национального дохода и заинтересованность производителей в развитии разнообразных видов деятельности по производству товаров и услуг. Предоставляя налоговые льготы, государство дает возможность предприятиям или целым отраслям развиваться быстрее других. И наоборот, повышение налогов может не только ограничить, но и лишить экономического смысла всю предпринимательскую деятельность.

В соответствии с законодательством налог считается установления лишь тогда, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения. Соответственно налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации (предприятия) и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

В соответствии с частью первой Налогового Кодекса РФ (далее НК РФ) определены следующие элементы налогообложения.

Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущества, прибыль, доходы, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, устанавливаемый налоговым законодательством.

Объект налогообложения, выраженный количественно в единицах налогообложения (рублях, штуках и т. п.), образует налоговую базу.

Ставка налога - важный элемент налога, определяющий размер денежных отчислений, размер налога на единицу налогообложения (денежная единица, единица измерения товара, единица земельной площади и т.п.). По методу установления налоговые ставки подразделяются на:

  • твердые ставки, которые устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти, кубометр газа, 1 рубль за одну лошадиную силу автомобиля);
  • пропорциональные ставки действуют в одинаковом процентном соотношении к объекту налога без учета изменения его величины. Характерны для налогов, где в качестве единицы налогообложения используется денежная единица (например, подоходный налог с физических лиц 13% от дохода);
  • прогрессивные ставки повышаются по мере возрастания величины объекта обложения.   Налогоплательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю;
  • регрессивные ставки снижаются по мере возрастания величины объекта обложения. Регрессивный налог может приносить большую абсолютную сумму, а может и не приводить к росту абсолютной величины налога при увеличении налогов.

Налоговым периодом считается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору, определяются календарной датой или истечением времени (исчисляемого годами, кварталами, месяцами или днями), а также указанием на событие, которое должно произойти, либо на действие, которое должно быть совершено. При нарушении сроков уплаты налогоплательщик уплачивает пени (штраф) в порядке и на условиях, установленных налоговым законодательством (гл. 9 части первой НК РФ).

Порядок уплаты налогов и сборов устанавливается НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах. Уплата производится один раз всей суммы налога или в ином порядке, в наличной или безналичной форме. В Российской Федерации, как и в большинстве других государств, существует три основных способа уплаты налогов.

  • Уплата налога по декларации осуществляется на основании документа, заполненного самим налогоплательщиком с указанием сово-купного годового дохода. Декларация о доходах подается в нало-говую инспекцию по месту регистрации (места жительства).
  • Уплата налога у источника дохода проводится до получения дохода налогоплательщиком. Он получает часть дохода за вычетом суммы налога, исчисленного и удержанного налоговым агентом. В частности, так в нашей стране взимается бухгалтерией предприятия по-доходный налог с работников предприятий, организаций и учреждений.
  • Кадастровый способ уплаты. Кадастр (от франц. cadastre лист, ре-естр) - систематизированный, официально составленный свод (реестр) основных сведений об экономических ресурсах: земли, сооружений, домов, месторождений природных ресурсов по внешним признакам. Классифицирована и средняя доходность каждой категории объектов. Размер налогов исчисляется из средней доходности, а момент уплаты налога никак не связан с моментом получения дохода от объекта. Такой способ уплаты чаще всего применяется при налогообложении недвижимости.

Льготы по налогу, которые, как правило, устанавливаются в любом законе о налоге в форме освобождения от налога, права уменьшения налоговой базы на определенные суммы, установления налогооблагаемого минимума и др.

Основным Законом Российской Федерации установлено, что каждый гражданин обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ). Итак, какие же налоги должны уплачивать российские предприниматели?

Важнейшим прямым налогом является налог на прибыль предприятий (организаций). Его плательщики - предприятия и организации, а также иностранные компании, занимающиеся предпринимательской дельностью на территории России. Объектом обложения является валовая прибыль, полученная налогоплательщиком от реализации продукции, работ, услуг), реализации основных фондов (включая земельные участи другого имущества, доходы от внереализационных операций (долевое участие в совместных предприятиях, доходы от ценных бумаг, сдачи имущества в аренду).

Налоговым Кодексом РФ признаются расходы предпринимательской структуры, которые уменьшают денежные выражения прибыли (статьи 250-272). Расчет налоговой базы за отчетный (налоговый) период производится плательщиком самостоятельно в соответствии с нормами, и установленными главой 25 НК. Налоговым периодом признается календарный год, отчетными периодами - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. В течение отчетного периода плательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа. Ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачиваются в срок не позднее 28 числа каждого месяца. А плательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, уплачивают их не позднее 28 числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога.

Налоговые декларации (налоговые расчеты) по итогам налогового периода представляются плательщиками (налоговыми агентами) не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, по месту своей регистрации по установленной форме.

Налоговые ставки налога на прибыль устанавливаются в размера процента. При этом   6 % зачисляется в федеральный бюджет, 16% бюджет субъектов РФ и оставшиеся 2 % зачисляются в местные бюджеты. Ставка налога может быть понижена для отдельных категорий плательщиков в отношении налогов, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ, но она должна быть не менее 12 %.

Думается, будет небезынтересно отметить, что, например, в Германии ставка налога на прибыль составляет 30%, во Франции - 19%, Великобритании - 20%. Во всех странах этот налог является важным доходом централизованного государственного бюджета и выполняет две функции - фискальную и регулирующую.

Налог на добавленную стоимость (НДС) впервые был введен в 1954 г. во Франции, в России в 1992 г. заменил налог с оборота. Как косвенный потоварный налог выступает в форме надбавки к цене товара (работ, луг) и непосредственно не затрагивает доходность предпринимателя. Это налог не на предпринимателя, а на потребителя и предприятие по существу является лишь его сборщиком. Взимается с разницы между отпускной ценой и издержками производства по данной стадии движения продукта. Таким образом, в исчислении продажной цены продукции исключается так называемый <двойной счет>. Добавленная стоимость включает заработную плату, амортизационные отчисления, проценты за кредит, прибыль, расходы на электроэнергию, рекламу и транспорт.

Статьей 149 НК РФ установлены операции, не подлежащие налогообложению НДС. Например, реализация некоторых медицинских товаров отечественного производства, ряд медицинских услуг, по содержанию детей в дошкольных учреждениях, продукты питания, перевозка пассажиров и неким транспортом (кроме такси) и др.

Налоговый период - календарный месяц. Для налогоплательщиков с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС, не превышающими 1 млн. руб., налоговый период установлен как квартал.

Налоговые ставки установлены в размере 0; 9,8 и 18 процентов от соответствующей налоговой базы (статьи 164, 165 НК РФ). По налоговой ставке 0% налогообложение производится при реализации: а) товаров (за исключением нефти, включая газовый конденсат), вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии предоставления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ; б) работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в пункте <а>; в) работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) через таможенную территорию РФ товаров, помещенных под таможенный режим транзита через указанную территорию; г) услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории РФ; д) работ (услуг), выполняемых (оказываемых) непосредственно в космическом пространстве; е) драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, Государственному фонду драгоценных металлов или драгоценных камней субъектов РФ; Банку России, банкам; ж) припасов, вывезенных с территории РФ в таможенном режиме, перемещение припасов.

Налогообложение по ставке 10 процентов производится на все продовольственные товары (кроме винно-водочных изделий и этилового спирта, деликатесов), а также отдельные товары детского ассортимента и медицинские препараты и лекарства.

Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется в соответствии с положениями ст. 173 НК РФ по итогам каждого налогового периода, уменьшения на сумму налоговых вычетов (ст. 171 - 172 НК РФ). Определен и порядок возмещения налогоплательщику суммы НДС (ст. 176 НК).

Напомним, что в настоящее время в России НДС составляет 18% (два года назад 20%, а в начале 90-х гг. XX в. - 30%). Во Франции НДС к настоящему времени снизился за ответствующее десятилетие с 19% до 5,5%, в Германии - от 16 до 7%. В Великобритании остается на стабиль уровне в 17,5%.

Акцизы, как и налог на добавленную стоимость, являются косвенным налогом, и взимается с товаров и услуг в цене или тарифе. Формально плательщиком (сборщиком) этого налога выступают предприятия, производящие подакцизную продукцию или оказывающие облагаемые услуги. В то же время действительным его носителем становится потребитель, который оплачивает акциз при покупке товара или получения услуг. Поэтому акциз является одним из ценообразующих факторов.

Акцизы традиционно во всех странах распространяются на отдельные товары (спиртные напитки, табачные изделия, пиво, автомобили легковые и мотоциклы, автомобильное топливо и масла, косметические товары, ювелирные и меховые изделия) и услуги (по путешествиям, зрелищные мероприятия). Объекты налогообложения определены ст. 182 НК РФ.

Налоговая база определяется по каждому подакцизному товару. Налоговым периодом признается календарный месяц. Сроки и порядок уплаты акциза при реализации подакцизных товаров установлены ст. 201 НК РФ, положениями которой и должны руководствоваться налогоплательщики. Так, плательщики, осуществляющие реализацию алкогольной продукции с акцизных складов оптовой торговли, представляют декларации не позднее 15 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, плательщики, имеющие свидетельство на розничную реализации не позднее 10 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налог на имущество предприятий (организаций) включат группу региональных налогов. В мировой практике применяется давно. В России он обеспечивает бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты стабильными доходами для финансирования расходов. А также стимулирует предпринимателей освобождаться от неиспользуемого, лишнего имущества.   Плательщиками налога являются предприятия, учреждения (включая банки и кредитные учреждения), организации, в том числе с иностранными инвестициями, считающиеся юридическими лицами, имеющие отдельный баланс и расчетный счет. Объектом обложения выступают основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, имеющиеся на балансе плательщика. Основные средства, нематериальные активы малоценные и быстроизнашивающиеся предметы учитываются по остаточной стоимости.

Для целей налогообложения используется среднегодовая стоимость имущества за отчетный период (квартал, полугодие, девять месяцев, год). Она определяется путем деления на четыре суммы, полученной от сложения половины стоимости имущества на 1 января отчетного года и на 1-е число следующего за отчетным периодом месяца, а также суммы стоимости имущества на каждое 1-е число всех остальных кварталов отчетного периода.

Налоговая ставка не может превышать двух процентов налогооблагаемой базы. Конкретные ставки, определяемые в зависимости от вида деятельности предприятия, устанавливаются законодательными (представительными) органами субъектов РФ. Сумма налога исчисляется плательщиком самостоятельно ежеквартально нарастающим итогом с начала года, из фактической среднегодовой стоимости имущества за отчетный и установленной ставки налога. Уплата налога производится по квартальным расчетам в пятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за квартал, а по годовым отчетам - в десятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за год.

По налогу на имущество предусмотрена широкая система льгот. Из-под обложения выведены отдельные категории плательщиков. В том числе бюджетные учреждения и организации, органы местного самоуправления, четыре внебюджетных социальных фонда, некоторые сельхозпредприятия, общественные, научные и религиозные организации и учреждения.

Единый социальный налог предназначен для мобилизации средств реализации прав граждан на государственное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь. Его уплачивают лица, производящие выплаты гражданам (физическим лицам): организации, индивидуальные предприниматели, адвокаты, фермеры, а также физические лица, не признаваемые   индивидуальными предпринимателями. При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения, полные частичные (ст. 237 НК РФ).

В соответствии со ст. 238 налогом не облагается ряд государственных пособий (по временной нетрудоспособности, по безработице, беременности и родам), компенсационных выплат (по увольнению работников, с трудоустройством), суммы единовременных выплат материальной помощи.

 

Налоговым периодом признается календарный год. Ставка налога для работодателей дифференцирована в зависимости от суммы налоговой базы одного работника и правового статуса предпринимателей. Так, отдельно выделены выплаты для индивидуальных предпринимателей, не осуществляющих наем работников и глав фермерских хозяйств. Например, налог на одного работника с налоговой базой до 100 тыс. руб. в итоге составляет 35,6%, из них 28% уплачивается в федеральный бюджет, 4% в фонды социального страхования РФ, 0,2% в федеральный фонд обязательного медицинского страхования и 3,4% в территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

По налогу также предусмотрен ряд льгот по выплатам инвалидам общественным организациям, физкультурным и другим учреждениям (ст. 239 НК РФ).

Владельцами зарегистрированных транспортных средств (автомобилей, мотоциклов, автобусов и других самоходных машин и мехами и самолетов и других воздушных и водных судов) уплачивается транспортный налог (гл. 27 НК). Налоговая база определяется в соответствии со ст. 359 НК РФ мощностью двигателей (в лошадиных силах), валовой вместимостью. Ставка налога определяется законодательными (представительными) органами субъектов РФ в пределах, установленных НК РФ. Ими также определяется порядок и сроки уплаты, формы отчетности, логовым периодом для уплаты транспортного налога является календарный год. Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога самостоятельно.

Одним из важнейших прямых налогов, взимаемых с юридических лиц, является земельный налог, величина которого, как правило, регулируется земельным законодательством. Размер этого местного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности землепользователи определяется в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Налог на городские земли исчисляется по средним ставкам в зависимости от экономического района России, категории города с учетом его статуса, уровня социокультурного потенциала, исторической рекреационной ценности территории. Большую роль играет кадастровая оценка земель хозяйственного назначения (по плодородию, местоположению). От уплаты налога полностью пока освобождены учреждения культуры, искусства и кинематографии, образования и здравоохранения, финансируемые за счет государственного бюджета.

Федеральным косвенным налогом с предприятий и населения являются таможенные пошлины. Это денежные сборы, взимаемые государством через таможенные учреждения с товаров, имущества и ценностей при пересечении ими границы страны. Взимаются по ставкам, предусмотренным в таможенном тарифе, который содержит списки товаров, облагаемых таможенной пошлиной. Товары в тарифе сгруппированы в зависимости от степени обработки (сырье, полуфабрикаты, готовые изделия) и по происхождению (промышленные,     сельскохозяйственные,     минерально-сырьевые).

По способу взимания выделяют специфические (со штуки, объема, веса товара) и адвалорные (проценты с цены товара) пошлины. По специфическим облагаются готовые изделия, а по адвалорным - сырье и продовольствие. Ставки таможенных пошлин возрастают по мере повышения степени обработки сырья. Минимальные ставки устанавливаются на сырье, что позволяет снижать издержки производства предприятиям обрабатывающей промышленности, импортирующим сырье. С ввозимых полуфабрикатов пошлины исчисляются по промежуточным ставкам. На импортируемые готовые изделия устанавливаются максимальные ставки.

 

В зависимости от выполняемых функций выделяют следующие таможенные пошлины:

  • фискальные пошлины являются средством мобилизации денежных средств в государственный бюджет. Источником выступает разница в уровнях внешнеторговых и внутренних цен на отдельные виды импортируемых и экспортируемых товаров;
  • протекционные защищают внутренний рынок от проникновения иностранных товаров. Пошлина удорожает цену импортируемого товара, что ограничивает его конкурентоспособность;
  • преференциальные, т. е. льготные пошлины устанавливаются государством в отношении всех или отдельной группы товаров некоторых стран и не распространяются на товары других стран.

Одним из путей совершенствования налоговой политики российского государства стало применение упрощенной системы налогообложения. Она может добровольно применяться организациями и индивидуальными предпринимателями в порядке согласно главы 26.2 НК РФ, начиная с января 2003 г. Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль, НДС, налога на имущество и единого социального налога уплатой единого налога. Уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование они производят в соответствии с законодательством России. Иные налоги уплачиваются в соответствии с общим режимом налогообложения.

Индивидуальные предприниматели при применении упрощенной системы налога уплачивают единый налог в таком же порядке, что и организации. Единственное отличие состоит в том, что в перечень налогов, замененных единым налогом, включен налог на доходы физических лиц от предпринимательской деятельности вместо налога на прибыль.

Не вправе применять упрощенную систему налогообложения:

  • организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25% (кроме предприятий, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%);
  • организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период превышает 100 человек;
  • организации, у которых остаточная стоимость основных сред та нематериальных активов превышает 100 млн. руб.

Кроме того, не могут применять упрощенную систему налогообложения организации, имеющие филиалы и представительства, а также организации, занимающиеся определенными видами деятельности, перечень которых установлен НК РФ. В том числе изготавливающие подакцизные товары, частные нотариусы, банки, страховщики и т. д.

Переход на упрощенную систему носит заявительный характер. В заявлении организация сообщает о размере доходов за девять месяцев текущего года. Можно добровольно вернуться на общую систему налогообложения (с начала следующего календарного года) или в обязательном порядке, если по итогам налогового периода доход превысит 15 млн. руб., или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов превысит 100 млн. руб. К упрощенной системе налогообложения можно вновь вернуться не ранее чем через один год после того, как утрачено право на ее применение.

Налоговая база для исчисления единого налога устанавливается в зависимости от выбранного объекта налогообложения. Если объектом плательщик выбирает доходы, то налоговая ставка составляет 6%, если доходы, уменьшенные на величину расходов, то ставка 15%. Налоговым периодом является календарный год, а отчетным периодом - первый квартал полугодие и девять месяцев. По решению субъекта РФ в соответствии с гл. 26.3 НК РФ может применяться система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

Эта система применяется для следующих видов деятельности: оказание бытовых, ветеринарных услуг, услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств, розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 кв. м., палатки, лотки и другие объекты, не имеющие стационарной торговой площади, оказание услуг общественного питания, осуществляемого при использовании зала площадью не более 150 кв.м., оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими не более 20 транспортных средств.

Переход на систему налогообложения в виде единого налога не является добровольным. Обязанность применять эту систему возникает при его введении на территории субъекта РФ. Применяется как организациями, так и индивидуальными предпринимателями. Организации уплачивают единый налог вместо налога на прибыль, налога на имущество и единого социального налога (до 2004 г. еще и налог с продаж). Индивидуальные предприниматели уплачивают единый налог вместо налога на доходы с физических лиц, налога на имущество физических лиц, единого социального налога (и налога с продаж). Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Все другие налоги и сборы начисляются и учитываются в соответствии с общим режимом налогообложения.

Объектом налогообложения признается вмененный доход налогоплательщика, т. е. потенциально возможный доход плательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение указанного дохода и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке.

Величина вмененного дохода рассчитывается как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности. Базовая доходность умножается на корректирующие коэффициенты, которые определяются в зависимости от кадастровой стоимости земли и иных условий деятельности (вид деятельности, месторасположение и пр.). Ставка единого налога устанавливается в размере 15% величины вмененного. Налоговым периодом по единому налогу признается квартал.

Общеустановленная система налогообложения распространяется в равной степени на субъекты налоговых правонарушений. Однако для организации малого бизнеса ею предусмотрены некоторые особенности. Это касается в основном дополнительных льгот и некоторых преимуществ, которыми могут пользоваться организации малого бизнеса. Это касается всех налогов - на прибыль (гл. 25 НК, ст. 273 НК РФ), НДС (гл. 21, ст. 145 НК), налог на имущество. Налогоплательщик обязан уплачивать положенные налоги и сборы в установленные сроки и определенные суммы. Неисполнение этих требований чревато применением принудительного исполнения обязанности по уплате. Гл. 11 НК РФ предусматриваются следующие способы обеспечения обязанностей по уплате налогов и сборов: залог имущества, поручительство, пени, приостановление операций по счетам в банке и наложение ареста на имущество налогоплательщика.

Налоги для предпринимателя - это или рост себестоимости, или рост цены, к которой добавляется величина налога, или прямой убыток, если налоги взимаются с прибыли предприятия. Неудивительно, что в деятельности любой предпринимательской структуры вопросам экономии на _налогах уделяется особое внимание. При этом стремятся использовать все возможные законные и незаконные способы. Так, в начале этого десятилетия (по некоторым оценкам) совокупная сумма налогов российского предприятия составила 120% от его дохода. Для сравнения: во Франции 80%, Германии - 86%, Великобритании - 50%соответственно. Поэтому часто инстинкт самосохранения заставляет предпринимателей уходить от уплаты налогов.

В налоговом праве большинства развитых стран действует две формы уклонения от уплаты налогов.

  1. 1.Налоговое правонарушение. Это полное или частичное сокрытие облагаемого дохода. Оно осуществляется, как правило, путем списания доходов под видом деловых издержек или отчислений в различные фонды (амортизационные, резервные, благотворительные), которые не облагаются налогами.
  2. 2.Фальсификация бухгалтерского учета, когда компания (фирма) ведет двойную бухгалтерию: для внутреннего пользования (реальный учет) и для внешнего пользования (фальсифицированный, искаженный учет).

В современных условиях все большее распространение получает обход налога, когда плательщик, не нарушая закона, избегает налогообложения путем всяческих ухищрений. Для этого используется работа специалистов, а в <налоговых схемах> и <программах> выискиваются несовершенства налогового законодательства, нечеткость и противоречивость формулировок, разного рода нестыковки.

Вопросы по материалам лекции

  1. 1.Элементы налогообложения.
  2. 2.Основные виды налогов, взимаемых с предприятий.
  3. 3.Упрощенная система налогообложения.
  4. 4.Единый вмененный налог.

Главная

О фирме

Статьи из газеты "ИЛИГА"

Лекции Галяутдинова

Аренда помещений

Вакансии

Контакты