Основы предпринимательства

Лекция Галяутдинова И.И. № 7 (Конспект)

Материал лекций взят из: Матвеев Николай Владимирович. Основы предпринимательства. Курс лекций: Учебное пособие. - Изд.2, испр. и доп. - Иркутск, 2008. - 254 с.

Малое предпринимательство

  1. 1.Значение и сущность малого предпринимательства.
  2. 2.Субъекты малого предпринимательства.
  3. 3.Государственная поддержка малого бизнеса.

 

Малым предпринимательством предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями показателями (критериями). К основным таким показателям обычно относят количество занятых работников, размер уставного капитала, величину активов и объем оборота (дохода, прибыли). Но общее число таких показателей, по данным Всемирного банка, превышает более пятидесяти и первым среди них остается численность работающих.

Предприятия малого бизнеса в развитых странах играют важную роль, обеспечивая устойчивый рост национальной экономики и высокий уровень благосостояния граждан. Высок удельный вес малого бизнеса в экономической системе: он достигает 80-90% от общего числа предприятий. В этом секторе экономики занято от 50 до 70% экономически активного населения. По разным оценкам там производится до половины валового внутреннего продукта. По данным ООН, до начала XXI в. в мире насчитывалось около 100 млн. малых предприятий, где трудилось около половины трудоспособного населения планеты. И подобное положение вполне закономерно, поскольку потенциальные возможности малого бизнеса значительны.

Как показывает зарубежный и мировой опыт, малый бизнес имеет ряд преимуществ (по сравнению с крупным и средним):

  • более быстро и легко адаптируется к изменениям рыночной конъюнктуры. Близость к местным рынкам позволяет оперативно, гибко реагировать на потребительский спрос;
  • относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно в управлении, позволяют создавать новые рабочие места, обеспечивая занятость населения. И этим уже снимают социальную напряженность;
  • имеют более низкий уровень издержек производства и обращения, их оборачиваемость. Они не только увеличивают налогооблагаемую базу для бюджетов всех уровней (прежде всего местного), но и более высокую собираемость налогов;
  • большая возможность для проявления способностей, реализации собственных идей и новаций. Освоение новых инновационных подходов, технологических разработок;
  • создает необходимую среду для средних и крупных предприятий, являясь профессиональной школой организации и управления для среднего бизнеса.

 

Таким образом, малый бизнес во многом понятие региональное и даже муниципальное. Предприниматель привязан к своей работе, месту жительства. Его производственная деятельность способствует развитию локальной конкретной территории, а значит, и страны в целом. И как показывает история и практика, многие преуспевающие миллионеры и миллиардеры начинали свое восхождение с собственного небольшого дела. По общемировым стандартам в настоящее время малый бизнес считается <зрелым> сектором экономики, когда на 1 тыс. населения приходится 30-50 устойчиво работающих малых предприятий (см. таблицу 1).

 

Таблица 1 - Уровень развития малого предпринимательства в некоторых странах мира (конец XX - начало XXI вв.)

 

Страна

Общее количество малых предприятий, млн. ед.

Количество малых предприятий на 1 тыс. жителей

Численность занятых в малом предпринимательстве, млн. чел.

Доля населения, занятая на малых предприятиях, %

Доля малого бизнеса в ВВП, %

Россия

0,9

6

8

12

5-10

Великобритания

2,6

46

14

49

50-55

Германия

2,3

37

19

46

50-55

Италия

3,9

68

17

73

55-60

Франция

2,0

35

15

54

55-65

США

19,3

74

70

54

50-55

Япония

6,5

50

40

78

50-55

Китай

30,0

24

380

52

40-50

 

В нашей стране развитие малого предпринимательства начинается со второй половины 80-х гг. ХХ в. В этот период (с1998 г.) к числу малых предприятий относили государственные предприятия с числом работников не более 100 человек. Этот принцип численности в последующем в российском законодательстве периодически менялся и остался до настоящего времени.

В частности, основным нормативным актом, определяющим правовое положение субъектов малого предпринимательства, сейчас является Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ <О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации>, вступивший в силу с 01 января 2008 г. (за исключением ряда положений). В соответствии со ст. 3 данного Закона к субъектам малого предпринимательств относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства. Они должны соответствовать следующим условиям:

  1. 1.для юридических лиц суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не должна превышать 25%;
  2. 2.средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников: до 100 человек для малых предприятий. Среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек;
  3. 3.выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства. Эти предельные значения устанавливаются один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства и вступает в силу с 01 января 2010 г. (ст. 27 Закона). Вместе с тем заметим, что на 2008 г. были установлены следующие предельные значения выручки от реализации товаров: микропредприятия - 60 млн. руб., малые предприятия - 400 млн. руб., средние предприятия - 1 млрд. руб.

вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства, в течение того года, в котором они были зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов за период, прошедший со дня государственной регистрации, не превышает указанные выше предельные значения.

Средняя численность работников микропредприятия и малого предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работавших по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных предприятий.

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленным налоговым кодексом РФ. Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с Законом РФ от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ <О бухгалтерском учете>.

В соответствии с федеральным законодательством малые предприятия могут создаваться и функционировать в разных сферах экономики, иметь разный правовой статус. Учредителями малого предприятия вправе выступать и некоммерческие организации. Однако они могут заниматься предпринимательской деятельностью только при достижении тех целей, ради которых они создавались. Предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к малым по критерию того вида деятельности, который приносит наибольшую долю суммарной выручки от организации продукции (работ, услуг), в годовом объеме оборота или при годовом объеме прибыли.

Предприятия малого бизнеса самостоятельны в осуществлении своей хозяйственной деятельности, в распоряжении производимой продукцией и прибылью, оставшейся после уплаты налогов и других обязательных платежей. Реализация продукции, работы, услуги, отходов производства осуществляется предприятием по ценам и тарифам, которые также устанавливаются самостоятельно или на договорной основе.

Основными источниками формирования финансовых ресурсов малых предприятий в зависимости от его организационно-правовой формы являются внутренние ресурсы. Это:

  • доходы от собственной деятельности (60%) - прибыль, амортизационные отчисления, средства от продажи ценных бумаг;
  • личные средства учредителей (20%), т.е. паевые и иные взносы членов коллектива;
  • частный кредит (15%).

Эти источники доступны и наиболее надежны. На кредиты банков, внешние ссуды и другие поступления внешних ресурсов приходится не более 5%. Кредиты коммерческих банков остаются достаточно дорогими и выдаются под определенный залог, который проблематичен особенно в период создания предприятия.

В малом бизнесе также разрешено применение наемного труда. Формы, системы и размер оплаты труда работников, а также другие виды доходов устанавливаются предприятием самостоятельно. Законом предусмотрено, что предприятие обязано обеспечить своим работникам безопасные условия труда, все необходимые социальные гарантии.

В системе бизнеса малое предпринимательство представляется самым неустойчивым элементом, наиболее зависимым от колебаний рыночной конъюнктуры, экономических и социальных факторов. В российской экономике можно выделить ряд причин, которые тормозят эффективное развитие малого предпринимательства:

  • сложная нестабильная экономическая и финансовая ситуация в стране. Ее составляющими выступают: общий спад производства, высокий уровень инфляции, процентных ставок, низкая платежная дисциплина;
  • низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей. Как показывает опыт, большинство неудач малых предприятий связано с профессиональной некомпетентностью или ошибками в управлении;
  • неотработанность организационных и правовых основ регулирования предпринимательской деятельности на федеральном и региональном уровнях. Направления, формы и методы поддержки малого предпринимательства устанавливаются в региональном законодательстве;
  • слабая правовая защищенность предпринимателей, коррумпированность властных структур, рэкет;
  • недостаточность материальной базы, производственных площадей, трудности с арендой, высокие цены на сырье и материалы и т.д.

малое предпринимательство нуждается в постоянном внимании и разносторонней поддержке со стороны органов государственной власти и местного самоуправления.

Государственная политика поддержки и развития малого бизнеса в нашей стране является частью социально-экономической политики государства. Она представляет совокупность правовых, экономических, политических, консультационных, образовательных и других мер, которые осуществляются государственными органами разных уровней власти. Государственная поддержка малого предпринимательства должна целенаправленно осуществляться по ряду направлений. Среди них можно выделить следующие:

  • создание инфраструктуры поддержки и развития малого бизнеса;
  • обеспечение льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых материально-технических, информационных ресурсов, научно-технических разработок и технологий;
  • установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификация продукции, предоставления статистической и бухгалтерской отчетности;
  • поддержка внешнеэкономической деятельности;
  • организация подготовки и переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий и т.д.

Статьей 16 Закона определены следующие формы государственной поддержки, а также условия и порядок такой поддержки. Это оказание финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе; финансирование федеральных и региональных программ поддержки и развития малого бизнеса; предоставление налоговых льгот малым предприятиям, осуществляющим приоритетные виды деятельности; льготное кредитование и страхование; предоставление на конкурсной основе государственных заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и услуг для государственных нужд; использование государственного и муниципального имущества для развития малого бизнеса; активная антимонопольная политика и т.д.

Законодательство предоставляет регионам и иные формы поддержки малого бизнеса за счет местных бюджетов. На местах решаются вопросы о путях и направлениях развития малого бизнеса, исходя из региональных особенностей приложения труда, отраслевой и территориальной специализации.

Летом 2008 г. была принята очередная программа <Поддержка и развитие малого и среднего бизнеса в Иркутской области на 2008-2010 гг.>. среди преимуществ новой программы следует отметить меры по оказанию реальной практической помощи - создание гарантийного фонда и субсидирование областными властями процентной ставки кредита. Это чрезвычайно важно не только для начинающих предпринимателей, но и тех, кто уже сделал первые шаги в бизнесе. Главными задачами программы остаются увеличение количества субъектов малого предпринимательства и обеспечение стабильного роста валового регионального продукта.

По данным отдела по развитию малого предпринимательства департамента инновационной деятельности, науки и высшей школы за последние два года в Иркутской области ежегодно открывается 4 малых предприятия и регистрируется до 120 малых предпринимателей. Положительная динамика отмечается в росте объемов выпуска продукции собственного производства и оказанных услуг (на 20% за 2006 г.), выручки (на 28%) и средней зарплаты работников (на 33%). По видам деятельности в структуре малых предприятий по прежнему преобладает торговля (45% от общего количества предприятий), в сфере промышленности - 12%, строительства - 11,3%, транспорта и связи - 4,9%. И только 0,85% малых предприятий области связаны с инновационной деятельностью.

Крайне неравномерно и территориальное распределение предприятий малого бизнеса. Достаточно отметить, что большинство из них функционируют в крупных городах: Иркутске (60,7% от общего количества), Ангарске (13,3%) и Братске (10%). Вероятно, ликвидация сложившейся диспропорции не является приоритетной, поскольку имеет объективные основы. Но точки роста в административных территориях должны быть повсеместны и носить более активный характер.

Динамика развития малого бизнеса показывает, что именно на старте своей профессиональной деятельности начинающим предпринимателям наиболее сложно закрепиться на рынке и обеспечить устойчивое развитие собственного дела. Около половины банкротств в самом начале трудного пути происходит из-за недостаточной квалификации начинающих предпринимателей. Существующая система обучения кадров и поддержки малого бизнеса в Иркутской области уже дает свои положительные результаты. В настоящее время в регионе функционируют 15 территориальных агентств развития бизнеса, школы бизнеса,   несколько инновационных бизнес-инкубаторов. Конкретные технологии получения с получением налоговых льгот дают технопарки, пока, при их отсутствии, такие услуги в области предоставляют бизнес-инкубаторы.

Как показывает мировой и российский опыт, классическое естественное вхождение в бизнес-структуры происходит постепенно. И начинается организация собственного дела, как правило, с индивидуального предпринимательства или малого бизнеса.

 

Вопросы по материалам лекции:

1. Значение и сущность малого предпринимательства. Сильные и слабые стороны МП.

2. Субъекты малого предпринимательства.

3. Государственная поддержка малого бизнеса.

Главная

О фирме

Статьи из газеты "ИЛИГА"

Лекции Галяутдинова

Аренда помещений

Вакансии

Контакты