В сентябре 2007 года в городе Тэгу Южной Кореи завершился девятый Международный экономический форум стран Северо-Восточной Азии (СВА) <Пути расширения экономического сотрудничества между СВА>, в котором приняла участие и делегация Иркутской области. На форуме в течение трёх дней работали 250 представителей администраций регионов, государственной власти, среднего и малого бизнеса, а так же одиннадцати университетов Южной Кореи, Северной Кореи, Японии, Китая, Монголии и России.
Наша делегация представляла на этом форуме администрацию области, администрацию Иркутска, Иркутского государственного технического университета, общественной организации предпринимателей Иркутской области и нескольких предприятий малого бизнеса Иркутска (ООО Фирма <Илига> и ООО <Байкал-Вотер>) и Усть-Илимска (ООО <Гор>).
По результатам взаимного общения и проведённого в последующем анализа по собранным на форуме материалам можно сделать следующие практически полезные для нас выводы в области развития экономики государства.
Уже сегодня страны Северо-Восточной Азии занимают серьёзные общеэкономические показатели: 20 % мирового ВВП, 23,6% мирового населения, 17% мирового торгового объёма и 38 % объёма мировой валюты. При сегодняшних темпах развития экономик стран СВА к 2010 году, когда Китай вполне может стать самой крупной экономикой мира, обогнав США, регион СВА будет занимать 33% мировой торговли. Очевидно, что при таком развитии событий через год-два экономика СВА станет одной из трёх экономических осей в мире.
Очевидно, что России, и особенно её сибирским регионам, Иркутской области в том числе, жизненно важно интегрироваться в эти территориально - экономические процессы.
Мы в России и в Иркутской области пытаемся развивать средний, малый и микро бизнес, как наиважнейшую составляющую экономики страны, много об этом говорим и пишем, что, конечно же лучше, нежели об этом молчать, но, надо признать, пока не получаем желаемого результата. Уместно ли в этом случае обратиться к опыту Южной Кореи - государству по площади в 7,5 раз меньше территории Иркутской области? Вне всякого сомнения, - да, и не просто уместно, но и чрезвычайно полезно.
С начала 60-х годов XX века корейская экономика бурно развивалась, поднявшись с валового внутреннего продукта (ВВП) 2,3 миллиардов долларов $ в 1962 году до 1 триллиона долларов $ по паритету покупательной способности в 2006 году. ВВП на душу населения в 2006 году в Южной Корее составил около 20.000 долларов $, - это более, чем в два раза выше этого показателя в России.
Однако, при анализе развития экономики государства и становления в нём малого бизнеса с позиции возможного интерпретирования этой модели в нашу реальность, необходимо рассматривать это в неразрывной связи с её особенностями, общеполитическими и с историческими процессами в этом государстве.
Особенность Южной Кореи
Особенностью развития хозяйственного механизма Южной Кореи является всеохватывающая роль государства.
Правительственный контроль над развитием хозяйственной сферы предусмотрен основным законом страны. Такие отношения <насаждались> сверху и органично согласовывались с менталитетом народа.
Одним из факторов, объясняющих стремительный рост экономики Южной Кореи, явилось авторитарное правительство, отложившее демократические и политические преобразования в пользу экономических.
Правительство принимало новые законы и тщательно пересматривало уже существующие, а также осуществляло множество мер политического характера с целью увеличения накоплений, расширения экспорта, содействия вложению как национального, так и иностранного частного капитала, привлечения инвестиций и технологий из-за рубежа.
Правительство сделало максимум возможного для создания социальной инфраструктуры: дороги, дамбы, порты, железные дороги и школы.
К правительству часто обращались с просьбой взять на себя риск, связанный с инвестиционной деятельностью частных предпринимателей, предоставляя гарантии по внешним займам, используемым для покрытия расходов на крупномасштабные проекты.
При этом достижению финансово-денежной сбалансированности уделялось первоочередное внимание.
Даже в годы значительных хозяйственных трудностей денежное обращение, инфляция, дефицитность государственного бюджета не выходили из под контроля государства. Центральную роль в этом играла государственная монополия в области кредитно-финансовой системы.
Другое важное направление, которого придерживается Южная Корея, - это валютное регулирование. Создаются условия, при которых становится выгодным держать иностранную валюту на специальных счетах в ЦБ. Это положение действует в Кореи с 1949 года.
Концентрация финансовых и валютных ресурсов в руках государства способствовало контролю основных пропорций общественного производства. Делалась ставка на всемерное поощрение экспорта.
Государство использовало субсидирование национальных экспортеров, которым предоставлялись банковские льготы.
Кредиты шли в потенциально-эффективные сферы экономики.
При этом осуществлялся строгий контроль эффективности применения кредитов.
Высокая активность государственного регулирования с большой отчетливостью обнаруживается в формировании отраслевых пропорций.
Например, при проведении аграрной реформы наиважнейшей составной частью стало принудительное дробление крупных земельных наделов на более мелкие - мера, невозможная без прямого активного вмешательства государства. В связи с этим следует сослаться на программу <целевого развития>. Начиная с 70 гг. специальными законами выделялись 7 отраслей, на которые обращалось первоочередное внимание:
1. Машиностроение;
2. Электроника;
3. Текстильная промышленность;
4. Черная металлургия;
5. Цветная металлургия;
6. Нефтехимия;
7. Кораблестроение.
Этим отраслям оказывалось явное предпочтение в снабжении ресурсами, они пользовались преимущественными налогами и другими льготами. Одновременно государство жестко регулировало конкуренцию в приоритетных отраслях, принуждая частные компании к объединению или к уходу с данного рынка.
Роль <Чеболей> в экономике Южной Кореи
Процессы концентрации и централизации капитала привели к возникновению крупных финансово-промышленных групп, называемых <читан>, или <чеболь>. Они сформировались на базе торговых фирм и включают компании различных отраслей, являясь огромными конгломератами.
До сих пор 50 групп играют доминирующую роль в хозяйстве страны (в 1964 году их было 6). Это <Хендэ>, <Самсунг>, <Дэу>, <Лаки-Голдстар>, <Тэу> и др.
Особенности развития производства крупных объединений состояло в том, что они руководствовались не краткосрочными целями получения прибылей, а преследовали целью сохранить и усилить позиции на рынке, переходя от одного сектора производства к другому - более высокому в технологическом отношении.
Если в конце 40-х - начале 50-х гг. они сосредоточивали свою деятельность на таких отраслях, как производство бумаги, сахара, текстильных изделий, то в конце 50-х - начале 60-х гг. - черных металлов, нефтепродуктов, судов и т.д.
По мере экономического развития корпорации постепенно выходили на международные рынки. Их значение в экономике возрастало.
Так, в начале 80-х годов на долю 10 крупнейших объединений приходилось 20% продукции обрабатывающей промышленности, а в конце 80-х годов - уже 23% по добавленной стоимости.
В 1983 году 50 ведущих <чеболей> производили порядка 25, а 100 - 47% ВВП страны.
В создании и развитии крупных объединений большую роль сыграло правительство, действовавшее по принципу <Государство должно быть мощным>
<Чеболи> поддерживались благодаря созданному для них льготному финансированию. На них приходилось приблизительно 75% всей суммы банковских кредитов, предоставленных частному сектору в конце 70-х годов.
Кроме того государство само вкладывало капитал в эти группы.
В результате Южная Корея в отличие от других восточно-азиатских имеет менее здоровую концентрацию капитала, которая создает двойственную структуру внутреннего рынка.
Промышленные группы контролируются семейным капиталом.
Семьи - основатели владеют 60 % акций крупнейших <чеболей>, ¾ входящих в них фирм не числятся на фондовой бирже.
С одной стороны, это указывает на происхождение богатства, с другой - на то, что отношения внутри групп строятся на нерыночных принципах, а размеры <чеболей> подавляют конкуренцию в стране.
За 1970 - 1982 гг. доля конкурентных рынков снизилась с 40 до 30 %, а олигопольных производителей - увеличилась с 35 до 50 %. По отдельным оценкам, к концу 80-х гг. доля последних понизилась до 40 %.
Высокая степень концентрации капитала способствовала повышению эффективности производства, но меньшей мере - занятости населения. Крупные корпорации в основном охватывают передовые отрасли, производимые изделия с высокой капиталоемкостью и наукоемкостью, а мелкие и средние предприятия - потребительские товары и изделия, производство которых не требует больших капиталовложений.
В 1987 г. на мелкие и средние предприятия приходилось 57 % рабочей силы и около 30 % промышленной продукции.
Кооперационные отношения между мелким и крупным капиталом в Южной Корее менее распространены, чем в Японии, но значительно шире, чем в Индии.
В общем машиностроении субконтрактная система охватывает свыше 30 % малых и средних предприятий.
Государственный сектор экономики Южной Кореи
Другой особенностью южно-корейского хозяйства явилось создание весьма мощного государственного сектора, основу которого составила бывшая японская колониальная собственность.
Значительная часть государственной собственности была создана в 60-70-е гг. на базе специального закона в целях развития промышленности и становления экономики, ориентированной на экспорт.
Государственная собственность охватывает электроэнергетику, строительство шоссейных дорог, производство черных металлов, химических удобрений, использование гидроресурсов, морской промысел, мелиоративные работы в сельском хозяйстве. В 1981 г. 24 государственные корпорации давали 10 % ВВП.
Механизм хозяйствования Южной Кореи с 1962 года неразрывно связан с планированием экономической деятельности на основе пятилетних планов экономического и социального развития. С 1963 года в стране действовало Управление экономического планирования, функции которого в 1994 г. были переданы министерству промышленности.
Планирование охватывает различные производственные и региональные резервы хозяйственной активности, и ему присущ в определенной мере нормативный характер. Выработка плановых ориентиров происходит с участием Федерации корейской промышленности, представляющей интересы крупнейших компаний.
Важное место в рамках планирования и планов экономического развития в первой отведено такому аспекту структурной перестройки, как свертывание производственных мощностей в отраслях, утративших по разным причинам сильные позиции.
В Южной Кореи в ряде промышленных отраслей были созданы так называемые депрессионные картели. В рамках таких картелей предприятия и фирмы при содействии правительства договаривались о добровольном сокращении объемов производства, сохранения лишь части наиболее эффективных и конкурентоспособных производственных мощностей, которые оказались ненужными.
Подобное положение складывалось в электронной промышленности, в производстве минеральных удобрений, в судостроении и других отраслях, при планировании развития которых ранее были допущены просчеты в прогнозах сбыта или связи с резким изменением обстановки на международных рынках.
Финансировали деятельность депрессивных картелей коммерческие банки под гарантии правительства. При направляющем воздействии государства происходило развитие капитализма в сельском хозяйстве. Важной вехой развития аграрной сферы было кооперирование. В 60-е годы осуществлялось создание снабженческих, сбытовых и кредитных кооперативов, в 70-е гг. формировались <коллективы совместной обработки земли>. Организация коллективных хозяйств под контролем государства производилась в рамках движения за новую деревню, начатого в 1972 г. Оно включало улучшение дорожной сети, мелиорацию и механизацию, создание в сельской местности предприятий для обеспечения работой разорившихся крестьян.
Кредитная система находилась под жестким контролем государства. В начале 60-х гг. были национализированы, но в последнее время реприватизированы.
Правительство прямо или косвенно контролировало до 2/3 капиталовложений.
Трудовые отношения в Южной Корее
Особое положение в системе взаимоотношений фактора производства занимала рабочая сила. Стратегия быстрого экономического роста сопровождалась острыми социальными проблемами, включая расовое неравенство в распределении доходов, игнорирование первичных потребностей, увеличение бедности.
Только с четвертого пятилетнего плана (1977-1981) правительство стало включать в него вопросы контроля над рождаемостью, расширения занятости, образования, здравоохранения, улучшения производственных отношений. До этого основными целями явилось предупреждение абсолютной бедности.
Профсоюзное движение длительное время было ограничено. Существовали значительные различия в оплате мужского труда (почти в два раза).
После 1987 года рабочие получили новые возможности для заключения коллективных трудовых соглашений. Количество профсоюзных объединений возросло в 3,5 раза, но они почти охватывают менее 15 % рабочих и служащих. Коллективные соглашения заключаются на уровне предприятий, только в текстильной промышленности и банковской сфере это происходит на уровне отрасли, а горнодобывающей и обувной - на уровне региона.
В крупных объединениях используется система пожизненного найма, которая закрепляется трудовым законодательством. Для компаний оказалось дешевле создать дополнительные производственные мощности, чем производить сокращение рабочей силы.
При сокращении рабочей силы фирма должна обеспечивать сокращенного сотрудника в течение нескольких лет пособиями в размере прежней заработной платы, оплачивать в течение двух лет учебу его детей в школе.
За 70-80-е гг. разрыв в уровнях доходов самых бедных и богатых групп населения сократился в 19,8 до 8,5 раз, наиболее сильное выравнивание доходов произошло в 80-е гг. В 1976 г. коэффициент Джини составлял 0,3908, а в 1990 г. - 0,3226.
Характерной чертой положения трудящихся в Южной Корее является продолжительная рабочая неделя. Законодательно она ограничена 44 часами (в середине 80-х гг. - 60 часов). На практике продолжительность рабочего времени превышает установленные нормы.
В <Дэу>, например, до середины 80-х гг. рабочий день равнялся 12 часам при 6- дневной рабочей неделе.
Для идеологического воздействия на население использовались тезис об <угрозе с Севера> и концепция <чучхесон> (национальной самобытности). И население воспринимало это с пониманием (японский и корейский менталитет по своей природе общинен).
Здесь необходимо отметить, что по состоянию на сентябрь 2007 года, в чём автор мог убедиться при личном общении, в сфере малого бизнеса в Южной Корее имели место такие трудовые отношения, когда наёмные работники могли использовать в своём рабочем графике полные выходные дни только три - четыре дня в месяц при фактически 12 часовом рабочем дне. При этом у наёмных работников нет социальных гарантий ни на оплачиваемый отпуск, ни на оплату больничных, ни на пенсионное обеспечение. Заработанная плата при этом по меркам России составляет достаточно приличную величину, равную 1,0 - 1,2 млн. вонн (1,0 - 1,2 тыс. долларов США). Правда, надо отметить и то обстоятельство, что и сам хозяин бизнеса работает в аналогичном режиме, зачастую вместе со своими наёмными работниками в одном месте (магазин, склад, кафе, парикмахерская, автосервис, гостиничный бизнес и т.д.).
Малый и средний бизнес в Южной Кореи
Южная Корея является одним из лидеров в мировой тенденции развитии малого бизнеса: сегодня такой бизнес страны дает более 50 процентов валового внутреннего продукта (для сравнения: в России эта цифра составляет менее 17 процентов).
Весомая поддержка малому бизнесу в Южной Корее оказывается со стороны государства. Так, руководитель Корпорации малого бизнеса - есть такая структура в правительстве государства - назначается указом президента страны. Кроме того, бюджетное обеспечение работы Корпорации превышает 4,5 млрд. долларов, это очень солидная сумма. Немаловажным фактором является и непрерывный процесс по обучению кадров новейшим технологиям и ведению бизнеса. На территории всей Республики Корея создан ряд современных специализированных учебных центров, где можно получить любую из востребованных временем профессий. А их там предлагается сегодня ни много, ни мало - около 400. Подобного уровня центров, к сожалению, у нас пока нет. Причем в Южной Корее такое отношение к бизнесу, его планированию, развитию и профессиональной подготовке кадров закреплено на законодательном уровне, поддержка малого бизнеса прописана в Конституции страны. Совсем недавно принят закон о <Внедрении научных технологий на региональном уровне> (в Южной Корее 9 провинций и 7 городов центрального подчинения, в т.ч. Тэгу, в котором проживают 2,5 млн. человек, где проводился форум СВА).
В чем возможно сотрудничество иркутских и корейских административных, научных и бизнес сообществ? Прежде всего - в создании совместных коммерческих предприятий. Второе направления взаимодействия - заимствование опыта в подготовке кадров, в применении современных технологий, которые есть сегодня в этой дружественной стране. Учиться у корейцев и СВА есть чему, надо это признать и не стесняться.
Под <Японскую силиконовую долину> Япония выдвинула планы развития технологических районов, таких как технополии, научных городков и парков, число которых в настоящее время составляет более 260, включая запланированных к строительству. Что касается Китая, там есть более 100 научных парков, включая тех, которые находятся в процессе проектирования. В Южной Корее имеются два государственных исследовательских комплекса для среднего и малого бизнеса, расположенные в городах Дэдук и Кванчжу, промышленные зоны высоких технологий в городах Чунжу, Дэчжон, Пусан, Тэгу, Чжончжу и Канрюнг. Недавно шесть технопарков были дополнительно построены в городах Тэгу, Дэчжон, Кванчжу, провинциях Кенсанбук-до, Кеги-до, Чунбку-до. Кроме того, созданы Региональный исследовательский центр и Технологический бизнес- инкубатор, через которые системно поддерживаются коммерческие предприятия.
Для налаживания продуктивных контактов надо сначала провести большую совместную работу в форме семинаров и конференций, участвовать в экономических форумах СВА, заинтересовать бизнесменов как с иркутской, так и с корейской стороны в совместном бизнесе, создать условия для взаимных деловых поездок, обмена информацией. Без этого ничего не будет, ведь констатирование очевидного положения вещей автоматически не означает мгновенного всплеска экономической активности. Нельзя не учитывать, что Южная Корея расположена относительно далеко от Иркутска, это не соседний Китай. Но пренебречь возможностью и не воспользоваться уникальным опытом стремительно развивающейся страны, за короткий срок ставшей лидером по созданию условий для процветания малого бизнеса в экономике страны, было бы неразумно.
В Республике Корея успешно работают крупные компании транснационального масштаба, такие, как <Самсунг>, <Хёндэ> и . Лидеров местного бизнеса одновременно обслуживают тысячи малых предприятий - это великолепное сочетание, которое дает максимальную производительность труда, а также существенно сокращает производственные издержки. Но самое главное - это создает условия для проявления инициативы людей, потому что малый бизнес держится в первую очередь на инициативе людей. Все без исключения гиганты корейской экономики пользуются услугами малого бизнеса. Например, <Хёндэ>, автомобильный концерн мирового класса, заказывает детали для комплектации машин более чем у 1200 малых предприятий, начиная от фар, кнопок, ручек, отделки и так далее. Большое головное предприятие осуществляет только конечную сборку и отвечает за разработку модели, продвижение ее на рынке и маркетинг. На складах запасы изделий очень маленькие, поэтому продукция малых предприятий поставляется не в суточном, а в часовом графике.
Опыт наших южнокорейских коллег убеждает нас в том, что мы должны изменить отношение к малому бизнесу, от общих фраз, от разговоров перейти к реальному обеспечению его развития. Создание технопарков станет первым серьезным шагом в этом направлении. Корейская практика предоставления кредитов субъектам малого бизнеса под гарантии государства и Корпорации малого бизнеса страны чрезвычайно эффективна. Пришло время действовать, и опыт южнокорейской Корпорации малого бизнеса в этом направлении для нас чрезвычайно важен.
В Южной Корее на малых и средних предприятиях занято 78 процентов от общего числа всех работающих, которые производят около 47 процентов ВВП, и на их долю приходится около 42 процентов экспорта; в Китае малый и средний бизнес обеспечивают 75 процентов рабочих мест и создают 60 процентов валовой промышленной продукции; в тайваньской экономике в этой сфере занято 78 процентов трудоспособных граждан.
Во всех государственных документах, касающихся малого бизнеса и принятых в течение последних нескольких лет, циркулирует один и тот же набор идей. И это отнюдь не свидетельствует о том, что эти идеи - самые лучшие, а других быть не может. Например, в Японии до недавнего времени действовала масштабная и гибкая система патерналистской поддержки малого бизнеса, призванная оградить его от неблагоприятного воздействия экономической конъюнктуры в целом и плохих действий со стороны крупного бизнеса в частности. Система была эффективной и давала отличные результаты. Но два-три года назад она подверглась радикальной трансформации: были выделены два направления поддержки и все усилия были сосредоточены на них. Вся активность была сосредоточена на укреплении разнообразных ресурсов самих малых предприятий - развитии среды и специальных институциональных форм поддержки, подготовке персонала, в том числе организации его стажировок за границей, курсов английского языка и на приоритетной поддержке сильных, развитых и эффективных малых предприятий и практическом игнорировании слабых и неэффективных. Ну и, конечно, бюджет этой программы не сопоставим с российским. В странах Юго-Восточной Азии он колеблется от 500 миллионов до 5 миллиардов долларов в год. Столько такие маленькие государства как Гонконг и Сингапур целенаправленно тратят на поддержку малого бизнеса. У нас же совершенно противоположный подход: в России вообще признано нецелесообразным тратить средства федерального бюджета на решение такой малозначительной проблемы, как поддержка малого бизнеса.
Если годовой бюджет всей государственной поддержки малого бизнеса в России в 2008 году составляет 150 миллионов долларов США, а сумма, которую тратят малые предприятия на взятки и <крыши>, - 6 миллиардов долларов США, то становится ясно, чем нужно заниматься. Конечно, даже для такой бедной страны, как Россия, 150 миллионов - не очень большие деньги, и их можно потратить на создание различных консультационных и информационных систем, однако совершенно очевидно, что они не решат стоящие перед малым бизнесом и российской экономикой проблемы. В Южной Корее на поддержку малого бизнеса с 1985 года тратилось до 7 миллиардов долларов год, в результате она практически догнала Японию, а 50 % южнокорейского ВВП производится малым бизнесом.
Впрочем, остается вопрос о смысле этих усилий. Далеко не все считают, что малый бизнес достоин такого внимания. Да, его развитие снижает безработицу и диверсифицирует трудовой рынок в городах. Но что еще? Малый бизнес - это подлесок, без которого не бывает леса. Обратите внимания, в России практически нет новых крупных предприятий. В Польше 30% ВВП производится на новых предприятиях, а у нас этот показатель не дотягивает и до 8%, наш бизнес по-прежнему вырастет на базе старых советских предприятий.
Акцент в расходной части бюджета Южной Кореи сделан на сектора экономики, которые более остро нуждаются в поддержке правительства. Планируется вложить больше денег в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и образование. Увеличены также расходы на оборону.
Ниже дана детализация расходной части бюджета по ключевым отраслям в 2005 году, в 2006 году и в 2009 году. Все цифры приведены в триллионах вон.
Отрасль |
Объём ассигнований (2005) |
Объём ассигнований (2006) |
Объём ассигнований (2009), план |
НИОКР |
7,8 |
8,9 |
11,1 |
Образование |
27,6 |
28,7 |
36,3 |
Здравоохранение, социальные программы |
49,6 |
56 |
70,5 |
Сельское хозяйство, рыболовство |
14,1 |
15,1 |
15,8 |
Промышленность, малый и средний бизнес |
11,9 |
12,4 |
13,4 |
Охрана окружающей среды |
3,6 |
3,8 |
4,9 |
Национальная оборона |
46,6 |
65 |
н/д |
Внешние сношения, расходы на объединение |
2 |
2,6 |
2,7 |
Культура, туризм |
2,6 |
2,9 |
3,3 |
Внутренняя безопасность |
9,4 |
10,2 |
11,7 |
Проанализировав ситуацию в развитии малого и среднего бизнеса в экономиках Южной Кореи и России представляется необходимым осуществить следующие действия в России:
1. Разрешить предпринимателям добровольно самим выбирать соответствующие системы бухгалтерского учета для налогообложения своего бизнеса: патент, упрощённая система налогообложения (УСНО), единый налог на вменённый доход (ЕНВД), общий учет.
Для работы на основе патента разрешить принимать наемных работников, установив для них разумный дополнительный годовой доход, кратный количеству наемных работников.
2. Увеличить пороговое значение величины товарооборота для предприятий, выбравших УСНО, до 100 млн. руб. в год.
3. Решить вопрос по контрольно-кассовым машинам (ККМ) и электронной кассовой ленте защищённой (ЭКЛЗ), применяемой на ККМ, с позиции снятия с малого предпринимательства совершенно бессмысленных затрат, часто ведущих либо к вынужденному уходу бизнеса в <тень>, либо к провалу бизнес - начинаний, особенно в российской глубинке.
Применение ККМ при ведении предпринимательской деятельности в системе налогообложения <единый налог на вменённый доход> (ЕНВД) вообще не исполняет никакой ни смысловой, ни фискальной функции, за исключением стабильного и неправедного обогащения их производителей.
Для изменения данной ситуации необходимо:
1. Прекратить практику составления реестра ККМ, в соответствие с которым каждые пять лет предприниматель несёт совершенно бессмысленные затраты на замену ККМ, отправляя на свалку абсолютно исправные аппараты. Предприниматель должен иметь право работать на любом ККМ, хоть на раритетном, доставшемся ему по наследству.
2. ЭКЛЗ вообще должен быть исключён из практики применения как совершенно надуманный механизм исключительно для обогащения их производителей.
3. При ведении предпринимательской деятельности в системе налогообложения ЕНВД право применения ККМ либо работы без него оставить за самим предпринимателем.
4. Создавать государственные технопарки, имеющими в своём распоряжении развитую логистическую, коммуникативную, энергетическую, информационно-аналитическую инфраструктуру для одновременной работы в нём нескольких субъектов малого предпринимательства, стартующих в области инновационных, производственных проектов, с обязательной их сменой через каждые три-четыре, очищая таким образом площадку для следующих предпринимателей, только входящих в этот бизнес.
5. Развивать государственные информационно-консультационные центры для начинающих предпринимателей.
6. Ввести заявительную систему открытия своего предпринимательского дела, исключив всякие поборы, имеющиеся сегодня в виде псевдообучения по пожарной безопасности, по технике безопасности, по санитарно-гигиенической безопасности и т.д., не пройдя которые предприниматель не получит разрешения или лицензии на тот или иной вид деятельности.
7. На первые три года с момента начала собственного дела в сфере малого предпринимательства ввести налоговые льготы по следующей схеме:
1-ый год работы - ставка налога 25 % от установленной величины,
2-ой год работы - ставка налога 50 % от установленной величины,
3-ий год работы - ставка налога 75 % от установленной величины,
4-ый год работы - ставка налога 100 % от установленной величины.
Вопросы по материалам лекции:
1. Почему пример развития экономики Южной Кореи представляет интерес при анализе экономики России?
2. Охарактеризуйте особенность экономики Южной Кореи в мировой экономике, роль <чеболей>, трудовые отношения и государственный сектор экономики.
3. Охарактеризуйте роль среднего и малого бизнеса в экономике Южной Кореи.