Общая стратегия управления бизнесом

Лекция Галяутдинова И.И. № 3(Конспект)

Состояние дорог в России с позиции антикризисного управления

Сегодня тридцать процентов россиян живет в сельской местности, куда доехать зачастую невозможно. По официальной статистике, в условиях полного бездорожья, у нас существуют 15 миллионов человек. Это даже больше, чем десятая часть. Причем речь идет не только об отдаленных районах, затерявшихся где-нибудь в тундре или тайге. Речь идет, в том числе, и о европейской части страны. Даже Минтранс признает, что более 60 процентов федеральных и около 75 процентов территориальных дорог России не соответствуют современным нормативно-техническим требованиям. То есть, если говорить проще, у нас не дороги, а направления.

Около 25 тысяч мелких населенных пунктов, значительное количество крестьянских (фермерских) хозяйств и отдельных поселений не имеют подъездов с твердым покрытием. Это значит - дополнительные крупные затраты на перевозки. Они в 3-4 раза выше, чем по дорогам с усовершенствованным покрытием.

До сих пор 307 из 4398 сельских населенных пунктов не связаны автомобильными дорогами с твердым покрытием с республиканскими, краевыми и областными центрами и с магистральными автодорогами.

Около 50 тысяч населенных пунктов в вообще не имеют круглогодичной связи по автомобильным дорогам, что приводит к сворачиванию сельскохозяйственного производства, оттоку населения из этих регионов.

И в итоге если в России плотность автодорог общего пользования с твердым покрытием составляет 29 километров на 1000 квадратных километров территории, то в США - 600 километров, в Великобритании и Франции - более 1500, в Японии - более 3000 километров на 1000 квадратных километров. Или другой показатель: Плотность сети автодорог на 1 кв. км - США = 0,67, Канада = 0,14, Франция = 1,83, Финляндия = 0,31, Китай = 0,19, Россия = 0,07.

В Китае, где еще десятилетие назад не была сформирована единая дорожная сеть, сегодня ее протяженность составляет 1, 4 миллиона километров, скоростных автострад 16 тысяч километров (это третье место в мире). Каждый сельский населенный пункт имеет подъезд с твердым покрытием.

В период великой депрессии в США, в 1927 - 1932 годах, массовая безработица поставила Соединенные Штаты на грань катастрофы. Пахло революцией. Нужно было срочно занять людей. И с подачи президента США Франклина Рузвельта была принята национальная программа по развитию дорог, благодаря чему фермерские хозяйства начали расти, как на дрожжах.

Вообще дорожное строительство, как буксир, вытащило американскую экономику. Вслед за дорогами начали оживать машиностроение, автомобилестроение, энергетика, кредитно-финансовая сфера. Люди стали больше покупать, а у производителей появился стимул больше производить. Заработал рынок ипотеки. Люди стали больше селиться вдоль дорог, строиться, брать кредиты в банках. Вся экономика стала неудержимо расти.

Американцы до сих пор пользуются этими дорогами. А продукция сельскохозяйственных районов, которые благодаря этим дорогам буквально расцвели, сделала США самым крупным в мире экспортером продовольствия.

Финансирование на строительство дорог в России нужно увеличивать в разы. А у нас даже на то, что запланировано, не выделяется. В соответствии с федеральной целевой программой <Социальное развитие села до 2010 года> планировалось привести в нормальное техническое состояние 51,2 тысячи километров на 13,3 тысячи километров расширить сеть автодорог общего пользования, связывающих сельские населенные пункты. Но в связи с тем, что финансирование безнадежно отстает, цифры эти уже были скорректированы до 30,1 и 12,6 тысячи километров соответственно.

Общее отстаивание выделения средств из федерального бюджета за 2003-2006 годы составило 4,55 миллиарда рублей. Поэтому по согласованию с Минтрансом России Минсельхоз вынужден был внести изменения в вышеназванную федеральную целевую программу.

Сегодня ситуация выглядит следующим образом. Объем финансирования до 2010 года должен составить 140,4 миллиарда - из федерального бюджета, 73,2- из бюджетов субъектов РФ и 22,8 - из внебюджетных источников. Как видим, основная тяжесть ложится на плечи субъектов РФ. При этом нужно заметить, что их заявки не содержат предложений по привлечению внебюджетных средств. Такие предложения были переданы министерством сельского хозяйства в Федеральное дорожное агентство для учета при заключении соглашений с администрациями субъектов РФ и предоставлении субсидий на строительство и реконструкцию автомобильных дорог на 2007 год.

Для сравнения, в Китае только в 2003-2004 годах в сельских районах страны было проложено 352 тысячи километров шоссейных дорог, из которых 192 тысячи - асфальтовых и бетонированных. У нас же в 2006 году федеральным бюджетом вообще не было предусмотрено строительство автодорог, связывающих сельские населенные пункты.

Факт. Средняя стоимость 1 км дороги (в млн. долл. $): Россия = 8,3, Германия = 6,9, США = 6,5.

В нынешнем году Госсовет КНР принял всекитайскую программу, согласно которой за первые 20 лет нынешнего века все сельские районы будут опутаны сетью шоссейных дорог. В течение ближайших пяти лет там выделят на строительство сельских дорог 12 миллиардов долларов. А у нас на те же цели, но в рамках восьмилетней программы - чуть более полутора миллиардов. Но это только запланировано. А выделят ли - увидим. Что называется, почувствуйте разницу. В результате в Китае вместе с дорогами будет заложена инерция роста экономики. Что бы ни происходило, она будет расти, потому что для этого созданы инфраструктурные условия. А мы будем топтаться на месте. Потому что наша инфраструктура не справляется даже с тем ростом, что мы наблюдаем сегодня.

Пути решения проблемы.

Финансирование строительства дорог общего пользования нужно увеличить как минимум в десять раз. Тогда что-то изменится. Возложить на министерство сельского хозяйства и министерство транспорта функции распределения средств, направляемых на строительство сельских дорог и контроля за их использованием. Министерству транспорта нужно разработать и согласовать с министерством сельского хозяйства реестр объектов, на строительство которых будут предусмотрены конкретные объемы финансирования с учетом максимальной экономической отдачи вложенных средств. Важно разработать Программу привлечения частного капитала, заинтересованного в развитии сельской инфраструктуры, в частности автомобильных дорог. Для меня очевидно - частный капитал не пойдет в дорожное строительство, если им не займется государство.

В последнее время мы много говорим о транзитных странах, через которые нам приходится экспортировать нефть и газ, другие товары. Строим даже обходной газопровод по дну Балтийского моря, чтобы выполнить свои обязательства перед европейскими потребителями. Вкладываем или намереваемся вложить в эти проекты миллиарды и миллиарды долларов. Но почему-то напрочь забыли о своей кровеносной системе - транспортной, о сельских дорогах. Абсолютно уверен: если их строительству придать тоже статус национального проекта, ситуацию в стране можно изменить радикально.

Мы решим проблему заселения больших территорий, оживления мелкой средней промышленности, дадим стимул строительству прочих коммуникаций, повернемся, наконец, лицом к своему селу и вообще - к национальному производителю. Чем не идея? Строительство дорог даст мультипликаторский эффект развитию всей экономики. Так, как это было в Америке, как происходит сейчас в Китае. В конце концов даже наша братская Украина устами главы Укравтодора заявила, что приведет в ближайшие годы в порядок сельские дороги. На эти цели отпускает более миллиарда долларов. А у них бюджет потощее нашего.

Можно и дальше продолжать пополнять стабилизационные фонды, размещая эти средства в кредитно-финансовых учреждениях других стран, помогая строить финансовые пирамиды. Но не эффективнее ли вкладывать средства в обустройство своей страны, в первую очередь дорожное обустройство?

В 2008 году будут сданы 560 км новых федеральных автодорог, а уже в 2009 году, на который приходится завершение строительство федеральной дороги <Амур> от Читы до Хабаровска по второй стадии, этот показатель достигнет 1922 км. Для сравнения - в 2007 году было построено 501 км дорог.

РГ от 20 декабря 2007 №285 (4548)

Социально-экономическое развитие страны в последние годы сопровождается существенным повышением спроса на услуги автомобильных дорог. И в перспективе этот спрос будет возрастать еще быстрее. Так, если в 2006 г. на автомобильном транспорте было перевезено 6,8 млрд тонн грузов, то, по прогнозу, к 2015 году объем грузовых перевозок автомобильным транспортом достигнет 10,5 млрд тонн. Через государственную границу на автотранспорте в 2006 году перевезено 36,5 млн тонн грузов. К 2015 году прогнозируется увеличение объема международных автомобильных перевозок в 2,5 - 2,7 раза (до 90 - 100 млн тонн грузов).

В 2006 году объем перевозок пассажиров автобусным и легковым автомобильным транспортом составлял 27,7 млрд. человек. К 2015 году он увеличится до 35,8 млрд. человек, или на 28%.

Численность парка автотранспортных средств в Российской Федерации составила в 2006 г. 32,6 млн автомобилей. К 2015 году общее количество автотранспортных средств увеличится на 50% (до 48,4 млн. единиц).

Все вышеперечисленное приведет к увеличению интенсивности движения на автомобильных дорогах федерального значения к 2015 году на 40-50% по сравнению с 2006 годом.

Однако существующая дорожная сеть не готова к обслуживанию такого объема движения. Всего 37,7% федеральных автомобильных дорог соответствуют нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационному состоянию. На региональных и местных автомобильных дорогах таких дорог около 24%. Требованиям, предъявляемым к автомагистралям, в России отвечают только 640 км дорог. Протяженность участков федеральных автомобильных дорог, работающих в режиме перегрузки, достигла 14 тыс. км, или 29% общей протяженности. Около 50% от общего объема перевозок по автомобильным дорогам федерального значения осуществляется в условиях превышения нормативного уровня загрузки дорожной сети.

Низкий уровень обеспеченности автомобильными дорогами Сибири, Дальнего Востока, северных регионов становится тормозом в освоении богатейших ресурсов этих регионов. Около 40 тысяч населенных пунктов не обеспечены круглогодичной связью с дорожной сетью общего пользования по автомобильным дорогам, имеющим твердое покрытие. За последние 6 лет общее количество ДТП увеличилось со 157 тыс. до 229 тыс. (на 45%). Число погибших в дорожно-транспортных происшествиях в Российской Федерации составляет 23 чел. на 100 тыс. жителей и является самым высоким показателем среди развитых стран.

Такими безрадостными показателями характеризуется сегодня дорожная сеть России. В части федеральных дорог картина не столь печальна. Реализация действующей и сегодня федеральной целевой программы <Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)> позволила не допустить ухудшения транспортно-эксплуатационного состояния федеральных автомобильных дорог. Но ни эта программа, ни усилия по повышению эффективности бюджетных расходов, улучшению качества дорожных работ, прозрачности организации закупок для государственных нужд не смогли обеспечить существенного улучшения состояния автомобильных дорог и необходимого развития дорожной сети.

Что же ждет миллионы автовладельцев в перспективе? Неужели и впрямь дороги так и останутся извечной проблемой России?

Основными направлениями программы являются:

- строительство и реконструкция автомобильных дорог, в первую очередь в составе международных транспортных коридоров, и создание на этих направлениях системы автомагистралей и скоростных дорог, совершенствование подходов к международным автомобильным пунктам пропуска на государственной границе, подъездов к морским и речным портам;

- повышение безопасности движения, строительство подъездов с твердым покрытием, обеспечивающих круглогодичный проезд, независимо от погодных условий, к сельским населенным пунктам;

- развитие автомобильных дорог в районе крупных городов и мегаполисов.

Для достижения целей и показателей программы намечено осуществить строительство и реконструкцию 67 тысяч километров автомобильных дорог, в том числе 20 тыс. км на федеральной сети и 47 тыс. км - на дорогах субъектов РФ.

РГ от 20 декабря 2007 №285 (4548)

Вопросы по материалам лекции:

1. Охарактеризуйте состояние дорог в России с позиции антикризисного управления. Приведите показатели покрытия дорогами территории России и других стран, общие сведения о дорогах общего пользования. Приведите динамику изменения количества грузооборота по дорогам России, пассажирооборота, количество транспорта в обозримой перспективе, строительства дорог. В чём заключается взаимосвязь между сетью дорог и развитием бизнеса?

2. Охарактеризуйте значение национальной программы Франклина Рузвельта по строительству дорог в США в 1929-1933 гг. и экономические последствия этой программы.

Главная

О фирме

Статьи из газеты "ИЛИГА"

Лекции Галяутдинова

Аренда помещений

Вакансии

Контакты