Антикризисное управление

Лекция Галяутдинова И.И. № 11 (Конспект)

Процедура наблюдения в процессе антикризисного управления в соответствие с ФЗ <О несостоятельности (банкротсве)> от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ

Особенности наблюдения как процедуры банкротства в соответствии с законом представлены в таблице.

Наблюдение - это процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния должника, составление реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Не применяется

к должнику в отношении которого принято решение о ликвидации;

к отсутствующему должнику;

к организациям, осуществляющим незаконную деятельность по привлечению денежных средств;

к гражданам, не являющимся индивидуальными предпринимателями.

Срок

Срок законом не установлен, однако наблюдение должно быть завершено с учетом срока рассмотрения дела о банкротстве и срок рассмотрения дела о банкротстве и срок наблюдения вместе должны составлять не более 7 месяцев (по закону 1998 г. - не более трех месяцев с продлеваем еще не более чем на два месяца)

Начало

При подаче заявления конкурсными кредиторами и уполномоченным органом по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя к должнику на основании определения арбитражного суда. При подаче заявления самим должником с даты принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом.

Орган управления

Руководство предприятия - должника под контролем временно управляющего

Специфика

Предприятие - должник продолжает деятельность под руководством администрации. Невозможны ликвидация, реорганизация должника, создание на его базе других организаций, филиалов; также невозможны выпуск ценных бумаг, выход из состава участников, выплата дивидендов и т.д. Сделки с имуществом, превышающим 5 % балансовой стоимости активов. Арбитражный управляющий занимается формированием реестра требований кредиторов, проведением анализа финансового состояния должника и обеспечение мер по сохранности его имущества.

Окончание процедуры

С момента:

Признания должника банкротом и открытия конкурсного производства;

Введения финансового оздоровления;

Введения внешнего управления;

Утверждения мирового соглашения

На основании данных, собранных на стадии наблюдения принимается решение о дальнейшей судьбе должника. Таким образом, наблюдение является подготовительной процедурой, а необходимость его использования обусловлена тем, что прежде чем ликвидировать или оздоравливать предприятия, ему надо дать время на осуществлении сбора необходимой документации, оповещение заинтересованных лиц и подготовку решения на основе анализа финансового состояния.

В отличие от таких процедур банкрота, как финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение, которые применяются в делах о банкротстве не всегда, наблюдение является обязательной процедурой.

Вопрос о начале процедур банкротства юридически может быть решен по-разному. Так, по закону о банкротстве США, в отношении должника сразу открывается процедура либо ликвидации, либо реорганизации (по ходатайству должника или кредитора). Однако затем ликвидационная процедура может быть преобразована в реорганизационную, и наоборот. Во Франции, так же как и в России, существует вспомогательная процедура наблюдения. В Германии все дела сразу начинаются открытием конкурсного производства, а затем уже может быть введен план реструктуризации.

При определении арбитражного суда о введении наблюдения должны содержаться указания на:

·   Признание требований заявителя обоснованными и введение наблюдения;

·   Утверждение временного управляющего;

·   Размер вознаграждения временного управляющего и источник его выплаты.

Если при вынесении определения о введении наблюдения невозможно определить кандидатуру временного управляющего, арбитражный суд выносит определение об отложении рассмотрения вопроса об утверждении временного управляющего на срок не более 15 дней.

Определение о введении наблюдения и определение об утверждении временного управляющего подлежат немедленному исполнению и могут быть обжалованы, что не приостанавливает их исполнение.

С момента вынесения арбитражным судом определения о введении процедуры наблюдения складывается следующая ситуация:

·     В течение наблюдения требования кредиторов не удовлетворяются в индивидуальном порядке, а лишь выявляются путем их предъявления через собрание или комитет кредиторов. Это предоставляет должнику возможность работать, невзирая на долги, а также возможность оценить целесообразность продолжения его деятельности либо целесообразность его ликвидации;

·   По ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным со взысканием с должника денежных средств. В этом случае кредитор может предъявить свои требования к должнику в рамках дела о банкротстве;

·   Приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество, за исключением реализации исполнительных документов, выданных на основании судебных решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и морального вреда, вступивших в законную силу до момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, то их принудительное исполнение приостанавливается и не может осуществляться до завершения рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве;

·   Запрещается удовлетворение требований участника должника юридического лица о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его участников.

Поскольку должник ограничивается в распоряжении своими средствами, то после введения наблюдения определение арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом направляется банки и иные кредитные организации, с которыми должник имеет договор банковского счета (данные о счетах должника представляются самим должником либо запрашиваются в налоговых органах), а также в суд общей юрисдикции, главному судебному приставу по месту нахождения должника, в налоговые и иные уполномоченные органы.

Введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов управления должника, которые продолжают осуществлять свои полномочия с определенными ограничениями. С введением наблюдения в деле о банкротстве появляется особа фигура - временный управляющий, которые утверждается арбитражным судом и действует параллельно с руководством должника.

Органы управления должника с момента введения наблюдения могут совершать исключительно с согласия временного управляющего сделки следующих видов (новый закон о банкротстве определяет, что это согласие должно быть получено в письменной форме):

·   Связанные с распоряжением имуществом должника, балансовая стоимость которого составляет более 5 % балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения (по закону 1998 г. - и с распоряжением недвижимым имуществом стоимостью свыше 10 % балансовой стоимости активов должника);

·   Связанные с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требований, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника.

Контроль за этими сделками осуществляет временный управляющий, который дает разрешение на их осуществление. Если какая-либо из перечисленных сделок осуществляется без согласия временного управляющего, то она может быть призвана в судебном порядке недействительной. Давая согласие на совершении сделок, временный управляющий должен решить, целесообразна ли эта сделка, не станут ли последствиями ее заключения ликвидация должника и невозможность его оздоровления. К сожалению, должник не застрахован от неправомерных действий арбитражного управляющего и от сговора между руководителем должника и временным управляющим.

Кроме того, по решению суда этот перечень может быть расширен, т.е. суд может запретить совершать без согласия временного управляющего любую сделку.

Ограничения на совершение сделок профессиональным участником рынка ценных бумаг при применении к нему процедур банкротства не распространяются на сделки с ценным бумагами его клиентов, совершаемые по поручению клиентов, подтвержденные последними после возбуждения производства по делу о банкротстве.

Наряду с этим ни органы управления должника, ни временный управляющий не могут принимать решения:

·   О реорганизации (слиянии, присоединения, разделения, выделении, преобразовании) и ликвидации должника;

·   О создании юридических лиц или об участии в иных юридических лицах;

·   О создании филиалов и представительств;

·   О выплате дивидендов или распределения прибыли между его учредителями (участниками);

·   О размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций (уставный капитал может быть увеличен за счет дополнительных вкладов учредителей);

·   О выходе из состава участников должника - юридического лица, приобретении у акционеров ранее вышеупомянутых акций;

·   Об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и объединениях юридических лиц (по закону о банкротстве 1998 г. такие сделки могли осуществляться с согласия временного управляющего).

С момента ведения наблюдения любые ограничения по распоряжению имуществом должника, в том числе аресты имущества должника, могут быть наложено исключительно в рамках процесса о банкротстве.

Временный управляющий, как и другие арбитражные управляющие, утверждается арбитражным судом.

Деятельность временного управляющего осуществляется по двум основным направлениям:

·   Контроль за действиями руководства должника (в том числе обеспечение сохранности имущества неплатежеспособного предприятия);

·   Изучение финансового состояния должника с целью определения возможности и целесообразности оздоровления или ликвидации должника. А также сбор информации о кредиторах.

Вопрос об отстранении руководителя всегда является одним из самых важных, поскольку неграмотное или даже заведомо преступное руководство зачастую становится причиной банкротства. С другой стороны, причины кризиса могут быть связаны с внешними факторами, например с кризисом на уровне экономики государства. При этом руководитель должника лучше разбирается в специфике работы предприятия, чем только что пришедший, пусть и высококвалифицированный, временный управляющий. Поэтому мировой практике известны три варианты управления должником в случае его банкротства:

·   Управление руководством должника (самоуправление);

·   Управление специально назначенных управляющим или группой управляющих (доверительное управление, арбитражный управляющий, временная администрация);

·   Управление руководством под контролем специально назначенного лица.

Выбор системы управления обычно зависит от анализа причин, в результате которых положение должника ухудшилось. Однако закон о банкротстве РФ не дает возможности оценить эффективность работы руководств должника, поскольку в любом случае во время наблюдения и финансового оздоровления полномочия руководителя ограничиваются, а во время внешнего управления и конкурсного производства руководитель вообще отстраняется и его место занимает арбитражный управляющий.

Но если руководителем должника не принимается необходимые меры по обеспечению сохранности имущества должника, чинятся препятствия временному управляющему при исполнении его обязанностей или допускаются иные нарушения требований законодательства РФ, то арбитражный суд вправе отстранить руководителя должника от должности. В этих случаях исполнение обязанностей руководителя должника возлагается на временного управляющего.

В целях защиты интересов - кредиторов и сохранности имущества должника закон о банкротстве наделяет временного управляющего широким кругом прав и обязанностей. Так, временный управляющий имеет право получать любую, в том числе и конфиденциальную информацию о деятельности должника, которую ему обязано предоставить руководство и т.д.

По окончании наблюдения временный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о совей деятельности, в который включаются сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника.

Одна из обязанностей временного управляющего - установление требований кредитора, что является очень важным вопросом, поскольку определяет не только сумму долгов, но и количество голосов, которым обладает кредитор на собрании.

Для участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение 30 дней с даты опубликования в <Российской газете> сообщения о введении наблюдения. Кредиторы могут предъявлять свои требования и после этого срока, но в этом случае они будут рассматриваться судом после введения процедуры, следующей за наблюдением и, соответственно, кредиторы не допущены будут к голосованию на первом собрании кредиторов.

Требования кредиторов направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему. К требованиям должны быть приложены судебный акт или иные документы, подтверждающие обоснованность этих требований. В этом случае на основании определения арбитражного суда они включаются в реестр требований кредиторов.

При наличии возражений арбитражный суд проверяет обоснованность требований и выносит определение о включении или об отказе о включении их в реестр. Это определение может быть обжаловано. При необходимости арбитражный суд может поручить временному управляющему отложить проведение первого собрания кредиторов до завершения рассмотрения требований.

Немаловажная роль в осуществлении процедур банкротства отводится законом о банкротстве собранию кредиторов, образуемому в целях защиты интересов всех кредиторов. Временный управляющий определяет дату проведения первого собрания кредиторов и уведомляет об этом всех лиц, имеющих право на участие в нем: выявленных конкурсных кредиторов (кредиторов, обратившихся в установленный срок и в установленном законом порядке и внесенных в реестр требований кредиторов), уполномоченные органы, представители работников должников и др.

Особенности первого собрания кредиторов:

·   Определенная дата проведения (не позднее 10 дней до даты окончания наблюдения);

·   Предоставление протокола проведения в арбитражный суд;

·   Принятие решения об обращении с ходатайством в арбитражный суд о ведения финансового оздоровления, внешнего управления или об открытии конкурсного производства (т.е. решение первого собрания кредиторов является основанием для принятия арбитражным судом решения о дальнейшей участи должника);

·   Определение количественного состава кредиторов, избрание его членов;

·   Решение иных вопросов, предусмотренных законом о банкротстве.

Первое собрание кредиторов

Цель

Определение дальнейшей судьбы должника

Дата

Не позднее 10 дней до даты окончания наблюдения

Принимаемые решения

(принимаются большинством голосов из числа присутствующих на собрании)

Решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством:

О введении финансового оздоровления;

О введении внешнего управления;

О признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

другие вопросы:

·         образование комитета кредиторов, определение его количественного состава и полномочий, избрание членов комитета кредиторов;

·         определение требований к кандидатурам, административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего;

·         определение саморегулируемой организации, которая должна представить в арбитражный суд кандидатуры арбитражных управляющих;

·         выбор реестродержателя из числа реестродержателей, аккредитованных саморегулируемой организацией;

·         решение иных вопросов, предусмотренных законом о банкротстве

Решения первого собрания по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов, налоговых и иных уполномоченных органов. При банкротстве субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса первое собрание кредиторов принимает решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не менее чем ¾ голосов от их общего числа.

Первое собрание кредиторов - очень важный для должника этап. Цель его проведения состоит в определении кредиторами дальнейшей судьбы должника. Временный управляющий на собрании сообщает кредиторам данные анализа финансового состояния должника с изложением перспектив, возможностей и невозможностей восстановления платежеспособности. Однако выводы временного управляющего носят рекомендательный характер и не являются обязательными для кредиторов. Кредиторы могут иметь собственный взгляд на возможность или невозможность оздоровления должника, не совпадающий с результатами анализа.

Протокол первого собрания кредиторов представляется временным управляющим в арбитражный суд не по позднее чем через 5 дней с даты проведения первого собрания кредиторов.

Последнюю точку в процедуре наблюдения ставит арбитражный суд: на основании решения первого собрания кредиторов или руководствуясь законом о банкротстве, он принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производна или выносит определение о введении внешнего управления или утверждает мировое соглашение.

Основой для вынесения определения или принятия решения арбитражного суда является решение первого собрания кредиторов. Однако суд может поступить вопреки воли кредиторов в том случае, если есть ходатайство учредителей должника, уполномоченного государственного органа или третьих лиц и они предоставляют банковскую гарантию на сумму 120 % от размера обязательств должника, а также существует график погашения задолженности, соответствующий требованиям закона о банкротстве. В этом случае вместо предложенного кредиторами внешнего управления или конкурсного производства суд вводит финансовое оздоровление. Кроме того, если решение собрания кредиторов нарушает чьи-либо права и законные интересы, суд по заявлению соответствующих лиц может признать такое решение недействительным.

Если первое собрание кредиторов не приняло решения о том, какую процедуру надо ввести следующей, суд может отложить рассмотрение дела. Однако если решение не вынесено в течении семи месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд, то суд принимает решение о введении какой-либо из процедур банкротства самостоятельно:

·   если есть соответствующее ходатайство, то водится финансовое оздоровление;

·   если нет оснований для введения финансового оздоровления, но есть возможность восстановления платежеспособности, то вводится внешнее управление;

·   если нет основания для введения финансового оздоровления или внешнего управления, то вводится конкурсное производство и должник признается банкротом.

С момента признания арбитражным судом должника банкротом и открытия конкурсного производства, или введения финансового оздоровления или внешнего управления, или утверждение мирового соглашения, наблюдение прекращается.

 

Вопросы по материалам лекции:

1. Опишите суть стадии наблюдения при антикризисном управлении на предприятии в соответствие с ФЗ <О несостоятельности (банкротстве)> от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ.

2. Опишите полномочия первого собрания кредиторов, его особенность и значение в процедуре арбитражного управления в соответствие с ФЗ <О несостоятельности (банкротстве)> от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ.

Главная

О фирме

Статьи из газеты "ИЛИГА"

Лекции Галяутдинова

Аренда помещений

Вакансии

Контакты