В условиях современной финансовой политики процедуры несостоятельности (банкротства) относятся к числу важнейших средств антикризисного управления развитием экономической ситуации на уровне как Российской Федерации и ее субъектов, так и на уровне муниципальных образований. Банкротство нежизнеспособных организаций способствует отбору хозяйствующих субъектов, наиболее приспособленных к деятельности в рыночных условиях. Что еще более важно, процедуры банкротства позволяют использовать самые эффективные способы управления <больными>, т.е. финансово неблагополучными организациями.
Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) имеет давнюю историю, начинающуюся со средневековых итальянских торговцев - <ломбардцев> (ростовщиков, менял, банкиров), которые по традиции переворачивали или ломали скамью, на которой сидели в торговом зале те, кто до недавнего времени вёл свою деятельность, но с какого то времени оказались не способны оплатить образовавшиеся долги. На итальянском языке перевёрнутая скамейка звучит примерно как <банка ротта>, что и нашло отражение в термине <банкротство>.
Позднее данный термин стал применяться более широко, и в настоящее время федеральным законом России <О несостоятельности (банкротстве)> этот термин закреплён юридически.
Исторически сложилось так, что под несостоятельностью понималась удостоверенная судом абсолютная неплатежеспособность должника. При этом в большинстве стран термин <банкротство> - синоним слова <несостоятельность> - применяется для описания уголовно-правовой стороны несостоятельности, инкорпорирован в уголовные кодексы и используется только по отношению к физическим лицам.
Несмотря на то, что в российском гражданском законодательстве термины <несостоятельность> и <банкротство> используются как синонимы, следует отметить, что в Уголовном кодексе Российской Федерации (УК РФ) предусмотрено использование только термина <банкротство> (фиктивное, умышленное). Кроме того, данный термин вообще чаще используется в нормативных актах РФ.
В России институт банкротства также имеет давнюю историю. Так, в <Русской правде>, одном из древнейших (приблизительно ХIII в.) памятников российского правоведения, дошедших до наших времен, содержаться ясные и подробные постановления, касающиеся отдельных аспектов несостоятельности и конкурсного процесса.
Например, по-разному регламентируются последствия банкротства, наступившего в результате 1) неудачного стечения обстоятельств, каких то случайностей, в меньшей степени зависящих от действий должника или 2) несостоятельности, причиной которой являются предумышленные действия должника, к которым относилось, в частности, пьянство. Если в первом случае проторговавшемуся купцу давался шанс выплатить долги частями и в рассрочку, то во втором случае, по усмотрению кредиторов, все имущество должника и он сам могли быть проданы в счет погашения долга. Кроме того, устанавливалась определенная очередность погашения долгов: в первую очередь выплачивались долги князю, затем - приезжим купцам, остальное имущество распределялось между местными кредиторами. Неспособных выплатить долги, случалось, сажали в так называемую <долговую яму>, из которой должника выпускали лишь после того, как за него кто ни будь ни рассчитывался по долгам.
Специального нормативного акта по вопросам банкротства до ХVIII в. принято не было. Вместе с тем регулирование отдельных вопросов, связанных с несостоятельностью должников, содержится в договоре Смоленска с Ригою от 1229 г., Псковской Судной Грамоте, Судебнике Ивана III, в уложении царя Алексея Михайловича и др.
После Октябрьской революции 1917 институт банкротства был реформирован применительно к плановой социалистической экономике таким образом, что потерялась вся экономическая основа признания должника несостоятельным.
Следует отметить, что лишь рыночные отношения обусловливают необходимость ведения данного института. Так, бурное развитие экономики в рамках <новой экономической политики> в середине 20-х гг. нашего века потребовало включения в Гражданский процессуальный кодекс (ГПК) 1927 г. раздела, посвященного регламентированию процедур несостоятельности.
В дальнейшем вместе с ликвидацией рыночных отношений исчезла необходимость и в признании участников хозяйственного оборота банкротами. При недостатке у предприятия собственных средств или его нерентабельности действовала система дотаций или списания долгов. Ситуация неплатежеспособности предполагалась возможной лишь при ликвидации предприятия в случае недостаточности у него собственных средств. Однако взыскание обращалось лишь на оборотные средства должника, тогда как на здания, сооружения, оборудование и другое имущество, относящееся к основным средствам, взыскание по претензиям кредиторов не обращалось (ст. 98 ГК РСФСР). При этом долг в невзысканной части просто погашался.
Несмотря на то, что уже с 1986 г. широко издавались кооперативы, а в 1990 г. был принят уже вполне рыночный Закон РСФСР <О предприятиях и предпринимательской деятельности> от 25 декабря 1990 гола № 445-1, по поводу необходимости принятия закона о несостоятельности (банкротстве) велись жаркие дебаты. Лишь в 1992 г. был принят первый послереволюционный российский закон о несостоятельности предприятии, установивший возможность признания участника хозяйственной деятельности банкротом.
Однако сразу после его принятия стала очевидной недостаточная проработанность его положений. Для восполнения многочисленных пробелов, которые содержались в данном законе, начали приниматься многочисленные подзаконные акты - указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Кроме того, большую роль в обеспечении реализации на практике норм законодательства о банкротстве в условиях их недостаточности и противоречивости сыграл специализированный орган исполнительной власти, издавший ряд ведомственных нормативных актов.
В дальнейшем были созданы самые необходимые условия для практической реализации процедур несостоятельности (банкротства). Так, в 1993 г. в арбитражных судах было возбуждено более 100 дел о несостоятельности, в 1994 г. - около 240, в 1995 г. - 1108, в 1996 г. - 2618. В 1995 г. арбитражными судами были признаны несостоятельными 469 организаций, по 135 делам производство по делу приостановлено и назначена процедура внешнего управления, в 8 случаях определена санация, в 27 случаях между должником и кредитором заключено мировое соглашение, 143 заявления были отклонены. Число должников увеличилось с 50 в 1993 г. до 1035 в 1996 г. В 1996 г. в отношении 413 организаций арбитражными судами ведена процедура внешнего управления, а в отношении 28 должников - санация.
Сравнительно медленный рост числа арбитражных дел о несостоятельности был, главным образом, обусловлен недостатками основного законодательного акта, регулировавшего до последнего времени вопросы банкротства, - закона о несостоятельности предприятий, вступившего в действие с 1 марта 1993 г.
Вышеназванные причины, а также необходимость приведения данного нормативного акта в соответствие с ГК РФ обусловили необходимость принятия нового законодательного акта - Федерального закона <О несостоятельности>, вступившего в действие с 1 марта 1998 г., а затем федерального закона <О несостоятельности (банкротстве)> от 26 декабря 2002 г.
Основной целью хозяйственной деятельности любой коммерческой организации является получение прибыли. Однако в погоне за высокими прибылями или под влиянием различных внешних и внутренних факторов можно оказаться в ситуации, когда долгов будет больше, чем имущества. Поэтому в условиях рыночной экономики большую роль в защите прав и интересов юридических и физических лиц играет такой инструмент, как банкротство несостоятельного должника, позволяющий восстановить нарушенные права кредиторов, либо помочь должнику выйти из кризиса.
Основные цели законодательства о банкротстве:
1) Сохранить жизнеспособность фирмы, т.е. с помощью юридических механизмов помочь фирме, переживающей тяжелые времена, оставаться в деле, когда это более благоприятно для ее сособственников, чем уход из бизнеса.
2) Обеспечить защиту интересов кредиторов, удовлетворив оптимальным образом их требования по отношению к данной фирме.
Нетрудно заметить, что эти две цели противоречат друг другу, поэтому в мировой практике законодательство о банкротстве принято делить на продолжниковое, т.е. защищающее интересы должника, и на прокредиторское, направленное на максимально возможное удовлетворение требований кредиторов. Российское законодательство о банкротстве сочетает в себе элементы и прокредиторского и продолжникового законодательства;
3) В качестве дополнительной, но и довольно значимой цели можно назвать обеспечение наблюдения за сохранностью и наиболее эффективным использованием активов корпорации, - испытывающей финансовые трудности, в процессе самого банкротства.
Основными юридическим документом, регламентирующим вопросы банкротства, является Федеральный закон (далее - Закон) <О несостоятельности (банкротстве)> от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ.
Кроме того, процедуры банкротства в России регулируются:
· ГК РФ (ч.1 от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, ч.2 от 26 января 1996 г. № 14 ФЗ);
· Арбитражным процессуальным кодексом (АПК РФ) от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ (веден в действие с 1 сентября 2002 г.);
· Трудовым кодексом (ТК РФ) от 30 декабря 2001 г. № 63 -ФЗ;
· Федеральным законом <Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса от 24 июня 1999 г. № 122 - ФЗ (действует от 1 января 2005 г., после чего вступает в действие параграф 6 главы 9 нового Закона о банкротстве <Банкротство субъектов естественных монополий>);
· Федеральным законом <О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций> от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ.
В соответствии с законом о банкротстве, несостоятельность - это признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Из законодательства о банкротстве вытекают следующие положения:
1) должник может быть признан банкротом только на основании решения арбитражного суда или объявить себя банкротом сам (в случае добровольной ликвидации);
2) критерием несостоятельности должника является его неплатежеспособность, когда должник не может полностью расплатиться по своим долгам. Причем закон не делает различия между задолженностью перед кредиторами по уплате обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды и кредиторами по другим обязательствам.
Признаки банкротства в России:
1) неспособность должника удовлетворить требования кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения; в течение одного месяца для кредитных монополий топливно-энергетического комплекса и для стратегических предприятий и организаций;
2) сумма задолженности (за исключением начисленных штрафов и пеней) на день обращения в суд должна быть не менее:
· 100 тыс. руб. (по закону о банкротстве 1998 г. - 500 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) для юридического лица;
· 10 тыс. руб. (по закону о банкротстве 1998 г. - 100 МРОТ) для гражданина; кроме того сумма обязательств должника - гражданина должна быть больше стоимости принадлежащего ему имущества;
· 50 000 МРОТ для субъектов естественных монополий топливно - энергетического комплекса, кроме того сумма задолженности должна превышать балансовую стоимость имущества должника, в том числе права требования (с 1 января 2005 г. - 500 тыс.руб.);
· Независимо от размера кредиторской задолженности при банкротстве отсутствующего должника;
· Не менее 1000 МРОТ для кредитной организации.
Не подлежат банкротству в порядке, предусмотренном законом о банкротстве, казенные предприятия.
Закон <О несостоятельности (банкротстве) предприятий> 1992 г. не выделял особых категорий должников, вследствие чего ко всем применялись единые нормы. Закон 2002 г. предусматривает особенности банкротства отдельных категорий должников:
Градообразующих организаций, сельскохозяйственных организаций, финансовых организаций (страховых организаций, кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг), стратегических предприятий и организаций, субъектов естественных монополий, граждан, в том числе индивидуального предпринимателя, и др.
Процедуры банкротства можно разделить на внесудебные (добровольные) и судебные, осуществляемые в рамках судебного процесса. Ко внесудебным процедурам относятся досудебная санация и иные меры по предупреждению банкротства, к судебным процедурам, осуществляемым в рамках судебного процесса - наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение.
Судебное разбирательство может быть начато по заявлению как самого должника, так и конкурсных кредиторов и уполномоченных органов.
Конкурсное производство приводит к ликвидации организации, все остальные процедуры - к ее финансовому оздоровлению и, в конечном счете, к приведению организаций в нормальное состояние. Таким образом, процесс по делу о банкротстве не всегда приводит к ликвидации должника.
Предупреждение банкротства. Законом о банкротстве 2002 г. предусмотрено проведение мер по предупреждению банкротства организаций (ст. 30) и досудебной санации (ст. 31).
Учредители (участники) должника, собственник имущества должника - унитарного предприятия, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по предупреждению банкротства организаций.
До момента подачи заявления о признании должника банкротом меры по его финансовому оздоровлению могут принимать не только учредители, собственники имущества, но и кредиторы и иные лица на основании соглашения с должником.
Под досудебной санацией понимаются меры по восстановлению платежеспособности должника, применяемые собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями должника, его кредиторами и иными лицами в целях предупреждения банкротства.
Досудебная санация осуществляется в форме предоставления финансовой помощи должнику в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника - предприятия.
В законе не регламентируются ни порядок, ни сроки, ни ответственность участников процедуры, ни контроль за проведением процедуры досудебной санации. Фактически все эти меры осуществляются в рамках антикризисного управления, т.е. управления, направленного на вывод предприятия из кризисного состояния. Основными этапами антикризисного управления являются разработка бизнес-плана финансового состояния фирмы, а также выбор и реализация антикризисных процедур.
Одним из основных способов, используемых для выхода предприятия из кризиса, является его реорганизация.
Другой формой, используемой в целях оздоровления предприятия и недопущения его банкротства является доверительное управлении. По договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или другого лица, указанного учредителем управления (выгодоприобретателем). Договор заключается в том случае, когда собственник имущества не может эффективно управлять своим имуществом.
Формы реорганизации |
|
Нормативные документы: закон об акционерных обществах. Закон об обществах с ограниченной ответственностью, ГК РФ |
|
Слияние - возникновение нового общества путем передачи ему прав и обязанностей двух или нескольких обществ с превращением последних |
А+Б=В |
Присоединение - прекращение одного из нескольких обществ с передачей всех прав и обязанностей их правопреемнику, которым является юридическое лицо, к которому осуществлено присоединение. |
А+Б=А |
Разделение - прекращение общества с прекращением всех прав и обязанностей вновь создаваемым обществом |
А= Б и В |
Выделение - создание одного или нескольких обществ с передачей им части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения последнего. |
А= А и Б |
Преобразование - форма реорганизации, в результате которой юридическое лицо одной организационно - правовой формы преобразуется в юридическое лицо другой организационно - правовой формы и при этом к вновь образованному юридическому лицу переходят все права и обязанности реорганизованного. |
АО=ООО |
Разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде. Дела о банкротстве находятся в компетенции арбитражного суда. Арбитражные суды рассматривают дела о банкротстве юридических лиц и граждан по правилам, предусмотренным АПК РФ.
С 1 сентября 2002 г. вступил в действие новый АПК № 95-ФЗ от 4 июля 2002 г., в котором предусмотрена гл. 28 <Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве)>.
Вынесенные определения суда, обжалование которых предусмотрено законодательством, могут быть обжалованы в арбитражном суде апелляционной инстанции в течение 10 дней со дня их вынесения.
Рассмотрение дел о несостоятельности производится по месту нахождения должника - юридического лица или по мету жительства гражданина.
Особенностью процесса банкротства является отсутствие истца и ответчика, - есть только заявитель, которым может быть должник, конкурсный кредитор и уполномоченные органы.
От имени должника выступает руководитель должника - юридического лица или арбитражный управляющий (в соответствии с законодательством) и должник-гражданин, соответственно.
Руководитель юридического лица управляет должником до суда и во время процедур наблюдения и финансового оздоровления. Во время этих двух процедур его функции ограничены, действия контролируются управляющим, назначенным арбитражным судом. Во время конкурсного производства и внешнего управления функции по управлению переходят к арбитражному (конкурсному или внешнему) управляющему. После заключения мирового соглашения и при благополучном для предприятия исходе финансового оздоровления и внешнего управления руководство организацией вновь переходит к его руководителю, прежнему или вновь назначенному.
От имени собственника имущества, учредителей, участников должника в процессе может участвовать представитель.
В качестве арбитражного управляющего арбитражным судом может быть назначено физическое лицо, зарегистрированное как индивидуальный предприниматель, обладающее специальными знаниями и опытом работы. С 1 марта 1999 г. арбитражные управляющие действовали на основании лицензии арбитражного управляющего, выдаваемой Федеральной службой по финансовому оздоровлению и банкротству. Лицензия была своего рода страховкой от неправомерных действий арбитражных управляющих, поскольку эту лицензию можно было отозвать в случае неисполнения арбитражным управляющим своих обязанностей. По новому закону регулированием и обеспечением деятельности арбитражных управляющих должны заниматься специально созданные коммерческие организации - саморегулируемые организации арбитражных управляющих, членом хотя бы одной из которых должен быть арбитражный управляющий.
Закон о банкротстве содержит права и обязанности арбитражного управляющего.
Возможны случаи, когда деятельность арбитражного управляющего приводит к убыткам. В связи с этим новый закон о банкротстве в качестве финансового обеспечения ответственности арбитражного управляющего обязует его заключить договор страхования ответственности на срок не менее года с его обязательным последующим возобновлением на тот же срок в сумме не менее 3 млн. руб. в год.
Оплата услуг арбитражного управляющего производится в виде вознаграждения, ежемесячный размер которого определяется собранием кредиторов и утверждается арбитражным судом. Его размер, как правило, приблизительно равен размеру заработной платы руководителя организации должника и не может составлять менее 10 тыс. руб. Вознаграждение выплачивается за счет имущества должника вне очереди.
При возбуждении дела о банкротстве не делается различие между задолженности в бюджет и внебюджетные фонды и задолженностью другим кредиторам (поставщикам и подрядчикам, персоналу по оплате труда и т.д.) поскольку с заявлением в суд могут обращаться как кредиторы, так и налоговые органы и органы государственных внебюджетных фондов. Однако в процессе судебного разбирательства не все кредиторы оказываются в равных условиях.
Во-первых закон о банкротстве делит всю задолженность на денежные обязательства кредиторам и на обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды.
Во-вторых в соответствии с законом о банкротстве во время конкурсного производства кредиторы делятся на несколько очередей, согласно которым и происходит и удовлетворение их требований при ликвидации должника.
Логично было бы предположить, что с точки зрения государства в первую очередь необходимо расплатиться по обязательным платежам. Однако законодатели поставили на первое место социальный аспект: в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми юридическое лицо несет ответственность за вред, причиненный их жизни и здоровью, а во вторую - задолженность по оплате труда работникам, выплата вознаграждения по авторским договорам. Законодательство различных стран по-разному защищают интересы работников. Например, в Германии при ликвидации предприятия в рамках процесса банкротства неудовлетворенные требования работников погашаются за счет особой кассы, формирующейся из вносов всех работников. Российским законодательством работники (как кредиторы) поставлены в привилегированное положение, поскольку:
· Задолженность работникам по заработной плате, авторским договорам, выходные пособия, выплаты за вред, причиненный жизни и здоровью выплачиваются раньше всех остальных долгов;
· Мировое соглашение заключается только после погашения задолженности первой и второй очереди;
· Посоле признания мирового соглашения недействительным кредиторы первой и второй очередей не обязаны возвращать полученные ими средства.
Поэтому работники не относятся к конкурсным кредиторам, не имеют права голоса на собрании кредиторов. Однако там их интересы может отстаивать представитель (без права голоса). Представителями работников в соответствии со ст. 29-31 ТК РФ являются профсоюзы и их объединения, а также иные избранные работниками на общем собрании (конференции) представители в том случае, если в организации отсутствует профсоюзная организация или она объединяет менее половины работников.
Участвующие в деле о банкротстве конкурсные кредиторы - это кредиторы по денежным обязательствам, за исключением граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также учредителей (участников) должника - юридического лица по обязательствам, вытекающим из такого участия.
Интересы всех кредиторов в процессе осуществления процедур банкротства (ст. 12 закона о банкротстве)оформляются в виде решения собрания кредиторов. Полномочия участников собрания кредиторов и комитета кредиторов отражены в табл. 1 и 2.
Полномочия участников собрания кредиторов
Участники |
С правом голоса: конкурсные кредиторы; уполномоченные органы. Число голосов определяется суммой требований кредитора (за исключением штрафов, пеней и финансовых санкций) пропорционально общей сумме требований, включенных в реестр на дату проведения собрания Без права голоса: Представитель работников должника; руководитель должника; представитель учредителей (участников) должника - унитарного предприятия. Организация и проведение собрания осуществляются арбитражным управляющим. |
Исключительная компетенций |
Принятие решения о введении и об изменении срока проведения финансового оздоровления, внешнего управления и об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд; Утверждение и изменение плана внешнего управления; Утверждение плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности; Утверждение требований к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего; Выбор саморегулируемой организации для представления в арбитражный суд кандидатур административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего; Выбор реестродержателя из числа аккредитованных саморегулируемой организаций; принятие решения о заключении мирового соглашения; Принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; Принятие решения об образовании комитета кредиторов, определении количественного состава, избрании членов комитета кредиторов и о досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов; Отнесение к компетенции комитета кредиторов принятия решений; Избрание представителя собрания кредиторов. |
Правомочность |
Если на собрание присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем половиной 30 % голосов от общего числа голосов. |
Инициаторы созыва |
Арбитражный управляющий; Комитет кредиторов; Конкурсные кредиторы и (или) уполномоченные органы, права, требования суммы требований, включенных в реестр требований кредиторов. |
Закон о банкротстве разделяет собрания кредиторов на первое собрание кредиторов и остальные собрания, так как первому собранию присущи определенные особенности.
Функции |
Представление законных интересов конкурсных кредиторов, уполномоченных органов и осуществление контроля за действием арбитражного управляющего, а также иных предоставленных собранием кредиторов полномочий |
Права |
Требовать от арбитражного управляющего или руководителя должника и ходе процедур банкротства; Обжаловать в арбитражный суд действия арбитражного управляющего; Принимать решения о созыве собрания кредиторов; Принимать решения об обращении к собранию кредиторов с рекомендацией об отстранении арбитражного управляющего от исполнения его обязанностей; Принимать другие решения, а также совершать иные действия в случае предоставления собранием кредиторов таких полномочий. |
Количественный состав |
3-11 человек (определяется собранием кредиторов) |
Требования по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды в суде могут представлять налоговые органы.
В соответствии с Налоговым кодексом (НК РФ) (ч.1 от 231 июля 1998 г. № 146-ФЗ), налоговыми органами являются Министерство РФ по налогам и сборам и его подразделения. Полномочия налоговых органов обладают также таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов. Налоговые органы имеют право голоса на первом собрании кредиторов и могут, таким образом, влиять на дальнейшую судьбу должника.
Государственным органом по делам о банкротстве является Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО), образованная в 1993 г. (в тот момент - Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе РФ, с 19997 г. - Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению).
В соответствии с постановлением Правительства РФ <Об утверждении положения о Федеральной службе России по финансовому оздоровлению и банкротству> от 4 апреля 2000 г. № 301, ФСФО является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции, предусмотренные законодательством РФ о финансовом оздоровлении и несостоятельности (банкротстве) организаций.
Правила профессиональной деятельности арбитражных управляющих и их саморегулируемых организаций определяются Правительством РФ.
В деле о банкротстве могут участвовать федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления:
· Соответствующий орган местного самоуправления по делу о банкротстве градообразующих организаций (а также по решению арбитражного суда - федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ);
· Банк России при возбуждении производства по делу о банкротстве кредитной организации по его заявлению;
· Федеральный орган исполнительной власти в области топливно-энергетического комплекса, уполномоченный Правительством РФ, при банкротстве субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса (а также орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления по месту нахождения организации - должника);
· Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ осуществлять надзор за страховой деятельностью при банкротстве страховых организаций;
· Федеральный орган исполнительной власти по регулированию рынка ценных бумаг при банкротстве профессиональных участников рынка ценных бумаг;
· Федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет деятельность стратегическое предприятие или организация в случае их банкротства.
Кроме того, в арбитражном процессе могут участвовать адвокаты в качестве представителей граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей и организаций.
Арбитражный управляющий вправе привлечь к работе экспертов, например для квалифицированного проведения анализа финансового состояния, или оценки имущества организации. Они привлекаются к осуществлению своей деятельности на договорной основе с оплатой их услуг и средств имущества вне очереди.
Производство по делу о банкротстве возбуждается арбитражным судом на основании заявления о признании должника банкротом, поданного лицом, имеющим право на обращение в арбитражный суд в соответствии с законом о банкротстве, при наличии признаков банкротства.
После принятия заявления о признании должника несостоятельным арбитражный суд решает вопрос о возможности возбуждения производств по делу.
Заявление о рассмотрении признания несостоятельности могут подавать как должник, так и конкурсный кредитор, а также уполномоченные органы.
Заявление подается в письменной форме, но в зависимости от того, кто является заявителем, закон устанавливает различный порядок оформления заявления.
Заявление должника должно быть подписано руководителем должника - юридического лица или лицом, уполномоченным в соответствии с учредительными документами должника на подачу такого заявления, а также представителем должника, если такое полномочие прямо предусмотрено в доверенности представителя.
Заявитель - гражданин должен подписать заявление и представить перечень сведений об обязательствах, не связанных с предпринимательской деятельностью (это могут быть как обязательства, носящие личный характер, так и не являющиеся таковыми).
Заявление кредиторов может быть подписано не только руководителем кредитора, но и его представителем.
Должник должен направить копии заявления кредиторам и иным лицам, участвующим в деле.
При отсутствии какого-либо из документов, представление которого является обязательным, арбитражный суд возвращает заявление о признании несостоятельности.
Заявление может быть основано на объединенной задолженности по различным обязательствам. Тогда заявление подписывается кредиторами, объединившими свои требования. Если объединение не произойдет, то один из кредиторов будет выступать заявителем, а остальные - конкурсными кредиторами.
В случае обращения в суд конкурсного кредитора или уполномоченного органа с заявлением о признании должника несостоятельным, копия этого заявления направляются должнику. После принятия заявления арбитражный судом у должника появляется право в течении пяти дней со дня получения определения суда о принятии заявления предоставить отзыв на заявление кредитора
Отзыв должника должен быть направлен в арбитражный суд и заявителю. Однако отсутствие отзыва не препятствует рассмотрению дела.
Уполномоченные органы не являются конкурсными кредиторами, но в случае их обращения в арбитражный суд заявление о признании банкротом налогоплательщика по обязательным платежам должно быть оформлено в соответствии с требованиями, предъявляемыми законом о банкротстве для заявления кредитора. Однако налоговой или иной уполномоченный орган обязан до обращения в арбитражный суд принять меры по получению задолженности (безакцептное списание средств со счета должника, обращение взыскания на его имущество и др.). Поэтому к заявлению уполномоченного органа по обязательным платежам должно быть приложено решение налогового органа или таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника.
После подачи заявления в арбитражный суд возможны следующие варианты действия суда:
1) Если заявление соответствует требованиям АПК РФ и Закона о банкротстве, то арбитражный суд принимает такое заявление. В определении о принятии заявления о признании должника банкротом могут быть указаны меры по обеспечению требований кредиторов, принятые арбитражным судом на основании ходатайства лица, подавшего заявление о признании должника банкротом. Они направлены на сохранение имущества должника, находящегося в процессе производства дела по его несостоятельности и заключаются в аресте имущества, запрещении должнику совершать определенные действия вообще или без согласия арбитражного управляющего, кредиторов, суд может отстранить руководителя должника и т.д.;
2) Арбитражный суд может отказать в принятии заявления о признании должника банкротом в том случае, если отсутствуют признаки банкротства, либо против должника уже введена одна из процедур банкротства или по другим основания;
3) Суд может возвратить заявление в том случае, если нарушены форма и содержание заявления либо к нему не приложены необходимые документы;
Подготовка дела о банкротстве к судебному разбирательству производится судьей арбитражного суда и включает в себя:
· Рассмотрение вопроса о привлечении к участию других лиц;
· Извещение заинтересованных лиц о производстве по делу о несостоятельности;
· Истребование необходимых документов и сведений лиц, обязанных их предоставить;
· Проверку обоснованности возражения должника против требования кредиторов. По результатам обоснованности требований заявителя к должнику арбитражный суд выносит одно из следующих определений:
О признании требований заявителя обоснованными и ведении процедуры наблюдения;
Об отказе во введении процедуры наблюдения и об оставлении заявления без рассмотрения;
Об отказе во введении наблюдения и о прекращении производства по делу о банкротстве;
· Назначение экспертизы для выяснения финансового состояния должника, если это необходимо.
· Решение вопроса об обеспечении иска и другие действия в соответствии с гл.8 АПК РФ;
От оперативности в конкурсном процессе часто зависят судьба должника, восстановление его платежеспособности и удовлетворение требований кредиторов.
Законом о банкротстве устанавливается семимесячный срок рассмотрения дела о не состоятельности (по закону о банкротстве 1998 г. - трехмесячный срок, который мог быть продлен не более чем на 2 месяца, на которые суд мог отложить дело).
По результатам рассмотрения дела о банкротстве арбитражный суд принимает один из следующих актов:
1) Решение:
· О признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
· Об отказе в признании должника банкротом;
2) Определение:
· О введении финансового оздоровления;
· О ведении внешнего управления;
· О прекращении производства по делу о банкротстве;
· Об оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения;
· Об утверждении мирового соглашения.
Решение арбитражный суд выносит в случае необходимости ликвидации признания должника банкротом либо об открытии конкурсного производства, а также в случае отсутствия оснований для объявления должника несостоятельным (Решение об отказе в признании должника банкротом).
Определение выносится арбитражным судом в случае наличия решения собрания кредиторов о проведении внешнего управления или финансово оздоровления, а также в случае восстановления платежеспособности в результате мероприятий внешнего управления либо заключения мирового соглашения с должником (определении о прекращении производства по делу о банкротстве).
Вопросы по материалам лекции:
1. Опишите эволюцию нормативно-правового регулирования процессов банкротства в истории России. Перечислите основные цели законодательства о банкротстве.
2. Перечислите основные признаки банкротства в России. Опишите существующие способы предупреждения банкротства.
3. Опишите механизм возбуждения дела о признании должника банкротом арбитражным судом.
4. Опишите полномочия собрания кредиторов и комитета кредиторов в деле арбитражного управления на предприятии.