Антикризисное управление

Лекция Галяутдинова И.И. № 10 (Конспект)

Общие понятия о банкротстве и его предупреждение

В условиях современной финансовой политики процедуры несостоятельности (банкротства) относятся к числу важнейших средств антикризисного управления развитием экономической ситуации на уровне как Российской Федерации и ее субъектов, так и на уровне муниципальных образований. Банкротство нежизнеспособных организаций способствует отбору хозяйствующих субъектов, наиболее приспособленных к деятельности в рыночных условиях. Что еще более важно, процедуры банкротства позволяют использовать самые эффективные способы управления <больными>, т.е. финансово неблагополучными организациями.

Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) имеет давнюю историю, начинающуюся со средневековых итальянских торговцев - <ломбардцев> (ростовщиков, менял, банкиров), которые по традиции переворачивали или ломали скамью, на которой сидели в торговом зале те, кто до недавнего времени вёл свою деятельность, но с какого то времени оказались не способны оплатить образовавшиеся долги. На итальянском языке перевёрнутая скамейка звучит примерно как <банка ротта>, что и нашло отражение в термине <банкротство>.

Позднее данный термин стал применяться более широко, и в настоящее время федеральным законом России <О несостоятельности (банкротстве)> этот термин закреплён юридически.

Исторически сложилось так, что под несостоятельностью понималась удостоверенная судом абсолютная неплатежеспособность должника. При этом в большинстве стран термин <банкротство> - синоним слова <несостоятельность> - применяется для описания уголовно-правовой стороны несостоятельности, инкорпорирован в уголовные кодексы и используется только по отношению к физическим лицам.

Несмотря на то, что в российском гражданском законодательстве термины <несостоятельность> и <банкротство> используются как синонимы, следует отметить, что в Уголовном кодексе Российской Федерации (УК РФ) предусмотрено использование только термина <банкротство> (фиктивное, умышленное). Кроме того, данный термин вообще чаще используется в нормативных актах РФ.

В России институт банкротства также имеет давнюю историю. Так, в <Русской правде>, одном из древнейших (приблизительно ХIII в.) памятников российского правоведения, дошедших до наших времен, содержаться ясные и подробные постановления, касающиеся отдельных аспектов несостоятельности и конкурсного процесса.

Например, по-разному регламентируются последствия банкротства, наступившего в результате 1) неудачного стечения обстоятельств, каких то случайностей, в меньшей степени зависящих от действий должника или 2) несостоятельности, причиной которой являются предумышленные действия должника, к которым относилось, в частности, пьянство. Если в первом случае проторговавшемуся купцу давался шанс выплатить долги частями и в рассрочку, то во втором случае, по усмотрению кредиторов, все имущество должника и он сам могли быть проданы в счет погашения долга. Кроме того, устанавливалась определенная очередность погашения долгов: в первую очередь выплачивались долги князю, затем - приезжим купцам, остальное имущество распределялось между местными кредиторами. Неспособных выплатить долги, случалось, сажали в так называемую <долговую яму>, из которой должника выпускали лишь после того, как за него кто ни будь ни рассчитывался по долгам.

Специального нормативного акта по вопросам банкротства до ХVIII в. принято не было. Вместе с тем регулирование отдельных вопросов, связанных с несостоятельностью должников, содержится в договоре Смоленска с Ригою от 1229 г., Псковской Судной Грамоте, Судебнике Ивана III, в уложении царя Алексея Михайловича и др.

После Октябрьской революции 1917 институт банкротства был реформирован применительно к плановой социалистической экономике таким образом, что потерялась вся экономическая основа признания должника несостоятельным.

Следует отметить, что лишь рыночные отношения обусловливают необходимость ведения данного института. Так, бурное развитие экономики в рамках <новой экономической политики> в середине 20-х гг. нашего века потребовало включения в Гражданский процессуальный кодекс (ГПК) 1927 г. раздела, посвященного регламентированию процедур несостоятельности.

В дальнейшем вместе с ликвидацией рыночных отношений исчезла необходимость и в признании участников хозяйственного оборота банкротами. При недостатке у предприятия собственных средств или его нерентабельности действовала система дотаций или списания долгов. Ситуация неплатежеспособности предполагалась возможной лишь при ликвидации предприятия в случае недостаточности у него собственных средств. Однако взыскание обращалось лишь на оборотные средства должника, тогда как на здания, сооружения, оборудование и другое имущество, относящееся к основным средствам, взыскание по претензиям кредиторов не обращалось (ст. 98 ГК РСФСР). При этом долг в невзысканной части просто погашался.

Несмотря на то, что уже с 1986 г. широко издавались кооперативы, а в 1990 г. был принят уже вполне рыночный Закон РСФСР <О предприятиях и предпринимательской деятельности> от 25 декабря 1990 гола № 445-1, по поводу необходимости принятия закона о несостоятельности (банкротстве) велись жаркие дебаты. Лишь в 1992 г. был принят первый послереволюционный российский закон о несостоятельности предприятии, установивший возможность признания участника хозяйственной деятельности банкротом.

Однако сразу после его принятия стала очевидной недостаточная проработанность его положений. Для восполнения многочисленных пробелов, которые содержались в данном законе, начали приниматься многочисленные подзаконные акты - указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Кроме того, большую роль в обеспечении реализации на практике норм законодательства о банкротстве в условиях их недостаточности и противоречивости сыграл специализированный орган исполнительной власти, издавший ряд ведомственных нормативных актов.

В дальнейшем были созданы самые необходимые условия для практической реализации процедур несостоятельности (банкротства). Так, в 1993 г. в арбитражных судах было возбуждено более 100 дел о несостоятельности, в 1994 г. - около 240, в 1995 г. - 1108, в 1996 г. - 2618. В 1995 г. арбитражными судами были признаны несостоятельными 469 организаций, по 135 делам производство по делу приостановлено и назначена процедура внешнего управления, в 8 случаях определена санация, в 27 случаях между должником и кредитором заключено мировое соглашение, 143 заявления были отклонены. Число должников увеличилось с 50 в 1993 г. до 1035 в 1996 г. В 1996 г. в отношении 413 организаций арбитражными судами ведена процедура внешнего управления, а в отношении 28 должников - санация.

Сравнительно медленный рост числа арбитражных дел о несостоятельности был, главным образом, обусловлен недостатками основного законодательного акта, регулировавшего до последнего времени вопросы банкротства, - закона о несостоятельности предприятий, вступившего в действие с 1 марта 1993 г.

Вышеназванные причины, а также необходимость приведения данного нормативного акта в соответствие с ГК РФ обусловили необходимость принятия нового законодательного акта - Федерального закона <О несостоятельности>, вступившего в действие с 1 марта 1998 г., а затем федерального закона <О несостоятельности (банкротстве)> от 26 декабря 2002 г.

Основной целью хозяйственной деятельности любой коммерческой организации является получение прибыли. Однако в погоне за высокими прибылями или под влиянием различных внешних и внутренних факторов можно оказаться в ситуации, когда долгов будет больше, чем имущества. Поэтому в условиях рыночной экономики большую роль в защите прав и интересов юридических и физических лиц играет такой инструмент, как банкротство несостоятельного должника, позволяющий восстановить нарушенные права кредиторов, либо помочь должнику выйти из кризиса.

Основные цели законодательства о банкротстве:

1) Сохранить жизнеспособность фирмы, т.е. с помощью юридических механизмов помочь фирме, переживающей тяжелые времена, оставаться в деле, когда это более благоприятно для ее сособственников, чем уход из бизнеса.

2) Обеспечить защиту интересов кредиторов, удовлетворив оптимальным образом их требования по отношению к данной фирме.

Нетрудно заметить, что эти две цели противоречат друг другу, поэтому в мировой практике законодательство о банкротстве принято делить на продолжниковое, т.е. защищающее интересы должника, и на прокредиторское, направленное на максимально возможное удовлетворение требований кредиторов. Российское законодательство о банкротстве сочетает в себе элементы и прокредиторского и продолжникового законодательства;

3) В качестве дополнительной, но и довольно значимой цели можно назвать обеспечение наблюдения за сохранностью и наиболее эффективным использованием активов корпорации, - испытывающей финансовые трудности, в процессе самого банкротства.

Основными юридическим документом, регламентирующим вопросы банкротства, является Федеральный закон (далее - Закон) <О несостоятельности (банкротстве)> от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ.

Кроме того, процедуры банкротства в России регулируются:

·         ГК РФ (ч.1 от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, ч.2 от 26 января 1996 г. № 14 ФЗ);

·         Арбитражным процессуальным кодексом (АПК РФ) от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ (веден в действие с 1 сентября 2002 г.);

·         Трудовым кодексом (ТК РФ) от 30 декабря 2001 г. № 63 -ФЗ;

·        Федеральным законом <Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса от 24 июня 1999 г. № 122 - ФЗ (действует от 1 января 2005 г., после чего вступает в действие параграф 6 главы 9 нового Закона о банкротстве <Банкротство субъектов естественных монополий>);

·       Федеральным законом <О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций> от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ.

В соответствии с законом о банкротстве, несостоятельность - это признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Из законодательства о банкротстве вытекают следующие положения:

1)             должник может быть признан банкротом только на основании решения арбитражного суда или объявить себя банкротом сам (в случае добровольной ликвидации);

2)             критерием несостоятельности должника является его неплатежеспособность, когда должник не может полностью расплатиться по своим долгам. Причем закон не делает различия между задолженностью перед кредиторами по уплате обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды и кредиторами по другим обязательствам.

Признаки банкротства в России:

1)             неспособность должника удовлетворить требования кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения; в течение одного месяца для кредитных монополий топливно-энергетического комплекса и для стратегических предприятий и организаций;

2)             сумма задолженности (за исключением начисленных штрафов и пеней) на день обращения в суд должна быть не менее:

·       100 тыс. руб. (по закону о банкротстве 1998 г. - 500 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) для юридического лица;

·       10 тыс. руб. (по закону о банкротстве 1998 г. - 100 МРОТ) для гражданина; кроме того сумма обязательств должника - гражданина должна быть больше стоимости принадлежащего ему имущества;

·       50 000 МРОТ для субъектов естественных монополий топливно - энергетического комплекса, кроме того сумма задолженности должна превышать балансовую стоимость имущества должника, в том числе права требования (с 1 января 2005 г. - 500 тыс.руб.);

·       Независимо от размера кредиторской задолженности при банкротстве отсутствующего должника;

·       Не менее 1000 МРОТ для кредитной организации.

Не подлежат банкротству в порядке, предусмотренном законом о банкротстве, казенные предприятия.

Закон <О несостоятельности (банкротстве) предприятий> 1992 г. не выделял особых категорий должников, вследствие чего ко всем применялись единые нормы. Закон 2002 г. предусматривает особенности банкротства отдельных категорий должников:

Градообразующих организаций, сельскохозяйственных организаций, финансовых организаций (страховых организаций, кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг), стратегических предприятий и организаций, субъектов естественных монополий, граждан, в том числе индивидуального предпринимателя, и др.

Процедуры банкротства можно разделить на внесудебные (добровольные) и судебные, осуществляемые в рамках судебного процесса. Ко внесудебным процедурам относятся досудебная санация и иные меры по предупреждению банкротства, к судебным процедурам, осуществляемым в рамках судебного процесса - наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение.

Судебное разбирательство может быть начато по заявлению как самого должника, так и конкурсных кредиторов и уполномоченных органов.

Конкурсное производство приводит к ликвидации организации, все остальные процедуры - к ее финансовому оздоровлению и, в конечном счете, к приведению организаций в нормальное состояние. Таким образом, процесс по делу о банкротстве не всегда приводит к ликвидации должника.

Предупреждение банкротства. Законом о банкротстве 2002 г. предусмотрено проведение мер по предупреждению банкротства организаций (ст. 30) и досудебной санации (ст. 31).

Учредители (участники) должника, собственник имущества должника - унитарного предприятия, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по предупреждению банкротства организаций.

До момента подачи заявления о признании должника банкротом меры по его финансовому оздоровлению могут принимать не только учредители, собственники имущества, но и кредиторы и иные лица на основании соглашения с должником.

Под досудебной санацией понимаются меры по восстановлению платежеспособности должника, применяемые собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями должника, его кредиторами и иными лицами в целях предупреждения банкротства.

Досудебная санация осуществляется в форме предоставления финансовой помощи должнику в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника - предприятия.

В законе не регламентируются ни порядок, ни сроки, ни ответственность участников процедуры, ни контроль за проведением процедуры досудебной санации. Фактически все эти меры осуществляются в рамках антикризисного управления, т.е. управления, направленного на вывод предприятия из кризисного состояния. Основными этапами антикризисного управления являются разработка бизнес-плана финансового состояния фирмы, а также выбор и реализация антикризисных процедур.

Одним из основных способов, используемых для выхода предприятия из кризиса, является его реорганизация.

Другой формой, используемой в целях оздоровления предприятия и недопущения его банкротства является доверительное управлении. По договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или другого лица, указанного учредителем управления (выгодоприобретателем). Договор заключается в том случае, когда собственник имущества не может эффективно управлять своим имуществом.

Формы реорганизации

 

Нормативные документы: закон об акционерных обществах. Закон об обществах с ограниченной ответственностью, ГК РФ

Слияние - возникновение нового общества путем передачи ему прав и обязанностей двух или нескольких обществ с превращением последних

А+Б=В

Присоединение - прекращение одного из нескольких обществ с передачей всех прав и обязанностей их правопреемнику, которым является юридическое лицо, к которому осуществлено присоединение.

А+Б=А

Разделение - прекращение общества с прекращением всех прав и обязанностей вновь создаваемым обществом

А= Б и В

Выделение - создание одного или нескольких обществ с передачей им части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения последнего.

А= А и Б

Преобразование - форма реорганизации, в результате которой юридическое лицо одной организационно - правовой формы преобразуется в юридическое лицо другой организационно - правовой формы и при этом к вновь образованному юридическому лицу переходят все права и обязанности реорганизованного.

АО=ООО

Разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде. Дела о банкротстве находятся в компетенции арбитражного суда. Арбитражные суды рассматривают дела о банкротстве юридических лиц и граждан по правилам, предусмотренным АПК РФ.

С 1 сентября 2002 г. вступил в действие новый АПК № 95-ФЗ от 4 июля 2002 г., в котором предусмотрена гл. 28 <Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве)>.

Вынесенные определения суда, обжалование которых предусмотрено законодательством, могут быть обжалованы в арбитражном суде апелляционной инстанции в течение 10 дней со дня их вынесения.

Рассмотрение дел о несостоятельности производится по месту нахождения должника - юридического лица или по мету жительства гражданина.

Особенностью процесса банкротства является отсутствие истца и ответчика, - есть только заявитель, которым может быть должник, конкурсный кредитор и уполномоченные органы.

От имени должника выступает руководитель должника - юридического лица или арбитражный управляющий (в соответствии с законодательством) и должник-гражданин, соответственно.

Руководитель юридического лица управляет должником до суда и во время процедур наблюдения и финансового оздоровления. Во время этих двух процедур его функции ограничены, действия контролируются управляющим, назначенным арбитражным судом. Во время конкурсного производства и внешнего управления функции по управлению переходят к арбитражному (конкурсному или внешнему) управляющему. После заключения мирового соглашения и при благополучном для предприятия исходе финансового оздоровления и внешнего управления руководство организацией вновь переходит к его руководителю, прежнему или вновь назначенному.

От имени собственника имущества, учредителей, участников должника в процессе может участвовать представитель.

В качестве арбитражного управляющего арбитражным судом может быть назначено физическое лицо, зарегистрированное как индивидуальный предприниматель, обладающее специальными знаниями и опытом работы. С 1 марта 1999 г. арбитражные управляющие действовали на основании лицензии арбитражного управляющего, выдаваемой Федеральной службой по финансовому оздоровлению и банкротству. Лицензия была своего рода страховкой от неправомерных действий арбитражных управляющих, поскольку эту лицензию можно было отозвать в случае неисполнения арбитражным управляющим своих обязанностей. По новому закону регулированием и обеспечением деятельности арбитражных управляющих должны заниматься специально созданные коммерческие организации - саморегулируемые организации арбитражных управляющих, членом хотя бы одной из которых должен быть арбитражный управляющий.

Закон о банкротстве содержит права и обязанности арбитражного управляющего.

Возможны случаи, когда деятельность арбитражного управляющего приводит к убыткам. В связи с этим новый закон о банкротстве в качестве финансового обеспечения ответственности арбитражного управляющего обязует его заключить договор страхования ответственности на срок не менее года с его обязательным последующим возобновлением на тот же срок в сумме не менее 3 млн. руб. в год.

Оплата услуг арбитражного управляющего производится в виде вознаграждения, ежемесячный размер которого определяется собранием кредиторов и утверждается арбитражным судом. Его размер, как правило, приблизительно равен размеру заработной платы руководителя организации должника и не может составлять менее 10 тыс. руб. Вознаграждение выплачивается за счет имущества должника вне очереди.

При возбуждении дела о банкротстве не делается различие между задолженности в бюджет и внебюджетные фонды и задолженностью другим кредиторам (поставщикам и подрядчикам, персоналу по оплате труда и т.д.) поскольку с заявлением в суд могут обращаться как кредиторы, так и налоговые органы и органы государственных внебюджетных фондов. Однако в процессе судебного разбирательства не все кредиторы оказываются в равных условиях.

Во-первых закон о банкротстве делит всю задолженность на денежные обязательства кредиторам и на обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды.

Во-вторых в соответствии с законом о банкротстве во время конкурсного производства кредиторы делятся на несколько очередей, согласно которым и происходит и удовлетворение их требований при ликвидации должника.

Логично было бы предположить, что с точки зрения государства в первую очередь необходимо расплатиться по обязательным платежам. Однако законодатели поставили на первое место социальный аспект: в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми юридическое лицо несет ответственность за вред, причиненный их жизни и здоровью, а во вторую - задолженность по оплате труда работникам, выплата вознаграждения по авторским договорам. Законодательство различных стран по-разному защищают интересы работников. Например, в Германии при ликвидации предприятия в рамках процесса банкротства неудовлетворенные требования работников погашаются за счет особой кассы, формирующейся из вносов всех работников. Российским законодательством работники (как кредиторы) поставлены в привилегированное положение, поскольку:

·         Задолженность работникам по заработной плате, авторским договорам, выходные пособия, выплаты за вред, причиненный жизни и здоровью выплачиваются раньше всех остальных долгов;

·         Мировое соглашение заключается только после погашения задолженности первой и второй очереди;

·         Посоле признания мирового соглашения недействительным кредиторы первой и второй очередей не обязаны возвращать полученные ими средства.

Поэтому работники не относятся к конкурсным кредиторам, не имеют права голоса на собрании кредиторов. Однако там их интересы может отстаивать представитель (без права голоса). Представителями работников в соответствии со ст. 29-31 ТК РФ являются профсоюзы и их объединения, а также иные избранные работниками на общем собрании (конференции) представители в том случае, если в организации отсутствует профсоюзная организация или она объединяет менее половины работников.

Участвующие в деле о банкротстве конкурсные кредиторы - это кредиторы по денежным обязательствам, за исключением граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также учредителей (участников) должника - юридического лица по обязательствам, вытекающим из такого участия.

Интересы всех кредиторов в процессе осуществления процедур банкротства (ст. 12 закона о банкротстве)оформляются в виде решения собрания кредиторов. Полномочия участников собрания кредиторов и комитета кредиторов отражены в табл. 1 и 2.

Полномочия участников собрания кредиторов

Участники

С правом голоса:

конкурсные кредиторы;

уполномоченные органы.

Число голосов определяется суммой требований кредитора (за исключением штрафов, пеней и финансовых санкций) пропорционально общей сумме требований, включенных в реестр на дату проведения собрания

Без права голоса:

Представитель работников должника; руководитель должника; представитель учредителей (участников) должника - унитарного предприятия.

Организация и проведение собрания осуществляются арбитражным управляющим.

Исключительная компетенций

Принятие решения о введении и об изменении срока проведения финансового оздоровления, внешнего управления и об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд;

Утверждение и изменение плана внешнего управления;

Утверждение плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;

Утверждение требований к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего;

Выбор саморегулируемой организации для представления в арбитражный суд кандидатур административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего;

Выбор реестродержателя из числа аккредитованных саморегулируемой организаций; принятие решения о заключении мирового соглашения;

Принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

Принятие решения об образовании комитета кредиторов, определении количественного состава, избрании членов комитета кредиторов и о досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов;

Отнесение к компетенции комитета кредиторов принятия решений;

Избрание представителя собрания кредиторов.

Правомочность

Если на собрание присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем половиной 30 % голосов от общего числа голосов.

Инициаторы созыва

Арбитражный управляющий;

Комитет кредиторов;

Конкурсные кредиторы и (или) уполномоченные органы, права, требования суммы требований, включенных в реестр требований кредиторов.

Закон о банкротстве разделяет собрания кредиторов на первое собрание кредиторов и остальные собрания, так как первому собранию присущи определенные особенности.

Функции

Представление законных интересов конкурсных кредиторов, уполномоченных органов и осуществление контроля за действием арбитражного управляющего, а также иных предоставленных собранием кредиторов полномочий

Права

Требовать от арбитражного управляющего или руководителя должника и ходе процедур банкротства;

Обжаловать в арбитражный суд действия арбитражного управляющего;

Принимать решения о созыве собрания кредиторов;

Принимать решения об обращении к собранию кредиторов с рекомендацией об отстранении арбитражного управляющего от исполнения его обязанностей;

Принимать другие решения, а также совершать иные действия в случае предоставления собранием кредиторов таких полномочий.

Количественный состав

3-11 человек (определяется собранием кредиторов)

Требования по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды в суде могут представлять налоговые органы.

В соответствии с Налоговым кодексом (НК РФ) (ч.1 от 231 июля 1998 г. № 146-ФЗ), налоговыми органами являются Министерство РФ по налогам и сборам и его подразделения. Полномочия налоговых органов обладают также таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов. Налоговые органы имеют право голоса на первом собрании кредиторов и могут, таким образом, влиять на дальнейшую судьбу должника.

Государственным органом по делам о банкротстве является Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО), образованная в 1993 г. (в тот момент - Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе РФ, с 19997 г. - Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению).

В соответствии с постановлением Правительства РФ <Об утверждении положения о Федеральной службе России по финансовому оздоровлению и банкротству> от 4 апреля 2000 г. № 301, ФСФО является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции, предусмотренные законодательством РФ о финансовом оздоровлении и несостоятельности (банкротстве) организаций.

Правила профессиональной деятельности арбитражных управляющих и их саморегулируемых организаций определяются Правительством РФ.

В деле о банкротстве могут участвовать федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления:

·   Соответствующий орган местного самоуправления по делу о банкротстве градообразующих организаций (а также по решению арбитражного суда - федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ);

·   Банк России при возбуждении производства по делу о банкротстве кредитной организации по его заявлению;

·   Федеральный орган исполнительной власти в области топливно-энергетического комплекса, уполномоченный Правительством РФ, при банкротстве субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса (а также орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления по месту нахождения организации - должника);

·   Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ осуществлять надзор за страховой деятельностью при банкротстве страховых организаций;

·   Федеральный орган исполнительной власти по регулированию рынка ценных бумаг при банкротстве профессиональных участников рынка ценных бумаг;

·   Федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет деятельность стратегическое предприятие или организация в случае их банкротства.

Кроме того, в арбитражном процессе могут участвовать адвокаты в качестве представителей граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей и организаций.

Арбитражный управляющий вправе привлечь к работе экспертов, например для квалифицированного проведения анализа финансового состояния, или оценки имущества организации. Они привлекаются к осуществлению своей деятельности на договорной основе с оплатой их услуг и средств имущества вне очереди.

Производство по делу о банкротстве возбуждается арбитражным судом на основании заявления о признании должника банкротом, поданного лицом, имеющим право на обращение в арбитражный суд в соответствии с законом о банкротстве, при наличии признаков банкротства.

После принятия заявления о признании должника несостоятельным арбитражный суд решает вопрос о возможности возбуждения производств по делу.

Заявление о рассмотрении признания несостоятельности могут подавать как должник, так и конкурсный кредитор, а также уполномоченные органы.

Заявление подается в письменной форме, но в зависимости от того, кто является заявителем, закон устанавливает различный порядок оформления заявления.

Заявление должника должно быть подписано руководителем должника - юридического лица или лицом, уполномоченным в соответствии с учредительными документами должника на подачу такого заявления, а также представителем должника, если такое полномочие прямо предусмотрено в доверенности представителя.

Заявитель - гражданин должен подписать заявление и представить перечень сведений об обязательствах, не связанных с предпринимательской деятельностью (это могут быть как обязательства, носящие личный характер, так и не являющиеся таковыми).

Заявление кредиторов может быть подписано не только руководителем кредитора, но и его представителем.

Должник должен направить копии заявления кредиторам и иным лицам, участвующим в деле.

При отсутствии какого-либо из документов, представление которого является обязательным, арбитражный суд возвращает заявление о признании несостоятельности.

Заявление может быть основано на объединенной задолженности по различным обязательствам. Тогда заявление подписывается кредиторами, объединившими свои требования. Если объединение не произойдет, то один из кредиторов будет выступать заявителем, а остальные - конкурсными кредиторами.

В случае обращения в суд конкурсного кредитора или уполномоченного органа с заявлением о признании должника несостоятельным, копия этого заявления направляются должнику. После принятия заявления арбитражный судом у должника появляется право в течении пяти дней со дня получения определения суда о принятии заявления предоставить отзыв на заявление кредитора

Отзыв должника должен быть направлен в арбитражный суд и заявителю. Однако отсутствие отзыва не препятствует рассмотрению дела.

Уполномоченные органы не являются конкурсными кредиторами, но в случае их обращения в арбитражный суд заявление о признании банкротом налогоплательщика по обязательным платежам должно быть оформлено в соответствии с требованиями, предъявляемыми законом о банкротстве для заявления кредитора. Однако налоговой или иной уполномоченный орган обязан до обращения в арбитражный суд принять меры по получению задолженности (безакцептное списание средств со счета должника, обращение взыскания на его имущество и др.). Поэтому к заявлению уполномоченного органа по обязательным платежам должно быть приложено решение налогового органа или таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника.

После подачи заявления в арбитражный суд возможны следующие варианты действия суда:

1)                 Если заявление соответствует требованиям АПК РФ и Закона о банкротстве, то арбитражный суд принимает такое заявление. В определении о принятии заявления о признании должника банкротом могут быть указаны меры по обеспечению требований кредиторов, принятые арбитражным судом на основании ходатайства лица, подавшего заявление о признании должника банкротом. Они направлены на сохранение имущества должника, находящегося в процессе производства дела по его несостоятельности и заключаются в аресте имущества, запрещении должнику совершать определенные действия вообще или без согласия арбитражного управляющего, кредиторов, суд может отстранить руководителя должника и т.д.;

2)                 Арбитражный суд может отказать в принятии заявления о признании должника банкротом в том случае, если отсутствуют признаки банкротства, либо против должника уже введена одна из процедур банкротства или по другим основания;

3)                 Суд может возвратить заявление в том случае, если нарушены форма и содержание заявления либо к нему не приложены необходимые документы;

Подготовка дела о банкротстве к судебному разбирательству производится судьей арбитражного суда и включает в себя:

·               Рассмотрение вопроса о привлечении к участию других лиц;

·               Извещение заинтересованных лиц о производстве по делу о несостоятельности;

·               Истребование необходимых документов и сведений лиц, обязанных их предоставить;

·               Проверку обоснованности возражения должника против требования кредиторов. По результатам обоснованности требований заявителя к должнику арбитражный суд выносит одно из следующих определений:

О признании требований заявителя обоснованными и ведении процедуры наблюдения;

Об отказе во введении процедуры наблюдения и об оставлении заявления без рассмотрения;

Об отказе во введении наблюдения и о прекращении производства по делу о банкротстве;

·               Назначение экспертизы для выяснения финансового состояния должника, если это необходимо.

·               Решение вопроса об обеспечении иска и другие действия в соответствии с гл.8 АПК РФ;

От оперативности в конкурсном процессе часто зависят судьба должника, восстановление его платежеспособности и удовлетворение требований кредиторов.

Законом о банкротстве устанавливается семимесячный срок рассмотрения дела о не состоятельности (по закону о банкротстве 1998 г. - трехмесячный срок, который мог быть продлен не более чем на 2 месяца, на которые суд мог отложить дело).

По результатам рассмотрения дела о банкротстве арбитражный суд принимает один из следующих актов:

1)       Решение:

·                О признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

·               Об отказе в признании должника банкротом;

2)       Определение:

·         О введении финансового оздоровления;

·         О ведении внешнего управления;

·        О прекращении производства по делу о банкротстве;

·         Об оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения;

·         Об утверждении мирового соглашения.

Решение арбитражный суд выносит в случае необходимости ликвидации признания должника банкротом либо об открытии конкурсного производства, а также в случае отсутствия оснований для объявления должника несостоятельным (Решение об отказе в признании должника банкротом).

Определение выносится арбитражным судом в случае наличия решения собрания кредиторов о проведении внешнего управления или финансово оздоровления, а также в случае восстановления платежеспособности в результате мероприятий внешнего управления либо заключения мирового соглашения с должником (определении о прекращении производства по делу о банкротстве).

Вопросы по материалам лекции:

1. Опишите эволюцию нормативно-правового регулирования процессов банкротства в истории России. Перечислите основные цели законодательства о банкротстве.

2. Перечислите основные признаки банкротства в России. Опишите существующие способы предупреждения банкротства.

3. Опишите механизм возбуждения дела о признании должника банкротом арбитражным судом.

4. Опишите полномочия собрания кредиторов и комитета кредиторов в деле арбитражного управления на предприятии.

Главная

О фирме

Статьи из газеты "ИЛИГА"

Лекции Галяутдинова

Аренда помещений

Вакансии

Контакты