1. Цена как экономическая категория при переходе к рынку
Цена является одной из наиболее сложных экономических категорий. Для ее правильного понимания необходимо ясное представление о том, что лежит в основе цены, какие объективные экономические законы воздействуют на процессы ценообразования и движение цен.
Цена и стоимость товара
Цена- есть денежное выражение стоимости товара.
Стоимость товара может проявиться лишь через приравнивание одного товара к другому в процессе обмена.
1. Простейшая форма стоимости - выражение стоимости одного товара в другом товаре (простая или случайная форма стоимости).
2. Полная или развернутая форма стоимости - стоимость товара получает свое выражение в потребительной стоимости не одного, а многих товаров.
3. Всеобщая форма стоимости - все товары начинают обмениваться на товар, играющий роль всеобщего эквивалента. Роль всеобщего эквивалента еще не закреплена за одним каким-либо товаром.
4. Денежная форма стоимости - стоимость всех товаров выражается в потребительной стоимости золота, ставшего всеобщим эквивалентом.
Стоимость определяется величиной общественно необходимого рабочего времени на производство каждого конкретного изделия. Следовательно, в основе цены находятся общественно необходимые затраты труда. Однако не все затраты рабочего времени в равной мере признаются общественно необходимыми.
К. Маркс - “Общественно необходимое рабочее время есть то рабочее время, которое требуется для изготовления какой-либо потребительной стоимости при наличных общественно нормальных условиях производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда.
В условиях товарной формы организации производства выравнивание индивидуальных затрат рабочего времени и сведение их к общественно необходимым происходит в процессе конкурентной борьбы отдельных товаропроизводителей.”
Следует различать рыночную цену и рыночную стоимость.
Рыночная цена - господствующая на рынке единая цена, уплачиваемая за все товары данного вида независимо от возможных различий в индивидуальных производственных условиях и издержках производства товара.
Рыночная стоимость - средняя индивидуальных стоимостей товара, поставляемого на рынок отдельными производителями, образуется в результате конкуренции предприятий одной и той же отрасли, выпускающих товары при лучших, средних и худших условиях.
1.1. Теоретические основы цены
Принципиально важная проблема, от решения которой зависят все другие вопросы, связанные с теорией, методологией и практикой ценообразования, - каковы место и роль цены в рыночном хозяйстве.
Что такое рынок?
В экономической литературе можно встретить много определений понятия рынка. Дело в том, что рынок - явление весьма сложное и во многом пока еще недостаточно изученное.
Рынок - это устойчивые, постоянные воспроизводимые, повторяющиеся связи (производственные, экономические, технологические и др.) между субъектами рыночных отношений, но обязательно опосредованные механизмом стоимости, товарно-денежных отношений, ценообразования, спроса и предложения и всех других составляющих сферы обращения товаров.
Рынок и цена - категории, обусловленные товарным производством. При этом первичным является рынок. Это объясняется тем, что при товарном производстве экономические отношения проявляются главным образом через рынок. Именно рынок есть основная форма проявления товарно-денежных отношений и стоимостных категорий.
В рыночном хозяйстве важную роль играет закон стоимости, который реализуется через механизмы ценообразования, сбалансированности спроса и предложения. Он является одним из регуляторов общественного производства, способствуя переливу ресурсов из одного сектора экономики в другой и внутри отдельных секторов под воздействием товарно-денежных отношений.
В командно-административной экономике при господстве, преобладании государственной собственности регулирование экономики осуществлялось посредством планирования. Все экономические инструменты, в том числе и цены, были привязаны к плану, подчинены его выполнению. По мере переходы к рыночной экономике предприятие и его собственники самостоятельно, на свой страх и риск, с полной экономической ответственностью за свои действия принимают производственно-экономические и другие решения. Только предприниматели решают: что, сколько, когда, где, какого качества продукцию изготовлять, кому и на каких условиях, по каким ценам продавать ее и т.д.
Таким образом, в условиях рыночных отношений трудовые, материальные и финансовые ресурсы предприятия, являясь частью совокупных ресурсов общества, включаются в общий процесс воспроизводства самим предприятием как хозяйствующим субъектом. Естественно, что и экономические последствия решений, принимаемых им, полностью отражаются на конечных результатах его деятельности. В данном случае общество за это не отвечает, поскольку оно не принимает решений о включении предприятия в общественное воспроизводство.
В рыночной экономике существуют многие механизмы регулирования деятельности предприятия, но они базируются на использовании экономических методов, которые создают условия для повышения заинтересованности предприятия в удовлетворении потребностей общества или же имеют ограничительный характер, защищают интересы общества, государства. В условиях рыночных отношений регулирование воспроизводства осуществляется наряду с другими экономическими законами законом стоимости, который действует через механизм цен и ценообразования. Здесь нет места для административного, принудительного установления цен, часто допускающего волевые решения, искажающие реальное положение дел в экономике. Поэтому развитие рыночного ценообразования требует кардинального изменения принципов формирования цен и модели цены.
Внерыночные принципы и методы формирования цен строятся на том, что они должны определяться на предприятии, т.е. в сфере производства, и нередко до начала выпуска продукции. Такой подход неизбежно приводит к тому, что за базу цен принимаются затраты на производство - затратный метод ценообразования. При таком подходе к построению цен рынок оказывает очень слабое воздействие на их уровень и динамику. В лучшем случае он фиксирует степень спроса на товар при уже установленной цене.
Отличия рыночного ценообразования
Коренное отличие рыночного ценообразования состоит в том, что реальный процесс формирования цен происходит не в сфере производства, не на предприятии, а в сфере реализации продукции, т.е. на рынке, под воздействием спроса и предложения, товарно-денежных отношений. Цена товара и его полезность проходят проверку рынком и окончательно формируются на рынке. Поэтому радикальным образом изменяются представления о стоимости товара (ее формировании) и цене как экономических категориях рынка. Поскольку только на рынке происходит общественное признание продуктов как товаров, постольку их стоимость получает общественное признание через механизм цен только на рынке.
Однако и сейчас еще практика ценообразования такова, что во многих случаях затраты на производство товаров признаются как бы общественно необходимыми задолго до того, как они появятся на рынке и будут признаны покупателями, т.е. задолго до того, как затраты на производство получат подлинное общественное признание. Этому во многом способствуют не преодоленные до сих пор существенное превышение спроса над предложением товаров и монополизм производителей.
Основное, принципиальное отличие рыночного ценообразования состоит также в том, что цены на товары должны определяться их собственниками - субъектами хозяйствования. Только тогда можно преодолеть отчуждение товаропроизводителей от результатов их труда.
Государственные органы в зависимости от сложившейся хозяйственной ситуации могут регулировать цены только на ограниченный круг товаров. На все остальные товары государство может определять лишь общие правила и принципы ценообразования, иногда устанавливать предельные уровни рентабельности или цен на отдельные товары и таким путем осуществлять свои управляющие функции. Но государственные органы не должны устанавливать конкретные цены на товары, изготовляемые различными собственниками.
На продукцию предприятий, занимающих монопольное положение на рынке товаров, а также на товары и услуги, определяющие цены во всех секторах экономики и уровень жизни населения (электроэнергия, газ, нефтепродукты, квартирная плата, тарифы на коммунальные услуги), допускается государственное регулирование.
Поэтому в переходный период к рынку рыночный механизм ценообразования должен гибко сочетаться с механизмом государственного регулирования цен на отдельные товары. Такое сочетание позволяет государству с помощью цен определять и реализовывать цели и приоритеты экономического развития, формировать соответствующие пропорции.
Механизм ценообразования в условиях рыночных отношений проявляется через цены, их динамику. Динамика цен формируется под воздействием двух важнейших факторов - стратегического и тактического.
Стратегический фактор состоит в том, что цены образуются на основе стоимости товаров. Постоянно происходят колебания цен вокруг стоимости. Это фактор долговременного, перспективного действия. Данный фактор ставит в наиболее благоприятные условия те предприятия, которые имеют современную технику, технологию, пользуются передовыми методами организации труда и т.д.; наибольший выигрыш получает тот, у кого затраты на производство ниже.
Тактический фактор выражается в том, что цены на конкретные товары формируются под влиянием конъюнктуры рынка. Этот фактор может часто меняться (в течение дней, часов), так как динамика конъюнктурных изменений очень высока. Данный фактор ставит в наиболее благоприятные условия те предприятия, которые в совершенстве и быстро умеют воспользоваться конъюнктурой. И в этом случае требуются гибкость, тщательная подготовка производства и производственной инфраструктуры, глубокое изучение рынка (маркетинг), а также высокопроизводительные исполнители (кадры).
Наибольшую уверенность в успехе и выигрыш получают на рынке предприятия, имеющие возможность использовать оба вида факторов.
Следует иметь в виду, что государство может и должно экономически воздействовать на рыночную конъюнктуру и динамику цен. Однако механизм такого воздействия в условиях перехода к рынку в России практически не налажен, что при высокой степени монополизма изготовителей ведет к быстрому росту цен. В связи с этим требуется продуманная система мер. К ним относятся:
- установление предельного уровня цен государственными органами;
- меры, принимаемые органами управления, направленные на развитие конкуренции;
- соответствующая налоговая политика и др.
Большую роль в этом должна отводиться местным органам управления. Все мероприятия в данной области должны быть закреплены законодательными актами.
Неотъемлемым и весьма важным элементом рынка является конкуренция.
Нормальными конкурентами могут быть только собственники. Многообразие структур при одном собственнике создает монополию, которая порождает застой и консервацию отсталости в производстве. Конституция РФ провозгласила многообразие форм собственности и их равенство перед законом. Необходимо реальное разнообразие форм собственности на уровне предприятий и их действительное юридическое равенство.
Главным условием выживаемости в условиях рынка является высокий уровень производства и профессионализма в его управлении.
Конкуренция - мощный двигатель рыночной экономики. Именно конкуренция, используя закон стоимости, механизм ценообразования, продвигает вперед рыночную экономику. Конкуренция строго и независимо проверяет предпринимателя на соответствие производства и его структуры требованиям рынка, жизнестойкость и выживаемость. В то же время конкуренция - это механизм стимулирования постоянного всестороннего совершенствования производства.
Основы успеха в конкуренции определяются состоянием производства. Практика рыночной экономики базируется на гибком производстве. Без такой способности производства невозможно соперничать с конкурентами на рынке.
Поэтому переход к рынку, помимо собственно рыночных преобразований, требует коренной перестройки производства (технической, технологической, организационной и т.д.).
Многообразие форм собственности (кооперативной, акционерной, индивидуальной и т.д.) - экономическая основа, на которой реально вырастают и развиваются рыночные отношения. Этому препятствует монопольное положение отдельных предприятий, которое является исторической особенностью российской экономики. Практика зарубежных стран с развитой рыночной экономикой выработала систему антимонопольных мер, закрепив их в законодательном порядке. Принятый в РФ Закон “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” направлен на пресечение монополизма в народном хозяйстве, создает широкие возможности для развития предпринимательской деятельности в условиях конкуренции.
Конкуренция ставит предпринимателя в такое положение, когда он вынужден изменить многое в стратегии и тактике производства, непрерывно работать над его совершенствованием, повышать качество продукции, осваивать ее новые виды, использовать наиболее совершенные и гибкие методы ценообразования и т.д. Рыночный механизм ценообразования должен создавать условия конкуренции и ликвидации монополизма в промышленности и торговле и таким образом способствовать оптимизации их структуры, а также потребления.
Эффективность того или иного метода ценообразования прежде всего обусловлена тем, насколько полно учитывается в нем спрос, который определяет текущую рыночную конъюнктуру, формирует структуру инвестиций и самой экономики. Директивные цены практически не сигнализируют об изменении спроса, что предопределяет постоянный дефицит товаров, порождает диспропорции производства и потребления.
Отсутствие рыночного механизма ценообразования не предотвращает инфляцию. Присущая командно-административной системе скрытая, подавленная инфляция сопровождается нехваткой товаров и услуг. При переходе ее в открытую происходит резкий рост цен. Таким образом, директивное ценообразование вызывает в экономике целый ряд дестабилизирующих противоречий, приводящих к нарушению пропорции воспроизводства, искажению интересов производителей и потребителей продукции, отрыву от конечного потребителя.
Система директивного ценообразования не может служить инструментом согласования экономических интересов и объективно является тормозом экономического развития. Это обусловливает неизбежность перехода по мере рыночных преобразований от системы директивных цен к ценам, устанавливаемым на основе соглашений потребителей продукции и ее изготовителей.
Цены, устанавливаемые по соглашению сторон, которые участвуют в отмене товаров, называются договорными (свободными). Смысл договорного рыночного ценообразования заключается в том, чтобы нацелить предприятия-изготовители на выпуск товаров, пользующихся спросом, что должно способствовать ликвидации дефицита. Гибкость и оперативность в установлении рыночных цен приводят к тому, что экономика становится более динамичной и ориентируется на удовлетворение общественных потребностей. Договорные (свободные) цены, которые устанавливаются по соглашению товаропроизводителей и потребителей продукции, являются важнейшим элементом согласования экономических интересов в народном хозяйстве.
Воздействие системы свободного ценообразования на экономику можно проследить только в динамике. Если при этом на какой-то момент достигнут временный баланс спроса и предложения, то в будущем он может нарушиться. Поэтому особую роль играет системный подход к ценообразованию в динамике, анализ рыночных цен как одного из компонентов социально-экономической системы. Свободные цены могут нормально действовать только в комплексе со всеми другими элементами, составляющими рыночную экономику.
Свободные цены сами по себе еще не обеспечивают экономический рост, а во многих случаях, особенно в условиях дефицита, приводят к стремительному повышению уровня цен.
Быстрый рост цен в условиях ненасыщенного и в значительной степени монополизированного рынка товаров и услуг вызывает дезорганизацию производства. При этом снижается надежность планирования на уровне отдельного предприятия и нарушаются внутриотраслевые и межотраслевые пропорции. Поскольку появляется возможность получить дополнительную прибыль, не обусловленную ростом производства, исчезают стимулы к увеличению выпуска продукции в натуральном выражении. Инфляция подталкивает дальнейший спад производства, препятствует выходу экономики из кризиса.
Для того чтобы процесс перехода к свободным ценам происходил нормально, иначе говоря, чтобы рост свободных цен находился в допустимых пределах и не проводил к сокращению производства, нужны следующие условия:
- реальная хозяйственная самостоятельность предприятий, обладающих правом участвовать в заключении договоров о ценах;
- отсутствие дефицита товаров, переводимых на реализацию по договорным ценам;
- отсутствие монополии товаропроизводителей;
- структурная перестройка экономики, прежде всего, базовых отраслей хозяйства, и конверсия оборонного комплекса;
- обеспечение единого экономического пространства в рамках государства;
- юридически закрепленное право на свободный выбор поставщиков и потребителей.
При отсутствии этих условий следует либо ограничить сферу действия свободных цен, либо, допуская их, в то же время осуществлять государственное регулирование и контроль за ценами. Основные цели такого контроля - прекращение падения производства, ограничение темпов инфляции, создание стимулов для товаропроизводителей, увеличение доходов за счет роста производства, а не цен.
В быстро меняющихся экономических условиях России изучение рыночной конъюнктуры и разработку на этой основе стратегии и тактики ценообразования следует начинать с анализа общей экономической ситуации, т.е. с анализа макроэкономических процессов. Проведение ценовой политики при переходе к рынку предполагает трех уровневый экономический анализ - на уровне экономики в целом, на уровне отрасли и на уровне предприятия, фирмы. Такой анализ дает возможность руководителям предприятия (фирмы) правильно ориентироваться в рыночной конъюнктуре.
Для успешного проведения политики цен нужно изучать и знать принципы ценообразования, налогообложение, порядок отнесения затрат на себестоимость продукции, принципы распределения прибыли. Обязательным является знание уровней цен и ценовой ситуации на региональных рынках. Кроме того, большое воздействие на цены оказывают место реализации товара, различие хозяйственных связей и др. Поэтому следует постоянно иметь информацию о состоянии экономики в целом, об экономическом законодательстве в ближайшей перспективе, о развитии экономических связей со странами СНГ и дальнего зарубежья.
Для правильного прогнозирования цен на свою продукцию необходимо изучение динамики цен на сырье, материалы и комплектующие изделия. На отраслевом уровне осуществляется детальный прогноз возможных рынков сбыта товара, устанавливаются предполагаемые покупатели и конкуренты, определяются допустимые для предприятия цены товара для конкретных покупателей.
Проведение правильной ценовой политики на уровне предприятия предполагает организацию получения и анализа информации по следующим вопросам:
- возможность повышения качества выпускаемых товаров;
- состояние и прогнозирование спроса;
- данные о ценах на потребляемую и реализуемую продукцию;
- изыскание резервов для снижения себестоимости;
- прогнозирование цен на продукцию, выпускаемую предприятием, и данные о ценах на такую же продукцию у предприятий-конкурентов;
- анализ динамики и структуры цен;
- данные о декларировании цен предприятиями-монополистами;
- изучение эластичности спроса на товары, изготавливаемые предприятием, его структуры и динамики;
- прогнозирование внутренних рынков сбыта и потенциальных конкурентов;
- изучение биржевых цен;
- анализ цен внешней торговли и внешних рынков сбыта.
Весьма остро встает проблема о приближении цен к стоимости, учитывающей объективные различия в региональных затратах и формирующийся на разных рынках спрос. Глубокой теоретической разработки требует проблема территориальной (региональной) дифференциации стоимости и цен в рыночном хозяйстве. Необходимо учитывать существенные особенности формирования связей производителей и потребителей, определяющие рынки сбыта конкретных товаров, их деление на единый рынок и на систему региональных (местных) рынков со своим уровнем цен.
Формируемая на одном региональном рынке система цен через прямые и обратные связи воздействует на системы цен, действующие на других региональных рынках, и таким образом последовательно и постепенно будут формироваться единый рынок и система цен, соответствующая этому рынку. Этот процесс, по-видимому, будет довольно болезненным и длительным. Здесь неизбежны попытки отдельных регионов решить свои экономические проблемы с помощью выгодных им цен за счет других регионов (например, в добыче топлива и сырья, в сельском хозяйстве).
Система внутренних цен должна учитывать возрастающее значение для российской экономики развития мирохозяйственных связей, все больше отражать движение и тенденции мировых цен. Это неизбежно при построении рыночной экономики и реализации преимуществ экономического сотрудничества с мировым сообществом.
До последнего времени ценовая практика межгосударственной торговли во многом была невыгодна России: важнейшие ее ресурсы вывозились по относительно низким, по сравнению с мировыми, ценами, а ввозилась продукция в основном по свободным ценам, уровень которых превышал мировой или был приближен к нему.
1.2. Функции цены
Функции цены отражают ее экономическую сущность, предназначение, роль в хозяйственной жизни, а также взаимоотношения с другими экономическими категориями и явлениями.
1. Учетная функция.
2. Стимулирующая функция.
3. Распределительная функция.
4. Функция сбалансирования спроса и предложения.
5. Функция цены как средства рационального размещения производства.
Учетная функция, или функция учета и измерения затрат общественного труда, определяется сущностью цены как денежного выражения стоимости. Цены показывают, во что обходится обществу удовлетворение потребности в той или иной продукции. Цена определяет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на изготовление товара, характеризует, с какой эффективностью используется труд. В конечном счете, цена отражает не только величину совокупных издержек производства и обращения товаров, но и размер прибыли.
Эту функцию цены в условиях рыночных отношений нельзя сводить только к измерению затрат. Рыночная цена может значительно отклоняться от издержек. Признание правильности произведенных затрат, их общественной значимости происходит только на рынке, при непосредственном контакте изготовителя и покупателя товара, в результате столкновения их интересов. Интерес изготовителя состоит в том, чтобы получить большую выручку от продажи своего товара, а покупатель заинтересован в минимальной цене покупки. Поэтому окончательная цена может существенно отличаться от цены, которую хотел бы получить изготовитель товара.
В условиях же монополизированной экономики, деформированного рынка, слабой конкуренции изготовитель диктует цены, сдержать их может только административное регулирование.
Чтобы выдержать конкуренцию, изготовитель товара постоянно контролирует свои издержки, сопоставляет их с затратами конкурентов и за счет снижения затрат, а также улучшения качества товара стремится обогнать их.
В учетной функции цена служит средством исчисления всех стоимостных показателей:
1) количественные показатели:
- валовый внутренний продукт (ВВП);
- национальный доход;
- объем капитальных вложений;
- объем товарооборота;
- объем продукции фирм, предприятий и отраслей и др.;
2) качественные показатели:
- рентабельность;
- производительность труда;
- фондоотдача и т.д.
Таким образом, цена используется для определения эффективности производства, служит ориентиром принятия хозяйственных решений, важнейшим инструментом внутрифирменного планирования.
Стимулирующая функция цены выражается в поощрительном или сдерживающем ее воздействии на производство и потребление различных товаров. Цена оказывает стимулирующее влияние на производителя через величину заключенной в ней прибыли. В хозяйственной жизни цены могут способствовать или препятствовать увеличению выпуска и потребления тех или иных товаров. Для производителей особенно важны цены, по которым они непосредственно продают продукцию.
С помощью цены можно стимулировать или тормозить, замедлить научно-технический процесс, экономию затрат ресурсов, улучшение качества продукции, изменение структуры производства и потребления. Стимулирование осуществляется посредством повышенного уровня прибыли в цене, надбавок и скидок к ней.
Распределительная функция цены связана с отклонением цены от стоимости под воздействием рыночных факторов. Эта функция состоит в том, что цены участвуют в распределении и перераспределении национального дохода (чистого дохода) между отраслями экономики, государственным и другими ее секторами, различными формами собственности, регионами, фондами накопления и потребления, социальными группами населения.
Распределительная функция цены проявляется также через акцизы на отдельные группы товаров, налог на добавленную стоимость и другие формы централизованного чистого дохода, который поступает в бюджет на общегосударственные нужды. С помощью этой функции цены решаются социальные задачи общества.
Функция сбалансирования спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом. Цена сигнализирует о диспропорциях в сферах производства и обращения и требует принятия мер по их преодолению. Она служит гибким инструментом для достижения соответствия спроса и предложения. При появлении диспропорций в развитии хозяйства, несоответствия между предложением и спросом равновесие достигается посредством либо увеличения (сокращения) производств, либо посредством роста (снижения) цены, либо одновременно тем и другим способом.
Цена должна заинтересовывать производителя в повышении качества и расширении ассортимента пользующихся спросом товаров. В условиях административно-командной системы управления сбалансированность между спросом и предложением практически не обеспечивалась, хотя и предусматривалась планами. Спрос лишь частично регулировался через более высокие цены на особо модные товары, понижение цен на товары, не пользующиеся спросом, сезонные цены (уценки). В переходный период, когда сохраняется дефицит товаров и монопольное положение изготовителей, рост цен зачастую сопровождается сокращением объемов производства. По мере становления рынка и развития конкуренции, достижения сбалансированности спроса и предложения повышение цен должно обусловливаться только улучшением качества продукции, выпуском товаров с новыми потребительскими свойствами.
Функция цены как средства рационального размещения производства проявляется в том, что с помощью механизма цен происходит перелив капиталов в секторы экономики и виды производств с более высокой нормой прибыли. Этот переток капиталов осуществляется фирмами под воздействием законов конкуренции и спроса. Только предприятие решает, в какую сферу деятельности, в какую отрасль или сферу экономики ему вкладывать свой капитал. Этому предшествуют глубокие маркетинговые исследования - глубокое изучение рынка, в том числе и рыночных цен.
Однако в условиях современной российской экономики, при преобладающем монополизме производителей, слабом развитии конкуренции и высокой инфляции, переток капиталов пока ограничен. Широко развита торгово-посредническая деятельность, где оборот капитала значительно быстрее, чем в других отраслях, и норма прибыли весьма велика. Поэтому предприниматели избегают использования капиталов на развитие производства и предпочитают вкладывать их в этот вид деятельности. Инвестиции в производство при сравнительно длительном его цикле и высоких темпах инфляции приводят к обесценению вкладываемых средств.
Все функции цены взаимосвязаны и взаимодействуют, а в ряде случаев вступают в противоречие. Так стимулирующая функция цены усиливает функцию сбалансирования спроса и предложения, способствуя увеличению производства товаров, пользующихся спросом. Однако цены может играть и дестимулирующую роль (при ее снижении), что приводит к сокращению предложения товаров. Это в свою очередь ведет к согласованию спроса и предложения в том случае, когда предложение превышает спрос.
Распределительная функция цены взаимодействует с функцией цены как средства рационального размещения производства, способствуя переливу капиталов в те отрасли и секторы экономики, где предъявляется повышенный спрос на те или иные товары и складывается относительно высокая норма прибыли.
Учетная функция цены нередко вступает в противоречие практически со всеми остальными функциями, особенно со стимулирующей и распределительной, а также с функцией сбалансирования спроса и предложения, поскольку в рыночных условиях под воздействием многих факторов цена часто существенно отклоняется от издержек производства и реализации.
1.3. Основы методологии ценообразования
Методология ценообразования- это совокупность общих правил, принципов и методов:
- разработки концепции ценообразования;
- определения и обоснования цен;
- формирования системы цен;
- управления ценообразованием.
Методология едина для всех уровней установления цен. Основные положения и правила формирования цен не меняются в зависимости от того, кто их устанавливает, каков срок их действия. Это является необходимой предпосылкой создания единой системы цен.
На основе методологии разрабатывается стратегия ценообразования.
Методики ценообразования содержат конкретные рекомендации и средства (инструментарий) для реализации этой стратегии. Поэтому методики - элементы методологии. Они объединяют целый ряд методов формирования цен. Например, разрабатывается методика определения цен на новые виды продукции, методика учета в ценообразовании природно-географического фактора и другие методики, предназначенные для разных уровней управления, для различных видов цен и групп продукции.
1.3.1. Принципы ценообразования
Принципы ценообразования являются важным элементом методологии. Они тесно связаны с методами.
Принципы- это постоянно действующие основные положения, характерные для всей системы цен и лежащие в ее основе.
Важнейшие принципы ценообразования:
1) научность обоснования цен;
2) целевая направленность цен;
3) непрерывность процесса ценообразования;
4) единство процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен.
Принцип научности обоснования цен состоит в необходимости познания и учета в ценообразовании законов развития рыночной экономики, и, прежде всего, закона стоимости, закона спроса и предложения.
Научное обоснование цен базируется на глубоком анализе конъюнктуры рынка, всех рыночных факторов, а также действующей системы цен. При этом необходимо выявить тенденции развития производства на перспективу, прогнозировать изменение уровня издержек, спроса, качества товаров и др. Научность обоснования цен во многом зависит от полноты информационного обеспечения при их установлении. Она требует обширной и разнообразной информации, прежде всего, экономической.
Целевая направленность цен состоит в том, что необходимо четко определить приоритетные экономические и социальные проблемы, в решении которых должны использоваться цены. Примером может служить ориентация цен на освоение принципиально новой, прогрессивной продукции, повышение ее качества. На эту продукцию непосредственно после ее выпуска и до расширения ее производства устанавливаются цены, обеспечивающие максимальную (монопольную) прибыль. Целевые приоритеты и целевая направленность цен изменяются на каждом этапе развития экономики.
Принцип непрерывности определяется динамичностью процесса ценообразования. Это проявляется, например, в том, что продукция в своем движении от сырья до готового изделия проходит несколько этапов. Для каждого этапа товародвижения устанавливается своя цена. Кроме того, в цены постоянно вносятся изменения и дополнения в связи со снятием производства устаревших товаров и освоением новых.
Принцип единства процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен состоит в том, что государственные органы, устанавливающие и регулирующие цены, обязаны их контролировать. Такой контроль распространяется, прежде всего, на продукцию и услуги, по которым осуществляется государственное регулирование цен (газ, электроэнергия и др.). Контроль осуществляется и по тем товарам, на которые устанавливаются свободные цены. Цель такого контроля - проверка правильности применения установленных законодательством правил ценообразования. В случае нарушения дисциплины цен на предприятия и организации налагаются административные и экономические санкции (штрафы и др.).
Вопросы по материалам лекции:
1. Опишите существующие теории образования цены на товары и услуги? Какие из них на Ваш взгляд наиболее актуальны для сегодняшней экономики России?
2. В чём состоит основная задача учётной функции цены?
3. Как сочетаются функция сбалансирования спроса и предложения цены и функция цены как средства рационального размещения производства в цене одного товара или услуги?
4. Опишите основные принципы ценообразования. Какие из них на Ваш взгляд наиболее важные?