ФЕР-2001. Общие положения
ФЕР (федеральные единичные расценки) – это сметные нормативы, содержащие расценки на выполнение единичных строительных работ.
Данные сметные нормативы регламентируют выраженные в натуральной форме отдельные элементы прямых затрат, приходящиеся на единицу объема строительных работ и конструктивных элементов:
1. расход строительных материалов,
2. затраты труда строительных рабочих,
3. времени работы строительных машин.
В нормах подразумеваются наиболее прогрессивные, экономичные проектные решения методы производства работ.
Сметные нормы служат базой для определения сметной стоимости отдельного вида работ, конструкций и зданий.
Сметные нормы группируются по видам работ, степени агрегирования, по назначению и видам строительства.
По видам строительства они подразделяются на общестроительные и специальные;
по степени агрегирования — на отдельные виды работ и специальные конструктивные элементы, укрупненные системные нормы на конструктивные части здания и отдельные сооружения;
по назначению — на отдельные виды работ, на временные здания и сооружения, на производство работ в зимнее время, на содержание дирекции строящихся предприятий и др.;
по видам строительства — для жилищно-гражданского, промышленного, гидротехнического, энергетического, сельского и т.д.
Строительные нормативы федерального значения разрабатывает и устанавливает только ФЦЦС (федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов).
Использование тех или иных сметных нормативов зависит в первую очередь от требований к используемым нормативам со стороны заказчика строительных, ремонтно-строительных, монтажных работ.
В частном случае стороны (заказчик и исполнитель) могут договориться о договорных расценках и далее рассчитывать стоимость работ исходя из этого.
Чаще всего, заказчику желательно использовать либо федеральные, либо территориальные нормативы (если таковые выпускались в данном регионе).
Реже применяются отраслевые нормы (например, в нефтедобывающей отрасли энергетики) и еще реже используются нормативы, разработанные конкретной организацией.
ФЕР содержат полный набор расценок по видам работ, выполняемым на территории РФ.
Сборники ФЕР вместе с государственными элементными сметными нормами образуют единую государственную сметно-нормативную базу для разработки системы укрупнённых сметных нормативов.
Единичные расценки, в том числе ФЕРы, сведены в таблицы и содержат на принятый в них измеритель конструкций или работ следующие показатели:
стоимость эксплуатации строительных машин, в том числе оплату труда рабочих, обслуживающих машины;
нормы расхода материалов (в натуральных показателях), стоимость которых не учитывается в единичной расценке;
Виды ФЕР
ФЕР на строительные и специальные строительные работы
ФЕР на монтаж оборудования (ФЕРм)
ФЕР на пусконаладочные работы (ФЕРп)
ФЕР на ремонтные работы (ФЕРр)
Разработка сборников ФЕР производится организациями-разработчиками, определяемыми Управлением ценообразования. В технических заданиях указываются основания для разработки сборников ФЕР, сроки (этапы) выполнения работ, основные цели и задачи, нормативные источники, которыми следует руководствоваться при разработке.
Разработанные проекты сборников ФЕР проходят экспертизу в организациях, рекомендуемых Управлением ценообразования. Экспертные заключения рассматриваются Межведомственной комиссией по разработке документов по ценообразованию в строительстве (МВК) Госстроя России.
На основе экспертных заключений и результатов рассмотрении на МВК организации-разработчики вносят в проекты сборников ФЕР соответствующие коррективы. Откорректированные сборники ФЕР передаются в Управление ценообразования, которое представляет их на утверждение в установленном порядке.
ТЕР-2001. Общие положения
Территориальные единичные расценки (в дальнейшем изложении ТЕР) разрабатываются для каждой территории (региона) Российской Федерации в уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г. и предназначены для:
- расчетов стоимости строительной продукции при формировании инвесторских смет и подготовки тендерной документации;
- определения сметной стоимости строительных работ и расчетов за выполненные строительные работы;
- разработки укрупненных нормативов сметной стоимости и прейскурантов на строительные работы;
- планирования и анализа экономических показателей проектных решений и работы строительных фирм.
ТЕР разрабатываются на основании:
- государственных элементных сметных норм на строительные работы 2001 г. Каждому сборнику ГЭСН соответствует сборник ТЕР (ОЕР) с тем же номером и наименованием;
- "Методических указаний по разработке единичных расценок на строительные, монтажные, специальные строительные и ремонтно-строительные работы";
- территориальных (отраслевых) сборников сметных цен на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве;
- территориальных (отраслевых) сборников сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств;
- затрат труда рабочих в разрезе квалификационных разрядов, рассчитанных исходя из уровня оплаты труда рабочих строительного комплекса данного региона (отрасли) по состоянию на 1 января 2000 г. Часовая оплата труда рабочих-строителей должна включать в себя все виды выплат и вознаграждений, входящих в состав фонда оплаты труда.
Пересчет сметной стоимости строительных работ (переход от базовых цен 2000 г. в текущие цены) производится базисно-индексным методом с применением индекса (коэффициента) пересчета
Вопросы по материалам лекции:
1. Опишите общие положения ФЕР-2001.
2. Опишите общие положения ТЕР-2001.