Национальные инновационные системы

ЛЕКЦИЯ ГАЛЯУТДИНОВА И.И. № 3. (КОНСПЕКТ)

Дисциплина « Национальные инновационные системы»

1.4. Определение основных элементов российской инновационной системы

Основной целью этого раздела является определение и описание основных элементов российской инновационной системы. Мы сгруппировали эти элементы в следующие шесть групп:

1) предпринимательский сектор,

2) правительственный сектор,

3) сектор НИОКР,

4) организации по трансферу технологии и другие посредники,

5) негосударственные общественные организации,

6) иностранные партнеры.

1.4.1. Предпринимательский сектор

Инновационный процесс – это создание и использование нового знания или технологии в экономике. Поэтому структура экономики во многом определяет характер инновации. В то же время, инновация может изменить структуру экономики в результате развития новых продуктов и рынков.

Демонтаж командно-административной экономики и переход к рыночной экономике в начале 90_х годов привел к коренной реструктуризации российской экономики, включая превращение государственных производственных структур в бизнес-структуры и их приватизацию (за исключением производств, имеющих стратегическое значение). При этом создавались крупные компании на основе старых производственных структур. А процесс создания малого и среднего бизнеса был очень медленным из-за отсутствия предпринимательской культуры и помощи со стороны государства. В течение 90_х годов в результате разрушения прежней экономической системы произошло резкое сокращение промышленного производства.

Отраслевой аспект

В 2004 г. ВВП страны составил 16751,5 млрд. руб. (1408,6 млрд. долл.), в расчете на душу населения – 116654 руб. (9807 долл. по паритету покупательной способности)(11). Отраслевая структура российской экономики в 2004 г. выглядит следующим образом (данные www.gks.ru ).Так же, как и в большинстве других стран, сектор услуг играет доминирующую роль в экономике (54,8%). Доля сельского хозяйства и пищевой промышленности составляет 11,5%, добывающих отраслей (топливно_энергетические и металлургия) – 11,3% (12). Из оставшихся 22,4% основная часть приходится в основном на строительство и машиностроение – 7,4% и 7,0% соответственно. Доля отраслей, производящих потребительскую продукцию, сравнительно мала и постоянно снижается. В то же время быстро развиваются две основные сырьевые отрасли российской экономики – топливная энергетика и металлургия. В результате Россия экспортирует низкотехнологичные сырьевые материалы и импортирует высокотехнологичное оборудование и потребительские товары, что свидетельствует об упущенных возможностях российской инновационной системы.

По сравнению со структурой экономики стран ЕС российская экономика ориентирована на добывающую и тяжелую промышленность. И хотя доля сектора услуг вструктуре экономики достаточно высока, этот сектор в целом не характеризуется высокой инновационной активностью.

Рыночная стратегия

Несмотря на приватизацию государственных предприятий в 90_х годах, в ряде отраслей (таких как оборонное машиностроение, авиакосмос и атомная энергетика) сохраняется и будет сохраняться государственная собственность. Государственный контроль над собственностью в этих отраслях обосновывается тем соображением, что государство является их главным потребителем, т.к. они производят продукцию в рамках государственного заказа. Инновации в этих отраслях зависят в основном, если не полностью, от проведения НИОКР в государственном секторе. Федеральное агентство по промышленности, например, координирует все военные отрасли, включая их научно-техническую политику. Российское космическое агентство – Роскосмос (бывшее Российское космическое и авиационное агентство) и Федеральное агентство по атомной энергии (Росатом) выполняют аналогичные задачи в отношении авиакосмической и атомной промышленности.

Существует еще ряд отраслей, в которых доминирует государственная собственность. Это естественные монополии, в частности, железные дороги, почта, телефон, производство электроэнергии и водоснабжение. В течение 90_х годов все эти государственные монополии (которые управлялись как отделы министерств) были трансформированы в коммерческие структуры, при этом государство сохранило за собой весь или контрольный пакет акций. Однако в последние годы государство начало продавать свои акции в ряде отраслей. Этот процесс идет в одном русле с политикой западноевропейских правительств, которые начали разрушать естественные монополии. Считается, что введение конкуренции на этих рынках приводит к резкому росту производительности. Однако опыт показывает, что разрушение естественных монополий является нелегкой задачей.

Практически полностью в России были приватизированы отрасли, производящие товары и услуги для открытого конкурентного рынка. Но именно эти отрасли испытывают наибольшие проблемы приспособления к новой инновационной модели - от «государственно-ориентированной» к «рыночно-ориентированной». Большинство государственных отраслевых исследовательских институтов, ранее обслуживавших эти отрасли, ведут жалкое существование. В то же самое время многие отрасли, ориентированные на рынок, начали формировать собственную стратегию и базу НИОКР.

Особый случай представляет собой добывающий сектор промышленности. Приватизация основной части добывающей отрасли послужила базой для обогащения небольшой группы предпринимателей. В последние годы российское руководство пришло к выводу, что данный сектор слишком важен для страны, чтобы им полностью распоряжался частный бизнес. Поэтому правительство начало восстанавливать контроль над использованием природных ресурсов, в основном в топливных отраслях, путем получения контрольного пакета акций в лидирующих компаниях.

В целом, в результате приватизации была разорвана ранее существовавшая тесная связь между государственно-ориентированными НИОКР и промышленностью.

Размер компании

Одним из преимуществ командно-административной экономики являлась экономия на масштабах, поэтому производство в советский период отличалось высокой степенью концентрации. Этим и объясняется крупный размер приватизированных компаний в начале 90_х годов. В то же время в российской экономике практически отсутствовал сектор малого и среднего бизнеса (МСБ ), и до сих пор он плохо развит. Если в странах ЕС на малый и средний бизнес приходится 72% занятости, в США – 52%, то в России на долю МСБ приходится только 25% занятости, 13% ВВП, 3% налоговых поступлений в бюджет (14). Число малых предприятий, регистрируемых в статистической отрасли «Наука и научное обслуживание», сокращается. В 1998 г. их численность составляла 38,8 тыс., в 2000г – 30,9 тыс., а в 2004 г. – уже 20,7 тыс.(15)

Для России, учитывая ее советское прошлое, предпринимательство является новым феноменом. Но и в настоящее время для малого предпринимательства не создано ни благоприятных условий, ни соответствующей регулирующей среды. Привилегированные условия чаще создаются для крупного бизнеса, а для малого бизнеса существующее регулирование слишком обременительно (например, создание новой компании занимает в России в среднем 33 дня, а в США – только 5 дней) (16). Кроме того, в России отсутствует понимание того, что неотъемлемым элементом динамично развивающейся экономики является создание и неизбежный провал большинства новых малых инновационных компаний («старт-апов»). Пока процедура ликвидации компании очень сложна и предусматривает банкротство только при финансовой несостоятельности.

Для ускорения экономического развития России необходимо незамедлительно реформировать и создать соответствующие институциональные, законодательные и фискальные условия, так же, как и экономическую и политическую среду, стимулирующую развитие малого и среднего бизнеса.

Инновационные характеристики ведущих российских компаний

Большая часть российских влиятельных бизнес_лидеров и корпораций связана с нефтью, газом, металлами и другими минеральными ресурсами (14 из 20 крупнейших российских компаний в 2004г). Для компании этих отраслей, сравнительно недавно ставших частными, как правило, характерна низкая инновационная активность, ограниченный спрос на НИОКР и инновационные идеи в России. Они предпочитают приобретать новую технологию и оборудование у иностранных ТНК.

Их можно назвать «технологическими адаптерами», поскольку их инновационная деятельность направлена на адаптацию инноваций, созданных другими организациями. Лишь очень ограниченное число этих компаний относится к «технологическим модификаторам», использующим внешние источники НИОКР для модификации своих продуктов и процессов. Тем не менее, располагая крупными доходами от использования природных ресурсов, российские металлургические, нефтяные и газовые корпорации могут получать и получают быстрый доступ к лучшим новым технологиям на глобальном рынке. Практически отсутствуют в этой группе «стратегические новаторы», т.е. компании, которые сами разрабатывают и реализуют на рынке новые продукты и технологии.

Компании топливной промышленности

Газпром – крупнейшая российская компания, один из мировых лидеров по производству газа, была создана на базе бывшего Министерства газовой промышленности (общие продажи в 2004 г. составили 887,2 млрд. руб. или около 31 млрд. долл.).

Контрольный пакет акций принадлежит государству. От Министерства газовой промышленности компания получила отраслевые исследовательские институты и конструкторские бюро в Москве и во всех газодобывающих регионах. Научно-технический персонал составляет около 4 тыс. чел., из которых 25% – профессора и доктора наук. Общий бюджет НИОКР в 2004 г. составил 2,76 млрд. руб. (почти 100 млн. долл.), из которых 1,82 млрд. руб. составили внутрифирменные НИОКР . За последние три года показатель наукоемкости (НИОКР\продажи) колебался, и в целом находился на уровне аналогичных компаний ЕС (0,3%), но ниже показателей наукоемкости компаний нефтегазовой промышленности США (0,5%) .

Газпром проводит исследования по широкому кругу проблем: от разработки новых газовых месторождений, прогнозирования спроса на газ и до модернизации газовых установок и систем транспортировки газа. Проводятся также исследования в области использования сжиженного газа в качестве автомобильного топлива. Кроме этого, Газпром участвует в совместной программе с Федеральным агентством по атомной энергии (Росатом) по разработке экологически чистой, высокопроизводительной установки (с КПД 85% и выработкой в 200 kW) на топливных элементах.

Интересно заметить, что только за 2002 – 2004 гг. Газпром увеличил объем аутсорсинга, т.е. исследований по контрактам с внешними исполнителями, с 0,3 до 0,94 млрд. руб., т.е. примерно до 1\3 общих расходов на НИОКР. Компания финансирует проведение НИОКР в ведущих исследовательских институтах в целях повышения эффективности своей основной деятельности по трем направлениям – добычи, сжижения, транспортировки газа, охраны окружающей среды, коммуникаций и информационной технологии.

Среди исполнителей НИОКР для компании – институты РАН. В апреле 2000г. Газпром и Президиум РАН подписали специальное соглашение о поддержке научных исследований в области газовой промышленности. В этот период более 20 институтов РАН разрабатывали проекты фундаментальных и прикладных исследований для газовой отрасли с общим объемом финансирования в 28,9 млн. руб. (менее 10% всего объема аутсорсинга Газпрома).

Газпром также является создателем сети альянсов (т.е. создает национальную техническую цепочку), нацеленных на решение стратегических проблем технологической модернизации. В частности, компания активно сотрудничает с машино-строительными предприятиями, в том числе из оборонного сектора и их исследовательскими подразделениями. Так, например, была разработана уникальная газонасосная установка с авиационным двигателем, что позволило отказаться от импорта дорогостоящего оборудования.

Во многих случаях Газпром использует научный и технологический потенциал своих иностранных партнеров. В частности, компания сотрудничает с действующими в России совместными предприятиями иностранных компаний-производителей необходимого оборудования. Таким образом, компания использует собственные институты и аутсорсинг по всей цепочке инновационного процесса в трех своих основных сферах деятельности. Проведение собственных НИОКР и контрактные отношения в ходе альянсов создают базу для выработки независимой стратегии и успешного роста.

Крупные нефтяные компании России начали формировать свои научно-исследовательские комплексы как основу инновационного развития в конце 1990 – начале 2000_х гг. В компании «Лукойл» в 1995 г. был создан научно-инженерный центр (НИЦ), который с 2001 г. является 100% дочерним обществом ОАО «Лукойл», впоследствии получил государственную аккредитацию научной организации. НИЦ имеет лицензию на выполнение проектных работ в области разработки и обустройства месторождений нефти и газа. С 2001 г. начато формирование общего научно-проектного комплекса компании в виде холдинговой структуры на базе НИЦ НК «Лукойл». В процессе развития холдинга НИЦ выкупил акции и доли уставного капитала «ПермНИПИнефть», «Ростовнефтехимпроект» и ряда других научно-проектных организаций.

К настоящему времени проведено переоснащение материально-технической базы и улучшение структуры кадрового состава. Миссия единого научно-проектного комплекса заключается в обеспечении производственных подразделений компании научными изысканиями и технологиями, которые дадут возможность ОАО «Лукойл» стать лидером в области поиска, разведки, нефтегазодобычи, нефтепереработки и нефтехимии, а также в реализации проектов по обустройству месторождений, строительству и реконструкции объектов группы «Лукойл». Финансирование работ научно-проектного комплекса «Лукойл» идет из трех источников: из прибыли ОАО «Лукойл» финансируется научно-техническое обеспечение главных управлений; из прибыли дочерних обществ – научно-техническое обеспечение дочерних обществ; из внебюджетного фонда, сформированного из отчислений организаций группы «Лукойл» – финансирование перспективных исследований и разработок, проведение НИОКР в интересах всей группы «Лукойл».

Использовав новейшие информационные технологии мировых лидеров в данной области, «Лукойле» создал один из лучших в мире центров визуализации, позволяющий создавать трехмерные модели нефтегазовых месторождений. Использование таких моделей снижает затраты на бурение и повышает его экологическую безопасность. Это особенно важно при разработке морских месторождений.

Трехмерная модель использовалась при освоении кравцовского месторождения на шельфе Балтийского моря. Этот проект, по мнению Президента ОАО «Лукойл», является гордостью компании(18). И это не единственный инновационный проект.

Примеры Газпрома и «Лукойла» показывают, что крупнейшие российские корпорации, занимающиеся разработкой природных ресурсов, имеют большие возможности для получения доступа к недостающим ресурсам, особенно к технологиям. Российские компании, которые в своих стратегических целях активно используют сети и альянсы, постепенно становятся успешными глобальными игроками.

Компании металлургической промышленности

Исторически Россия являлась мировым лидером по производству металлургической продукции, располагая как богатейшими запасами сырья, так и продвинутой отраслевой системой созданий новых знаний и технологий. Однако ее позиции были подорваны резким снижением спроса со стороны оборонной промышленности и бывших стран СССР. За период 1991_1995 гг. выпуск продукции сократился на 36%, промышленность переключилась на экспорт, который резко вырос за эти годы. В 2004г. доля экспорта в выпуске продукции составила 42% по черным и 52% по цветным металлам (этот показатель выше только в нефтедобывающей отрасли – 58%).

За последние 10 лет значительно изменилась технологическая структура промышленности. Например, в черной металлургии за 1995-2004 гг. доля кислородноконвертерной и электростали в общем выпуске возросла с 50 до почти 80%, доля стали непрерывного разлива – с 37 до 60%. В цветной металлургии наблюдались аналогичные тенденции. Модернизация производства на основе лучших импортных и отечественных технологий позволила преодолеть существенный отрыв от мировых лидеров отрасли.

Этот отрыв сохранялся, несмотря на сильные позиции советской металлургической науки. Наукоемкость российской металлургии в 1989-1990 гг. была примерно равна средним показателям этой отрасли в странах ОЭСР (19). НИОКР в области металлургической промышленности проводились в институтах Академии наук и отраслевых институтах. В результате реформы отраслевой науки в 1993г. три крупных научно-исследовательских института получили статус государственных научных центров (Государственный исследовательский институт цветных металлов, Центральный исследовательский институт черной металлургии им. И.П. Бардина, Проектно-конструкторский институт металлургического машиностроения им. А.И. Целикова).

В настоящее время относительно благоприятные рыночные условия стимулируют компании к ускорению инноваций. В 2003г. не менее 44 организаций проводили НИОКР по заказам промышленности. В целом для отрасли характерен высокий уровень корпоративного финансирования НИОКР и инноваций.

ГМК «Норильский никель» является крупнейшей компанией цветной металлургии и одной из ведущих российских компаний (10 место в списке журнала «Эксперт» 400 ведущих российских компаний в 2004 и 2005гг.). В 2004г. «Норильский никель» затратил на проведение внешних НИОКР 40 млн. долл., что составило 0,6% продаж (данные о внутрифирменных НИОКР отсутствуют). Компания имеет свой собственный исследовательский институт в Санкт-Петербурге (20).

Крупнейшая компания черной металлургии «Северсталь» (12 позиция в списке 400 ведущих компаний «Эксперта») позиционируется как инновационно-активная, проводит технологическую модернизацию и поддерживает как внутрифирменные, так и внешние НИОКР. В 2004г. общие расходы на НИОКР составили 64,75 млн. руб. (0,28% продаж). Заключено специальное соглашение с Центральным исследовательским институтом черной металлургии им. И.П. Бардина (Москва).

Компании телекоммуникационного сектора

Семь телекоммуникационных компаний вошли в список 400 крупнейших российских компаний. Две из них – «Связьинвест (полугосударственная компания, контролирует стационарную телефонную связь) и АФК Система, попали в число первых 20 компаний. Особенность инновационной модели этих компаний – широкое внедрение передовых зарубежных сетевых технологий, локализация зарубежных технологических решений, активное продвижение новых услуг и продуктов на рынке. Немногие компании формируют инновационные стратегии, связанные со ставкой на самостоятельную разработку новых технологий, целенаправленно проводят курс на построение, формирование и реализацию инновационных стратегий.

Для того, чтобы повысить наукоёмкость продукции, и тем самым сделать компании новой экономики в полном смысле высокотехнологичными, необходима целенаправленная системная работа с инновациями, которая включает в себя управление интеллектуальной собственностью, взаимодействие с государственными фондами поддержки НИОКР и инноваций, разработку методов и формирование процедур оценки инновационного потенциала, создание и поддержку венчурных фондов и прочей инновационной инфраструктуры – технопарков, ИТЦ, бизнес-инкубаторов.

Именно так позиционирует себя одна из ведущих компаний сектора – «АФК Система». Ее бизнес включает несколько основных направлений: телекоммуникации, радио и авиакосмическое оборудование, электронные компоненты и микроэлектроника, информационные технологии, военные технологии и медицинское оборудование.

АФК Система имеет собственные научно-исследовательские подразделения, сборочные мощности, обеспечивающие производство технологически сложной продукции, услуги мобильной связи, поддержку Интернета и средства информации. В 2004г. компания создала «инновационно-технологические центры» в Московском государственном техническом университете им. Н.Э.Баумана, Физтехе, в Центре исследований ядерной физики в г. Сарове. Центры занимаются отбором и поддержкой коммерчески перспективных проектов, обучением, а также финансированием долгосрочных исследовательских проектов. Кроме этого, в планах компании создание новых парков информационной технологии.

АФК Система активно участвует в развитии частно-государственного партнерства в области инновационной деятельности. В частности, заключены соглашения с рядом государственных агентств и Фондом стимулирования малого предпринимательства (деятельность которого сходна с американской программой SBIR) по поддержке нескольких инновационных компаний, включая помощь в поиске инвестиций, маркетинге и управлении.

Компании авиакосмической промышленности

Исторически (в бывшем СССР) авиакосмическая промышленность (гражданская и военная) отличалась высоким уровнем концентрации производства. Крупные исследовательские институты, экспериментальные и производственные мощности располагались в единых центрах, которые позже стали корпорациями. В настоящее время наиболее крупные из них занимают довольно скромные позиции в списках крупнейших компаний России .

Со времени успешного запуска первого космического спутника Земли в 1957г. российские космические технологии лидировали в мире. Российская космическая промышленность по-прежнему обладает большим потенциалом, несмотря на значительное сокращение мощностей после развала СССР. Картина российской инновационной системы будет неполной без крупных успешных космических проектов и международных альянсов, таких как «Морской Старт», Международная космическая станция, закупки американскими компаниями ракетных двигателей у «Энергомаша». Ряд российских компаний успешно обзавелись партнерами в США и Западной Европе благодаря активной государственной поддержке через Российское космическое агентство, которое является головным учреждением промышленности. Агентство планирует и координирует производство и развитие технологии во всей отрасли, а также распоряжается крупнейшим бюджетом гражданских промышленных НИОКР (по планам федерального бюджета на 2006г. – 23,5 млрд. руб.). Бесспорно, инновации в этом секторе находятся под полным контролем государства и направляются сверху.

Ситуация в российской авиационной промышленности, производственный потенциал которой позволяет производить все типы гражданских и военных самолетов, сложна, противоречива и в ряде сегментов является кризисной. Хотя российское правительство всегда декларировало развитие авиационной промышленности в числе национальных приоритетов, до практической реализации этих деклараций дело не дошло. Несмотря на то, что отрасли были предоставлены определенные преференции (налоговые скидки, налоговые вычеты на НИОКР, низкие ставки по кредитам, государственные инвестиции), правительство не разработало четкую стратегию ее развития и реструктурирования.(23) В результате предприятия отрасли теряют конкурентные позиции как внутри страны, так и на внешних рынках. Сравнение космической и авиационной отраслей по таким позициям, как адаптация к рынку, международная кооперация и инновационные тренды, показывает,

что космическая отрасль развивается более успешно. Ее успехи можно объяснить прошлыми технологическими достижениями, уровнем современного менеджмента, а также политикой Российского космического агентства.

Автомобильная промышленность

Крупнейшей автомобильной компанией в России является АвтоВАЗ, он занимает 16 место в списке «Эксперт 400». В 2004г. оборот компании составил 160 млрд. руб. (5,6 млрд. долл.). АвтоВАЗ имеет свои собственные исследовательские мощности с лучшим в отрасли оснащением кадрами и оборудованием. В 2004г. компания затратила на НИОКР 703 млн. руб. (24 млн. долл.). Вместе с тем в 2002 –2003гг. произошло резкое сокращение расходов на НИОКР .

Вместе с тем, по сравнению с крупными зарубежными компаниями, научно-исследовательские разработки АвтоВАЗа ничтожно малы как в абсолютных, так и в относительных цифрах. В частности, четыре международные автомобильных компании в 2004г. затратили на НИОКР более 5 млрд. долл. каждая, показатель наукоемкости для глобальной промышленности составляет 3,54%, а у АвтоВАЗа – только 0,44%.

В 2002г. в Тольятти АвтоВАЗ совместно с General Motors (GM) начал производство новых моделей автомобилей Шевроле – Нива. По оценкам ряда специалистов российской компании, альянс с GM давал ей возможность получать от партнера и внедрять технологические, организационные и финансовые новшества. Этот проект привнес большое количество инноваций во всю технологическую цепочку, включая поставщиков и сервисное обслуживание, но принципиально не изменил положение на заводе. Однако в самом начале февраля 2006 г., когда АвтоВАЗ сменил собственника (им стал «Рособоронэкспорт»), он решил пересмотреть и отношения с GM. Совместное предприятие, по оценкам новых владельцев, не принесло желаемых коммерческих результатов (24).

Кроме GM (25) еще несколько иностранных автомобильных компаний: Форд, Тойота, БМВ начали свой бизнес в России. Они создают как сборочные производства, так и маркетинговые и сервисные сети, а также покупают ряд комплектующих у российских производителей, что может стать стимулом для роста инновационных малых и средних фирм в этой области.

1.4.2. Правительственный сектор

В этом разделе предлагается обзор деятельности основных ведомств и структур, определяющих политику, осуществляющих координацию, финансирование и регулирование в сфере науки, технологий и инноваций (НТИ) в России. Мы объединили их в следующие три группы:

1. Ведомства, разрабатывающие и координирующие научно-техническую политику.

2. Финансирующие организации.

3. Регулирующие органы.

Ведомства, разрабатывающие и координирующие научную и инновационную политику

В этой области можно выделить три уровня:

1) главные «игроки»,

2) другие федеральные органы,

3) региональные власти.

Главные «игроки»:

• Совет по науке и высоким технологиям при Президенте Российской Федерации –совещательный орган;

• Совет безопасности РФ;

• Министерство образования и науки Российской Федерации.

В соответствии с распределением функций, в обязанности Министерства входит:

разработка государственной политики и законодательства в области образования,

научной, научно-технической и инновационной деятельности. Министерство осуществляет свою политику через три своих исполнительных агентства – Федеральное агентство по науке и инновациям, Федеральное агентство по образованию, Федеральную службу по правам на интеллектуальную собственность.

• Российская Академия наук (президент РАН участвует в заседаниях Правительства РФ на уровне министра)

• Российское космическое агентство (Роскосмос) получает бюджетное финансирование НИОКР, по объему почти равное финансированию РАН.

• Росатом – Федеральное агентство по атомной энергии является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе функции по развитию атомной науки и техники, а также международное сотрудничество в этой сфере.

Другие министерства и федеральные агентства:

• Министерство обороны: контролирует часть бюджета военных НИОКР.

• Министерство промышленности и энергетики: контролирует через Федеральное агентство по промышленности большие суммы промышленных, в том числе военных НИОКР.

• Министерство экономического развития и торговли инициировало создание технико-внедренческих зон, предусматривающих активизацию инновационной деятельности компаний на их территории, финансирует прикладные экономические исследования.

• Министерство информационных технологий и связи: контролирует через Федеральное агентство по информационным технологиям сравнительно небольшой бюджет НИОКР в области информационных технологий.

• Другие министерства и ведомства.

Региональные «игроки» и координация

На региональном уровне основными элементами НИС, ответственными за разработку и реализацию научно-технической политики, являются руководство и соответствующие отделы администраций ряда областей, располагающих значительным инновационным потенциалом, а также наукоградов.

Специфической чертой российской инновационной системы является присвоение ряду городов статуса «Наукограда». Это города, где исторически несколько крупных научно-технических организаций и предприятий служат градообразующей системой. «Наукограды» получают специальную поддержку из федерального бюджета для развития своих инновационных программ и инфраструктуры. Первым в 2000 г. такой статус получил г. Обнинск Калужской области. В настоящее время еще десять городов имеют статус «Наукограда» (Королев, Дубна, Северск, Кольцово, Реутов, Фрязино, Мичуринск, Петергоф, Пущино, Бийск) и еще три претендуют на его получение (Троицк, Жуковский, Димитровград).

К 2000 г. в 21 субъекте Российской Федерации были приняты законы и нормативные документы по регулированию инновационной деятельности, созданы специальные отделы по науке и технологиям в соответствующих администрациях. В дальнейшем эта деятельность несколько замедлилась в силу особенностей современного российского законодательства, изменившего взаимоотношения федерального центра и регионов в вопросах проведения научно-технической политики.

При этом, по оценкам юристов, нормативно-правовое обеспечение инновационной деятельности на уровне передовых регионов существенно опережает федеральное (26).

Так, в Томской области, на основе активного взаимодействия и сотрудничества представителей администрации области, университетов и других высших учебных заведений, исследовательских институтов, компаний разработана и реализуется наиболее прогрессивная инновационная стратегия. В настоящее время здесь реализуется Межведомственная программа «Разработка и реализация модели территории инновационного развития», включающая институционально-правовые и инвестиционные разделы. Аналогичные программы разрабатываются в ряде других областей.

С 2005 г. дополнительным механизмом регионального развития стали Особые экономические зоны (ОЭЗ)(27). Предусмотрено создание промышленно-производственных и технико-внедренческих (ТВ)ОЭЗ, резидентам которых предоставляются существенные налоговые и таможенные льготы. ТВ деятельность определена как создание и реализация научно-технической продукции и доведение ее до промышленного применения, а также создание программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных и оказание связанных с этим услуг. Создание ТВ ОЭЗ происходит на конкурсной основе. По результатам первого конкурса четыре ТВОЭЗ будут созданы в Москве (Зеленоград), Московской области (Дубна), Санкт-Петербурге и Томской области. Функции управления ОЭЗ на федеральном уровне возложены на Федеральное агентство по ОЭЗ.

Организации, финансирующие НТИ

Финансирование НИОКР в России поступает из следующих пяти источников (данные на 2004г):

1) госбюджет (59,6%);

2) предпринимательский сектор (21,4%);

3) внебюджетные фонды (2,5);

4) собственные средства научных институтов (8,8%);

5) зарубежные источники (7,5%).

Финансирование из государственного бюджета

Основным источником финансирования НИОКР в России является госбюджет.

Большая часть средств, поступающих по этому каналу, распределяется по принципу прямого финансирования, хотя действует и конкурсное распределение средств (наиболее важные фонды конкурсного распределения будут рассмотрены ниже).

Новым элементом государственной финансовой политики является переход к целевому финансированию, что предполагает более тесную привязку распределения ресурсов к результатам. Однако пока трудно оценить масштабы и эффективность перехода на новые принципы.

Прямое государственное финансирование НИОКР осуществляется по нескольким каналам.

Основной объем бюджетных расходов на гражданские НИОКР контролируют четыре организации: Российская Академия наук (РАН), Российское космическое агентство (Роскосмос), Федеральное агентство по промышленности и Федеральное агентство по науке и инновациям. Причем два последних агентства являются исполнительными органами Министерства промышленности и Министерства образования и науки соответственно. Федеральное агентство по промышленности поддерживает НИОКР и инновационную деятельность преимущественно отраслевого характера, и играет важную роль в распределении военных заказов в промышленности.

Федеральное агентство по науке и инновациям (ФАНИ) осуществляет государственную научную и инновационную политику, предоставляет государственные услуги, занимается охраной государственной собственности в сфере науки, технологий и инновационной деятельности. В его функции входит: контроль над деятельностью Федеральных центров науки и высокой технологии (ФЦНВТ), государственных научных центров, уникальных научных установок, федеральных центров общего доступа и эксплуатации, ведущие научные школы, национальные информационные научные сети, предоставление информации в области научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Данное Агентство не имеет отраслевой специфики и поддерживает науку и инновации путем различных инструментов (в первую очередь, путем разработки Федеральной целевой научно-технической программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002 – 2006 годы, а также создания научных парков, центров по трансферу и коммерциализации технологии, бизнес инкубаторов) и финансирует государственные исследовательские центры и мега-проекты.

Как было отмечено выше, часть бюджетных ассигнований на НИОКР распределяется на конкурсной основе через три следующих фонда:

• Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ).

• Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ).

• Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

Эти фонды созданы и полностью финансируются государством. РФФИ был создан в 1992 г. Он поддерживает фундаментальные исследования во всех областях науки путем предоставления грантов на конкурсной основе. Основные функции Фонда состоят в поддержке лучших проектов в области фундаментальных наук и поэтому процесс отбора проектов основан на качественных оценках. РФФИ должен получать 6% государственных расходов на гражданские НИОКР, однако в последние годы этот параметр не соблюдается. В 2002 году Фонд профинансировал более 8000 исследовательских проектов, в которых участвовало более 730 различных академических институтов, университетов и промышленных исследовательских центров.

Из общего числа заявок Фонд принимает к финансированию примерно 1\3 проектов, что вполне сопоставимо с аналогичными схемами в других странах (хотя европейские конкурсные системы носят более жесткий характер). При финансовой поддержке Фонда ежегодно публикуется около 200 монографий и проводится 500-600 конференций в России. По мнению ученых, РФФИ является основным независимым источником финансирования фундаментальных исследований и приобретения небольших партий научного оборудования. Однако скромный бюджет

Фонда ограничивает возможности поддержки российской науки.

Российский гуманитарный научный фонд гуманитарных исследований первоначально был отделением РФФИ, отвечающим за поддержку исследований в области социальных и гуманитарных наук. В 1994 году он стал независимым фондом.

РГНФ действует на тех же принципах, что и РФФИ, и его доля в финансировании гражданских исследований составляет 1%.

За период 19942003 гг. Фонд поддержал более 15 000 проектов, включая 9000 исследовательских проектов, более 1000 конференций, предоставил более 1000 транспортных грантов, профинансировал около 500 выставок и полевых работ, более 700 телекоммуникационных проектов. При поддержке РГНФ было опубликовано 3000 монографий. С 2006 г. Фондом открыто финансирование заявок по программе «Теоретические основы инновационной экономики».

Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере создан в 1994 г., его бюджет составляет 1,5 % федеральных расходов на гражданские НИОКР. Фонд уделяет основное внимание поддержке уже вышедших на рынок малых инновационных фирм (тех, которые разработали продукт и защитили права интеллектуальной собственности, приступили к коммерческому производству и нашли перспективных потребителей). Фонд впервые внедрил несколько новых инструментов и подходов к стимулированию инновационной активности.

Во-первых, Фонд ввел новую систему обучения – он спонсирует образовательные курсы для малых инновационных предприятий (программа распространяется на 100 выпускников и около 50 студентов ежегодно). В настоящее время Фонд реализует программу обучения выпускников по английской модели так называемых «учебных компаний». Первые результаты программы показали, что 50% проектов оказались успешными, их результатом стало создание малых инновационных предприятий, приступивших к производству нового продукта.

Во-вторых, в 1996 г. Фонд начал пилотный проект по созданию нескольких новых структур, получивших название «инновационно-технологические центры» (ИТЦ). К 2002 году в этих центрах было расположено более 300 малых и средних фирм.

В-третьих, в 2003 г. Фонд начал новую программу «Старт» по поддержке исследователей, которые собираются коммерциализировать свои разработки. Переориентировавшись на поддержку предприятий в стадии посевного финансирования и «стартапов», Фонд инициировал процесс зарождения новых наукоемких предприятий. Одним из достижений Фонда является появление в составе «СТАРТ», подпрограмм сотрудничества малого и крупного бизнеса «СТАРТ под заказ», в которых принимают участие такие крупные акторы инновационного рынка как: ОАО «Ломо», Интел-Россия, АФК Система.

Моделью программы послужила американская программа SBIR. Фонд предоставляет исследовательским группам так называемые «посевные» деньги для создания малой инновационной фирмы по окончании первого года действия проекта.

Бюджет «Старта» составляет 10 млн. долл., к концу 2004 года должно было быть профинансировано около 400 проектов.

Однако основной деятельностью Фонда остается поддержка уже действующих малых инновационных компаний, на эти цели выделяется 70% бюджета Фонда. В течение 10 лет своей работы Фонд поддержал более чем 2000 МСК. Для России это очень малая величина (приблизительно 3% от общего числа малых и средних инновационных компаний.

Средства частного сектора

Ограниченное число российских компаний проводят собственные НИОКР, и, как правило, размер их ассигнований (за исключением некоторых компаний сырьевого сектора) ниже, чем у подобных компаний Западной Европы, США и Японии. Во многом это объясняется резким сокращением государственного финансирования, нацеленностью на краткосрочные результаты и отсутствием необходимых объемов собственных средств, а также высокой зависимостью от импорта технологии в настоящее время. Однако постепенно наиболее успешные российские компании начинают создавать свою собственную исследовательскую базу и увеличивают финансирование контрактных НИОКР в исследовательских организациях и университетах.

Традиционно в системе административно-плановой экономики многие производственные единицы (в настоящее время компании) входили в состав научно-производственных объединений (аналог нынешних концернов) и не проводили свои собственные исследования или выполняли их частично в собственных заводских КБ. В процессе приватизации промышленности эта практика начала меняться. Как было показано ранее, многие экономически сильные крупные компании приобретают не только производственные мощности, но и исследовательские центры своей отрасли. В их числе – нефтяники, металлурги, энергетики, транспортники («Российские железные дороги», например, приобрели исследовательские центры, Основные элементы инновационной системы России ранее принадлежавшие Министерству транспорта). В других отраслях, включая авиакосмос, атомную энергетику и оборонные отрасли, сохранена в основном прежняя структура: крупные предприятия, располагающие собственными исследовательскими отделами, плюс отраслевые НИИ.

Одним из механизмов финансирования промышленных НИОКР, существовавшим ранее и в некоторой степени и сейчас, являются «добровольные» отчисления на НИОКР. Собранные таким образом средства распределяются через внебюджетные фонды НИОКР и через Российский фонд технологического развития (см далее).

В России пока еще не существует исчерпывающей статистики о внутрифирменных и внешних НИОКР в частном секторе. Лишь немногие крупные российские компании публикуют данные об инвестициях в НИОКР, в отличие от большинства крупных компаний Западной Европы и США.

Средства внебюджетных фондов

Средства так называемых внебюджетных фондов в 2003 году составляли небольшую часть общего финансирования НИОКР. Однако в прошлом они представляли собой гораздо более серьезный источник финансирования. Эти фонды действуют вне рамок государственного бюджета, поскольку финансируются за счет добровольных взносов (в размере 1,5 % стоимости продукции) в отдельных отраслях. Эти фонды действуют еще с советских времен, когда отдельные промышленные направления НИОКР финансировались за счет обязательных отчислений всех производственных единиц. В 90-е годы в результате сокращения объемов выпуска промышленные внебюджетные фонды НИОКР лишились значительной части поступлений, что серьезно отразилось на финансировании прикладных исследований.

В 2002 г. общее число промышленных фондов составило 90, из которых 28 фондов были созданы министерствами и агентствами (Министерством железнодорожного транспорта, Федеральной авиационной службой, Агентством по вооружениям), остальные действовали в рамках промышленных ассоциаций и крупных компаний (государственных, полугосударственных, частных). Из этих 90 фондов 13 действовали в топливной промышленности, 13 – в области транспорта и коммуникаций, 20 – в машиностроении и электромашиностроении, 13 – в агропромышленном комплексе, 9 – в химической промышленности, 22 – в других отраслях промышленности. Однако с 2004 г. компании уже были не обязаны осуществлять подобные отчисления, что поставило многие отраслевые внебюджетные фонды на грань банкротства.(29)

Не менее 25% средств, собранных внебюджетными фондами министерств, должно было поступать в Российский фонд технологического развития (РФТР), который находится в ведении Министерства образования и науки. Хотя РФТР формально относится к внебюджетным фондам, на практике он почти полностью зависит от государственной политики. В процессе отбора проектов Фонд использует список государственных приоритетов в области высоких технологий, а Министерство утверждает окончательный список проектов.

РФТР предоставляет по результатам конкурсов гранты на возвратной основе сроком до трех лет на проекты дисциплинарного или отраслевого характера. По существу эти гранты являются беспроцентными кредитами. Наибольшее число получателей грантов приходится на промышленный сектор (около 1\3), на втором месте – организации РАН (10%) и институты высшего образования.

За годы своей работы (с 1992 года) Фонд профинансировал около 700 проектов,

однако только 10% из них были коммерциализированы. Экспертные оценки показывают, что большая часть проектов приходится на научные исследования или на начальную стадию разработок, что и объясняет низкий уровень коммерциализации.

В 2005 г. РФТР оказался в критической финансовой ситуации, его средства не пополнялись, поскольку он вынужден конкурировать с другими фондами. В результате административной реформы, которая проводится в настоящее время в России, все внебюджетные фонды подлежат реформированию.

Собственные средства научно(исследовательских организаций

Собственные средства организаций НИОКР составляют 8,8% доходов исследовательских институтов. Институты зарабатывают на продаже продукции, сдаче в аренду служебных помещений и т.д., используя эти средства в первую очередь для оплаты коммунальных услуг, услуг связи, и некоторого повышения заработной платы.

Зарубежные источники

Иностранные источники играют важную, но уменьшающуюся роль в поддержке российских НИОКР. В 2003 г. на долю иностранных источников финансирования пришлось 7,5% общих расходов на НИОКР в России. В конце 90х годов этот показатель был более, чем вдвое выше – 16,9% в 1999 г. Основными источниками финансирования являются ЕС, США и некоторые страны Азии (Китай, Япония, Южная Корея).

Венчурный капитал

Инновационный процесс требует не только финансирования НИОКР, но и инвестиций в создание новых предприятий, связанного с большим риском. Найти рисковый или венчурный капитал очень трудно. Большое число исследований, проведенных в европейских странах, называют недостаток венчурного капитала в качестве фактора, тормозящего создание новых компаний, и тем самым, негативно влияющего на инновационный процесс. Ситуация в России, где отсутствует развитый фондовый рынок, не менее сложна.

Тем не менее, венчурный капитал в России за последние годы значительно вырос, венчурные инвесторы оказывают всё большее влияние на темпы и качество развития малого и среднего бизнеса. По данным Российской ассоциации венчурного финансирования, в настоящее время в России действует 62 фонда (данные на 2004 г.). Выйдя на уровень 3,1 млрд. долл. (этой цифре равна общая капитализация действующих на территории России фондов), венчурные инвесторы за этот период вложили свыше 2,4 млрд. долл. в 353 российские компании.

Сообщество прямых и венчурных инвесторов в России становится всё более профессиональным и диверсифицированным. На рынке представлены фонды с капитализацией от 4 до 400 млн. долл., управляющие команды которых с количеством

сотрудников от 3 до 30 чел. состоят из высококлассных специалистов, имеющих большой опыт работы на международных рынках. Сами управляющие компании зарегистрированы как в России, так и за рубежом (причём количество управляющих компаний с российской «пропиской» постепенно увеличивается). Также растут объёмы средств, поступающие в фонды из российских источников. Исследование показало, что 26% от всех средств, привлечённых в новые фонды в период с 1999 по 2004 гг., поступило из российских источников(30).

Однако лишь небольшая часть этих средств поступает в наукоемкую сферу. Более 49% венчурных инвестиций получили телекоммуникационные и электронные компании, на втором месте – производители потребительской продукции. Одной из проблем венчурной индустрии инвесторы считают низкую готовность новаторов работать по венчурным схемам. Опрос РАВИ показал, что 87% предпринимателей, заинтересованных в привлечении инвестиций, не обращались в венчурные фонды (или не знают, что это такое), и только 9 и 3,5% респондентов в случае получения инвестиций готовы отдать венчурному фонду пакет акций свыше блокирующего или свыше контрольного соответственно.

Растет также федеральная поддержка фондов венчурного капитала со стороны Министерства образования и науки и Министерства экономического развития и торговли. Улучшается инфраструктура венчурного предпринимательства, однако многие проблемы еще не решены, в частности, страхование выхода капиталов из венчурных компаний, что связано с низкой ликвидностью фондового рынка и недостаточной охраной интересов миноритарных акционеров.

Органы, регулирующие общие условия развития НТИ

Функционирование российской инновационной системы обеспечивается рядом регулирующих органов общего характера. В их числе:

• Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент), которая действует под эгидой Министерства образования и науки. Роспатент отвечает за законодательство в области охраны прав интеллектуальной собственности, регистрацию патентов, лицензий, лицензионных соглашений и других документов по интеллектуальной собственности, а также контролирует использование интеллектуальной собственности.

• Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, действующее под эгидой Министерства промышленности и энергетики, отвечает за соблюдение Федерального закона «О техническом регулировании», за соблюдение технических стандартов, регистрационных свидетельств и за разработку новых стандартов. В 2005 г. была начата работа в области разработки ряда новых стандартов, в частности, в области стандартов безопасности для продукции, содержащей генетически модифицированные компоненты.

• Федеральная антимонопольная служба, осуществляющая контроль за процессами монополизации рынка. Монополизация обычно рассматривается в качестве тормоза инновационного процесса, поскольку в отсутствии конкурентов пропадают стимулы к улучшению продукции и производственных процессов.

1.4.3. Научно- исследовательский сектор

В соответствии с официальной статистикой, в России НИОКР проводят более 3600 организаций, из которых более половины относится к предпринимательскому сектору.  При этом необходимо учитывать особенности современной российской статистики, которая включает в предпринимательский сектор все организации и предприятия, связанные с производством продукции и услуг в целях продажи, в том числе и находящиеся в собственности государства(31). Государственный сектор составляют организации министерств и ведомств, обеспечивающие управление государством, а также бесприбыльные организации, полностью или в основном финансируемые и контролируемые правительством. Сектор высшего образования охватывает университеты и другие высшие учебные заведения, независимо от источников финансирования и правового статуса, а также находящиеся под их контролем НИИ, экспериментальные станции, клиники.

Таким образом, фактически к государственному сектору науки относятся не только организации, которые традиционно принято считать государственным сектором в практике статистического учета, но также и сектор высшего образования, и часть предпринимательского сектора науки (учреждения и государственные унитарные предприятия).

Более строгий подход к определению границ частного и государственного сектора (по форме собственности) показывает, что удельный вес организаций, находящихся в частной собственности, составлял в 2004 г. только 11.5% от общей численности организаций, выполняющих НИОКР32. Соответственно, масштабы государственного сектора науки таковы: свыше 73% организаций, в которых работает 77.1% всего персонала, занятого исследованиями и разработками. По общему объему финансирования науки за счет консолидированного бюджета на государственный сектор приходится свыше 98%.

Российская Академия наук

Российская Академия наук является крупнейшей исследовательской организацией страны, в состав которой в 2004 г. входили 452 института, занято 104,8 тыс. чел.34, из которых 61 тыс. чел. – научные сотрудники. Основной функцией РАН является проведение фундаментальных исследований (на них направляется основная часть государственного финансирования), однако ее институты проводят значительные объемы прикладных исследований. Прикладные исследования финансируются также из дополнительных источников, поступающих по другим государственным линиям, контрактных исследований, внебюджетных фондов и по линии международного сотрудничества. На долю РАН приходится 2/3 всех фундаментальных исследований и около 10% прикладных исследований страны.

В течение 90-х годов РАН столкнулась с резким сокращением бюджетных средств, что привело к сокращению зарплаты, снижению занятости, деградации материальной инфраструктуры. В результате внутренняя политика РАН сконцентрировалась на поисках новых источников дохода и сохранении исследовательской сети и лидирующих научных школ и центров в большей степени, чем на дальнейшем «расширении научных горизонтов». В последние годы ситуация несколько улучшилась, прекратилось сокращение государственных ассигнований, однако РАН по-прежнему испытывает проблемы недофинансирования.

В 2004_2005 гг. Министерство образования и науки заявило о намерениях приступить к реформированию системы организаций НИОКР, включая РАН. В частности, предполагается увеличить финансирование РАН при условии кардинальной реорганизации и сокращения занятости: на 25% сократить занятость к 2008г., после чего увеличить бюджетную поддержку на 150%, что позволило бы увеличить среднемесячную зарплату с 7324 руб. (240 долл.) до 30 тыс. руб. (1,050 долл.) в текущих ценах и годовой объем затрат (показатель на душу населения) на лабораторное и научное оборудование до 700 – 750 тыс. руб. (26,000 долл.). Однако при этом не учитывается возможная инфляция, которая может существенно повлиять на снижение запланированных показателей.

Отраслевые академии наук

В России действует несколько отраслевых академий наук, но только две из них проводят НИОКР в существенных масштабах, это:

• Российская академия медицинских наук – объединяет 66 исследовательских институтов, занятость – 7705 научных работников, и

• Российская академия сельскохозяйственных наук – объединяет 290 исследовательских институтов, занятость – 13336 научных работников.

Отраслевые научно-исследовательские организации

Промышленный сектор НИОКР  в основном выполняет прикладные исследования, разработки и испытания. В советское время каждое отраслевое министерство имело свои отраслевые исследовательские институты, которые обслуживали отрасль, либо подотрасль или группу предприятий, а не отдельные предприятия. Отраслевые министерства в системе централизованного планирования принимали решения о направлениях исследований. Однако в переходный период большинство частных предприятий перестали пользоваться услугами отраслевых научных институтов по разным причинам:

а) из-за отсутствия мер по охране интеллектуальной собственности;

б) широко распространенного «пиратского» использования интеллектуальной продукции научных организаций частными предприятиями;

в) отсутствия собственных средств у предприятий в результате гиперинфляции.

Кроме того, технологические разработки отраслевых организаций зачастую не выдерживали конкуренции с доступными на рынке иностранными аналогами. В результате была в значительной мере разрушена система предложения и спроса на результаты отраслевых НИОКР.

В 1993 г. ведущие промышленные исследовательские центры с уникальным оборудованием и инфраструктурой были вычленены из состава отраслевых исследовательских институтов и получили статус Государственных научных центров (ГНЦ).

Этот статус позволил получать дополнительные бюджетные средства по линии программы развития Государственных научных центров. Кроме того, ГНЦ также получают финансирование от своих вышестоящих министерств. В настоящее время действует 61 центр, многие занимают лидирующие позиции в приоритетных областях науки и техники (ядерная физика, энергетика, химия и новые материалы, авиастроение, машиностроение, медицина, биология и биотехнология, информатика, оптика, электроника, роботостроение и т.д.).

Двадцать один Центр находится в подчинении Министерства промышленности и энергетики, 10 – Министерства образования и науки, 6 – Федерального агентства по атомной энергии, 3 – Министерства здравоохранения и социального обеспечения (данные на 15 марта 2005 г.). Ряд других министерств имеют один или два Центра.

По статусу большая часть ГНЦ являются федеральными государственными предприятиями, семь ГНЦ – государственные унитарные предприятия, два – акционерные компании. ГНЦ представляют собой крупные научно-технические комплексы, со средним числом занятых 1173 чел. в 2002 году. Несмотря на их положение, персонал ГНЦ составляет лишь 12% от всего персонала сферы НИОКР предпринимательском секторе.

Министерство образования и науки включило ГНЦ в общий план реформы системы НИОКР. В плане намечено сокращение числа ГНЦ с 58 до 2530 и создание 5-7 Национальных лабораторий в наиболее важных научно-технических областях.

Университеты

В настоящее время российский сектор высшего образования включает более 1000 высших учебных заведений (в 1990 г. их было только 700), из которых 655 являются государственными.

Можно выделить четыре типа высших учебных заведений.

1. Университеты: отвечают за обучение и исследования по широкому кругу дисциплин. Университеты подразделяются на «классические» и «технические» в соответствии со специализацией в социальных и гуманитарных науках или естественных и инженерных. Неофициальные рейтинги разделяют «классические» (старые) университеты и «новые» – бывшие педагогические или технические институты, получившие недавно статус университетов.

2. Академии: отвечают за обучение и исследования. Отличаются от университетов только специализацией по одной дисциплине.

3. Институты: действуют в широком спектре направлений. Они могут быть независимыми структурами или частью университета или академии и обычно имеют узкую специализацию. Однако педагогические институты предоставляют весь набор дисциплин, преподающихся в школе.

4. Частные институты: число их растет. Они предлагают обучение в нетехнических областях, таких как бизнес-образование, культура, социология и религия. Подавляющая часть студентов (87%) или 5,2 млн. из 6 млн. студентов, обучается в государственных высших учебных заведениях. На долю негосударственного сектора высшего образования приходится только 13% студентов. Это указывает на небольшой размер частных институтов, имеющих в основном региональное значение. Частные институты создавались с ориентацией на профессии, спрос на которые предъявил рынок: юристы, экономисты, бухгалтеры.

В среднем, 5070% бюджета университетов формируется за счет прямого финансирования из федерального бюджета или через головное министерство, 10-20% – от других организаций, финансирующих НИОКР (в первую очередь, государство финансирует фундаментальные исследования, а промышленность – прикладные), 5-10% в форме грантов или покрытия издержек, 1020% за счет платы за обучение и другие образовательные услуги. Конкретные пропорции финансирования зависят от университета, но, как правило, доля прямого государственного финансирования не снижается ниже 40%. Эти средства направляются на ремонт зданий, обновление оборудования, библиотечных фондов. Доходы из других источников идут на повышение зарплаты, покупку компьютеров программного обеспечения и т.д.

Главной обязанностью университетов является обучение. Большинство российских университетов, за исключением небольшого числа элитных университетов и инженерных школ, практически не проводят исследований (из 1000 высших учебных заведений только 393 проводили НИОКР в 2003г.) В 1992 г. таких организаций было больше – 450. Тем не менее, за последние годы наблюдается некоторое улучшение позиций сектора высшего образования в национальных НИОКР.

1.4.4. Организации по продвижению технологий и другие организации-посредники

Связующим звеном между государственными исследовательскими организациями и частным сектором промышленности служат структуры – посредники (центры по трансферу технологии, бизнес-инкубаторы, технологические парки). Они помогают сокращать разрыв между НИОКР и рынком и занимаются коммерциализацией знаний и технологии, разработанных в государственных институтах. Первые технологические парки были созданы в конце 80х годов, в 1996 г. по инициативе Министерства науки и новых технологий были организованы инновационно-технологические центры (ИТЦ), затем Центры по продвижению (или трансферу) технологии (ЦПТ). К сожалению, технопарки и ИТЦ практически не стимулировали инновационное предпринимательство, поскольку создавались в основном на базе университетов или высших учебных заведений для проведения разработок, а не коммерциализации результатов НИОКР. В целях исправления ситуации Министерство инициировало создание Центров по продвижению технологии в 2003 году.

ЦПТ предоставляют профессиональную юридическую помощь ученым и специалистам по коммерциализации результатов НИОКР, созданных на государственные средства. Эти центры предоставляют более гибкие условия для кооперации и партнерства исследовательских групп и частных компаний, включая иностранные высокотехнологичные компании. Деятельность этих центров по коммерциализации НИОКР дала первые положительные результаты и Министерство пролонгировало действие программы по созданию ЦПТ. В настоящее время Федеральное правительство финансирует работу около 20 центров по продвижению технологии при академических институтах, университетах и научных центрах.

Бизнес-инкубаторы с помощью центров передачи технологии для малого и среднего бизнеса предоставляют возможность высокотехнологичным фирмам сохранять конкурентные позиции на рынке без прямой государственной помощи. В настоящее время действует более 60 инновационно-технологических центров. Однако, по оценкам Ассоциации «технопарков», только 2530% из них дает экономические результаты.(37) Успешная деятельность технопарков в России зависит отряда специфичных факторов. В их числе: организационная интеграция с высшим учебным заведением или крупной научно-исследовательской организацией; участие студентов и аспирантов в исследовательских проектах; рост малых инновационных предприятий, связанных с технопарком; различные виды финансирования, включая средства федерального и регионального правительства, национального и иностранного венчурного капитала и фондов.

Правительство наметило следующие направления государственного стимулирования трансфера технологии, включая создание:

• Центров по подготовке специалистов и оказанию помощи в организации инновационного процесса.

• Технико-внедренческих зон.

• Системы региональных и отраслевых фондов по поддержке инновационной деятельности.

• Системы информационного обеспечения, включая консультационные услуги по установлению контактов между потенциальными партнерами инновационной деятельности.

• Системы оказания научно-технических услуг и предоставления услуг в области охраны интеллектуальной собственности.

1.4.5. Организации гражданского общества

В России в инновационной деятельности или ее поддержке участвует ограниченное число организаций гражданского общества. Наибольшую активность проявляют различные профессиональные организации, в том числе профессиональные ассоциации и некоторые отраслевые профсоюзы. В последние годы с ростом значения инноваций для российской экономики все большее число организаций гражданского общества начинает проявлять интерес к проблемам инновационного развития. Две крупнейшие организации российского бизнеса: Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) и Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства (ОПОРА) России, принимают участие в дискуссиях и выработке решений по поводу формирования российской национальной инновационной системы и развития частно-государственного партнерства в этой области. Значительную работу в данной области ведет и Торгово-промышленная палата (ТПП) РФ.  РСПП представляет собой независимую общественную организацию, представляющую интересы национального бизнес-сообщества, в основном крупных компаний. Цель этого объединения – консолидация усилий промышленников и бизнесменов для улучшения бизнес среды и повышения статуса бизнеса, как в России, так и за границей. Одним из основных направлений деятельности РСПП является разработка законодательных предложений по созданию благоприятной рыночной среды и экономических преобразований. Для этого было создано 17 рабочих комитетов по следующим проблемам: административная реформа, налогообложение и госбюджет, вступление в ВТО, таможенная политика, международное сотрудничество, корпоративное управление, реформа естественных монополий, промышленная политика, банковская и пенсионная системы, реформа юридической системы, экология и социальное партнерство. Комитет по промышленной политике занимается, в том числе, и проблемами инноваций, хотя специальной комиссии или рабочей группы по данной тематике так и не было создано. Этот комитет поддерживает идею разработки национальной промышленной политики, направленной на поддержку конкурентоспособности российских компаний на внутренних и зарубежных рынках.

ОПОРА объединяет 88 отраслевых и региональных союзов и ассоциаций малого и среднего бизнеса. Цели этой организации – объединение усилий МСБ по созданию наиболее благоприятных условий для развития предпринимательства и защиты интересов МСБ в диалоге с государством. В составе ОПОРы действует около 20 комитетов по различным проблемам, включая Комитет по инновационному предпринимательству, занимающийся организационной и аналитической поддержкой малого высокотехнологического бизнеса. ОПОРА разработала и представила в правительство несколько документов, в которых подчеркивается важная роль промышленных парков и промышленных кластеров для успешного развития МСБ.

В рамках ТПП РФ активно работает Комитет по научно-техническим инновациям и высоким технологиям. Среди его задач – содействие совершенствованию законодательства в интересах поддержки отечественного производителя товаров и услуг,

распространение передового отечественного и зарубежного опыта предпринимательства, оказание практической помощи научно-техническим и инновационным организациям. Комитет участвует в проведении исследований проблем инновационного развития, участвует в выработке эффективных форм частно-государственного партнерства, содействует установлению контактов и делового сотрудничества в сфере высоких технологий. Так, 20 июля 2006 года в ТПП России состоялось заседание «круглого стола» по теме: «Особые экономические зоны – новые инвестиционные возможности». Руководство ТПП РФ считает развитие особых экономических зон одним из главных приоритетов в обеспечении динамичного развития российской экономики, перевода ее на инновационную модель развития, в объединении усилий государства и бизнеса при формировании механизма государственно-частного партнерства, развития регионов и внедрения современных технологий в производство.

1.4.6. Зарубежные партнеры

Можно выделить четыре формы участия зарубежных партнеров в российской инновационной системе:

1. Филиалы международных корпораций.

2. Альянсы между российскими и международными компаниями.

3. Некоммерческие источники финансирования НИОКР (в основном фундаментальных исследований).

4. Поддержка НИОКР и коммерциализации.

Филиалы международных корпораций. На российском рынке действует большое число международных компаний. Они не только создают отделения для производства продукции для российского рынка, но и привносят значительный объем технологий и знаний в Россию. В последние годы в целях расширения доступа к российскому научному потенциалу иностранные компании создают свои исследовательские центры и увеличивают финансирование контрактных НИОКР в российских исследовательских институтах.

Альянсы. В настоящее время активно развивается сотрудничество между российскими и иностранными компаниями. Российские компании в авиакосмической промышленности первыми начали технологическую кооперацию в области международного освоения космоса. Компании других промышленных секторов, в частности, Газпром и АвтоВаз, активно участвуют в различных формах альянсов (совместные предприятия, кооперация в НИОКР, раздел рынка и маркетинг продукции). Некоторые компании достигли больших успехов в модернизации на основе иностранных технологий.

Некоммерческие источники финансирования. Десятки иностранных двухсторонних и многосторонних государственных фондов и частных неправительственных фондов, в основном из Западной Европы и США, предоставляют некоммерческую помощь российскому сектору НИОКР. Среди европейских фондов: Международная ассоциация содействия сотрудничеству с учеными независимых государств бывшего Советского Союза (ИНТАС), Техническая помощь странам СНГ (ТАСИС), Британский совет, Немецкий Исследовательский Фонд (DFG), Общество Макса Планка, Фонд Гумбольдта. В числе американских фондов: Международный Совет по исследованиям и обмену (IREX), Гражданский научноисследовательский фонд (CRDF), Национальный научный фонд, Фонд Форда, и Фонд МакАртуров. Эти фонды финансируют на конкурсной основе исследования в области естественных и гуманитарных наук, научный обмен и научный туризм.

Поддержка НИОКР и коммерциализации. Международный научно-технический центр – МНТЦ, созданный в 1997 г., и Американский фонд гражданских исследований и развития (CRDF) осуществляют программы коммерциализации НИОКР. В рамках этих программ предоставляется финансовая и организационная поддержка так называемым «партнерским» проектам с участием российского и иностранных правительств, частных неправительственных организаций и компаний. Частные компании проявляют все больший интерес к проектам МНТЦ – объем частного финансирования вырос с 1 млн. долл. в 1997 г. до 190 млн. долл. в 2004 г.(38) Британский Совет разрабатывает серию программ, направленных на привлечение венчурного капитала к осуществлению научно-инновационных проектов.

Вопросы по материалам лекции:

1. Опишите основные элементы российской инновационной системы в предпринимательском секторе.

2.  Опишите основные элементы российской инновационной системы в правительственном секторе.

3. Опишите основные элементы российской инновационной системы в секторе НИОКР.

4. Опишите основные элементы российской инновационной системы в организации по трансферу технологии и других посредниках.

5. Опишите основные элементы российской инновационной системы в негосударственных общественных организациях.

6. Опишите основные элементы российской инновационной системы в иностранных партнерах.

Главная

О фирме

Статьи из газеты "ИЛИГА"

Лекции Галяутдинова

Аренда помещений

Вакансии

Контакты