Общая стратегия управления бизнесом

Лекция Галяутдинова И.И. № 7 (Конспект)

Суть природы экономического кризиса в экономике США в период <Великой депрессии> в 1920 -1930-ых годах и суть антикризисных мер <Нового курса> правительства президента США Ф.Д. Рузвельта

Начало кризиса

Великая депрессия казалась современникам какой-то загадкой. Ее сравнивали с происками дьявола. На самом деле это был банальный кризис перепроизводства. В США у власти в те годы находилось правительство, которое верило в "невидимую руку рынка". В итоге все производили всё, и в какой-то момент такого количества одинакового товара стало не нужно. Начался кризис сбыта, он ударил по акциям, биржа зашаталась, и понеслось...

Предвестником Депрессии был бурный рост - прежде всего на биржах и в недвижимости. Власти вообще уделяли приоритетное внимание росту фондового рынка. Их не смущало, например, что та же недвижимость дорожала за счет спекуляций, в то время как реальное число покупок домов и земель сокращалось. Не смущало их и то, что акции промышленных предприятий дорожали лишь усилиями спекулянтов - это было хорошо видно по тому, что подорожание акций никак не было связано с результатами деятельности самих предприятий. Так, акции могли подорожать втрое, а зарплаты работников упасть.

Спекуляция требовала денег. Их охотно поставлял печатный станок. Но деньги при этом обесценивались, а правительство лишь поощряло всеобщее кредитование, снижая учетную ставку для банков с 6,5 процента в 1921 году до 4 процентов в 1928 году. В экономику хлынули суррогаты денег: акции, расписки, векселя. Рос дефицит бюджета.

Все началось с банков - в 1927 году. Почему? Массово покупались акции, по которым ошибочно ожидалась высокая прибыль. На покупку акций в банках брались займы. Отдавать их было нечем. Первыми посыпались мелкие и средние банки, столкнувшиеся с массовым отказом вернуть кредиты.

В том же году Федеральная резервная система (ФРС, аналог минфина) попыталась спасти банки, напечатав еще больше денег, но они попали на фондовый рынок, в топку спекулянтам, что лишь раздуло "мыльный пузырь". Акции закладывались в банке под новый кредит, который шел на покупку новых акций, и т.д. Вслед за банками под удар попала промышленность: денег в реальном секторе не оказалось вообще, все ушло на биржу. Поразительно, но в те месяцы многие думали, что в стране, несмотря на отдельные неприятности, случилось "экономическое чудо", с чем был согласен и президент Гувер, ярый апологет "свободного рынка".

Но иллюзия закончилась, едва начались проблемы на внешнем рынке. До этого предприятия держались на экспорте. Теперь его не стало. И в четверг 24 октября 1929 года биржа рухнула. Падение повторилось 29 октября.

Кульминация кризиса

В начале 1930 года в стране царил хаос. Правительство наконец поняло, что первопричина - перепроизводство товаров (если бы только она...), и в 1930 году принимается закон Смута-Холи, который закрывает доступ импорта в страну. Но он лишь ухудшил положение простых людей. Склады ломились от товаров, а в магазинах было пусто, начался голод, нехватка самого необходимого, инфляция била рекорды.

Люди задавались вопросом - надолго ли это? Оказалось, надолго. В 1929-1932 годах закрылось более 70 процентов банков, акции обесценились на 40 миллиардов долларов. Промышленное производство сократилось до уровня 1913 года (производство автомобилей, например, в 5 раз), внешняя торговля ушла на уровень 1905 года. Обанкротилось около 110 тысяч фирм, особый удар был нанесен по инфраструктуре (потерпели крах 19 крупных железнодорожных компаний).

Люди не видели выхода. По очень заниженным подсчетам, реальная зарплата сократилась на 60 процентов, при этом в разгар кризиса, в 1933 году, безработным был каждый четвертый. 11 миллионов человек стали бездомными. Многие из них бросали "процветающую страну" и ехали жить в лачугах на банановых плантациях в Центральную Америку, а несколько сотен подались даже в СССР, где их, к слову, приняли и устроили работать на совместные советско-американские предприятия. Но самый большой кошмар творился на селе. Продукты, которые выращивали фермеры - это при всеобщем-то голоде! - не стоили ничего. В городах люди падали в голодные обмороки, а в деревнях жгли "лишние" продукты, надеясь хоть так поднять отпускные цены. Миллион фермеров разорились. Посевные площади катастрофически сократились.

Низшая точка спада экономического развития зарегистрирована в 1933 г., когда ВНП уменьшился по сравнению с 1929 г. почти вдвое и составил 54% от докризисного уровня. В стране насчитывалось 17 млн. безработных, закрылось свыше 3000 банков. Финансовый кризис поверг в панику финансово-промышленных магнатов США. У. Липпман писал: <В минувшие пять лет промышленные и финансовые лидеры Америки были низвергнуты с высочайших позиций влияния и власти в глубочайшую пропасть>. Ни один из представителей монополистического капитала не мог предложить никаких мер выхода из кризиса.

Выход из комы

Президента Гувера, который так и не смог понять масштабов и причин трагедии, сменил Рузвельт. На президентских выборах 1932 г. победу одержала демократическая партия во главе с Ф.Д. Рузвельтом (1882 - 1945), предложившим стране серию реформ, известных как <новый курс>. Теоретическую основу <нового курса> составили воззрения английского экономиста Дж. М. Кейнса о необходимости государственного регулирования капиталистической экономики в сочетании с развитием рыночных отношений.

Первое, что он сделал - закрыл все банки. Потом правительство выделило несколько небезнадежных банков и стало помогать только им - кредитами. В итоге число банков уменьшилось, а объем банковских активов при этом возрос.

Следующим шагом стала девальвация доллара. Это оживило экспорт.

Далее правительство принялось накачивать деньгами реальный сектор экономики. От помощи биржам и прочим фондовым структурам решено было отказаться, поскольку Рузвельт верно разглядел именно в спекулянтах корень зла. Иными словами, Рузвельт делал вещи, противоположные тем, что делал Гувер: если второй был до конца жизни противником государственного вмешательства в экономику и поддержки государством социальной сферы, то первый осуществлял прямое государственное вмешательство, регулирование отношений между предпринимателями, поддержку рядовых американцев. Так, для стимулирования доверия граждан к банкам государство предписало увеличивать проценты по вкладам и частично компенсировало банкам эти расходы. Государство не только само кредитовало малый и средний бизнес, но и субсидировало банковское кредитование малого и среднего предпринимательства.

Мало кто помнит, что многое из "нового курса" насоветовал Рузвельту российский экономист Василий Леонтьев. Команде Рузвельта удалось вырвать страну из кризиса с космической скоростью. Уже в 1937 году доллар стал настолько прочен, что СССР даже приравняли к нему свой, еще не обесценившийся рубль. Кстати, позже Леонтьев консультировал тайваньского лидера Чан Кайши, так что его опосредованно можно считать и соавтором тайваньского экономического чуда. Позже Рузвельт открыто признавался, что многие из своих рецептов он позаимствовал у СССР. Который, напомним, еще не встал на рельсы "коллективизации" и совмещал государственное регулирование с элементами рыночной экономики в малом бизнесе.

Экономическая ситуация в стране диктовала необходимость начать реформы с решения кредитно-финансовых проблем. По инициативе Ф. Рузвельта Конгрессу был предложен <чрезвычайный закон о банках>. Федеральная резервная система предоставляла займы банкам, министр финансов получал право предотвращать массовое изъятие вкладов. Законом предписывалось открывать банки только в том случае, когда их состояние будет признано <здоровым>. Экспорт золота запрещался. Специальный указ предписывал гражданам США обязательную сдачу золотых запасов на сумму свыше 100 долл. Одновременно разрешался выпуск новых банкнот, не обеспеченных золотом. Вслед за этим правительство Ф. Рузвельта наложило эмбарго на золото, циркулирующее между США и заграницей.

Вторым важнейшим банковским законом стал закон о банковской деятельности, принятый 16 июня 1933 г., в соответствии с которым разделялись депозитные и инвестиционные функции банков, была создана Федеральная корпорация страхования депозитов. К началу 1934 г. около 80% всех банков США застраховали свои депозиты, учитывая желание большинства вкладчиков иметь подобную защиту. Закон установил, что депозиты размером до 10 тыс. долл. Подлежат страховке на 100%, от 10 до 50 тыс. - на 75%, а свыше 50 тыс. долл. - на 50%. Общественное доверие к банковской системе стало быстро восстанавливаться.

В январе 1934 г. была проведена девальвация доллара, которая снизила его золотое содержание на 41%. Была начата чеканка серебряной монеты, т.е. в стране вводился биметаллизм. Девальвация доллара, изъятие монетного золота из частных рук, облегчение доступа к кредиту способствовали повышению цен и создали механизм инфляционного развития американской экономики, одновременно давая тем самым в руки государства средства для проведения реформ в других отраслях. Положительно повлияла на стабилизацию финансово-кредитной системы США отмена <сухого закона>. С отменой запрета спиртных напитков вводился налог на их продажу.

Особое место в системе реформ <нового курса> занимало учреждение Гражданского корпуса сохранения ресурсов. По предложению Ф. Рузвельта Конгресс принял закон о направлении безработных юношей на работу в лесные районы. По мнению президента, это давало возможность улучшить естественные ресурсы страны, укрепить здоровье молодежи. Уже в начале лета 1933 г. были созданы лагеря на 250 тыс. молодых людей в возрасте 18 - 25 лет из семей, получающих помощь, а также безработных ветеранов. В лагере они имели бесплатное питание, кров, форму и 1 долл. в день. Работы проводились под наблюдением инженерно-технического персонала и офицеров. В лагерях вводилась почти воинская дисциплина. Эффект от создания лагерей превзошел ожидания Рузвельта. К 1935 г. количество участников лагерей было увеличено вдвое - до 500 тыс. человек. Всего в них побывало около 300 млн. человек. Ими было высажено 200 млн. деревьев, построено значительное число мелиоративных сооружений, мостов, проложены тысячи километров дорог.

Важным законом, способствующим выходу из экономического кризиса, стал Закон о восстановлении промышленности. В соответствии с ним предпринимателям в каждой отрасли промышленности предлагалось добровольно объединиться и выработать <кодексы честной конкуренции>, которые, во-первых, устанавливали бы размер производства; во-вторых, определяли бы уровень заработной платы и продолжительность рабочего дня; в-третьих, распределяли бы рынки сбыта между отдельными конкурентами. На время действия Закона, ограниченное двумя годами, приостанавливалось применение положений антитрестовского законодательства. Для проведения Закона в жизнь создавалась Национальная администрация по оздоровлению промышленности во главе с генералом Х. Джонсоном.

Закон о восстановлении промышленности затронул и трудовые отношения: предоставил рабочим право участия в коллективных договорах и профсоюзах, а также определил три основных условия труда: а) минимальная заработная плата в размере 12 - 15 долл. в неделю; б) максимальная продолжительность рабочего дня - 8 ч.; в) запрещение детского труда. Закон действовал два года и был отменен Верховным Судом США под предлогом того, что противоречил Конституции США, так как вмешивался в права частных собственников. Однако за это время удалось ликвидировать полный хаос в промышленности и поднять индекс производства на 10%.

<Новый курс> охватил и сферу аграрных отношений. В целях восстановления покупательной способности фермеров и поддержания цен на сельскохозяйственные продукты правительство предложило фермерам сокращать посевные площади и поголовье скота, но при этом гарантировало выплату процентов с фермерской задолженности на сумму не свыше 2 млрд. долл.

В аграрной политике <новый курс> реализовывался также в законе 1938 г., который ввел концепцию <всегда нормальной житницы>. Концепция предлагала всегда поддерживать уровень цен путем не уничтожения, а сохранения излишков продукции, выплачивая фермерам аванс в счет еще не проданных сельхозпродуктов. Одновременно правительство проводило политику демпинга за границей при экспорте пшеницы, хлопка и др. товаров, поощряя фермеров выдачей ввозных премий.

В результате применения мер, направленных на оздоровление аграрного сектора процесс разорения ферм затормозился, ипотечная задолженность уменьшилась, денежные доходы фермеров, включая государственные премиальные платежи, выросли почти вдвое.

Президент Ф. Рузвельт особенно гордился тем, что ему удалось убедить конгресс США в необходимости создать специальное Управление долины р. Теннеси (TVA). Состояние дел в этом крупном регионе было плачевным. В 1920-е гг. доход семьи не достигал и половины среднего дохода семьи по стране. По замыслу Рузвельта, TVA предстояло наладить производство электроэнергии (на базе строительства каскада гидростанций), воспрепятствовать эрозии почвы, провести массированные лесопосадки и помочь бедствующим фермерам.

Деятельность TVA была весьма успешной. К пяти плотинам на р. Теннеси добавилось еще 20. Река стала судоходной. Было значительно улучшено земледелие, остановлена эрозия почвы, поднялись молодые леса. Доходы населения этого региона резко пошли вверх. Соревнование между TVA и частными компаниями окончилось поражением последних: <Без TVA, еще одного озарения ста дней, две атомные бомбы, завершившие вторую мировую войну, никогда не могли быть созданы>. Рузвельту часто бросали обвинение в том, что TVA - это <социализм>. Он отвечал: <Называйте TVA хоть рыбой, хоть мясом, но оно удивительно вкусно для жителей долины Теннеси>.

Оживление, начавшееся в американской экономике в 1933 г., сопровождаемое активной фискальной политикой администрации Рузвельта, способствовало резкому изменению структуры федеральных расходов: впервые за всю американскую историю в стране на уровне федерального правительства появился социальный бюджет. Федеральное правительство взяло на себя заботу о <непроизводительной> или малопроизводительной части рабочей силы - о престарелых, молодежи, инвалидах, деклассированных элементах, которые представляли собой угрозу прежде всего социальной стабильности США.

Подоходные налоги остались примерно на том же уровне, а вот доля налогов на прибыль корпораций увеличилась в 1,5 раза, что, безусловно, отражало стремление администрации Рузвельта возложить большее налоговое бремя на крупный бизнес как истинного виновника <великой депрессии>, а не на рядовых американских граждан.

Осуществляя реформы <нового курса>, администрация Рузвельта рассчитывала обновить экономику страны и избавить ее от подобных Великой депрессии потрясений и кризисов. Однако эти цели полностью достигнуты не были. Лишь в 1939 г. экономика США справилась с последствиями кризиса, но до второй мировой войны стране так и не удалось достичь докризисного уровня производства. Индекс промышленного производства в 1939 г. составил 90% от уровня 1932 г. Уровень безработицы в 6 раз превысил уровень 1929 г., составил 17% рабочей силы.

В то же время опыт реформирования экономики, финансов, социальной политики, осуществленного Ф. Рузвельтом и его командой, имеет не только национальное, но и большое международное значение. Особенно он ценен для российских менеджеров, экономистов и политиков. Безусловно, экономический, социальный и политический кризис, разразившийся в России в первой половине 90-х гг. XX в., во многом отличается от американской Великой депрессии (1929 - 1933 гг.), но имеют место и некоторые сходные сущностные характеристики, тенденции развития, политические и социальные устремления различных общественных групп, затрудняющих выбор путей, методов вывода экономики страны из затянувшегося в нашей стране глубочайшего кризиса. Историки знают, что официальная статистика тех лет изрядно подчищена - например, вымараны сведения об умерших от голода гражданах "богатейшей страны мира".

Методология, стратегия и тактика реформ в рамках <нового курса> продемонстрировали особую роль государственного регулирования в системе капиталистического хозяйства и показали, что гибкое и умеренное регулирование экономики, социальной и политической сфер, особенно в трудные периоды развития страны, является жизненно необходимым.

Этот важный вывод нуждается в глубоком осмыслении, а главное - в практическом применении с учетом российских исторических и социально-экономических реалий.

Параллель с кризисом 2008 года.

Насколько те события напоминают нынешние? Многое выглядит совершенно иным, хотя сходство тоже бросается в глаза.

США вновь стали "застрельщиком" мирового кризиса. Конечно, США многому научились с тех пор. Так, сегодня никому в Штатах не придет в голову бросать народ на произвол судьбы и жечь "лишнюю" пшеницу. Однако спекулятивные корни кризиса остались неизменными.

В самом деле, в последние десятилетия США живут в долг. Они могут это делать только по одной причине: на Земле существует Китай, который производит гигантское число дешевых товаров, за которые США платят дешевеющим долларом, включая печатный станок. Парадокс: в стране сокращается собственное производство, но не уровень жизни: так, люди продолжали брать дешевые ипотечные кредиты. Эта пирамида должна была рухнуть. Не может одна страна бесконечно полагаться на милость другой страны, да и не в милости дело: пока Китаю выгодна такая политика, он вместе со Штатами будет поддерживать доллар, как станет невыгодно - не будет.

И пирамида рухнула - падение началось как раз с ипотеки, а "осколки" ипотечной пирамиды обрушили другую, фондовую. Далее - почти по-писаному, ведь "король"-то, то есть реальный сектор экономики страны, оказался голым.

Вопросы по материалам лекции:

1. Опишите причины, приведшие экономику США к <Великой депрессии> в 1920-ых -1930-ых годах, и её последствия в период кульминационного развития стадии стагнации.

2. Опишите суть антикризисных мер, реализованных правительством Ф.Д. Рузвельта в США в 1920 -ых -1930-ых годах, во времена <великой депрессии>? Каковы решения основных финансовых проблем? В чем состоит роль учреждения Гражданского корпуса сохранения ресурсов в преодолении кризиса? В чем суть закона о восстановлении промышленности США? Для чего была создана государственная компания по развитию долины р. Теннеси? Какова суть мероприятий по регулированию аграрных отношений?

Главная

О фирме

Статьи из газеты "ИЛИГА"

Лекции Галяутдинова

Аренда помещений

Вакансии

Контакты