Антикризисное управление

Лекция Галяутдинова И.И. № 16  (Конспект)

Часть I. Необходимости новой финансовой политики в России - антикризисные меры

Нынешний кризис должен дать старт глубоким изменениям в финансовой конструкции экономики, обеспечивающим национальную безопасность, содействие росту и инновациям. Доказать эффективность государства в создании нового центра влияния на денежной карте мира.

Государство - это люди, действующие на основе идей, которые они разделяют. Все смешалось в умах россиян в части финансов. С одной стороны существует «природное» пренебрежение к ним, как к бухгалтерии, идущее от советских времен. Неприязнь к спекуляции, проценту и сверхдоходам, оторванным от производства, и страстное желание закрыть далекие от реальности биржи и зажить нормальной жизнью.

С другой стороны, при этом остается любовь к легким деньгам, вера в рынки, которые сами себя отрегулируют. Доверие только к чужим рецептам и их применение без разбора к собственному организму. Наконец, благоговение перед финансовыми небоскребами и их жителями, управляющими валютным курсом.

В итоге заканчивается второе десятилетие экспериментов без наркоза на российских финансах. Инфляционный шок 1991-1992 годов. Финансовые пирамиды 1993-1994 годов. Финансовая стабилизация 1995- 1997 годов, оставившая страну без денег. Превращение в пыль более 600 чековых фондов. Создание спекулятивной модели финансового рынка в 1995-1997 годах по всем сегментам: акции, госдолг, валюта, деривативы, банки, нерезиденты.

Как следствие, острейший кризис в 1997-1998 годах, чуть не сломавший рыночную экономику. 2004 год - кризис ликвидности, первое предупреждение. 2008 год - капитуляция рынка акций и системные риски в банках.

Что же дальше? Все эти "черные понедельники" убеждают в необходимости новой политики на финансовом рынке. В его основе должен быть разумный эгоизм, собственные (с учетом партнерских) интересы, либеральность и открытость наравне с защитой от шоков, прямые инвестиции. Это уже иная экономическая школа как идеология, которой руководствуется власть.

Для начала важно согласие общества в простых истинах. Деньги, как энергия и вода, - это кровь экономики. Платежная инфраструктура и безопасные дороги равны в своей значимости. Биржа и ядерная энергетика - сестры по своей сложности и угрозам, которые они несут. Финансовые рынки, сейчас это стало очевидно для всех, - не менее жесткое средство влияния, чем геополитика, армия, внешняя торговля. Если соглашение по этим утверждениям достигнуто, то срочно необходим национальный проект "Финансовая площадка Россия". Он потребует тех же усилий государства, что и восстановление критических технологий, обеспечивающих безопасность страны.

Статус "национального" определяется размерностью задач. Опережающий рост внутреннего денежного спроса в сравнении с внешним. Строительство рубля как свободной валюты. Ослабление зависимости от горячих денег нерезидентов. Создание режима, "загоняющего" прямые иностранные инвестиции в приоритетные отрасли. Снижение цены денег. Борьба с немонетарной инфляцией.

Одна из целей проекта - социальная стабильность, диверсификация собственности в пользу среднего класса. За этим - создание массового инвестора, новых институтов личных и коллективных инвестиций, прорыв к доступности информации.

Российский финансовый рынок - один из самых рискованных в мире. Поэтому неизбежны рекапитализация финансового сектора, консолидация его инфраструктуры. Запуск компенсационных фондов. Утяжеление надзора за рисками в финансовых институтах.

Придется создавать свой вариант венчурной индустрии и финансовых рынков для инноваций. Бессмысленно копировать модель США. Мы - другие.

Приходится признавать, что ведомствам - финансовым регуляторам не удалось справиться с мониторингом рисков финансового кризиса. Поэтому горячей темой остается расширение их операционной способности, борьба с манипулированием и инсайдерством, обеспечение честности цен и создание своего рода "МЧС" в финансах. На внешнем фронте - создание финансового центра для стран СНГ, развивающихся рынков. Не только мы за деньгами в Лондон и Нью-Йорк, Сингапур и Дубай, но и они к нам. Кроме нового "Сити" в Москве еще и льготные финансовые зоны в Приморье (мировая практика огромна), Калининграде и Сочи.

Ядро "Финансовой площадки Россия" - новая финансовая и денежная политика, стимулирующая рост, инновации, внутренний спрос. Практика 1995-2007 годов демонстрирует тотальную неудачу управления сложнейшей системой финансов по одному критерию - инфляции, имеющей немонетарную основу.

Ключ к этому - превращение финансового сектора России в тяжелую денежную машину, которую трудно сбросить с дороги. Рост монетизации экономики, то есть увеличение денег "на душу производства", расширение внутреннего спроса. По этому показателю (Деньги / ВВП, Кредиты / ВВП) Россия уступает Китаю в четыре раза, развитым рынкам - в два-три. Но насыщенность деньгами - еще не значит "инфляция". В Китае рост цен в 2-3 раза меньше, чем в России.

Мотор монетизации - кредиты Банка России коммерческим банкам под рост экономики (кредитная эмиссия). Этот механизм работает во всем мире. У нас он только появляется в активах Банка России как результат кризиса. Эта конструкция должна стать постоянной вместо эмиссии "выпуск рублей только против горячих долларов и внешних долгов". По существу запретительного режима "валютного совета".

Еще один ключ к "Финансовой площадке Россия" - разлом трагического треугольника "высокая цена денег и валютная доходность финансовых активов - закрепленный курс рубля - открытый счет капиталов". Пока он существует, экономика будет, как воронка, наполняться горячими деньгами, спекулятивной лихорадкой и рисками кризисов. Всегда будет преимущественной выгода завести деньги, получить сверхдоходность и потом вывести их. Это реальность, в которой бесполезно создавать международный финансовый центр.

Как демонтировать этот "треугольник"? Новая политика должна включать осторожное среднесрочное снижение курса рубля к корзине валют. Как следствие, улучшенный торговый баланс и барьеры для спекулятивного капитала и эксцессивных внешних долгов.

Не приведет ли это к усилению инфляции? Нет, ее основные причины в России - неденежные. Это - олигополия, регулятивные издержки, риски, вынуждающие бизнес закладывать сверхвысокую прибыль, ценовая политика государства в естественных монополиях. В 1990-е годы рост цен объясняли повышением курса доллара. В 2000-е - его снижением и ростом импортных цен. Куда ни кинь - всюду клин. Если курс рубля снижается осторожно, под лозунгом упрочения его силы (аналог - США), вместе с борьбой против инфляции издержек, то воздействие на цены минимально.

А как же устойчивость рубля на международной арене, основа будущей резервной валюты? Реализация этого желания сегодня несет угрозу экономике. Доллар как резервная валюта всегда был циклически подвижен, находясь под действием активной политики денежных властей. В 2001-2007 годах он почти вдвое упал к евро. В этом году дан старт его новому укреплению.

Еще одна сторона "треугольника" - цена денег, немыслимо высокая для успешной экспортной экономики. Дешевизна кредита на Западе - одна из причин, толкавших к беспрецедентному росту внешнего долга перед кризисом, к закачке долларов и евро и эмиссию под них рублей.

При стоимости кредитов в Китае, Чехии, Польше от 6 до 7 процентов в России даже в спокойные времена она достигала 10-16 процентов. Разве не это разгоняет инфляцию? При этом банки получают процентную маржу в 7-10 процентов. Не много ли даже для российских рисков?

Стоимость межбанковских кредитов в 2-3 процента, еще недавно обычная для рынка, и есть базовая цена денег в России. Причина отрыва от нее - отсутствие политики, направленной на снижение цены денег, наравне с пассивностью ведомств в отношении немонетарной инфляции.

Эта политика необходима как воздух. Она должна быть направлена на снижение ссудного процента до 7-9 для населения и в третьем эшелоне экономики. На превращение неработающей ставки рефинансирования из рудимента в реальный инструмент денежной политики.

Счет капиталов - еще одна сторона "треугольника". Рост монетизации и снижение процента должны ограничить поток горячих денег и внешних долгов. Но самая лакомая часть этого потока, которую нельзя потерять, - прямые иностранные инвестиции. Они несут идеи, технологии, модернизацию. В Китае прямые инвестиции в 5 раз больше портфельных, в России - в 1-1,4 раза.

Это значит, что вся система стимулов, воздействующих на счет капиталов, должна быть изменена, сфокусирована на прямые инвестиции, прежде всего в обработку, в высокотехнологичные компании. Что неизбежно приводит к теме налогов.

Наш налоговый пресс на порядок тяжелее, чем в Китае. Индикатор "Доходы расширенного правительства + Внебюджетные фонды / ВВП" в России - более 40%, в Китае - 20%. Это одна из причин того, почему в России доля ВВП, идущая на накопление,- 24 процента, в Китае - 45. И не так важно, как устроены налоги и каковы их ставки. Важен их общий вектор, выводящий Россию в зону низких темпов, к старым европейским экономикам с их ростом в 0,5-2 процента. Во всех быстрорастущих странах налоговое бремя ниже. Стоит упасть нефтяным ценам, неизбежно столкнемся с торможением.

При этом для нерезидентов ставки налогов еще выше. Не используется масса известных в мире налоговых льгот для иностранцев, отправляющих их деньги в прямые инвестиции и в инновации. В Китае десятки льгот, нацеленных на высокие технологии. Результат - их доля в экспорте в три раза выше, чем в России.

Оборотная сторона высоких налогов - эксцессивные резервы государства. Налоговые доходы, пройдя бюджет, оседают во внебюджетных фондах, а затем - в валютных резервах. Наши валютные резервы превосходили страны "большой семерки" более чем в три раза. Составляли 8% от мирового объема при доле ВВП России - 2,4%. Это деньги, выкачанные из экономики. Денежных запасов государства не должно быть больше чем нужно. При новой финансовой политике они могут быть относительно сокращены. Пусть в небольших долях, но использованы для инвестиций в собственную экономику на публичном рынке.

Что же дальше? За "дном" кризиса, которое будет достигнуто, надеемся, в 2008-2009 годах, неизбежен подъем мировой экономики в 15-20 лет (длинные циклы). В первые годы по инерции, пусть с изъятиями, будет восстановлен моноцентричный финансовый мир с основанием в Нью-Йорке и Лондоне. Много денег, много инвестиций, много кризисов 2-го порядка. Но выиграют те, кто, опираясь на чужой опыт, будут генерировать идеи сами, не копируя, тщательно соблюдая свои интересы.

Для России это означает неизбежность крупного финансового маневра. Уход от формулы "много изымать, много резервировать, медленней расти, зависеть от цен на нефть и денег нерезидентов". Вместо нее - "умеренные налоги, точечные налоговые льготы - монетизация, низкая цена денег, осторожное снижение курса рубля, прямые иностранные инвестиции, оптимальные госрезервы - быстрый рост, акцент на инновации - усиление собственных финансовых мощностей". В противном случае трудно будет избавиться от сильнейшей финансовой аритмии, которая будет повторяться каждые 5-10 лет.

Яков Миркин, директор Института финансовых рынков Финакадемии, доктор экономических наук, профессор, "Российская газета" - Федеральный выпуск №4785 от 31 октября 2008 г.

Часть II. Золото в финансовой политике

Привязка денег к золоту - традиция незапамятных времен. Вернее было бы сказать, что когда-то только золото и было деньгами вместе со своим заместителем - серебром. В те времена инфляция заключалась лишь в физическом истирании монет от обращения (монеты становились легче, стоя столько же).

Одновременно появились спекулянты, которые успешно играли на разнице в ценах на серебро и золото. Хотя формально их можно было менять на бумажные деньги. В этой связи мы можем прочесть на банкнотах той же Российской империи декларацию о "свободном обмене на золото". Но поди поменяй!

Но, если рабочие, добывающие золото, хотят большей зарплаты или лучших условий труда, их за это - почти во всех странах - жестоко наказывают. Ибо слишком важны "золотые" сверхприбыли. Кстати, одна из первых в мире "золотых" стачек с такими требованиями в апреле 1912-го, состоявшаяся в Восточной Сибири, была расстреляна войсками...

В дальнейшем транснациональные финансовые структуры (ТФС) овладели мировыми денежными потоками. Одновременно эти структуры прямо или косвенно овладевали золотыми приисками. И неудивительно, что до 70-80 процентов общемировой добычи золота и его плавки сегодня контролируют именно они. И с их помощью золотые слитки, вывезенные из бывших колоний, остающихся "запредельно" отсталыми странами, оседают в золото-валютных резервах государств, которые обслуживаются теми же ТФС. Этакий замкнутый кругооборот золота...

Как доллар стал "деньгами денег"

С 1950-х годов кредиты, выдаваемые Западом слаборазвитым странам, часто оговаривались условием: мы вам еще больше поможем, если вы отвяжете свою валюту от золота. Еще в 1944 году ведущими мировыми державами, кроме СССР и Китая, были подписаны Бреттон-Вудские (название от города Бреттон Вуд, что в США)соглашения, в которых устанавливалось золотое содержание доллара: 35 долларов США за 1 унцию золота. Но США продолжали по нарастающей печатать все обесценивающиеся доллары, "внедряя" их чуть ли не по всему миру. Шла война, положение США казалось прочнее других, и Штаты побуждали привязывать свои деньги к доллару. Увы, на "долларовую удочку" поддался СССР еще в 1937 году, о чем мало кто сегодня знает.

Однако в 1950 году, чтобы заслониться от дешевеющего импорта и от долларовой инфляции, СССР снова привязал рубль к ценам на золото и отвязался от доллара. А в 1952 году предложил своим союзникам и развивающимся странам создать межгосударственную финансовую систему, основанную на исчислении курсов нацвалют опять-таки по ценам на золото. И многие страны эту идею поддержали.

Но помните реформу 1961 года да и облик "послесталинских" денег? Вместе с 10-кратной деноминацией реальное золотое содержание нового рубля оказалось намного ниже прежнего. Потому что по мере роста зависимости СССР от экспорта нефти и газа рубль оказывался фактически привязанным только к курсу доллара. Ведь мировая торговля сырьем к тому времени уже давно базировалась именно на долларе. Так что опасность "нефтяной иглы" много хуже, чем кажется на первый взгляд.

В 1971 году, в разгар агрессии США во Вьетнаме, американцы объявили, что разрывают все свои долговые обязательства и прекращают "золотое исчисление" своей валюты. Одновременно многие зависимые от США страны получили, в том числе от транснациональных структур, долгосрочные долларовые кредиты - уже не обеспеченные золотом. За которые и сегодня некоторые из них вынуждены расплачиваться. А в 1976 году Международный валютный фонд принял решение (Ямайские соглашения), по которому золото впредь не может использоваться в качестве "мировых" денег. По мнению французского экономиста Жака Трембле", с этого времени доллар США стал "общемировой валютой, а экономическая политика большинства стран оказалась прямо или косвенно подчиненной интересам Финансовой резервной системы США. Но ввиду долларовой инфляции это вело к кризису во многих странах, особенно в экспортно-сырьевых".

Отсюда инфляция в США мгновенно перекидывается в другие страны. А что в зоне евро? То же самое. Недавно по ТВ был показан сюжет. Европейцы, живущие в Нью-Йорке и получающие зарплату в евро, еще в августе из-за разницы курсов снимали самые дорогие квартиры. Но теперь они вынуждены искать другое жилье. С чего бы это, если евро так крепок и независим от доллара?

"Американская валюта - самая популярная в мире. Никто не хранит сбережения, например, в африканских дензнаках. Вы говорите - "доллар ничем не обеспечен, в том числе золотом". А разве евро чем-то обеспечен? Достаточно того, что доллар держится на всеобщем доверии, на том держится и евро", - так откровенно в эти кризисные дни говорит Стивен Джен, ведущий экономист по валютным рынкам американского инвестбанка Morgan Stanley. Итак, стабильность закончилась и маски сброшены?..

Золотая страховка

Россия была учеником Запада почти все последние годы. Но не слишком прилежным, как выясняется. Едва ли не все западные государства имеют максимальную долю золота в своих золотовалютных резервах и стремятся ее нарастить. Хотя, повторим, на официальном уровне пока "открещиваются" от идеи привязки своих денег к золоту. Но в РФ доля золота в золотовалютных резервах - едва ли не самая низкая. Не говоря уже о нынешнем характере оборота у нас этого металла, отданного на откуп в основном ломбардам. Если у вас есть килограмм золота в ювелирных изделиях, вы его не продадите иначе чем в ломбарде по спекулятивно низким ценам.

Неготовность России к эффективному использованию золотого запаса для поддержки своих денег, ибо он, повторим, в отличие от многих стран мира минимален, - похоже, самое неприятное из того, с чем могут столкнуться граждане и экономика в ближайшее время.

В США и ряде других западных стран временно прекратили или ограничили свободную продажу золота и даже золотых изделий. Причина - бешеный спрос.

Во время кризиса деньги и ценные бумаги обесцениваются. Вот и получается, что желтый металл - и сегодня самая надежная гавань для сбережений. Однако ни доллар, ни другие влиятельные валюты пока не возвращаются к свободному обмену себя на золото. Хотя золотые закрома в развитых и многих других странах весьма солидные.

Досье "РГ"

- Мировые банковские резервы золота ныне оцениваются в 32-33 тысячи тонн.

- Золотой запас СССР в 1953 году - один из максимальных в мире: 2050 тонн; в 1991 году - 240 тонн, запас РФ в 2008 г. - примерно 450 тонн...

- В 1792 году 1 унция золота (1 унция = 28,35 граммов) стоила 19,3 доллара США, 1834 г. - 20,67$, 1971 г. – 38 $,1973 г. - 42,22, $, 1983 г. - 424$, 1987 г. – 478$ , 1992 г. – 345$ , 2001 г. - 271,04$, 2006 г. – 720 $, конец октября 2008 г. – 745 $.

 

image001

 

 

"Российская газета" - Неделя №4784 от 30 октября 2008 г.

Чем хуже, тем лучше

Настроение народов. Взять Украину. Только за август-сентябрь 2008 года тамошние банки продали населению более 3,5 тонны золота в слитках. Это рекорд за всю историю Украины. О золоте там вспомнили, едва встала задача сохранить свои сбережения. Растут "золотые" покупки и в России.

Однако было бы заблуждением полагать, будто правительства этого не видят. Вопрос, какие правительства. Ряд исламских стран, а также многие восточноазиатские государства возобновили консультации о создании национальных и "общих" валют. И планируют привязать их именно к ценам на золото. Речь о едином для исламских стран "золотом динаре" и "азиане". Подобные проекты разрабатываются и в Южной Америке.

Основным преимуществом "золотых" вложений эксперты считают именно это их свойство - чем хуже "всем остальным", тем лучше золоту. И так было всегда.

Перспективы присутствия России на мировом рынке золота

Одной из стратегических задач во внешнеэкономической сфере должно стать восстановление утраченных Россией позиций на мировом рынке золота. Начиная с 1970-х годов этот рынок упорно пытались превратить в обычный товарный рынок (такой же, как рынок нефти, бананов или кофе). Однако до сих порой сохраняет признаки финансового рынка, потому что его основным и участниками выступают центральные банки, коммерческие банки и другие финансовые институты, и они рассматривают золото как важнейший финансовый актив.

Внешне рынок золота выглядит сегодня крайне скромно на фоне других сегментов мирового финансового рынка.

По оценкам экспертов, среднедневной оборот рынка золота в мире в 2005 г. составлял 9-10 млрд долл. (что эквивалентно 700-900 т металла в текущих рыночных ценах); большая часть сделок с золотом -это операции не с физическим золотом, а с «золотыми» деривативами или «бумажным золотом». Для сравнения: среднедневной оборот мирового валютного рынка оценивается в 2 трлн долл., что примерное 20 раз больше показателя по рынку золота.

Об относительно скромных масштабах рынка золота по сравнению с «классическими» финансовыми рынками свидетельствует следующая оценка: общая стоимость всего золота, добытого и находящегося на поверхности земли в разных формах в 2004 г. (1,9 трлн долл. исходя из цены 380 долл. за тройскую унцию), равнялась немного больше 5% по отношению к общему показателю капитализации фондового рынка США (акции и облигации = 37,4 трлн долл.). Если брать не все добытое золото (большая часть его находится в малоподвижных сокровищах), а только его относительно «мобильную» часть, сравнивая его с его капитализацией всего мирового фондового рынка, то получится относительный показатель, близкий к 1%.

После «отсоединения» мировой валютной системы от «золотого якоря» (прекращение обмена доллара США на золото) началось безудержное «раздувание» валютного, фондового и кредитного рынков. В 1980-е годы появился и еще более безудержно стал «раздуваться» рынок производных финансовых инструментов (деривативов), который стал крупнейшим сегментом мирового финансового рынка, причем почти неконтролируемым.

Изменился также характер международной торговли золотом. До 1972 г. ведущий рынок золота в Лондоне играл роль обменного пункта долларов на золото по курсу 35 долларов за тройскую унцию. Лишь после отмены золотодолларового стандарта стал складываться современный рынок золота с достаточно резкими изменениями цен на драгоценный металл, новыми технологиями торговли (фьючерсы, опционы и т.п.), разнообразными игроками (среди которых важное место заняли спекулянты), новыми центрами торговли металлом.

В настоящее время операции по купле-продаже осуществляются в примерно пятидесяти центрах, большинство из которых носят региональный характер. Крупнейшие международные центры торговли золотом Лондон и Цюрих (рынки наличного металла), а также Нью-Йорк и Токио (фьючерсные контракты). В зависимости от торгово-политического режима рынки золота подразделяются на четыре категории: мировые (Лондон, Цюрих, Нью-Йорк, Чикаго, Гонконг, Дубай, Токио), внутренние свободные (Париж, Милан, Стамбул, Рио-де-Жанейро), местные контролируемые (Афины, Каир), «черные» рынки.

Значительная часть современной торговли золотом (в том числе наличным) осуществляется без пространственного перемещения металла, а сводится к простым бухгалтерским записям, отражающим изменения остатков металла на счетах отдельных участников рынка. Физический металл, принадлежащий различным физическим и юридическим лицам, находится в немногих крупнейших хранилищах, которыми управляют ведущие мировые банки или другие институты. Исторически сложилось так, что большая часть физического металла разных стран сконцен­трирована в хранилищах США (еще со времен Второй мировой войны). «Благодаря хранению своих золотых резервов в США страны имели возможность торговать металлом не только с американским Казначейством, но и друг с другом. В результате межгосударственная торговля золотом на Нью-Йоркском рынке никогда не сопровождалась значительными перемещениями физического металла через границы США».

Несмотря на многие изменения в мировой финансовой системе, концентрация большой части физического золота в США сохраняется. Крупнейшим депозитарием официального золота многих стран мира по-прежнему остается Федеральный резервный банк Нью-Йорка: в его сейфах находится иностранное золото, равное по объему всему золотому запасу США.

Нетрудно подсчитать, что если золотой запас США в начале те­кущего десятилетия равен 8 тыс. т, а официальные запасы золота всех остальных стран мира - менее 21 тыс. т, то в сейфах Федерального резервного банка Нью-Йорка сосредоточено 38% официальных запасов золота всех стран мира, кроме США. С учетом золотого запаса США на территории Соединенных Штатов находилось 55% всех официальных запасов золота мира (с учетом золота Международного валютного фонда доля еще выше).

За пределами США «традиционными местами хранения иностран­ного золота являются Банк Англии и БМР (Банк международных расчетов — В.К.) в Базеле».

После отмены золотодолларового стандарта наблюдалось достаточно бурное развитие международной торговли золотом, причем рынок драгоценного металла приобрел все черты «свободного», денежные власти США и других стран заявили о своем отказе от какого-либо вмешательства в ситуацию на указанном рынке.

В начале 1980-х годов известный специалист по золоту С.М. Борисов писал: «Что касается экономического регулирования сферы золотой торговли через государственное воздействие на цену металла, то такого регулирования больше не существует. Поэтому рыночные цены колеблются в принципе самостоятельно, в зависимости от спроса и предложения со стороны частнокапиталистических элементов (курсив С.М. Борисова)».

Однако вскоре золото стало «мешать» слабеющей американской ва­люте, выступая реальным конкурентом доллара на мировом рынке. Оказалось: чтобы свергнуть золото с его пьедестала, властям мало объявить о его демонетизации (демонетизация де-юре); необходимо также вмешиваться в рынок золота, чтобы подавлять спрос на него и сбивать пену (демонетизация де-факто).

Активное воздействие на рынок золота со стороны подконтрольных Соединенным Штатам структур началось еще более четверти века назад, когда мировой рынок золота вступил во вторую фазу своего развития. Эта фаза связана с созданием бирж, на которых стало торговаться «бумажное золото» («золотые» фьючерсы, опционы и другие производные инструменты, «привязанные» к драгоценному металлу). Основную роль стали играть товарная биржа Нью-Йорка (КОМЭКС) и товарная биржа Токио (ТОКОМ), на которых обороты с «виртуальным» золотом в десятки раз превышали объемы физической добычи золота и операций по поставкам реального золота. Фактически рынок «бумажного золота» стал мощным фактором, влияющим на уровень иен на рынке сделок с физическим металлом.

«Бурное развитие рынка «бумажного золота» началось примерно в середине 1990-х годов. В тот момент времени «мировые деривативные позиции банков по золоту не превышали суммарного годового объема добычи «желтого металла». А в конце 1999 г. потенциальные обязательства только американских коммерческих банков и трастовых компаний (то есть, не считая позиций инвестиционных банков) по соответствующим деривативным контрактам, исходя из их суммарной номинальной стоимости, превысили 26 тыс. тонн золота! Это в десять раз больше объемов годовой добычи и лишь на 6-7 тыс. тонн меньше, чем суммарный размер золотых резервов всех Центробанков мира. Операции с виртуальным золотом во много раз превысили объемы торговли физическим металлом. Это обстоятельство и сделало золотые деривативы эффективным средством давления на цены».

Если рассматривать мировой рынок расширительно, включая в него не только операции с наличным золотом, но также с «бумажным зо­лотом», то можно утверждать, что он на сегодняшний день является преимущественно, но товарным, а финансовым рынком, поскольку различные производные инструменты, согласно большинству принятых классификаций, принято относить к категории финансовых.

К 1990 году рынок золота стал одним из наиболее «зарегулированных» и «контролируемых». Во времена Бреттон-Вудской системы контроль был открытым и осуществлялся денежными властями ведущих стран Запада, которые были основными участниками рынка (преимущественно в качестве покупателей). Иногда эти контрольно-регулирующие меры осуществлялись на основе жесткой координации действий денежных властей ведущих стран мира («золотой пул» центральных банков ведущих капиталистических стран в 1960-е годы).

В настоящее время этот контроль скрытый и осуществляется альянсом денежных властей и частных финансовых институтов; некоторые авторы называют этот альянс «золотым картелем».

С середины прошлого десятилетия денежные власти США (ФРС и Казначейство) вместе с Банком Англии и некоторыми международ­ными коммерческими и инвестиционными банками приступили к реа­лизации плана по искусственному сдерживанию цены золота.

По проблеме скрытых манипуляций рынком золота имеется большое количество публикаций. Вот выдержка из одной статьи на эту тему: «В последнее время в мировых финансовых кругах укрепилась гипотеза о существовании заговора против золота. Его организаторами якобы стали центральные банки ведущих стран мира. Цель мероприятия - искусственно понизить цену на золото для того, чтобы столь же искусственно поддержать высокий курс доллара, а заодно заработать деньги на махинациях с металлом. В пользу такой гипотезы собрана масса фактов. Чем, к примеру, объяснить то, что падение цены на золото произошло на фоне об­щего повышения цен на все остальные товары и превышения спроса на золото со стороны потребителей над его предложением со стороны производителей. Кроме того, зафиксировано резкое увеличение спекулятивных манипуляций с золотыми запасами центральных банков, когда золото ссужалось в долг коммерческим фирмам под 1-2% годовых, они его продавали, деньги пускали в оборот, а потом фирмы выкупали золото обратно и возвращали банку. Но главное - массированные продажи золота за последние семь лет центральными банками с громогласным объявлением о датах и количестве продаваемого металла. Если бы банки действительно хотели заменить в своих резервах «желтый металл» на доллары США, они бы продавали золото потихоньку, стараясь не вызвать паники на рынке и не обвалить иены на золото. На деле все оказалось с точностью до наоборот, что внушает серьезные сомнения в официально объявленных целях продажи - повысить доходность банковских резервов».

Судя поданным, приводимым в сборниках «Gold», игра «на пони­жение» на мировом рынке золота началась не в середине 1990-х годов, а на несколько лет раньше, причем в этой игре задействованы центральные банки многих стран мира, в том числе развивающихся стран. Уже в конце 1992 г. объем казенного золота, переданного взаймы рыночным дилерам в виде золотых депозитов и золотых свопов, оценивался в 1,5—1,8 тыс. т; в конце 1996 г.- 2750т, в конце 2000 г.- 4830т. Известно, что в 1996г в подобных операциях с золотыми дилерами Лондона, Цюриха, Базеля участвовали центральные банки 64 стран мира. В списке преобладали центральные банки из развивающихся стран, особенно из Латинской Америки. В 1996 г. 2/3 всего казенного золота, переданного дилерам, приходилось на центральные банки развивающихся стран. Большая часть золота передавалась к виду золотых депозитов: 1980т, или 72% всего переданного в 1996 г. золота приходилась на депозиты (соответственно, объем золота, переданного в виде свопов, был равен 770т. или 28%). У нас нет прямых доказательств, что указанные операции нескольких десятков центральных банков были скоординированными, однако, безусловно, они создавали «синергетический» понижающий эффект на иены на рынке золота.

Имеются случаи применения иных методов воздействия денежных властей на рынок золота, причем таких, которые не афишируются, но могут быть достаточно эффективными. Например, в 2008 г., когда стало ошушаться «дыхание» финансового кризиса в США и резко возрос спрос на «желтый металл» со стороны физических лиц. денежные власти США стали вводить негласно ограничения на продажу золотых монет (монеты Атеriсап Виffalo и Атеriсап Еаgles) населению.

Несмотря на очень скромные масштабы, мировой рынок золота имеет стратегическое значение, ибо существуют достаточно «жесткие» связи и пропорции между иенами на золото и иенами на другие финансовые активы. Так, существует четкая обратная пропорция между ценой американского доллара на мировых валютных рынках и иеной на «желтый металл». Экспертами определены достаточно устойчивые пропорции между иенами на золото и курсами акций на фондовых рынках (биржевыми индексами) и т.п.

Отсюда вытекает важный вывод: тот, кто контролирует мировой рынок золота, в определенной мере может воздействовать на все мировые финансовые рынки. Таким образом, выгоды от контроля над мировым рынком золота определяются не только, и даже не столько, теми прибылями, которые может получать контролирующий этот рынок субъект. Невидимая борьба за контроль над мировым рынком золота велась на протяжении, по крайней мере, двух последних веков, но сегодня, когда мир находится на пороге глобального финансового кризиса, она особенно обострилась.

Финансовый аналитик Н.Рубцов подчеркивает, что, поскольку рынок золота относительно невелик по сравнению с другими финансовыми и товарными рынкам, установить контроль над ним могут несколько богатых инвесторов: «Рынок драгоценного металла не такой уж и большой по размеру. В мире не так много продаваемого золота. Его общее количество на золотых биржах мира составляет примерно 6 миллионов унций. Теоретически возможно, чтобы группа очень богатых инвесторов, имея, скажем, 10млрд долларов США, смогла контролировать все находящееся в хранилищах всех бирж мира золото» (выделено мной — В. К.).

Сегодня борьба за установление эффективного контроля над ми­ровым рынком золота ведется с помощью скупки золота, которое имеет заниженную цену, по сравнению с другими финансовыми и нефинансовыми активами в том числе активно скупается вновь добытое золото в России.

Кто же концентрирует в своих руках золото и претендует на роль «хозяина» мирового рынка золота? Судя, но некоторым данным, активную скупку золота сегодня ведут Ротшильды, которые двести лет назад стояли за кулисами проекта мо введению золотого стандарта сначала в Великобритании, а затем и во многих других странах, и которые с 1919г. контролировали рынок золота через «золотые фиксинги» в Лондоне. На это обращают внимание некоторые российские и зарубежные аналитики. Хотя в 2004 г. банк Ротшильдов заявил о своем выходе из «золотого фиксинга», однако группа Ротшильдов не ушла с рынка, а продолжает дей­ствовать через своих «доверенных» людей, занимающихся активной скупкой золота. На это обращает внимание А.Кобяков: «Некоторые полагают, что за целенаправленными скупками золота стоят крупные спекулянты, а именно Джордж Сорос, по некоторым данным представляющий интересы Ротшильдов, а также сэр Джеймс Голдсмит».

Эксперты компании «Франклин & Грант» предлагают следующую версию: «Ротшильды (М.М.Rothschilds &Sons Ltd) отказались от права «устанавливать» цену на золото на Лондонской бирже, право, которое по оценкам составляет сумму с 9 нулями. Поскольку их основная функция заключалась в основном в продаже физического товара по форвардным контрактам, не означает ли это, что продажами они заниматься не будут, а начнут покупать? Это совпадает с инвестиционным спросом, который находится на самом высоком уровне с 1967 г., когда правительство отказалось выступать в качестве продавца физического золота».

Таким образом, чтобы России правильно выстраивать свою политику на мировом рынке золота, нужно четко понимать правила игры на этом рынке и иметь ясное представление об основных его участниках и их планах. Каковы бы ни были эти участники, Россия имеет перед ними, то преимущество, что она золотодобывающая страна с богатыми запасами металла в недрах, и она должна это преимущество реализовать с максимальной эффективностью. Для этого желательно, чтобы Россия имела долгосрочную внешнеэ­кономическую стратегию развития ее «золотой экономики», органично увязанную со стратегией развития производства золота (производственный блок «золотой» экономики) и стратегией формирования и использования золотого запаса страны (финансовый блок «золотой» экономики).

Целью этой стратегии должно стать восстановление Россией утраченных позиций на мировом рынке золота, что позволит укрепить общие экономические и финансовые позиции страны в мире.

Основные меры по реализации указанной цели:

пресечение нелегального вывоза (контрабанды) золота из страны;

повышение эффективности экспорта золота за счет сокращения

доли «сырого» металла и повышения доли обработанного золота (ювелирные изделия, золотые монеты);

обеспечение оптимальных пропорций в реализации золота на

внутреннем и внешнем рынках;

консолидация всех операций по внешней торговле золотом в руках единой организации (государственной или частной, но находящейся под контролем государства), что должно повысить эффективность этих операций;

отход от ориентации исключительно на вывоз золота и переход к более сбалансированной внешней торговле, предполагающей при необходимости также закупки золота на мировом рынке.

Чтобы Россия на мировом рынке золота могла действительно выйти и разряд основных игроков (или даже главного игрока, как это было в 1970-е годы), ей потребуется долгосрочная национальная программа производства золота с приданием отрасли статуса стратегически значимой. Принимая во внимание стратегический характер добычи золота, следует ввести достаточно жесткие ограничения (или даже запреты) для иностранного капитала в отрасли. Государство может и должно содействовать в приобретении отечественными золотодобывающими компаниями активов в золотодобыче других стран (при последующем эффективном контроле за использованием этих активов).

Чтобы снизить долю «сырого» золота в общем экспорте золота из страны, необходимо разработать и реализовать комплекс мер по развитию отечественной ювелирной промышленности (создание налоговых льгот, предоставление государственных кредитов, при необходимости защита от иностранной конкуренции с помощью импортных пошлин).

Необходимость наращивания государственного золотого запаса России (для укрепления национальной валюты и покрытия чрезвычайного импорта) означает, что нам следует сократить экспорт золота, и на какое-то время превратиться в нетто-импортера этого металла. Денежным властям (Банку России и Минфину России) необходима программа закупок золота внутри страны и на мировом рынке. При наших рекордных международных валютных резервах (более 500 млрд долл. США) мы имеем все возможности для таких закупок в крупных масштабах.. Такие закупки сегодня экономически целесообразны, учитывая относительно низкие цены на золото (по сравнению с иенами на другие активы) на мировом рынке.

Этим сегодня пользуются центральные банки ряда стран. По некоторым сведениям, Народный банк Китая, обладающий крупнейшими в мире официальными валютными резервами, уже на протяжении нескольких лет в обстановке секретности осуществляет масштабные закупки золота. Согласно официальным данным, его золотой запас в середине не текущего десятилетия был немного больше 600 тонн, а, по оценкам экспертам, уже в 2004 г. - не менее 2000 т. В 2005 г., по официальным данным. доля золота в международных резервах Национального банка Китая равна примерно 1%. У него имелся большой потенциал наращивания золотой составляющей международных резервов. Сегодня Национальный банк Китая в рамках своих международных резервов диверсифицирует инвестиционный портфель. В нем появляются корпоративные ценные бумаги, и том числе акции; банк инвестирует в создание запасов сырьевых ресурсов. Учитывая новую политику центрального банка Китая в области управления международными резервами, можно предположить, что он будет наращивать золотую составляющую своих международных резервов.

В конце прошлого десятилетия власти страны пытались сдержать вывоз золота из страны введением экспортной пошлины. На наш взгляд, более эффективное средство сдерживания вывоза золота - развитие внутреннего рынка золота. Его формирование в стране еще далеко до завершения.

Серьезным препятствием для формирования национального рынка золота является сохранение при операциях покупки золота налога на добавленную стоимость (НДС), что не позволяет «желтому» металлу стать достаточно ликвидным активом, реальным конкурентом доллара США и евро. Отмена НДС на золото могла бы иметь несколько позитивных эффектов для российской экономики: способствовать формированию национального рынка золота, росту внутреннего спроса на драгоценный металл, укреплению золотодобывающей промышленности страны, укреплению рубля и его превращению в мировую (конвертируемую и резервную) валюту.

Вопрос об отмене или, по крайней мере, снижении НДС на операции с золотом ставился не раз. Гарантированная потеря 18% от уплаченной иены (ставка НДС) при продаже ранее купленного металла отталкивает россиян от использования золота в качестве инструмента сохранения и приумножения своих средств. Так, в ноябре 2005 г. во время посещения Магадана Президент РФ высказывался за уменьшение ставок налогов для граждан, желающих вложить средства в золото. По прошествии почти трех лет (сентябрь 2008г.) Д.Медведев вновь приехал в Магадан для обсуждения комплекса проблем, связанных с добычей золота и развитием отечественного рынка этого металла. Вновь выяснилось, что развитию рынка мешает НДС (ставка 18%). В очередной раз главой государства поставлена задача рассмотреть вопрос об отмене или снижении налога на добавленную стоимость для покупателей драгоценного металла. В комментариях по поводу этого требования президента справедливо отмечалось, что сохранение НДС стимулирует развитие «теневого» рынка золота в стране, делает российскую ювелирную промышленность неконкурентоспособной по сравнению с другими странами, где золото не облагается таким налогом, и т.п.

Важным условием формирования полноценного внутреннего рынка драгоценных металлов России является создание биржи драгоценных металлов. Сторонники создания такой биржи отмечают, что ненормальной является ситуация, когда цены на производимые в России драгоценные металлы формируются на Лондонской бирже драгоценных металлов. Для поддержки идеи создания биржи используется также аргумент, что России для реализации плана превращения рубля в конвертируемую валюту необходимо продавать на рубли нефть, газ, драгоценные металлы. Этого можно достичь через организацию российских бирж сырьевых товаров, в том числе золота. Любая крупная золотодобывающая страна имеет свою биржу по торговле золотом. Даже в Китае с его социалистической ориентацией уже функционирует золотая биржа (в Шанхае), на которой участниками являются не только юридические, но и физические лица.

Чтобы направлять развитие внутреннего рынка золота с учетом внешнеэкономической стратегии развития «золотой экономики», необходима государственная система надзора над этим рынком и его регулирования.

Для рынка кредитов и рынка валюты таким регулятором сегодня вы­ступает Банк России, для рынка ценных бумаг - Федеральная служба по финансовым рынкам, для страхового рынка - Минфин России. Конечно, можно сказать, что рынок золота регулируется Банком России, который выдает лицензии на операции с драгоценными металлами коммерческим банкам и устанавливает официальные цены на золото на российском рынке. Но этого, на наш взгляд, недостаточно, поскольку вне поля зрения Банка России оказываются другие участники рынка золота; Банк России мог бы регулировать этот рынок не только и не столько админи­стративными методами, сколько методами экономическими (рыноч­ными), активно выступая на рынке в качестве покупателя и продавца, а также совершая другие операции с золотом («золотые» кредиты, производные финансовые инструменты на основе золота, «золотые» свопы и т.д.). Актуальность придания Банку России функций эффективного регулятора рынка золота особенно возрастет, если у нас будет все-таки создана биржа по торговле драгоценными металлами. В ближайшие голы регулирующая функция Банка России должна быть ориентирована на всяческое стимулирование внутреннего рынка, стимулирование добычи золота, накопление золотого запаса Российской Федерации.

Для стимулирования предложения золота на внутреннем рынке Банку России необходимо более эффективно управлять ценами. Банк России устанавливает официальные цены на золото на российском рынке, однако эти цены сегодня достаточно жестко привязаны к Лондонскому фиксингу. Создание рынка с уровнем цен, отличным от мирового, а также наделение Банка России полномочиями полноценного регулятора рынка золота действительно свидетельствовало бы о наличии национального российского рынка. В настоящее же время скорее приходится говорить о «российском сегменте» мирового рынка.

Примечательно, что центральные банки некоторых золотодобы­вающих стран проводят активную политику на внутреннем рынке зо­лота: «Центральные банки некоторых золотодобывающих стран фор­мируют рыночные цены на золото местного производства. Наиболее влиятельным из них является Южноафриканский резервный банк, поскольку Южная Африка все еще остается на сегодня крупнейшей золотодобывающей страной. Этот банк действует не только на рынке продажи золота с немедленной поставкой, но и проявляет также активность на вторичных рынках с целью хеджирования продажной цены производимого золота. Центральные банки Бразилии, Колумбии, Эквадора, Венесуэлы, Филиппин и Зимбабве также активно действуют в установлении рыночных цен на производимое в этих странах золото.

После того как Банк России сумеет сформировать крупный золотой запас за счет закупок металла на внутреннем и международном рынках, он приобретет необходимый «вес», чтобы оказывать влияние на мировой рынок золота.

Монопольное право выходить на мировой рынок золота целесо­образно также предоставить Банку России (для приближения его к мировому рынку целесообразно использовать специально им учрежденный заграничный банк по типу советского банка «Восход», который действовал в 1970-1980-е годы на мировом рынке золота в качестве агента Государственного банка СССР и Банка для внешней торговли СССР).

Важно консолидировать экспортные фонды драгоценного металла в руках немногих специализированных банков и/или торговых организаций.

Стоит также обратить внимание на организацию внешней торговли золотом Китая, который сегодня стремится выйти в разряд мировых «золотых» держав. Там экспорт и импорт золота и других драгоценностей разрешен лишь «большой четверке» крупнейших государственных коммерческих банков, а также узкому кругу китайских добывающих и ювелирных компаний.

Получение Россией возможности контролировать мировой рынок золота важно для нас по следующим причинам: во-первых, это содействовало бы повышению эффективности наших внешнеторговых операций с золотом; во-вторых, через управление мировым рынком золота мы приобретем дополнительный рычаг воздействия на весь мировой финансовый рынок.

Заключение

Главный вывод, который можно сделать на основе анализа количе­ственной и качественной информации по «золотой экономике» России, состоит в том, что Россия, одна из ведущих золотодобывающих стран мира, остается ведущим поставщиком «желтого металла» за рубеж. При этом нередко перемещение золота за пределы России происходило отнюдь не на основе «взаимной выгоды» сторон, а принимало откровенные или завуалированные формы грабежа.

В истории России наиболее крупные «золотые исходы» (т.е. мас­штабные утечки «желтого» металла за рубеж) происходили в периоды военно-политических катаклизмов и резких социально-экономических трансформаций страны. Периоды устойчивого политического и социально-экономического развития страны сопровождались сокращением или прекращением вывоза золота и накоплением его в официальных резервах. Нынешняя ситуация в «золотой экономике» России следствие и отражение сложного комплекса проблем нашего общества.

В прошлом в России (неважно, как она называлась - Российская империя или Советский Союз) были периоды, когда власти разрабатывали и проводили в жизнь продуманную и эффективную «золотую политику», в которой воедино увязывались вопросы добычи, накопления и использования драгоценного металла в целях обеспечения высших национальных интересов. Таковой была политика России в последней четверти XIX в., когда страна взяла курс на переход к золотому рублю. Таковой была также политика развития золотодобывающей промышленности и форсированного накопления государственного золотого запаса в 1930-е годы, призванная обеспечить индустриализацию страны и укрепить ее обороноспособность в условиях растущей угрозы военного нападения.

Современной России также необходима продуманная, долгосрочная, ориентированная на обеспечение национальных интересов «золотая политика», позволяющая увязывать в единое целое вопросы промышленной политики, внешней политики и дипломатии, а также политики финансовой и денежно-кредитной. «Золотая политика» России должна:

обеспечить преодоление нынешнего застойного состояния золотодобывающей промышленности страны и восстановить те позиции, которые она занимала в лучшие годы;

упорядочить внешнюю торговлю золотом, превратить Россию в ведущего участника мирового рынка золота, активно на него влияющего;

вернуть в страну золото, незаконно вывезенное из страны;

обеспечить накопление золота в составе международных резервов государства.

Это особенно очевидно сегодня, когда мировая валютная система стоит на грани краха и когда даже бывшие противники золота (явные и скрытые) вновь вынуждены с надеждой обращать свои взоры к «презренному» металлу. Достаточно привести в качестве примера бывшего руководителя ФРС США А. Гринспена, который, покинув свой пост, стал достаточно откровенно говорить о золоте как возможном «спасителе» мировой финансовой системы, о необходимости возвращения к золотому стандарту в том или ином виде (чего он, естественно, не мог делать, находясь «в должности»).

Конечно, «дважды войти в одну реку нельзя», как говорили древние греки. Нельзя буквально восстановить золотой стандарт, существовавший в мире вХ1Х-ХХвв. Но возможны иные варианты золотого стандарта. Приведем в качестве примера то предложение члена палаты лордов британского парламента Роберта Скидельского, известного биографа и последователя Джона Кейнса: «Вероятно, следовало бы создать новую валюту, которая играла бы роль резервной. Можно было бы выстроить систему, когда каждый член МВФ ежегодно делает отчисления (в золоте - В.К.) в глобальный резервных фонд, а потом выпускает золотые сертификаты на эквивалентную сумму, в которой могли бы хра­ниться резервы. Есть много вариаций этой идеи, но основная мысль заключается в том, чтобы поддерживать общемировой спрос и при этом ликвидировать связь между резервами и валютой какой-либо одной страны».

Имеются также предложения перехода от сегодняшней валютной системы, базирующейся на гегемонии американского доллара, к системе нескольких региональных валют, причем некоторые из них могли бы для укрепления своей «конкурентоспособности» быть привязаны к золоту. В качестве возможных таких региональных «золотых» валют называется динар и юань.

Нельзя сбрасывать со счетов сценарий кризисного развития событий в мировой финансовой системе, когда происходит крах американского доллара и мировая экономика распадается на множество национальных автаркических хозяйств (подобно тому, как это произошло после экономического кризиса 1929-1933 гг.). При таком сценарии не исключается, что развитие денежных систем будет происходить эволюционно по сценариям XIX в.: сначала введение золотых стандартов в отдельных странах (национальные золотые стандарты), а затем создание междуна­родной системы золотого стандарта.

К сожалению, в работах даже авторитетных и уважаемых нами оте­чественных авторов по инерции продолжает воспроизводиться тезис о «необратимой» демонетизации золота. С.М.Борисов в 2004 г. писал: «По всеобщему признанию, демонетизация золота - явление необратимое, вероятность возврата золота к исполнению денежно-валютных функций исключается. По сути, мы - свидетели события всемирно-исторического значения, золото окончательно перешло в категорию товара и деньгами больше никогда не будет». Однако данный тезис противоречит даже тем данным, которые содержатся в его работах. Совокупные золотые запасы ведущих стран Запада после известных решений Ямайской конференции об «упразднении» золота как денежного металла (1976-1978 гг.) уменьшились очень незначительно, а ряд стран (не относящихся к западным) их даже наращивали. В момент «свер­жения золота с его пьедестала» многие авторитетные финансисты (например, Пол Волкер, тогдашний глава ФРС США) предрекали, что золото будет стоить «лишь немного дороже железа». Этого не произошло. Примечательно, что даже в публикациях МВФ золото, находящееся на балансах денежных властей, продолжает называться «монетарным». Увеличивается количество публикаций (в основном зарубежных) о возможном «возрождении» золота, а также различных публичных мероприятий, где озвучивается идея такого «возрождения».

На очередном заседании международного форума «Диалог Запад - Восток: интеграция и развитие» в итальянском городе Модене в 2008 г. обсуждались проблемы современного мирового финансового кризиса и способы его преодоления. По итогам заседания принята «Моденская декларация», содержащая обзор основных причин современного финансового кризиса и рекомендации по перестройке современной валютной системы. В ней определяется основная причина кризиса: «Кризис, который углублялся в течение последних 10-15 лет, на самом деле возник в результате решения, принятого 15 августа 1971 г., - отделить доллар от фиксированного золотого эквивалента. До этого момента золото служило для определения реальной стоимости, как самого доллара, так и другой валюты. С этого момента начинается стремительный рост фиктивного капитала, утвердилась система плавающих валютных курсов, и произошло постепенное отделение финансовой системы, прежде всего спекулятивной, от реальной экономики». Одна из главных рекомендаций, содержащаяся в декларации,- «привязка к системе золотых резервов или к корзине главных сырьевых продуктов».

В нашей литературе многие авторы называют золото «чрезвычай­ными мировыми деньгами». Л.Н. Красавина пишет: «...золото - высоколиквидный актив, имеющий собственную стоимость, до сих пор используется как чрезвычайные мировые деньги (курсив мои - В.К.) при кризисных ситуациях, экономических, политических, военных осложнениях. Золото можно продать на любую валюту, получить международный кредит под его залог или посредством сделок своп».

Осенью 2008 г. мир стал входить в фазу финансового кризиса, что заставило взглянуть по-новому на роль золота в мировой валютной системе не только исследователей и «маргинальных» политиков, но также действующих руководителей центральных банков, казначейств, международных финансовых организаций. Даже руководитель Европейского центрального банка (ЕЦБ) Жан-Клод Трише предложил «вернуться к системе, когда мировые финансы ориентировались на цену золота».

Категорические заявления о демонетизации золота препятствуют творческому осмыслению новых процессов, происходящих сегодня в сфере валютно-денежных отношений. Мы не утверждаем, что должен произойти буквальный возврат к тому «золотому» времени, когда в мире господствовал «классический» золотой стандарт. Но возрастание роли золота в международных финансах неизбежно.

Известна шутка знаменитого финансиста У. Баффета: «Золото - это металл, который выкапывают из земли, когда приходит кризис, и закапывают обратно, когда кризис проходит». Сегодня пришло время золото «выкапывать из земли», т.е. извлекать его не только из недр нашей планеты, но, прежде всего, из подземных подвалов центральных банков, казначейств, частных финансовых институтов. Переживаемый сегодня почти всеми странами мира экономический и финансовый кризис (сильнейший со времен кризиса 1929-1933 гг.) сильно активизирует рынок золота, что проявляется в резко возросшем спросе на «желтый металл» со стороны тех, у кого его мало или совсем нет.

Вопрос об изменении роли золота в мировой (равно как и россий­ской) финансовой системе требует более обстоятельного разговора. Правильные ответы на вопросы о будущем золота важны для выстраивания эффективной «золотой политики» России.

Вопросы по материалам лекции:

1. Опишите предлагаемые антикризисные меры в финансовой политике России. Перечислите основные причины, побуждающие предлагаемые преобразования.

2. Опишите роль золота в формировании финансовой политики мировой экономики. Приведите значения золотых запасов сильнейших экономик мира.

Главная

О фирме

Статьи из газеты "ИЛИГА"

Лекции Галяутдинова

Аренда помещений

Вакансии

Контакты