Антимонопольное законодательство РФ представляет собой систему нормативно-правовых актов, направленных на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования рынков товаров, услуг и финансовых средств, а также на регулирование отношений, связанных с монополистической деятельностью, и пресечением недобросовестной конкуренции.
Ст. 1.1. Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»1 (далее — Закон о конкуренции) устанавливает, что антимонопольное законодательство РФ основывается на Конституции РФ и состоит из Закона о конкуренции и принятых в соответствии с ним иных федеральных законах, регулирующих отношения, влияющие на конкуренцию на рынке товаров, услуг и финансовых средств. Такие отношения также могут регулироваться указами Президента, постановлениями Правительства РФ.
Можно выделить следующие основные цели антимонопольного законодательства:
1. Определение организационных и правовых основ предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
2. Обеспечение условий для создания и эффективного функционирования рынков товаров, услуг и финансовых средств.
Первая цель является узкоспециальной, присущей лишь антимонопольному законодательству, а вторая имеет более широкий характер, может быть обозначена как одно из направлений деятельности всего гражданского законодательства.
Основой антимонопольного законодательства выступает Конституция РФ, ст. 8 которой гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. Ст. 34 Конституции прямо запрещает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. ГК РФ содержит аналогичные нормы (п. 3 ст. 1, п. 1 ст. 10). Из федеральных законов, имеющих существенное значение для антимонопольного регулирования, кроме Закона о конкуренции, можно назвать следующие: Закон РФ «О естественных монополиях»; Закон РФ «О связи»; Закон РФ «О финансово-промышленных группах»; Закон РФ «Об акционерных обществах»; Закон РФ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» и др.
В нормах антимонопольного законодательства находят отражение процессы государственного вмешательства в экономические отношения, процессы взаимопроникновения частных и публичных начал правового регулирования. Для антимонопольного законодательства характерно сочетание норм различных отраслей права: гражданско-правовых, административных, уголовных.
Правоотношения, регулируемые антимонопольным законодательством, имеют в большинстве своем гражданско-правовые свойства. Субъекты экономических отношений, действуя в условиях свободы торговли и производства, самостоятельно определяют свою рыночную стратегию. Они используют все возможности свободы договора, определяя содержание соглашений и выбирая контрагентов. Гражданско-правовые нормы антимонопольного законодательства упорядочивают договорные связи, запрещая определенные типы соглашений, или устанавливая требования к их содержанию. Предусмотрена гражданско-правовая ответственность за нарушение норм антимонопольного законодательства.
К административным можно отнести те нормы, которые регулируют структуру, компетенцию антимонопольных органов, порядок рассмотрения дел о нарушениях антимонопольных правил. В определенных случаях применяется административная ответственность.
Ст. 178 УК РФ объявляет преступными монополистические действия и ограничение конкуренции. Практика уголовного преследования за нарушение антимонопольных правил берет свое начало в антитрестовском законодательстве США. Однако считаем, что установление уголовной ответственности менее эффективно в борьбе с нарушениями антимонопольного законодательства, чем установление гражданско-правовой и административной ответственности, и выполняет в основном функцию общей превенции. Такая позиция подтверждается и практикой: количество возбужденных дел данной категории невелико — от 16 в 1997 г. до 42 дел в 2000 г. При этом, например, в 1999 г. в суд направлено 23 уголовных дела из 36 выявленных преступлений, а в 2000 г. только 7 из 42 (следует, однако, заметить, что приведенные статистические данные могут свидетельствовать, кроме всего прочего, о высокой латентности данной категории преступлений)
Таким образом, антимонопольное законодательство носит комплексный характер, сочетая диспозитивные и императивные нормы, частно- и публичноправовые начала. Тенденцией современного права является тесное переплетение публично- и частноправовых начал, ярким примером которого может служить антимонопольное законодательство.
Закон о конкуренции регулирует отношения, возникающие на товарных рынках и влияющие на конкуренцию. Как правило, не распространяется на отношения, связанные с объектами исключительных прав, с рынком ценных бумаг и финансовых услуг, за исключением тех случаев, когда такие отношения воздействуют на конкуренцию на товарных рынках.
Закон РФ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» регулирует отношения, влияющие на конкуренцию на рынке ценных бумаг, рынке банковских услуг, рынке страховых услуг и рынке иных финансовых услуг и связанные с защитой конкуренции на рынке финансовых услуг.
Товарный рынок, по определению ст. 4 Закона о конкуренции, это «сфера обращения товара, не имеющего заменителей либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации или ее части, определяемой исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами».
В связи с изложенным возникает вопрос: распространяется ли Закон о конкуренции на сферу производства товаров?
Все его значимые положения строятся на фактах, имеющих место в сфере обращения, а не производства товаров. В ряде случаев производственная сфера затрагивается (см. ст. 19 Закона о конкуренции), однако основания для применения антимонопольных норм лежат в сфере оборота. Считаем такую позицию вполне обоснованной, так как именно в сфере обращения выражается вовне линия поведения того или иного субъекта на рынке. Соответственно, регулированию подвергаются не намерения хозяйствующих субъектов, а их конкретные действия.
Действие антимонопольного законодательства во времени.
Действуют общие правила: акты антимонопольного законодательства не имеют обратной силы и применяются только к тем отношениям, которые возникают после вступления их в силу.
Иногда может возникнуть необходимость отсрочить вступление акта в действие, либо, напротив, применить его положения к уже сложившимся отношениям. В таком случае в самом
нормативно-правовом акте содержится ссылка на особый порядок его действия.
Действие антимонопольного законодательства в пространстве. Антимонопольное законодательство распространяется на всю территорию РФ. В некоторых случаях российское антимонопольное законодательство может распространяться на отношения, сложившиеся за пределами РФ. В частности, п. 1 ст. 2
Закона о конкуренции устанавливает, что указанный Закон применяется, если действия и соглашения, совершаемые или заключаемые российскими и иностранными юридическими лицами, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, за пределами территории РФ, приводят или могут привести к ограничению конкуренции или влекут за собой другие отрицательные последствия на рынках в РФ.
Действие антимонопольного законодательства по кругу лиц.
Субъектами антимонопольного регулирования, согласно Закону о конкуренции, являются хозяйствующие субъекты, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной
власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, их должностные лица. Антимонопольное законодательство включает в себя акты, распространяющиеся на всех указанных субъектов (Закон о конкуренции), а также акты, касающиеся только ограниченного круга субъектов (Закон РФ «О связи», например). Более подробно особенности некоторых субъектов будут рассмотрены далее.
Структура и компетенция антимонопольных органов.
Цели антимонопольного законодательства реализуются специально созданной структурой исполнительной власти — федеральным антимонопольным органом и создаваемыми им территориальными органами. В соответствии с Указом Президента РФ от 22.09.98 № 1142 3 действует Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (которое пришло на смену Государственного комитета РФ по антимонопольной политике).
Территориальные органы Министерства по антимонопольной политике создаются, как правило, в субъектах Федерации.
Такие органы формируются в зависимости от необходимости, поэтому число территориальных органов может не соответствовать числу субъектов Федерации (например, действует управление министерства по антимонопольной политике по Волгоградской области и Республике Калмыкия). Федеральный антимонопольный орган наделяет свои территориальные органы полномочиями в пределах своей компетенции.
Применение норм антимонопольного законодательства осуществляется не только специально созданными органами, но и судами общей юрисдикции, арбитражными судами, правоохранительными органами.
Далее рассмотрим задачи и полномочия федерального антимонопольного органа (согласно Положению о министерстве Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства 4).
Основными задачами МАП России являются:
- предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
- содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;
- осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о защите прав
потребителей, о государственной поддержке предпринимательства, о рекламе, а также в пределах своих полномочий законодательства Российской Федерации о естественных монополиях и о товарных биржах;
- проведение государственной политики, направленной на поддержку предпринимательства, в том числе малого и среднего, содействие становлению и укреплению предпринимательского сектора экономики Российской Федерации, государственное регулирование, межотраслевая и межрегиональная координация в сфере развития и поддержки малого предпринимательства;
- государственное регулирование и контроль деятельности субъектов естественных монополий в области связи (оказание услуг общедоступной электрической и почтовой связи).
Назовем некоторые полномочия МАП России:
- давать в пределах своей компетенции обязательные для исполнения предписания, предусмотренные антимонопольным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, о рекламе и о естественных монополиях;
- рассматривать в пределах предоставленной компетенции дела об административных правонарушениях и налагать штрафы в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, о рекламе и о естественных монополиях, утверждать правила рассмотрения указанных дел;
- обращаться в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, в суд или в арбитражный суд, а также принимать участие в рассмотрении дел в суде;
- давать разъяснения по вопросам применения антимонопольного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей;
- направлять материалы о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, о рекламе в органы, выдавшие лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, для решения вопроса о ее приостановлении или об аннулировании, а также в соответствующие правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением этого законодательства;
- принимать решения о принудительном разделении хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке и осуществляющих монополистическую деятельность;
- издавать в пределах своей компетенции на основе законодательства Российской Федерации приказы, инструкции и иные нормативные правовые акты, в том числе совместно с другими федеральными органами исполнительной власти.
Классификацию полномочий антимонопольных органов можно провести по целям их деятельности, определив следующие виды:
1) права, направленные на осуществление организационных и регулятивных функций;
2) права, направленные на осуществление контрольных функций;
3) права, направленные на пресечение нарушений антимонопольного законодательства
Перечень полномочий антимонопольных органов не является исчерпывающим, хотя это не означает, что он может быть произвольным образом расширен. Так, например, антимонопольный орган не может решать вопросы о возмещении убытков, даже если убытки возникли в связи с нарушением антимонопольного законодательства, а также о привлечении к уголовной ответственности. Эти проблемы полномочны решать иные органы (суд, соответствующие правоохранительные органы).
Антимонопольные органы наделяются достаточно широким кругом прав, что влечет за собой появление корреспондирующих им обязанностей. Например, праву доступа к информации соответствует обязанность соблюдать коммерческую тайну.
Вопросы по материалам лекции:
1. Охарактеризуйте основные цели антимонопольного законодательства РФ.
2. Опишите основные задачи МАП РФ.