Тема «Краткий обзор систем мирового антимонопольного законодательства. Зарубежная практика»
Антимонопольное законодательство — это сложная и разветвленная сеть законов, судебных решений и правовых норм, комплекс правовых актов в странах с рыночной экономикой, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции. Все эти меры направлены на регулирование действий фирм и корпораций на рынке товаров и услуг, на рынке капиталов, отсекая те из них, которые признаются недобросовестными по отношению к правам производителей и потребителей, а также просто вредными для общества.
В основу комплекса государственных мер, составляющих антимонопольную политику, заложен принцип, согласно которому наивысшее благосостояние граждан достигается в случае, когда они имеют возможность свободно обмениваться производимыми ими товарами и услугами на конкурентном рынке. Конкурентный рынок, таким образом, выступает универсальным регулятором общественного производства. При этом вопрос о том, что производить и в каком количестве, решает сам потребитель, предъявляя на рынке спрос на те или иные виды товаров и услуг.
Правовое регулирование деятельности монополий в той или иной форме имеет место практически во всех странах, где присутствует частная форма собственности и свобода ценообразования. Оно имеет более чем вековую историю. В отраслях, где монополистическая власть может возникнуть в результате создания объединений фирм, государство при желании способно предупредить ее формирование или, если уже монополистическая власть сформировалась - ликвидировать ее. Истории принятия и развития антимонопольного законодательства в разных странах мира коротко может быть представлена в следующем виде.
Исторически сложилось две системы антимонопольного регулирования: американская и западноевропейская. Основным их различием выступает отношение к монополии как к субъекту экономических отношений.
Американская система объявляет все указанные в законе монополии незаконными, она исходит из принципа противоправности всех монополий с включением норм о недобросовестной конкуренции в законодательные акты. Создание монополий прямо влечет за собой соответствующие санкции со стороны государственных органов. Американская модель действует, помимо США, в Канаде и Аргентине.
В европейском законодательстве запрещается не сама монополия, а злоупотребления своим монопольным положением на рынке со стороны крупных компаний. Правительства учитывают плюсы и минусы больших компаний в осуществлении антимонопольной политики, препятствуя проявлению антиконкурентного поведения, но не сдерживая эффективное крупно-масштабное производство. Нормы о недобросовестной конкуренции выделены в европейской модели в самостоятельную отрасль. Эту модель применяют Германия, Великобритания, Франция, Австралия, Новая Зеландия и ряд других стран.
Наиболее давнюю историю имеет антимонопольное законодательство Соединенных Штатов Америки, оно же принято считать и наиболее строгим и разработанным. С него и начнем обзор истории законодательств стран мира в области антимонопольной политики.
Развитие антимонопольного законодательства в США.
Начало развитию антимонопольного законодательства положил в 1883 году штат Алабама. После этого в
1890 год – Конгресс принял первый антитрестовский закон США, известный как закон Шермана («хартия экономической свободы»). Он был открыто провозглашен в качестве средства против «сдерживания торговли и обмена между несколькими штатами». Однако в более ранних решениях Верховного суда США он был истолкован как акт, запрещающий все объединения, которые настолько крупны, что могут обладать существенной монополистической властью.
Закон Шермана имеет два главных положения:
Статья 1 запрещает « любой контракт, союз … или сговор с целью ограничения торговли или коммерции между несколькими штатами».
Статья 2 закона гласит, что «каждое лицо, монополизирующее или пытающееся монополизировать любую отрасль торговли или коммерции между штатами, или с иностранными государствами, или вступающее с этой целью в союз или сговор с любым другим лицом или лицами, будет считаться виновным в совершении уголовного преступления».
Неопределенные формулировки этого закона определили основное направление американской антимонопольной политики, оставив простор для маневра правительственным и судебным органам США, позволили им приспосабливать «каучуковые» статьи этого закона к постоянно изменяющимся обстоятельствам жизни. «Разумная гибкость» и «мудрость» положений закона Шермана до сих пор рассматриваются в качестве особенно высоких достоинств этого акта, которые делают его основой анти-трестовской политики США.
В 1914 году был издан «Акт о федеральной торговой комиссии» (согласно которому, собственно, и была образована ФТК ), также в качестве поправок к Закону Шермана был принят «Акт Клейтона», который содержал положения, направленные против слияния конкурирующих фирм, которые могли быть частью процесса создания трестов или монополий.
Его статья 7 устанавливает, что «ни одно лицо, занимающееся коммерцией или любым другим смежным видом деятельности, не имеет права приобретать …акционерный капитал любого вида… (или) активы другого лица, также занимающегося коммерческой или смежной деятельностью, в случае, если в любой отрасли коммерции или смежной деятельности результат такого приобретения может выразиться в существенном ослаблении конкуренции или в тенденции к образованию монополии». Акт направлен против отдельных видов монополистической практики. В нем осуждалась и запрещалась ценовая дискриминация, заключение «связывающих контрактов», ограничивающих конкуренцию. Запрещались корпоративные слияния, в результате которых происходило «снижение» конкуренции или создание монополии в любой сфере коммерции.
«Акт о федеральной торговой комиссии» и «Акт Клейтона» явились дополнениями к закону Шермана и к антитрестовскому законодательству в целом. По единодушному свидетельству американских юристов, эти три важнейших акта составляют законодательную основу антитрестовской политики. После 1914 года конгресс США уже больше не предпринимал попыток пересматривать антитрестовское законодательство в целом. Лишь в редких случаях конгресс идет на частичное усиление действующего законодательства с помощью новых реформистских мер.
Такими дополнениями стали «Акт Робинсона-Патмана» в 1936 году и «Акт Уиллера-Ли» в 1938-м.
Первый из них был принят конгрессом по предложению конгрессмена Робинсона и сенатора Патмана под давлением мелких предпринимателей и торговцев, которые требовали принять меры против дискриминации в ценах, широко используемой крупными компаниями, и преподнесен общественности как «Великая Хартия малого бизнеса». Этот закон запретил дискриминацию цен при определенных специфических условиях, а также некоторые специальные приемы такой дискриминации. Например, запрещаются контракты на продажу товаров по «неразумно низким ценам» с целью разрушения конкуренции и ликвидации конкурентов. В то же время акт не запрещает «дискриминацию в ценах, основанную на разнице в сорте, качестве или количестве проданного товара».
Закон Уиллера-Ли
В 1950 году сенатом США был принят «Закон Келлера-Кефаувера», который ужесточил ограничения на вертикальные слияния и усилил ограничения акта Клейтона, касающиеся слияния компаний обращал внимание на взаимодействие монополистов в сфере материальных активов.
(Вертикальные слияния — это слияния фирм, специализирующихся на разных стадиях производительного процесса в одной отрасли. Такие слияния также не допускаются, если каждая фирма обладает 10 или более процентами соответствующего рынка. Считается, что вертикальные слияния сокращают возможности конкуренции между компаниями - продавцами сырья.)
В 1-й половине 80-х американское правительство приняло нормативные документы, которые установили нормативы отраслевой концентрации с использованием индекса Херфиндаля -Хиршмана. Если этот индекс не превышал 1000, то рынок признавался слабоконцентрированным, если превышал 1800 – высококонцентрированным.
Хронология создания антимонопольных контролирующих и регулирующих органов.
1887г – создание комиссии по торговле между штатами. В ее сферу полномочий вошло регулирование цен на железные дороги, грузовые и автобусные перевозки, водные пути, услуги морского флота, транспортных контор и т.д. Например, тарифы на услуги, оказываемые железной дорогой формировались близкими к себестоимости или даже с учетом бюджетных дотаций.
1890г – в Департаменте юстиции (ныне Министерство юстиции) после принятия «Закона Шермана» образовано антитрестовское подразделение.
Министерство юстиции и сейчас является основным антимонопольным органом США, в нем находится специальный антитрестовский отдел, целью которого является преследование нарушений законодательства.
1914г. – создана Федеральная Торговая Комиссия (ФТК)
1930г. – создана Комиссия по управлению энергетикой, ее задачами стало регулирование цен на электрическую энергию, газ, обеспечение приемлемых тарифов при эксплуатации газопроводов, нефтепроводов, гидроэнергетических сооружений.
1934г. – появилась Федеральная комиссия по коммуникациям, в сферу регулирования которой вошли: телефон, телевидение, кабельное телевидение, радио, телеграф, радиотелефон, зарегистрированные радио-любители, в 80-х годах к вышеперечисленному добавился интернет.
Таким образом, с ХХ века в США действуют административные запреты на высокую степень монополизма. При монополизации одной фирмой 90% рынка предусмотрен принудительный раздел этой фирмы. Даже если объем деятельности фирмы достигает 6% рынка, компания ставится под контроль государства. В антимонопольном регулировании США особую роль играют суды. Если компания признается виновной в нарушении антитрестовского закона, то к ней применятся либо уголовные, либо гражданско-правовые санкции. Используются и штрафы, однако, это менее действенное средство, так как сумма штрафа составляет лишь незначительную часть прибыли, полученной в результате фиксирования цен. В основном используются гражданско-правовые санкции, направленные на регулирование договорных отношений (аннулирование или изменение существующих соглашений с конкурентами, поставщиками или покупателями, принудительная ликвидация или роспуск компаний и т. д.).
Претворение в жизнь антимонопольного законодательства способствовало защите американских потребителей и производителей от монополистических злоупотреблений и содействовало успешному развитию экономики США.
Антимонопольное законодательство Германии.
Особенностью развития монополистической деятельности в Германии во второй половине XIX – первой половине ХХ вв. явилось то, что картели и иные монополистические объединения рассматривались в качестве инструмента контроля за экономической нестабильностью, бывшей следствием этапа «дикой» конкуренции и так называемых «ценовых войн». Благоприятное отношение к картелям сложилось на основе принципа свободы экономической деятельности, понимаемого довольно своеобразно: по сути, на картельные соглашения распространялось действие принципа свободы договора. Таким образом, этот принцип не только лег в основу правового регулирования в области защиты конкуренции в Германии и активно применялся при заключении ценовых соглашений, но и в полной мере признавался в судебной практике по делам, предметом которых выступали картельные и иные монополистические соглашения.
В
После Второй мировой войны союзники предполагали навязать Германии модели антитрестовского законодательства США. Оккупационными властями были запрещены картели, синдикаты и тресты на территории Германии. Однако программа экономической деконцентрации страны, навязанная союзниками, вскоре была приостановлена из-за того, что США и Великобритания предпочли использовать Западную Германию в качестве экономического и политического противовеса Советскому Союзу.
Лишь в
С
При анализе принципа свободы экономической деятельности суды стали приходить к выводу, что монополистические соглашения, являясь формой выражения экономической свободы их участников, ограничивают экономическую свободу иных субъектов, особенно субъектов малого предпринимательства. Постепенно, во многом благодаря судебной практике, одной из основных тенденций развития правового регулирования в области защиты конкуренции в Германии стало обеспечение прав субъектов малого предпринимательства. Эта тенденция впоследствии нашла свое выражение и в антимонопольном праве ЕС.
Антимонопольное законодательство Великобритании.
Развитие антимонопольного законодательства в Великобритании берет свое начало с
Антимонопольное право Великобритании в период до
Лишь в 1998г. под непосредственным влиянием законодательства ЕС антимонопольным органам были предоставлены полномочия по расследованию монополистических действий и наложению взысканий.
В Англии основными органами, осуществляющими антимонопольную политику, являются «Управление по соблюдению правил торговли» и «Комиссия по монополиям и слияниям». Их функции — осуществление общего надзора. В поле их зрения могут попадать компании, контролирующие более 25 % рынка. Прямые административные методы при осуществлении своих полномочий применяются в ограниченных масштабах.
Антимонопольное законодательство в других странах.
Во Франции антимонопольное законодательство действует с
В вопросе контроля процессов слияния более жесткую позицию антимонопольное законодательство занимало в отношении горизонтальных слияний. Если при вертикальном слиянии максимальная квота компании на рынке устанавливалась в пределах до 40 %, то при горизонтальном слиянии не допускалось объединение компаний при превышении квоты более 25 %.
Принятие окончательных решений по ограничению монополистической деятельности французское законодательство осуществляло путем административных процедур, а не через суд. За ценами наблюдали специальные контролеры. Их основная задача - контроль за государственной дисциплиной цен. Контроль за монополистической деятельностью возлагался на Совет по вопросам конкуренции, Министерство экономики и суды общей юрисдикции.
В Италии из европейских стран антимонопольное законодательство было принято наиболее поздно - в
В Японии в течение многих лет после окончания Второй мировой войны правительство не разрешало национальным компаниям выпуск продукции до тех пор, пока в соответствующих отраслях не начнут действовать как минимум два-три конкурента (ограничение отраслевой монополизации сочеталось при этом с поощрением диверсификации бизнеса). В указанный исторический период Японию можно было считать государством с переходной экономикой – происходило становление полноценной рыночной экономики. Последствия первоначальных административных импульсов оказались столь серьезны, что конкуренция превратилась в один из ключевых принципов организации не только национального рынка, но и внутрифирменных отношений. В настоящее время Япония обладает достаточно либеральным антимонопольным законодательством. В нем признается доминирующим положением одной компании, если она контро-лирует 50 % рынка, а двух - если их доля на рынке составляет не менее 75%. Решение спорных вопросов обычно осуществляется не судебным и не административным путем, а только через переговоры.
Развитие общеевропейского антимонопольного законодательства .
Начало развитию наднационального антимонопольного законодательства в Европе было положено Парижским договором о создании Европейского сообщества угля и стали
Первая причина - необходимость ослабления влияния Германии на рынки угля и стали. Запрещение дискриминационной практики на этих рынках создавало гарантии равного доступа хозяйствующих субъектов к основным
промышленным ресурсам .
Второй причиной стало то, что правовое регулирование в области защиты конкуренции приобрело статус неотъемлемого элемента рыночного механизма. Во многом, это произошло благодаря успехам антимонопольных мер в США, наглядно продемонстрировавшим, что поскольку рыночная экономика опирается на свободную конкуренцию, то государственная защита последней объективно необходима для обеспечения экономического роста.
Многие статьи Парижского договора со временем перекочевали в Договор о создании ЕЭС (Рим, 1957г).
Так, например, ст. 65 Парижского договора запрещает соглашения и согласованные действия компаний или их объединений, способные прямым либо косвенным образом ограничить или исключить действие механизмов свободной конкуренции на Общем рынке. Аналогичную норму содержит ст.81 Римского договора о создании Европейского экономического сообщества 1957 г. Ст. 66 Парижского договора запрещает злоупотребление доминирующим положением на рынке, ст. 82 Римского договора фактически повторяет данную норму.
Дальнейшее развитие антимонопольное законодательство ЕЭС получило в
Таким образом, основным принципом общеевропейской антимонопольной политики является недопущение ограничения конкуренции на национальной основе. При этом соответствующая норма последовательно реализуется в деятельности Европейской Комиссии, которая без исключения признает незаконной любую практику деления рынков на национальном уровне.
Заключение.
Подводя итоги работе, необходимо отметить, что развитие антимонопольного законодательства в ХХ веке шло по пути сближения и унификации. Изначально страны принимали ту или иную его модель, но со временем различия между американским и европейским типами антимонопольного законодательства стали стираться. Но при этом надо отметить, что и сегодня США проводят самую жесткую антимонопольную политику в мире. В антимонопольной политике ведущих европейских стран – Германии, Франции, Англии в ХХ веке прослеживалась тенденция к дальнейшему ограничению прав монополий с целью сохранения конкуренции, хотя в решении этой задачи у каждой из стран есть свои особенности.
В мире практически нет государств, сделавших сколько-нибудь серьезные успехи в экономическом развитии, в которых бы не возникло специального антимонопольного законодательства, а также самостоятельных и независимых органов, обеспечивающих его соблюдение. Антимонопольное правовое регулирование в той или иной форме имело место практически во всех странах мира. Оно имеет более чем вековую историю и с течением времени лишь увеличивает свою актуальность в экономико-правовых отношениях.
Вопросы по лекции:
1. Охарактеризуйте две сложившиеся зарубежные системы антимонопольного регулирования. В чём их различие и общность?
2. Существует ли объективная необходимость антимонопольного регулирования?
Источники информации.
Толоконников А./ Национальный и наднациональный уровень европейского антимонопольного регулирования – Обозреватель-observer, 2006г – № 7.