Лекция № 1. Дисциплина «Управление человеческими ресурсами»
Тема 1. Организация системы управления человеческими ресурсами
1.1. Связь внешнего и внутреннего рынков труда
В последние годы в учебной литературе часто приходится сталкиваться с применением термина «трудовые ресурсы» при анализе внутренней среды организации. Такое же положение наблюдается и в понимании сущности внутреннего рынка труда в организации. Попробуем разобраться в правильности применения этих терминов для обозначения рассматриваемых понятий.
Рынок труда — особая экономическая категория, охватывающая оплачиваемую занятость, к которой относятся претендующие на рабочее место и все занятые, кроме учащихся и самостоятельных (домашних) работников, ведущих натуральное хозяйство (занятость последних реализуется вне рынка труда).
На рынке труда происходит обмен индивидуальных способностей граждан на фонд жизненных средств для воспроизводства рабочей силы и размещения работников в системе общественного разделения труда.
Рынок труда может быть нескольких видов: отраслевой, территориальный, федеральный, международный.
Рынок труда, как и плановое регулирование, — механизм согласования спроса и предложения рабочей силы.
Плановое регулирование использования трудовых ресурсов имеет неоспоримое преимущество в гарантии защиты от безработицы. При этом государство может обеспечить потребности общества и производства в рабочей силе. Плановое регулирование в нашей стране позволяло обеспечить преподавание иностранных языков в сельских школах или оказание квалифицированной медицинской помощи в районных больницах за счет плановой подготовки и распределения выпускников учебных заведений. Плановое регулирование давало возможность управлять трудовой карьерой руководителей и специалистов, стимулировать развитие человеческих ресурсов путем доплат за ученую степень, разряд и др. (В СССР в ряде организаций за знание иностранного языка доплачивали 25 рублей вне зависимости от потребности в его применении.) Вместе с тем эффективность труда не была высокой. При производстве десяти пар кожаной обуви на человека в год женщины простаивали в очередях, чтобы купить хотя бы одни приличные сапоги.
Рынок позволяет отрегулировать отношения купли-продажи труда, но в процессе длительной борьбы и выработки компромиссов. Рынок плохо улавливает стратегию развития отраслей и предприятий, в связи с чем возможно возникновение дефицита и перепроизводства отдельных профессий и должностей. Поэтому без социального регулирования рынок может быть разрушительным. Переход к рыночному механизму потребовал изменения законодательства в отношении свободы перемещений, прописки и др. Временный уход государства из сферы подготовки рабочих кадров мгновенно привел к их дефициту и, как следствие, к миграции, увеличению нагрузки на социальную инфраструктуру и напряженности на локальных рынках труда.
На рынке труда остается много нерешенных проблем. К их числу относится занятость женщин. В этом вопросе действуют по двум направлениям: забота о семье и материнстве и равные права на труд. (В настоящее время более 300 работ запрещены для женщин, большое число ограничений предусмотрено Трудовым кодексом РФ, вместе с тем, законодательство защищает женщин, дает им равные права с мужчинами. Не менее важной задачей является охрана труда, защита детей, лиц желающих получить образование и др. Остаются острыми вопросы трудоустройства и переквалификации военнослужащих, уволенных в запас, шахтеров, переселенцев и др. В связи с этим появляется проблема создания новых рабочих мест. Изменяются роли и значение представителей собственника труда (профсоюзов), посредников и работодателей.
Чтобы разобраться с лицами, действующими на рынке труда, необходимо их определить. Базовым является понятие «население».
Население — это естественно-исторически складывающаяся и непрерывно возобновляющаяся в процессе производства и воспроизводства непосредственной жизни совокупность людей.
По отношению к экономике население выступает одновременно и как производитель, и как потребитель материальных благ.
Половозрастная, образовательная, профессионально-квалификационная, классовая структуры населения определяют качественно и количественно понятие «трудовые ресурсы».
Трудовые ресурсы — часть населения, обладающая физическим развитием, умственными способностями и знаниями, которые необходимы для трудовой деятельности. Трудовые ресурсы включают в себя как всех занятых, так и незанятых, но способных трудиться.
Данное определение очень важно для понимания изучаемого курса. Ресурс (фр. ressource) — средство, к которому обращаются в нужном случае. Общее свойство ресурсов — потенциальная возможность их участия в производстве. Таким образом, в рамках организации люди не могут рассматриваться как ресурс: их участие в деятельности организации не потенциально, а реально определено штатным расписанием, должностными инструкциями и другими документами. А вот внутренние возможности человека могут служить ресурсом (человеческими ресурсами). Во внешней среде организации применение понятия «трудовые ресурсы» оправданно.
Решающую роль в трудовых ресурсах играет трудоспособное население в трудоспособном возрасте. Трудоспособность определяется по возрасту:
- дети и подростки до 16 лет;
- лица в трудоспособном возрасте (женщины — 16-54 лет, мужчины — 16-59 лет);
- лица старше трудоспособного возраста.
Различается также трудоспособность общая (к неквалифицированному труду) и профессиональная (к конкретному виду труда).
Трудоспособное население разделяется на две категории: экономически активное и неактивное.
Экономически активное население (рабочая сила) — часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг (занятые и безработные).
Занятость — деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок. При этом полная занятость — это отношение числа занятых к тем, кто желает иметь оплачиваемую работу.
Занятые — лица обоего пола в возрасте 16 лет и старше, а также лица младших возрастов, перечисленные в Законе РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».
Безработные — трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовые приступить к ней. При этом не учитываются: оплата за выполнение общественных работ по направлению службы занятости; выплаты выходных пособий, среднего заработка при ликвидации, сокращении и реорганизации организации. Лица, подавшие заявления, признаются безработными спустя 11 дней. Они представляют в службу занятости паспорт, документ о квалификации, справку о среднем заработке.
Не могут считаться безработными лица в возрасте до 16 лет; лица, получающие пенсию (кроме инвалидов III группы); лица, отказавшиеся в течение 10 дней от двух вариантов подходящей работы (одна и та же работа не может предлагаться дважды). Подходящая работа определяется с учетом здоровья, подготовки, пригодности, прежней работы и транспортной доступности. Не признанные безработными имеют право повторно обратиться в службу занятости через две недели. Для впервые ищущих работу, не имеющих профессии или отказавшихся повысить квалификацию предлагается неквалифицированная, временная работа.
Управление трудовыми ресурсами основывается на государственной политике, определенной Законом о занятости, в соответствии с которым осуществляется организация занятости населения. Трудовые отношения регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации.
1.2. Кадры, персонал и человеческие ресурсы
Существует ли рынок внутри организации и если да, то чем он регулируется?
Законодательство устанавливает основные трудовые права и обязанности работников. В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый гражданин имеет право на труд, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род занятий, а также право на защиту от безработицы.
Трудовым кодексом определены понятие трудовых отношений (ст. 15 ТК РФ), принципы этих отношений (ст. 2 ТК РФ), права и обязанности работника (ст. 21 ТК РФ) и работодателя (ст. 22 ТК РФ).
Трудовые отношения — отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием, конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Трудовое законодательство провозглашает запрет на принудительный труд (ст. 4 ТК РФ) и дискриминацию (ст. 3 ТК РФ).
Принудительный труд — выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:
- в целях поддержания трудовой дисциплины;
- в качестве меры ответственности за участие в забастовке;
- в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;
- в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;
- в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.
К принудительному труду также относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии с Кодексом или иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с:
- нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплата ее не в полном размере;
- возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности необеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами.
Принудительный труд не включает в себя:
- работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;
- работу, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами;
- работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;
- работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.
Запрещение дискриминации в сфере труда обеспечивает каждому равные возможности для реализации своих трудовых прав.
Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Не является дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.
Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в органы федеральной инспекции труда и (или) в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.
Управление трудовыми ресурсами во внешней среде связано с внутренней средой как внутренним рынком, с наймом, расстановкой, перемещениями и высвобождением работников. Так, при высвобождении работников служба занятости информируется за два месяца.
Фактически рынок труда и существует для удовлетворения внутренних потребностей предприятий и организаций. А там, как правило, действует свой, внутренний рынок, позволяющий эффективно соединить людей и технику в производственный процесс и управлять им в рамках трудового законодательства.
Управление кадрами, персоналом, человеческими ресурсами претерпело значительную эволюцию. По классификации, предложенной Л. И. Евенко, произошла смена парадигм: от экономической парадигмы к организационной и гуманистической. Кадровая функция в организации при этом изменялась следующим образом: использование внешних трудовых ресурсов в качестве кадров — управление персоналом — управление человеческими ресурсами — управление человеком. В менеджменте это в какой-то степени соответствует теориям Дугласа Мак-Грегора и Уильяма Оучи — X, YhZ.
Парадигма — признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений.
Экономическая парадигма. Вместо человека в производстве рассматривается лишь его функция — труд, измеряемый через затраты рабочего времени. Задача управления состоит в экономии общественного труда. На первое место поставлена функция организации труда и заработной платы.
Данная парадигма ориентируется на нестратегическое управление, когда внутрипроизводственные факторы ценятся выше, чем факторы внешней рыночной среды.
На Западе инженерно-экономическая парадигма воплотилась в тейлоризме и фордизме. В нашей стране родилось движение за научную организацию труда (НОТ), позволившее интенсифицировать труд на новой технической базе.
Организационная парадигма сформировалась в условиях возникновения крупных промышленных корпораций на Западе и нашей административно-командной системы. В рамках данной парадигмы формальная роль человека в организации определена должностью. В содержание управления входит делегирование полномочий, формирование штабных подразделений. Кадровая функция от регистрационно-контрольной расширилась до подбора и отбора кадров, планирования карьеры руководителей, оценки и аттестации работников и т. д., то есть до управления персоналом.
С переходом от административной разновидности организационной парадигмы к социальной концепция управления персоналом переросла в концепцию управления человеческими ресурсами. Правильнее было бы говорить об управлении ресурсами человека: не человек — ресурс, а ресурс человека, в первую очередь интеллектуальный. Возникло представление о качестве трудовой жизни. На многих, а не на единичных, предприятиях появились социологи и психологи.
Основная задача — повысить качество персонала и человеческих ресурсов, если от них зависит успех в конкурентной борьбе, как это происходит в высокотехнологичных отраслях. Общая схема такова: затраты — качество человеческих ресурсов — конкурентные преимущества.
Гуманистическая парадигма. Человек — это главный субъект организации и особый объект управления, который не может считаться ресурсом. Такая философия официально провозглашена лидерами японского менеджмента. Человек рассматривается как член «организации-семьи», а функция менеджмента состоит в «управлении человеческим существом». Согласно этому подходу, не человек существует для организации, а организация для человека, сообразно желаниям и способностям которого строятся ее стратегии, структуры, системы и внутриорганизационные отношения. Самоуправление членов организации, обучение на рабочем месте и жесткая организационная культура («запрограммированный коллективный разум») являются основой организации. Заметим при этом, что внутренний рынок труда отсутствует.
Работа по управлению людьми в организации строится в зависимости от учитываемой парадигмы. Управление в социальных и экономических системах (социальное управление) — это управление организациями, важнейшими элементами которых являются организационная структура, организационная культура и люди, работники организации.
Работники организации, предприятия представляют собой кадры, или персонал. Понятие «кадры» далеко не однозначно. Во-первых, это люди, хотя в определенных случаях они могут быть заменены машинами и животными (например, Мухтар или Комиссар Рекс). Во-вторых, это не все люди, принимающие участие в деятельности организации, а только те, кто состоит в ее штате. В-третьих, люди, занятые оплачиваемым трудом.
Даже в научной и учебной литературе понятия «кадры» и «персонал» не всегда различают. Скорее всего, к их различению нужно относиться с позиций трех рассмотренных ранее парадигм. То есть о кадрах говорят с позиций их учета, о персонале и человеческих ресурсах — с позиции развития.
Термин «кадры» важен для понимания штатного расписания организации. С точки зрения системного подхода штатное расписание определяет численность и структуру кадров, границы организации.
Свойство целостности социальных систем ставит под вопрос обоснованность и законность существования организаций, создаваемых индивидуальными предпринимателями без установления трудовых отношений.
Кадры — люди, состоящие в штате организации и принимающие участие в ее деятельности на основе трудовых отношений.
Питер Друкер обратил внимание на то, что «большинство людей, работающих на организацию, действительно являются работниками этой организации. Но при этом достаточно велико (и постоянно растет) количество работников, которые, работая на организацию, не являются работниками организации в прежнем значении этого слова, не говоря уже о том, что они работают неполный рабочий день. Они могут работать по контракту с подрядившей их компанией (например, с независимой фирмой, которая осуществляет техническое обслуживание данного учреждения — больницы или производственного предприятия) или с компанией, отвечающей за систему обработки данных в государственном учреждении или частной компании. Это "временно работающие" или "работники, занятые неполный рабочий день". Все шире распространяется практика найма сотрудников по договору на условиях выплаты гонорара или по контракту на определенный период; на таких условиях работают обычно самые опытные, знающие и потому наиболее ценные для организации сотрудники.
Но и те сотрудники, которые работают на условиях полного рабочего дня, далеко не всегда являются "подчиненными" или "неквалифицированными", даже если занимают невысокие должности. Все чаще на этих должностях оказываются работники умственного труда. Но эти работники со своим огромным багажом знаний — никак не подчиненные, а скорее "помощники". Ведь по окончании стадии ознакомления со своими обязанностями помощник просто обязан знать о своей работе больше собственного начальника, иначе от него ие будет никакой пользы. Более того, работник умственного труда принимается на работу именно при условии, что он знает о своей работе больше кого бы то ни было в организации».
Различие понятий «кадры» и «персонал» становится актуальным и при появлении организаций, построенных по принципу аутсорсинга.
Аутсорсинг (англ. outsourcing) — разновидность кооперирования, передача традиционных неключевых функций организации (таких, например, как бухгалтерский учет или рекламная деятельность для машиностроительной компании) внешним исполнителям — аутсорсе-рам, субподрядчикам, высококвалифицированным специалистам сторонних фирм; отказ от собственного бизнес-процесса, например изготовления отливки или составления баланса, и приобретение услуг по реализации этого бизнес-процесса у другой, специализированной организации. Под аутсорсингом иногда понимают и лизинг персонала, и так называемый аутстаффинг. По своей правовой природе эти виды аутсорсинга очень схожи.
Лизинг подразумевает не только предоставление персонала обусловленной квалификации, но и предварительный подбор этого персонала, его специальную подготовку, обучение и уже затем — «сдачу его в аренду» заказчику.
Аутстаффинг подразумевает предоставление заказчику «дополнительных сил» в виде обученного персонала для совместной работы с персоналом заказчика аналогичной квалификации. Аутстаффинг — технология менеджмента, основанная на кооперировании управленческих процессов посредством привлечения внешних организаций и управленцев со стороны, передачи им ряда функций управления. Аутстаффинг буквально означает выведение персонала за штат компании. При аут-стаффинге персонал компании заключает трудовые договоры не с компанией, а с соответствующей организацией (назовем ее исполнителем). При этом исполнитель берет на себя функции выплаты заработной платы, уплаты налогов, исполнение трудового законодательства (прием на работу, увольнение и т. д.). В то же время работу персонал выполняет непосредственно для компании. Договорные отношения между исполнителем и компанией, как правило, оформляются через договор о предоставлении персонала.
В отличие от кадров персонал — это часть кадров и внештатные работники, находящиеся в оперативном управлении, составляющие объект управления. Такой вывод можно сделать на основе анализа практики управления персоналом, связанной с использованием понятий «элитный персонал», «персонал среднего и высшего звена», «предоставление временного персонала». На практике выявляется и разделение работников организации на руководителей и персонал. Это можно проиллюстрировать таким утверждением: «Оппозиционные настроения — ответ персонала на действия руководителя».
Полезность понятия «персонал» состоит, но мнению В. Р. Веснина, во внутреннем разделении кадров на администрацию и персонал. Управление персоналом есть управление человеком в организации (а не в процессе деятельности!); оно направлено на обеспечение условий для эффективного и наиболее полного использования его интеллектуальных и физических возможностей, повышение качества жизни, содействие укреплению трудовых отношений, изменение мотивации и получение от работников максимальной отдачи; обеспечивает успешную реализацию стратегии компании. В данной трактовке управление персоналом подразумевает и управление человеческими ресурсами.
Таким образом, персонал — часть кадров и внештатные работники, находящиеся в оперативном управлении, составляющие объект управления для руководителя организации.
Ориентация организаций на стратегическое развитие требует изменения отношения к персоналу. Внутри организации человек не может быть ресурсом, но ресурс человека может дать организации дополнительные возможности сверх результатов, ожидаемых в соответствии с установленными должностными инструкциями и регламентами. Появляется дополнительная необходимость в управлении человеческими ресурсами в организации. Таким образом, в управлении персоналом делается акцент на управлении человеческими ресурсами.
Управление персоналом = управление человеческими ресурсами?
«Управление человеческими ресурсами» образовано от английского словосочетания human resources management. Человеческие ресурсы подразумевают собой комплекс характеристик, которые существуют в каждом из нас, так вот управление человеческими ресурсами — это управление путем воздействия именно на ресурсы конкретного человека или группы людей приемами психологических техник. Управление персоналом воспринимается основной массой людей как менеджмент, как управление путем применения административных мер и полномочий.
В данной ситуации не должно быть такого примитивного представления о менеджменте, на что неоднократно обращал внимание Питер Друкер, говоря об управлении кадрами, персоналом, человеческими ресурсами. Управление персоналом не отменяет, а расширяет управление кадрами (достаточно вспомнить работу В. К. Тарасова «Персонал-технология: отбор и подготовка менеджеров», 1989). Смещаются лишь акценты в этой работе. А управление человеческими ресурсами — это одна из концепций расширения возможностей управления персоналом, не предполагающая знака равенства между ними.
Человеческие ресурсы — ресурсы человека, потенциальные возможности — физические, профессиональные, интеллектуальные, духовные, — позволяющие участвовать в синергетическом эффекте организации.
Довольно часто к существенным различиям между управлением человеческими ресурсами и управлением персоналом относят следующие.
1. Обретение управлением человеческими ресурсами стратегического измерения делает кадровую политику более активной в отличие от пассивной и реактивной политики, характерной для традиционных моделей управления персоналом.
2. Ответственность за реализацию более активной кадровой политики возлагается также и на линейных руководителей (руководителей структурных подразделений), а это означает, что кадровая работа руководителей всех звеньев интегрируется в систему, которая только и способна эффективно реализовать такую политику.
3. Происходит переориентация системы управления персоналом на индивидуальную работу — с доминировавших коллективистских ценностей на системное соединение индивидуальных ценностей в организационной культуре.
4. Если традиционно руководитель стремился сэкономить на издержках, связанных с воспроизводством рабочей силы (а поэтому не был заинтересован в долговременных инвестициях в человеческий капитал), то технология управления человеческими ресурсами нацелена на повышение эффективности подобного рода инвестиций.
5. Новая система управления персоналом предполагает адаптивную организационную культуру, стимулирующую атмосферу взаимной ответственности наемного работника и работодателя, стремление всех работников организации сделать ее «лучшей компанией» за счет поддержки инициативы на всех уровнях организации, постоянных технических и организационных нововведений, открытого обсуждения проблем.
По мнению В. Р. Веснина, рассмотрение персонала как человеческих ресурсов означает:
«Во-первых, индивидуальный подход ко всем работникам в пределах общности интересов их и фирмы.
Во-вторых, осознание проблемы дефицита высококвалифицированных кадров, борьбу за их знания и навыки.
В-третьих, отказ от представлений о персонале как о даровом благе, не требующем затрат со стороны работодателя.
Именно необходимость учета личностного фактора приводит к постепенной трансформации управления персоналом в управление человеческими ресурсами и служит границей между этими понятиями.
Переход от управления персоналом к управлению человеческими ресурсами означает движение:
- от узкой специализации и ограниченной ответственности к широким профессиональным и должностным профилям;
- от спланированного карьерного пути к гибкому выбору траектории профессионального развития;
- от контроля персонала к созданию возможностей его развития;
- от закрытого к открытому отбору специалистов.
Кроме того, управление персоналом стало заниматься анализом и регулированием групповых и личностных отношений, кадрового потенциала, управлением конфликтами, обеспечением требований психофизиологии, эргономики и пр.».
Понятия «человеческие ресурсы» и «управление человеческими ресурсами» связаны еще и с таким понятием, как «человеческий капитал».
Прежде всего, напомним, что в общетеоретическом смысле капитал (фр., англ. capital от лат. capitalis — «главный») — это все, что способно приносить доход, или ресурсы, созданные людьми для производства товаров и услуг. В более узком смысле это вложенный в дело, работающий источник дохода в виде средств производства (физический капитал). Принято различать основной капитал, представляющий часть капитальных средств, участвующую в производстве в течение многих циклов, и оборотный капитал, участвующий и полностью расходуемый в течение одного цикла. Под денежным капиталом понимают денежные средства, с помощью которых приобретается физический капитал. Термин «капитал», понимаемый как капитальные вложения материальных и денежных средств в экономику, в производство, именуют также капиталовложениями или инвестициями (определение приводится по «Современному экономическому словарю»).
Идеи о человеческом капитале впервые были озвучены еще в XVII— XVIII вв., а основные положения его современной теории высказали Т. Шульц в статьях «Формирование капитала образования» (1960 г.) и «Инвестиции в человеческий капитал» (1961 г.) и Г. Беккер в книге «Человеческий капитал: теоретический и эмпирический анализ» (1964 г.).
В основе концепции человеческого капитала лежит экономический подход к человеку как к индивиду, рационализирующему и оптимизирующему свое поведение, исходя из принципа экономической целесообразности (максимум выгоды). Такой капитал увеличивает свою ценность по мере использования путем накопления значимой информации, и его доходность растет по мере накопления. Считается, что он подвержен моральному износу и имеет ограниченный срок существования.
Человеческий капитал представляет собой совокупность имеющихся у людей профессиональных способностей, навыков, знаний и мотиваций. То есть это прежде всего интеллектуальный капитал. Он индивидуален, является личной собственностью человека, обеспечивает обладателю получение более высокого дохода и благ в будущем (на уровне индивида — заработной платы), связан с нравственными устоями, готовностью обучаться. Измерить его с той же точностью, что и материальные ресурсы, невозможно.
Человеческий капитал характеризуют: численность и структура работников, уровень образования (интеллектуальная составляющая), профессиональная подготовка, навыки, опыт, обладание экономически значимой информацией, духовное и телесное здоровье его носителей, обеспечивающие их нормальную трудоспособность, производственная и социальная активность, культурно-личностная ориентация, гражданская ответственность.
В. Р. Веснин выделяет две основные разновидности человеческого капитала:
- общий (перемещаемый), представляющий собой совокупность теоретических или достаточно универсальных знаний и навыков, применимых в любой организации;
- специальный (неперемещаемый) в виде знаний и навыков, имеющих значение только для данной организации (знание особенностей рабочего места, специфики предприятия, неформальные связи, культура общения, доверие, солидарность).
Традиционно речь идет о человеческом капитале организации, образующемся в результате применения человеческих ресурсов и получения прибыли на внешнем рынке. Развивая человеческие ресурсы, организация создает потенциальные возможности, которые могут быть использованы или могут оказаться невостребованными. Поэтому задача организации заключается в управлении человеческими ресурсами и превращении их в человеческий капитал.
Человеческий капитал как капитал человека — сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком запас знаний, умений, навыков, мотиваций, способностей и здоровья, который содействует росту производительности труда и доходов данного человека. Инвестиции в человеческий капитал включают в себя в основном расходы на образование (общее и специальное, формальное и неформальное), здравоохранение (профилактика заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание, улучшение жилищных условий) и формирование у работника необходимых ценностных и этических норм (например, лояльность своей компании). Поскольку эти расходы будут многократно компенсированы доходами, их следует признать производительными, а не потребительскими.
Человеческий капитал как капитал организации — рабочая сила и человеческий ресурс, использование которого приносит дополнительную прибыль организации.
Значение человеческого капитала весьма наглядно проявляется в ситуации подъема промышленного производства, когда все чаще требуются не просто хорошо образованные специалисты, а зрелые, психологически устойчивые работники, обладающие конкретными знаниями и опытом, использование которых приносит организации непосредственную прибыль.
Об этом дальновидно писал Питер Друкер: «Организация, которая первой преуспеет в привлечении и удержании специалистов, перешагнувших традиционный пенсионный возраст, и которая сумеет добиться от них максимальной производительности, получит невероятное конкурентное преимущество. Так или иначе, сегодня стратегия любой организацп и должна базироваться на целом ряде новых представлений: в частности, что через 20-30 лет большой, и к тому же постоянно увеличивающийся объем работ — включая исполнение жизненно важных для организации функций — будет выполняться сотрудниками, возраст которых превысит традиционный пенсионный; что эти сотрудники не будут ни "начальниками", ни "подчиненными" — просто не будут иметь никакого ранга; что эти сотрудники, прежде всего, вообще не будут "работниками" в привычном смысле этого слова и не будут работать полный рабочий день, как обычные служащие, которые ежедневно ходят на работу».
Эти высказывания уже подтверждаются на практике.
Электроэнергетика далеко не единственная отрасль, где испытывают потребность в старых кадрах. В российском представительстве нефтяной компании Royal Dutch Shell из нескольких десятков открытых вакансий буровых инженеров удалось подобрать лишь 15 человек с достаточным опытом работы, говорит Андрей Чепурнов, руководитель группы по привлечению и подбору персонала российского отделения Royal Dutch Shell. «Если человек после окончания вуза сразу идет на буровую, то самое быстрое, когда он сможет стать инженером высокого уровня, — 12 лет», — отмечает он. Люди старшего поколения требуются и в компании Xerox Eurasia. «Кандидаты на позиции консультанта учебного центра, технического специалиста по продуктам, финансового специалиста должны обладать большим опытом работы и обширными знаниями», — говорит Людмила Аркадьева, менеджер но обучению, развитию и мотивации персонала Xerox Eurasia.
«Из 27 штатных юристов нашей компании четверо — люди старшего поколения. И мы ими очень дорожим, — отмечает Павел Тимохин, замдиректора юридической компании "Яковлев и партнеры". — У каждого из них огромный опыт работы в юриспруденции, они намного более лояльны компании и тщательны в работе, чем многие их более молодые коллеги. Кроме того, они гораздо лучше ориентируются в законодательстве».
В иных ситуациях капиталом становятся другие человеческие ресурсы, что наглядно показал период перестройки в нашей стране.
Возможно ли превратить индивидуальный человеческий ресурс в индивидуальный человеческий капитал в организации? Использование человеческих ресурсов в качестве капитала и внутренние рыночные отношения приводят к тому, что каждый работник хотел бы выгодно продать свой ресурс. Если это не получается, возможно увольнение по собственному желанию. Но это рынок продавца или покупателя?
Покупатель может распорядиться человеческим ресурсом по своему усмотрению:
- использовать до предела полезности в рамках жизненного цикла товара;
- сохранять и поддерживать человеческий ресурс для продления жизненного цикла товара;
- создать новый жизненный цикл товара;
- найти новое применение.
Во всех случаях существует риск того, что затраты на обслуживание капитала превысят прибыль от его использования.
Во внерыночных отношениях типа «организация для человека» человеческий ресурс не является капиталом.
Таким образом, можно констатировать, что человек — не ресурс организации, ресурс — неиспользованные или специально развитые (развиваемые) возможности человека. Задача управления человеческими ресурсами заключается в превращении их в капитал.
Для разного типа организаций чаще всего требуется не единичный ресурс, не сумма, а системный человеческий ресурс организации. Этот ресурс необходим для возможности стратегического развития.
Мода на управление человеческими ресурсами, на управление человеческим капиталом, по меньшей мере, не полезна. Все теории работают только тогда, когда организация вкладывает средства в развитие персонала и человеческих ресурсов. Чем выше эти затраты, тем бблыние усилия нужно приложить для превращения ресурсов в капитал. А в условиях реализации концепции стратегического развития планируемый результат отложен во времени и сопряжен с риском неосуществления.
Управление человеческими ресурсами в рамках философии стратегического управления органично дополняет управление персоналом. Основную идею данной философии сформулировал Питер Друкер: стратегическое управление имеет дело нес будущими решениями, а с будущим настоящих решений.
Особенности стратегического управления Питер Друкер связывал с реалиями современности, которые сводятся:
- к резкому снижению рождаемости в развитых странах;
- изменениям в распределении располагаемого дохода;
- изменениям в определении эффективности;
- глобализации конкуренции;
- растущему несоответствию между экономической глобализацией и политической разобщенностью.
Следует иметь в виду, что далеко не все организации ориентированы на стратегическое развитие.
Вопросы по теме лекции:
1. Приведите пояснение основным терминам, применяемым при анализе внешнего и внутреннего рынка труда.
2. Приведите пояснение основным терминам, применяемым при анализе кадров, персонала и человеческого ресурса.
3. Тождественны ли понятия управление человеческим ресурсом и управление трудовыми кадрами?