Национальные инновационные системы

ЛЕКЦИЯ ГАЛЯУТДИНОВА И.И. № 1. (КОНСПЕКТ)

Дисциплина « Национальные инновационные системы»

В современном мире инновации приобретают все большее значение для повышения конкурентоспособности и устойчивого роста национальных экономик. Страны, которые осуществляют свою политику в направлении развития экономики знаний, демонстрируют свою эффективность и высокие темпы экономического развития.

Формирование государственной политики, способной обеспечить инновационное развитие национальной экономики, является одним из наиболее сложных, но важных вызовов для России сегодня. Если традиционная для России научно-техническая политика ориентируется на создание нового знания, и в значительно меньшей степени на его практическое использование, то инновационная политика предполагает более целостный подход и фокусируется как на создании, так и практическом использовании знаний.

Сложность выработки и осуществления инновационной политики объясняется не только потребностью в качественных изменениях в общественном сознании, но и необходимостью вовлечения большого числа общественных и экономических институтов для интеграции возможностей науки, бизнеса и образования.

Опыт стран-лидеров инновационного развития свидетельствует о том, что задача выработки взвешенной и эффективной инновационной политики не может быть решена без ясного понимания целей, задач, функций, слабых и сильных сторон национальной инновационной системы (НИС).

 Используемые сокращения и аббревиатуры

ВВП Валовой внутренний продукт

ВУЗ Высшее учебное заведение

ГИИ Государственные исследовательские организации

ГНЦ Государственный научный центр

ЕС Европейский союз

МИП Малое инновационное предприятие

МСП Малые и средние предприятия

НИОКР Научные исследования и опытноконструкторские разработки

НИС Национальная инновационная система

НТ Наука и технология

НТИ Наука, технологии и инновации

ОПОРА Союз предпринимательских организаций «ОПОРА» России

ОЭСР Организация экономического сотрудничества и развития

ТПП Торговопромышленная палата

РАН Российская Академия наук

РГНФ Российский гуманитарный научный фонд

Росатом Федеральное агентство по атомной энергии

Роскосмос Российское космическое агентство

РР Российский рубль

РСПП Российский союз промышленников и предпринимателей

РФТР Российский фонд технологического развития

РФФИ Российский фонд фундаментальных исследований

ФАНИ Федеральное агентство по науке и инновациям

ФФПМИП Федеральный фонд поддержки малых инновационных предприятий

ЦИТ Центр инноваций и технологий

ЦТТ Центр трансфера технологий

TACIS Техническая помощь Содружеству независимых государств

Стартап (start up), спин офф/спин аут (spin off/spin out), спин ин (spin in) компании – новые, как правило, малые инновационные, наукоемкие, высокотехнологичные предприятия, образованные на основе использования результатов научных исследований и разработок.

 

1. Основные элементы инновационной системы России: их роль, функции и взаимодействие

Существуют шесть групп элементов/стейкхолдеров, действующих в рамках российской инновационной системы: (1) бизнес сектор; (2) правительство; (3) научно-исследовательский сектор; (4) организации по трансферу технологий и другие посредники; (5) организованное гражданское общество; (6) зарубежные партнеры по инновационной деятельности.

 

1.1.1. Основные элементы российской инновационной системы

Российский бизнес-сектор характеризуется низкой степенью его прямого участия в научных исследованиях и разработках. Существует ряд факторов, определяющих данную ситуацию: (1) структурный уклон экономики в сторону низкотехнологичных отраслей добывающей промышленности (т.е. нефтегазовой и горнодобывающей), (2) почти полное отсутствие высокотехнологичных отраслей промышленности, производящих товары массового потребления; (3) государственный контроль над основными технологически сложными отраслями, (предприятия аэрокосмического комплекса, атомной энергетики и оборонного сектора); (4) ограниченное число малых инновационных компаний и высокотехнологичных стартапов.

Правительственный сектор в сфере науки, технологии и инноваций состоит из следующих организаций:

(а) определяющие политику и координирующие организации, министерства и ведомства, среди которых: Президентский Совет по науке и высоким технологиям, Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Российская Академия наук и Российское космическое агентство (два последних являются крупными реализующими политику агентствами, контролирующими основную часть бюджета, выделяемого на гражданские научные исследования и разработки);

(б) финансирующие агентства: большая часть средств государственного финансирования сферы науки, технологий и инноваций (НТИ) направляется напрямую организациям сферы НТИ в форме целевых перечислений; сравнительно небольшая часть средств распределяется на конкурсной основе через такие агентства, как Российский фонд фундаментальных исследований, Российский фонд гуманитарных исследований и Федеральный фонд поддержки малых инновационных предприятий;

(в) важные регулирующие агентства, такие как: Федеральная служба интеллектуальной собственности по патентам и товарным знакам (Роспатент), Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии и Федеральная антимонопольная служба России.

В целом, система регулирования в этих трех областях находится на современном уровне, тем не менее, суть проблемы обычно заключается именно в усилении инновационного характера регулирующих функций.

Научно-исследовательский сектор России в 2004 году включал организации, в которых работало около 839338 сотрудников (всех уровней). Большая часть этих организаций – институты отраслевой науки, в том числе оборонного характера. Российская Академия наук является самой крупной и наиболее известной в стране научно-исследовательской организацией и включает 452 НИИ. Кроме того, имеется несколько отраслевых академий наук, однако только две из них активно заняты.

Основные элементы инновационной системы России в научных исследованиях и разработках, а именно: (а) Российская академия медицинских наук (67 институтов); (б) Российская академия сельского хозяйства (297 институтов). Обязанностью этих академий является проведение фундаментальных исследований, но они также проводят и ряд прикладных исследований.

Относительно небольшой является роль российских университетов в научных исследованиях и разработках. Менее 40 % учреждений высшего образования в России фактически вовлечены в научные исследования и разработки. Финансирование научно-исследовательской деятельности в университетах осуществляется, прежде всего, на конкурсной основе и в рамках контрактных исследований с правительством и промышленным сектором.

Кроме академий и университетов существует значительный научно-исследовательский потенциал в промышленности (в основном прикладные исследования), относящийся к различным министерствам и федеральным агентствам. Эти институты представляют собой преимущественно наследие советского времени, когда каждое отраслевое министерство имело собственные научно-исследовательские комплексы.

В 90е годы многие из этих комплексов были приватизированы или закрыты, а лучшие и крупнейшие отраслевые научно-исследовательские центры получили статус государственных научных центров, имеющих право получения федеральной поддержки. В настоящее время функционирует 61 центр. Кроме того, растет число российских компаний, использующих собственные исследовательские мощности, многие из которых были образованы в результате приватизации отраслевых институтов.

Одним из наиболее критических «узких» мест российской инновационной системы является связь между исследованиями, проводимыми государственными институтами и частными компаниями. Существует ряд структур, призванных заполнить эту нишу, таких как технопарки (появившиеся в конце 80х годов), центры по коммерциализации инноваций (появились в 1996 г.) и центры по трансферу технологий (появились в 2003 г.). Несмотря на принимаемые усилия, в России еще не преодолен разрыв между государственным и частным секторами исследований и разработок.

Существует несколько общественных организаций, пробующих активно влиять на развитие инноваций в России. Две наиболее известные из них – Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) и Союз предпринимателей России (ОПОРА). Первый из них представляет в основном крупные компании, а второй малый и средний бизнес. Обе организации ведут диалог с правительством по ряду проблем в сфере развития НТИ.

Зарубежные партнеры по инновационной деятельности ведут деятельность во всех сегментах НИС России. Функционируют совместные предприятия, партнерства в рамках контрактных исследований и совместные научно-исследовательские проекты. Растет число западных компаний, заключающих контракты с российскими НИИ на проведение коммерческих исследований. Российские исследовательские организации проявляют активность в мобилизации зарубежной поддержки и проведении контрактных исследований. Свои программы реализуют десятки американских и европейских правительственных и неправительственных фондов и организаций, поддерживая некоммерческую научно=исследовательскую деятельность в России. Средства иностранных партнеров составляют менее 10 % всех расходов Российской Федерации на научные исследования и разработки.

1.1.2. Ключевые функции российской инновационной системы

К числу ключевых функций, которые должна выполнять российская инновационная система, относятся следующие:

1) Формулирование инновационной политики как руководства для всех элементов инновационной системы в части их роли и функций в рамках системы, а также направлений развития (т.е. целей, которые необходимо достигнуть).

2) Обеспечение нормативно-законодательной базы: учитывая многочисленность участников инновационной системы и зачастую противоречивость их интересов, необходим набор нормативных актов и законов (в сфере прав на интеллектуальную собственность, честной конкуренции, технических стандартов, здравоохранения и экологии, и т.д.), которые создают прозрачную и справедливую площадку для деятельности всех участников системы.

3) Идентификация и выбор приоритетов в области инноваций и научных исследований и разработок: новые знания и технологии, создаваемые в рамках НИС, должны использоваться и приносить экономическую выгоду или оказывать социальное воздействие (например, медицинские исследования).

Следовательно, важная функция инновационной системы состоит в определении и выборе инновационных приоритетов и приоритетов научных исследований, обладающих самым высоким экономическим или социальным воздействием.

4) Мобилизация и размещение ресурсов: наличие ресурсов для финансирования инновационной деятельности обычно ограничено, поэтому они должны быть соответствующим образом мобилизованы и распределены. Существуют разные способы эффективного использования бюджетных ресурсов, а так же разнообразные формы финансирования науки и инноваций предпринимательским сектором.

5) Осуществление научно-исследовательской деятельности: зачастую эту функцию называют «сердцем» инновационной системы, поскольку она обеспечивает функционирование научных и инновационных организаций, определяет масштабы и эффективность результатов.

6) Создание человеческого капитала: Инвестиции в человеческий и физический капитал представляют собой долгосрочные стратегические решения, которые однажды приняв к исполнению, нельзя с легкостью отменить. Кроме того, ни один из участников системы самостоятельно не в силах решить данную проблему.

7) Предоставление стимулов для развития инноваций: Правительство может проводить политику стимулирования в форме финансовых стимулов (налоговые каникулы, субсидии и т.д.), а также в виде нематериального поощрения (престиж и признание).

8) Поддержка развития новых (высокотехнологичных) отраслей промышленности и сферы услуг: инновационная активность и наукоемкость экономики в значительной степени определяется ее структурой. Следовательно, структурные реформы, нацеленные на повышение доли новых отраслей, играют важную роль в создании более инновационной и наукоемкой экономики.

 

1.1.3. Оценка осуществления функций разными участниками российской инновационной системы

 

Существует недостаток координации в части формулирования и реализации инновационной политики. Особенно это касается проблем взаимодействия между государственным и частным секторами НИС. Кроме того, все еще сильна идея исключительно государственного управления инновационной деятельностью. В то же самое время слабо развита координация действий различных министерств или разных уровней правительства. В результате можно констатировать отсутствие национальной инновационной политики.

В нормативно-законодательной структуре инновационной системы сформированы наиболее значимые элементы (такие, как право на интеллектуальную собственность и меры антимонопольного характера). Их воздействие, однако, является слабым – по причине слабой практической реализации. Одной из нормативных проблем, выделяемых отдельно, является проблема прав собственности на результаты исследований, финансируемых государством. Эта нерешенная проблема сдерживает коммерциализацию результатов государственных научных исследований и разработок. Другой проблемой, которая сталкивается со многими юридическими препятствиями, является государственно-частное партнерство в сфере инноваций.

Существует много проблем при распределении ресурсов на исследования внутри российского научно-исследовательского сектора. Ресурсы размещаются в основном по принципу установившихся связей (что принимается как статус-кво), и в меньшей степени – на основе качества и востребованности предложений на проведение исследований. Процедура определения приоритетов исследований в целом развита слабо и находится скорее под контролем исследователей, нежели потребителей знаний и технологий. Перевод исследований в сторону большей ориентации на потребности бизнес сектора и общества в целом требует существенного реформирования процессов принятия решения в государственном секторе исследований и усиления конкуренции в этой сфере.

Российские компании инвестируют в научные исследования и разработки значительно меньше капитала, чем западные. Частично это имеет исторические корни – в централизованно управляемой экономике проведение исследований также централизованно организовывалось государством. Кроме того, после распада централизованной системы управления экономикой большинство компаний боролось за выживание, стараясь приспособиться к новым обстоятельствам. Инвестирование в собственный научно-исследовательский потенциал находилось в ряду низкоприоритетных задач. В последние годы наблюдается рост инвестиций российских компаний в НИОКР, несмотря на незначительную государственную поддержку и стимулирование затрат на НИОКР, таких как налоговые вычеты или софинансирование инновационных проектов.

Россия по прежнему имеет большую сеть НИИ, однако ее структура и функции основных секторов нуждаются в реформе. На этом пути государственным отраслевым институтам необходимо уделять более серьезное внимание, поскольку сегодня их статус недостаточно определен. Кроме того, необходимо создать эффективно работающие механизмы по контролю над качеством исследований, поддерживающие заинтересованность НИИ в высоких результатах, таких как оценка выполнения, оценка воздействия и анализ эффективности. Другим «узким» местом конечной стадии инновационного процесса – применения инноваций – является ограниченный потенциал и опыт малых и средних предприятий (МСП) в использовании инноваций.

Из за серьезного сокращения бюджета в 90е годы произошел драматический упадок человеческого и физического капитала, используемого в рамках российской инновационной системы. Научное оборудование и здания не содержатся в состоянии, соответствующем современным требованиям, очень мало молодых ученых, растет средний возраст научных сотрудников. Одной из проблем непривлекательности науки для молодых ученых является низкая, по сравнению с другими профессиями, зарплата. Она серьезно подрывает мотивацию высокопрофессиональных кадров. Необходимо значительно поднять зарплату, чтобы повысить моральный статус и приверженность ученых работе и остановить дальнейшее массовое бегство научного таланта.

1.1.4. Основные рекомендации по улучшению ключевых функций российской инновационной системы

Для стимулирования более тесного сотрудничества и координации между элементами инновационной системы рекомендуются следующие действия:

• разработать и поддерживать современное, разделяемое всеми инновационное видение;

• мобилизовать активное участие бизнессектора;

• активизировать трансфер знаний и коммерциализацию;

• обеспечить более эффективную координацию государственных действий в сфере инноваций;

• ввести более строгие процедуры мониторинга и оценки.

В целях обеспечения более благоприятной нормативнозаконодательной структуры для инновационной деятельности рекомендуются следующие действия:

• более строго соблюдать права на интеллектуальную собственность;

• предоставить НИИ право на интеллектуальную собственность на результаты гражданских исследований, полученных за счет государственного финансирования;

• ввести простые и понятные нормы и законы для государственно-частного партнерства в инновационной сфере;

• пресекать нечестные методы конкуренции и стимулировать конкуренцию;

• уменьшить бремя государственной бюрократии в отношении бизнессектора.

В целях улучшения идентификации и отбора приоритетов научных исследований и разработок в сфере инноваций рекомендуются следующие действия:

• улучшить внутренние процедуры по постановке приоритетов исследований внутри государственных НИИ, университетов и организаций конкурсного финансирования;

• размещать на конкурсной основе все большую часть государственных средств на науку и исследования из бюджета на развитие инноваций.

В целях усиления мобилизации и распределения ресурсов внутри инновационной системы рекомендуются следующие действия:

• наращивать объемы государственных и частных расходов на НИОКР и создание инноваций;

• более широко использовать конкурсный подход при распределении ресурсовна создание инноваций и научные исследования;

• стимулировать более активное применение софинансирования прикладных исследований в государственных НИИ и университетах со стороны бизнес сектора и некоммерческих организаций;

• остановить снижение коллективного, внебюджетного финансирования отраслевых НИОКР;

• активизировать и децентрализовать процедуру предоставления венчурного капитала для новых компаний (стартапов).

В целях повышения эффективности НИОКР и инновационной деятельности предлагаются следующие действия:

• реформировать и упростить государственный сектор исследований с целью придания ему большей динамичности и чувствительности по отношению к потребностям в инновациях;

• предоставить государственным НИИ и университетам юридический статус, в большей степени соответствующий их потребностям;

• ввести систему оценки эффективности выполнения исследований;

• стимулировать развитие международного научного и технологического сотрудничества;

• увеличить инновационный потенциал малого и среднего бизнеса.

В целях повышения кадрового потенциала и развития материального капитала инновационной деятельности предлагаются следующие действия:

• снизить средний возраст и привлечь новые кадры в ряды российских ученых;

• повысить мобильность и обновляемость штата научных сотрудников;

• увеличить число студентов, обучающихся курсу делового управления;

• обновить и расширить инновационную инфраструктуру в новых приоритетных направлениях исследований;

• более активно использовать кластерный подход в создании инноваций и в производственной деятельности.

В целях стимулирования более активного развития инновационной деятельности рекомендуются следующие стимулирующие подходы:

• усилить мотивацию исследователей путем увеличения их зарплаты и улучшения перспектив карьеры;

• оказывать поддержку инвестированию бизнессектора в НИОКР путем предоставления налоговых стимулов;

• уменьшить затраты на исследования путем освобождения исследовательской деятельности от налогообложения;

• стимулировать внедрение более эффективных и более экологичных производственных мощностей путем предоставления налоговых льгот;

• повысить доступность «посевного» и венчурного капитала для новых компаний (стартапов);

• предоставить российским исследователям лучшие возможности доступа к современным глобальным знаниям;

• улучшить общественное понимание значимости инновационной деятельности.

В целях поддержки развития новых (высокотехнологичных) отраслей промышленности и сферы услуг рекомендуются следующие меры:

• увеличить количество создаваемых новых высокотехнологичных компаний и повысить их выживаемость посредством: (а) развития бизнескультуры и культуры управления бизнесриском; (б) упрощения и сокращения бюрократических процедур для новых компаний (стартапов); (в) расширения сети бизнесинкубаторов и других услуг по поддержке высокотехнологичных компаний; (г) повышения доступности «посевного» и венчурного капитала; (д) улучшения доступа к высококачественной маркетинговой информации для новых компаний;

• стимулировать проведение закупок отечественной высокотехнологичной продукции через систему государственных закупок;

• стимулировать экспорт высокотехнологичной продукции путем введения низких ставок налога на экспорт и продвижения российской высокотехнологичной продукции за рубежом;

• использовать влияние государства в государственных предприятиях и организациях в целях стимулирования инновационной деятельности.

 Вопросы по материалам лекции:

1. Опишите основные элементы российской инновационной системы.

2. Опишите ключевые функции российской инновационной системы.

3. Опишите оценку осуществления функций разными участниками российской инновационной системы.

4. Приведите основные рекомендации по улучшению ключевых функций российской инновационной системы.

Главная

О фирме

Статьи из газеты "ИЛИГА"

Лекции Галяутдинова

Аренда помещений

Вакансии

Контакты