Инновационный менеджмент

Дисциплина «Инновационный менеджмент»

По материалам:  Абрамешин А.Е., Воронина Т.П., Молчанова О.П., Тихонова Е.А., Шленов Ю.В. Инновационный Менеджмент. Учебник для вузов. Под редакцией д-ра экон. наук, проф. О.П. Молчановой

Лекция № 11

 

Управление инновациями в сфере образования

 

Рассмотрение и анализ проблем управления инновациями в сфере образования имеет первостепенное значение как на макроэкономическом и отраслевом уровнях, так и на уровне отдельной организации.

Действительно, сфера образования представляет собой одну из наиболее инновационных отраслей, во многом определяющих эффективность инновационной деятельности в других отраслях, создание инновационного климата и конкурентоспособность экономики в целом. Другими словами, характер, скорость и эффективность инновационных процессов в различных отраслях экономики и сферах деятельности существенно зависит от характера и эффективности инновационной деятельности в сфере образования.

Кроме того, поскольку ключевым ресурсом отдельного предприятия, осуществляющего инновационную деятельность, являются знания, опыт и навыки его персонала, постольку и на уровне организации сфера образования играет решающую роль в ходе инновационных процессов. То, насколько своевременно и эффективно проводится обучение, переобучение и повышение квалификации персонала во многом определяет конкурентоспособность и эффективность инновационного предприятия.

В ходе осуществления и распространения инноваций в сфере образования формируется и развивается новая, современная образовательная система - глобальная система открытого, гибкого, индивидуализированного, созидающего знания, непрерывного образования человека в течение всей его жизни. Эта система представляет собой единство:

- производственных инноваций в сфере образования, а именно новых технологий (технологических инноваций), новых методов и приемов преподавания и обучения (педагогических инноваций);

- управленческих инноваций, включая новые экономические механизмы в сфере образования (экономические инновации) и новые организационные структуры и институциональные формы в области образования (организационные инновации).

В основе развития новой образовательной системы лежат современные информационные, компьютерные и телекоммуникационные технологии, их применение с целью обучения, или технологические инновации. Важной особенностью инновационного менеджмента образования является то, что применение этих технологий сопровождается радикальными изменениями в педагогических методах и приемах, в организации труда преподавателей и обучающихся, в экономических механизмах, и даже в теории и методологии современного образования. На сегодняшний день арсенал технологических средств современного образования достаточно многообразен, и при этом он расширяется чрезвычайно быстро.

В качестве основных типов технологий, которые активно внедряются в образовательные процессы и использование которых с целью обучения быстро расширяется, можно выделить Интернет-технологии, технологию электронной почты, компьютерные обучающие программы, Web-технологии и другие.

Технология электронной почты все шире используется для поддержания учебных взаимодействий как между преподавателем и обучающимся, так и между самими обучающимися. Различаются модерируемые и немодерируемые, открытые и закрытые почтовые конференции. Причем к закрытым компьютерным конференциям (т.е. конференциям, участие в которых не является общедоступным) относятся не только платные, но и бесплатные конференции, предназначенные для специалистов определенного профиля или уровня.

Однако необходимо отметить, что в большинстве учебных почтовых конференций целесообразно управлять и координировать дискуссии, т.е. большинство из них модерируемые. Эффективность применения данной технологии в учебном процессе во многом определяется квалификацией модератора (специалиста, ведущего учебную конференцию), его умением управлять дискуссией так, чтобы цели учебного курса достигались в наибольшей степени.

Активно внедряется в учебные процессы и такая технология, как компьютерные обучающие программы, в том числе гипертекстовые, мультимедиа, интеллектуальные и другие. Компьютерные обучающие программы обычно предоставляют возможность обучения в двух основных режимах (см. таблицу 5).

Таблица 5.

Основные режимы и цели применения компьютерных обучающих программ

Основные режимы

Цели использования при инновационном применении

Информационно-справочный

Расширение и упрощение доступа к учебному материалу Удобная и наглядная структуризация материала Легкость навигации по учебному материалу

Контрольно-обучающий

Самотестирование Предварительное или промежуточное тестирование

 

Использование специально разработанных инструментальных средств существенно облегчает процесс создания компьютерных обучающих программ. С их помощью даже преподаватели менеджмента, психологии, социологии и других дисциплин, далеких от компьютерных технологий, могут легко создавать обучающие программы.

В настоящее время стало возможным говорить о том, что использование Web-технологий для разработки и доставки учебных курсов ведет к развитию новой модели, новой парадигмы обучения. Инновационные учебные курсы разрабатываются на базе Web страниц и метафоры карты информационного учебного пространства.

Как известно, Web-технология или WWW (World-Wide Web) – это мультимедиа-гипертекстовая система документов, связанных электронными ссылками. Сейчас Web является самой популярной системой Интернет, во многом вытесняющей такие Интернет-системы, как Gopher, WAIS и др. На базе Web технологий возможно осуществление конференцсвязи для доставки дистанционных курсов. WWW позволяет реализовать интерактивный процесс обучения.

К основным типам Web-технологий, применяемых в инновационном обучении, можно отнести следующие:

- Интегрированные обучающие пакеты (ИОП) для разработки и доставки инновационных курсов на базе Web технологии. Среди популярных ИОП можно отметить такие, как пакет WebCT (предназначен для построения карт обучающих курсов, для совместного использования информационных ресурсов, проведения конференций, тестирования и оценивания), пакет Interactive Learning Network (предлагает инструментальные средства оценивания обучения, создания базы данных успеваемости, интерактивного ассистирования, дискуссий в реальном времени, группового дистанционного обучения), пакет The Internet Classroom Assistant нацелен на проведение обучающих конференций, совместное использование информационных ресурсов и связей в различных учебных средах) и другие.

- Асинхронные компьютерные конференции. В настоящее время активно разрабатываются инструментальные средства на базе Web технологий для проведения асинхронных компьютерных учебных конференций, такие как W3 Interactive Talk (WIT), WebBoard, Big Mouth Lion, NetForms, NetForum и другие. Эти инструментальные средства позволяют осуществлять сортировку и архивирование посланий, удаленное управление дискуссией, структурирование форума и организацию дискуссий по подтемам (threaded discussion), многоуровневую иерархию посланий, строить дерево посланий.

- Синхронные учебные конференции. Инструментальные средства для проведения синхронных компьютерных конференций на базе Web технологий (Chatware), такие как ConferenceRoom, HoneyCom, PowWow, PeopleLink и другие, позволяют организовать интерактивное обучение на основе синхронных взаимодействий обучающихся, т.е. использовать в учебном процессе системы интерактивного диалога в реальном времени.

- Дистанционная совместная групповая работа. В последнее время особую актуальность имеет применение специального программного обеспечения - «группвера» («groupware») – для организации дистанционной совместной групповой работы обучающихся. Использование таких стандартных возможностей систем группвера, как хранение информации, управление и поиск в базах данных, позволяет разрабатывать совместные проекты в ходе инновационного обучения. Среди популярных инструментальных средств на базе Web технологий для дистанционного группового обучения можно отметить такие, как SuperTCPSuite (совместная работа над документом, поиск и управление информацией, дискуссионные группы), TeamWARE Office (составление учебных графиков, дискуссии, хранение и поиск документов), TEAMate (сотрудничество в разработке и использовании документа, система управления процессом решения групповой задачи), WebShare (дискуссии, поиск и хранение информации, составление учебных графиков) и другие.

Быстрое развитие технологических инноваций в сфере образования превращает проблему выбора технологий для осуществления учебного процесса в одну из ключевых проблем инновационного менеджмента в сфере образования. В качестве основных принципов эффективного выбора и использования технологий в инновационном учебном процессе можно выделить следующие положения:

- В учебном процессе важна не информационная технология сама по себе, а то, насколько ее использование служит достижению собственно образовательных целей.

- Более дорогостоящие и наиболее современные технологии не обязательно обеспечивают наилучший образовательный результат. Наоборот, часто наиболее эффективными оказываются достаточно привычные и недорогие технологии.

- При выборе технологий необходимо учитывать наибольшее соответствие некоторых технологий характерным чертам обучаемых, специфическим особенностям конкретных предметных областей, преобладающим типам учебных заданий и упражнений.

- Наиболее эффективным при выборе технологий является мультимедиа подход, при котором необходимо стремиться к взаимодополнению различных технологий, синергетическому эффекту их взаимодействия.

Технологические инновации приводят к существенному расширению множества педагогических методов и приемов, к педагогическим инновациям, которые существенно влияют на характер преподавательской деятельности.

Всю совокупность методов преподавания и обучения на базе современных компьютерных и телекоммуникационных технологий условно можно разбить на четыре основные группы по типу коммуникации между обучаемыми и преподавателем:

4 Методы самообучения. Если в традиционной образовательной системе самообучение происходило путем чтения книг, то новые технологии привели к развитию множества таких методов, при которых обучаемый взаимодействует с образовательными ресурсами при минимальном участии преподавателя и других обучаемых. Для самообучения на базе современных технологий характерен мультимедиа подход, при котором образовательные ресурсы разрабатываются на базе множества разнообразных средств.

Таблица 6.

Развитие методов самообучения

Традиционное образование

Инновационное образование

Печатные материалы

Печатные материалы

Аудио- и видео материалы

Компьютерные обучающие программы

Электронные журналы

Интерактивные базы данных

Другие учебные материалы, доставляемые по компьютерным сетям

 

  • Педагогические методы индивидуализированного преподавания и обучения, для которых характерны взаимоотношения одного обучаемого с преподавателем или с другим обучаемым, развиваются в современном образовании не только на основе очного учебного взаимодействия, но и посредством таких технологий, как телефон, голосовая почта, электронная почта. Особенно важным является развитие теленаставничества, опосредованного компьютерными сетями.
  • Преподавание, в основе которого лежит представление преподавателем учебного материала обучаемым (лекции). В традиционной образовательной системе обучаемые не играют активной роли при таком учебном взаимодействии. На базе же инновационных технологий оно получает новое развитие. Так, лекции, записанные на аудио- или видео-кассеты, читаемые по радио или телевидению, дополняются в инновационном образовательном процессе так называемыми “элекциями” (электронными лекциями), т.е. лекционным материалом, распространяемым по компьютерным сетям.
  • Педагогические методы, для которых характерно активное взаимодействие между всеми участниками учебного процесса. Значение этих методов и интенсивность их использования существенно возрастает с развитием обучающих телекоммуникационных технологий. Интерактивные взаимодействия между самими обучающимися, а не только между преподавателем и обучающимися, становятся важным источником получения знаний. Развитие этих методов связано с проведением учебных коллективных дискуссий и конференций. Технологии аудио-, аудиографических и видеоконференций позволяют активно развивать такие методы в инновационном образовании. Особую роль в учебном процессе играют компьютерные конференции, которые позволяют всем участникам дискуссии обмениваться письменными сообщениями как в синхронном, так и в асинхронном режиме, что имеет большую дидактическую ценность. Компьютерно-опосредованные коммуникации позволяют активнее использовать такие методы обучения, как дебаты, моделирование, ролевые игры, дискуссионные группы, мозговые атаки, метод Дельфи, метод номинальной группы, форумы, проектные группы и другие.

Быстрое инновационное развитие технологической и педагогической составляющих учебного процесса приводит к формированию новой образовательной среды. В качестве основных тенденций развития современной образовательной среды можно выделить следующие:

  • Развитие содержания обучения в результате того, что новые информационные технологии предоставляют средства для:

- организации и структурирования содержания образования,

- связи элементов содержания образования,

- использования различных видов информации,

- модульности и доступа к фрагментам содержания,

- представления курса как совокупности уроков (тем),

- разработки урока как системы образовательных действий,

- представления образовательного действия как совокупности простых действий,

- разработки последовательности изучения материала,

- адаптации содержания учебного материала к особенностям обучаемых,

- развития содержания образования на разных уровнях: авторов курсов, преподавателей, методистов, учеников,

- ориентации в материале,

- использования профессиональных дискуссий в учебных целях и ряд других.

  • Развитие интерактивности образовательной среды, основными путями которого являются:

- Развитие методов информационного ресурса на базе технологий гипертекста, гипермедиа, мультимедиа и др.

Исследования методов обучения, используемых в реальной педагогической практике, показывают, что преподаватели часто не столько наставляют и контролируют обучаемых, сколько стараются сориентировать их в море информации, помогают им анализировать и синтезировать учебный материал. Для этих аспектов обучения, связанных с представлением, хранением и поиском информации, новые технологии сегодня предоставляют современную основу. Метод информационного ресурса предполагает сбор, хранение и организацию огромной текстовой, графической, звуковой, видеоинформации. Преподаватели, разработчики обучающих программ на основе этого метода с помощью современных компьютерных технологий устанавливают различные связи между разными фрагментами информации. Разработка этой структуры связей является основой применения метода информационного ресурса на базе современных информационных гипер- и мультимедиа технологий. Чем более разветвленная и богатая структура связей заложена в программу разработчиком-преподавателем, тем больше различных вариантов процесса обучения, выбираемых по своему желанию обучаемым, тем больше интерактивность среды обучения.

- Развитие интерактивных обучающих сред на базе телекоммуникационной сети. Развиваемые в этом направлении инструментальные средства и прикладные программы должны поддерживать интерактивную и групповую работу и дистанционный доступ к обучающим материалам и помощи.

- Использование спутниковой связи в процессе дистанционного обучения. Спутниковая технология является очень перспективной для реализации принципа интерактивности. Сейчас осознана необходимость проведения специальных исследований образовательного потенциала спутниковой связи.

- Сочетание телекоммуникационной сети, спутниковой связи и других телекоммуникационных технологий.

  • Стимулирование активности обучаемого в учебном процессе, что предполагает:

- Оптимальное сочетание активных действий обучаемого с автоматизированным управлением учебным процессом. Наиболее ответственный момент при развитии инновационной образовательной среды - это правильно распределить познавательную активность между учеником и обучающей программой (системой). Очевидно, что программа, поскольку она является обучающей, а не просто информирующей, должна проявлять определенную активность в отношении того, какая информация должна быть представлена обучаемому в данный момент, т.е. на определенном шаге обучения. Свое решение система должна выносить на основе анализа хода обучения, индивидуальных особенностей обучаемого, т.е. она должна быть адаптивной. Но даже очень развитая с позиций принципа адаптивности программа, которая прекрасно автоматически приспосабливается к особенностям обучаемого, будет вызывать нарекания с педагогической точки зрения, если она оставляет слишком мало простора для активных самостоятельных действий ученика по формированию собственного учебного процесса. Так происходит, например, в случае традиционных компьютерных обучающих систем, которые часто упрекают в слишком жесткой регламентации учебного процесса. Обучающие программы, разработанные на базе гипермедиа технологий, наоборот, иногда обвиняют в том, что они создают слишком большой простор для активных самостоятельных действий обучаемого. Иногда высказывается мнение о том, что создание аморфной сети узлов и связей, в которой обучаемый либо пан, либо пропал, может быть даже менее эффективным, чем жесткий режим программированного обучения. То есть предоставление очень большой возможности выбора для обучаемого в организации своего обучения может только перегружать и запутывать его, снижая эффективность учебного процесса.

- Развитие равноправного партнерства преподавателей и обучающихся в ходе учебного процесса. Особое значение приобретает стимулирование активности обучаемого при дистанционном обучении. В этом случае обучаемый основную часть времени находится на большом расстоянии от преподавателя, и коммуникация происходит посредством учебных материалов в печатном и электронном видах. То, что преподаватель непосредственно не контактирует с обучаемым в ходе почти всего учебного процесса, часто приводит к тому, что в качестве одной из центральных проблем дистанционного образования рассматривается проблема организации надлежащего контроля над ходом освоения учеником учебного материала. Для решения этой проблемы разрабатывается сложная система методов обучения и контроля, в которой детально регламентируется режим занятий, упражнений, тестирований и т.п. С этой точки зрения удаленность обучаемого от преподавателя и соответственно его значительная независимость рассматриваются как основные неудобства дистанционного образования, которые должны быть преодолены путем де-тальной специальной разработки обучающей среды. Однако на протяжении последних двух десятилетий все чаще отстаивается другой взгляд на данные особенности дистанционного обучения. Независимость обучаемого от преподавателя с этих позиций рассматривается не как зло, которое нужно по возможности устранить или хотя бы уменьшить, а как ценный источник повышения качества обучения. Вместо представлений о довольно пассивных учениках, которых обучают с помощью чрезвычайно изощренных преподавательских средств, развивается концепция дистанционного обучения как открытого партнерства учителей и самостоятельно обучающихся учеников, которые во многом сами направляют и контролируют свой учебный процесс.

- Развитие активности дистанционных групп. Субъектом дистанционного обучения в некоторых случаях выступает не индивид, а группа равных в определенных отношениях обучающихся. Развитие и применение технологий учебных телеконференций также предоставляют возможности телесвязи преподавателя с группами обучаемых. При этом учебные группы могут быть как реальными объединениями учеников, находящихся вместе в одной аудитории перед аудио-, компьютерной и видео- аппаратурой, так и виртуальными группами обучаемых. Главная педагогическая проблема заключается в том, чтобы вовлечь дистанционную группу в определение целей обучения и их реализацию. Для ее решения может предлагаться, например, такой сценарий обучения, когда каждая группа, входящая в виртуальный класс, сама выбирает тему для обсуждения в классе. То есть в этом случае в ходе проектирования обучения каждая группа развивает определенный учебный модуль, который она преподает всем другим в классе (естественно, под общим руководством преподавателя). В ходе обучения дистанционные группы вступают между собой в сложные взаимоотношения. Они отстаивают себя, борются за проведение своих идей, иногда ошибаются, исправляют свои ошибки и т.д. Важно, чтобы в ходе таких учебных взаимоотношений между группами, а также с преподавателем, дистанционная группа вела себя как можно более активно.

  • Организация адаптивного, гибкого учебного процесса, что предполагает реализацию принципа гибкости на всех этапах разработки учебного материала на базе современных информационных технологий, а именно на этапе разработки архитектуры компьютерных обучающих систем, при построении прикладных обучающих программ, при формировании конкретного учебного процесса путем сочетания различных способов и средств обучения. Учебный материал, развитый на базе принципа гибкости, позволяет адаптировать обучение к уровню знаний, умений обучающегося, его психологическим особенностям, специфическим характеристикам учебной группы.

Как результат, содержание педагогической деятельности в инновационном образовательном процессе существенно отличается от традиционного.

Во-первых, значительно усложняется деятельность по разработке курсов. Она требует от преподавателя развития специальных навыков, приемов педагогической работы. Кроме того, современные информационные технологии выдвигают дополнительные требования к качеству разрабатываемых учебных материалов в основном из-за открытости доступа к ним как большого числа обучаемых, так и других преподавателей и экспертов, что в принципе усиливает контроль за качеством этих материалов.

Во-вторых, особенностью современного педагогического процесса является то, что в отличие от традиционного образования, где центральной фигурой является преподаватель, центр тяжести при использовании новых информационных технологий постепенно переносится на обучающегося, который активно строит свой учебный процесс, выбирая определенную траекторию в развитой образовательной среде. Важной функцией преподавателя становится поддержать обучающегося в его деятельности, способствовать его успешному продвижению в море учебной информации, облегчить решение возникающих проблем, помочь освоить большую и разнообразную информацию. В мировом образовательном сообществе в связи с этим стал использоваться новый термин, подчеркивающий большое значение этой функции преподавателей - facilitator - фасилитейтор - (тот, кто способствует, облегчает, помогает учиться).

В-третьих, предоставление учебного материала, предполагающее коммуникацию преподавателя и обучаемых, требует в современном образовании более активных и интенсивных взаимодействий между ними, чем в традиционном классе, где преобладает как бы обобщенная обратная связь учителя со всем классом, а взаимодействие учителя с отдельным учеником довольно слабое. Современные коммуникационные технологии позволяют сделать такое взаимодействие намного более активным, но это требует от преподавателя специальных дополнительных усилий.

Итак, основные изменения в педагогической деятельности при инновационном обучении по сравнению с традиционным следующие:

- Усложнение деятельности по разработке курсов в связи с быстрым развитием технологической основы обучения.

- Необходимость специальных навыков и приемов разработки учебных курсов.

- Усиление требований к качеству учебных материалов в связи с открытостью доступа к ним; усиление контроля за качеством учебных материалов.

- Возрастание роли обучаемого в учебном процессе, смещение центра (фокуса) учебного процесса от преподавателя к студенту.

- Усиление функции поддержки студента, помощи ему в организации индивидуального учебного процесса.

- Возможность обратной связи преподавателя с каждым обучающимся при использовании новых коммуникационных технологий в отличие от обобщенной обратной связи преподавателя с традиционным классом.

Таким образом, в связи с применением современных компьютерных и телекоммуникационных технологий в сфере образования происходят существенные изменения в преподавательской деятельности, месте и роли преподавателя в учебном процессе, его основных функциях.

Именно эти изменения, а не вытеснение преподавателей компьютерами и видеоустановками характерны для современного учебного процесса. Развитие образования, основанного на новых информационных технологиях, показывает необоснованность опасений того, что применение этих технологий приведет к сокращению числа преподавателей, увеличению их безработицы.

Такие опасения достаточно типичны. В самых различных отраслях с появлением новой технологии, нового оборудования часто задаются вопросом о том, как это скажется на занятости, не произойдет ли замещение живого труда основными средствами. Самым общим выводом из довольно многочисленных работ по влиянию компьютерных и телекоммуникационных технологий на занятость в различных отраслях экономики является то, что эти технологии оказывают основное влияние не на количество рабочих мест, а на требования к качеству труда: меняется его организация, содержание и требования к квалификации работающих.

Аналогичные изменения происходят и в преподавательской деятельности в связи с применением новых информационных технологий в сфере образования. Если в традиционном образовании преподаватель большую часть времени уделял чтению лекций, проведению занятий “ex cathedra”, то в основанном на НИТ образовании во многом меняется содержание его деятельности. Преподаватель теперь должен, во-первых, разработать содержание курса на новой технологической основе, во-вторых, помочь обучаемому сориентироваться в обширной и разнообразной учебной информации и найти подходящую именно ему образовательную траекторию, в-третьих, обеспечить активное взаимодействие обучаемого как с ним, преподавателем, так и с другими обучаемыми в ходе обсуждения вопросов курса.

При этом для каждого из этих основных видов преподавательской деятельности характерны специфические проблемы. Так, разработка курсов на базе новых технологий требует не только свободного владения учебным предметом, его содержанием, но и специальных знаний в области современных информационных технологий. Это же касается и помощи преподавателя при освоении обучаемым обширных образовательных ресурсов. Взаимодействие в ходе учебного процесса, осуществляемого на базе современных коммуникационных технологий, также требует специальных не только педагогических, но и технологических навыков, опыта работы с современными техническими средствами.

Развитие производственных инноваций в сфере образования приводит к осуществлению и распространению управленческих инноваций в этой отрасли. Однако, как подчеркивалось выше при анализе основных типов инноваций (см. главу 2), при этом, как правило, наблюдается достаточно значительный организационный лаг. Другими словами, осуществление производственных инноваций в течение определенного периода происходит в условиях старых управленческих структур и методов, т.е. наблюдается своего рода запаздывание управленческих инноваций. Наличие организационного лага в сфере образования можно проиллюстрировать путем выделения и анализа основных этапов инновационного развития учебного процесса (см. таблица 7).

Таблица 7.

Основные характеристики этапов инновационного развития учебного процесса

Черты образовательного процесса

I этап

(начальный)

II этап

(продуктивный)

Инициатор применения новых технологий

 

Отдельный преподаватель

Учебное заведение или подразделение

Основная направленность инициатив

Снизу-вверх

Сверху-вниз

Выбор новой технологии

С позиции отдельного преподавателя

На основе дидактического и экономического анализа

Область применения новых технологий

Фрагмент учебного курса

Учебный курс в целом, интегрирование новых технологий в учебный план

Разработка и предоставление учебного материала на базе новых технологий

 

Отдельный преподаватель

Группа, команда различных специалистов

Эффективность применения новых технологий

Низкая

Повышается

Специальная политика в области применения новых технологий в обучении

Отсутствие

Проведение

Организационная структура

Традиционная

Формирование специфической структуры

 

Переход с начального на продуктивный этап применения новых технологий в обучении связан с разработкой и реализацией организационных инноваций в сфере образования. Освоение организационных инноваций в ходе применения новых технологий является важнейшим фактором развития всей образовательной системы.

Эффективность обучения на базе новых технологий, когда оно осуществляется отдельными преподавателями в определенных учебных программах в рамках организационной системы, характерной для традиционного образования, как показывает опыт, оказывается низкой, поскольку такое обучение требует больших дополнительных затрат на создание новой технологической основы учебного процесса. Для того, чтобы эти затраты оправдались в результате процесса образования, привели к количественному и качественному росту этого результата, необходимо разрабатывать и распространять организационные инновации в сфере образования.

Инертность организации обучения, слабое освоение и распространение организационных инноваций в сфере образования – основная преграда применения новых технологий в учебном процессе. Разработка организованных инноваций и их активная реализация, проведение политики в области применения новых технологий в образовании – основной путь повышения эффективности обучения.

Новые задачи перед менеджерами образования встают в связи с развитием рыночных механизмов в сфере образования. Среди факторов развития рынка в сфере образования существенное место занимает развитие новых технологий.

В последние годы рыночные отношения активно развиваются в такой области, как дистанционное образование. В случае дистанционного образования контакт между преподавателем и учеником осуществляется с помощью искусственных средств коммуникации, которые служат для передачи информации и взаимодействия в ходе учебного процесса.

Развитие искусственных средств коммуникации на базе современных компьютерных и телекоммуникационных технологий открывает большие возможности для развития взаимодействия между участниками учебного процесса. Однако для того, чтобы эти возможности были наиболее эффективно использованы, требуется распространение инноваций во всех элементах образовательной системы.

В ходе развития инновационного образовательного процесса формируются различные модели дистанционного образования, на базе которых возникают и развиваются современные организационные структуры и институциональные формы дистанционных учебных заведений, а именно:

- Подразделения дистанционного образования в традиционных учебных заведениях

- Учебные заведения дистанционного образования

- Открытые учебные заведения

- Консорциумы учебных заведений

- Телешколы

- Виртуальные классы и виртуальные учебные заведения

При этом происходит не просто смена технологической базы функционирования образовательных заведений, а в корне меняется их институциональная сущность. Как результат, сегодня во всем мире появляются инновационные организационные формы учебных заведений, которые используют все расширяющийся спектр новых педагогических методов, новых экономических и организационно-административных механизмов их функционирования, образовательный процесс в которых осуществляется через разнообразные современные средства коммуникаций.

Под воздействием инновационных образовательных технологий и развития рыночных механизмов формируются экономические инновации в области образования, а именно новые механизмы государственного финансирования образования, диверсификация источников финансирования образования, студенческое самофинансирование, новые механизмы финансирования образования предприятиями, налоговое стимулирование инвестиций в сферу образования, новые механизмы оплаты труда в сфере образования, механизм экономии от масштаба образовательной деятельности.

Под влиянием современных компьютерных и телекоммуникационных технологий в условиях развития рынка в сфере образования формируется новая модель университета, в которой объединяются традиционное образование и несколько основных типов институциональных форм (организационных структур) дистанционного образования. Их можно рассматривать как компоненты новой модели университетского образования.

Возникновение на базе современных компьютерных и телекоммуникационных технологий новой модели университета предполагает:

- развитие в традиционных университетах новой образовательной среды, основанной на современных информационных технологиях;

- преодоление сопротивления академической общественности традиционных университетов внедрению новых образовательных технологий;

- формирование специальных подразделений дистанционного образования в структуре традиционных университетов;

- развитие этих подразделений, а также других организационных структур дистанционного университетского образования на рыночной основе;

- развитие консорциумов университетов и телеуниверситетов, виртуальных классов и университетов.

 

Вопросы по материалам лекции:

 

  1. 1.Почему образование стало сферой активной инновационной деятельности?
  2. 2.Каково содержание инновационного процесса в сфере образования?
  3. 3.Какова роль технологических инноваций в развитии образовательной деятельности?
  4. 4.Какие технологические инновации являются наиболее перспективными в области образования?
  5. 5.Какова роль Интернет-технологий в развитии образования?
  6. 6.Как сетевые технологии применяются в инновационном обучении?
  7. 7.Как выбрать новую технологию для повышения эффективности образования?
  8. 8.Каковы основные характерные черты современных педагогических инноваций?
  9. 9.На каких основных принципах формируется инновационная образовательная среда?
  10. 10.Какие новые средства развития содержания обучения используются в инновационном учебном процессе?
  11. 11.Как достигается интерактивность обучения в инновационном образовании?
  12. 12.Как стимулируется активность обучающихся в современном дистанционном образовании?
  13. 13.В чем состоит специфика открытого образования?
  14. 14.Какие средства адаптации учебного процесса к особенностям обучающихся используются в современном образовании?
  15. 15.В чем отличия деятельности педагогов в инновационной образовательной системе от традиционной?
  16. 16.Происходит ли вытеснение преподавателя техническими средствами обучения в инновационном образовании?
  17. 17.Почему происходит запаздывание управленческих инноваций в сфере образования по сравнению с технологическими?
  18. 18.Как повысить эффективность применения новых технологий в сфере образования?
  19. 19.Какие организационные структуры и формы характерны для инновационного образования?
  20. 20.В чем особенности инновационной модели университетского образования?

 

 

 

Главная

О фирме

Статьи из газеты "ИЛИГА"

Лекции Галяутдинова

Аренда помещений

Вакансии

Контакты