Антимонопольное законодательство

Лекция 6. Ответственность за  нарушения антимонопольного законодательства

 

Ст. 22.1 закона о конкуренции, как уже упоминалось, предусматривает гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность за правонарушения, направленные против конкурентного порядка.

Реализация антимонопольного законодательства находит свое выражение в деятельности административных и судебных органов. Применяя антимонопольные правила, органы антимонопольного регулирования вправе выносить предписания, предупреждения, налагать штрафы. Гражданско-правовые последствия правонарушения возникают, как правило, на основании решения суда. Например, антимонопольный орган не правомочен решать вопрос о взыскании с правонарушителя в пользу потерпевшей стороны убытков. Этот вопрос находится в компетенции судебных органов и разрешается на основе гражданского законодательства. Очевидно, что и применение уголовной ответственности возможно только в судебном порядке.

Все последствия нарушений антимонопольного законодательства можно разделить на следующие группы:

1. Меры ответственности, применяемые исключительно антимонопольными органами. Основной их разновидностью являются предписания.

По заявлениям заинтересованных субъектов, представлениям прокурора, а также по собственной инициативе Федеральный антимонопольный орган, а также его территориальные управления, рассматривают факты нарушения антимонопольного законодательства и принимают по ним решения и предписания в пределах своей компетенции (п. 1 ст. 27 Закона о конкуренции).

Предписание антимонопольного органа является специфической формой реагирования на нарушения антимонопольного законодательства, правом выносить которое обладают только указанные органы. По своему существу это вид административного регулирования.

Предписания антимонопольного органа выносятся последним только в пределах его компетенции, содержат оценку деяния, направленного против конкурентного порядка, и могут быть обжалованы в суде. Как правило, предписание обязывает нарушителя антимонопольных запретов к совершению действий по устранению таких нарушений и (или) их последствий.

Предписания можно разделить на виды в зависимости от субъектов, обязанных их исполнять, а также в зависимости от их содержания 41.

В одну группу входят предписания, адресованные хозяйствующим субъектам. Эти предписания обязывают прекратить нарушение; устранить его последствия; восстановить первоначальное положение; расторгнуть договор или внести в него изменения; заключить договор с другим хозяйствующим субъектом; перечислить в федеральный бюджет прибыль, полученную в результате нарушения; осуществить реорганизацию юридического лица в форме разделения или выделения; выполнить

иные действия.

Следующая группа предписаний направлена на регулирование деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления.

Предписания, касающиеся указанных субъектов, могут обязывать их прекратить нарушения: отменить акт, не соответствующий законодательству; расторгнуть или изменить соглашения, не соответствующие антимонопольному законодательству; совершить иные действия.

2. В следующую группу санкций входят меры гражданско-правовой ответственности, представленные возмещением убытков.

Возмещение убытков возможно только в судебном порядке, а не по решению органа антимонопольного регулирования.

Убытки по общему правилу возмещаются в полном объеме, при этом необходимо доказывать причинно-следственную связь между нарушением антимонопольного законодательства и наступившими последствиями.

3. Меры административной ответственности. Предусмотрены в Кодексе об административных нарушениях Российской Федерации. В частности, ответственность в виде штрафа предусмотрена за невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа, а также за непредставление ходатайств, заявлений, сведений (информации) в антимонопольный орган.

4. Меры уголовной ответственности должностных лиц органов исполнительной власти и местного самоуправления, а также органов управления хозяйствующих субъектов.

Монополистические действия в форме установления монопольных цен, а также ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других хозяйствующих субъектов, установления или поддержания единых цен, являются уголовно наказуемыми деяниями (ст. 178 УК РФ).

Кроме того, предусматривается уголовная ответственность за такие деяния, затрагивающие отношения конкуренции, как воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169), принуждение к совершению сделки или отказу от ее совершения (ст. 179), незаконное использование товарного знака (ст. 180), заведомо ложная реклама (ст. 182), обман потребителей (ст. 200) и др. УК РФ 1996 г. оставил без внимания положения п. 4 ст. 24 Закона о конкуренции, согласно которому руководители коммерческих и некоммерческих организаций, должностные лица органов власти и управления, виновные в повторном в течение года совершении таких действий, как неисполнение в срок предписания антимонопольного органа, а также воспрепятствование выполнению сотрудниками антимонопольного органа их обязанностей, несут уголовную ответственность.

Ст. 178 УК предусмотрены такие санкции, как штраф, арест, лишение свободы, конфискация имущества.

 Вопросы по материалам лекции:

1. Опишите ответственность за  нарушения антимонопольного законодательства.

         2. Оцените с Вашей точки зрения сильные и слабые стороны существующей ответственности за  нарушения антимонопольного законодательства.

Главная

О фирме

Статьи из газеты "ИЛИГА"

Лекции Галяутдинова

Аренда помещений

Вакансии

Контакты