КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРИЯ И СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ» Новосибирск СГГА Институт кадастра и природопользования Кафедра управления бизнес процессами

Лекция 9.           Законы,               принципы,         методы управления.

 

1.            Содержание       и             механизм            проявления        законов               управления.

 

Законы являются высшей степенью познания, имеют объективный характер, то есть они существуют независимо от сознания человека.

 

Закон – объективно существующие, необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся отношения между явлениями в природе и обществе.

 

Законы характеризуют:

 

1.            Единство процессов объективного мира.

 

Мир существует как единая система, все процессы в нем образуют единую систему, нет такого процесса, который бы вышел за пределы этого единства.

 

2.            Связь мировых процессов.

 

В мире ни один из мировых процессов не является локальным, изолированным.

 

3.            Взаимозависимость мировых процессов.

 

Все         явления мирового              процесса              взаимозависимы.

 

4.            Целостность мирового процесса.

 

Анализ мирового процесса следует осуществлять без изъятий. Несущественное в одном случае может стать важным и даже чрезвычайным в других  случаях.

 

Каждый руководитель должен знать и постоянно осознавать тот факт, что его деятельность связана с действиями законов природы и общества, законов управления. Понимание руководителем этих законов и согласование своих действий с проявлениями законов будет способствовать его деятельности, в противном         случае         его         ожидает         неудача         или         крах.

 

В объективном мире действуют всеобщие законы развития природы, общества       и             мышления.           Это законы                диалектики:

 

Закон    единства              и             борьбы противоположностей

 

Утверждает:

 

-во всяком явлении или предмете существуют противоположности, которые могут                занимать              полярные                положения;

 

-противоположности не просто существуют, а взаимодействуют, борются друг     с     другом,     переходят     друг     в     друга,     меняются     местами;

 

-борьба противоположностей, их взаимодействие и взаимопереход являются источником внутренних противоречий, а сами противоречия служат внутренним        источником        развития,        источником     самодвижения;

 

-в процессе разрешения противоречий создаются предпосылки не только для возникновения противоречий нового, более высокого уровня, но и их разрешения.

 

Понимание сути закона единства и борьбы противоположностей любыми руководителями означает, что они осознают неизбежность в деятельности организаций противоположностей, противоречий между прогрессивным и консервативным, между стабильностью и динамикой, формальным и неформальным, надежностью и риском. Именно в поисках эффективных путей разрешения этих и многих других противоречий и заключается профессиональная   деятельность      управления                персоналом.

 

Закон отрицания отрицания.

 

Утверждает:

 

-последовательность восхождения от низшего к высшему, от простого к сложному и характеризует замену старого новым, нового – новейшим и так далее;

 

-во всякий последующий момент времени любой предмет, любое явление отличны от самих себя в предшествующий момент времени, то есть последующее состояние в определенной степени как бы отрицает предшествующее             состояние;

 

-в процессе движения, развития удерживается, сохраняется самое существенное и самое значимое из предшествующих состояний.

 

Смысл действия закона отрицания вполне определен: все находится в процессе постоянного развития, движения, обновления, новое заменяет старое, новейшее приходит на смену новому, поэтому должно быть развито профессиональное чутье не только на все новое, прогрессивное, но и на более подходящие    моменты    внедрения    нового    и    устранение   устаревшего.

 

Закон перехода количественных изменений в качественные (и обратно).

 

Утверждает:

 

-что в процессе любого развития происходят непрерывные количественные изменения, которые достигнув определенного уровня, приводят к коренным качественным          изменениям;

 

-количественные изменения совершаются эволюционно (постоянно), а коренные       качественные       изменения       –       скачком,    революционно.

 

В управлении безопасностью и риском при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций (ЧС) определение критических точек потенциальной опасности возникновения ЧС, количественных и качественных характеристик риска - это тот внутренний мир руководителя, который обуславливает    его    постоянно    высокую    профессиональную готовность.

 

В управлении экономикой переход количественных изменений в качественные особенно остро ощутим. Уровни падения или подъема курса акций, процентных ставок, конъюнктуры местных и мировых рынков – это все узловые критические точки, требующие выработки качественно новых оперативных     решений,     даже     целых     стратегий     поведения   фирмы.

 

На основе законов вырабатывается методология исследования процессов управления, формулируются принципы управления, которые в виде правил и рекомендаций отражают отдельные стороны и требования этих законов.

 

Законы управления.

 

Специфические законы управления выражают наиболее существенные связи и       отношения       различных       сторон       управления       между     собой.

 

В первую очередь эти законы затрагивают те стороны управления, для которых характерно взаимовлияние: когда изменение формы и содержания одной стороны управления вызывает устойчивые и вполне определенные изменения другой. Например, такая взаимозависимость наблюдается между организационными формами и методами управления и материально- технической основой управления (средствами управления).

 

На данном уровне развития теории среди законов управления можно выделить:

 

Закон единства и целостности системы управления.

 

Этот закон гласит, что система управления должна обладать организационным и функциональным единством. Она должна содержать все необходимые элементы, объективно требуемые целям и задачам управления. Функциональная целостность означает, что система управления должна реализовывать все функции, необходимые для достижения целей системы.

 

Единство системы управления означает, что она образует собой единую систему, а не сумму частей, фрагментов, блоков. Это означает, что вся система управления должна быть построена на основе единых принципов, подходов, единых интересов, что отнюдь не означает унификацию, единообразие звеньев, уровней и подходов в управлении.

 

Без обеспечения единства и целостности системы управления, без четких принципов ее построения невозможна эффективная деятельность ни одной большой системы - ни государства и его структурных подразделений, ни ее субъектов,          ни          экономики          регионов,          фирм          и        т.д.

 

Закон сохранения пропорциональности и оптимальной соотносительности всех      элементов системы управления.

 

Закон говорит о том, что любая система управления независимо от степени сложности и места в общей системе управления представляет собой комплекс элементов, между которыми должна поддерживаться пропорциональность    и                оптимальная       соотносительность.

 

Соотносительность систем означает, что они должны соответствовать друг другу по функциональным и структурным возможностям, уровням, направлениям,  целям    и             задачам развития.

 

Во-первых, соотносительность систем необходимо понимать как их адекватность в плане интенсивного и экстенсивного развития. Если управляемая система развивается по интенсивному варианту, ей не может соответствовать управляющая система экстенсивного типа. Вместе с тем управляющая система интенсивного типа может выводить управляемую систему          экстенсивного          типа          в          разряд          интенсивных.

 

Во-вторых, соотносительность систем означает, что функциональной сложности управляемых систем должна соответствовать более высокого порядка функциональная сложность управляющих систем. Управляющая система с ограниченными функциональными возможностями принципиально не может обеспечить эффективное развитие производственной (управляемой) системы с передовым научно-техническим уровнем. Разумеется, уровень компетентности работников системы управления в этой сфере должен быть выше      уровня      компетентности      работников      управляемой   системы.

 

В-третьих, соотносительность систем необходимо понимать и в том плане, что совершенствование управляющей системы должно осуществляться более динамичными темпами, чем управляемой. Это означает не только опережающий рост затрат ресурсов на управляющую систему, но и необходимость эффективного использования современных научных данных  о                человеке,              коллективе          и             обществе.

 

Теория больших систем доказывает, что без пропорциональности и оптимальной соотносительности элементов система не может функционировать эффективно, поскольку всегда окажутся неработоспособные или слабые звенья, которые будут нарушать, сдерживать, тормозить              работу  других  элементов            системы.

 

Механизм действия закона сохранения пропорциональности и оптимальной соотносительности всех элементов системы управления проявляется, например, в так называемой «норме управляемости», которая регламентирует количество объектов управления, непосредственно замыкающихся на один орган (одно должностное лицо, один субъект) управления. В настоящее время управления рекомендует соблюдать «норму управляемости»        от 5 до 9 объектов.

 

Закон зависимости, эффективности решения задач управления от объема  использования   информации.

 

Закон выражает устойчивые связи и зависимости, которые объективно существуют в процессе управления между качеством выполнения задач управления и объемом информации, используемой в интересах их решения.

 

Для решения каждой задачи управления органам управления требуется определенный        объем    информации.

 

Увеличение или уменьшение количества данных не приводит к однозначным изменениям эффективности принимаемых решений и расходуемого при этом времени. Механизм действия закона показывает, что с увеличением объема поступающей информации эффективность принимаемого решения быстро растет. Однако после накопления определенного объема информации дальнейшее ее увеличение уже не приводит к существенному повышению эффективности.

 

То есть, когда информации недостаточно, времени на принятие решения будет затрачиваться много, так как, не имея необходимых сведений, лицо, принимающее решение (ЛПР), вынуждено рассматривать множество вариантов действий. По мере увеличения объема используемой информации число вариантов, подлежащих рассмотрению, становится меньшим, а степень эффективности значительно возрастает. Поэтому время, затрачиваемое на принятие             решения,                уменьшается.

 

Дальнейшее увеличение объема информации приводит к возрастанию времени на принятие решения. Это связано с обилием сведений, требующих больших затрат на обработку, осмысление, сопоставление и анализ. Качество же принимаемых решений повышается менее интенсивно, поскольку оно уже приблизилось к наилучшему, и дальнейший быстрый рост эффективности невозможен         по         самой         сути         рассматриваемых         явлений.

 

Необходимым является только тот объем информации, который обеспечивает принятие эффективного решения в минимальное время.

 

Знание  механизма           данного закона   позволяет:

 

-рационально организовывать информационный поток, документооборот при построении  информационных систем;

 

-обосновывать   структуры информационного       поля       в автоматизированных системах управления         (АСУ);

 

-планировать мероприятия по повышению живучести, надежности и помехозащищенности средств и систем связи, сбора, обработки, передачи и отображения         информации.

 

Закон соответствия потребного и располагаемого времени при решении задач        управления.

 

Этот  закон  отражает  одно  из  важнейших  требований  к  управлению  –  его оперативность.

 

При оперативном управлении ликвидацией чрезвычайной ситуацией (ЧС) необходимо вести тщательный учет баланса времени, сопоставляя изменяющееся время с динамикой развития ЧС и вычисляя его резерв или дефицит. С этой целью при управлении ликвидацией ЧС следует рассматривать два вида времени – располагаемое и требуемое, которые находятся                в              противоречии.

 

Располагаемое время Тр – временной отрезок, в который мы должны уложиться при осуществлении какого-либо мероприятия, чтобы обеспечивался           его          успех.

 

Потребное время Тп – время, в которое мы можем уложиться при осуществлении данного мероприятия с учетом подготовки, обеспеченности и состояния         системы.

 

Благоприятный для нас баланс времени обеспечивается лишь в том случае, если       потребное       время       не       превышает       располагаемое   Тр.

 

При Тп <    Тр мы       имели       бы       резерв       времени,       равный Тр - Тп.

 

Учитывая, что на выполнение тех или иных мероприятий влияют случайные и неопределенные факторы. Поэтому Тр и Тп должны рассматриваться не как детерминированные, а как вероятностные (стохастические) величины.

 

Закон    единства и соподчиненности        критериев            эффективности, используемых    в процессе управления.

 

Значимость всякого планируемого  действия  зависит  от  того,  насколько оно соответствует поставленным целям, а показателями такого соответствия служат критерии эффективности. Учитывая, что каждая инстанция руководствуется своими локальными целями, нельзя выработать такого универсального критерия эффективности, который мог бы служить показателем   степени   достижения   целей   на   любом   уровне  управления.

 

На одних уровнях управления для характеристики степени достижения цели может быть достаточно одного показателя. На более высоких уровнях управления потребуется несколько показателей или некоторая критериальная функция, зависящая от многих показателей. А в целом нужна система критериев эффективности, увязанная с «деревом целей».

 

Закон требует единства и соподчиненности используемых критериев эффективности, а для этого, во-первых, локальные критерии (критерии оценки частных мероприятий) должны быть подчинены, логически следовать из критериев, используемых на более высоких уровнях.

 

Во-вторых, в системе должны использоваться унифицированные критерии для оценки аналогичных мероприятий. Только в этом случае обеспечивается возможность сравнивать ожидаемые и фактические результаты достижения аналогичных целей и обобщать результаты достижения общих целей. При этом унификация должна распространяться как на содержательную сторону целей, так и на их математическое выражение.

 

Закон    совместимости   технических       средств и             систем   управления

соподчиненных и взаимодействующих    систем.

 

Этот закон отражает одно из важнейших условий обеспечения эффективности взаимодействия различных систем при совместном решении задач           управления.

 

Понятие совместимости в содержании данного закона трактуется весьма широко. Прежде всего, совместимость должна обеспечивать стыковку технических средств в едином контуре управления по пропускной способности, формам входных и выходных сигналов и параметров, энергопотреблению, транспортной базе и другим характеристикам. Кроме того, совместимость предусматривает исключение взаимных помех при одновременной работе различных средств, используемых в системе управления.

 

Особенно важны требования этого закона при автоматизации управления. Автоматизированные системы управления (АСУ) представляют собой

 

комплекс технических средств сбора, передачи, обработки, хранения и отображения информации. Средства добывания и сбора информации, средства связи, электронно-вычислительные машины, предназначенные для обработки и хранения информации, электронные средства наглядного отображения могут иметь различную физическую и техническую основу. Несмотря на это они должны составлять единую систему создания и переработки информационных потоков, а значит, обладать необходимой для этого совместимостью.

 

Кроме технической совместимости средства автоматизации должны обладать информационной  и программной совместимостью. Информационная совместимость предусматривает единую классификацию информации, используемой в автоматизированной системе   управления,   единую   систему   формализации   документов   и  т.д. Программная совместимость означает обеспечение работы комплекса средств управления            по           единым программам.

 

2.            Сущность и содержание принципов управления.

 

Принципы управления - это наиболее общие, основополагающие правила и рекомендации, которые должны учитываться и выполняться в практической деятельности             на           всех        уровнях управления.

 

Их отличие от законов состоит в том, что законы существуют и действуют объективно, вне сознания людей, независимо от их воли и желания.Принципы вытекают из законов, сознательно формируются в интересах практики и применяются в зависимости от конкретных условий. По своему предназначению принципы управления являются связующим звеном между фундаментальной основой теории управления - законами управления - и управленческой практикой. Они как бы переводят на язык практики              объективные       законы и закономерности.

 

Принципы управления имеют одновременно и объективный, и субъективный характер, что позволяет говорить о двойственном характере принципа управления.

 

Принципы управления как основополагающие идеи управленческой деятельности непосредственно вытекают из законов и отражают объективную реальность, существующую в независимости от сознания человека, то есть они объективны. Вместе с тем каждый из принципов - это идея, то есть субъективная конструкция, субъективное построение, которое мыслительно совершает каждый руководитель на уровне его познания, общей   и профессиональной       культуры.

 

Основное требование к принципам управления состоит в том, чтобы их

 

соблюдение повышало эффект практической деятельности. Свое предназначение принципы управления могут выполнять лишь в том случае, если их содержание соответствует объективным законам управления. В этом состоит,    прежде  всего, признак их           научности.

 

Принципы управления, будучи правильно познаны и сформулированы, становятся основными правилами, в соответствии с которыми осуществляется управленческая деятельность. Но главное не в выявлении и формулировании принципов. Важно уметь ими пользоваться, уметь воплощать их в конкретных структурных схемах управления, в функциях органов управления, в организационных формах работы, методах управленческой деятельности.

 

Классификация и              содержание        принципов           управления.

 

В литературе нет единого подхода к классификации принципов управления. Классификация принципов должна основываться на отражении каждым из выделенных           принципов           различных          сторон  отношений управления. Принципы должны соответствовать как частным, так и общей          цели          повышения           эффективности          управления.

 

К             числу    основных             принципов           управления         могут     быть      отнесены:

 

Научность.

 

Этот принцип требует построение системы управления и ее деятельности на строго научных основах. Как всякий принцип, отражающий развитие, он должен обладать внутренней противоречивостью, поскольку внутренняя противоречивость образует внутреннюю логику, создает  внутренний импульс            развития.

 

К             противоречиям  принципа             научности           относятся:

 

-противоречия   теории   и             практики;

 

-единство             и              противоречие     объективного     и              субъективного.

 

Теория требует использование прогрессивных научных идей и их результатов (итогов научного познания - от явления к сущности, от сущности первого рода, менее глубокой, к сущности второго рода, более глубокой, и т.д. бесконечно).

 

Практика организации процесса управления в конкретных условиях требует для решения конкретных задач ограничения по времени процесса познания.

 

Это противоречие разрешается путем использования методов моделирования, средств вычислительной техники, которые сближают выводы     теории     и     практики     в     пределах     познанной     сущности.

 

Второе противоречие имеет универсальный характер и относится ко всем другим принципам управления. Объективное в принципе научности вытекает из объективной природы законов управления, на которых базируются принципы управления. Субъективное в реализации принципов управления неизбежно, поскольку принципы управления реализуются только через сознание,             волю      и             устремление       человека.

 

Чем выше уровень общей культуры и профессионализма руководителя, тем меньше             возможностей проявления субъективизма.

 

Системность       и              комплексность.

 

Принципы системного подхода предусматривают изучение объекта управления и управляющей системы совместно и нераздельно. При этом должны быть определены цели и критерии для функционирования объекта и проведена структуризация, вскрывающая весь комплекс вопросов, решение которых обеспечивает соответствие системы управления установленным целям     и             критериям.

 

Системность означает необходимость использования системного анализа и синтеза в каждом управленческом решении. В системе управления неправильное, ошибочное решение может свести на нет всю деятельность системы, привести к ее разрушению. Комплексность в управлении означает необходимость всестороннего охвата всей управляемой системы, учет всех направлений, всех сторон деятельности, всех свойств. У хорошего управленца каждый управленческий акт учитывает особенности характера, привычки, вкусы, возрастные особенности подчиненных и т.д.

 

Принцип единоначалия в управлении и коллегиальности в выработке решений.

 

Любое  принимаемое  решение  должно  разрабатываться  колле- гиально (или коллективно). Это означает всесторонность (комплексность) его разработок, учет мнений многих специалистов по различным вопросам.

 

При решении сложных проблем (внедрении новой технологии, автоматизации производства, поиске новых каналов товародвижения и т.п.), высокие результаты достигаются при самом тесном общении и выявлении мнений опытных, квалифицированных рабочих, инженеров, агентов, дилеров,            посредников       и             т.д.

 

Принятое коллегиально (коллективно) решение проводится в жизнь под персональную     ответственность     руководителя     организации     (фирмы).

 

Для каждого должностного лица устанавливается точная ответственность за выполнение         определенных         и         точно         очерченных         работ.

 

Принцип централизованности     и             децентрализованности.

 

Централизация позволяет обеспечить жесткую взаимную координацию звеньев      в              рамках  целостной системы управления.

 

Уровень централизации должен быть тем больше, чем выше требовательность к обеспечению единства и внутренней скоор- динированности, чем больше инвариантность деятельности организации и чем меньше требуется автономности и  самостоятельности функционирования    подразделений.

 

Децентрализация способствует структурной гибкости, развитию адаптивных возможностей системы, позволяет быстро и оперативно реагировать на различные, в том числе и неожиданные изменения ситуации уже             на уровне                отдельных           звеньев.

 

Централизация и децентрализация находятся в единстве и взаимно дополняют друг друга. Не может существовать полностью децентрализованная структура - она потеряет свою целостность. Но не может существовать и система управления, полностью лишенная децентрализации,

-              с потерей автономности она потеряет свою структурность.

 

Принцип пропорциональности    в управлении.

 

Принцип пропорциональности между подсистемами управления и производства и их взаимодействия отражается в соотносительности управляющей  и  управляемой  частей  организации.  Суть  его  заключается  в обеспечении взаимного соответствия между субъектом и объектом управления. Рост и усложнение объекта управления (например, подсистемы производства) ведет к росту субъекта управления (управляющей подсистемы).

 

Уровень соответствия субъекта управления объекту управления может быть определен системой количественных и качественных показателей.

 

Среди количественных         показателей используются         такие,         как:

 

-соотношение       численности       руководителей,     инженерно-технических

 

работников         (ИТР),    служащих и        рабочих;

 

-изменение удельного веса работников управленческого аппарата в общей численности промышленно-производственного персонала (ППП);

 

относительное опережение темпов роста выработки продукции на одного работника аппарата управления по отношению к темпам роста выработки на одного            работника           ППП;

 

-удельный вес заработной платы работников управленческого персонала в себестоимости продукции;

 

-удельный вес заработной платы работников управленческого персонала в себестоимости продукции;

 

-удельный вес заработной платы работников управленческого персонала в себестоимости продукции;

 

-удельный вес затрат на содержание управленческого аппарата на 1 гривну стоимости         реализованной продукции;

 

-изменение суммы прибыли, приходящейся на одного работника управленческого персонала           и              др.

 

К качественным показателям можно отнести:

 

-соотношение мощности вспомогательных и обслуживающих подсистем (информационной, математической, технической) потребностям функциональных   подразделений;

 

-своевременность выполнения всех функций, операций и процедур, закрепленных за подразделениями аппарата управления;

 

-надежность       (безотказность)  системы               управления;

 

-повышение уровня, обоснованность принимаемых управленческих решений и       др.

 

Принцип пропорциональности в управлении актуален при нахождении и соблюдении правильного соотношения между коллегиальностью и единоначалием, организацией и самоорганизацией, что составляет одну из важнейших задач                управления.

 

Принцип          единства          распорядительства          в          управлении.

 

Рациональная структура управления - это структура, в которой установлена четкая персональная закрепленность полномочий распорядительства по каждому конкретному вопросу на каждом уровне и по отношению к каждому объекту управления (подразделению или работнику),

за                           конкретным                        руководителем.

Основные            варианты             закрепления        полномочий        распорядительства:

 

-за непосредственными руководителями в рамках общей суббординации полномочия          по          наиболее          широкому  кругу  вопросов;

 

-за вышестоящими руководителями полномочия, которые не делегированы ими     на           нижестоящие      уровни;

 

-за руководителями функциональных подразделений полномочия в рамках соответствующих функций и в пределах, установленных вышестоящим руководителем.

 

Однозначность закрепленности полномочий распорядительства обеспечивает четкость функционирования управленческой вертикали. Каждый руководитель имеет полную ясность относительно пределов своей компетентности и действует в соответствии с этими представлениями. Это позволяет предотвращать конфликты распорядительства, когда разные руководители и управляющие подразделения пытаются решить один и тот же вопрос          с разных               позиций.

 

Принцип              экономии             времени.

 

Принцип экономии времени требует постоянного уменьшения трудоемкости операций в процессе управления. Это в первую очередь относится к информационным    операциям    по    подготовке    и    реализации   решений.

 

Возможности компьютерных технологий позволяют успешно реализовать данный принцип. Широкий набор математических методов и моделей позволяет экономить время при формировании рациональных (оптимальных) решений.

Принцип приоритета функций управления над структурой при создании организаций управления  и наоборот, в приоритет структур действующих над функциями организациях.

Создание новых определенного  систем   управления осуществляется набора для   реализации целей.

 

Каждая цель реализуется набором задач. Затем эти задачи группируются по общности и для этих групп формируется набор функций, а затем набор производственных        и        управленческих        звеньев        и        структур.

 

В реально действующих системах управления управленческие функции распределены между производственными и управленческими звеньями и структурами,     отлажены     взаимосвязи     между     элементами  структуры.

 

В процессе функционирования организации лишние элементы структуры отмирают, а недостающие постепенно появляются, вместе с ними отмирают или        появляются         новые    функции.

 

Принцип              делегирования   полномочий.

 

Роль метода делегирования полномочий в управлении столь велика, что многие исследователи и практики склонны рассматривать его как отдельный принцип             управления.

 

Полномочия представляют собой ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение определенных            задач.

 

Делегирование полномочий означает передачу задач и полномочий лицу, которое     принимает     на     себя     ответственность     за     их  выполнение.

 

Полномочия делегируются должности, а не индивиду, который занимает ее в данный          момент.

 

Важность принципа делегирования полномочий особенно растет в условиях экономических методов управления, реализация которых практически невозможна без самостоятельности и  творческой  инициативы  исполнителей. Основной формулой принципа является: «Никогда не делай сам того, что могут сделать твои подчиненные, кроме тех случаев, когда под угрозой                жизнь    человека».

 

Принцип делегирования полномочий состоит в передаче руководителем части возложенных на него полномочий, прав и ответственности своим компетентным сотрудникам. Главная практическая ценность принципа состоит в том, что руководитель освобождает свое время от менее сложных повседневных дел и может сконцентрировать свои усилия на решении задач более сложного управленческого уровня; при этом, что весьма важно для руководителя,      обеспечивается      соблюдение      нормы     управляемости.

 

Принцип              обратной             связи.

 

Обратная связь в системах управления – это особая форма устойчивой внутренней связи между управляющей и управляемой подсистемами, которая

 

носит информационный характер и является необходимым условием протекания процессов управления как основы существования и развития систем управления. Это также особая форма внешней связи между системами управления, которая носит информационный характер и имеет целью координацию      управленческих действий.

 

Обратная связь - это воздействие результатов функционирования, управления какой-либо системы (объекта) на характер этого функционирования, управления. Основная идея принципа обратной связи заключается в том, чтобы использовать сами отклонения системы (объекта) от определенного состояния для формирования управляющего воздействия.

 

Суть принципа обратной связи заключается в том, что любое отклонение системы от еѐ естественного или заданного состояния является источником возникновения в управляющей подсистеме нового движения, направленного на то, чтобы поддержать систему в еѐ естественном заданном состоянии. На этой основе осуществляется не только гомеостаз, обеспечивающий сохра- нение системы и еѐ приспособление (адаптацию) к новым внутренним (прежде всего у живых организмов и общества) или внешним условиям, но и обучение, накопление опыта, развития, совершенствования систем управления.

 

 

Классификация методов управления.

 

Методы управления - это система способов и приемов воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определенного результата.

 

Существуют несколько подходов и классификаций методов управления, однако по наиболее распространенной классификации они делятся на три группы:

 

Экономические методы управления, основанные на социально- экономических законах и закономерностях развития объективного мира - природы, общества и мышления; использование этих методов основано на системе экономических интересов личности, коллективами общества.

 

Это совокупность способов и приемов воздействия на экономические интересы людей в целях достижения наилучших результатов их функционирования с наименьшими требованиями и материальными затратами.

 

Организационно-распорядительные (административные) методы управления основаны на правах и ответственности людей на всех уровнях хозяйствования и управления (часто эти методы называют административными).

 

Это совокупность способов и приемов организационно распорядительного воздействия, направленного на обеспечение непрерывности и ритмичности управленческих процессов.

 

Социально-психологические методы управления, основанные на формировании и развитии общественного мнения относительно общественно и индивидуально значимых нравственных ценностей - добра и зла, сути жизни, нравственных начал в обществе, отношений к личности т.д.

 

Это совокупность способов и приемов воздействия на органы управления (коллективы) и людей через социально-психологические интересы.

 

Руководитель должен безупречно владеть всеми методами управления в их единстве,          в              системе.

 

Это означает, что он должен обладать высокой экономической культурой,

 

Экономические методы управления (ЭМУ) - это способы и приемы воздействия на людей, имеющие в своей основе экономические отношения людей         и         использование         их          экономических         интересов.

 

Экономические  методы  управления         представляют    собой     конкретный механизм     сознательного использования                на           практике объективных экономических     законов.

 

Содержание экономических методов управления состоит в целенаправленном воздействии на экономические интересы личности, коллектива, государства в целях достижения наилучших результатов их функционирования с наименьшими требованиями и материальными затратами.

 

Экономические методы управления должны представлять из себя взаимосвязанную систему стимулирования и экономического воздействия на все стороны жизнедеятельности государства, коллектива и личности и их органы управления.

 

Экономические интересы могут быть подвергнуты декомпозиции на интересы государства, коллектива и личности. Между этими интересами всегда существуют диалектические противоречия. Эти противоречия не искусственны,   а                существуют изначально, объективно.

 

Проблема сочетания личных, коллективных и государственных интересов всегда относилась к числу самых сложных. Она включала решение целого ряда задач, например установление в каждый период наиболее рациональных соотношений между фондами распределения и потребления; между фондами заработной платы и поощрительными фондами и т.п.

Прямой экономический расчет основан на централизованном плановом директивном распределении и перераспределении материальных, трудовых и финансовых ресурсов в целях обеспечения макропропорций расширенного воспроизводства. Он является плановым (то есть осуществляется через план)    идирективным.

 

Директивность означает его обязательность, придает ему характер закона.

 

Этот метод важен для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и в ряде других случаев, принимая форму субсидий, субвенций и дотаций.

 

Хозяйственный расчет основан на использовании стоимостных категорий в качестве регулирующих инструментов и рычагов, соотнесении результатов и затрат            в              производстве      и             реализации         продукции.

 

Система ЭМУ базируется на принципе системности и комплексности и опирается на все рычаги хозяйствования: финансы, кредиты, прибыль, фондоотдачу, рентабельность, заработную плату и т.п. по комплексным показателям (т.е. охватывает все рычаги управления без исключения) и системным - охватывать весь объект управления по всей его иерархии.

 

Конечная цель системного и комплексного использования методов - создание объективных условий для эффективной реализации социально- экономических законов общественного развития в интересах личности, коллектива и                общества.

 

Экономические рычаги можно рассматривать по уровням их преимущественного  влияния.

 

Так, категория заработной платы может рассматриваться как один из важнейших экономических рычагов, действующих на уровне личности отдельного        работника.

 

На уровне коллектива таким рычагом может выступать прибыль, рентабельность, на уровне общества - фондоотдача, окупаемость инвестиций,               экологичностъ   производства и   т.д.

 

3.            Организационно-распорядительные методы управления.

 

Организационно-распорядительные         методы управления (ОРМУ) включают способы и приемы воздействия субъекта управления на объект управления на основе силы и авторитета власти - указов, законов, постановлений, приказов, распоряжений, указаний, инструкций и т.п.

 

ОРМУ устанавливают обязанности, права, ответственность каждого руководителя и исполнителя, а также каждого звена и уровня управления.

 

ОРМУ должны обеспечивать персональную ответственность каждого из работников аппарата управления за исполнение воли вышестоящих органов власти.

 

Основой ОРМУ являются организационные отношения, объективно существующие в любом обществе, любой социально-экономической системе. На их основе формируются многообразные отношения управления. Реально любые организационные отношения – это, прежде всего, субъектно- объектные отношения, которые включают в себя отношения прав и ответственности, властности,         компетентности.

 

Система ординарных отношений прав и ответственности играет решающую роль при построении системы ОРМУ.  Для того чтобы система ОРМУ работала       эффективно,       необходимо       два       основных     условия:

 

-сбалансированность   прав   и    ответственности на каждом    из  уровней управления, что образует основу тождественности субъекта и объекта        управления        на        каждом        из        уровней    управления;

 

-сбалансированность     прав     и      ответственности между      уровня- ми управления. При этом каждый из промежуточных уровней управления должен выступать в качестве «ретранслятора» (последующего устройства), не создающего помех и перекосов в системе управления.

 

При нарушении этих требований неизбежно возникают и развиваются поползновения к доминированию прав и снижению ответственности. Система превращается в автократическую систему, следствием чего выступают автократизм центра, парад суверенитетов, безответственность промежуточных           уровней.

 

ОРМУ  достаточно   разнообразны   по   своей   природе,   однако   их   можно классифицировать по направлениям воздействия (рис.4).

 

Классификация выделяет 4 группы организационно-распорядительных методов:

 

-Распорядительные.

 

-Организационно - стабилизирующие.

 

-Дисциплинирующие.

 

По          характеру            управляющего   воздействия.

 

 

4.Социально-психологические методы управления.

 

Социально-психологические методы управления представляют собой механизм воздействия на органы управления (коллективы) и людей через социально-психологические интересы.

 

Методы формирования и использования общественного и индивидуального сознания, социальной активности, основывающиеся на общественно значимых морально-этических категориях и ценностях, что в совокупности и является    сущностью    социально-психологических    методов   управления.

 

При организации и осуществлении управления необходимо учитывать законы поведения людей в их деятельности. К основным законам поведения в    их           деятельности      относятся:

 

первый - человек всегда стремится достичь результатов с минимальными затратами            для         себя;

 

второй - каждый человек стремится действовать так, чтобы в результате ему лично последовало максимальное поощрение в приемлемой форме или минимальное       наказание;

 

третий - каждый человек делает только то, что указывает ему инстанция, которая   может   реально   поощрить   или   наказать    его.    Классификация    социально-психологических    методов     управ-   ления определяется уровнем иерархии социальных процессов, которая включает:общество;  коллектив;           группа; личность.

 

На уровне общества действуют методы управления социально- массовыми               процессами.

 

Цель управления - заставить отдельного человека, коллектив или общество выполнять внешнюю, т.е. поставленную кем-то задачу или программу. К. Блейкмор в книге «Механика разума» писал, что «мечты каждого лидера - тирана или доброго пророка (демократа или тоталитариста) упорядочить поведение    своего народа».

 

Методы управления социально-массовыми процессами базируются на информационном    управлении.        Под информационным управлением понимается такое управление, когда управляющее воздействие носит информационный характер, то есть субъекту управления дается информационная картина, ориентируясь на которую, он выбирает линию поведения.

 

Ныне главным носителем информации для человека стал экран телевизора или компьютера. Скорость создания картин, понятий-образов столь высока, что на обдумывание полученной информации уже нет времени. Диалог  исчез, осталось только чтение - потребление. Например, американские мультфильмы основаны на столь высокой скорости смены образов, которая не           допускает            рефлексии           (диалога).

 

Телевизионная камера приближает зрителя на запретное расстояние, вызывает нездоровый интерес и тем развращает человека. От фиктивного экранного          носителя              идет       дорога  к              реальному.

 

По мнению психологов, критически усваивать информацию способны 15- 25% населения. К тому же до 75% людей обладают повышенной внушаемостью. Поэтому применение современных способов массовой информации   обеспечивает                управляемость   обществом.

 

Информационное воздействие на человека представляет одновременный учет двух компонентов: информационного и психологического, с преобладанием первого, так как данное воздействие предусматривает информационный подход и построение информационной модели психики человека, а также учет   информационного   взаимодействия   между  людьми,   группами  и т.д.

 

На следующем уровне действуют методы управления коллективами и группами,    включающие:

 

-оценку индивидуальных               качеств работников;

 

-выработку ориентиров, создающих условия для максимального проявления профессиональных качеств работников.

 

Организующая сила коллективного общения формирует не только

 

профессиональные качества работника, но и развивает его как целостную личность. Тем самым социальная устремленность коллектива в целом органично связывается с социальной устремленностью, социально значимыми целями, морально-этическими нормами поведения отдельного работника.

 

В различных коллективах, отличающихся характером работ (исследования, разработки, производственная деятельность, маркетинговая, финансовая и т.д.), методы управления коллективами и группами имеют свои особенности и                специфику.

 

Методы   управления   внутригрупповыми   явлениями   и    процес- сами действуют на уровне взаимоотношений между членами коллектива или отдельной группы (в отличие от предыдущей группы методов, рассматривающей коллектив как единое целое, подчиненное одной цели и достижению       конечных             результатов).

 

При управлении организацией (коллективом) выделяют три основных стадии:

 

первая стадия - стадия ориентации и адаптации, когда работники присматриваются              друг       к              другу, к руководителю;

 

вторая стадия - стадия самоорганизации, саморегулирования и саморазвития;

 

третья   стадия   -               стадия интеграции           коллектива.

 

На первой стадии основную роль играет руководитель. Руководитель информирует новых сотрудников о целях, планах и условиях деятельности коллектива; ставит задачи, подлежащие решению; расставляет людей, формирует требования к подчиненным, воспитывает у них ответственность за   успешное   выполнение   поставленных   заданий,   культуру  исполнения.

 

На второй стадии уровень вмешательства руководителя должен уменьшаться и на смену ему все в большей степени должны приходить взаимовыручка, взаимоуважение,       взаимопонимание,       лояльность       друг       к    другу.

 

На этом этапе руководитель должен уметь замечать хорошие сдвиги в формировании коллектива; поддерживать и развивать хорошие тенденции, делать  акценты   на  позитивные   сдвиги,  проявления   личностных свойств.

 

На третьей стадии формируется общность работников как единого социального организма. На этой стадии формируется коллективное мнение о нормах поведения, коллективная этика, отношение взаимопомощи и сотрудничества.

 

Общая цель коллектива выступает как фактор интеграции частичных целей каждой личности.

 

Методы управления         индивидуально-личностным поведением представляют собой скорее искусство, чем науку. Основным методом управления индивидуально-личностным поведением является личный пример руководителя, либо пример поведения работников (сотрудников).

 

Роль учителя, педагога, наставника исключительно важна в воспитании личности.

 

Эффективным методом является метод ориентирующих воздействий, который включает создание обстановки, условий, ориентирующих поведение личности   в  направлении   проявления  ее   лучших   созидательных качеств.

 

В решении задач морально-психологического воздействия на личность принадлежит методам материального и морального стимулирования, при этом моральное стимулирование должно быть тесно взаимосвязано с материальным. Здесь требуется тактичность, высокий профессионализм руководителя, талант воспитателя.

 

 

Вопросы по теме лекции:

1. Содержание   и              механизм             проявления         законов управления.

2. Опишите сущность и содержание принципов управления.

3.  Опишите организационно-распорядительные методы управления.

4. Опишите социально-психологические методы управления.