Теоретическая инноватика

Лекция № 2 (материал лекции взят из источника – Р.И. Акмаева «Инновационный менеджмент малого предприятия, работающего в научно – технической сфере»/ Ростов н/Д : Феникс, 2012. (Высшее образование)

 

Тема «Развитие малого инновационного предпринимательства как база осуществления предпринимательского прорыва в России в условиях инновационной экономики»

 

Для настоящего момента времени — времени инновационной экономики — характерно усиление влияния государственного регулирования и содействия развитию предпринимательства в России, и прежде всего — в малом и среднем бизнесе. Важно обеспечить необходимые условия для успешного предпринимательского прорыва в экономике, когда массовое население страны включится в специфическое российское предпринимательство. Ни у кого нет сомнений, что у россиян высокий потенциал экономического развития через созидательное предпринимательство, через творческую энергию предпринимателей и всемерную поддержку государства.

Если государство осознает важность предпринимательской способности как важнейшего ресурса экономического развития страны, то оно должно создавать для предпринимателей соответствующие экономико-правовые условия, т. е. развивать эффективную предпринимательскую инфраструктуру. Опыт экономически развитых стран позволяет сделать вывод о существовании только одной-единственной стратегии, обеспечивающей экономическое развитие. Она основана на всемерном развитии хозяйственной самостоятельности россиян через предпринимательский прорыв. По экспертным оценкам, в российской экономике должно функционировать минимум 2,5-3 миллиона предпринимательских экономиче­ских субъектов, а сейчас их почти в пять раз меньше. Таким образом, государство своей целенаправленной политикой должно создавать все необходимые условия для поощрения требуемого и подавления нежелательного предприниматель­ского поведения.

К основным достоинствам малого предпринимательства можно отнести:

— повышенную мобильность и гибкость, возможность бы­строго реагирования на изменения рыночной конъюнктуры;

-   доступность  для  граждан  многих  организационных форм малого бизнеса из-за относительно небольших первона­чальных инвестиций и потребности в оборотных средствах;

— создание новых рабочих мест;

возможности комплексного и безотходного использова­ния местных сырьевых ресурсов сетью малых предприятий;

— относительно низкую себестоимость изготовления про­дукции (услуг) за счет накладных расходов.

Содержание государственного регулирования предприни­мательства определяется принципами, функциями и методами государственного управления экономикой. Государство также должно реализовывать функции защиты рыночных основ хо­зяйствования:

— обеспечение нормального функционирования механизма конкуренции, улучшение качества продукции и услуг;

— пресечение недобросовестной конкуренции;

— обеспечение свободного ценообразования.

В настоящее время в механизме государственного регули­рования предпринимательской деятельности в России про­изошли существенные изменения. Сейчас государство в зна­чительной мере отказалось от административного влияния на предпринимателей, т. е. от непосредственного вмешательства в процессы ценообразования, политику доходов, финансово-кредитные отношения. Государство строит свои отношения сбизнесом, используя преимущественно экономические методы (установление ставок налогов и процентов на государственные кредиты, целевых дотаций, валютных курсов и т. д.).

Важнейшей составляющей государственного регулирова­ния малого предпринимательства является его государствен­ная поддержка, которая в развитых странах обычно осущест­вляется по следующим направлениям:

— помощь в создании малых предприятий;

— информационная и консультационная поддержка;

— финансирование малого бизнеса (создаются особые ре­зервы для поддержки малого и среднего бизнеса посредством субсидий или фискальных льгот на инвестиции, льготных зай­мов и дотаций);

— комплекс специальных мер поддержки малых инноваци­онных предприятий, работающих в научно-технической сфере;

— предоставление налоговых льгот;

— стимулирование инновационной деятельности;

— создание рабочих мест;

— подготовка и переподготовка кадров;

— техническая и управленческая поддержка.

Система государственной поддержки малого бизнеса за рубежом опирается на прямые и косвенные рычаги влияния и реализуется через два канала содействия: малому бизнесу в це­лом и предприятиям, занятым инновационной деятельностью независимо от их размеров. Она включает в себя:

- правовое, законодательное обеспечение деятельности малого бизнеса;

— льготное кредитование;

— государственное страхование займов;

— льготное налогообложение;

— информационно-консультационное, маркетинговое и кад­ровое обеспечение.

Если в первые годы рыночных преобразований малое пред­принимательство в России получило достаточный импульсдля своего развития, то в настоящее время уровень развития малого предпринимательства, оцениваемый по общепринятым в развитых странах показателям, недостаточен. Объем про­изводства в сфере малого предпринимательства колеблется в развитых странах от 35 до 65% ВВП. Между тем в расчете на 1000 чел. населения страны в РФ приходится в среднем лишь 6 малых предприятий, тогда как в государствах Европейско­го Союза — не менее 30 (в США — 74, Италии — 68, Япо­нии — 50). Доля экономически активного населения, занято­го в сфере малого предпринимательства в России, в 2-3 раза ниже по сравнению с уровнем западноевропейских стран, где данный показатель составляет 40-50%. Более того, в послед­ние годы по уровню вовлеченности населения в сектор малого предпринимательства увеличивается разрыв даже со странами Восточной Европы. Отраслевая структура малого предприни­мательства в РФ в последние годы практически не претерпела существенных изменений. Большинство малых предприятий (45-50% от их общего числа) функционирует в сфере торгов­ли и общественного питания, а в промышленности и на транс­порте — 20-30%. Приоритетные отрасли реального сектора экономики, и прежде всего инновационная деятельность, раз­виваются в недостаточной мере. Сохраняется высокая диффе­ренциация по уровню развития малого предпринимательства между российскими регионами, в которых потенциал развития малого предпринимательства задействован крайне неравно­мерно. Почти третья часть всех малых предприятий сосредото­чена в Центральном округе. В двух крупнейших городах, Мо­скве и Санкт-Петербурге, находится соответственно по 29,9% и 8,3% всех малых предприятий.

По данным Всемирного банка, общее число показателей, по которым предприятие относится к малому, насчитывает более 50 (от численности работников до величины активов и масшта­бов объекта). Российским законодательством определены два критерия для отнесения их к категории малых предприятий:

Тема!

численность занятых и удельный вес в уставном (учредитель­ском) капитале, В РФ малое предпринимательство было раз­решено еще в 1988 г. Тогда к малым предприятиям относились государственные предприятия с численностью менее 100 че­ловек. С августа 1990 г. основной критерий отнесения к ма­лым предприятиям — численность работающих — был диф­ференцирован в зависимости от отраслей: в промышленности (до 200 чел.), науке (до 100 чел.) других производственных от­раслях (до 50 чел.), в организациях непроизводственной сферы (до 25 чел.), в розничной торговле (до 15 чел.).

В настоящее время критерии отнесения организаций к субъектам малого предпринимательства определены в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ, согласно кото­рой к субъектам малого и среднего предпринимательства от­носятся внесенные в ЕГРЮЛ потребительские кооперативы (сельскохозяйственные, кредитные, садоводческие, огородни­ческие или дачные, жилищные накопительные и др.) и коммер­ческие организации (за исключением государственных и муни­ципальных унитарных предприятий). Кроме того, к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в ЕГРИП физические лица, осуществляющие предпринимательскую де­ятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства. Вес перечисленные лица являются субъектами малого предпринимательства, если отвечают сле­дующим трем требованиям.

Первое требование — ограничение участия других лиц в капитале. Это требование распространяется только на юриди­ческие лица. Для них:

- суммарная доля участия Российской Федерации, субъ­ектов РФ, муниципальных образований, иностранных юриди­ческих лиц, иностранных граждан, общественных и религиоз­ных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) не должна превышать 25%. Исключение составляют активы акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инве­стиционных фондов);

— доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%. Данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной де­ятельности, исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких обществ — бюджетным на­учным учреждениям {образовательным учреждениям высшего профессионального образования) или созданным государствен­ными академиями наук научным учреждениям (образователь­ным учреждениям высшего профессионального образования), т. е. на малые инновационные предприятия (МИП), созданные по Федеральному закону № 217-ФЗ, данное ограничение уже не распространяется.

Второе требование — ограничение средней численности работников. Второй критерий относится как к юридическим лицам, так и к индивидуальным предпринимателям. Средняя численность работников малого предприятия за предшеству­ющий календарный год не должна превышать 100 человек включительно. В последние годы кроме малых предприятий стали выделять микропредприятия, В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 мая 2008 г. № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных огра­ничений при осуществлении предпринимательской деятельно­сти» были дифференцированы средние и малые виды бизнеса: если число работающих в организации менее 15 человек, то это микропредприятие, до 150 — малый бизнес, до 250 чело­век —- средний бизнес.

Средняя численность работников за календарный год определяется с учетом всех работников, в том числе работ­ников, работающих по гражданско-правовым договорам или

22

Тема!

по совместительству с учетом реально отработанного време­ни, работников представительств, филиалов и других обосо­бленных подразделений. На это указывает ч. 6 ст. 4 Закона № 209-ФЗ.

Третье требование — ограничение объемов выручки от ре­ализации и (или) величины балансовой стоимости основных средств.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ, третьим критери­ем, по которому оценивается, может ли организация считаться субъектом малого предпринимательства, — это выручка от ре­ализации товаров {работ, услуг) без учета налога на добавлен­ную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год. Они (выручка и балансо­вая стоимость) не должны превышать предельные значения, установленные Правительством РФ.

Правительство РФ постановлением от 22.07.2008 г. № 556 утвердило только предельные значения выручки от реали­зации. Для микропредприятий это 60 млн руб., а для малых предприятий — 400 млн руб. Предельные значения выручки от реализации и балансовой стоимости активов устанавлива­ются Правительством РФ один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъ­ектов малого и среднего предпринимательства (ч. 2 ст. 4 Зако­на № 209-ФЗ). А значит, в ближайшие два года предприятия должны руководствоваться указанными выше предельными значениями.

Категория субъекта предпринимательства (из микропред­приятия в малое, из малого в среднее и наоборот) изменяется только в случае, если предельные значения численности ра­ботников и выручки от реализации выше или ниже установ­ленных предельных значений в течение двух календарных лет, следующих один за другим. Это следует из ч. 4 ст. 4 Закона № 209-ФЗ.

Вновь созданные организации или вновь зарегистрирован­ные индивидуальные предприниматели в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъ­ектам малого предпринимательства, если их показатели сред­ней численности работников и выручки от реализации товаров (работ, услуг) за период, прошедший со дня государственной регистрации, не превышают предельных значений. Об этом — в ч. 5 ст. 4 Закона № 209-ФЗ.

Статус малого предприятия не зависит от того, какую си­стему налогообложения вы применяете. Таким образом, ма­лыми предприятиями могут быть и те, которые платят налоги по общему режиму, и применяющие упрощенную систему на­логообложения (УСН) либо находящиеся на едином налоге на вмененный доход (ЕНВД) или едином налоге для сельскохо­зяйственных товаропроизводителей (ЕСХН).

Специально регистрироваться где-либо в качестве субъек­та малого предпринимательства не надо. Не нужно и никакого свидетельства, подтверждающего ваш статус малого предпри­ятия.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности, относятся к таковым по критерию того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли. Под субъектами малого предпринимательства понимаются также индивидуаль­ные предприниматели, т. с. физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юриди­ческого лица (ПБОЮЛ).

Отнесение малых и средних предприятий к инновацион­ным определяется использованием ими технологических ин­новаций в производстве. О своей инновационной деятельности малые предприятия, использующие какие-либо технологиче­ские инновации, должны ежегодно отчитываться по формам федерального государственного статистического наблюдения № 2-МП инновация (см. постановление Федеральной службыгосударственной статистики от 18 сентября 2007 г. № 64). В соответствии с этим постановлением под технологически­ми инновациями подразумевается деятельность предприятия, связанная с разработкой и внедрением технологически новых продуктов и процессов, а также значительных технологиче­ских усовершенствований в продуктах и процессах; техноло­гически новых или значительно усовершенствованных услуг, новых или значительно усовершенствованных способов про­изводства (передачи) услуг.

В соответствии с российским законодательством государ­ственная поддержка малого предпринимательства осуществля­ется по следующим направлениям:

формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а так­же научно-технических разработок и технологий;

установление упрощенного порядка регистрации субъ­ектов малого предпринимательства, лицензирования их дея­тельности, сертификации их продукции, представления госу­дарственной статистической и бухгалтерской отчетности;

поддержка внешнеэкономической деятельности субъ­ектов малого предпринимательства, включая содействие раз­витию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

— организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется в соответствии с Федеральной программой государственной поддержки малого предпринимательства, региональными (межрегиональными), отраслевыми (меж­отраслевыми) и муниципальными программами развития и поддержки малого предпринимательства, разрабатываемымисоответственно Правительством РФ, органами исполнитель­ной власти субъектов РФ и органами местного самоуправ­ления.

Во всех субъектах РФ (областях, краях и республиках) раз­рабатываются разнообразные формы государственной под­держки малого и среднего бизнеса, отраженные в принятых ими в свое время отраслевых целевых программах «Государ­ственная поддержка малого предпринимательства». Исполь­зуемые в последние годы формы государственной поддержки были существенно дополнены согласно Указу Президента Рос­сийской Федерации от 15 мая 2008 г. № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности».

Значительные изменения, появившиеся в мае 2008 г. по инициативе Президента РФ, касаются: и значительного упро­щения начала предпринимательской деятельности (введение 1феимущсствснно уведомительного порядка, сокращение ко­личества разрешительных документов, необходимых для ее осуществления, замена обязательной сертификации деклари­рованием производителем качества выпускаемой продукции); и ограничения числа различных проверок (плановых — не бо­лее чем один раз в три года за исключением налогового контро­ля);и замены лицензирования отдельных видов деятельности обязательным страхованием ответственности или предостав­лением финансовых гарантий и др. Кроме того, органы госу­дарственной власти субъектов Российской Федерации теперь наделяются правом определять порядок предоставления субъ­ектам малого и среднего предпринимательства, в том числе за­нимающимся социально значимыми видами деятельности, во-первых, помещений в аренду на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) за счет специаль­но выделенных для этой цели помещений и (или), во-вторых, порядок продажи в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства арендуемых ими не менее трех лет помещений с возможностью рассрочки оплаты и без проведения аукциона. Таким образом, добросовестные предприниматели получают преимущественное право выкупа помещений, арен­дуемых ими.

Наиболее востребованными формами поддержки среднего и малого бизнеса на практике являются: во-первых, субсиди­рование процентной ставки по банковским кредитам (обыч­но — до двух третей кредитной ставки), если направление деятельности предпринимателя совпадает с приоритетным на­правлением развития экономики региона и при создании новых рабочих мест; во-вторых, субсидирование части лизинговых платежей; в-третьих, поддержка производства предпринимате­лями товаров на экспорт путем компенсации услуг, связанных с созданием товарных знаков, процентной ставки по кредиту, работ по сертификации, оплаты аренды при проведении выста­вок за рубежом. Теперь предпринимателям на начальном этапе развития для компенсации недостатка стартового капитала бу­дут предоставляться гранты (до 300 тыс. руб.) под разработан­ные ими бизнес-проекты.

В регионах также создаются гарантийные фонды субъектов малого и среднего предпринимательства в целях восполнения недостатка залоговой базы по обязательствам предпринима­телей и для обеспечения равного доступа субъектам малого и среднего бизнеса к кредитным и иным финансовым ресурсам. Гарантийные фонды будут формироваться в размере 50% за счет средств федерального бюджета. Предоставление гарантий и поручительств по кредитам субъектов малого предпринима­тельства позволит в значительных объемах привлечь кредит­ные ресурсы в реальный сектор экономики, создать больше дополнительных рабочих мест и увеличить налоговые посту­пления в консолидированный бюджет субъекта РФ и внебюд­жетные фонды.

Глобальный кризис 2008-2009 гг., тем не менее, выявил на­личие многих проблем в области государственной поддержкималого и среднего предпринимательства. В связи с этим в 2009-2010 гг. правительством был принят ряд решений по ограничению возможностей проверок деятельности субъек­тов малого бизнеса. В частности, органы надзора сейчас могут проводить проверки предпринимателей сферы малого бизне­са не чаще одного раза в три года1. Для проведения внеплано­вой проверки следует предварительно получить разрешение в прокуратуре. Кроме того, стало проще и дешевле подключить малые предприятия к энсрго-, газо- и водоснабжению. Малые предприятия вес чаще привлекают к выполнению государ­ственных заказов. Была отменена норма об обязательном при­менении кассовых аппаратов для предприятий, уплачивающих единый налог на вмененный доход.

В кризисный и посткризисный период кардинально расши­рилась инфраструктура поддержки субъектов малого предпри­нимательства (особенно в части развития инноваций), которая включает центры и агентства по развитию предпринимательства, фонды поддержки предпринимательства, венчурные фонды, фонд содействия кредитованию, правовые центры, бизнес-инку­баторы, технопарки, лизинговые фирмы, объединения предпри­нимателей, агентства по поддержке экспорта товаров и пр.

Объемы федерального финансирования малого и среднего предпринимательства значительно увеличились и стали сопо­ставимыми с объемом соответствующей государственной под­держки в высокоразвитых странах.

Среди регионов лидером по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) является г. Москва, где предоставляют субсидии для возмещения: процентной ставки по кредитам субъектам МСП до двух третей (ставки рефинан­сирования); затрат субъектов МСП по договорам финансовойаренды (лизинга) (до двух третей ставки рефинансирования); затрат субъектов МСП на сертификацию продукции и произ­водства, разработку промышленного образца и торговой мар­ки, выполнение обязательных требований технических регла­ментов (до 250 тыс. руб. для субъекта малого и до 400 тыс. руб. — среднего предпринимательства); затрат на приобре­тение основных средств субъектами МСП, осуществляющи­ми деятельность по приоритетным направлениям поддержки (до 5 млн руб.), а также инновационными предприятиями (до 2,5 млн руб.). Кроме того, возмещалось до 30% затрат по до­говорам о присоединении энсргопринимающих устройств к электрической сети и технологическом присоединении к ин­женерным сетям и сооружениям. Начинающие московские предприниматели могли получать на принципах софинансирования компенсацию затрат на приобретение основных средств, организацию и оснащение рабочего места, закупку сырья и расходных материалов, аренду зданий, помещений (размер субсидии до 350 тыс. руб.). А для поддержки моло­дежного предпринимательства на принципах софинансирования предусмотрено выделять до 750 тыс. руб. субсидий. Бла­годаря деятельности Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы через сеть агентств ООО «Микрофинанс» предприниматели могли получить до 350 тыс. руб. в быстром беззалоговом режиме. При наличии даже такой развитой ин­фраструктуры поддержки малого бизнеса в Москве падение в сфере МСП в период кризиса стало одним из самых значи­тельных среди субъектов РФ. Представители малого бизнеса Москвы по данным социологического опроса назвали в каче­стве основных причин сложившегося положения сохранение административных барьеров и коррупцию чиновничества. По оценкам А. Виленского, «...под влиянием роста аппети­тов чиновничества, с одной стороны, и кризисных условий хозяйственной деятельности — с другой, проблема корруп­ции и административных барьеров вновь стала основной длясубъектов МСП»1. Не способствует эффективному развитию МСП также наметившаяся тенденция массовой коммерциа­лизации поддержки МСП, причем за счет средств бюджета, поскольку некоторые организации, номинально относящиеся к инфраструктуре поддержки МСП, стали считать основной целью своей деятельности увеличение собственных доходов, неоправданно выходя на рынок услуг для малых и средних предприятий со своими низкокачественными услугами.

Только кардинальное улучшение предпринимательского и инвестиционного климата в стране и реальная борьба с кор­рупцией смогут на деле способствовать более эффективному развитию малого бизнеса, повышению его инновационной ак­тивности. Этому также должна помочь реализация положений принятого в 2009 г. Закона № 217-ФЗ, который разрешает соз­дание хозяйственных обществ на базе бюджетных учреждений науки (НИИ) и образования (вузов) с целью получения дохода от создаваемых идей, что должно способствовать более актив­ному развитию инновационных технологий и их коммерческо­му трансферу в производство.

Между тем в настоящее время большинство экспертов дают негативную   оценку  текущего   инновационного   потенциала России, особенно на фоне развитых стран. Так, в деловой лите­ратуре отмечают тенденцию по снижению доли высокотехно­логичных продуктов в ВВП России с 1,12% в 2007 г. до 1,03% в 2008 г. По этому показателю Россия занимает лишь 312-е ме­сто в мире. Ведущие же позиции в данном рейтинге занимают страны, рост ВВП в которых на 50-90% определяет развитый научно-технический комплекс страны. В 2007 г. число пред­приятий, осуществлявших технологические инновации, со­ставляло всего 8,5% от их общего количества, что обусловлено дефицитом финансирования научно-исследовательских про­цессов, не позволяющим создать необходимую материально-техническую базу и обеспечить достойными кадрами развитие инновационных технологий.

Увеличение разрыва между спросом на высокотехнологич­ную продукцию и возможностью ее производить приводит к тому, что предприятия почти всех отраслей предпочитают за­купку готового оборудования созданию собственных НИОКР. Объясняется это не желанием заниматься венчурным финансированием, а закупать проверенную, готовую для потребления продукцию. В то же время рост импорта производственных технологий позволил частично компенсировать результаты кризиса промышленного производства 1991-1999 гг. и техно­логического спада, который продолжается в России до сих пор. С 1997 г. общее число используемых в российской промыш­ленности передовых производственных технологий (собствен­ных и импортированных) увеличилось в 2,6 раза (с 55,5 до 141,0 тыс.). При этом, к примеру, в области проектирования и инжиниринга, связи и управления число технологий выросло в 6 раз, информационных систем — в 4 раза.

Таким образом, сложилась ситуация, когда большая часть выпускаемой в РФ высокотехнологичной продукции является скорее усовершенствованной или просто современной, но ни­как не радикально новой. С более широкой точки зрения, это является губительным для внутреннего производства высоко­технологичной продукции. В то же время нельзя отрицать и тот факт, что Россия остается страной, владеющей огромной научно-технической базой. В XX веке около двух третей миро­вых новаций, внедренных в экономику развитых стран, было реализовано при использовании достижений и идей россий­ской фундаментальной науки. Надо помнить и о значительных наработках ВПК еще в советские времена: при реализации ин­новационно- ориентированного пути развития российской эко­номики это необходимо учитывать. Безусловно, в последние годы Россия развивалась в основном за счет внешних источни­ков — продажи природных ресурсов и сырья, а также за счет«дешевых» кредитов иностранных банков. В условиях про­должающихся в мире кризисных явлений необходимо искать альтернативные внутренние возможности роста. Так, в ноябре 2008 г. была принята Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., в которой были определены основные этапы научно-технического развития в Российской Федерации.

Согласно прогнозам Правительства РФ программа перево­да российской экономики на новые, инновационные «рельсы» экономического развития будет проводиться в два этапа.

Первый этап — консолидация конкурентных преимуществ (2009-2012 гг.):

1)  реализация конкурентных преимуществ в «традицион­ных» секторах;

2) адаптация к кризисным процессам в мировой экономике;

3)  создание условий и технологических заделов, обеспечи­вающих перевод экономики в режим инновационного развития;

4) опережающие инвестиции в человеческий капитал и ин­фраструктуру.

Второй этап — инновационный прорыв (2013-2020 гг.) дол­жен ознаменоваться рывком в повышении конкурентоспособ­ности на основе:

1) перехода на новую технологическую базу;

2)  улучшения качества человеческого потенциала и соци­альной среды;

3)  формирования структуры диверсификации экономики и завершения модернизации инфраструктурных секторов;

4)  формирования общества доверия и социального благо­получия, смягчения социальной и региональной дифференци­ации.

Мировая практика показывает, что инновационный процесс и внутреннее производство инновационных технологий оказы­ваются более эффективными при максимальном вовлечении, прежде всего, малого бизнеса. А для этого одной из приоритетных задач государства становится обеспечение равных воз­можностей для вхождения в рынок инновационных техноло­гий как крупным предприятиям, так и малым инновационным компаниям. Введение в последнее время ряда налоговых льгот также должно способствовать развитию инновационных ис­следований и разработок в частном секторе. Пока наиболее привлекательными для инновационных предпринимателей оказываются инвестиции в «малозатратные» технологии (на­пример, информационные технологии). Из них наиболее пер­спективными считаются прикладные программные средства, интеллектуальные системы поддержки работы сложных ком­плексов и комплексной автоматизации предприятий, системы для единой телекоммуникационной сети, включающей интер­нет, телевидение, радио, мультимедийные системы. Широкое применение и развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), безусловно, открывает большие возмож­ности для развития национальной экономики, увеличения за­нятости населения как в самом секторе ИКТ, так и в областях, в которых они применяются.

В условиях рыночной экономики кроме наличия возможно­сти создать качественно новый продукт необходимо уметь дать ему «коммерческую» оценку, т. к. именно она помогает участ­никам инновационного процесса ответить на главный вопрос: будет ли та или иная инновация прибыльной и на что она будет направлена — в массовое производство или на реализацию не­коммерческих задач? По результатам статистического опроса, более 50% предпринимателей намерены преодолевать экономи­ческую нестабильность с помощью модернизации технологий производства своей продукции. Остальные решили наладить выпуск новых продуктов, из них свыше одной трети намерены вложить деньги именно в исследования и разработки, что, в свою очередь, подразумевает создание принципиально новой продукции. В составе половины российских предприятий уже есть подразделения, осуществляющие инновационные разработки и их внедрение, а пятая часть организаций собираются создать такие подразделения.

Министерство экономического развития России в 2011 г, разработало Стратегию инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. под названием «Инновацион­ная Россия-2020». Во введении к документу подчеркивается, что стратегия «призвана ответить на стоящие перед Россией вызовы и угрозы в сфере инновационного развития за счет выстраивания четкой системы целей, приоритетов и инстру­ментов государственной инновационной политики». Страте­гия задает долгосрочные ориентиры развития субъектам ин­новационной деятельности, включая органы государственной власти всех уровней, науку и предпринимательский сектор, и должна стать ориентиром для разработки концепций и про­грамм социально-экономического развития России, отдельных секторов и регионов.

Цель Стратегии — перевод к 2020 г. экономики России на инновационный путь развития, характеризующийся следую­щими основными показателями:

- доля предприятий промышленного производства, осу­ществляющих технологические инновации, возрастет до 40 -50% в 2020 г. (в 2009 г. — 9,4%);

— доля России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг (в том числе атомная энергетика, авиатехни­ка, космическая техника и услуги, специальное судостроение и т. д.) достигнет не менее 5-10% в 5-7 и более секторах к 2020 г.;

удельный вес экспорта российских высокотехнологич­ных товаров в общем мировом объеме экспорта высокотех­нологичных товаров увеличится до 2% в 2020 г. (в 2008 г. -0,35%);

валовая добавленная стоимость инновационного секто­ра в валовом внутреннем продукте составит 17-18% в 2020 г. (в 2009 г. — 12,7%);

-— удельный вес инновационной продукции в общем объ­еме промышленной продукции увеличится до 25-35% в 2020 г. (в 2009 г. —4,6%);

— внутренние затраты на исследования и разработки по­высятся до 2,5-3% валового внутреннего продукта в 2020 г. (в 2009 г. — 1,24%), из них больше половины — за счет част­ного сектора;

— доля российских исследователей в общемировом числе публикаций в научных журналах повысится до 3% в 2020 г. (в 2010 г. —2,13%);

— средняя цитируемость научных работ российских иссле­дователей повысится до 5 ссылок на статью в 2020 г. (в 2006-2010 гг. — 2,4 ссылки на статью);

— не менее 5 российских вузов войдут в число 200 ведущих мировых университетов согласно международным рейтингам (в 2009 г. — ни одного);

— количество патентов, ежегодно регистрируемых россий­скими физическими и юридическими лицами в патентных ве­домствах ЕС, США и Японии, превысит в 2020 г. 2,5 — 3 ты­сячи (в 2008 г. — 63);

—  доля средств в структуре доходов ведущих российских университетов, получаемых за счет выполнения НИР и НИОКР, достигнет 25%;

— доля средств на научные исследования, проводимые на базе вузов, в общем объеме средств, направляемых на научные исследования, увеличится до 30%.

В документе «Инновационная Россия-2020» представлены три возможных варианта инновационного развития страны:

1) вариант инерционного импортоориентированного техно­логического развития,

2)  вариант догоняющего развития и локальной технологи­ческой конкурентоспособности и

3) вариант достижения лидерства в ведущих научно-техни­ческих секторах и фундаментальных исследованиях.

В данном документе отмечается, что, с учетом проблем посткризисного развития, существует значительный риск того, что в России может начать реализовываться «инерционный» вариант — определенные тенденции в этом направлении уже складываются. Задача — вывести Россию на реализацию оп­тимальной стратегии, причем в современных условиях для нашей страны оптимальной является смешанная стратегия, с элементами стратегии лидерства в некоторых сегментах, в ко­торых имеются (или могут быть быстро созданы) конкурент­ные преимущества, но с реализацией догоняющей стратегии в большинстве секторов экономики и промышленности, парал­лельно с восстановлением инженерного и конструкторского потенциала.

Реализация стратегии предполагается в два этапа: 1-й этап (2011-2013 гг.) - - повышение восприимчивости бизнеса и экономики в целом к инновациям; 2-й этап (2014-2020 гг.) — увеличение доли расходов на инновации в бюджете страны, опережающий рост доли частного финансирования в общем объеме внутренних затрат на исследования и разработки, мас­штабное перевооружение и модернизация в промышленности. Российские предприятия по используемым технологиям долж­ны будут выйти на средний уровень развитых стран. Принятие 17 декабря 2011 г. Российской Федерации в ВТО будет содей­ствовать более широкому развитию, прежде всего, инноваци­онных отраслей промышленности, а, следовательно, и малого инновационного предпринимательства в стране.

Таким образом, реализация предпринимательского прорыва в стране в области развития малого и среднего бизнеса пред­полагает:

необходимость улучшения предпринимательского кли­мата и развития культуры предпринимательства путем созда­ния благоприятного нормативно-правового поля;

устранение административных барьеров при организа­ции собственного дела;

 

обеспечение более широкого доступа к финансовым и информационным ресурсам;

— гарантирование защиты частной собственности и свобо­ды действий предпринимателей;

обеспечение всемерной поддержки «добросовестной» конкуренции;

использование всех благоприятных возможностей во внешней среде по развитию инновационного предпринима­тельства, уже имеющихся и постоянно создаваемых государ­ством.

При этом выбор целевых приоритетов при определении объектов государственной поддержки малого предпринима­тельства должен в большей мере базироваться на критериях обеспечения конкурентоспособности и качества малого пред­принимательства, а не количества, что означает поддержку в первую очередь малых инновационных предприятий, основан­ных на продвижении наукоемких продуктов и технологий, на применении ими технологий энергосбережения. Малые высо­котехнологичные компании имеют более мощный экспортный потенциал, обеспечивают создание рабочих мест высокого ка­чества, улучшая имидж отдельного региона и страны в целом, а также обладают лучшим потенциалом успешного сотрудни­чества с крупнейшими корпорациями и даже конкурируют с ними.

Контрольные вопросы к лекции № 2

1. Каковы основные достоинства малого предприниматель­ства?

2.  Какие   элементы  характеризуют  содержание  государ­ственного регулирования и поддержки предпринимательства в условиях современной России?

3.  По каким основным направлениям обычно осуществля­ется государственная поддержка в развитых странах?

4.  По каким критериям осуществляется отнесение предпри­ятий к малым согласно действующему российскому законода­тельству?

5.  По каким направлениям в настоящее время осуществля­ется государственная поддержка малого предпринимательства в РФ?

6.  Какие формы поддержки среднего и малого бизнеса яв­ляются наиболее востребованными в российской практике?

7.  С какого времени предпринимательская деятельность гражданина признается законной?

8.  Охарактеризуйте содержание неотложных мер по лик­видации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности согласно Указу Президен­та РФ от 17 мая 2008 г.

9.  Какие три возможных варианта инновационного разви­тия страны существуют в соответствии с документом «Инно­вационная Россия-2020»?

10.  Какие значительные упрощения начала предпринима­тельской деятельности предусмотрены в мае 2008 г. по иници­ативе Президента РФ?

11.   Какова роль малых инновационных предприятий в обеспечении предпринимательского прорыва в современной России?

 

Главная

О фирме

Статьи из газеты "ИЛИГА"

Лекции Галяутдинова

Аренда помещений

Вакансии

Контакты