Лекция № 2 (материал лекции взят из источника – Р.И. Акмаева «Инновационный менеджмент малого предприятия, работающего в научно – технической сфере»/ Ростов н/Д : Феникс, 2012. (Высшее образование)
Тема «Развитие малого инновационного предпринимательства как база осуществления предпринимательского прорыва в России в условиях инновационной экономики»
Для настоящего момента времени — времени инновационной экономики — характерно усиление влияния государственного регулирования и содействия развитию предпринимательства в России, и прежде всего — в малом и среднем бизнесе. Важно обеспечить необходимые условия для успешного предпринимательского прорыва в экономике, когда массовое население страны включится в специфическое российское предпринимательство. Ни у кого нет сомнений, что у россиян высокий потенциал экономического развития через созидательное предпринимательство, через творческую энергию предпринимателей и всемерную поддержку государства.
Если государство осознает важность предпринимательской способности как важнейшего ресурса экономического развития страны, то оно должно создавать для предпринимателей соответствующие экономико-правовые условия, т. е. развивать эффективную предпринимательскую инфраструктуру. Опыт экономически развитых стран позволяет сделать вывод о существовании только одной-единственной стратегии, обеспечивающей экономическое развитие. Она основана на всемерном развитии хозяйственной самостоятельности россиян через предпринимательский прорыв. По экспертным оценкам, в российской экономике должно функционировать минимум 2,5-3 миллиона предпринимательских экономических субъектов, а сейчас их почти в пять раз меньше. Таким образом, государство своей целенаправленной политикой должно создавать все необходимые условия для поощрения требуемого и подавления нежелательного предпринимательского поведения.
К основным достоинствам малого предпринимательства можно отнести:
— повышенную мобильность и гибкость, возможность быстрого реагирования на изменения рыночной конъюнктуры;
- доступность для граждан многих организационных форм малого бизнеса из-за относительно небольших первоначальных инвестиций и потребности в оборотных средствах;
— создание новых рабочих мест;
- возможности комплексного и безотходного использования местных сырьевых ресурсов сетью малых предприятий;
— относительно низкую себестоимость изготовления продукции (услуг) за счет накладных расходов.
Содержание государственного регулирования предпринимательства определяется принципами, функциями и методами государственного управления экономикой. Государство также должно реализовывать функции защиты рыночных основ хозяйствования:
— обеспечение нормального функционирования механизма конкуренции, улучшение качества продукции и услуг;
— пресечение недобросовестной конкуренции;
— обеспечение свободного ценообразования.
В настоящее время в механизме государственного регулирования предпринимательской деятельности в России произошли существенные изменения. Сейчас государство в значительной мере отказалось от административного влияния на предпринимателей, т. е. от непосредственного вмешательства в процессы ценообразования, политику доходов, финансово-кредитные отношения. Государство строит свои отношения сбизнесом, используя преимущественно экономические методы (установление ставок налогов и процентов на государственные кредиты, целевых дотаций, валютных курсов и т. д.).
Важнейшей составляющей государственного регулирования малого предпринимательства является его государственная поддержка, которая в развитых странах обычно осуществляется по следующим направлениям:
— помощь в создании малых предприятий;
— информационная и консультационная поддержка;
— финансирование малого бизнеса (создаются особые резервы для поддержки малого и среднего бизнеса посредством субсидий или фискальных льгот на инвестиции, льготных займов и дотаций);
— комплекс специальных мер поддержки малых инновационных предприятий, работающих в научно-технической сфере;
— предоставление налоговых льгот;
— стимулирование инновационной деятельности;
— создание рабочих мест;
— подготовка и переподготовка кадров;
— техническая и управленческая поддержка.
Система государственной поддержки малого бизнеса за рубежом опирается на прямые и косвенные рычаги влияния и реализуется через два канала содействия: малому бизнесу в целом и предприятиям, занятым инновационной деятельностью независимо от их размеров. Она включает в себя:
- правовое, законодательное обеспечение деятельности малого бизнеса;
— льготное кредитование;
— государственное страхование займов;
— льготное налогообложение;
— информационно-консультационное, маркетинговое и кадровое обеспечение.
Если в первые годы рыночных преобразований малое предпринимательство в России получило достаточный импульсдля своего развития, то в настоящее время уровень развития малого предпринимательства, оцениваемый по общепринятым в развитых странах показателям, недостаточен. Объем производства в сфере малого предпринимательства колеблется в развитых странах от 35 до 65% ВВП. Между тем в расчете на 1000 чел. населения страны в РФ приходится в среднем лишь 6 малых предприятий, тогда как в государствах Европейского Союза — не менее 30 (в США — 74, Италии — 68, Японии — 50). Доля экономически активного населения, занятого в сфере малого предпринимательства в России, в 2-3 раза ниже по сравнению с уровнем западноевропейских стран, где данный показатель составляет 40-50%. Более того, в последние годы по уровню вовлеченности населения в сектор малого предпринимательства увеличивается разрыв даже со странами Восточной Европы. Отраслевая структура малого предпринимательства в РФ в последние годы практически не претерпела существенных изменений. Большинство малых предприятий (45-50% от их общего числа) функционирует в сфере торговли и общественного питания, а в промышленности и на транспорте — 20-30%. Приоритетные отрасли реального сектора экономики, и прежде всего инновационная деятельность, развиваются в недостаточной мере. Сохраняется высокая дифференциация по уровню развития малого предпринимательства между российскими регионами, в которых потенциал развития малого предпринимательства задействован крайне неравномерно. Почти третья часть всех малых предприятий сосредоточена в Центральном округе. В двух крупнейших городах, Москве и Санкт-Петербурге, находится соответственно по 29,9% и 8,3% всех малых предприятий.
По данным Всемирного банка, общее число показателей, по которым предприятие относится к малому, насчитывает более 50 (от численности работников до величины активов и масштабов объекта). Российским законодательством определены два критерия для отнесения их к категории малых предприятий:
Тема!
численность занятых и удельный вес в уставном (учредительском) капитале, В РФ малое предпринимательство было разрешено еще в 1988 г. Тогда к малым предприятиям относились государственные предприятия с численностью менее 100 человек. С августа 1990 г. основной критерий отнесения к малым предприятиям — численность работающих — был дифференцирован в зависимости от отраслей: в промышленности (до 200 чел.), науке (до 100 чел.) других производственных отраслях (до 50 чел.), в организациях непроизводственной сферы (до 25 чел.), в розничной торговле (до 15 чел.).
В настоящее время критерии отнесения организаций к субъектам малого предпринимательства определены в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ, согласно которой к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в ЕГРЮЛ потребительские кооперативы (сельскохозяйственные, кредитные, садоводческие, огороднические или дачные, жилищные накопительные и др.) и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий). Кроме того, к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в ЕГРИП физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства. Вес перечисленные лица являются субъектами малого предпринимательства, если отвечают следующим трем требованиям.
Первое требование — ограничение участия других лиц в капитале. Это требование распространяется только на юридические лица. Для них:
- суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) не должна превышать 25%. Исключение составляют активы акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов);
— доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%. Данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких обществ — бюджетным научным учреждениям {образовательным учреждениям высшего профессионального образования) или созданным государственными академиями наук научным учреждениям (образовательным учреждениям высшего профессионального образования), т. е. на малые инновационные предприятия (МИП), созданные по Федеральному закону № 217-ФЗ, данное ограничение уже не распространяется.
Второе требование — ограничение средней численности работников. Второй критерий относится как к юридическим лицам, так и к индивидуальным предпринимателям. Средняя численность работников малого предприятия за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек включительно. В последние годы кроме малых предприятий стали выделять микропредприятия, В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 мая 2008 г. № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» были дифференцированы средние и малые виды бизнеса: если число работающих в организации менее 15 человек, то это микропредприятие, до 150 — малый бизнес, до 250 человек —- средний бизнес.
Средняя численность работников за календарный год определяется с учетом всех работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или
22
Тема!
по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений. На это указывает ч. 6 ст. 4 Закона № 209-ФЗ.
Третье требование — ограничение объемов выручки от реализации и (или) величины балансовой стоимости основных средств.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ, третьим критерием, по которому оценивается, может ли организация считаться субъектом малого предпринимательства, — это выручка от реализации товаров {работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год. Они (выручка и балансовая стоимость) не должны превышать предельные значения, установленные Правительством РФ.
Правительство РФ постановлением от 22.07.2008 г. № 556 утвердило только предельные значения выручки от реализации. Для микропредприятий это 60 млн руб., а для малых предприятий — 400 млн руб. Предельные значения выручки от реализации и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством РФ один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства (ч. 2 ст. 4 Закона № 209-ФЗ). А значит, в ближайшие два года предприятия должны руководствоваться указанными выше предельными значениями.
Категория субъекта предпринимательства (из микропредприятия в малое, из малого в среднее и наоборот) изменяется только в случае, если предельные значения численности работников и выручки от реализации выше или ниже установленных предельных значений в течение двух календарных лет, следующих один за другим. Это следует из ч. 4 ст. 4 Закона № 209-ФЗ.
Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого предпринимательства, если их показатели средней численности работников и выручки от реализации товаров (работ, услуг) за период, прошедший со дня государственной регистрации, не превышают предельных значений. Об этом — в ч. 5 ст. 4 Закона № 209-ФЗ.
Статус малого предприятия не зависит от того, какую систему налогообложения вы применяете. Таким образом, малыми предприятиями могут быть и те, которые платят налоги по общему режиму, и применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН) либо находящиеся на едином налоге на вмененный доход (ЕНВД) или едином налоге для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН).
Специально регистрироваться где-либо в качестве субъекта малого предпринимательства не надо. Не нужно и никакого свидетельства, подтверждающего ваш статус малого предприятия.
Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности, относятся к таковым по критерию того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли. Под субъектами малого предпринимательства понимаются также индивидуальные предприниматели, т. с. физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (ПБОЮЛ).
Отнесение малых и средних предприятий к инновационным определяется использованием ими технологических инноваций в производстве. О своей инновационной деятельности малые предприятия, использующие какие-либо технологические инновации, должны ежегодно отчитываться по формам федерального государственного статистического наблюдения № 2-МП инновация (см. постановление Федеральной службыгосударственной статистики от 18 сентября 2007 г. № 64). В соответствии с этим постановлением под технологическими инновациями подразумевается деятельность предприятия, связанная с разработкой и внедрением технологически новых продуктов и процессов, а также значительных технологических усовершенствований в продуктах и процессах; технологически новых или значительно усовершенствованных услуг, новых или значительно усовершенствованных способов производства (передачи) услуг.
В соответствии с российским законодательством государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:
- формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
- создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
- установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
- поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;
— организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.
Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется в соответствии с Федеральной программой государственной поддержки малого предпринимательства, региональными (межрегиональными), отраслевыми (межотраслевыми) и муниципальными программами развития и поддержки малого предпринимательства, разрабатываемымисоответственно Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Во всех субъектах РФ (областях, краях и республиках) разрабатываются разнообразные формы государственной поддержки малого и среднего бизнеса, отраженные в принятых ими в свое время отраслевых целевых программах «Государственная поддержка малого предпринимательства». Используемые в последние годы формы государственной поддержки были существенно дополнены согласно Указу Президента Российской Федерации от 15 мая 2008 г. № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности».
Значительные изменения, появившиеся в мае 2008 г. по инициативе Президента РФ, касаются: и значительного упрощения начала предпринимательской деятельности (введение 1феимущсствснно уведомительного порядка, сокращение количества разрешительных документов, необходимых для ее осуществления, замена обязательной сертификации декларированием производителем качества выпускаемой продукции); и ограничения числа различных проверок (плановых — не более чем один раз в три года за исключением налогового контроля);и замены лицензирования отдельных видов деятельности обязательным страхованием ответственности или предоставлением финансовых гарантий и др. Кроме того, органы государственной власти субъектов Российской Федерации теперь наделяются правом определять порядок предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе занимающимся социально значимыми видами деятельности, во-первых, помещений в аренду на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) за счет специально выделенных для этой цели помещений и (или), во-вторых, порядок продажи в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства арендуемых ими не менее трех лет помещений с возможностью рассрочки оплаты и без проведения аукциона. Таким образом, добросовестные предприниматели получают преимущественное право выкупа помещений, арендуемых ими.
Наиболее востребованными формами поддержки среднего и малого бизнеса на практике являются: во-первых, субсидирование процентной ставки по банковским кредитам (обычно — до двух третей кредитной ставки), если направление деятельности предпринимателя совпадает с приоритетным направлением развития экономики региона и при создании новых рабочих мест; во-вторых, субсидирование части лизинговых платежей; в-третьих, поддержка производства предпринимателями товаров на экспорт путем компенсации услуг, связанных с созданием товарных знаков, процентной ставки по кредиту, работ по сертификации, оплаты аренды при проведении выставок за рубежом. Теперь предпринимателям на начальном этапе развития для компенсации недостатка стартового капитала будут предоставляться гранты (до 300 тыс. руб.) под разработанные ими бизнес-проекты.
В регионах также создаются гарантийные фонды субъектов малого и среднего предпринимательства в целях восполнения недостатка залоговой базы по обязательствам предпринимателей и для обеспечения равного доступа субъектам малого и среднего бизнеса к кредитным и иным финансовым ресурсам. Гарантийные фонды будут формироваться в размере 50% за счет средств федерального бюджета. Предоставление гарантий и поручительств по кредитам субъектов малого предпринимательства позволит в значительных объемах привлечь кредитные ресурсы в реальный сектор экономики, создать больше дополнительных рабочих мест и увеличить налоговые поступления в консолидированный бюджет субъекта РФ и внебюджетные фонды.
Глобальный кризис 2008-2009 гг., тем не менее, выявил наличие многих проблем в области государственной поддержкималого и среднего предпринимательства. В связи с этим в 2009-2010 гг. правительством был принят ряд решений по ограничению возможностей проверок деятельности субъектов малого бизнеса. В частности, органы надзора сейчас могут проводить проверки предпринимателей сферы малого бизнеса не чаще одного раза в три года1. Для проведения внеплановой проверки следует предварительно получить разрешение в прокуратуре. Кроме того, стало проще и дешевле подключить малые предприятия к энсрго-, газо- и водоснабжению. Малые предприятия вес чаще привлекают к выполнению государственных заказов. Была отменена норма об обязательном применении кассовых аппаратов для предприятий, уплачивающих единый налог на вмененный доход.
В кризисный и посткризисный период кардинально расширилась инфраструктура поддержки субъектов малого предпринимательства (особенно в части развития инноваций), которая включает центры и агентства по развитию предпринимательства, фонды поддержки предпринимательства, венчурные фонды, фонд содействия кредитованию, правовые центры, бизнес-инкубаторы, технопарки, лизинговые фирмы, объединения предпринимателей, агентства по поддержке экспорта товаров и пр.
Объемы федерального финансирования малого и среднего предпринимательства значительно увеличились и стали сопоставимыми с объемом соответствующей государственной поддержки в высокоразвитых странах.
Среди регионов лидером по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) является г. Москва, где предоставляют субсидии для возмещения: процентной ставки по кредитам субъектам МСП до двух третей (ставки рефинансирования); затрат субъектов МСП по договорам финансовойаренды (лизинга) (до двух третей ставки рефинансирования); затрат субъектов МСП на сертификацию продукции и производства, разработку промышленного образца и торговой марки, выполнение обязательных требований технических регламентов (до 250 тыс. руб. для субъекта малого и до 400 тыс. руб. — среднего предпринимательства); затрат на приобретение основных средств субъектами МСП, осуществляющими деятельность по приоритетным направлениям поддержки (до 5 млн руб.), а также инновационными предприятиями (до 2,5 млн руб.). Кроме того, возмещалось до 30% затрат по договорам о присоединении энсргопринимающих устройств к электрической сети и технологическом присоединении к инженерным сетям и сооружениям. Начинающие московские предприниматели могли получать на принципах софинансирования компенсацию затрат на приобретение основных средств, организацию и оснащение рабочего места, закупку сырья и расходных материалов, аренду зданий, помещений (размер субсидии до 350 тыс. руб.). А для поддержки молодежного предпринимательства на принципах софинансирования предусмотрено выделять до 750 тыс. руб. субсидий. Благодаря деятельности Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы через сеть агентств ООО «Микрофинанс» предприниматели могли получить до 350 тыс. руб. в быстром беззалоговом режиме. При наличии даже такой развитой инфраструктуры поддержки малого бизнеса в Москве падение в сфере МСП в период кризиса стало одним из самых значительных среди субъектов РФ. Представители малого бизнеса Москвы по данным социологического опроса назвали в качестве основных причин сложившегося положения сохранение административных барьеров и коррупцию чиновничества. По оценкам А. Виленского, «...под влиянием роста аппетитов чиновничества, с одной стороны, и кризисных условий хозяйственной деятельности — с другой, проблема коррупции и административных барьеров вновь стала основной длясубъектов МСП»1. Не способствует эффективному развитию МСП также наметившаяся тенденция массовой коммерциализации поддержки МСП, причем за счет средств бюджета, поскольку некоторые организации, номинально относящиеся к инфраструктуре поддержки МСП, стали считать основной целью своей деятельности увеличение собственных доходов, неоправданно выходя на рынок услуг для малых и средних предприятий со своими низкокачественными услугами.
Только кардинальное улучшение предпринимательского и инвестиционного климата в стране и реальная борьба с коррупцией смогут на деле способствовать более эффективному развитию малого бизнеса, повышению его инновационной активности. Этому также должна помочь реализация положений принятого в 2009 г. Закона № 217-ФЗ, который разрешает создание хозяйственных обществ на базе бюджетных учреждений науки (НИИ) и образования (вузов) с целью получения дохода от создаваемых идей, что должно способствовать более активному развитию инновационных технологий и их коммерческому трансферу в производство.
Между тем в настоящее время большинство экспертов дают негативную оценку текущего инновационного потенциала России, особенно на фоне развитых стран. Так, в деловой литературе отмечают тенденцию по снижению доли высокотехнологичных продуктов в ВВП России с 1,12% в 2007 г. до 1,03% в 2008 г. По этому показателю Россия занимает лишь 312-е место в мире. Ведущие же позиции в данном рейтинге занимают страны, рост ВВП в которых на 50-90% определяет развитый научно-технический комплекс страны. В 2007 г. число предприятий, осуществлявших технологические инновации, составляло всего 8,5% от их общего количества, что обусловлено дефицитом финансирования научно-исследовательских процессов, не позволяющим создать необходимую материально-техническую базу и обеспечить достойными кадрами развитие инновационных технологий.
Увеличение разрыва между спросом на высокотехнологичную продукцию и возможностью ее производить приводит к тому, что предприятия почти всех отраслей предпочитают закупку готового оборудования созданию собственных НИОКР. Объясняется это не желанием заниматься венчурным финансированием, а закупать проверенную, готовую для потребления продукцию. В то же время рост импорта производственных технологий позволил частично компенсировать результаты кризиса промышленного производства 1991-1999 гг. и технологического спада, который продолжается в России до сих пор. С 1997 г. общее число используемых в российской промышленности передовых производственных технологий (собственных и импортированных) увеличилось в 2,6 раза (с 55,5 до 141,0 тыс.). При этом, к примеру, в области проектирования и инжиниринга, связи и управления число технологий выросло в 6 раз, информационных систем — в 4 раза.
Таким образом, сложилась ситуация, когда большая часть выпускаемой в РФ высокотехнологичной продукции является скорее усовершенствованной или просто современной, но никак не радикально новой. С более широкой точки зрения, это является губительным для внутреннего производства высокотехнологичной продукции. В то же время нельзя отрицать и тот факт, что Россия остается страной, владеющей огромной научно-технической базой. В XX веке около двух третей мировых новаций, внедренных в экономику развитых стран, было реализовано при использовании достижений и идей российской фундаментальной науки. Надо помнить и о значительных наработках ВПК еще в советские времена: при реализации инновационно- ориентированного пути развития российской экономики это необходимо учитывать. Безусловно, в последние годы Россия развивалась в основном за счет внешних источников — продажи природных ресурсов и сырья, а также за счет«дешевых» кредитов иностранных банков. В условиях продолжающихся в мире кризисных явлений необходимо искать альтернативные внутренние возможности роста. Так, в ноябре 2008 г. была принята Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., в которой были определены основные этапы научно-технического развития в Российской Федерации.
Согласно прогнозам Правительства РФ программа перевода российской экономики на новые, инновационные «рельсы» экономического развития будет проводиться в два этапа.
Первый этап — консолидация конкурентных преимуществ (2009-2012 гг.):
1) реализация конкурентных преимуществ в «традиционных» секторах;
2) адаптация к кризисным процессам в мировой экономике;
3) создание условий и технологических заделов, обеспечивающих перевод экономики в режим инновационного развития;
4) опережающие инвестиции в человеческий капитал и инфраструктуру.
Второй этап — инновационный прорыв (2013-2020 гг.) должен ознаменоваться рывком в повышении конкурентоспособности на основе:
1) перехода на новую технологическую базу;
2) улучшения качества человеческого потенциала и социальной среды;
3) формирования структуры диверсификации экономики и завершения модернизации инфраструктурных секторов;
4) формирования общества доверия и социального благополучия, смягчения социальной и региональной дифференциации.
Мировая практика показывает, что инновационный процесс и внутреннее производство инновационных технологий оказываются более эффективными при максимальном вовлечении, прежде всего, малого бизнеса. А для этого одной из приоритетных задач государства становится обеспечение равных возможностей для вхождения в рынок инновационных технологий как крупным предприятиям, так и малым инновационным компаниям. Введение в последнее время ряда налоговых льгот также должно способствовать развитию инновационных исследований и разработок в частном секторе. Пока наиболее привлекательными для инновационных предпринимателей оказываются инвестиции в «малозатратные» технологии (например, информационные технологии). Из них наиболее перспективными считаются прикладные программные средства, интеллектуальные системы поддержки работы сложных комплексов и комплексной автоматизации предприятий, системы для единой телекоммуникационной сети, включающей интернет, телевидение, радио, мультимедийные системы. Широкое применение и развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), безусловно, открывает большие возможности для развития национальной экономики, увеличения занятости населения как в самом секторе ИКТ, так и в областях, в которых они применяются.
В условиях рыночной экономики кроме наличия возможности создать качественно новый продукт необходимо уметь дать ему «коммерческую» оценку, т. к. именно она помогает участникам инновационного процесса ответить на главный вопрос: будет ли та или иная инновация прибыльной и на что она будет направлена — в массовое производство или на реализацию некоммерческих задач? По результатам статистического опроса, более 50% предпринимателей намерены преодолевать экономическую нестабильность с помощью модернизации технологий производства своей продукции. Остальные решили наладить выпуск новых продуктов, из них свыше одной трети намерены вложить деньги именно в исследования и разработки, что, в свою очередь, подразумевает создание принципиально новой продукции. В составе половины российских предприятий уже есть подразделения, осуществляющие инновационные разработки и их внедрение, а пятая часть организаций собираются создать такие подразделения.
Министерство экономического развития России в 2011 г, разработало Стратегию инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. под названием «Инновационная Россия-2020». Во введении к документу подчеркивается, что стратегия «призвана ответить на стоящие перед Россией вызовы и угрозы в сфере инновационного развития за счет выстраивания четкой системы целей, приоритетов и инструментов государственной инновационной политики». Стратегия задает долгосрочные ориентиры развития субъектам инновационной деятельности, включая органы государственной власти всех уровней, науку и предпринимательский сектор, и должна стать ориентиром для разработки концепций и программ социально-экономического развития России, отдельных секторов и регионов.
Цель Стратегии — перевод к 2020 г. экономики России на инновационный путь развития, характеризующийся следующими основными показателями:
- доля предприятий промышленного производства, осуществляющих технологические инновации, возрастет до 40 -50% в 2020 г. (в 2009 г. — 9,4%);
— доля России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг (в том числе атомная энергетика, авиатехника, космическая техника и услуги, специальное судостроение и т. д.) достигнет не менее 5-10% в 5-7 и более секторах к 2020 г.;
- удельный вес экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме экспорта высокотехнологичных товаров увеличится до 2% в 2020 г. (в 2008 г. -0,35%);
- валовая добавленная стоимость инновационного сектора в валовом внутреннем продукте составит 17-18% в 2020 г. (в 2009 г. — 12,7%);
-— удельный вес инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции увеличится до 25-35% в 2020 г. (в 2009 г. —4,6%);
— внутренние затраты на исследования и разработки повысятся до 2,5-3% валового внутреннего продукта в 2020 г. (в 2009 г. — 1,24%), из них больше половины — за счет частного сектора;
— доля российских исследователей в общемировом числе публикаций в научных журналах повысится до 3% в 2020 г. (в 2010 г. —2,13%);
— средняя цитируемость научных работ российских исследователей повысится до 5 ссылок на статью в 2020 г. (в 2006-2010 гг. — 2,4 ссылки на статью);
— не менее 5 российских вузов войдут в число 200 ведущих мировых университетов согласно международным рейтингам (в 2009 г. — ни одного);
— количество патентов, ежегодно регистрируемых российскими физическими и юридическими лицами в патентных ведомствах ЕС, США и Японии, превысит в 2020 г. 2,5 — 3 тысячи (в 2008 г. — 63);
— доля средств в структуре доходов ведущих российских университетов, получаемых за счет выполнения НИР и НИОКР, достигнет 25%;
— доля средств на научные исследования, проводимые на базе вузов, в общем объеме средств, направляемых на научные исследования, увеличится до 30%.
В документе «Инновационная Россия-2020» представлены три возможных варианта инновационного развития страны:
1) вариант инерционного импортоориентированного технологического развития,
2) вариант догоняющего развития и локальной технологической конкурентоспособности и
3) вариант достижения лидерства в ведущих научно-технических секторах и фундаментальных исследованиях.
В данном документе отмечается, что, с учетом проблем посткризисного развития, существует значительный риск того, что в России может начать реализовываться «инерционный» вариант — определенные тенденции в этом направлении уже складываются. Задача — вывести Россию на реализацию оптимальной стратегии, причем в современных условиях для нашей страны оптимальной является смешанная стратегия, с элементами стратегии лидерства в некоторых сегментах, в которых имеются (или могут быть быстро созданы) конкурентные преимущества, но с реализацией догоняющей стратегии в большинстве секторов экономики и промышленности, параллельно с восстановлением инженерного и конструкторского потенциала.
Реализация стратегии предполагается в два этапа: 1-й этап (2011-2013 гг.) - - повышение восприимчивости бизнеса и экономики в целом к инновациям; 2-й этап (2014-2020 гг.) — увеличение доли расходов на инновации в бюджете страны, опережающий рост доли частного финансирования в общем объеме внутренних затрат на исследования и разработки, масштабное перевооружение и модернизация в промышленности. Российские предприятия по используемым технологиям должны будут выйти на средний уровень развитых стран. Принятие 17 декабря 2011 г. Российской Федерации в ВТО будет содействовать более широкому развитию, прежде всего, инновационных отраслей промышленности, а, следовательно, и малого инновационного предпринимательства в стране.
Таким образом, реализация предпринимательского прорыва в стране в области развития малого и среднего бизнеса предполагает:
- необходимость улучшения предпринимательского климата и развития культуры предпринимательства путем создания благоприятного нормативно-правового поля;
- устранение административных барьеров при организации собственного дела;
- обеспечение более широкого доступа к финансовым и информационным ресурсам;
— гарантирование защиты частной собственности и свободы действий предпринимателей;
- обеспечение всемерной поддержки «добросовестной» конкуренции;
- использование всех благоприятных возможностей во внешней среде по развитию инновационного предпринимательства, уже имеющихся и постоянно создаваемых государством.
При этом выбор целевых приоритетов при определении объектов государственной поддержки малого предпринимательства должен в большей мере базироваться на критериях обеспечения конкурентоспособности и качества малого предпринимательства, а не количества, что означает поддержку в первую очередь малых инновационных предприятий, основанных на продвижении наукоемких продуктов и технологий, на применении ими технологий энергосбережения. Малые высокотехнологичные компании имеют более мощный экспортный потенциал, обеспечивают создание рабочих мест высокого качества, улучшая имидж отдельного региона и страны в целом, а также обладают лучшим потенциалом успешного сотрудничества с крупнейшими корпорациями и даже конкурируют с ними.
Контрольные вопросы к лекции № 2
1. Каковы основные достоинства малого предпринимательства?
2. Какие элементы характеризуют содержание государственного регулирования и поддержки предпринимательства в условиях современной России?
3. По каким основным направлениям обычно осуществляется государственная поддержка в развитых странах?
4. По каким критериям осуществляется отнесение предприятий к малым согласно действующему российскому законодательству?
5. По каким направлениям в настоящее время осуществляется государственная поддержка малого предпринимательства в РФ?
6. Какие формы поддержки среднего и малого бизнеса являются наиболее востребованными в российской практике?
7. С какого времени предпринимательская деятельность гражданина признается законной?
8. Охарактеризуйте содержание неотложных мер по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности согласно Указу Президента РФ от 17 мая 2008 г.
9. Какие три возможных варианта инновационного развития страны существуют в соответствии с документом «Инновационная Россия-2020»?
10. Какие значительные упрощения начала предпринимательской деятельности предусмотрены в мае 2008 г. по инициативе Президента РФ?
11. Какова роль малых инновационных предприятий в обеспечении предпринимательского прорыва в современной России?