ЛЕКЦИЯ ГАЛЯУТДИНОВА И.И. № 5. (КОНСПЕКТ)

Дисциплина « Национальные инновационные системы»

1.6.2. Законодательная база

Учитывая большое число участников, действующих в рамках инновационной национальной системы и иногда противоречивость их интересов, необходимо разработать набор нормативно-законодательных актов для создания прозрачного и справедливого ко всем участникам законодательства. Определены следующие задачи, которые должны быть решены в срочном порядке:

Улучшение защиты прав на интеллектуальную собственность

Несмотря на наличие в России законодательства в сфере интеллектуальной собственности на уровне международных стандартов, защита этих прав осуществляется все еще слабо, что подрывает эффективность всей законодательной системы в этой сфере. Это уменьшает заинтересованность как российских, так и иностранных компаний к инвестированию в научные исследования и разработки в РФ, а также желание зарубежных компаний к совместному с российскими компаниями использованию технологий. Поэтому необходимо улучшение работы системы судебной власти (включая обучение судей и адвокатов) и значительное увеличение потенциала системы в данной области.

Предоставление прав собственности на интеллектуальную собственность (ИС), полученную в результате проведения гражданских исследований за счет государственных средств

В настоящее время одним из критических «узких мест» российской инновационной системы является ненадежность защиты юридических прав на интеллектуальную собственность на результаты исследований, полученных за счет государственного финансирования, и недостаток эффективной стратегии установления и коммерциализации таких прав. В итоге большое количество результатов, полученных в рамках государственных исследований, никогда не достигает рынка. Основываясь на опыте стран с развитой рыночной экономикой, наиболее целесообразно передавать права собственности на результаты гражданских исследований государственным НИИ и университетам, поскольку именно они обладают профессиональными знаниями о патентоспособности тех или иных результатов. Кроме того, предоставляя государственным НИИ и университетам права собственности на (потенциальные) доходы от реализации этих прав, правительство одновременно предоставляет им мощный стимул активно регистрировать свои права на ИС и коммерциализировать результаты исследований. Несмотря на незначительное сокращение правительственных доходов при реализации этих мер, основное преимущество состоит в росте результатов исследований в рамках государственных контрактов, которые смогут достигнуть рынка и внести вклад в экономическое процветание. Это, в свою очередь, приведет к расширению налогооблагаемой базы. Государство должно добиться внутреннего консенсуса по данному вопросу, разработать и ввести необходимое законодательство. По мере возможности, такая политика должна также распространяться и на исследования в области продукции двойного назначения и военные исследования.

Принятие и введение простых и понятных нормативно-законодательных актов для государственно-частного партнерства в инновационной сфере, включая создание компаний дополнительного дохода (спин-офф) на базе государственных НИИ и университетов

Государственно-частные партнерства являются необходимыми элементами рыночных инновационных систем. В России работе таких партнерств часто препятствуют сложные юридические проблемы, касающиеся прав собственности и ответственности. Государство, насколько возможно, должно устранить такие «узкие места». Наряду с этим, государство должно разработать и ввести четкие нормы и законы стимулирующего характера в области регулирования государственно-частных партнерств в государственных НИИ и университетах. Такие нормы и законы должны быть разработаны в сфере создания компаний дополнительного дохода (спин-офф). Менеджеры государственных НИИ и университетов должны пройти обучение по вопросам участия в партнерствах с бизнес-сектором и управления созданием таких компаний.

Пресечение случаев нечестной конкуренции

Конкуренция является важной (если не наиважнейшей) движущей силой бизнеса в создании инноваций. Поэтому правительству следует активизировать свои действия в области усиления контроля над монополистическими тенденциями на рынке и подавлять любые нечестные действия компаний. В итоге роль Федеральной антимонопольной службы должна усилиться и в дальнейшем совершенствоваться согласно требованиям времени. Кроме того, правительство должно улучшить систему судебной власти с целью повышения ее эффективности, включая большую эффективность в пресечении отдельных

случаев нечестной конкуренции.

Сокращение бремени расходов бизнес%сектора на правительственную бюрократию

Излишние, устаревшие или дублирующие государственные нормативно-законодательные акты являются тяжелым бременем для бизнес-сектора. Поэтому все существующие государственные законы и нормативно-правовые акты должны быть критически пересмотрены с точки зрения их востребованности на современном этапе и определены те из них, которые следует отменить или упростить. Вместе с тем, систематически должны пересматриваться новые государственные акты и законы на предмет их влияния на бизнес-сектор в целом и на его инновационную активность.

 1.6.3. Идентификация и отбор приоритетов научных исследований и разработок

 Создание разделяемого всеми участниками инновационной системы видения включает предварительное определение приоритетов развития ключевых технологических направлений как основы национальной инновационной политики. Однако окончательная идентификация и отбор приоритетов в исследованиях и инновациях находятся в ведении государственных НИИ, университетов и организаций, осуществляющих финансирование на конкурсной основе. Вместе с тем, на этом уровне требуется проведение важных реформ по улучшению общего функционирования инновационной системы, включающих:

Улучшение внутренней процедуры постановки приоритетов исследований в государственных НИИ, университетах и фондах, предоставляющих финансирование на конкурсной основе

Характер распределения ресурсов на проведение исследований в российском научном секторе далек от оптимального. В большинстве своем ресурсы распределяются на основе устойчиво сложившихся связей (что принимается как статус-кво), и в меньшей степени – на основе критериев качества выполнения и востребованности предлагаемых исследований. Поэтому правительство должно ввести более прозрачные и поддерживающие состязательность процедуры постановки приоритетов исследований, а также настаивать на большем вовлечении конечных пользователей (бизнес-сектора, правительства и общества в целом) к постановке этих приоритетов. Это должно улучшить соответствие требованиям и качество отбираемых научно-исследовательских проектов и программ.

Распределение большей части государственных затрат на научные исследования и разработки и бюджета на развитие инновационной деятельности через организации, предоставляющие финансирование на конкурсной основе

В настоящее время относительно небольшая часть государственных средств на проведение исследований размещается на конкурсной основе. Это привело к появлению инерции в государственных НИИ и университетах, чувствующих себя достаточно защищенными от внешней конкуренции. Поэтому рекомендуется, чтобы правительство внедряло больше элементов конкурсности при распределении ресурсов на исследования и инновации, содействуя, таким образом, повышению качества предлагаемых исследований и инновационных предложений.

 1.6.4. Повышение мобилизации и эффективности распределения ресурсов

 В 90-х годах научно-исследовательская и инновационная система России испытала резкий спад в финансировании, и только в последние годы произошло некоторое улучшение этой ситуации. Существует огромная потребность в инвестициях, особенно со стороны частного сектора. Однако наряду с этой потребностью, при распределении государственных ресурсов необходимо развитие элемента состязательности, конкуренции. Необходимо улучшить ситуацию следующим образом:

Значительное увеличение объемов как государственных, так и частных инвестиций в научные исследования и разработки и создание инноваций

Для достижения уровня инвестиций в России в исследования и разработки, соответствующего уровню Европейского союза, необходимо значительное увеличение объемов инвестиций – от 1,4 % от ВВП в 2004 г. до 2 % от ВВП в 2010 г. В то время как частично рост этих объемов инвестиций будет обеспечен за счет дополнительного государственного финансирования, большая часть инвестиций должна поступить от бизнес-сектора. В целях стимулирования инвестиций со стороны бизнессектора в исследования и разработки правительство может использовать несколько видов стимулирующих схем.

Внедрение элемента большей состязательности, конкурсности при распределении ресурсов на инновационные исследования и разработки

Лучшим способом решения этой задачи является распределение большего объема государственного финансирования фундаментальных исследований через существующую систему государственных фондов. Кроме того, должен быть создан ряд региональных или отраслевых фондов для финансирования на конкурсной основе исследований предконкурентного, стратегического и прикладного характера, которые будут финансировать научно-исследовательские проекты совместно с бизнес-сектором.

Рост объемов софинансирования в области прикладных исследований в государственных НИИ и университетах со стороны бизнес-сектора и некоммерческих организаций

Одним из способов увеличения объемов софинансирования научно-исследовательских работ в государственных НИИ и университетах может быть создание фонда, призванного напрямую взаимодействовать с компаниями и некоммерческими организациями и заключать необходимые финансовые соглашения. Для этого необходимо внести изменения в законодательство с целью активизации совместного государственно-частного финансирования исследований и инновационных проектов и разработать в тесном сотрудничестве с участвующими в этом партнерами набор простых основных норм и принципов ведения такой совместной деятельности.

Восстановление объемов коллективного, внебюджетного финансирования отраслевых исследований и разработок

В последние годы резко снизился объем коллективного, внебюджетного финансирования, в основном через Российский фонд технологического развития, который является важным источником поддержки прикладных исследований в ряде отраслей промышленности. Хотя сложившаяся ситуация и не являлась целью ставшей ее причиной налоговой реформы, государство должно пересмотреть, каким образом возможно восстановить объемы коллективного, внебюджетного финансирования и предпринять для этого соответствующие меры.

Увеличение объемов венчурного капитала и децентрализация его предоставления новым компаниям (стартапам)

В настоящее время функционирует несколько контролируемых государством венчурных фондов. Необходимо оценить их деятельность и выработать рекомендации относительно способов улучшения их работы. Одним из путей является серьезная децентрализация существующих венчурных фондов и облегчение доступа к ним потенциальных клиентов.

Наряду с поддержкой контролируемых государством венчурных фондов, государство должно принять меры по стимулированию деятельности частных венчурных фондов. Более того, оно должно сделать более привлекательным участие физических лиц в финансировании создания новых компаний (стартапов) путем предоставления стимулов по льготному налогообложению и упрощения нормативно-законодательной базы.

 1.6.5. Коммерциализация результатов научных исследований и разработок

 Эта функция представляет собой «сердце» инновационной системы – практическую реализацию результатов научно-исследовательской и инновационной деятельности. Предлагается осуществить следующие улучшения (часть из которых уже реализуется):

Реформирование и упрощение научно-исследовательского сектора экономики с целью повышения его динамичности и ориентации на потребности в инновациях

В стадии реализации находятся планы государства по кардинальному реформированию сферы исследований. Вероятно будут закрыты отстающие от требований времени или неэффективно работающие научно-исследовательские институты. Следующим шагом станет уточнение статуса и ответственности государственных научно-исследовательских институтов, а также их роли и места в инновационной системе. Кроме этого, университетам будет предоставлена более активная роль в проведении исследований. Одновременно правительство предполагает объединить существующую инфраструктуру в области исследований в укрупненные, более эффективные и прибыльные структуры.

Наделение государственных НИИ и университетов таким юридическим статусом, который в наибольшей степени соответствовал бы их потребностям

Юридический статус государственных НИИ и университетов зачастую неадекватен задачам активизации совместных исследований с частным сектором.

Необходимо проведение анализа с целью определения того, каким образом возможно улучшить данную ситуацию и существует ли необходимость принятия нового законодательства.

Внедрение системы анализа и оценки эффективности выполнения исследований

Для улучшения всестороннего качества исследований, финансируемых за счет государственных источников, правительство может создать автономное и независимое агентство, которое будет на регулярной основе проводить оценку и анализ эффективности исследований государственных НИИ и университетов.

Стимулирование международного научного и технологического сотрудничества

Международное сотрудничество должно стать краеугольным камнем национальной инновационной политики. Необходимо стимулировать участие российских ученых в Рамочных программах Европейского союза по развитию науки и технологии, а также в других международных программах и проектах.

Финансовая поддержка, оказываемая такому международному сотрудничеству, должна увеличиться и стать более доступной.

Развитие инновационной активности малых и средних компаний

Большое количество малых и средних предприятий (МСП) в Российской Федерации испытывают трудности в инновационной деятельности. Частично это происходит из-за недостатка понимания сущности инноваций, частично из-за недостатка знаний и опыта по созданию инноваций. Поэтому необходимо не просто повышать озабоченность и заинтересованность МСП в инновациях, но и предлагать им специализированную помощь по вопросам инновационной деятельности, а также определенную финансовую и консультационную поддержку в осуществлении их основной производственной деятельности.

 1.6.6. Укрепление человеческого потенциала и кадровых ресурсов в инновационном секторе

Доступность человеческих и кадровых ресурсов в большой степени определяет эффективность функционирования инновационной системы. Инвестиции в человеческий капитал требуют постоянного внимания, поскольку кадровые ресурсы не могут быть в одно мгновение заменены или резко улучшены. Предлагается осуществить следующие реформы:

Увеличение численности молодых ученых и повышение уровня современных знаний российских исследователей

В течение последних десяти лет в российских НИИ происходило быстрое старение штата научных сотрудников и снижение темпов привлечения молодых ученых в науку. Одним из последствий такой ситуации стала неукомплектованность сотрудниками новых направлений исследований. Чтобы полностью изменить эту ситуацию, государство должно запустить широкомасштабную кампанию по привлечению большего числа молодых студентов в науку и сделать более привлекательной научную карьеру (т.е. с перспективами лучшей зарплаты и карьеры).

Повышение мобильности и обновление исследовательского персонала

Необходимо проведение серьезной реформы кадровой политики в исследовательском секторе. В современных условиях трудно считать нормой идею «пожизненной карьеры в одном и том же институте». Необходимо стимулировать развитие большей мобильности ученых между НИИ, университетами и корпоративными отделами НИОКР, а также в других профессиях. Это потребует развития навыков адаптации исследовательского персонала к новым задачам и проблемам.

Увеличение численности студентов, обучающихся по программе управления бизнесом

Одним из критических, «узких мест» российской экономики является нехватка кадров, прошедших обучение управлению бизнесом. Поэтому государство должно существенно увеличить количество создаваемых бизнес-школ и сделать обязательным вводный курс управления бизнесом для студентов технических факультетов.

Модернизация и расширение инновационной инфраструктуры в новых приоритетных областях исследований

После многих лет игнорирования этой проблемы инфраструктура государственных НИИ и университетов устарела и нуждается в коренной модернизации. Это должно финансироваться, главным образом, из основного государственного бюджета. Тем не менее, для финансирования новых приоритетных направлений исследований должна быть разработана схема быстрого предоставления финансирования проектов на конкурсной основе.

Активизация инновационной и производственной деятельности на основе кластеров

Кластеризация инновационных и производственных мощностей может создать такое важное явление как синергию и, как следствие, принести экономические выгоды. Государство должно активизировать проводимую в этом направлении политику и стимулировать создание технопарков, наукоградов и т.д. путем предоставления специальных налоговых вычетов на оборудование, освобождения от налогов и предоставления субсидий.

 1.6.7. Стимулирование инновационной деятельности

 В целях улучшения всестороннего функционирования российской инновационной системы и стимулирования проведения реформ в планируемом направлении предлагаются следующие стимулы:

Развитие мотивации научно-исследовательского персонала

В течение последних 10-15 лет произошло резкое сокращение зарплаты российских ученых, что подорвало их моральный статус, чувства долга и преданности работе. Многие были вынуждены искать новые или дополнительные источники дохода по другим специальностям или за границей. Для повышения морального статуса и прекращения дальнейшего массового бегства научных талантов необходимо существенное увеличение зарплаты в исследовательском секторе.

Кроме того, в рамках политики по трансферу прав на ИС, полученную НИИ и университетами за счет государственного финансирования, необходимо разработать схему, позволяющую исследователям получать выгоду от роялти по правам на интеллектуальную собственность.

Поддержка инвестиций в научные исследования и разработки со стороны бизнес-сектора путем предоставления налоговых стимулов

Как отмечено выше, в Российской Федерации уровень инвестиций в научные исследования и разработки со стороны бизнессектора очень низок по сравнению с аналогичными отраслями промышленности в странах с развитой экономикой.

Недостаток заинтересованности российского бизнеса в технологических инновациях является одной из основных слабых сторон российской инновационной системы. Для повышения привлекательности инвестиций в НИОКР целесообразно ввести (как это сделали уже другие страны) схему налогового вычета расходов на научные разработки и исследования, которая была бы простой и прозрачной.

Другим способом непрямого субсидирования исследовательской деятельности является освобождение от таких налогов, как НДС, импортных пошлин, налога на имущество и т.д. Этот инструмент уже применяется для технопарков, науко-градов и др. Государство должно проанализировать, целесообразно ли применять данный инструмент в отношении всех государственных и частных исследовательских организаций, вне зависимости от места их расположения.

Улучшение доступности «посевного» и рискового капитала для новых компаний (стартапов)

Одним из критических, «узких» мест для молодых российских компаний (стартапов) является получение доступа к капиталу. Наряду с расширением государственных венчурных фондов (см. выше), государство должно также определить эффективные механизмы стимулирования деятельности частных венчурныхфондов и «бизнесангелов» (т.е. частных лиц, вкладывающих свои собственные деньги, знания и опыт в новые компании) посредством предоставления налоговых стимулов, упрощения правил и процедур, и решения других специфических противоречий и проблем.

Стимулирование здоровой конкуренции между компаниями

Конкуренция является той движущей силой, которая заставляет компании быть инновационными. Поэтому государство должно пресекать нечестную конкуренцию на рынке и внимательно анализировать собственные инициативы в сфере инноваций на предмет их воздействия на конкуренцию.

Предоставление российским исследователям лучшего доступа к самым современным мировым знаниям

Являясь сильным в экспорте знаний, российский сектор научных исследований менее активен в импорте знаний, что является резервом повышения эффективности научной и инновационной деятельности. В большой степени это является проблемой предоставления стимулов. Экспорт знаний приносит доходы исследовательским организациям, в то время как импорт знаний представляет собой затраты, которые предусмотрены в бюджете в малом объеме или вообще не предусмотрены. Для поддержания российскими учеными современного уровня информированности о самых последних достижениях в области их научных исследований, государство должно более активно поддерживать участие российских ученых в международных исследовательских инициативах, конференциях и т.д.

Улучшение общественного понимания значения инноваций

В целях устойчивого, эффективного осуществления инновационной деятельности населению России необходимо осознать и оценить значение инноваций.

Другими словами, Россия нуждается в культуре, способствующей развитию инноваций. Поэтому одним из инструментов изменения ситуации может стать проведение постоянных кампаний общественной поддержки инновационной деятельности.

 1.6.8. Поддержка российских высокотехнологичных отраслей промышленности и сферы услуг

Наряду с повышением наукоемкости существующих отраслей промышленности, основной целью российской инновационной политики должно стать изменение структуры российской экономики в пользу наукоемких отраслей промышленности. Конкретные меры по поддержке развития высокотехнологичных отраслей российской промышленности должны включать:

Повышение коэффициента выживаемости новых высокотехнологичных компаний

Для достижения этой цели могут быть использованы разные меры (часть из них приведена выше): (а) развитие бизнес-культуры и культуры управления риском; (б) упрощение и сокращение бюрократических процедур для новых компаний; (в) расширение сети бизнес-инкубаторов и других услуг по поддержке высокотехнологичных компаний; (г) повышение доступности «посевного» и венчурного капитала; (д) улучшение доступа к высококачественной маркетинговой информации для стартапов.

Стимулирование закупок отечественной высокотехнологичной продукции

Государственные учреждения, вместе взятые, представляют собой важнейшего из действующих на внутреннем рынке оптового потребителя. Координируя процессы закупок, они могут играть важную роль в формировании технологических потребностей, предоставляя местным поставщикам возможность удовлетворения спроса потребительского рынка. Кроме того, государство может применять в определенных случаях налогообложение импорта в качестве стратегического механизма защиты отечественных производителей высокотехнологичной продукции.

Продвижение экспорта высокотехнологичной продукции

Для оказания помощи российским экспортерам высоких технологий на международном рынке, государство должно уменьшить экспортные налоги на высокотехнологичные товары и активизировать продвижение российского экспорта высоких технологий посредством содействия международной сертификации товаров и услуг, участию в международных ярмарках, обмену визитами и т.д.

Стимулирование инновационной деятельности в контролируемых государством компаниях

В то время как государство не имеет прямого контроля над инновационной деятельностью внутри частных компаний, оно имеет возможность оказывать определенное влияние на инновационную деятельность предприятий и организаций, находящихся в его прямом подчинении. Государство должно использовать свое право контроля в этих компаниях для внесения инновационной деятельности в повестку дня в качестве первоочередной задачи.

Вопросы по материалам лекции:

1. Опишите законодательную базу НИС.

2. Обоснуйте необходимость повышения мобилизации и эффективности распределения ресурсов для развития НИС.

3. Опишите коммерциализацию результатов научных исследований и разработок.

4. Обоснуйте необходимость укрепления человеческого потенциала и кадровых ресурсов в инновационном секторе.

5. Обоснуйте необходимость стимулирования инновационной деятельности и поддержки российских высокотехнологичных отраслей промышленности и сферы услуг.