Лекция 3. Основные  категории антимонопольного законодательства  РФ

 

Конкуренция и монополия. Одной из основных категорий антимонопольного законодательства является конкуренция. Конкуренция, также как и монополия, явление многогранное. Поэтому достаточно трудно найти наиболее точную формулировку, которая охватывала бы все его стороны. Конкуренция, в буквальном переводе с латинского, означает соперничество, столкновение. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона содержит следующее определение. «Конкуренция — в области народного хозяйства деятельное соперничество нескольких лиц в достижении одной и той же цели. Конкуренты стремятся вытеснить друг друга, захватить в свое исключительное обладание то или иное хозяйственное благо, и поэтому конкуренция всегда имеет характер борьбы»6. В российском законодательстве (ст. 4 Закона о конкуренции) конкуренция трактуется как «состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке».

Можно выделить два элемента конкуренции как экономической категории: объективный (определенное состояние рынка) и субъективный (отношения, складывающиеся в процессе деятельности хозяйствующих субъектов). Существуют определенные правовые условия, в отсутствии которых конкуренция невозможна. В первую очередь к таким условиям относится обеспечение государством свободы экономической деятельности. Это понятие слишком объемно, чтобы трактовать его исчерпывающим образом, но, во всяком случае, оно включает в себя свободу предпринимательской деятельности, свободу перемещения товаров, услуг, финансовых средств, свободу договора. Кроме того, условиями существования конкуренции является равная защита всех форм собственности, обеспечение защиты нарушенных прав, формальное равенство субъектов гражданских отношений. Данные принципы нашли свое воплощение в Конституции РФ и ГК РФ.

Право на конкуренцию можно отнести к субъективным правам лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность. Право на конкуренцию принадлежит любому субъекту, обладающему правом на предпринимательскую деятельность, однако не каждый субъект реально осуществляет его (например, субъект естественной монополии). Такое право имеет свои пределы осуществления. Так, не допускается недобросовестная конкуренция, а также злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением. Однако все действия, совершенные в рамках закона и добрых нравов, должны признаваться добросовестными, даже в том случае, если они нарушают коммерческие планы конкурентов.

Антимонопольное законодательство обоснованно опирается на то положение, что монополия, монополизация не всегда несут пагубные последствия, вред для экономических отношений. Любое явление нельзя однозначно оценить только как положительное, или только как отрицательное. Поэтому нельзя абсолютизировать тезис о вреде монополий.

В качестве положительных свойств монополии можно назвать то, что монополии «пользуются наиболее широко всеми завоеваниями техники, содействуют техническому прогрессу и удешевляют продукты потребления…, усиливают конкурентную способность страны в борьбе за международный рынок». В качестве отрицательных качеств монополии выступают: «неэффективность распределения ресурсов, непрогрессивность, неравность распределения доходов и политическая опасность».

Монополии в силу своей сущности стремятся ограничить или ликвидировать конкуренцию, а антимонопольное законодательство должно эти тенденции пресекать. Задача антимонопольных органов — «…не столько бороться с монополией, сколько всячески помогать конкуренции, способствуя свободному переливу производственных ресурсов и ликвидируя монополистические искусственные барьеры»10. Однако речь идет о защите не свободной, совершенной конкуренции, а конкуренции монополистической, так как монополия не рассматривается как абсолютное зло, а конкуренция — как абсолютное благо. При

этом задачей антимонопольного законодательства является определение характера воздействия монополии на экономические отношения, выяснение того, повышается ли эффективность производства при ограничении конкуренции.

Российский антимонопольный закон не содержит определения монополии. Сущность этого явления раскрывается через понятия «монополистическая деятельность» и «доминирующее положение». Однако следует уточнить, что законодатель исходит из того положения, что монополия — это такое положение в сфере обращения товаров (услуг), когда один или несколько хозяйствующих субъектов обладают возможностью контролировать ситуацию на рынке (рыночное направление исследования монополии).

Антимонопольное регулирование осуществляется двумя основными способами. Один из них состоит в ограничении и запрещении той деятельности хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке, которая уничтожает конкуренцию или сужает сферу ее действия (контроль за соглашениями, слияниями, злоупотреблением доминирующим положением). Второй способ заключается в непосредственном воздействии государства на хозяйственную деятельность монополий и доминирующих субъектов (особая система налогообложения, контроль за ценами).

Общий запрет монополии в российском Законе о конкуренции отсутствует. Антимонопольное регулирование направлено лишь на некоторые действия субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке, исчерпывающего

перечня которых нет. Поэтому важно понять те принципы, на основе которых построены антимонопольные запреты и ограничения.

Монополистическую деятельность Закон о конкуренции (ст. 4) трактует как противоправное деяние субъекта антимонопольного регулирования, направленное на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Рассмотрим состав данного правонарушения. Объектом являются отношения конкуренции.

В объективную сторону включаются такие элементы, как противоправность деяния, вред и причинная связь между ними.

Деяние (действие или бездействие) субъекта антимонопольного регулирования противоправно, если нарушает нормы антимонопольного законодательства.

Такой элемент, как вред, может отсутствовать в составе рассматриваемого правонарушения, так как монополистическая деятельность объявляется противоправной независимо от наличия или отсутствия такого последствия. Однако данное деяние в любом случае наносит вред конкурентному правопорядку.

К субъектам правонарушения монополистической деятельности относятся: хозяйствующие субъекты; федеральные органы исполнительной власти; органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Субъективную сторону такого правонарушения, как монополистическая деятельность, составляет вина нарушителя. Речь идет о вине только в форме умысла, так как законодатель прямо указывает, что монополистическая деятельность направлена (имеет определенную цель) на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Осуществление такой цели, очевидно, невозможно по неосторожности.

Особенностью субъектного состава правонарушения является то, что значительную группу субъектов составляют юридические лица. Вина юридического лица выражается в вине его работников. Более всего это касается руководителей тех организаций — хозяйствующих субъектов, которые и определяют стратегию поведения юридического лица на рынке, и в том числе поведения в конкурентной борьбе.

Следующей основной категорией антимонопольного законодательства, которую мы проанализируем, является «доминирующее положение». Важно отметить, что само по себе наличие доминирующего положения не является противозаконным.

Ст. 4 Закона о конкуренции определяет доминирующее положение как «исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров…, дающее ему (им) возможность оказывать решающее

влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам».

Предполагается, что хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение на рынке определенного товара, если его доля составляет 65 и более процентов. При этом хозяйствующему субъекту дано право доказывать обратное. Считается, что хозяйствующий субъект, обладающий долей на рынке определенного товара от 35 до 65 %, не имеет доминирующего положения. Бремя опровержения последней презумпции лежит на антимонопольном органе.

Положение субъекта, обладающего долей на рынке определенного товара менее 35 %, не может быть признано доминирующим.

Для точного выяснения положения субъекта на рынке важно правильно определить соответствующий товарный рынок. Товарным рынком Закон о конкуренции признает сферу обращения товара, который не имеет заменителей или взаимозаменяемых товаров на территории РФ или ее части. При этом под товаром понимается «продукт деятельности (включая работы, услуги), предназначенный для продажи или обмена» (ст. 4 Закона о конкуренции). Товар, представленный на рынке, может быть уникальным, единственным в своем роде. Но чаще всего на рынке присутствуют товары-заменители (субституты). Взаимозаменяемые товары довольно близки как по своим качественным свойствам, так и по цене. Территория определяется, исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и невозможности это сделать за ее пределами. Согласно разъяснению

Высшего Арбитражного Суда РФ, под соответствующими территориями понимаются не только национально-государственные, национально- и административно-территориальные образования, но и группы населенных пунктов или иные территории, находящиеся в пределах границ этих образований. Поэтому границы местного товарного рынка должны определяться для каждого конкретного случая, с учетом необходимости защиты прав потребителя. При этом учитывается наличие или отсутствие у потребителя возможности приобретать соответствующие товары без дополнительных существенных затрат 11.

Обычно продукция какого-либо предприятия рассчитана на сбыт в пределах местного рынка. В то же время характер товара влияет на границы его распространения: если товар скоропортящийся, то границы сужаются; если товар дорогостоящий и сложный в техническом отношении, то он имеет более широкую сферу распространения.

 

 Рынок, на котором складываются реальные отношения монополии и конкуренции для конкретного предприятия, принято называть релевантным. При изучении релевантного рынка учитываются как реальные конкуренты, производящие аналогичную продукцию, а также товары, способные ее заменить, так и потенциальные конкуренты, имеющие возможность без значительных затрат перейти к производству рассматриваемой продукции, или ее заменителей. При этом не следует забывать о том, что границы рынка, правильно определенные на данный момент времени, могут измениться в будущем.

Достаточно сложным является вопрос о количественном определении концентрации рыночной силы (доминирующего положения того или иного хозяйствующего субъекта). Например, в германском законодательстве используется такой критерий, как доля фиксированного числа предприятий, выражающая доминирующее положение на рынке. Так, доминирующее положение существует, если на одно предприятие приходится более 1/3 всего оборота на рынке, или на три и менее предприятий приходится более половины всего оборота, или на пять и менее предприятий приходится более 2/3 оборота.

В американском антимонопольном праве применяется индекс Херфиндела-Хиршмана, характеризующий не только положение крупнейших производителей (как в германском законодательстве), а всю совокупность предприятий на рынке.

Индекс Херфиндела-Хиршмана определяется как сумма квадратов долей всех действующих на рынке фирм в общем объеме совершаемых на нем продаж. В условиях совершенной конкуренции индекс равняется нулю, в условиях абсолютного господства монополии — 10 000.

В японском законодательстве установлено, что «монополистическая ситуация» существует, если (в совокупности с иными условиями) доля какой-либо одной компании на рынке равна 50 % (75 % — для двух фирм).

В соответствии с решениями Комиссии ЕС, доминирующее положение могут занимать предприятия, доля рынка которых составляет от 20 до 40 %16.

Российское антимонопольное законодательство применяет количественный показатель господства предприятия на рынке, равный 35 %: «Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35 процентов» (ст. 4 Закона о конкуренции).

Итак, при определении положения какого-либо предприятия на рынке учитываются как способность предприятия влиять на конкуренцию, так и соотношение реальной доли хозяйствующего субъекта на рынке и доли, установленной в законе.

Субъекты, на которых распространяется действие антимонопольного законодательства

Антимонопольное законодательство распространяет свое действие, в частности, на хозяйствующих субъектов.

К хозяйствующим субъектам, согласно ст. 4 Закона о конкуренции, относятся «российские и иностранные коммерческие организации, некоммерческие организации, за исключением не занимающихся предпринимательской деятельностью, в том числе сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также индивидуальные предприниматели». Некоммерческие организации могут стать субъектом антимонопольного регулирования только в том случае, если не только обладают правом, но и реально осуществляют предпринимательскую деятельность.

Специфика антимонопольного регулирования объясняет тот факт, что субъектами такого воздействия могут быть не только отдельные юридические лица или предприниматели, но и их объединения. В силу различных причин одно лицо может влиять на решение и линию поведения другого лица. Объединенные таким образом субъекты могут стать обладателями доминирующего положения на рынке и воздействовать на него так же, как это бы делало одно лицо. Поэтому антимонопольный закон распространяет нормы, касающиеся хозяйствующих субъектов, на группу лиц.

Классическое гражданское право исходит из предпосылки о полной независимости субъектов гражданских отношений друг от друга. Однако реалии современной экономики уже не вписываются в традиционную схему: между лицами, самостоятельными с юридической точки зрения, могут существовать отношения экономической зависимости. Такое положение дел постепенно стало учитывать и законодательство. Во многих странах законодательство оперирует понятием «группа», но единого определения группы не сложилось. В качестве группы рассматриваются: 1) юридически самостоятельные организации, связанные отношениями экономической зависимости и проводящие общую хозяйственную политику; 2) организации, в которых один из участников обладает контролем над другими.

Российское законодательство использует широкое толкование понятия группы. Закон о конкуренции использует два понятия: «группа лиц» и «аффилированные лица», хотя они во многом дублируют друг друга. Кроме того, ст. 4 Закона определяет оба понятия, но в последующих статьях употребляется только термин «группа лиц».

В соответствии с действующим антимонопольным законодательством, аффилированные лица — это физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Круг аффилированных лиц включает в себя и субъектов, входящих в группы лиц.

Аффилированные лица находятся между собой в особых отношениях, позволяющих контролировать деятельность друг друга. Подобные связи строятся на имущественных, договорных, родственных отношениях, либо на отношениях, возникающих при создании и деятельности органов управления.

Законодатель установил размер участия в капитале другого юридического лица в 20 % для признания таких лиц аффилированными. В то же время в законодательстве других стран наблюдается значительный разброс в определении таких критериев. Аффилированной компанией по законодательству США признается та, пять и более процентов голосующих акций которой принадлежат другой компании. Во французском праве «системой участия» называется владение контролирующей компанией от 10 до 50 % капитала другого общества.

Отношения аффилированности могут быть либо односторонними, когда одно лицо оказывает влияние на других лиц, либо взаимными, когда имеет место взаимовлияние лиц друг на друга. Контроль одних лиц над другими может быть как прямым, так и косвенным. Например, если хозяйствующий субъект

А контролирует хозяйствующий субъект Б, а Б обладает любым долевым участием в уставном капитале хозяйствующего субъекта В, то контроль А над В будет считаться косвенным.

Внутри группы обычно существуют отношения контроля и подчинения. Контроль — термин, не имеющий однозначного определения. Контроль можно связывать с господством, или же с проверкой, надзором. Кроме того, не всякое влияние можно назвать контролем. В настоящее время общепризнанно, что под контролем понимается определяющее влияние одной компании на другую.

Российское законодательство исходит из того, что контроль проявляется в случаях: 1) обладания 20 и более процентами акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества; 2) обладания одним лицом 10 и более

процентами балансовой стоимости основных производственных средств или нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта; 3) обладания правами, позволяющими одному лицу управлять предпринимательской деятельностью другого лица или осуществлять функции его исполнительного органа (то есть контроль способны осуществлять аффилированные лица, а также лица, обладающие более чем десятипроцентной долей основных производственных средств или нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта).

Итак, контроль — это возможность решающего воздействия одного лица на деятельность другого. Сделки, в результате совершения которых появляется возможность для одного хозяйствующего субъекта (группы лиц) контролировать поведение другого, заключаются под наблюдением антимонопольного органа во избежание возможных нарушений антимонопольного законодательства.

Достаточным своеобразием отличается такой субъект антимонопольного регулирования, как финансово-промышленная группа (ФПГ). Особенность его заключается в том, что это явление представляет собой одну из форм монополий, поддерживаемую и поощряемую государством. Внутри группы также существуют отношения контроля и подчинения.

Более всего ФПГ сходны с концерном. Так, ст. 2 Закона о финансово-промышленных группах определяет такое объединение как совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочернее общества или полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы на основе договора в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест. Согласно п. 3 ст. 3 того же закона, участниками ФПГ могут быть организации, действующие в сфере производства товаров и услуг, а также банки или иные кредитные организации.

В то же время концерн можно определить как объединение формально независимых предприятий (как правило, различных отраслей промышленности, торговли, а также банков), подчиняющихся единому финансовому контролю. Отсутствие жесткой подчиненности звеньев концерна позволяет им как самостоятельным единицам гибко реагировать на изменение рыночной ситуации. Общий же финансовый контроль обеспечивает проведение единой политики концерна, позволяет осуществлять краткосрочное и долговременное планирование деятельности. Благодаря многоотраслевой структуре концерн менее подвержен влиянию спадов и кризисов в экономике. Основные направления деятельности ФПГ во многом сходны с наиболее важными направлениями деятельности концерна.

Концерн является наиболее распространенной формой монополии в развитых устойчивых экономиках, что говорит о том, что она обоюдовыгодна и для экономики в целом, и для подразделений концерна.

В соответствии с легальным определением ФПГ, она может представлять собой или основное и дочернее общества, или совокупность юридических лиц, полностью или частично объединивших свои активы на основе договора.

В субъектный состав ФПГ входят как коммерческие, так и некоммерческие организации, в том числе иностранные, кроме общественных и религиозных организаций (объединений). В качестве обязательных участников ФПГ названы такие субъекты, как: 1) организации, действующие в сфере производства товаров и услуг; 2) банки и иные кредитные организации. Кроме банков обеспечивать инвестиционные процессы в ФПГ могут инвестиционные институты, негосударственные фонды, страховые организации.

Действует разрешительный порядок создания ФПГ, что гарантирует возможность осуществления контроля со стороны государства. Решение о регистрации или отказе в регистрации принимается после экспертизы представленных документов.

Федеральным законом предусмотрены меры государственной поддержки ФПГ.

Антимонопольное законодательство призвано предотвращать возможные злоупотребления финансово-промышленных групп или отдельных их членов, вызванные их монопольным положением. Закон о конкуренции признает членов ФПГ аффилированными лицами, что подразумевает особый контроль за их деятельностью, заключением сделок, со стороны антимонопольных органов. Такой контроль позволяет избежать создания под эгидой ФПГ крупных монопольных структур и отрицательных последствий для конкуренции в результате их деятельности на внутреннем рынке Российской Федерации.

К хозяйствующим субъектам можно отнести и естественные монополии. Остановимся подробнее на сущности этого явления и специфике регулирования.

Естественная монополия может возникнуть практически в любой отрасли производства, но, как правило, основана на обладании наиболее благоприятными природными факторами тем или иным производителем.

Согласно ст. 3 Закона РФ «О естественных монополиях», естественной монополией признается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства. Естественные монополии распространяются на следующие сферы (ст. 4 Закона о естественных монополиях): транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи. Этот перечень является исчерпывающим. Следует учитывать, что естественной монополией является только транспортировка газа по трубопроводам, а не добыча, оптовая и розничная продажа. Нефтяной комплекс в целом также не представляет собой естественную монополию, таковой является только транспортировка по трубопроводам. Железнодорожные перевозки — естественная монополия, однако на подвижной состав она не распространяется. В связи с таким положением встает довольно сложная проблема разграничения монопольного и конкурентного секторов.

Итак, в некоторых отраслях экономики большая эффективность достигается в случае отсутствия конкуренции. Как правило, отличительной чертой естественных монополий выступает наличие сетевых структур (трубопроводы, линии электропередач и т. д.). В таких отраслях высоки постоянные издержки, что ведет к необходимости экономии на масштабах. Также конкуренция невозможна в силу того, что капиталовложения огромны, но продать активы почти невозможно, а выручка в случае ее получения не покроет издержек.

Необходимо заметить, что естественная монополия — явление не вечное, а преходящее, так как изменение технологий может породить конкуренцию на том или ином рынке.

Например, традиционные способы телефонной связи заменяются связью спутниковой, сотовой, радиосвязью и т. п., и поэтому утрачивается монополия на проводную телефонную связь, а особенно междугороднюю и международную.

Положение монополиста дает возможность неограниченно повышать цены ради увеличения прибыли, а также иными способами ущемлять права потребителей их продукции в угоду собственным интересам. Именно поэтому деятельность естественных монополий подлежит тщательному контролю и регулированию со стороны государства. В РФ их деятельность подчиняется Закону о естественных монополиях, однако, если они совершают деяния, попадающие в сферу действия Закона о конкуренции, применяется последний. Такой вывод подтверждается практикой применения антимонопольного законодательства. В информационном письме Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.03.98 № 32 отмечается, что субъекты естественных монополий доминируют на товарном рынке в силу самого своего положения и на них распространяются правила антимонопольного законодательства. Поэтому их деятельность контролируется органами регулирования естественных монополий и антимонопольными органами. Если субъект естественной монополии нарушает какие-либо положения Закона о конкуренции, то к нему применяются меры, предусмотренные антимонопольным законодательством 23.

Закон о конкуренции распространяется также на органы государственной власти, к которым относятся федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ, функционирующие на основании ст. 10, 11, 77 Конституции РФ.

Кроме того, субъектами антимонопольного регулирования являются органы местного самоуправления. В соответствии со ст. 12 Конституции РФ, ст. 1, 14 Закона РФ от 28.08.95 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»24 это выборные и другие органы, обладающие полномочиями по решению вопросов местного значения, не входящие в систему органов государственной власти.

Закон РФ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» распространяет свое действие на финансовые организации. Финансовая организация, по определению указанного Закона (ст. 3), это юридическое лицо, осуществляющее на основании соответствующей лицензии банковские операции и сделки, либо предоставляющее услуги на рынке ценных бумаг, услуги по страхованию или иные услуги финансового характера, а также иная организация, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие операции и сделки на рынке финансовых услуг.

Правила per se и «разумного подхода»

Антимонопольное законодательство использует, регулируя деятельность хозяйствующих субъектов, два подхода, противоположных по своей сути друг другу. Это правила per se и «разумного подхода». Правило per se (сами по себе, лат.) предусматривает изначальную незаконность действий субъекта, которая не зависит от последствий таких действий. Правило разумности также предполагает незаконность действия, однако при этом допускается анализ последствий с целью изучения их влияния на состояние конкуренции и рынка в целом. В случае признания последствий благоприятными, деяние будет считаться законным. Императивные запреты правил per se обеспечивают стабильность экономического порядка, предупреждают субъектов антимонопольного регулирования о недопустимости определенного поведения и неблагоприятных последствиях нарушения запрета. Наличие правил per se в случае доказывания монополистической деятельности требует лишь доказательств факта их нарушения: нет необходимости сложного анализа последствий деяния, их воздействия на рынок.

В то же время правило разумности обеспечивает гибкий подход в оценке деятельности хозяйствующих субъектов и органов власти. Законодательство поддерживает эффективную конкуренцию, а когда она теряет такие свойства, защищает монополистические тенденции. Таким образом и поддерживается равновесие системы монополия — конкуренция.

Хозяйствующие субъекты для оправдания своих действий, направленных против конкуренции, должны доказывать, что положительный эффект от их действий, в том числе в социально-экономической сфере, превышает негативные последствия для товарного рынка. Также подлежит доказыванию исключительность случая. Законодательством не установлены четко те сферы, в которых должен проявляться положительный эффект. Упоминается только область социально-экономических отношений. Такое положение можно трактовать слишком широко, поэтому требуется более конкретно определить сферу применения правила разумности. Однако предельно ясно очертить границы применения правила разумности крайне трудно. В качестве примера можно привести п. 3 ст. 85 Договора об учреждении Европейского экономического сообщества (Римской конвенции). Согласно п. 3 ст. 85 Договора, положения п. 1 той же статьи могут быть признаны не подлежащими применению к любому соглашению или категории соглашений между предприятиями; к любому решению или категории решений об объединении предприятий и к любой координированной деятельности или категории такой деятельности, которые способствуют улучшению производства или распределения продуктов или содействуют техническому или экономическому прогрессу, обеспечивая при этом справедливые интересы потребителей. При этом упомянутая деятельность не должна а) налагать на заинтересованные предприятия таких ограничений, которые не являются необходимыми для достижения этих целей; б) давать этим предприятиям возможность устранить конкуренцию для существенной части данных продуктов.

Используя столь гибкие и расплывчатые критерии, можно оправдать любое действие, которое хотя и относится к монопольной практике, чрезвычайно выгодно и необходимо для экономики в целом.

Антимонопольное законодательство отражает в себе те теории, которые существуют в науке. Принцип разумности является выражением технологического подхода в теории монополии. Монополия оправдана, если она обеспечивает прорыв в технике и технологии, следствием которого будет повышение качества продукции и услуг, повышение уровня жизни. Также это правило связано с идеей «эффективной конкуренции», что приводит к необходимости в некоторых случаях анализировать характер конкурентных отношений.

 

 Вопросы по материалам лекции:

1. Охарактеризуйте положительные и отрицательные особенности конкуренции и монополии в экономике.

2. Опишите понятия аффилированных лиц в российской и зарубежной экономиках.

3. Охарактеризуйте роль финансово-промышленных групп в состоянии конкуренции и монополии в экономике страны.

3. Поясните сущность правил «per se» и «разумного подхода».